Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Элле Прокофьевой

Вот, попалась в сети такая статья. Мне показалось, что она могла бы быть полезной Вам, особенно ее последняя часть.


"Сложные дети у сложных родителей. Нетрудно догадаться, какие отношения в семье, где растет дерзкий, агрессивный подросток или — тревожный, нервно обкусывающий ногти дошкольник. Велик соблазн заниматься детьми, то есть следствием, проигнорировав при этом причину.
Встреча психолога с родителями, как правило, все-таки происходит, но ее результат не всегда приносит профессиональное удовлетворение. «Беседовала с ней, убеждала, а она как кричала на ребенка, так и продолжает кричать», — жалуется коллега.
Поневоле задумаешься: а можно ли вообще что-либо изменить в сложных отношениях родителей и ребенка? Ведь
установки человека складываются всю жизнь. Кто-то из специалистов отступает, кто-то ищет новые методы и подходы.
Сегодня мне хочется поговорить о личностных проблемах психолога, которые появляются во время общения с родителями. Эти проблемы можно рассматривать с трех следующих позиций.

Я — СПЕЦИАЛИСТ
Здесь все проблемы сводятся к недостатку знаний. В таком случае можно проштудировать литературу, пойти на семинар, обратиться за помощью к коллегам.
К более сложным относятся проблемы, связанные с наличием у психолога убеждений, мешающих эффективной работе. Зачастую эти убеждения не осознаются, и сформулировать их специалисту без посторонней помощи бывает трудно.
На тренинге «Работа психолога с родителями. Переориентация родительских отношений» психологам предлагалось придумать и нарисовать эмблему для папки «Работа с родителями». После анализа элементов-символов, их взаимного расположения и «атмосферы» рисунка выводы делались самим психологом. Один из участников пришел к такому: «Для меня эта работа — темный лес!» На его эмблеме был изображен лес с множеством тропинок, наверху сияла путеводная звезда. Звезда символизировала психолога, который таким образом старался скрыть свой страх перед собственной некомпетентностью.
Оказалось, что для людей нашей специальности характерно изображать себя в виде светил: солнца, света в окне, факела и т.д. А родители, как это ни странно, иногда на таких рисунках вообще отсутствуют. Происходит неосознанное вытеснение или принижение роли родителей.
Наиболее типичными для специалистов являются ограничивающие убеждения типа:

«Я боюсь, что не смогу помочь»;
«Я боюсь показаться некомпетентной»;
«Я не уважаю людей, которые не могут воспитать своих детей»;
«Меня смущает, что я намного младше (старше) мамы ребенка» и т. д.

Устранение проблем, связанных с подобными ограничениями, происходит в процессе выявления их иррационального содержания и переформулирования задачи:

«У меня достаточно опыта и знаний, чтобы помочь родителям»;
«Я не могу быть компетентной во всех вопросах, но я знаю, где и как получить информацию»;
«Родители имеют право на ошибки, моя задача — помочь им осознать их».

Я — РОДИТЕЛЬ
Эта позиция затрагивает более глубокие личностные проблемы. Психолог сознательно или неосознанно ставит себя на место родителя и задает себе вопрос: «А как бы поступил я?»
Перенесение своего родительского опыта в профессиональную сферу неизбежно. Наряду с положительными сторонами этого явления, существует и ряд отрицательных. Особенно если родительский опыт не является удачным. Одна моя коллега вообще отказалась работать с родителями, после того как ее дочь попала в наркологическую клинику.
Нередко проблемы возникают у специалистов, не имеющих собственных детей. Им мешает работать страх «разоблачения»: «Если родители узнают, что у меня нет собственного опыта, они не будут считаться с моими рекомендациями».
Другая крайность — навязывание своих взглядов без учета менталитета семьи и личностных особенностей ребенка.
Трудно работать специалистам, которые живут в маленьких городках.
Нередко возникают проблемы, если собственный ребенок посещает то же учреждение, где психолог работает. Учителя высказывают недовольство поведением или учебой ребенка — и вот уже психолог начинает избегать родительских собраний, не назначает консультации родителям и с головой уходит в другую работу. Ситуация сложная, но не безнадежная. Здесь могут быть полезны психологический тренинг или помощь коллег. В любом случае осознание своего родительского переноса — это половина успеха в устранении его нежелательных последствий.

Я — РЕБЕНОК
В эту позицию психолог попадает всякий раз, когда в общении с родителями испытывает сильные, трудно контролируемые чувства — раздражение, злость, гнев, обиду, страх. Груз собственных детских проблем и психологических травм запускает механизм сочувствия ребенку. При этом возникает негативное отношение к его родителям. Другими словами, психолог неосознанно превращается в маленького ребенка, которого обижают, пытаются подавить, не считаются с его мнением.
«Я всегда встаю на защиту интересов ребенка» — эта фраза отражает восприятие детей и родителей как противоборствующих сторон. Ребенок и родители ставятся по разные стороны баррикад, и психолог начинает воевать даже там, где в этом нет необходимости. Таким образом он автоматически лишает себя возможности построить эффективное взаимодействие с родителями.
Способность психолога вставать на место ребенка, видеть причины его поступков является ценной, но должна использоваться только сознательно. Если же фрустрация сильна и возникает всякий раз, когда психолог сталкивается с определенным типом родительских отношений, ему стоит подумать о прохождении терапии
в виде личностного тренинга или индивидуальных сессий.
Психолог с явными психологическими проблемами подобен плохо подстриженному парикмахеру. Профессиональный рост подразумевает не только приобретение новых знаний и методических навыков, но и постоянную терапию собственной души. Работа с родителями, на мой взгляд, вскрывает все «болевые точки», так как ставит психолога перед необходимостью быть одновременно и специалистом, и родителем, и ребенком.

Ирина ШЕВЦОВА,
психолог-консультант,
г. Санкт-Петербург "

Мои наилучшие пожелания!

17.01.2001 02:42:03,

41 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Уважаемый КОЛЛЕГА. А,Вам не кажется,что это конференция по детской психологии.Неуместно тут воспитывать консультантов.
Как себя вести,каждый выбирает САМ.
17.01.2001 19:30:47, Не Ваш Коллега
Вообще-то Элла просила высказываться на эту тему.:-)
Но, чтобы Вам было легче, просто представьте, что это - ИГРА такая. Отчего ж не поиграть?

Статья напрямую связана с детской психологией и может помочь родителям в выборе консультанта для себя. Здесь такие вопросы задавались неоднократно.

Ваш призыв "не воспитывать" актуален. К себе применить не пробовали? :-)
17.01.2001 22:20:10, Коллега
После этого разговора и бессонной ночи наверняка могу сказать одно: ни в какие психологические игры я больше не играю. Я представила себе эту унизительную ситуацию: ты пришел на тренинг к более опытному товарищу, нарисовал свой Путь в работе с родителями, а тебе позволили поверить, что ты идешь не тем путем, а надо было нарисовать Родителя, Ребенка и Себя, Взрослого, с радостными лицами слившихся в тесном объятии. Потому что так кто-то решил.
Символизм Солнца, Звезд, Радуги, Факела и т.п. "светил" очень глубок. Это древнейшие символы, запечатленные в нашем бессознательном.
"Нести факел" - фразеологизм, означающий испытываемое кем-либо чувство любви.
Радуга - хорошее предзнаменование, как и в метеорологии.
Звезда - защита, бдительность, устремленность.
Солнце - символ созидательной энергии.

18.01.2001 12:11:45, Элла Прокофьева
А я все-таки не понимаю, что здесь унизительного? В статье сказано, что психолог сам пришел к такому выводу, а это совсем не то, что кто-то за него решил.
А психологические игры вовсе не плохи, ведь обычно за анализом проблемы следует некая конструктивная часть - например, этот психолог, совсем не отказываясь от символа звезды(и всего, что стоит за ним), после этого мог поразмышлять о том, как можно было бы этот свет (знания, устремленность) "приблизить" к родителям, чтобы "осветить" им темный лес и подсветить указатели направлений (например). В эту игру полезно играть и на уровне метафоры, и в проекции на реальные действия (как передать знания и свое светлое видение родителям).
Так что - жаль, если совсем бросите играть...
Сразу предупреждаю правозащитников - я не нападаю, и не подкалываю, и вообще стараюсь высказываться честно и только по существу сказанного в тексте, хотя и досадно немного, что конструктивные вещи просто тонут в море эмоций. А ведь эмоции иногда - тоже враг мысли, как и подозрительность.
Ну, а вообще-то - "давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова... Не будем придавать значения злословью, поскольку грусть всегда соседствует с ЛЮБОВЬЮ..."
18.01.2001 22:01:03, Svetlana
Svetlana! Я не вижу в этом рисунке желания осветить родителям путь. Любой рисунок - это презентация представлений рисующего о самом себе. Не может не-художник рисовать "на заказ".
В этом рисунке - желание ИДТИ, ориентируясь на Путеводную Звезду - свои знания.
То, что произойдет потом - контакт с родителями и детьми, - за пределами рисунка.
Если бы он нарисовал родителя, ребенка и себя, я бы не поверила этому психологу.
Каждая сессия - это новая дорога. Сначала это действительно Темный Лес, так как душа другого человека - потемки, но если у психолога есть Путеводная Звезда, он найдет верный путь, который он вместе с семьей ребенка начинает в потемках.
Психолог, который считает, что в начале дороги он уже знает, куда они пойдут, знает, куда нужно вести совершенно пока ему незнакомых людей, приведет всех своих клиентов в одно и то же место - в тупик:)
Он сказал, что его работа для него Темный Лес, хотя мог сказать, что начало работы с каждой семьей - Темный Лес. Но он вынужден был так сказать, так как папка называлась "Работа с родителями", и рисунок должен был отражать эту самую работу, еще не начавшуюся.
Он нарисовал начало его пути вместе с родителями ребенка и самим ребенком, я нарисовала - завершение моей работы с семьей. Он нарисовал действительное положение дел, я - желаемое:)
А то, что посередине - семейная тайна...
18.01.2001 22:27:22, Элла Прокофьева
Я основывалась на словах в статье - "Звезда символизировала психолога", и из контекста поняла так, что он сам себя в ней увидел. И с моей точи зрения, это выглядит правдоподобно, именно такая миссия - нести свет и знания действительно встречалась мне у тех, кто помогает людям.
Но, возможно, информации в статье недостаточно, так что я не буду дальше настаивать на своей точке зрения.
:)))
19.01.2001 12:16:27, Svetlana
Я сейчас подумала вот еще о чем. Не относительно этого рисунка, а о факелах, светильниках, свечах. Наряду с основной эмблемой врачевания - змея с чашей, пламенеющий светильник, свеча тоже применялись с древних времен. И сопутствовал им девиз: "Служа другим, сгораю": "Aliis inserviendo consumor".
Психолога-Факела, скорее, надо понимать так...
Но, думаю, на психологическом тренинге его бы тоже не похвалили:)))
Вечное светило - это свет знания или психолог богоподобный, но на того психолога это не похоже.
Переменное - Радуга - это надежда на успех:) И принятие неудачи, но не я лично все-таки:)))
Но я не хочу, чтобы Вы подумали, что я хочу Вас переубедить. Просто я так вижу:)))
19.01.2001 16:02:25, Элла Прокофьева
Просто для уточнения - я не пытаюсь интерпретировать его символы, я стараюсь, исходя из того, как человек свою ситуацию видит, помочь ему увидеть различные варианты ее изменения. Я не нахожу здесь ни "звездной болезни" у этого психолога, тем более не возьмусь судить, похоже ли это на него, да и задачи такой не ставлю - оценивать, что хорошо, что плохо. В смысле символа для помощи людям - звезда лично мне нравится больше факела в смысле "неиссякаемости" ресурса, но это уж как кому повезло - если человек действительно свою метафору нарисовал, а не из головы ее выдумал - тут уж что есть, с тем и работаем.
И можно очень много практической пользы извлечь, если в метафоре найти пути изменения в желаемую сторону. Причем эффективно именно не новую метафору придумывать, а в рамках имеющейся найти возможности для более полноценного доступа родителей к уже имеющемуся источнику света.
Я это не придумываю, я действительно с этими вещами работала, причем даже дистанционно (по переписке). Жаль, пока не могу результаты опубликовать. Может, в будущем какой-нибудь модельный пример удастся сделать, если это кому-нибудь интересно.
19.01.2001 18:40:58, Svetlana
Конечно! В рамках имеющейся Звезды и Темного Леса с расходящимися тропками я и попыталась перевести эту метафору в положительное русло:) 19.01.2001 19:29:37, Элла Прокофьева
:)) 20.01.2001 01:57:17, Svetlana
Никогда не пишу:"Жаль,что не удалось Вам помочь",если меня никто не просил помогать. А,высказываться конечно всем можно.
Жаль что Вы не зарегестрированы.
18.01.2001 11:14:31, Он самый
Цитирую:

"Задача танцующих - честно и прямо говорить, что они думают по поводу обликов психолога, а потом, выведя его на чистую воду, рассказать, почему их раздражало в нем именно это." (Элла, топик о танцах).

18.01.2001 12:28:05, Коллега
"честно и прямо говорить"-это правильно,а не пытаться навязывать свою помощь. 18.01.2001 13:46:27, он же
А разницу разъясните, пожалуйста! Предложение прочесть статью - это навязывание? (В ответ на призыв обсудить личность психолога).
А вот "Играть" с людьми без их ведома - это НАВЯЗЫВАНИЕ.
18.01.2001 14:17:42, Коллега
Высказать свое мнение(Элла,Ваш РЕБЕНОК мешает ВАм....)-это нормально и соответствует,приведенной цитате.
"Жаль,что не удалось Вам помочь.. "-никто о помощи и не просил.
Предложение прочесть статью-нормально.
Что касается ИГР Эллы-у меня на это отдельное мнение.
Если Вы хотели поучить консультанта ,ее же методами-чем ,Вы от нее тогда отличаетесь?
18.01.2001 14:55:19, он же
Так почему Вы честно не написали, что Вас что-то раздражало и не объяснили, почему Вас это раздражало, а сразу начали советовать, как мне облик изменить? 18.01.2001 13:03:01, Элла Прокофьева
У меня было (как теперь понимаю, ошибочное) убеждение, что можно высказать свое мнение путем помещения цитаты (статьи) на эту тему, чтобы избежать прямых "советов".
Простите, не получилось.
18.01.2001 13:12:37, Коллега
Тогда зачем Вы сейчас цитировали меня, чтобы доказать Не Вашему Коллеге, что вели себя честно, когда намекали на что-то, не всем понятное? 18.01.2001 13:34:17, Элла Прокофьева
Предполагалось, что психолог в состоянии извлечь пользу из предлагаемой статьи самостоятельно. Если Вам она показалась непонятной, то с этим поделать я ничего не могу.
Предполагалось, что обратить Ваше внимание на какую-то проблему КОСВЕННО было более этично по отношению к Вам. Вы не поняли, что имелось в виду.
Ну, да бог с ним! Действительно, оказалась пустая трата времени.
18.01.2001 14:12:45, Коллега
Чтобы закончить этот призрачный спор:) на доброй ноте, хочу сказать, что статья хорошая, очень хорошая:)
Все я поняла, и на что Вы хотели обратить мое внимание тоже поняла:)
Спасибо за заботу о моем Ребенке:)
Просто я не стала зацикливаться на том, что увидели Вы, а зациклилась:) на том, что увидела я.
Еще раз спасибо за талантливо написанную статью!:)))
18.01.2001 19:46:01, Элла Прокофьева
Баба Нюра
"Санта-Барбара" в миниатюре... А я так надеялась, что про "нет кушетки - не работа" Нюша погорячилась :(. Элла! Самый простой способ убить идею: "замолчать" её. Alice, по сути дела, неоднократно предлагала то же.

Хотя с этими "ежемесячными критическими днями" конфы я уже смирилась. "Правозащитники" от родителей приходят и уходят ... :)))).
18.01.2001 14:06:14, Баба Нюра
Ага, по вашей инициативе, заметьте.:)))) 18.01.2001 14:13:47, "Правозащитники" от родителей
Баба Нюра
Всего вам доброго, и счастливого пути! 18.01.2001 14:20:10, Баба Нюра
Ну, мой рисунок Вы уже видели:)
Родитель и ребенок, взявшись за руки и радостно улыбаясь окружающему миру, идут по тропинке навстречу радуге.
Спасибо за статью! Радугой получаюсь я:)
17.01.2001 10:05:59, Элла Прокофьева
Все думаю теперь о психологе из статьи, который нарисовал темный лес с разбегающимися тропками и путеводной звездой. У этого психолога большое будущее, если он не позволит сбить себя с толку. Он просто поддался известному феномену, выявляющемуся на психологических тренингах - говорить то, чего от тебя ждет более авторитетный психолог.
Если нарисовал темный лес, значит, его работа для него темный лес. Разве это интерпретация?
Я бы этот рисунок интерпретировала по-другому.
17.01.2001 10:44:03, Элла Прокофьева
Опять перечитала статью и увидела свою ошибку. Там написано " с множеством тропинок", а у меня пошла ассоциация с Борхесом: "Сад расходящихся тропок":)
А как бы Вы интерпретировали этот рисунок, Коллега?
Разбегающиеся тропки, Путеводная Звезда или Темный Лес и иди на терапию, дорогой товарищ!
17.01.2001 13:04:42, Элла Прокофьева
Элла! Прошу прощения, если вмешиваюсь неудачно, но раз уж у нас идет "пересмотр ценностей", и мне показалось (ниже), что честная обратная связь может быть полезна, скажу свое мнение честно (хотя, возможно, и ошибаюсь):
1. Для конференции - лучше всего быть искренней, оставаться самой собой и не подстраиваться под других, просто делать то, что Вам хорошо удается в консультациях и статьях - сочувствие и помощь, информация и опыт, а в остальных случаях - оговаривать все нюансы заранее. Ваша теплота, эмоциональность и опыт работы с детьми подкупают и притягивают к Вам, и многим помогают.
2. Что касается работы с родителями, с моей точки зрения, это вообще отдельный вопрос. В рамках конференции многого и не сделаешь, для серьезных изменений нужен достаточно интенсивный тренинг, включающий в себя определенные обязательства обеих сторон, что при свободном общении не подразумевается без специальных условий.
3.Проективные методики имеют совершенно определенные законы интерпретации, и я согласна с интерпретацией картинки с лесом в статье - как минимум, там нет никакого взаимодействия между родителями и психологом.
По поводу Вашей метафоры с радугой (при всей ее симпатичности для меня) - получается следующее:
Радуга находится достаточно далеко от пары Родитель-Ребенок, то есть взаимодействия тоже нет,
Родитель и Ребенок идут к Радуге вместе и уже счастливыми! - по-моему, за этим стоит определенная иллюзия - если бы они были так счастливы, они бы шли куда угодно, но не на прием к психологу.
Тропинка - что-то ограничивающее. Это пока то, что можно сказать по словесному описанию рисунка. Детали можно добавить, увидев рисунок (он где-то есть реально?).
Отчасти из этой иллюзии могут проистекать и некоторые события - игры и розыгрыши действительно весело воспринимаются вполне счастливыми людьми, а когда человек пришел за помощью по поводу своих проблем (это не значит, что он в жизни вообще несчастлив, а просто сюда и сейчас он пришел со своей заботой), он может разочароваться.
Вообще-то это не принято - предлагать свои варианты, но я просто расскажу о своей метафоре, которая у меня возникает при мысли о Вас - Вы так чудесно рассказывали о волшебном калейдоскопе в работе с детьми - вот бы каким-то образом дать родителям Ребенка заглянуть в ЕГО калейдоскоп и вместе с ним полюбоваться волшебным переливом узоров и красок, чтобы их ОБЩИЙ МИР расцветился во все цвета радуги? Вот как это сделать - этого я (за Вас :))) представить не могу, но это должно быть что-то вещественное, что им предоставляете Вы - что позволяет Родителю заглянуть или войти в пространство ребенка - какая-нибудь линза, проектор или золотой ключик или что-то еще?
Примите мои искренние симпатии, (ах, жаль, что я не Баба Нюра - прислала бы какой-нибудь чудесный стих!) и наилучшие пожелания!
Светлана
17.01.2001 14:25:28, Svetlana
Svetlana! Для меня очень ценно все, что Вы здесь пишите. Но, позвольте, я останусь при своем мнении - проективные методики не имеют строгих законов интерпретации. Эта интерпретация очень зависит,да простит меня автор статьи, даже от степени начитанности интерпретатора.
Мне жаль того психолога, который поверил, что Путеводная Звезда - это он, некомпетентный, а не ЗНАНИЕ, которое ведет его по расходящимся тропкам.
Родитель с ребенком идут ко мне спиной - к радуге (или калейдоскопу,как угодно). Они ушли от меня, а не идут ко мне:)
17.01.2001 14:35:49, Элла Прокофьева
Тогда Радуга - это не ВЫ :(((
и вообще эта картинка отражает только Ваше искреннее пожелание счастья родителям и детям (что само по себе - чудесно!), но никак не процесс вашего взаимодействия с ними :).
17.01.2001 14:43:43, Svetlana
Процесс моего взаимодействия с ними - это не лубочная картинка. Это процесс, и я не собираюсь это рисовать.
Тот психолог рисовал свой путь к душам родителей, а не свою гордыню.
Мне есть, чему у него поучиться. То, что родитель с ребенком ушли от меня к радуге, - это гордыня. И я прошу прощения за это.
17.01.2001 14:49:28, Элла Прокофьева
С вами не соскучишьcя/ Не надо ссорится и расстраиваться:)) 17.01.2001 16:27:13, Наташа
Баба Нюра
Все б так ссорились... :). (А стиха в рукаве у меня пока нет :))) ). 17.01.2001 19:54:14, Баба Нюра
:)))) 17.01.2001 19:59:37, Svetlana
Да мы не ссоримся! Мы же 7-я!:) Есть некоторые расхождения во взглядах, у аксакалов:)))
Мария Д., Svetlana, Баба Лена, Баба Нюра, Шин, Яся и я, приглашенный специалист:)
17.01.2001 17:24:14, Элла Прокофьева
Вау!Меня в аксакалы записали?!
Очень неожиданно:-)
17.01.2001 18:17:43, Баба Лена
:)))) 17.01.2001 16:29:24, Svetlana
!?! Резюме - относительно кредо по работе с детьми - полная ясность и открытость, по работе с родителями - пока полная тайна.
Что ж, зато есть о чем подумать...
Тихо завидую, что у меня нет опыта (и смелости) для работы с детьми, думаю, что опыт работы с детьми проще расширить на работу с родителями, чем наоборот. В конце концов, родители - те же дети, просто им кто-то сказал, что "взрослым в калейдоскопы играть не пристало"...
17.01.2001 15:16:12, Svetlana
Жаль, что Вы зациклились опять на рисунках.Эта статья - об отношениях к РОДИТЕЛЯМ Ваших пациентов и позиции психолога в данном вопросе. Прочтите, пожалуйста, еще раз лучше последнюю часть этой статьи, про желание психолога стать правозащитником. 17.01.2001 14:06:15, Коллега
Коллега! Неужели Вы думаете, что я НЕ СОЗНАТЕЛЬНО встаю на позицию ребенка и НЕ отношусь к родителям как к своим СО-ТРУДНИКАМ в стремлении лучше понять наших детей? Вы бы сами сколько дней выдержали, БЕССОЗНАТЕЛЬНО ведя себя здесь, как ребенок?
Я бы тоже - не больше двух дней. Так о чем разговор?
А интерпретация рисунков детей - мое основное занятие. В статье дана очень поверхностная интерпретация рисунка психолога.
17.01.2001 14:24:04, Элла Прокофьева
Психолог не может быть правозащитником, это не его задача. Психолог должен не защищать ребенка, а НАЙТИ ему защитников в лице тех взрослых, которые его окружают.
Но, вполне вероятно, что здесь наши с Вами взгляды на свою роль расходятся.
Увы, вижу, что мне помочь Вам так и не удалось.
Напоследок, уже открытым текстом:
Элла! Позаботьтесь о своем Ребенке, он Вам сильно мешает в общении со взрослыми!
17.01.2001 17:23:58, Коллега
Извиняюсь, что вмешиваюсь - но как то уж очень нравоучительно звучит, тем более от психолога. 18.01.2001 06:11:49, Лека

Читайте также
Опасные обитатели дачного участка: растения, требующие осторожности
Эти растения красиво цветут, возможно, у них яркие ягоды, но вдыхать аромат, а также пробовать их плоды может быть смертельно опасно.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!