Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

"Обратная" психология

Не знаю термин точно по-русски, но сейчас опишу, что имею в виду. Как Том Сойер красил забор - он притворился, что ему очень нравится, что он НЕ хочет давать другим это делать, и добился именно того, что отдал эту работу. Или Братец Кролик: "Что хочешь делай, только не бросай меня в терновый куст! Да ты и не добросишь!" Мы очень много сейчас с дочкой в это играем на примерах в осовном из литературы и фильмов. И я заметила, что не могу припомнить ни одной русской сказки, где бы такое было. Есть они? Было бы интересно, если нет, но у меня, я думаю, просто временная амнезия...
03.01.2001 01:00:41,

29 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Мария!
Я тоже долго думала над подобными вопросами, для себя пришла к такому выводу (кратко): сказки для меня делятся на "волшебные" (где герой с имеющимися ресурсами не может справиться с ситуацией, ему нужно отправиться в тридевятое царство, где некий Даритель вручит ему какое-либо Волшебное средство - это близко к действиям гуманистических психологов, помогающих людям найти в себе внутренние ресурсы) и на "поведенческие" (где герою вполне хватает ресурсов, и стоит проявить чуть больше гибкости в поведении - и результат будет более эффективным). Среди "поведенческих" сказок и историй много таких, которые учат использовать шаблоны и стратегии противника в своих интересах - к этим сказкам я отношу и братца Кролика, и вообще советы психологов во время кризиса 2-3 лет использовать "обратную психологию" (правда, это относится к родителям, которые сначала сформировали у ребенка шаблон упрямства).
После статьи о сказках-воспиталках я задумалась - почему у наших родителей в сказках так сильна тема "запугивания", и тоже обратила внимание, что в русских сказках этот мотив преобладает, тогда как в американских упор делается чаще на успешное поведение. С чем это связано - до сих пор не понимаю, возможно, все же с глубинной разницей - русский народ всегда был ориентирован на поиск внутренних ресурсов для глобального изменения ситуации, на борьбу Добра и Зла, а более прагматичные подходы - сменить обстоятельства жизни и начать строить свое (лучшее) на новом месте - были не в ходу? Не собираюсь вдаваться в оценки - что хорошо, что плохо (по мне - всегда лучше золотая середина и многообразие подходов) - хотела только обратить внимание на то, что обратная психология относится к другому типу сказок...
04.01.2001 18:11:00, Svetlana
[пусто] 04.01.2001 19:41:25
гусеничка
Вставлю ещё свою реплику. Преамбула: давно заморачиваюсь соционикой(якобы продолжение Юнговского деления на типы, ну, интроверты/экстраверты, логик/этик(эмоции), сенсорик/интуит - www.socionics.ru или org).
Амбула: читала недавно статью о том, что у нации существует этнотип, так, например, для русских получается более характерным в некоторых случаях силовое давление(Василиса - тип "маршал"), а для части американцев - вариативность в ресурсах(Джек - тип "предприниматель") и что именно собирательный тип отражается в сказках(а сериалы - тоже сказки, да?)
05.01.2001 11:41:37, гусеничка
Марии и Гусеничке
Да, я думаю, в этом что-то есть...
Хотя, по идее, типы должны более-менее равномерно распределяться. Однако, почитав некоторые статьи по "Модели П" в соционике, я еще раз убедилась, что тип (помимо врожденных качеств) все же здорово определяется окружением и типом воспитания в раннем детстве, и возможно, как раз глубинные образы и сказочные архетипы как раз и воспитывают нас "по своему образу и подобию", и действительно, тогда могут появляться преимущественные типы.
Здорово интересно!
Жаль, что хорошие темы так быстро "уезжают" из-за банальных "бурь в стакане воды".
06.01.2001 15:13:25, Svetlana
гусеничка
Да, я как раз про архетипы и говорила, изложить свою мысль толком не смогла :( К модели П у меня свое отношение, в этом топике его высказывать не буду.
Нашла еще одну статейку по этой теме, якобы типов у нации может быть несколько, взаимодополняющие - у "великих держав"(т.е. Россия - Василиса и Иван, и т.д.) и отражение оба архетипа выпирают в сказках.
06.01.2001 17:12:00, гусеничка
А ссылочку можно? 07.01.2001 02:11:28, Svetlana
гусеничка
http://www.socionics.ru/ravnop.htm
с сайта Прокофьевой...
07.01.2001 13:41:19, гусеничка
Баба Нюра
Спасибо!!! Замечательно. :) "Не бороться со злом, а творить добро". Звучит как гимн. :)) 07.01.2001 18:13:15, Баба Нюра
:)) А еще меня порадовало, что путь к добру наинается с малого... (http://www.humans.ru/humans/78573) 07.01.2001 21:11:39, Svetlana
Баба Нюра
Намёк понят :)). Я помню, помню :))) 07.01.2001 22:27:22, Баба Нюра
Ну вот, я так и знала... :)) Это не намек! (В смысле, я знаю, что помните :)) Но не смогла удержаться, больно уж на продолжение темы показалось похоже... А что, разве не понравилось? 08.01.2001 01:02:40, Svetlana
Спасибо, почитаю... 07.01.2001 14:39:19, Svetlana
Да, здорово. И похоже на жизнь.
Вообще, вспомнила - насчет сказок я не модель "П" имела в виду, а как раз статью Татьяны Прокофьевой о соответствии соционических функций и стадий возрастного развития по Эриксону.
Пожалуй, получается, что преимущественные архетипы отражаются в сказках, а сказки, прочитанные в "сенситивных" возрастах в детстве, закладывают эти архетипы и сохраняют их в социуме. Выход я вижу только один - развивать в себе разные функции, тогда и у ребенка появится больший набор возможных реакций, и он не будет так привязан к одному архетипу, а сможет лучше адаптироваться в меняющейся обстановке.
07.01.2001 21:18:39, Svetlana
гусеничка
:)
в общем, не знаю. На том форуме меня убеждают, что свои слабые функции развить сложно, чуть ли не невозможно ;) и что проще найти "противоположную" половинку :)))
07.01.2001 22:21:01, гусеничка
Вообще-то, слабые действительно сложновато развить, хотя отчасти, мне кажется, можно. А что за форум? Я бы хотела просветиться на этот счет. Лично по моему опыту, все не так однозначно с "половинками", и например, вижу, что после консультаций люди, освобождаясь от детских эмоциональных блоков, могут проявлять функции, которые раньше были пассивны. Видимо, то же самое может происходить и при изменении жизненных ситуаций. И что же? Выходил за дуала, а человек перешел на новую работу, поменял логику на этику или приспособился к регулярному режиму - и вы уже в конфликте? И что делать?
Я не спорю, я пытаюсь понять это для себя. А про слабые функции - мне очень понравилась там же статья про "дуализацию" - изменение поведения партнера по слабой функции посредством применения своих творческих функций. Вот это, на мой взгляд, очень гибкий метод, применимый почти в любой конретной ситуации. Мы на консультациях часто так работаем - творческое изменение ситуации с использованием своих сильных сторон, но тут мне понравился четкий анализ - отсчитал функцию, и работай. Хотя на практике все равно, наверное, гибкость нужна.
08.01.2001 01:00:01, Svetlana
гусеничка
А еще про "отсчитал функцию - и работай" ха-ха! на том же форуме есть армия 17-го типа, Чебурашки называются - вот уж кому трудно отсчитать :( просто, я так понимаю, что у них как раз эти самые детские блоки мешают.. 08.01.2001 15:11:35, гусеничка
гусеничка
www.socionics.org/forums 08.01.2001 15:03:08, гусеничка
Спасибо! 08.01.2001 17:28:42, Svetlana
Мария! Я думаю, что в настоящей волшебной сказке этого и не должно быть:) Волшебная сказка - это заведомый вымысел, у сказителя нет цели заставить слушателя поверить в реальность всего, что происходит в сказочном пространстве. А значит, нет смысла допускать в сказку подробности обыденной жизни, например, "обратную" психологию.
"Братец Кролик и Братец Лис", напротив, - бытописание, с элементами сказочности, фантастики.
Основная цель рассказчика - заставить поверить в реальность происходящего и на этой основе чему-то научить, чему-то, что потом поможет в реальной жизни.
По этому принципу построена и моя "быличка" "Малыш и евроремонт" - в нее легко поверить:), а фантастический элемент (ответ психолога) помогает многое понять и самому рассказчику, и слушателям:)
04.01.2001 10:56:33, Элла Прокофьева
[пусто] 04.01.2001 11:04:47
Знаете, почему русская волшебная сказка - самая лучшая в мире:)? Потому что она позволяет и рассказчику, и слушателю ЗАБЫТЬ, что "ах дынька сладкая, мой свет, как быть сиротке, дай совет, и съесть я не могу тебя, не съесть я не могу тебя, и крова у сиротки нет..."
04.01.2001 11:21:59, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Единственный пример достижения своей цели методом "от противного", почти сразу :)) пришедший на ум, это каша из топора. Непрямой аналог, но всё ж луччи, чем запихивание Бабы Яги в печку смышлёным Ивашкой. 03.01.2001 22:31:51, Баба Нюра
Примеры-то есть, но по большей части при этом герой навлекает на себя беду, вызванную нарушением запрета. (Марья Моревна запрещает Ивану-царевичу открывать дверь в чулан, Иван-царевич открывает и освобождает Кощея Бессертного). Есть еще малоизвестная "Сказка о злой жене" из сборника Афанасьева. Там мужик, которого замучила злая жена, находит в лесу яму, ведущую в ад к чертям, заваливает ее соломой и, возвращаясь к жене, рассказывает, что нашел в лесу клад. Когда они отправляются за кладом, мужик просит: "Тише, баба! Тут провальная земля, здесь клад выйдет!" А она в ответ: "Ах ты, дурень, всего боишься! Вот я-то как прыгну!" - прыгает и проваливается.
А вообще, я думаю, это слишком сложно для народных сказок. Все-таки "подначивание" - дело не благородного героя.
03.01.2001 02:24:12, Катя
[пусто] 03.01.2001 17:46:48
Мне кажется, сказка, о которой я упомянула, тоже довольно-таки молодая. По крайней мере, для традиционного русского фольклора не слишком характерны сказки про чертей, там действуют другие злые силы.
А как Вы считаете, с чем может быть связана та особенность, о которой Вы говорили?
04.01.2001 00:59:35, Катя
[пусто] 04.01.2001 07:01:31
Я для себя разделяю волшебные сказки и былички: выше написала, по какому принципу:) Получается так: в волшебной сказке нет смысла действовать от противного, так как волшебная сказка - это не карта реальной жизни, а карта внутреннего, ментального (не люблю этого слова, но не нахожу эквивалентов:)) пространства. Нельзя говорить Бабе Яге - "брось меня в печь", чтобы она туда не бросила:)
В русских народных быличках очень силен "мотив запугивания" (это не научный термин, это я для себя так называю), что также не позволяет действовать от противного.
04.01.2001 11:34:17, Элла Прокофьева
[пусто] 04.01.2001 18:56:21
А эти три невыполнимых задания - просто прелесть:) Герой испытывается на лояльность, но никогда не может ничего сделать без помощи испытывающей его "красавицы". Лояльность в том, чтобы прибегнуть к ее помощи:) 04.01.2001 20:06:41, Элла Прокофьева


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!