Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Про обсуждения статей

Удивляет всеобщая пассивность при обсуждении статей. На мой взгляд, темы очень интересные, особенно про наказания, вопросы всплывают постоянно в разнообразных конференциях, а тут такая подборка замечательная и почти никто не высказался. Я заскакиваю нечасто, бац, тема проскочила, никто не заинтересовался, даже обидно.
Вот, например: почему мы наказываем своих детей? Уверена, что почти каждый из нас это делал так или иначе. Ведь наказывать- не значит бить или орать, не давать что-то желанное в наказание, ругать (не обязательно громко или обзываясь) и т.п.
На мой взгляд, есть несколько причин: 1)от бессилия, беспомощности- не знаю, как повлиять,
2)"так надо" - проступок не должен оставаться безнаказанным,
3) от раздражения, усталости, невозможности спокойно оценить ситуацию,
4) от недостатка любви,
5) от чувства ответственности:"я должна его научить жизни, научить работать, научить отвечать за свои действия и т.п.
6) по инерции, инстинктивно.
Я всегда испытывала затруднения при наказании старшего. Глупо как-то все это, но вроде как надо как-то... Так вот, оказывается, можно без этого почти обойтись, если вдумываться в то, что чувствует ребенок: тревогу, раскаянье или нашу несправедливость. Ребенок дерется, кусается, если побить его в ответ, укусить, он почувствует обиду, злость и лучше не станет... Если ругаешь и унижаешь человека, то это не лучше, а даже хуже, физическая боль проходит быстрее, чем душевная. Любовь и понимание - мне самой их не всегда хватает...
Отзовитесь, что вы думаете. Бывают ли ситуации, когда наказание необходимо, что оно несет при этом? Почему Вы накзываете детей( не за что, а почему?) Почему вы не учавствуете в обсуждении статей( не интересно, некогда читать, нечего добавить...)?
Элла! В обсуждении Вашей статьи про сказку я задала вопрос, ответьте, пожалуйста.
04.02.2001 02:00:29,

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Тема называлась За что и как мы наказываем своих детей от25.01 06.02.2001 00:06:30, Сонечка
Подскажите пожалуйста, где вы читали эти статьи. С удовольствием подискутироавала. 05.02.2001 18:15:25, Вика
Наказание ничему ребенка не учит вообще. 05.02.2001 05:16:00, НаташаВ.
Так категорично, да сразу в таком масштабе. Надо еще добавить "никакого", для крутости. У Вас такой огромный опыт по воспитанию ВСЕХ детей? 06.02.2001 20:41:30, Anita
А что за статьи? Я прозевала.
Как и почему наказываю я все, кто ходит на подростков, знают.
Ни один из пунктов мне не подходит. Только отчасти пятый - "5) от чувства ответственности:"я должна его научить жизни, научить работать, научить отвечать за свои действия и т.п.". Но кроме конечно "научить жизни".
Но после разговора с Марией и в этом пункте очень сомневаюсь.
Предллагаю вместо предложенных свои пункты:
1. Чтобы создать внешние условия, помогающие преодолеть лень и заставить себя выполнять нудную, но необходимую работу (связанную с учебой).
2. От неумения поставить учебный процесс таким образом, чтобы результат достигался без нудной работы.
3. Для того, чтобы микростресс (или кризис) связанный с угрозой наказания облегчил психологическую ломку при выполнении нудной работы.
И мои правила:
- На применение того или иного вида наказания в тех или иных случаях я заранее получаю "законодательную" санкцию ребенка.
- У сына всегда есть выбор вида наказания.
- Строго соблюдаю принцип презумпции неиновности и всегда выслушиваю и вместе с сыном анализиую оправдания.
- После наказания немедленно и полностью прощаю.
- Считаю, что лучше наказывать чаще, чем сильнее. Наказание должно быть как можно более легким, почти символическим. Например, я могу наказать даже за тройку, но наказание за двойку не будет намного строже.
- Должно быть максимально строгое наказание (у нас неделя без компьютера) больше которого ребенок не может получить ни при каких обстоятельствах.
- Наказание не должно сопровождаться оскорблениями или выражением сомнения в способностях ребенка. Скорее наоборот - для других дураков простительно, а ты будешь наказан.
За что-то кроме лени у меня нет необходимости наказывать своего отличника. Но чисто теоретически. Считаю, что наказывать ребенка можно только за действия (бездействия) направленные против него самого. А, например, не за отказ помочь, грубость и прочие действия, направленные против вас. Обижаться можно - наказывать нельзя. Иначе с точки зрения ребенка это месть и использование в своих интересах его беззащитности.
Тема важная. Так как действительно наказывают все, даже если им кажется, что это не так. Я уже не раз замечала - сначала говорят, что вообще не наказывают. А потом выясняется, что или орут или пугают чем-нибудь или еще что-то.
05.02.2001 03:09:33, Vika
Вика! Читала Ваши письма в подростках, Ваша позиция взвешенная и во многом справедливая, но есть в ней что-то с чем я категорически не согласна. Например, я считаю, что телесные наказания в виде порки возможны в исключительных ситуациях (опасность для жизни, например, пожар в доме) с ребенком безответственным и до определенного возраста. Такое может случится раз в жизни или не случиться, на что я надеюсь. Физическое наказание унизительно и не допустимо для подростка. А если он сам на него соглашается, то это наводит на грустные мысли о развитии его личности, какая-то тяга к мазохизму, что ли. Я виноват - пусть мне будет больно. То, что он про дворян придумал утешительную историю должно было Вас насторожить. Это не про дворян, а про детство Горького. Дворян по пятницам не секли. Их по имени-отчеству с пеленок называли. Должно быть у человека чувство самоуважения и самосохранения.
А про лень - если ему не интересно, зачем делать из него отличника? Не всякие требования учителей разумны и заслуживают родительской поддержки. Для чего ему, как личности, эти унизительные наказания. Боюсь, что во взрослой жизни ему будет сложно выполнять без кнута нелюбимые дела.
06.02.2001 10:41:07, Сонечка
Любое наказание это не лучший выход. Но почему именно телесное унизительно? Унизительно любое наказание. Для сына унижение это прежде всего невозможность свободно распоряжаться своим временем - тожесидение без компьютера. Про детство Горького это слишком - там дедушка явный садист был и уж конечно дворян ТАК не секли. Правильно, по имени отчеству позвали и высекли - он это так примерно себе и представляет (и ничего он не придумал - почитайте Чехова, например). Ну не по имени отчеству конечно, сейчас и взрослых так не зовут - движемся к Западу. А как еще можно наказать дворянина, на которого нельзя орать, которого нельзя оскорблять (называть дураком и т.п.), нежелательно ограничивать его свободу и т.п. Вот нам сказали, что порка унижение и мы начали дружно унижать детей другими способами. А когда и это не помогает, мы вдруг вспоминаем про исключительный случай и отец берет ремень - как будто у матери сил не хватает или жестокости или чего? Зачем эта жуткая пытка в "исключительном случае"? А в ругани или даже в отчитывании есть еще одна отрицательная сторона - ребенок замыкается в себе (естественная психологическая реакция) и терпит, не воспринимая слов родителей. При этом он учится пропускать слова родителей мимо ушей, так как они ассоциируются с душевной болью и оскорблениями. Наказывать работой (например, выучи дополнительно 20 слов) тоже нельзя - прививается отвращение к работе, которой наказывают. Тоже с отжиманиями и т.п.
Вот Вы пишите "в исключительных случаях". Но если в исключительных, то получится прямо по Горькому - так, чтобы сидеть потом не смог. Самое худшее в порке то, что Вы не можете себя адекватно ограничить, можете перестараться - особенно в исключительных случаях и особенно в гневе или наказывая "импульсивно". И естественно наказание станет практически невыносимым и страшно унизительным. Унизительным еще и потому, что хочешь защититься, внутренне не принимаешь такого сильного наказания от любящих тебя людей, считаешь его несправедливым (в смысле чрезмерным) - а выхода у тебя нет. У нас выход есть всегда - отдаешь клавиатуру и свободен. Мне кажется, что раньше, когда секли дворян, это не воспринималось как унижение именно потому, что порка была делом обычным и наверняка не таким тяжелым для ребенка, как нам кажется по тем же рассказам Горького. У нас это самое легкое наказание после предупреждения.
Такой вопрос. Холодный душ в наказание - это тоже унизительно? Но тогда и отжимания в наказание в секциях каратэ - тоже унижение. Чем боль от холода или в мышцах отличается от боли от шлепка. Тем, что шлепок больнее - так не шлепайте сильно, вот и все. А почему нельзя наказывать холодным душем опять понятно. Холодный душ полезен и надо стремиться, чтобы он был ребенку приятен. А так будет отвращение к душу.
Я вообще не себя защищаю, а выбор сына - ну не могу я смириться с утверждением, что он сознательно идет на сильное унижение. Он совсем не такой.
А в остальном Вы правы - с нелюбимыми делами у нас проблема. Мария несколько успокоила, нелюбимыми делами надо стараться не заниматься. Но это не всегда получается.
06.02.2001 14:34:36, Vika
Я согласна, что ругань оскорбляет не меньше. Можно поругать так: спокойно говоришь "Я сердита. Мне не нравится то-то потому-то.Согласись, что это плохо, но можно сделать то-то." Не думаю, что это оскорбительно звучит.
Но насчет телесной целостности то как? Инстинкт самосохранения и т.п. Это что-то глубинное, что нельзя рушить.(я про сознательный выбор порки ребенком.)
И про отличника Вы не оветили, почему тройки и двойки нельзя получать?
06.02.2001 14:51:33, Сонечка
Круглого отличника я из него делать не собираюсь. Мы договорились, что надо хорошо знать английский и настолько грамотно писать, чтобы гарантированно не провалить диктант на вступительных экзаменах. Я далеко не за всякую тройку (и даже двойку) наказываю. Во-первых остались только три предмета, занятия которыми я контролирую (тройки и двойки по остальным меня не волнуют, так как сын с ними сам справляется) - русский, английский, химия. Причем химия лишь под контролем - есть договоренность о наказаниях за двойки-тройки, но я в этом году его ни разу за химию не наказывала. Правда один раз двойка по химии совпала с тройкой с минусом по русскому и я всыпала чуть сильнее (он тогда вообще уроки не сделал). Во-вторых игнорируются оценки связанные с неразумными требованиями учителей, их несправедливостью и пр. Не наказываю за низкие оценки полученные в следствии непонимания материала, хотя в случае с языками непонимание вещь редкая. Короче говоря не за сами оценки, а за лень послужившую их причиной. Были случаи, когда я сама проверяла как уроки сделаны и попадало посильнее чем за тройку (но посильнее не значит сильно).
"Я сердита. Мне не нравится то-то потому-то.Согласись, что это плохо, но можно сделать то-то."
Вашему ребенку этого всегда достаточно? Тогда я Вам завидую. Так и я ругала и ругаю, если это можно назвать руганью. Я в этом году (учебном) примерно месяц уходила из дому раньше сына. Естественно начались опаздания в школу, небольшие такие опазданьица минут на 15-20 через день. Я говорила, что сердита и даже видела, что ему стыдно. На третий раз была обещана порка. Написала программу, которая включалась во время подъема и моим голосом из другой комнаты будила сына и даже напоминала о моем обещании. То, что говорит компьютер он понимал только когда окончатеьно просыпался. Опоздания стали намного реже и максимум на 5 минут - обошлись без порки. А теперь представим себе, что я бы просто стала его все сильнее и сильнее ругать. Потом привлекла бы к этому занятию папу и он довел бы ребенка до полной кондиции. Вот и получилась бы ругань, которая "оскорбляет не меньше". Потом бы отобрали компьютер и целую неделю ребенок ходил бы скучным и виноватым. Все это мы уже проходили, не от хорошей же жизни сын предложил мне телесные наказания ввести.
Инстинкт самосохранения и т.п. Во-первых не самосохранения - причем тут угроза жизни? Человек лезет за яблоками через крапиву - вот наиболее близкая аналогия. Ему решать чего ему больше хочется - яблок или не обстрекаться. А почему нельзя рушить, точнее противостоять нежеланию получать слабые болевые ощущения? Спортивные соревнования - человек добровольно заставляет себя получать запредельную нагрузку. Добровольный поход к стоматологу. Упражнения на растяжение в некоторых видах спорта. Не говоря уже о экстремальных ситуациях, где если не преодолеешь инстинкт, то просто погибнешь. И все перечисленное понеприятнее трепки будет. Да мы постоянно идем против собственных инстинктов ради достижения тех или иных целей. А тут благородная цель - не лишиться компьютера на целую неделю. И противостоять инстинкту не значит его рушить.
"Тем более в таком возрасте". Меня всегда удивляло, что многие родители считают нормальным выпороть 7-летнего ребенка, в то время как порка 14-летнего для них неприемлима. Ну не могу я маленькому больно делать. Для маленького боль самое страшное - как они уколов боятся или когда пальчик прокалывают на анализе крови. А 14-летнему пальчик проколоть почти пустяки и от легкой трепки с таким оболтусом ничего не случится. До 10 лет только в угол и никаких шлепков. Да маленький ребенок никогда и не согласится на наказание связанное с болевыми ощущениями. Конечно есть и верхняя граница и нам пора думать, как с наказаниями заканчивать. Но мы и закончим. Сначала русского не станет. Учительница обещает, что в старших классах и английский как бы сам собой пойдет. Ну и потом он еще не чувствует себя взрослым. Точнее у него сохраняются "сферы детства", если так можно выразиться. Тут взрослый, а тут ребенок.
Осенью засмущался, что по голой заднице. Разрешила только шорты снимать - но жульничает, иногда лишнюю пару колготок надевает - "не замечаю". Так что с "инстинктами" все в норме.
Ну и конечно все дети разные. Для одного трепка пустяк, для другого трагедия. Я не за трепки, а за согласование с ребенком применяемых к нему наказаний. И конечно за то, чтобы по возможности обходиться без них - но не ценой оскорбительной ругани.
Извините, что получилось длинно.
07.02.2001 02:08:28, Vika
Любаня
Приведу пример, как я наказываю.

Мои мальчишки на улице любят поваляться в снегу, из-за того, что процесс валяния сразу троих привлекает к себе много внимания окружающих, то, как правило, его трудно остановить, для мальчишек это игра - они падают, а их поднимают. Я некоторое время даю им поваляться, потом начинаю пытаться переключить внимание на какую-то другую игру (холодно ведь на снегу-то), но иногда они так расходятся, что ничего не помогает. Если не обращать внимание - не встанут (я проверяла), повышать голос и шлёпать - это не в моих правилах, уговорить крайне трудно - в таком состоянии они просто меня не слышат, на мой взгляд. И я делаю так: беру саночки и говорю, что нам пора уходить и ухожу. Такое моё поведение несколько отрезвляет мальчишек и они начинают суетливо вставать и бежать за мной и тогда я сажаю их в санки. Но один из них может так и остаться лежать на снегу, даже если я уйду очень далеко. Вот его-то я и наказываю потом, когда он сам придёт или я его приведу.Например, не сажавю в санки некоторое время, говорю, мол, не нравится тебе с нами гулять, хочешь один, чего же мы будем тебя в саночки сажать, иди пешком. Вот пройдётся он пешком и смотрю посерьёзнел, успокоился, теперь можно и в саночки.
Получается, что от бессилия наказываю. Просто не знаю, как остановить беспорядок и привести детей в чувства по-другому.
И После такой проработки мальчишек можно высаживать из санок в другом месте и они не станут больше валяться, А вот как только помягче обойдёшься, то как выйдут из саней - то сразу на снег...

Любаня - мама тройняшек



МОЙ ФОРУМ

05.02.2001 00:51:36, Любаня
Сонечка, я вот никак не определюсь, что есть наказание? Если наорать на ребенка наказание, то я ору потому что чувствую свое бессилие - я не могу жить в одном доме с человеком, который ТАК себя ведет, но в то же время я без этого человека тоже жить не могу. И когда становится понятно, что некоторые вещи не поддаются изменению, а сил ждать, что "с возрастом пройдет" уже нет, тогда я ору. Так что п.1. 04.02.2001 02:23:13, Яся
[пусто] 05.02.2001 17:46:44
К сожалению, многие дети не делят для себя срыв и заплпнированное наказание :((. Но для себя так считать удобнее, конечно :)). 07.02.2001 00:47:24, Яся
Grey, (для меня, по-прежнему, Мария Д., ну не люблю я ничего, внезапно преднамеренно посеревшего) Ваше определение,ИМХО, покрывает 90% случаев моих наказаний (оставшиеся 10% сохраню про запас на собственные срывы).
А Вы правда верите, что все ощущения детства должны быть только приятными, или "розетки" тоже пойдут в зачет?
06.02.2001 00:39:11, Alice
Скорее - сознательное. 05.02.2001 19:51:26, Сонечка
[пусто] 05.02.2001 20:51:55
Для меня "преднамеренное" значит заранее задуманное, обдуманное, а сознательное - когда осознаешь, что делаешь. Наказывают, как мне кажется импульсивно, редко запланированно. Я не имею ввиду состояние аффекта. 05.02.2001 23:47:39, Сонечка
А я всегда запланированно. А импульсивно я прощаю. Импульсивность наказаний от того, что родители пытаются до последнего обойтись без них, считая наказания злом. Сдерживаются до последней минуты, а потом наказывают как бы за все сразу, да еще и выплескивают на ребенка свою накопившуюся отрицательную энергию. После наказания таким родителям становится на какое-то время легче, а их детям тяжелее.
А я наоборот каждый раз заставляю себя наказать ребенка, считая наказание меньшим злом в той или иной ситуации.
06.02.2001 03:21:04, Vika


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!