Раздел: Чтение, речь

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Проблема??

Сын закончил 1 класс. В декабре будет 8. Учился более-менее складно. Самое проблемное место - письмо и оформление работ. Крючки-закорючки требуют сосредоточенности и терпения, а у сына с этим неважнецки, особенно, если дело касается неинтересного для него предмета. Собственно, ничего больше не напрягало.
Проблема (если это действительно проблема) появилась уже летом, когда стал читать больше и чаще сам.
В чем она состоит - читает вслух, при этом рвет слова, т.е. получается приблизительно следующее: "Поса адилдед репку. Выро ослареп пка больша аяп преб больша ая". и Так далее. Читает именно так не всё предложение, часть предложения читает связно и быстро, видно, что сразу схватывает слово целиком. Прошу, чтобы не торопился, если не может слово сразу прочесть, пусть лучше остановится, про себя прочитает или вслух по слогам, и потом уже вслух прочтет.. Помогает на время. Видно, что ему требуются усилия, чтобы контролировать это.
Вопрос к аудитории - что это? Бороться и следить? Перерастет и оставить в покое? Бежать к психологу и логопеду?

Спасибо заранее!
28.07.2013 18:47:56,

25 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я не пойму одного - зачем летом требовать чтения вслух? Пусть читает про себя и для себя. Найдите книжки (интересные, красивые, манящие, с картинками), чтобы сам захотел читать. Можно иногда обсуждать прочитанное, но уважительно, ставя себя на место ребенка, думая, что вам бы понравилось, что - нет. Например, если Вы вместе придумаете продолжение приключений сказочного героя - это вполне увлекательно, интересно, можно в процессе вспомнить, что тот делал, в чем ошибался, что бы ваш ребенок захотел сделать иначе в подобной (сказочной) ситуации. 04.08.2013 06:58:57, Конек
Я еще раз повторю. Сын САМ читает вслух. Я от него этого не требую. Читает то, что задано на лето и то, что ему интересно самому. Иногда одно и другое совпадает. 07.08.2013 13:15:49, katry
Вам внизу хорошие упражнения предложили. Думаю, сыну свое беспокойство не надо показывать, бежать срочно куда-то тоже не надо. Мне кажется, стремится быстрее читать, в школе скорость требуют или сам хочет "как взрослый". Хорошо, что у него есть интерес, Вам его не отбить важно.
Я бы обратилась к специальной литературе с упражнениями, этап перехода от чтения слова целиком к предложению, когда сначала слова столбиком (Вам уже написали), от коротких к более длинным, потом словосоченания, потом предложения. Чтобы не выдумывать, готовое взять, что Вам понравится, что-то похожее на букварь, "развитие навыков чтения" и т.п.
Подобрать интересную литературу по возрасту, разрешить читать про себя.
Я бы добавила пересказ. "Про себя прочитал - мне расскажи." Так и проверите, что с пониманием читает, и полезный навык отработаете.
Не стремитесь к скорости, пусть медленно читает, когда вслух.
Упражнения и чтение вслух - минимальное время, в охотку, в игровой форме, но регулярно.
Если есть проблемы "я не маленький, букварь читать", можно сказать, что это подготовка к изучению иностранного языка. В школе ведь начнут со след. года? Там важно четко текст на слова делить, а то смысл м.б. совсем другой и т.п.
29.07.2013 21:46:59, E_VIKT
Спасибо за советы! Действительно, у них в школе проверка была и он оказался довольно "скоростным" чтецом, но не самым лучшим - выше возрастной нормы, по крайней мере. Видимо, сейчас старается читать быстрее, чем может. 29.07.2013 22:56:34, katry
Зачем было отдавать 6 летку в школу,непонятно.
А по чтению-у нас половина детей так читала в классе,потому что торопились читать быстро,ведь есть оценка на количество слов.Учительница жаловалась-читают как роботы,не понимая смысла.
А нужно читать выразительно-с этим у всех была проблема.
Но потом научились все.
29.07.2013 10:20:17, mutan
У сына нет проблем с выразительностью и пониманием того, что он прочитал. 29.07.2013 22:57:41, katry
Я вижу здесь неплохое поле для упражнений, которые Вы сами, пока безо всяких логопедов, можете сыну предложить выполнять, причем можно их подать интересно, разрекламировать, придумать поощрения.

Первое, что приходит в голову, это тот же текст поручить читать, сознательно разбивая его на слова, и после каждого слова выполнять определенное действие. Например, хлопать ладошкой по столу. Посадил (хлоп!) дед (хлоп) репку (хлоп) и т.д.

Также можно на время вернуться к чтению списка слов.

Можно просить читать медленнее - тоже временно, с тренировочной целью.

С диагностическими целями поручите ему переписать пару предложений из прочитанной книжки в тетрадь, и посмотрите, не будет ли подобных ошибок на письме. Если ошибки есть - указать на них, попросить переделать.

Можно делать первое упражнение - чтение с остановками - но не хлопать, а ставить в книжке простым карандашом палочки-разделители.
Потом тот же текст, уже с палочками, прочитать еще раз, и еще раз, с наращиванием скорости, и по идее, это должно уже получиться без ошибок, если опять вылазят ошибки - то вернуться к меньшей скорости и повторной простановке палочек.

Дайте короткий текст с таким заданием: подчеркни прямой линией все короткие слова, и волнистой - все длинные. Потом перечитай вслух.
28.07.2013 19:15:03, ЮлияФ
Т.е. вы рекомендуете сейчас вернуться к простым коротким книжкам?
А чтение списков слов - это что? Я никогда этим приемом не пользовалась.
С чем это может быть связано?
28.07.2013 19:38:50, katry
С чем связано? Всякие мелкие детские нарушения - подергивания в младенчестве, "копа" вместо "пока" в три года, зеркальное написание букв в первом классе, а также мелкие речевые запинки, страхи, невнимательность и т.д. и т.п. - это все проявление незрелости мозга и нервной системы. Они с возрастом проходят сами при условии правильного педагогического подхода.

Если нет явных нарушений (а если ребенок нормально закончил первый класс, то их нет), то можно не спешить искать диагнозы, а работать непосредственно с той конкретной проблемой, которую ребенок выдал.

Самый лучший подход при обнаружении проблемы в обучении - это временно отступить на шаг раньше, убедиться, что там все усвоено (если нет, то наверстать), и потом в посильном темпе двинуться вперед.
Списки слов применяются при обучении чтению, часто их пропускают, читают сначала слоговые таблицы, а потом сразу простые тексты. Просто слоги вам уже точно не нужны, а раз есть проблема с делением текста на слова, то я подумала о списках слов. Попробуйте их найти и распечатать, или можно набрать самой. Но можно обойтись и без них, а читать, разделяя на слова, просто тексты.

Но однозначно нужно вернуться к текстам попроще, постарайтесь найти что-то попроще, но не поскучнее, чтобы не пропал интерес.
28.07.2013 23:10:08, ЮлияФ
Спасибо!
Сегодня попробовали хлопать на каждое слово. С хлопками все отлично. Попросил читать без них - хорошо его понимаю, ведь хочется читать, а тут еще думай, когда хлопать надо ) - снова запинки. Но так как договорились, что не просто читаем, а читаем все слова раздельно, старался. Завтра снова будет хлопать.

И у него, скорее, проблема не с именно делением, а со слитным произношением. Не пойму - то ли он не успев прочитать, говорит и в процессе говорения дочитывает, то ли он успевает прочитывать и в процессе говорения уже читает следующее слово...
28.07.2013 23:36:30, katry
Скорее всего проблема у него с невнимательностью, т.е. его основная проблема. И, действительно, одно из двух Вами перечисленных или комбинация. Просто невнимательность здесь проявилась в такой форме.

А что, сын сам рвется и сам садится читать? А вариант чтения про себя обсуждали и как к нему относитесь?

По последнему пункту, кстати, я сходу не знаю правильной рекомендации, надо бы поискать в литературе - рекомендуется в подобных случаях раннее чтение про себя, или нет. Сужу только по своей дочке. Она тоже невнимательная, и даже сейчас, когда она перешла в 4 класс и много читает про себя, может иногда прочитать вслух какое-то слово, выпустив добрую треть, и, естественно, слово уже не то. Но я разрешила ей читать про себя, как только она этого захотела, чтобы не отбивать интерес к чтению. Хотя и подозревала, что значительную часть прочитанного на первых порах она не успевала понять.

О! Придумала для вас еще одно упражнение:). Может оно и заменит все остальные, раз таки нет проблем с делением слов. Просто читать в мамином присутствии (для мамы) МЕДЛЕННО и С ВЫРАЖЕНИЕМ. Чтение с выражением - для школы очень ценный навык. Так читать каждый день фиксированное количество времени, столько, чтобы не переутомить.
29.07.2013 01:29:03, ЮлияФ
Сын читает с удовольствием только то, что ему интересно. Но есть ведь и внеклассное чтение. Потихоньку читает. Без фанатизма - по маленькой сказке/рассказу в день (сейчас, например, Драгунский, кстати, с удовольствием, напоминать не надо, сам просит).
По поводу чтению про себя - предлагала ему читать про себя (не знаю, насколько это правильно), потому что кажется мне еще, что он старается читать быстрее (потому что в школе их, как уже здесь заметили, проверяют на скорость).
При этом он старается читать еще и с выражением (вообще с чтением с выражением и пониманием прочитанного у него проблем нет).

После хлопков и его просьб хлопки отменить, попросила его читать медленно и с выражением )) Помогает. Спасибо.
29.07.2013 22:50:26, katry
ПолуОфф: Читаю подобные темы и удивляюсь - а что, ребенок сам, _добровольно_ читает вслух? Ему нужно разрешение\указание, чтобы читать про себя?
Мой старший, кажется, вслух ни читал ни дня (ну в школе-то читал, конечно). Чтение для удовольствия, а не для галочки - разве может быть вслух?
А если не для удовольствия, то, конечно, скорее отбарабанить, чтобы отстали...
29.07.2013 16:47:15, маугленок
УникаЛьнаЯ
э, ну вот я себя помню, читать умела всегда ))), а читать "про себя" меня буквально заставляли. Мне года три было, я не понимала, что значит "про себя", читала сама себе книжки, для удовольствия, но только вслух. И помню момент, когда я _поняла_, что значит "про себя" :)))
Думаю, тем, кто читает неуверенно, про себя банально сложнее. Опять же, чисто по своей плохочитающей сужу - мне как маме непонятно, если она молча сидит - она читает или нет вообще. память хорошая, если в школе читали-обсуждали - она может дома и не читать, а на вопросы ответить. А нужно-то начитывать :) Поэтому когда домашнее задание в 1-2 классе - читала вслух.
30.07.2013 20:06:53, УникаЛьнаЯ
Домашнее задание - другое дело, а вот для себя влух читать... удивительно. 31.07.2013 03:30:17, маугленок
Birke
Мой до 3-го (!) класса читал сам себе исключительно вслух. И с выражением (по лицам ). Типа "О-о-ооо" воскликнула Анна или "Ух ты!!!" (даже в лице менялся при этом)

Отучала его с трудом - результатом отучения стало то, что читать теперь он не любит вообще :(
30.07.2013 10:56:10, Birke
Может, это возрастное, потом снова зачитает. Когда поймет, что "про себя" тоже можно с выражением, и даже лучше, чем вслух. 31.07.2013 03:31:20, маугленок
Да, ребенок сам, добровольно читает вслух. С выражением. И стихи наизусть учит с удовольствием и читает потом вслух тоже с выражением, и тоже с удовольствием. Я ему даже предлагала читать про себя (думала, это снимет в какой-то степени эти запинки), но он не согласился. Значит, может такое чтение приносить удовольствие. Мне тоже нравится читать ему вслух - с выражением и на разные лады. И детям в походе вслух книжку читала (уже далеко не маленькие). 29.07.2013 22:53:28, katry
Мне тоже нравится читать вслух - ребенку. Но не себе же самой!
Вообще в очередной раз удивляюсь разнообразию мира. Сама читала, сколько себя помню (с 4 лет, кажется), старший сын читает с 5,5 лет... только про себя, вслух я даже стихи не читала (и не учила :), просто сразу запоминала).
31.07.2013 03:29:06, маугленок
Он театрал и экстраверт - ему нравится выступать. У него нет проблем с дикцией, с выражением, фантазией и пониманием (зато другие есть проблемы). Вот и ловит кайф от того, как это звучит вовне. Был бы более направлен внутрь себя, было бы все по-другому, видимо.
В очередной раз можно только удивиться тому, насколько люди разные.
31.07.2013 12:36:09, katry
Birke
Точно про моего сына написано. Один в один. 31.07.2013 17:24:18, Birke
)) 01.08.2013 00:43:56, katry
Birke
Вот и мой точно так же. Был. 30.07.2013 10:56:50, Birke
Есть замечательная книжка Мисаренко Г.Г.[ссылка-1] - там как раз чтение слов по нарастающей трудности. 28.07.2013 20:12:56, читаем
Спасибо! 28.07.2013 20:22:38, katry


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!