Раздел: Отношения с детьми

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Как повысить самооценку?

Девочки, добрый всем день! Пишу редко, читаю – если на работе – регулярно. Хочется послушать мнения опытных мамочек, а еще лучше – профессиональных психологов, знаю, среди нас они есть. Сразу – сорри, что длинно, но, если есть минутка, прошу дочитать и помочь, я уже отчаиваться начала. Также сорри, что сумбурно, но – наболело, и, к тому же, боюсь упустить «диагноз», может надо уже специалистов посетить.

В наличии – любимый, единственный (похоже) сын почти 7-ми лет. Мальчик умный (ТТТЧНС), читающий, выраженный гуманитарий, знания имеет энциклопедические, если чем увлечется – перелопатит массу энциклопедий, обучающих фильмов, наши знания, если смежная с интересом область, тоже используются - пока не удовлетворит свой информационный голод. С социализацией нет проблем, как мне кажется – имеет кучу друзей, все с ним с удовольствием играют, ходим в гости, принимаем у себя детишек. Но – это, так сказать, «песня не о том»…

Проблема в следующем. Мой сын - ведомый и внушаемый до такой степени, что я начинаю волноваться за будущее. Примеры ежедневные, часто – бытовые, иногда – интеллектуальные.

Вот пример из последних, так сказать, вопиющих (сразу хочу извиниться, терминологией не владею, могу напутать, но суть передаю верно): Андрюхин мой страстно увлекся динозаврами (знает их чуть ли не по-латыни, кто в кого переродился, кто в какую геологическую эпоху жил – все по-взрослому (палеонтологический музей – дом родной, 7 (семь!) энциклопедий, ВВС-шные фильмы засмотрены до дыр), ну, то есть в теме. Есть мальчик, хороший знакомый, почти друг (ну, то есть входит в значимую для моего группу детей, или как это на психологическом языке правильно выразиться?), за знания не поручусь, но напористо-задиристый, что нравится сыну, т.к. сам он этими качествами, увы, в таком объеме не обладает. Тоже увлекся динозаврами, глядя на моего. Так вот, затевается у них разговор: кто, допустим, самый большой из плотоядных динозавров. Андрюхин говорит – гигантозавр (вычитал недавно, т.е. новая, проверенная информация). Илья говорит – нет, тираннозавр-рекс. Андрюха – «я читал, гигантозавр на 2 тонны больше весит, чем тираннозавр»; Илья – «а я читал, что тираннозавр – самый большой». Андрюхин – да, наверное, тираннозавр... Дома за ужином рассказывает нам этот разговор. Папа возражает, Андрюша, ну мы же читали, что гигантозавр больше, он и название-то получил соответствующее – потому как гигантский и у экскурсовода ты спрашивал… В ответ: «Ну, Илья же сказал! У него в энциклопедии по другому написано…». Мы убеждаем – соглашается с нами: да, читал…, да, смотрел…, но стоит поднажать самоуверенному сверстнику – «Илья (Вадим, Коля, Миша) лучше знает, он там-то читал».

Или, вот «помельче» пример: мальчик-лидер раздает «указивки», а мой их выполняет с удовольствием, даже если это не очень одобряется мной, папой, бабушкой (аргумент один – «ну, Вадим же сказал!»); другие друзья-приятели могут поспорить, сказать, что мне не нравится такая игра, отойти, мой – нет («Вадим такие правила в игре назначил, нарушать – нельзя!»).

Таких примеров, поверьте, девочки, очень много. Сейчас пишу, кажется, Господи, какие мелочи, а из таких «мелочей» наша повседневность и состоит, к сожалению.

К тому же, он очень верный, что ли. Есть два друга закадычных, пошли мы в разные школы на подготовку, но все свои дела, выход на прогулку и т.д. мой подгадывает под них; в школе полно ребят – со всеми в прекрасных отношениях – но друзья – только те двое и, соответственно, их мнения и их желания – в фаворе, а свои дела, свои «хотелки» - на втором месте…
Информация о семье - деть, если сказать «любимый» - то ничего не сказать - свет в окне. Ребенок поздний (родила в 33), муж на 15 лет старше… Главный «дракон» в семье – я (т.е. могу быть жесткой, если надо, мож, перебарщиваю с требованиями, от того и неуверенность в себе?), а то муж от Андрюхина вообще распадается на аминокислоты от нежности…, а ведь мальчика же, вроде рОстим.

Главные мои думы, конечно, о подростковом возрасте. Живем в такое время, что собственную голову, свое мнение и, главное, стержень надо иметь уже сейчас, а впоследствии его только «закалять как сталь». Понимаю, что дело у нас, видимо, в заниженной самооценке. Вот и вопрос к вам – как повышать? Может, кто знает какие-нибудь методики, игры, направленные на поднятие самооценки, прошу поделиться. И, просто, кто какие мнения имеет о нашей ситуации, очень жду отзывов, тапки приветствуются. Помогите советами, а то страшно за будущее…

Хочу попробовать сменить немного круг общения, т.к. с этими детьми знакомы с младенчества. Мож, как с песочницы не смог поставить себя в «стае» так и идут проблемы? Для этого (не только, из-за этого, разумеется, но – отчасти) в школу хотим пойти не в близлежащую, а выбрали в другом районе. Смена статуса (первоклассник!) будет сочетаться, в частности, и со сменой окружения, завязывания новых дружб.

Или усложняю все…?
29.01.2010 14:11:58,

14 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Елена Д.
рано напрягаетесь, просто есть дети "ведомые" и "ведущие", первым, как правило, не интересно самим придумывать правила и прочее, им интереснее "подчиняться", так на них меньше ответсвенности.. я сначала тоже напрягалась, даже напрямую сына спрашивала, тебе нравится подчиняться? он говорил "да", но, сейчас смотрю, вполне себе независимый пацан, то, что ему не нравится - он поддерживать не будет.. зато в нем всегда можно найти товарища по играм и игрищам, что немаловажно при коммуникациях.. лидерства в нем нет и, думаю, что не будет, не в кого :) 01.02.2010 10:03:20, Елена Д.
Спасибо, очень утешительно! 01.02.2010 11:32:19, Ларсен Румянсен
Совсем не обязательно дело в заниженной самооценке. Это может быть повышенная внушаемость, повышенная способность к эмпатии. Знаете, я сама такая:) Будучи взрослой, осознаю это и уже отслеживаю эти моменты сама. Это является проявлением психологическогог инфантилизма (кстати, знаете, ведь в психологии есть такой диагноз), что лечится бОльшим доверием, "выдачей" сыну большего количества самостоятельности - в меру, конечно!, не в ущерб безопасности.
Если сын гуманитарий, значит, осилит психологические разговоры на тему "как уметь отказывать", "как иметь собственное мнение" и про подвешивание тем внизу тоже хорошо написали.
30.01.2010 20:56:27, ЮлияФ
Спасибо Вам за внимание! Извините, опять не своевременно отвечаю - накрыла нас вторая волна болезни...
Наверное, Вы правы во многом, т.к. сын у меня очень несамостоятельный, даже в бытовом плане зависим очень от нас. Даже на подготовку к школе я отдала его не столько из-за интеллектуального развитя, сколько для привития навыков самообслуживания и более качественного и "автономного" что-ли существования в коллективе (в детский сад не ходил, три года посещал группу раннего развития в Центре детского творчества (занятия были полноценные, три часа в день, 3 раза в неделю - но это, разумеется не "погружение" в детский коллектив в чистом виде). Повторюсь, проблем с социализацией я не замечаю - детки Андрюхина моего принимают отлично, он очень добрый, с ним интересно, он может придумать и организовать игру. Но любит, все-же, чтобы им "руководил" друг, как бы выразиться правильно: если бы сказали построиться в шеренгу, он бы встал вторым-третьим, "застолбив" место для друзей. А если более напористый сверстник поднажмет сзади - он и ему уступит...
Как бы научить самоутверждаться, не сдаваться, уметь за себя постоять - для мальчика это так важно. Вот и беспокоюсь очень.
01.02.2010 09:27:21, Ларсен Румянсен
Ясень
Алексей Иванович Пантелеев. Рассказ "Честное слово", по ссылке. Прочитать с ребенком и обсудить, при этом внимательно слушать ребенка, может быть даже записать на диктофон и прослушать на следующий день или дать послушать обсуждение кому-то, кому доверяете... Там может быть слышно то главное в ребенке, что делает его личность именно такой, какая она есть.

Есть еще рассказ Драгунского, в Денискиных рассказах, "На Садовой большое движенье. Тоже под эту же тему...

Так-то по описанию ничего страшного, шишек набьет и перерастет. Но интересно, как это устроено, в самом деле.
29.01.2010 17:43:36, Ясень
Спасибо за внимание, очень хотелось услышать Ваше мнение о нашей проблеме (читаю Ваши посты всегда с величайшим удовольствием - есть же умные люди...). ОИзвините, что отвечаю несвоевременно, вечер пятницы всегда в цейтноте у меня. Обязательно прочитаем Пантелеева, а Драгунского и вместе читали, и сам потом перечитал (мальчик у меня очень чувствительный, над сюжетом, вполне безобидным порой, может и всплакнуть, и долго потом вспоминает, но, насколько помню, этот рассказ не впечатлил, прошел как обычное повествование). Обращу внимание на этот рассказ (как мне помнится, там про то, как взослый парень жалостливым обманом украл у Дениски с Мишкой велик).
Рада была услышать Ваш "поверхностный диагноз" - что это, вероятно, не личностные изменения и есть шанс скорректировать поведение и излишнюю доверчивость. Только вот кажется мне, что все же это не доверчивость, а желание минимумом усилий быть в одном ряду с главным для него (в данный конкретный момент) человеком. Хотя, он и с младшими по возрасту друзьями соглашается, если чуть поднажать...
30.01.2010 15:23:06, Ларсен Румянсен
Пока сын еще маленький (все-таки ему не 12!), попробуйте "поговорить" с ним игрушкой, желательно любимой. И создайте такую ситуацию, когда он должен сказать "Нет!" и желательно ему отстоять свое нет. У меня до сих пор игрушкам отвечает, а говорю я )))) (10 лет сыну). Создавайте разные ситуации, как бы провоцирую его и проверяя. Если все нормально - я думаю, может он так любит своих друзей, что пытается сам под них подстроится, лишь бы поиграть с ними? Я в детстве тоже больше верила мальчику со двора, чем своим родителям ("Саша уже в 3-м классе, он лучше вас знает")))) Выросла нормальным человеком, стержень еще какой!Ого-го! 29.01.2010 15:19:42, abs1212
Спасибо за внимание! Знаете, Маш, "разговариваю игрушкой" регулярно (у кого-то из девочек тут услышала об этой методике)! Что характерно - дома, с игрушкой, с нами (родителями) - он "первый парень на деревне". Спорит, задиристо подначивает, мол, ты не знаешь этого, Куклаваня (мал еще, читать не умеешь и т.д.), вот я что тебе расскажу и далее поток информации.
То есть дома он как бы спокоен что-ли, что его все любят, знают, примут любого, а вне дома знает, что надо самоутверждаться, а он не знает как, и самоутверждается путем согласия с мнением значимого для него друга. А по мне, так это страшно...
29.01.2010 15:55:43, Ларсен Румянсен
Ясень
Подождите пугаться, надо сначала выяснить, соглашается ли он, потому что хочет завоевать расположение друзей или выказать свое расположение друзьям или потому что действительно верит людям.

Первое - это сложности нахождения места в коллективе, проблемы неумения соперничать. Это вообще-то нормально в этом возрасте. И лечится разными коллективами, сначала теми, где все делают общее дело (команда, например), потом хаотическими типа класса, отряда в лагере, тусовкой во дворе.

Второе - волевое нарушение где-то. Тоже нормально в этом возрасте, но надо смотреть в чем проблема, потому что если его "поломают" с этой доверчивостью, он уйдет в другую крайность - тотальное недоверие :(( Если мальчик вдумчивый - много говорить о недоверчивости как условии выживания и доверчивости, как необходимом условии для развития. Про то, что нужно и то и другое, что различить доверячть или нет - сложно, и надо учиться "подвешивать" вопросы. Как про динозавров, например. Если бы ребенок "подвесил вопрос", то придя домой он бы спросил у папы, проверил в книжке, попросил у мамы спросить Янедекс, то есть исследовал бы вопрос всесторонне и был в следующий раз более подготовлен :))
29.01.2010 17:52:02, Ясень
Вот вопросы подвешивать - это интересно! То есть правильно ли я поняла, что надо учить, если возникла спорная ситуация, то не соглашаясь с постулатом более самоуверенного сверстника, взять тайм-аут для уточнения информации? А как потом вернуться к обсуждению - тот сказал, что знал (или не знал), да и забыл, небось. А моему надо весь день "болеть" идеей, проверять, потом еще влезать в дискуссию, опять самоутверждаться? Или ждать удобного повода для возобновления спора? Ведь для его визави, это, наверное, не так и важно - главное, что он "прав", здесь и сейчас, он не хочет другой информации. 30.01.2010 15:34:50, Ларсен Румянсен
Ясень
Для начала - подвешивать вопрос для себя, не заводя тему снова, учиться просто проверять достоверность своих данных. Потом, может полгода спустя, уже учиться подвешивать вопросы доя оппонента - давай уточнм и с6ова поговорим. Спешить некуда, жизнь длинная. Делить правого и сильного, делить правого и любимого, уметь согласиться так, чтобы не обидаеть, уметь смеяться над конфликтом.

Моя приятельница завела котенка. Отилчная, говорит, у меня кошечка. Приятельница нежная и ранимая. Я не могу ей сказать ни слова поперек, потому что она мне нравится и я не хочу ее ранить. Я ей говорю : "У тебя отличная кошечка, главное - с такими ЯЙЦАМИ", мы вместе смеемся, она говорит, у меня есть родословная, сертификат - это кошка! Я ей говорю - конечно, кошка, просто с яйцами. Снова смеемся. Потом она убеждается, что у нее кот, но у нас уже столько смеха с этим связано, и, главное, никакого противостояния, что мы вместе веселимся, когда становится ясно, что "кошечку" надо кастрировать :)) Понимаете? Не обязательно создавать оппозицию, если не согласен. Можно и соглашаться ;))
31.01.2010 01:56:48, Ясень
Все поняла, спасибо! Будем учиться... 01.02.2010 09:10:07, Ларсен Румянсен
Ни разу не психолог;), но выскажусь.
Имхо, проблема действительно есть (ну я бы тоже переживала из-за такого поведения). В чем причина - может разобраться только психолог (самооценка например может и не занижена, а что-то другое).

Если мальчик любопытный на все новое - может заинтересовать его психологией/социолог­ией - как называется наука о скрытых причинах поведения человека в социуме?
Почаще обсуждать с ним поведение других людей/детей и причины такого поведения и что они говорят и что имеют при этом ввиду. Можно даже не те ситуации, в которых он участвовал, а даже и со стороны картинки на улице разбирать.

И еще учиться говорить "НЕТ". Может сначала в игре, на игрушках, потом на "живых людях" потренироваться
29.01.2010 15:07:50, Чунга-Чанга
Спасибо за сочувствие! Попробую заинтересовать, но, боюсь, в силу своего возраста, он абстактными науками/ситуациями особо не увлечется, хотя, как знать... И обсуждаем вроде все, что видим... Буду более внимательно относиться к социальным ситуациям и проговаривать прихотерапевтически буквально. Эх, где бы знаний взять... Спасибо еще раз. 29.01.2010 16:12:41, Ларсен Румянсен


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!