Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

2 white-dove про эмоциональную реакцию.

Пришла в голову мысль. Истеричному нервному ребенку (и любому другому ребенку) противопоказана эмоциональная реакция родителей, демонстрирующая родительскую слабость. Но может помочь (в приемлемых дозах) эмоциональная реакция, показывающая родительскую силу, правильную, справедливую.
12.01.2010 13:19:01,

30 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Причем в последнем случае ребенок может успокоиться, у него появляется уверенность и защищенность, как будто только этого и ждал. Подчиняется сильному. 12.01.2010 22:18:41, E_VIKT
А пример "эмоциональной реакции, показывающей родительскую силу, правильную, справедливую"? 12.01.2010 19:09:05, Ardilla
Есть один пример не совсем точно по теме, но очень успешны. Старшая дочка где-то лет в семь одно время завела себе не очень приятный обычай: постоянно рассказывать во всеуслышание, кого из родственников она любит, кого нет. Началось все, когда она жила у бабушки с дедушкой, она им подолгу растолковывала, что дедушку любит, потому что тот играет, а бабушку нет ,потому что та заставляет кушать. Бабушка расстраивалась, но вела себя крайне цивилизованно и пыталась по-хорошему вразумить внучку. У нее ничего не вышло. вернувшись домой, дочка перенесла свои привычки в нашу реальность - папу люблю, маму нет, бабушку (другую) люблю, дедушку нет. Это тянулось несколько месяцев, пока я однажды не устроила театральную импровизацию под названием "перевоспитай ребенка за один вечер". Я объявила ей, что то, что она меня не любит, для меня непереносимо и ужасно, (ну, какими-то другими словами) и демонстрировала это разнообразными эмоциональными реакциями. При этом полностью держа себя в руках. Она думала, ляпнула языком, и все нормально, как обычно, ан нет ,мама ходит в отчаянии уже третий час. Она взмолилась: "ну ведь раньше же ты терпела?" Говорю, терпела, а теперь терпение кончилось. К вечеру ребенок сдался. Еще несколько было остаточных сценок по поводу дедушки, и тема закрыта. 12.01.2010 20:29:50, ЮлияФ
о, еще про эмоциональную реакцию вопрос. Вы ниже пример привели про порку в 19 веке или сухое чтение моралей. Но если крайности не брать - но все же применять к ребенку адекватное наказание, но без особых эмоций? Я в тех редких случаях, когда дочку наказываю ( в угол, например, или лишить чего-то)не только на нее не гневаюсь, но даже практически не сержусь -т.е. моего "дыма из ушей" она не видит, но наказание акцентирует ее внимание на том, что "так делать нельзя". А с истерящим ребенком нельзя ли подобным образом границы очертить? 12.01.2010 22:34:12, white-dove
Ну, из моего опыта, спокойное наказание работает, когда ребенок не находится в состоянии аффекта, т.е. он сначала должен из этого состояния выйти. Или не входить в него.
Каким способом выйти - одно время я фантазировала насчет обливания в этот момент холодной водой, и даже читала, что некоторые родители так делают. Но сама не пробовала. У нас привычный способ, подозреваю, что не самый лучший, но так у нас сложилось - мой встречный аффект. Причем сейчас я стараюсь как можно дольше сохранять спокойствие и дать ей возможность выйти из своего состояния самой. Только в самых сложных случаях, сейчас уже реже, идет по старой схеме.
12.01.2010 23:26:10, ЮлияФ
ну в общем, верно. Просто у меня спокойный, не склонный к истерикам ребенок -ее мой аффект испугает. Правда, в тех случаях, когда я непроизвольно срывалась на нее ( не в гневе, а в отчаянии -причем отчаяние было вызвано не поведением ребенка, а другими обстоятельствами, а поведение ребенка было просто последней каплей) -дочка ОЧЕНЬ НАДОЛГО запоминала, что так делать нельзя. Из последнего -сильно накричала на нее во время сборов на прогулку, когда она, вместо того, чтобы обуваться, села на пол играть ( а мне, беременной, хоть бы самой обуться -какой ребенка обувать, тем более, уже одетая стою, жарко, а ребенок на призывы : "Оля, одевай ботинки" не реагирует). Наорала на нее - дальше море слез, испуганное личико и еще полдня вопрошала жалобным голосом: "мамочка, ты на меня уже не сердишься?" и заглядывала в глаза. Жалко ее было, и стыдно:( Но одевается -обувается теперь самостоятельно и без напоминаний. 12.01.2010 23:53:20, white-dove
Думаю, почти у каждой женщины найдется подобная история. Тоже бывает выплеснешь свое настроение, а потом жаль ребенка. Важно после этого не впадать в чувство вины, толку от него никаого. 13.01.2010 00:55:05, ЮлияФ
Musenka
Офф: я в 7-10 подняла вашу статью, как обещала... 12.01.2010 23:38:31, Musenka
О, точно. А я ее при беглом просмотре не заметала:). Полезное обсуждение. Например ценная мысль про разницу между фонетическим и фонематическим, т.е. фонетический слух - это норма, это те самые к и г ,если он нарушен, то это дефект, который нужно корректировать. А фонематический разбор - это уже идет углубление в теорию, с него неправильно начинать в садах, как сейчас делают. Моя младшая дочка, кстати, уже это испытала на себе - йолки (ну или что-то подобное) пишет. 13.01.2010 00:46:11, ЮлияФ
Musenka
Вы ж на Украине?! У вас тоже начинают обучение с фонетики?! 13.01.2010 18:13:13, Musenka
Про школу я пока не знаю. Но в садике у нас уже много лет составляют схему слова: гласный кружочек, согласный твердый одна полоска, мягкий две полоски. т.е. предполагается, что ребенок, не умеющий читать, должен сделать это к слову на слух. Слух-то ладно, но мне кажется, что это высокий уровень абстракции, что по идее ребенку не очень свойственно. Прочитать слово - гораздо более конкретная вещь. 13.01.2010 19:57:29, ЮлияФ
Musenka
Да нет, вполне это доступно детям, схемы эти. Моя вот даже их уже щелкала как орешки, а читать все еще не могла научиться... Другое дело - насколько это нужно...
Чем дальше, тем больше крепнет у меня убеждение, что тот способ, который насаждается в школах, должен быть либо в очень хорошем исполнении, либо в очень формальном ;) И не для всех детей. Иначе действительно вылезают йолки и прочие йубки :( А вот фонемный способ (программа Панова, например), похоже, хорош для всех. Но... нужно, чтобы был учитель в средней школе, который может "подхватить" класс из началки... Тоже довольно редкий вариант... :(
13.01.2010 21:03:50, Musenka
В следующем году я отчитаюсь, как с этим дела обстоят у нас:), и смогу принимать участие в дискуссиях уже квалифищированно 13.01.2010 22:03:39, ЮлияФ
У нас эмоция важнее наказания 12.01.2010 22:38:09, E_VIKT
А пример такой реакции привести можете?
Просто то, что Вы в нижнем топе назвали "дым из ушей" я почему -то восприняла как ответную истеричную реакцию родителя. Нет?
Потом меня все же интересует вопрос, как быть с тем, если ребенок сам переживает из-за своей несдержанности, а от родителей получает негативную эмоциональную реакцию вместо желаемой поддержки. Цитирую сама себя из нижнего топа : "он себе не рад, что справиться с собой не может -а если в такой ситуации на него родители еще орут, угрожают и в очередной раз рассказывают про то, что он отвратительно себя ведет, опять испортил всем настроение и т.д.?"
Мне в отношениях с собственным ребенком это неактуально, а вот по поводу себя в этом возрасте до сих пор рефлексирую
12.01.2010 15:54:59, white-dove
Из опыта общения с дочерью. Хорошо помогать, если истерика возникает из-за серьезных форс-мажорных ситуаций, было такое, ребенок не мог справиться, никто не виноват из нас, так получилось, поддержка была воспринята с благодарностью, истерика прекратилась. Чувствую, когда надо показать силу, если проблема м.б. решена ребенком, а доводятся родители. Каждый такой случай, когда нахожу правильное решение, помогает отношения переводить на более высокий уровень, улучшается ситуация, больше доверия родителям. Почувствовать надо, что необходимо ребенку, как действовать эффективно. Нужна крепкая нервная система.
Подумалось, что хорошо бы нервному экземпляру научиться правильно оценивать свое состояние и просить окружающих помочь ему конкретно (оставить одного, дать попить, не ругать, что помогает). Это возможно, когда истерика на подходе? Как лучше помогать?
12.01.2010 22:37:09, E_VIKT
Возможно. Но это как раз самое сложное -"поймать" собственную истерику на подходе, когда ты еще себя контролируешь. 12.01.2010 23:57:56, white-dove
Дочка обычно выбегает из помещения куда-то, если неприятности происходят в школе, может выбежать на улицу, там как-то выплеснуть свои эмоции и, успокоившись ,вернуться.

Согласна, что в каких-то случаях, если ребенку плохо по какой-то причине, помогает наоборот соблюдать спокойствие, молча быть рядом. Т.е. конечно не всегда нужно выдавать эмоциональную реакцию, должны быть разные варианты.
12.01.2010 23:21:21, ЮлияФ
Моей дочери помогает, если я отправлюсь подождать рядом, это возможно только в общественных местах. В случае, если ей плохо уже от собственного "завода", а серьезной причины нет. Дома не отпускает и продолжает терзать... Есть доля садизма в этом, по моим ощущениям. 13.01.2010 12:02:27, E_VIKT
Это только наше восприятие, у меня тоже такое бывает. Моя постарше Вашей. Она сама мне говорит, что с ней делать. Говорит: "если ты мне скажешь фразу "ты сделаешь хороший поступок, если уйдешь", то я уйду". Я правда уходит! (иногда ненадолго :)) 13.01.2010 12:15:09, ЮлияФ
Дым из ушей - это когда я закипаю, показываю, что сейчас рассержусь, но ситуацию при этом контролирую. Чтобы закипание произвело эффект, нужно, чтобы этому предшествовало то ,о чем писала Ясень - один раз показать ребенку родительский гнев во всей его красе.
Чем отличается эмоциональная реакция по типу сили от ее же по типу слабости, тут сложно описать по инету, а продемонстрировать не получается:), но суть в том, как себя при этом ощущает родитель, находится ли он в отчаянии от того, что не может справиться с собственным ребенком, или в праведном гневе. Я проходила и то, и то, так что представляю себе обе. Помню несколько случаев с ужасно непедагогическим течением процесса и замечательным результатом ,помню как позже я решила, что уже негоже поднимать руку на подросшую дочь, и как я чуть ли не билась головой об стену, потому что не знала, куда деть свои эмоции, к счастью, сейчас уже это не практикую.

>>>>>он себе не рад, что справиться с собой не может -а если в такой ситуации на него родители еще орут, угрожают и в очередной раз рассказывают про то, что он отвратительно себя ведет, опять испортил всем настроение и т.д.?"

тут все же зависит от конкретного случая. "справиться с собой не может" все же имеет массу градаций. Большинство детей в критичным ситуациях с собой справляются, чего бы это им не стоило (допустим, с последующим срывом), но справляются. Поэтому реакцией на происходящее родители как бы обрисовывают ребенку круг ситуаций, где он должен справляться, и где бы они хотели, чтобы он справлялся - но он может считать иначе.

По поводу дилеммы эмоциональная реакция или сухая ,безэмоциональная, я все же сторонник эмоций, но адекватных по количеству и по качеству. Вспоминаются порки из 19 века в России, когда отец с бесстрастным лицом снимал ремень и молча порол сына, или же нотация бесстрастным голосом, которую ребенок не воспринимает, тоже не самое лучшее, что можно придумать.
12.01.2010 20:20:43, ЮлияФ
Интересно:) у моих родителей, похоже, было отчаяние вместо "праведного гнева", но сдерживаться оно мне никак не помогало, только расстраивало. Мне, кстати, самой именно "праведный гнев" сложно представить -мой ребенок у меня такой эмоции не вызывает, равно как и отчаяния. А вот то, что Вы из опыта пишете про "непедагогическое течение процесса с замечательным результатом" - это в отчаянии было или в гневе? Я имею в виду -что обеспечило замечательный результат? 12.01.2010 22:22:57, white-dove
Хороший вопрос:) Вы попали в самое слабое место моей теории:). История длинная. Когда моя старшая дочка была маленькой, где-то лет до шести, она она была вся "не такая", как все, это объяснять долго, называлось это аутизм. Мы в тот период стали жить отдельно от родителей и, я не работала и целыми днями занималась ей. Я заметила, что мои эмоциональные реакции выводят ее из состояния заторможенности, погруженности в себя, которые меня расстраивали. После скандала она вдруг приходила в себя, начинала слышать то, что я ей говорю, внимала полезным внушениям. Ну вот пример непедагогического случая с хорошим результатом. Она впала в истерику от того, что некий процесс пошел не так, как она ожидала. Типичная история. Я устрила ответный скандал, в процессе и после которого объясняла ей, что "нужно просто ждать, а не плакать" ну и все такое. После этого подобные случаи стали реже.
Муж называл мои действия в тот период "скандалотерапией" и не спорил, т.к. видел действенность. Хотя временами я перегибала палку, помню и такие случаи.
Т.е. важен даже не гнев, а уверенность родителя в том посыле, который он дает ребенку. Ну и наличие этого посыла (самый простой - ты должен), чтобы посылом не было собственное отчаяние.
12.01.2010 23:17:42, ЮлияФ
Отчаяние нельзя показывать, уверенность д.б. 12.01.2010 22:39:28, E_VIKT
Birke
Насчёт порки подумалось : Я вот совершенно не представляла себе - КАК можно отлупить собственного ребёнка ??? Т.е. мне (меня ни разу так не наказывали) это представлялось чем-то запредельным и уж наверняка огромным ущербом для детской психики. А подруги мои так...весело и безмятежно рассказывали мне ( уже будучи взрослыми):"Ох, а меня отец так ЛУПИЛ !!!" (ремнём с пряжкой, палкой, напольной чугунной пепельницей и т.д.)
Причём, многие из них повергли меня просто в шок этими рассказами, ибо девочками они были далеко не маргинальными,хороше­го поведения. плюс - некоторые так вообще отличницами.
Вобщем - без урона для психики , как ни странно. И отцов своих любят и уважают до сих пор...

Я лупить не призываю (а то некоторые ещё подумают), но опять-таки : наверное, не всегда от подхода зависит.
12.01.2010 20:37:06, Birke
не знаю...конфу почитать, например - очень мало людей вспоминают о телесных наказаниях в детстве "весело и безмятежно", скорее, наоборот:( 12.01.2010 23:03:06, white-dove
Birke
И мне было удивительно эти рассказы слышать. 12.01.2010 23:03:57, Birke
Без урона, но наверное и без пользы. Просто родитель использовал детей как механизм удовлетворения своих потребностей, на что те были согласны, возможно в силу своего внутреннего благополучия. 12.01.2010 20:47:44, ЮлияФ
И как у них потом, после этого, сложилась семейная жизнь? Не по такому же сценарию? Про урон. 12.01.2010 22:25:53, E_VIKT
Birke
Точно. Вы молодец, всё правильно сформулировали. Ребёнку ЛЮБОМУ надо периодически показывать, кто в доме хозяин. 12.01.2010 13:46:00, Birke


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!