Ритуалы.
Откуда что берётся (на мой взгляд).
Пока ребёнок очень мал, он живёт по принципу «что упало – то пропало». Потом ребёнок растёт, и всё, что он обнаружил вокруг (по его мнению) неразрывно связано с местом этого предмета. Для того, чтобы предмет существовал необходимо и достаточно «застолбить» место. Если место занято чем-то другим – предмет как бы перестаёт существовать. Я не пытаюсь напрямую связать это явление со стремлением к порядку. Мне лично это не совсем очевидно. Но ребёнок явно старается запечатлеть следы своего присутствия. Во всем. Даже путаясь у взрослых под ногами он решает именно эту задачу. Утверждает своё место-бытие в их жизни-мире.
Кстати, вопрос ко всем психологам. Период «детского эгоцентризма» – это до скольки, собственно, лет? По Вашему мнению? (ну, плюс-минус индивидуальность)
Идём дальше. Домашним порядком я бы назвала скорее правила организации семейной жизни, а не разложенность предметов по своим местам. Понимать, как организован мир, ребёнок начинает со своей семьи. Правила поведения, отношения между людьми, режим или его отсутствие, всё воспринимается как непреложная истина на практике, а не из долгих воспитательных бесед. Поэтому бессмысленно требовать от ребенка уважения (и беспрекословного послушания) к матери, если муж её ни в грош не ставит. Но в то же время некоторые ритуалы можно сделать хорошей традицией (воскресные семейные обеды, обливания холодной водой по утрам и т.п.) Надо только иметь ввиду, что с ребёнком всё равно придётся ИГРАТЬ во всё это поначалу. Играть, а не уговаривать, настаивая на полезности данных действий. А есть и просто приятные ритуалы: чтение сказки перед сном, или колыбельная, или просто поцелуй на ночь. Или всё это вместе.
Итак, основной опорной точкой для ребёнка я считаю прочность домашнего мира. Что это есть для меня? Стабильность отношений между домашними, непротиворечивость правил (по возможности), обязательность выполнения Правил для всех членов семьи, а не только для ребёнка. (Слабо заодно с дитятей и мужа воспитать? ). Если всё это наличествует, ребёнок вряд ли станет устраивать истерику по поводу смены маминой стрижки или перестановки мебели в прихожей. Хотя бывают, разумеется, исключения. «Гены-хромосомы» тоже не дремлют.
А после двух-трёх лет ребёнок и вовсе начинает испытывать мир на прочность. Если ритуал ЕМУ нужен, он от него не откажется. И не всякое действие непременно станет ритуалом. Вон, мамы уверяют, что сон или валяние в родительской постели вовсе не стало «бзиком». Охотно верю.
Ребёнок ИМЕЕТ ПРАВО проверять введённые предками правила. И, по большому счёту, родители должны бы видоизменить правила, не прошедшие проверку. Если уж мы решили быть «на равных», то мама может либо продемонстрировать, что отказ от правила приведет (в некотором смысле) к худшему (ещё и ещё раз проиграть ситуацию, если уж в реале она жизненно опасна), либо изменить правило. Надеюсь, все согласны, что «закон силы» неприемлем? И сила в виде приказов, словесных убеждения и занудливого бубнёжа тоже не спасёт положения. Это же хорошо, когда ребёнок говорит: «Нет!». Хуже, когда мама такая гарпия, что он и возразить-то не смеет.
Возвращаемся к песне «он – нет, а мама – надо» или «он – хочу, мама – не надо». А не надо ему абстрактных понятий. Абстрактнее «НАДО» вообще ничего нет. Ребёнок в этом возрасте очень много фантазирует. Почему бы не воспользоваться его «системой координат» и не объясниться на его языке?
Всё. Повторять ранее высказавшихся не хочу.
Теперь “лирическое отступление”. Точнее цитата. Для Шин. И не только. К детской психологии отношения не имеет, по сему ищущим только положительных эмоций просьба дальше не читать.
“Светский салон, или мир ритуалов.
...Почему? Зачем? – вопросы не из этого мира. Тут не понимается вопрос «Зачем? Для какой цели?», тут безраздельно властвует принцип: «Потому что так принято».
Светский салон – театр привычного абсурда. Любое бессмысленное действо, освящённое традициями, становится если не святыней, то правилом: Ритуалом. Для приветствия надо шестнадцать раз подпрыгнуть ... – нет, это по чужому Ритуалу. А по нашему – надо сделать соответствующее лицо и произнести бессмысленные слова, тогда тобой довольны все, потому что ты исполнил Ритуал.
Это мир условностей и соблюдения правил приличия по установленным образцам. Это официальная часть свадеб и похорон, торжественных собраний, знакомств, ухаживаний, встреч и проводов. Так положено чествовать, так положено веселиться, так – горевать.
Этот мир неизбежно фальшив: искреннее чувство, вышедшее за условные рамки, натыкается на недоумение («Так не принято!»), а пустые слова, приличествующие ситуации, будут с благодарностью приняты.
Ритуалы отключают разум, заменяя его суммой шаблонов, но именно они – спасение для общества. Ведь шаблоны делают человека предсказуемым, а общество – устойчивым.
Впрочем, традиции, помогающие жить, я приветствую и с удовольствием создаю сам».
Николай Козлов «Философские сказки...».
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Ох, Баба Нюра, напомнили Вы мне про ритуал обливания… Обливались мы, значит, обливались с младенчества, потом был перерыв, с этого лета опять начали. Все было хорошо, и сказку про Водопад придумали, и игрушки обливали (Маруся меня САМА просила сделать "водопад"). Но примерно месяц назад я заметила, что ребенок очень напрягается, опять появился этот страшный жест, когда она зажимает себе ротик ладошкой, чтобы не кричать (хотя я никогда не запрещала ей это делать во время обливанья). Когда я это впервые увидела, попыталась ее расслабить, отвлечь, мы прыгали, взявшись за руки и вопили дурным голосом на радость соседям. Но это не помогало. Тогда я спросила: "Ты не хочешь делать водопад?" "Нет!!!!" - сказал ребенок, глядя на меня с надеждой. "Хорошо, не будем. Сделаем тогда, когда ты сама этого захочешь и скажешь мне об этом". Что это? Неужели ребенок относился к этому как к ужасному ритуалу, который нужно как-нибудь вытерпеть? Это при том, что, мы проигрывали несколько раз ситуацию, когда кто-то чужой запрещает плакать (я когда-то об этом писала, спасибо всем, кто принял участие в обсуждении). Кажется, помогло, ребенок пришел к выводу, что зайчик может поплакать, если ему больно и плохо, он имеет на это право. Из других ритуалов у нас есть только укладывание спать (песенка, рассказ "кто лег спать" в бесконечных вариантах), Маруся ждет этого всегда, в случае чего поправляет :-), для нее очень важна одна и та же последовательность песенки, сказки и пр.
21.12.2000 16:19:00, Инес
О, Господи! :) Да я вовсе не утверждала, что ритуал надо усилием воли создать и несмотря ни на что соблюдать. Всё подлежит "обкатке" жизнью :).
21.12.2000 18:13:21, Баба Нюра
ЕЁ желание и есть Ваше руководство к действию :). Банальную помывку рук по приходе с улицы можно превратить в такую пытку, что человек будет с содроганием вспоминать этот процесс (а точнее мамино "сопровождение") до конца дней своих :). А можно внимательно слушать ребёнка :).
21.12.2000 18:16:40, Баба Нюра
Инес! Я тут опять со своими сказками :))
Просто Ваш случай - именно такой, когда прямые объяснения совершенно не подействуют, а волшебная сказка реально поможет. Если Вас все же беспокоит то, что она рот ладошкой закрывает, но не говорит о своих чувствах, можно рассказать волшебную сказку (с какой-нибудь доброй феей или волшебником), которая дарит робкой принцессе (или кому-то) нечто волшебное, что придает ей смелости в разных случаях, и даже тогда, когда ей сначала что-то нравилось, а потом разонравилось, и даже если что-то стали делать специально по ее просьбе, но в какой-то момент ей оказалось уже достаточно этого чего-то, а окружающие этого еще не поняли. Два момента - принцесса всегда имеет право сказать о своих ощущениях и чувствах, об изменении своих потребностей и просто о нежелании в чем-то участвовать, и второй момент - некто волшебный дарит ей нечто волшебное, что доступно ей всегда и оказывается под рукой именно в нужный момент.
Не знаю, можно ли тут что-нибудь понять :)), но - я старалась...
А начинать - как обычно, с ситуации, похожей на ребенкину, потом - поиск выхода и осознание - какое качество помогло бы справиться (смелость, или что-то еще), потом - появление волшебника, который дарит нечто, дающее этот ресурс, и несколько примеров его успешного использования в дальнейшей жизни героя.
Успехов :))
22.12.2000 00:33:41, Svetlana
Просто Ваш случай - именно такой, когда прямые объяснения совершенно не подействуют, а волшебная сказка реально поможет. Если Вас все же беспокоит то, что она рот ладошкой закрывает, но не говорит о своих чувствах, можно рассказать волшебную сказку (с какой-нибудь доброй феей или волшебником), которая дарит робкой принцессе (или кому-то) нечто волшебное, что придает ей смелости в разных случаях, и даже тогда, когда ей сначала что-то нравилось, а потом разонравилось, и даже если что-то стали делать специально по ее просьбе, но в какой-то момент ей оказалось уже достаточно этого чего-то, а окружающие этого еще не поняли. Два момента - принцесса всегда имеет право сказать о своих ощущениях и чувствах, об изменении своих потребностей и просто о нежелании в чем-то участвовать, и второй момент - некто волшебный дарит ей нечто волшебное, что доступно ей всегда и оказывается под рукой именно в нужный момент.
Не знаю, можно ли тут что-нибудь понять :)), но - я старалась...
А начинать - как обычно, с ситуации, похожей на ребенкину, потом - поиск выхода и осознание - какое качество помогло бы справиться (смелость, или что-то еще), потом - появление волшебника, который дарит нечто, дающее этот ресурс, и несколько примеров его успешного использования в дальнейшей жизни героя.
Успехов :))
22.12.2000 00:33:41, Svetlana
Светлана, огромное спасибо, Вы меня очень поддерживаете и удивительным образом чувствуете моего ребенка. Сказки - это, действительно, то, что нужно. Сказки мы любим и в них живем :-)
22.12.2000 09:16:58, Инес
:))
У меня действительно бывает ощущение, что по некоторым письмам я в самом деле "чувствую", что ощущает человек, который пишет, или о котором пишут любящие его люди. Интересно, что каждый раз мысли рождаются совершенно разные. и "советы" получаются тоже разные. Иногда дистанционно мне почему-то даже легче, чем в жизни, может, меньше отвлекающих внешних моментов, и я больше "прислушиваюсь" к внутреннему голосу? 22.12.2000 20:59:35, Svetlana
У меня действительно бывает ощущение, что по некоторым письмам я в самом деле "чувствую", что ощущает человек, который пишет, или о котором пишут любящие его люди. Интересно, что каждый раз мысли рождаются совершенно разные. и "советы" получаются тоже разные. Иногда дистанционно мне почему-то даже легче, чем в жизни, может, меньше отвлекающих внешних моментов, и я больше "прислушиваюсь" к внутреннему голосу? 22.12.2000 20:59:35, Svetlana
Ой, а я это даже использую как психологический трюк! Если у меня проблема, представляю, что кто-то о ней написал на конференциях (нескольких разных) и как бы люди ответили, и как бы я ответила... Меня подруга-психолог научила, как бы отделяешь кусочек своего сознания в отдельный персонаж и общаешься с ним :-)
22.12.2000 23:37:20, Мария Д.
[пусто]
22.12.2000 01:50:36

Да я не про то! :-)
Я про то, как глупая мама думала про то, какой "правильный" ритуал ребенку устроила (на самом деле, до последнего момента все делалось с обоюдным удовольствием). Просто к тому, что нужно очень внимательно следить за тем, насколько ребенок с этим ритуалом согласен. Вот укладывать спать только по определенному сценарию - этот ритуал у нас работает стопроцентно. Да и обливанье затевалось не ради ритуала, на самом деле, а ради оздоровления. Просто вроде как в ритуал превратилось. Вот! Ритуалы, как мне кажется, должны возникать сами собой, а не создаваться усилием родительской воли. 21.12.2000 18:24:10, Инес
Я про то, как глупая мама думала про то, какой "правильный" ритуал ребенку устроила (на самом деле, до последнего момента все делалось с обоюдным удовольствием). Просто к тому, что нужно очень внимательно следить за тем, насколько ребенок с этим ритуалом согласен. Вот укладывать спать только по определенному сценарию - этот ритуал у нас работает стопроцентно. Да и обливанье затевалось не ради ритуала, на самом деле, а ради оздоровления. Просто вроде как в ритуал превратилось. Вот! Ритуалы, как мне кажется, должны возникать сами собой, а не создаваться усилием родительской воли. 21.12.2000 18:24:10, Инес
[пусто]
21.12.2000 22:23:58
Да, ваши с Катей психологические матрицы мне тоже понравились. Мы играли так в мышонка и добрую/коварную лису. Очень здорово было.
22.12.2000 09:18:43, Инес
По мне - детям полезно иметь самый разнообразный опыт:
полное отсутствие ритуалов, следование сложившимся ритуалам, разрыв шаблонов, создание новых ритуалов, модификация имеющихся и что-там-еще...
В жизни все пригодится... 22.12.2000 00:57:18, Svetlana
полное отсутствие ритуалов, следование сложившимся ритуалам, разрыв шаблонов, создание новых ритуалов, модификация имеющихся и что-там-еще...
В жизни все пригодится... 22.12.2000 00:57:18, Svetlana
С обливаниями вообще странно . Я вот дочь пыталась обливать не сразу холодной, а потихоньку, маленькая она была, понижала ей на градус, вообщем-то она привыкает, первый день покхыкает, второй уже может и молча ,но радости не испытвает. А сейчас, температурный интервал у нее хоть широкий ,но заходить за него она не любит. А тут еще появилось любопытное: когда она подросла, мне стало неудобно подмывать ее в раковине, я стала ставить ее в ванную и полоскать душем, несмотря на то, что дочке очень нравилось в набранной ванной, такая помывка ее тоже вдохновила, и вода льющаяся и возможность рисовать и так далее, я обленилась, а тут решила девочке ванну сделать. Она заплакала.
И что это значит, она же не плакала, когда мы начали под душем полоскаться, а обратный переход почему-то вызвыал такую реакцию, может я н еправа насчет ритуалов? 21.12.2000 17:13:49, Шин
И что это значит, она же не плакала, когда мы начали под душем полоскаться, а обратный переход почему-то вызвыал такую реакцию, может я н еправа насчет ритуалов? 21.12.2000 17:13:49, Шин

Баба Нюра, выскажу лично мое мнение по поводу первой части: по-моему, стремление к стабильному порядку действий в возрасте 1-3 лет вытекает из того, что в этом возрасте ребенок осваивает "самостоятельность", в смысле основное внимание сосредоточено на себе, своем теле, своих эмоциях и реакциях, и он пытается их приспособить к внешнему миру. При этом мне кажется очевидным желание "иметь" этот внешний мир достаточно стабильным - легче научиться ходить на твердой земле, чем на качающейся или бегущей дорожке, трудно научиться попадать по движущейся мишени и т.п. - сначала хочется освоить базовый навык. А вот после 3-х (по Эриксону, и кажется, по Монтессори) если основные навыки управления собой освоены, начинается период активного освоения внешнего мира, и социального тоже. Вот тут уже интересно досочку специально раскачать, на качелях покачаться стоя и т.п., в общем все время усложнять себе задачу, иначе - неинтересно. От родителей требуется без лишнего беспокойства тем не менее помочь осознать разумные допустимые границы. Отсюда же для меня вытекает и вопрос эгоцентризма. Как только ребенок начал проявлять активность по отношению к другим детям и взрослым, самое время терпеливо показать ему примеры взаимодействия с людьми, которые не вызовут отрицательной реакции со стороны партнеров. Причем, если с материальным миром можно дать возможность и на своих ошибках убедиться, что огонь жжет, а язык к железу на морозе примерзает, то с людьми - я предпочитаю предупредить конфликты, проиграть возможные ситуации заранее, рассказать о том, что где принято. По одной простой причине - огонь - он обожжет, но руку отдернул, и все. А человек может так "наехать" энергетически, что ребенок просто не выдержит, а это очень вредно. То есть, если реакция природы обычно вполне адекватна воздействию, то людская - отнюдь.
А по поводу эгоцентризма - как раз около 3-х или даже чуть раньше, если внимания хватает, имеет смысл сознательно обращать внимание на чувства и эмоции других, и играть в разные игры на эту тему, чтобы ребенок мог познакомиться с разными способами поведения и выработать какие-то свои реакции, которые бы и его потребности позволяли удовлетворить, и других бы не задели.
Кстати, эти цифры - очень средние, я замечала, что у детей, с которыми занимались ранним развитием (ранним плаванием, динамической гимнастикой и т.п.) все сдвинуто на полгода - год. Если к 7 месяцам ребенок начинает ходить, к 2- м он уже полностью собой владеет, то у него, соответственно, внимание переключается на внешний мир сразу. К тому же, ведь нет такой четкой границы - сегодня - хочу ритуалы, а завтра - наоборот. Ребенок начинает пробовать понемногу, возвращаясь к привычному, и постепенно периоды освоения новых навыков удлинняются. Поэтому про возраст вообще сложно говорить. Поэтому я люблю подход, когда нужно следовать за ребенком, поддерживать его малейшие попытки что-то новое освоить, а не выдумывать "из головы", что в этом возрасте нужно алфавит знать, а в этом - 30 цветов.
Так, что-то я "разошлась"... Сворачиваюсь. 21.12.2000 14:02:23, Svetlana
Спасибо! :) Но в детские "разборки" я стараюсь вообще не вмешиваться. Вот приезжает в гости к нам девочка Алёнкиного возраста (с мама-папой, разумеется :) ), и они в течение первых минут сорока "делят сферы влияния" (дочки, а не мама-папы). А потом играют замечательно вместе :).
21.12.2000 14:28:26, Баба Нюра
А по поводу эгоцентризма - как раз около 3-х или даже чуть раньше, если внимания хватает, имеет смысл сознательно обращать внимание на чувства и эмоции других, и играть в разные игры на эту тему, чтобы ребенок мог познакомиться с разными способами поведения и выработать какие-то свои реакции, которые бы и его потребности позволяли удовлетворить, и других бы не задели.
Кстати, эти цифры - очень средние, я замечала, что у детей, с которыми занимались ранним развитием (ранним плаванием, динамической гимнастикой и т.п.) все сдвинуто на полгода - год. Если к 7 месяцам ребенок начинает ходить, к 2- м он уже полностью собой владеет, то у него, соответственно, внимание переключается на внешний мир сразу. К тому же, ведь нет такой четкой границы - сегодня - хочу ритуалы, а завтра - наоборот. Ребенок начинает пробовать понемногу, возвращаясь к привычному, и постепенно периоды освоения новых навыков удлинняются. Поэтому про возраст вообще сложно говорить. Поэтому я люблю подход, когда нужно следовать за ребенком, поддерживать его малейшие попытки что-то новое освоить, а не выдумывать "из головы", что в этом возрасте нужно алфавит знать, а в этом - 30 цветов.
Так, что-то я "разошлась"... Сворачиваюсь. 21.12.2000 14:02:23, Svetlana
[пусто]
21.12.2000 22:19:39
А повышенный интерес к психологическим играм у вас когда "прорезался"? После 2-х, или значительно раньше?
22.12.2000 00:09:53, Svetlana
[пусто]
22.12.2000 01:39:58
Я так и думала! с моей точки зрения, это подтверждает то, что я выше написала - (3 года минус полгода-год) - при условии систематических ранних занятий + интерес к ломке шаблонов идет сразу после периода следования определенным шаблонам. Похоже?
Кстати с возрастом этот разрыв со средними показателями все время растет.
Наблюдать за этим довольно интересно, хотя иногда и создает определенные сложности. Дочке сейчас 7,5 и во многих отношениях она развита не хуже 10-летних, и с удовольствием с ними общается, а в каких-то вещах - ну сущий ребенок. Слава богу, хоть школа нашлась, где к детишкам подстраиваются, а то - быстро бы "крылья подрезали"... 22.12.2000 21:16:36, Svetlana
Кстати с возрастом этот разрыв со средними показателями все время растет.
Наблюдать за этим довольно интересно, хотя иногда и создает определенные сложности. Дочке сейчас 7,5 и во многих отношениях она развита не хуже 10-летних, и с удовольствием с ними общается, а в каких-то вещах - ну сущий ребенок. Слава богу, хоть школа нашлась, где к детишкам подстраиваются, а то - быстро бы "крылья подрезали"... 22.12.2000 21:16:36, Svetlana
Очень похоже! Сначала был где-то месяц настойчивого требования ролевых игр, у меня чуть крыша не съехала :-), я так вообще не умела играть (теперь ас! :-)). Потом осознание, что некоторые роли/схемы/сценарии не нравятся, и лучше их сломать :-) Потом ускорение. Я в этом семестре брала курс по психологии развития, там очень много было "теорий про стадии" (от Фрейда до Пиаже), так у дочки все возраста не совпадают...
22.12.2000 23:42:11, Мария Д.
Да, я писала как-то, что до конца ни одна из классификаций не совпала с моим опытом, в части детства - Э.Эриксон, а вот только что прочитала холодинамические возраста развития http://www.humans.ru/humans/83652 - пока вроде бы похоже получается, надо еще поразмышлять.
23.12.2000 03:39:01, Svetlana
То есть если ребенка приучать спать в 9 вечера, напевая колыбельную - это ему же лучше. или родителям, которым завтра вставать в 5 утра? Если ребенка приучить есть на одном месте - это кому нужно? Ему или родителям ,которым собирать еду по дому потом? В чем енобходиомсть ритуалов для ребенка, я что-то не пойму. Вот вспомнила Б.Шоу :"хорошие манеры лучше хороших принципов", но это все-таки позже, или если с рождения начать ,то никогда не научиться?
21.12.2000 14:59:20, Шин

А я и не имела ввиду детские. Скорее случаи, подобные тому, про который Инес писала - дядя вошел и громко сделал ребенку замечание, а ребенок не ожидал, что взрослые могут так себя вести, и этот неожиданный испуг закрепился надолго.
Наверное, после игр в добрую и злую фею (Например, как описывала Мария Д.) ребенок мог бы спокойнее отнестись к подобному "выступлению". Я примерно это имела в виду. 22.12.2000 00:16:36, Svetlana
Наверное, после игр в добрую и злую фею (Например, как описывала Мария Д.) ребенок мог бы спокойнее отнестись к подобному "выступлению". Я примерно это имела в виду. 22.12.2000 00:16:36, Svetlana
Читайте также
Опасные обитатели дачного участка: растения, требующие осторожности
Эти растения красиво цветут, возможно, у них яркие ягоды, но вдыхать аромат, а также пробовать их плоды может быть смертельно опасно.
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание