Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Методика Никитиных. (о самостоятельности)

Перечитала недавно Никитиных. Конечно, мне и раньше, до рождения ребенка, там многое не нравилось. Но сейчас прочитанное повергло меня в шок.

Очень "понравилось", например, приучение ребенка к самостоятельности. Ну не хочет он быть самостоятельным, ну 1,5 - 2 года еще. Хочется иногда и маленьким побыть - ан нет. Делай все сам, иначе тебе будет общесемейная обструкция. При этом как-то забыли такой момент, что решение сделать что-то самостоятельно ребенок также должен принимать САМ, а не по указке родителей. Иначе вся ценность такой самостоятельности сводится к нулю.
Для любого ребенка большая радость сделать что-то самому. Одеть штанишки, есть ложкой или вилкой САМОМУ - это же так приятно! А Никитины превратили это в обязанность.
В книге описана ситуация, когда к ним приехала бабушка с тетей и они целый день прыгали вокруг 2-летнего ребенка и не давали ему ничего делать. На следующий день ребенок с утра отказался одевать сам штанишки. Родители устроили с ним настоящую битву, довели ребенка до слез, но все же добились глубокого раскаяния 2-летнего негодяя и самостоятельного одевания им штанишек.
А у меня сразу возникли такие волпросы.

1. Чего стоит самостоятельность, которая сходит на нет после нескольких часов общения с бабушкой? До чего родителям надо довести ребенка? У меня, например, если ребенок хочет делать что-то САМ, ему и 10 бабушк не помешают. В противном случае он такой концерт устроит!
2. Учитывая, что родители сидели с ребенком и бабушками за одним столом и присутствовали при "баловании" ребенка, несколько странно, что они не могли тактично настоять на своем.
3. Неужели они всерьез подумали, что ребенок НАВСЕГДА разучился одевать штанишки после дня общения с бабушками? Если нет, тогда зачем издеваться над ребенком?
Вот это стремление раздавить ребенка своими принципами буквально на каждой странице книги. Чего стоит история, когда того же 2-летнего Алешу лишили чая за то, что он нечаянно его разлили за обедом под соусом "приучения к аккуратности"!
Так что, не нравится мне ента новаторская педагогика.
27.06.2001 04:14:52,

55 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Наверное, из всех эдесь присутствующих, я воспитываю ребенка ближе всех к Никитинским методам. В их методах много хорошего, но ужасает авторитарность этих методов. Принципы ради принципов, а не ради детей, хотя они на словах это и отрицают.

У меня самой ребенок иногда ходит в футболке, когда многие другие дети ходят в пуховых комбинезонах. Но это не ради какого-то принципа, а потому что погода позволяет и он не мерзнет, а дети в комбинезонах через 15 минут все потом покрываются. Я хожу в футболке - и он так же. Хотя у него морозоустойчивость повыше, чем у меня. Иногда мне прохладно, а он бегает горячий. Но когда я читаю про посиневшие конечности, мне становится не по себе.
Я сама хочу вырастить ребенка самостоятельным, но для этого я просто стараюсь не упускать моменты, когда ребенок хочет сделать что-то сам, и вижу, что это его радует. И уж тем более мне бы в голову не пришло отказать ребенку в полмощи, если он в ней нуждается. Это замечательно, когда 1,5 годовалый человечек уже сам принимает решения, и чаще всего достаточно разумные. Но я знаю, что если я буду давить на него, эта самостоятельность из радости превратится для него в тягостную обязанность. Чем давить на ребенка, не лучше ли чуть-чуть подождать, когда ребенок сам дозреет для того, что от него требуется?
Л.А. Никитина действительнов последствии признала некоторые ошибки. Отец же считал, судя по всему, что эти "нюансы" вообщзе не заслуживают внимания. К тому же, если прочитать книги Никитиных, то о "педагогических победах" над собственным 2-летним ребенком можно прочитать кучу историй, а о последующих победах, якобы имевших место после осознания ошибок - практически ничего, кроме случая с дочкой, назвавшей маму "дурой", хотя если бы ошибки действительно были осознаны и исправлены, в книгах бы было рассказано о педагогических победах ВМЕСТЕ с ребенком, а не НАД ребенком.
28.06.2001 02:23:52, Artemis
Полностью с Вами согласна! Нельзя ребенку навязывать своих ощущений. До сих пор боремся с бабушками, воторые мерзнув сами, одевают ребенка :(
Так же и с "самостоятелльностью", нельзя заставить быть самостоятельным, кто-то приходит к этому в 2 года, кто-то в 5, но придет сам, по внутреннему побуждению...
28.06.2001 07:01:17, Елена Д.
Как мне кажется, Никитины были новаторами в том смысле, что они первыми в нашей стране стали вообще заниматься развитием маленького ребенка и осознанно (с какого-то этапа) подошли к этому.
А насчет самостоятельности. Был бы ты седьмым ребенком, так и не так бы делал все сам.
Но они очень категоричны в своих высказываниях. И многие вынужденные вещи возвели в культ. Например, хождение дома в трусиках (самими сшитыми) и подобное.
Интересно, а кто-нибудь знает каким педагогом был Никитин. Ведь если ты воспитываешь осознанно, то это должно перейти и к другим детям. Или те деревенские дети были недостойны его усилий?
27.06.2001 19:28:37, Надежда
Надежда! Люди, которые берут на себя миссию ВОСПИТАНИЯ ребенка, то есть того, о ком ты еще очень мало знаешь, обязательно зайдут в тупик, если они заранее ЗНАЮТ, как его надо воспитывать... 27.06.2001 21:04:47, Элла Прокофьева
Элла, извините, но я вообще не об этом. И к методам Никитиных отношусь довольно скептически, хотя с удовольствием даю своему ребенку поиграть в их пособия. Но сейчас эти игры одни из многих и не воспринимаются как что-то оригинальное. Если что-то не так написано, извините - 10 часов за компьютером, пишу пока печатается. 27.06.2001 21:29:27, Надежда
Это не новаторская педагогика. Почитайте: Лев Толстой - детям. Например, рассказ "Косточка"...
Я, возможно, надоела, своим тихим голосом (претензия на голос разума:)), но любая зацикленность, любой фанатизм ведут нас в болото негативизма...
Постоянство требований к ребенку, с наказанием за НЕСОБЛЮДЕНИЕ - клиника, непостоянство, противоречивость - невротизм.
Золотая середина - принятие личности ребенка и общение с ним в соответствии с требованиями наличной ситуации, а не выдуманных кем-то принципов...
27.06.2001 18:40:08, Элла Прокофьева
Кондратея
Никитинские книги мне откровенно неприятны, а методика кажется шарлатанством, но я охотно делаю скидку на то, что многие педагогические находки работают ТОЛЬКО в руках авторов. Поэтому неприятно лишь то, что Никитины на полном серьезе пропагандировали свою "методу", писали о ней книги и зарабатывали, если не прямо деньги, так славу. Дома у себя они имели полное право воспитывать детей по своему усмотрению.

Нет также ничего удивительного, что выросшие дети недовольны своим детством. Во-первых, это вообще распространенное явление (не знаю, какой процент, но многие высказывают недовольство своим детством и воспитанием). Во-вторых, Никитины действительно многое делали насильно и авторитарно - не прямым насилием, а непререкаемостью. В-третьих, дети, конечно, хорошо, но как сами Никитины (в частности, папа Борис) пишут, они работали лишь "постольку-поскольку прокормить детей", жили весьма бедно. Если я правильно поняла в телепередаче, практически каждый выросший ребенок Никитиных об этом вспомнил с сожалением. Для меня это было откровением - я не думала, что чисто материальное благополучие замечается детьми. Ан нет.

Естественно, нелепые претензии на то, что дети Никитиных "здоровее" или "более развиты по возрасту", чем другие дети, я вообще не обсуждаю. Здоровые развитые дети растут в любой счастливой семье, а "умственные достижения" детей семьи Никитиных резко сошли к нормальному уровню уже к 4-5 классу.

Так что почитать книги Никитиных не вредно, но особенно учиться у них не стоит, мне кажется. Для обоснованности - книги Никитиных я прочла почти все.
27.06.2001 13:36:44, Кондратея
Мурзя
У меня есть подруга, которая частично прониклась идеями Никитиных. Дочь всегда одета примерно на сезон легче, чем все вокруг, дома только в трусах и босиком, все игры Никитиных в наличии. Не могу сказать, что их дочь болеет реже, чем мой сын, хотя у нас все традиционно. Соплями страдает не менее 3-4 раз в году, так что "босиком" - не панацея. А не летом на их Полю без сострадания не могу смотреть, даже старалась гулять отдельно. Такое впечатление, что девочка в анабиозе или в прострации, а ведь должна бы двигаться побольше, чтобы не холодно было. А дома и летом - нормальный живой ребенок. Жутко, когда зимой из-под курточки голая воробьиная шейка торчит. Все дети лепят что-то из снега, катаются на санках. А она стоит, как мумия или домой просится. Все время слезки сами собой на холоде текут. Ужас, короче. У родителей на это поведение примерный ответ: не с той ноги встала, поздно уснула и т.п. Неужели это якобы закаливание тго стоит. По-моему, закаливание, это когда человек легко переносит колебания температур, а не все время мерзнет. Ну а игры у них вообще не пошли. Не хочет девочка с ними возиться. Мама сначала очень расстраивалась, теперь привыкла. Ждут теперь, когда сын подрастет, может, он "разовьет творческие способности", раз Полю кроме танцулек и пения ничего больше не интересует. Вот такое у меня впечатление от последователей Никитиных. 27.06.2001 14:09:08, Мурзя
O''Merry
Я прочитала почти все у Никитиных, но многое из их методик показалось мне возможным (и нужным) исключительно в условиях многодетной семьи... Лично мне очень близки их мысли о необходимости поддержания "низкотемпературного" режима для диатезных деток (эту рекомендацию опробовала на собственной многострадальной шкуре) :)) Со своей дочкой с первого месяца занималась гимнастикой, крутила-вертела-массировала... Нельзя, конечно, утиверждать, что именно этим было вызвано ее достаточно раннее физическое развитие (рано села, рано поползла, рано пошла) :)) Но вдруг именно этим? :)) 27.06.2001 15:30:36, O"Merry
мамАнечка
Оль, наш тоже ранний, но я Никитинскими "выкрутасами" не занималась:-)) 27.06.2001 15:44:38, мамАнечка
Кондратея
Нет, на это можно и нужно читать научные книги. Физическое развитие, как и умственное, во многом закладывается наследственностью. Без сомнения, родители помогают ребенку занятиями (гимнастикой или чтением, закаливанием или рисованием), но КОГДА и КАК ребенок пойдет, сядет, заговорит - определила природа.

Кондрат очень рано сел, пополз, подтянулся, довольно рано пошел, показывает необыкновенные чисто физические способности (мне об этом врач сказал - я бы не заметила, так как у нас пока один ребенок, опыта нет). Мы занимались с ним СРЕДНЕ - делали массаж, играли, немного делали зарядку, но никаких усилий вообще не прикладывали. ТАкова наследственность - спортивные способности пышным цветом цветут в папиной семье. А вот речь все еще ждем-с, хотя именно этим я занималась и занимаюсь без продыху. Правда, не волнуюсь и оттого, что мы все еще не говорим - я не специально для этого занимаюсь, просто лично мне приятнее читать книжки и разговаривать, чем делать с ребенком зарядку.
27.06.2001 15:35:29, Кондратея
Волхв
Природа, говорите? Может быть, но родителей сбрасывать со счетов нельзя.
Естественно, обращаем внимание на других детей, сравниваем. Обычно малыш сидит в коляске и ничего не делает, только смотрит; наш - вертушка. В поликлинике как положат смотреть, так переворачивается и ползет, они говорят, он один такой (точно знаем, что в нашем районе больше с дитями не занимаются). Смотрим: если с соской, то и не скажет ничего даже, а нашего говорушкой зовут на молочной кухне. Все это не потому, что "наш - значит, лучше", мы объективны. И все физические "достижения" у него раньше. А сейчас он сам рисует (мазня, конечно, но он осознает этот процесс) и выбирает правильно карточки со словами, причем отождествляет их с предметами.
Могу точно сказать (мы дневник ведем), что эти различия (например, в подвижности) начались не сразу, а месяцев с 3-4. Вот такой опыт.
Вы скажете, что если бы мы не занимались, то же и получилосьбы?
Тогда порассуждаем: при рождении у малыша есть потребности: в пище, в тепле, в маме - это понятно. Но есть еще в движении, в получении информации. Если их не удовлетворять, то дите ПРИСПОСОБИТСЯ: мало есть, терпеть холод, быть одному, мало двигаться и ничем не интересоваться.
Кстати, наследственность у нас не очень хорошая: оба не спортсмены, образ жизни не активный, здоровьем особым не отличаемся, плюс ко всему у меня еще и астма.
Опять же кстати, физическое развитие в первый год жизни оч-чень сильно связано с умственным, так что, может быть, все-таки надо было зарядочку делать?
С уважением,
Волхв.
ЗЫ: А научных книг сейчас много. Как диссертации делаются, тоже знаем.
28.06.2001 16:41:22, Волхв
Кондратея
Извините, забыла спросить - про диссертации современные, вы по себе судите? Или откуда знаете? 28.06.2001 17:46:46, Кондратея
Волхв
А это имеет какое-то значение?
Некоторое время назад постоянно находился в этой среде. Есть работы замечательные, есть на троечку. В основном, делаются ради каръеры, а это значит - лишь бы сделать, о качестве вопрос не стоит. Чистой науки ради науки осталось очень мало.
И убедился, что книги таких научных работников также печатаются с целью зарабатывания денег или поднятия престижа. Не хочу сказать ничего плохого про тех авторов, которых Вы читали (кстати, можно полюбопытствовать, кто?), просто я не очень доверяю современным научным изданиям.

С уважением,
Волхв.
29.06.2001 08:19:50, Волхв
Кондратея
Вам все это нравится делать - и отлично, делайте. А еще вам нравится осознавать, что "в вашем районе с детьми больше никто так не занимается", и чувствовать свое превосходство. Лично я в этом криминала не вижу, но к обсуждению темы это ничего не прибавляет, ИМХО. Да и даже если делать акцент именно на "занятиях", то на Никитиных свет клином не сошелся - самое полезное вообще не книги читать, а просто слушать и смотреть на ребенка.

Личные примеры - вода, вода и вода... Наш ребенок то... ваш ребенок это... тот ребенок вааще! Обсуждают-то не детей, не родителей, а кто что видит в Никитиных.
28.06.2001 17:45:16, Кондратея
Волхв
Вот-вот, так и думал, что обязательно про превосходство напишите. Я именно поэтому и написал об объективности. Вы знаете, у нас как-то все время находятся иные радости в жизни, чем тешить себя мнимым превосходством над окружающими...
Давайте отвлечемся от Никитиных, суть моего сообщения - способности от природы или их можно развить? Я считаю, что можно развить.
Теперь о личном опыте: Вы считаете - вода? А это - факты. Вода - это как раз теория, а факты - это практика. Надо ли говорить, что именно факты подтверждают или опровергают теорию, а зачастую теорию воздвигают, чтобы объяснить факты.
29.06.2001 08:13:53, Волхв
Заниматься хорошо, но не из соображений гордыни, и если ребенку нравится, все в меру. 30.06.2001 02:14:14, Сонечка
Мой ребёнок ползает с трёх с половиной, ходит с девяти месяцев. Ну и так далее :)). Я не занималась, но и не мешала ему передвигаться. Это что-то подтверждает или опровергает? 29.06.2001 10:47:13, Аборигенка
Волхв
Да нет, я говорю о большинстве. Наследственность тоже вносит свою лепту. 29.06.2001 11:40:41, Волхв
Большинство? ;) У вас тыщи две знакомых наберётся? Разных-разнообразных? Не спорьте о пустом. Кондратея скорее права :))). 29.06.2001 18:32:07, Аборигенка
O''Merry
Вы знаете, хотя все это - "дела давно минувших дней" (дочке уже 12-й год), я до сих пор пребываю в легкой растерянности. Сказать ,что я уделяла много времени физическому развитию, точно нельзя. Ну, было это примерно как гигиенические процедуры, - утром умылись, покувыркались; днем после сна повалялись, попотягивались, покрутились, "полетали"... Специально, да еще по расписанию какому-нибудь, не занималась - просто времени не было (Я училась на вечернем и дочку родила в первую сессию). Зато разговаривала с ребенком буквально днем и ночью! Просто потому что мне хотелось с ней общаться ,а надо было заниматься, я ей вслух с выражением конспекты читала; по ковру вместе ползали (я картотеку составляла, она разбрасывала) - опять же, все громко внятно читала, показывала и рассказывала :)))))) И тем не менее, ребенок заговорил ОЧЕНЬ поздно и читать начал тоже поздно, несмотяр на все ухищрения, что не перестает меня огорчать. Она и сейачс совершенно не книжная девочка - но очень спортивная. Между тем никаких "спортивных" генов в нашей семье точно нет... 27.06.2001 15:45:54, O"Merry
Ну прямо наша история! У нас все происходило по точно такой же схеме, с той только разницей, что Генке еще нет 3-х лет и читать он не начал совсем, а говорит много, но очень непонятно.

P.S. Я тоже прочитала все книги Никитиных, но ко всему подходила критически и не спешила испытать на своем ребенке.
27.06.2001 16:04:56, HappyJulia
Мурзя
Наследственность - хитрая штука! Я будто кол проглотила, прямая спина, гибкости никакой. А про сына и массажисты, и воспитатели в саду говорят, что надо отдавать в спортивные танцы или что-то подобное. Очень красивая фигура (это в 3,3 года-то:-)), гибкость хорошая (дома любимое дело - поделать мостик (держу над поясничкой, он прогибается, поднимаю его и покачиваю, со стороны страсть просто! А он доволен). А уж ноги как только не вывернет. И откуда только это взялось? Муж тоже вроде не блистал в этом плане. Странно. А вот с речью все логично: и я, и муж рано и хорошо говорящими детьми были. И сынуля такой же:0)) 27.06.2001 15:58:01, Мурзя
Что предлагаете? 27.06.2001 13:11:07, Зануда.
мамАнечка
Не так давно была передача с детьми Никитиных.
Мало кто из них чего-то добился в жизни.
Своим детством недовольны, считают, что родители просто проводили на них эксперименты и делали себе деньги, т.к. когда к ним пришла слава, дети были брошены сами себе, а родители мотались по городам и загранкам. То, что их в семье так много, им тоже не по душе. В общем общее мнение детей Никитиных - лучше бы семья была не многодетной, но дружной, чтобы были не родители-экспериментаторы, а любящие родители.

И кстати, ни у кого нет большого количества детей - 1-2 ребенка.
27.06.2001 11:05:44, мамАнечка
Мурзя
Как ни странно, но у двух дочерей Никитиных по 4 детей, а у остальных по 2. Успехов особых, действительно, ни у кого нет. Высшее образование есть , кажется, только у двоих (или троих). Детством они не довольны, жили всю жизнь, как в аквариуме. Старший сын живет в Англии и с семьей не общается вообще уже много лет, даже не знал, что отец уже умер...:-(( Но у большинства свои дети бегают босиком, обливаются хол. водой. Привычка, наверное:0))) 27.06.2001 12:03:13, Мурзя
Совсем недавно прочитала статью о детях Никитиных. У младщей Любы 5 детей. А вот старший уехал в Англию, на вопрос:"Живы ли родители?" отвечает:"Вроде бы". Совсем с мамой не общается (Борис ведь уже умер, кажется?). Но остальные, как писалось в статье, живут дружно. Чуть ли не все вместе в одном доме.
Я старшего сына пыталась развивать по Никитиным (заразилась 11 лет назад их энтузиазмом). Ничего особенного (кроме закалки - не болеет совсем) не получилось. Но зимой он босиком и в шортах не ходит. Одет как все. Разьве что в школе на уроках сидит в рубашке с коротким рукавом, а на улице - как все в куртке, шапке. А вот никаких особенных умственных способностей развить не удалось, только физические ( в год купила ему спорт.комплекс).С младшим уже подобных экспериментов не проводила.
28.06.2001 17:08:19, АсяА
Вы знаете, по моему, Никитины и не стремились вырастить из своих детей- выдающихся людей. По моему, это они говорили, что главное, чтобы люди хорошие были:-) (Вольная интерпретация)
А главная их проблема, это то, что они много чего делали, когда их дети были маленькими, т.е. дошкольниками, а потом- школа, причем обычная "советская школа" (сразу оговорюсь, ничего плохого в этом словосочетании не вижу, сама в такой училась). Да, это мы сейчас имеем хоть какой то выбор. И сейчас понятие "успешности" совсем другое, чем раньше.
Поэтому ,как мне кажется, с точки зрения семьи Никитиных у их детей все удалось.
27.06.2001 13:17:47, Наталия
Мурзя
Да, Вы правы. Мне кое-что нравится в их методике, используем игры Никитиных. Но со многим я не согласна. Например, мне не понятно, почему рекомендуют в свои кубики играть (или учиться) только определенным образом. Почему нельзя из них же построить домик, или еще что-то. Ведь от того, что это кубики НИКИТИНЫХ, они не перестали быть просто КУБИКАМИ. И насчет того, что нельзя показывать, как играть. Если ребенок один, он вряд ли догадается, что с некоторыми играми надо делать. Их младшие дети с рождения видели, как играют старшие - так что "не показывать" не совсем корректно. Ну а в общем, спасибо им большое за то, что поделились своим опытом, рассказали об ошибках. А принимать или нет - это уже дело личное:-)) 27.06.2001 13:38:14, Мурзя
Нет, если их дети не довольны детсвом - значит не все удалось :( 27.06.2001 13:32:31, Елена Д.
По-моему, только не слишком умный человек всегда доволен абсолютно всем. 27.06.2001 19:06:09, Водолей
А почему Вы считаете, что их дети недовольны своим детством? 27.06.2001 15:20:45, Наталия
Кондратея
Должно быть, Елена (как и я) видела телепередачу с их участием. Там было ясное такое впечатление. 27.06.2001 15:36:08, Кондратея
Я думаю, что отчасти это все от того, что семья многодетная. Их задача - освободить маму от необходимости одевать, подтирать. Хотя все это возведено в принцип раннего развития.
Но даже среди многодетных семей могут существовать иные методы воспитания.
27.06.2001 10:22:05, Сонечка
Сонечка, так и без этого можно освободить. Ребенку с детства свойственно стремление к самостоятельности, подражание взрослым. И вовсе не обязательно действовать такими авторитарными методами. Я вот даю сыну тряпку лужу за собой подтереть - он это делает с неописуемым восторгом. А если его за это еще и похвалить и поцеловать - он это охотно повторит в следующий раз. Ну, допустим, ребенок один раз устал или расшалился, не стал лужу подтирать - так мне же выгоднее не заострять на этом его внимание, и в следующий раз он опять все сделает как надо. 28.06.2001 02:33:00, Artemis
У меня то же самое, но это - в чем-то игра, а не нудная обязанность: " Ах, пролил, вытирай теперь! "(гневно). Когда так никому не захочется, тогда - это насилие. 28.06.2001 10:40:25, Сонечка
Волхв
Доброго дня!

Весьма спорные утверждения.

"Хочется иногда и маленьким побыть..."
Это взрослым хочется. :) Маленькие наоборот хотят побыстрее вырасти.

"Делай все сам, иначе тебе будет общесемейная обструкция."
Это где там такое написано?

"...решение сделать что-то самостоятельно ребенок также должен принимать САМ..."
У Вас получается байка о яйце и курице: чтобы принять такое решение, ребенок уже должен БЫТЬ самостоятельным.

"А Никитины превратили это в обязанность." и далее про случай с бабушкой.
Никитины никогда не говорили, что они ВСЕГДА поступали правильно, более того, они описывали свои ошибки.

"У меня, например, если ребенок хочет делать что-то САМ, ему и 10 бабушк не помешают. В противном случае он такой концерт устроит!"
Есть и еще пример: ребенок валяется на земле, ревет и дрыгает ногами ("концерт"), потому что ему ПОМЕШАЛИ реализовать его САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ желание пойти погулять (вариант - съесть мороженое). По-Вашему, это самостоятельность?

"...странно, что они не могли тактично настоять на своем."
А не всегда получается тактично. Особенно, если видишь, что ломают то, что ты с таким трудом делал. Не в оправдание, а в объяснение.

"Вот это стремление раздавить ребенка своими принципами буквально на каждой странице книги."
Вы своего ребенка воспитываете БЕЗ принципов?

Теперь выскажу свое мнение:
1.Никто не рождается самостоятельным. Сейчас доказано, что ребенок после рождения ощущает себя и мать как одно целое. Это замечательно, но для жизни в обществе неприемлимо. Следовательно, самостоятельность приобретается. Может - самим ребенком (много случаев, кстати, когда даже взрослые не способны принимать решения), а может - при помощи родителей.
2. Способность принимать решения (самостоятельность) - одна из основ личности. Что, как не воспитание личности в ребенке, является основной целью воспитательного процесса?
3. Раннее воспитание самостоятельности аналогично раннему умственному и физическому развитию. Обсуждение полезности раннего развития требует отдельной темы.

С уважением, Волхв.
27.06.2001 09:23:59, Волхв
"Это взрослым хочется. :) Маленькие наоборот хотят побыстрее вырасти."

Волхв, человек не может постоянно и ежесекундно хотеть одного и того же. Допустим, вы утром хотите кофе, днем борща, вечером пива. Но если вы один из этих продуктов будете употреблять с утра до вечера, вам когда-нибудь это надоест. Иногда ребенок хочет почувствовать себя объектом внимания и заботы, и это нормально. Ваша жена, наверное, в состоянии с утра встать и сварить кофе. Но ей, наверное, приятно будет, если вы ей принесете его в постель. Так же и ребенок.

""Делай все сам, иначе тебе будет общесемейная обструкция."
Это где там такое написано?"

Да хотя бы историю с трусиками возьмите.

"У Вас получается байка о яйце и курице: чтобы принять такое решение, ребенок уже должен БЫТЬ самостоятельным."

Не совсем так. Как только ребенок дорастает до принятия того или иного самостоятельного решения, он его принимает. Никакая самостоятельность не насаждается насильственно. Если вы понаблюдаете за ребенком, легко заметить, как он САМ учится что-то делать, подражая взрослым и когда научится - стремится это делать постоянно. Здесь взрослым главное не отбить желание это делать. Вы видели, как дети уже с 2-3 лет стремятся мыть посуду, подметать полы? А мама часто говорит: "ты не умеешь, ты все сделаешь не так, дай я!" Вот так и убивается в детях природная самостоятельность.

"Есть и еще пример: ребенок валяется на земле, ревет и дрыгает ногами ("концерт"), потому что ему ПОМЕШАЛИ реализовать его САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ желание пойти погулять (вариант - съесть мороженое). По-Вашему, это самостоятельность?"

Нет, это из другой опреы. Это потому, что родители в свое время дали ему понять, что оптимальный способ добиться своего - это скандал.

""...странно, что они не могли тактично настоять на своем."
А не всегда получается тактично. Особенно, если видишь, что ломают то, что ты с таким трудом делал. Не в оправдание, а в объяснение."

А чего стоит такой труд, который ломается после одного визитта бабушки? Такое воспитание похоже на соломенный домик Ниф-Нифа. Ветер подул - и домика не стало. Воспитание ребенка должно идти в согласии с его внутренним миром и потребностями. Иначе оно гроша ломаного не стоит.

""Вот это стремление раздавить ребенка своими принципами буквально на каждой странице книги."
Вы своего ребенка воспитываете БЕЗ принципов?"

Естественно, с принципами. Но если мои принципы идут во вред ребенку - к черту такие принципы.

Думаю, что по вашим 3 пунктам насчет самостоятельности я уже ответила.




28.06.2001 03:06:22, Artemis
Я о методике Никитиных чмтала не много. Но меня всегда настораживает категоричность высказываний. Меня, помню, повергла в шок физическая "дрессура" детей, сдишком вольное распоряжение их телами...
Еще видела по телевизору экстремальную зарядку для малышей (правда авторов не знаю). Мне было откровенно плохо, так там грудничка раскручивали в разные стороны, держа за ступни ног. Я боялась, что ноги ему вывернут :(
Потом подумала, наверное, зря я так испугалась, ведь ребенок вроде не возражает... Но потом натолкнулась на статью о том, как вредно младенцев держать вниз головой, какие это может повлечь травмы (не видные сразу) и подумала, что лучше слушать свои материнские инстинкты :)
То же самое - в психологическом воздействии, ребенок будет делать все сам, когда у него возникнет такая потребность или когда появятся силенки для этого. Например, наш сынуля пошел в год и 1 месяц, но мы его не торопили, появились силенки - и пошел, зато он болтать начал чуть ли не с 8 месяцев. А что бы было, если бы его заставляли ходить - думаю, ничего хорошего.
27.06.2001 07:11:42, Елена Д.
Волхв
Здравствуйте!

"Но потом натолкнулась на статью о том, как вредно младенцев держать вниз головой, какие это может повлечь травмы..."
Книги авторитетов в этой области, описывающих пользу динамической гимнастики, Вы, конечно, не читали? Получается одностороннее суждение.

"То же самое - в психологическом воздействии, ребенок будет делать все сам, когда у него возникнет такая потребность или когда появятся силенки для этого."
Есть и потребность, и силенки. Попросту, не умеют.

"Например, наш сынуля пошел в год и 1 месяц, но мы его не торопили, появились силенки - и пошел..."
Просто, Вы же не любите учить, правильно?

"А что бы было, если бы его заставляли ходить - думаю, ничего хорошего."
Вы видели где-нибудь ребенка, которого ЗАСТАВЛЯЮТ ходить? Да для них это - такая огромная радость - начать ходить!!! Начать САМОСТОЯТЕЛЬНО передвигаться и чувствовать: Я могу!

С уважением, Волхв.
27.06.2001 09:35:00, Волхв
Я с Вами спирить не буду, каждый принимает то, что для него приемлемо :)
Для меня не приемлемо вертеть младенца туда-сюда, держа его за ступни, просто не приемлемо. Другое дело - зарядка, массаж.. И потом, я ведь высказываю только свою позицию, которая может отличаться от других. А книжек я читала достаточно :), но не кидаюсь сразу применять это на собственном ребенке.
А на счет "заставляют ходить", я сама видела, как это делается, а потом - ножки кривенькие :(
27.06.2001 10:30:25, Елена Д.
Мы делали динамическую гимнастику (т.е. "вертели младенца туда-сюда и т.п.") начиная с 1 мес. Бабушки-дедушки были в шоке и не могли самотреть на это без валидола, пока не поняли одну вещь: ни один ребенок не станет терпеть то, что ему неприятно, тем более больно. Наш ребенок был в восторге от такой гимнастики, ничуть не боялся и не выказывал беспокойства. Если же случалось, что какое-то новое (а иногда и хорошо знакомое старое) упражнение вызывало плач, мы сразу прекращали и переходили к другому. Мы следовали принципу: если ребенок плачет, значит, этого делать не стоинт, если же улыбается и "гулит" — можно и нужно. Многие мои подруги, посмотрев пару раз на такие занятия стали заниматься со своими детьми точно так же, и только одна прекратила очень быстро, так как ее ребенок начинал плакать сразу же при любом упражнении (и это правильно: МУЧИТЬ ребенка не стОит ни в коем случае, но если он получает видимое удовольствие — то какое же это тогда мучение?) 27.06.2001 11:15:59, HappyJulia
У меня ребенок как раз из той категории: он просто переставал дышать, глаза на лоб :) при любых резких движениях... 27.06.2001 13:29:17, Елена Д.
Но если система не подходит конкретному ребенку — это ведь не повод отвергать ее совсем. Возможно, следующему (Вашему же!) ребенку она придется по душе. 27.06.2001 15:59:38, HappyJulia
Да никто не отвергает! Простоя сказала о своих впечатлениях, я же не навязываю никому своего мнения, я сказала, что для МЕНЯ это было не приемлемо, не знаю, конечно, но я, наверное, и с другим своим ребенком этого бы делать не стала - вот плавание, это мне нравится (без ныряния), что поделать, такая я вот мамаша :) 28.06.2001 07:13:31, Елена Д.
Волхв
Понятно, что каждый выбирает за себя... :)
Однако, родители выбирают еще и за своего ребенка. И самое главное тут - понять его потребности и сделать так, чтобы можно было их удовлетворить (я про ранний возраст, когда потребности эти - чисто физиологические). Поэтому все зависит от желания. Ну, и от понимания, что может малыш, тоже.
На счет "ходить" - ведь заставь мужика молиться, он и лоб расшибет. :)) Любую идею извратить можно, к сожалению. Все ведь индивидуально.
Жалко только, когда родители малышу помочь отказываются...
(это я не в Ваш огород, просто вообще).
27.06.2001 11:04:50, Волхв
мамАнечка
Никитины выбирали ЗА своих старших детей, когда рожали им младших братишек и сестренок. Вся забота о младших ложилась на плечи старших. Это правильно? 27.06.2001 11:34:35, мамАнечка
Волхв
У Вас об этом странные представления...
Старшие САМИ стремились помогать родителям. Вот ЭТО - правильно.
27.06.2001 13:14:06, Волхв
мамАнечка
ага, и САМИ же в ТВ-передаче проклинали всё на свете. 27.06.2001 13:23:59, мамАнечка
Волхв
А подробнее можно? 27.06.2001 13:51:42, Волхв
мамАнечка
см. выше.

что сказано было ИМИ, то я и пересказываю.
27.06.2001 15:40:00, мамАнечка
Кстати, детки-то выросли уже, может кто знает, что с ними стало, кем они стали, как их судьба сложилась? Что-то я ничего об этом не слышала... 27.06.2001 05:18:40, юля
Все дети выросли хорошими, порядочными людьми. У всех крепкие семьи. Никитины к этому и стремились, а вовсе не вырастить гениев.
Что касается приучения к самостоятельности - это было необходимо, т.к. никто из детей не ходил в садик, нянь у них, как вы сами понимаете, не было.Лена Алексеевна работала в библиотеке, Борис Павлович - в школе.До обеда с детьми была мама, после обеда - отец.
Никаких экспериментов над детьми ни в физическом развитии, ни в интеллектуальном, они не ставили. Они просто так ЖИЛИ, им ВСЕМ было интересно так жить. И они никому не навязывали своих взглядов, они просто делились опытом, а уж принять его или нет - каждый решает сам.
27.06.2001 11:23:29, Марина
ТаВи
Буквально на прошлой неделе ссылочка была, поищите 27.06.2001 07:48:12, ТаВи
Да, вот эта ссылочка.
http://www.kp.ru/articles/issue22570/paper5697.html
А по поводу Никитиных, мне тоже кажется, что не ставили они экспериментов, а просто так жили. И огромное им спасибо за то что они поделились своим опытом со всеми. Их можно осуждать или принимать - это опыт их семьи. Но ,кстати, по поводу "разлитого чая", они в своей книге как раз писали, что не во всем они были правы (и в частности? в этом случае). А система их физ. развития, как по мне- это здорово. Главное, чтобы ребенку это действительно нравилось. Моему ребенку нравиться. И ходьба, пока за ручки, приносит огромную радость. Но тут все индивидуально.
27.06.2001 12:15:46, Наталия


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!