Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Реакция

Как я убедилась на собственном опыте и по книгам, лобовая реакция в конфликте ни к чему хорошему не приводит, результат прямо противоположный. (Я имею ввиду гнев, эмоциональную реакцию и т.п.) Это касается и взаимоотношений со взрослыми, не только с детьми.
Возникает два вопроса. Первый: получается, что показывать "мне это не нравится" бесполезно. Ведь в этом смысл эмоциональной реакции, разве нет? Надо изживать негативную эмоциональность?
Второй: если такая реакция, наиболее естественная, бессмысленна, откуда она берется, зачем она у нас возникла?
И третий, до кучи: известно, что эмоциональным людям легче жить, выплескивать эмоции полезнее, чем копить их, как же быть со всей этой путаницей.
Я понимаю, что любовь и разум помогают находить верные пути, но хочется разобраться с непосредственными реакциями.
05.06.2001 10:38:24,

27 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Ух, Сонечка, и правда - глубоко копаете...
Разве ж в двух словах ответишь?
Но кое-что попробую - свои последние "любимые" мысли на этот счет.
Сначала - третий вопрос.
Любое чувство проходит 3 стадии - подавление - выражение - трансформация (подробнее можно прочитать в книжечках С.Хохеля в серии "Ступени сознания").
То есть выражать эмоции лучше, чем подавлять, а трансформировать в высшие чувства (диктуемые Любовью и Разумом)- еще лучше, чем выражать.
Подавление эмоций приводит к тому, что реально существующий дискомфорт копится, усиливается и либо выплескивается не по адресу, либо приводит к болезням. Выражать лучше -и болезней меньше, и все осознают, что конфликт назрел и человеку плохо, нужно что-то менять.
Трансформировать - вообще здорово. Только для этого нужно очень многому научиться - как минимум, осознавать свои ощущения, чувства, желания, потребности, еще - границы своей и чужой свободы, допустимые пределы, осознать свои этические принципы и т.п.
Кстати, трансформация в высшие чувства не подразумевает всепрощенчество - помимо безусловной Любви к высшим относят и возмущение (так у Хохеля), я бы, наверное, назвала это праведным гневом - если ты вполне уверен, что твои требования вызваны не личными прихотями и мелочными соображениями, а действительно нужны для гармонизации обстановки, то следует на этом настаивать (не теряя чувства безусловной Любви). А вот тут еще и Мудрость потребуется, "чтобы отличить одно от другого"... В качестве примера там приводится изгнание менял из Храма - смиренный Христос весьма действенные меры к ним применил (хотя по религиозным текстам я не специалист, но вроде действительно, что-то такое там было :) ).
Так что нам есть, куда расти.
Поэтому (к первому вопросу) выражать эмоции очень даже не бессмысленно.
Вот только выражать можно по-разному.
Тут уже вербальный аспект вступает.
Можно кричать "Вы наступили мне на ногу! Мне больно! Я не могу так больше!", а можно "Сволочи, ненавижу вас всех! Никакой жизни!"
В первом случае - конкретная информация, человек может какие-то действия предпринять, а во втором - пойди, пойми, в чем дело.
И потом - еще вопрос времени. Тут недавно читала про точку конфликта - если вовремя определить начало столкновения интересов, то можно не доводить до гнева (что-то вроде - заранее дать знать - "Осторожно, тут моя нога. Не наступите.")
А по поводу возникновения эмоций (второй вопрос)- мне понравилась "эволюционная" теория - эмоциональная реакция идет еще от животных, еще от невербального общения, когда одним своим видом нужно было дать понять "противоположной стороне" свои намерения. У животных же все просто - пометил территорию - она твоя. Если ты залез на чужую территорию, хозяин имеет право тебя "наказать". Если ты случайно туда попал, а тут хозяин встретился - эмоция страха включает в себя на телесном языке - съеживание, сжимание - "я маленький, я удаляюсь, не бейте меня, ухожу, ухожу, ухожу..."
Если на твою территорию лезут - ты имеешь право защищать ее, тогда наоборот - эмоция гнева включает телесное "расширение" - расправляются плечи, грудь - "Я большой, я здесь хозяин, я имею право выгнать всех отсюда". Причем (без особой форс-мажорной ситуации) даже более крупные животные отходят, если видят такую реакцию какой-нибудь мелкой птахи.
Это, конечно, очень схематичное изложение того, зачем и откуда эмоции взялись.
Ну, а мы, вроде должны, освоив животную стадию, одухотворить ее разумностью и сердечностью...
Чего нам всем и желаю!
06.06.2001 01:09:29, Svetlana
Меня очень интересует все, что касается трансформации:)
Все время пытаюсь во что-то трансфомироваться и трансмутировать:)
Сейчас, читая Ваше сообщение, подумала, а что есть для меня трансформация эмоций, если мне больно наступили на ногу?
С тех пор, как начала работать с детьми, основное в моем выражении эмоций - это не испугать ребенка.
И как можно меньше заниматься вербализацией. Хотя, начиная лет с 10, как раз наоборот...
Деформирующее давление на развитие мысли ребенка в детском саду и младшей школе, с моей точки зрения, заключается в том, что вопитатели и учителя очень много объясняют, не давая ребенку получить самостоятельный опыт сначала примитивного (импульсивного) выражения собственных эмоций (Ваш первый пример:)) - эгоцентрическое, затем трансформировать это выражение эмоций в более конструктивное (Ваш второй пример) - интеллектуальная кооперация, а уж потом перевести его во внутренний план: справиться самостоятельно - силой мысли...
Поясню последнее. Если мне больно наступили на ногу, я начинаю размышлять:) о том, что я могла бы выдержать и более сильную боль (извините за тафтологию), и дело не в боли, а в моем отношении к человеку, случайно наступившему мне на ногу...
Это не значит, конечно, что я ВСЕГДА такая мудрая черепаха:), но пытаюсь...
06.06.2001 08:03:20, Элла Прокофьева
Хм-м-м, мой второй пример не был примером интеллектуальной кооперации, а наоборот, примером совсем уж бесполезной реакции, которая совсем ничего не дает для конструктивного разрешения конфликта.
А с тем, что подавление детских импульсивных эмоций только отдаляет от того, чтобы научиться владеть своими эмоциями, я согласна. Ведь чтобы управлять чем-то, нужно понять, что такой процесс есть, понять, как он "включается" и протекает, к какому результату приводит, а потом уже решать, когда имеет смысл дать процессу запуститься, а когда - лучше как-то иначе выразить свое отношение к происходящему.
И никакие объяснения воспитателя не заменят собственного проживания и роли "обидчика", и роли "обиженного". Когда-то все через это проходят.
И этот опыт нужен, а потом нужны положительные примеры и тренировка перевода примитивных эмоций в социально приемлемые формы. Это же не с одного раза приходит. А воспитатели часто ли по доброму умеют вывести ребенка из столкновения интересов? Чаще еще и отругают - вот и пример готов. Ты кричишь (нуждаешься в помощи) - на тебя кричат (вместо помощи).
А по поводу трансформации - (с большой оговоркой - насколько я это сейчас понимаю), эти же самые эмоции все равно включаются, но они очень быстро осознаются человеком, и энергия боли, страха или агрессии вместо прямого выплеска "пропускается" через Душу (? Сердце? Любовь? - запуталась в терминах). То есть, все-таки выражается, но уже одухотворенным, Человеческим способом.
И чем свободнее ребенок в детстве выражает свои эмоции, тем проще ему научиться осознавать их появление, а уж умение оценить их и перевести в высшие чувства - это приходит только от людей, от Учителей в высоком смысле слова (ими могут быть и воспитатели, и родители - :)) если повезет), а позже - книги и внутренняя работа над собой.
Впрочем, это все теория, а вот как с практикой? После Ваших слов я и сама задумалась - а как я-то реагирую, если мне на ногу наступят? Вообще-то стараюсь не доводить до такого, но уж если наступили - наверное, сначала честно ору "Ай, больно!" и вытаскиваю ногу, потом (наверное?) перевожу все в шутку, а потом, когда вокруг уже спокойно, могу поразмышлять - "А что это я сама себе на ногу наступила? Что такого я хотела себе сказать таким способом? Может быть, я опять слишком в облаках витаю, вместо того, чтобы быть "здесь и сейчас"? И вывод: пожалуй,
отложу-ка я витание в облаках на более спокойное время.."
Впрочем, я думаю, что с физической болью даже проще - тут меньше сомнений, что физическую боль нам никто не имеет права причинять. Наверное, Сонечка имела ввиду другие конфликты - между людьми, когда "наступают" не на ногу, а на что-то, что мы считаем своим личным, но не можем отчетливо объяснить это ни себе, ни людям. И поэтому не считаем себя вправе отстаивать СВОЕ. И злимся больше на себя, а думаем, что на других.
Есть в этом что-то?
07.06.2001 13:55:07, Svetlana
Элла! Про вербальное-невербальное посмотрите, пожалуйста вопрос. Начинается" Спасибо, Светлана!" 06.06.2001 11:31:03, Сонечка
Спасибо, Светлана! Вот у нас как раз с невербальностью проблемы. У меня малявки - год и 7, почти не говорят, но слова понимают прекрасно и невербально мысли выражают замечательно, я почти все понимаю. Как пример забавный, месяца 3 назад, муж говорит:" Они мне сказали, что у них римская 5 асоциируется с часами". :-) Это при том, что он их хуже моего понимает. А они мои невербальные сигналы ( и вербальные тоже) "мне не нравится, я сердита" не воспринимают. Да и друг друга часто не понимают, переводить приходится " Гриша хочет то-то", так многие конфликты разрешаются. (Но не все.) 06.06.2001 02:27:03, Сонечка
Любопытно, а на эмоции других взрослых, посторонних, реагируют?
Возможно, в столь "юном" возрасте они еще не отделяют себя от Вас, и никак Вашу сердитость на свой счет не относят?
07.06.2001 01:47:41, Svetlana
:-) По-моему, они очень редко видят сердитых на них взрослых. Между собой, правда, взрослые иногда ссоряться, но дети на это не реагируют никак. Правда, вспомнила, что пару раз один, Гриша, реагировал остро на чужие эмоции. 07.06.2001 10:19:32, Сонечка
:)) Так бы и дальше - поменьше бы им видеть сердитых взрослых!.. 07.06.2001 13:21:38, Svetlana
Сонечка, это же такая тема - УХ, огромная :))). Знаете, в НЛП есть техники по изживанию "негативно эмоциональных" реакций. Но суть их не в изживании только реакций, а в изменении своего отношения к некоторым вещам. Понятно почему :)). Так вот, есть некоторая теория, по которой можно выяснить пару-тройку ситуаций, которые вызывают сильный выплеск негативных эмоций. Ситуаций общих, не конкретных, а тех, которые отвечают на вопрос "Я раздражаюсь, когда... "- срыв установки (несбывшиеся ожидания в том числе); несовпадение ритмов у Вас и другого человека; физические неудобства и т.д. Вообще, этих ситуаций не так много :)) Я, естественно, говорю о "раздражающих" ситуациях, потому что "праведный гнев" и скорбь, например, очевидно стоят особняком.

Так вот, когда выделятся эти главные причины, уже станет ясно, что с ними делать :)). Мне не кажется, что негативные эмоции так уж сильно нужны. Но если они нужны, то на вопрос "зачем" ответить может только каждый за себя, ну, мне например, иногда надо вспылить, чтобы отвалиться на перекур :)). Такое внутреннее оправдание минутам покоя :))

Если человеку не достаточно понять причину своей раздражительности, можно пользоваться всякими техниками для самоусмирения :))
05.06.2001 17:31:55, Яся
Спасибо за поворот темы. А техники сложные? Давно собиралась на семинар НЛПшников знакомых, только с таким количеством детей я не скоро выберусь. :-) 06.06.2001 01:59:19, Сонечка
Техники сами по себе несложные, но провести их с собой самостоятельно без предварительной подготовки... Боюсь, будет не просто. Но Ваши друзья могли бы Вам помочь и без семинаров, или это не очень удобно? Единственная трудность, как мне кажется, состоит в том, что человеку трудно расстаться с убеждением, что "эмоции очень большая ценность, особенно негативные, ими душа совершенствуется" :)) Ну и, естественно, никакие техники не избавят Вас полностью от любых негативных эмоций навсегда, мы же живые :)) Но можно научиться лучше контролировать всплески, что, видимо, Вам и нужно :)) 06.06.2001 19:47:22, Яся
Я не совсем о самоусмирении, скорее об общении. Зачем нам даны эти реакции, насколько они естественны, или это по образцу родительскому происходит, говорит ли это что-то людям, с которыми общаешься нужное (невербально). Как мне кажется, нет. Так зачем это возникает у человека, если не приводит к желаемому результату? 05.06.2001 20:42:10, Сонечка
Мне кажется, что если исходить из целесообразности, то эти реакции можно условно разделить на 2 типа.

1)просьба о помощи (производное от стонов, детского плача) - возникающие в случае бессилия перед раздражителем - не важно, каким, ну, например, Вы не можете что-то втолковать ребенку и хочется взвыть или устали. Короче все, что может разрядиться в вой и плач, если дать этому "прорасти".

2) предупреждение окружающих о том, что Вы становитесь опасны. Это аналог рыка. Определить можно по тому, что если дать волю своему естеству, то скорее всего захочется рычать и кусаться (бить, драть). Опять же, независимо от внешнего вида ситуации.

Из этого следует, что эти реакции, безусловно, естественны. Они не приводят к желаемому результату, потому что обычно вербализация не соответствует содержанию, а часто противоречит. Если Вы будете изливать эмоцию-рык на человека, посмевшего обидеть Вашего ребенка, я Вас уверяю - эффект будет, потому что Вы и правда будете готовы броситься и ратерзать, если он не прекратит. Аналогично, если Вы будете со слезами рассказывать мужу, как Вы устали, скорее всего реакция будет.
06.06.2001 19:42:13, Яся
Андрей Сорожкин
Повторюсь, эти реакции абсолютно естественны. Любое внешнее воздействие проходит сначала через наши эмоции, а только потом через разум (иначе мы бы не сокрушались по поводу того, что вспылили не подумав). Эмоции, точнее их внешнее проявление - это мощный источник невербальной информации (эмоции проявляются в мимике, жестах, интонации). Я не очень понял, что ты понимаешь под "желаемым результатьм". Поясни, пожалуйста... 06.06.2001 07:57:54, Андрей Сорожкин
Желаемый результат - изменение ситуации в сторону, которая в какой-то степени подходит обоим участникам конфликта. Конфликт в данном случае обостренная ситуация столкновения интересов, наверное. 06.06.2001 09:38:24, Сонечка
Андрей Сорожкин
Столкновения твоих интересов с интересами взрослого или ребенка? 06.06.2001 09:53:53, Андрей Сорожкин
Да, вобщем, неважно. Со взрослым, правда сложнее. (Мне) Взрослые, бывает, причиняют боль сознательно, а дети - нет. 06.06.2001 11:11:29, Сонечка
Сонечка, а часто взрослые причиняют Вам боль сознательно (это я как вариант одной техники хочу показать :))? И зачем они это делают? Если не хотите здесь, можем на мыло перейти. :)) 06.06.2001 19:50:43, Яся
Давайте на мыло, мое - перед Вами. А Вам куда писать?:-))) 06.06.2001 20:28:35, Сонечка
послала Вам письмо :)) 06.06.2001 22:06:21, Яся
Вечерком отвечу! 07.06.2001 10:16:48, Сонечка
Андрей Сорожкин
У меня в голове роится много мыслей по этому поводу, и я пока не знаю, что сказать. А говорить общие фразы не хочется. Когда сформулирую, напишу... :о) 06.06.2001 12:33:08, Андрей Сорожкин
:-) Хорошо! 06.06.2001 20:29:03, Сонечка
Андрей Сорожкин
Эмоции естественны для человека, также естественно их проявление. Сами по себе негативные эмоции не приводят к конфликтам с другими людьми, если не сопровождаются оскорблениями, унижением чести и достоинства другого человека. 05.06.2001 16:00:19, Андрей Сорожкин
Все наоборот, когда конфликт вызывает негативную реакцию. 05.06.2001 20:38:45, Сонечка
Что такое "негативная эмоциональность"? Это огромный энергетический запас, который тратится впустую, а иногда даже вызывает деструкцию и в самой личности, и во взаимоотношениях этой личности с окружающими.
Знаете, как в выражении: такую силу да в мирных бы целях:)
Так вот. Не изживать это в себе нужно, а переводить, трансформировать в созидательную деятельность.
Можно использовать энергию атома на создание разрушительной бомбы, а можно -для обеспечения огромного количества людей теплом и светом...
05.06.2001 15:52:29, Элла Прокофьева
Как бы этому научиться, я стараюсь и часто получается, когда накал страстей не велик. Читала замечательную книгу Росс Кэмпбелл. Как справляться с гневом ребенка. Мирт, СПб, 1997 Там как раз об этом. 06.06.2001 01:52:43, Сонечка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!