Раздел: Нужна консультация психолога

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Eugenie

Проступки и наказания

Требуется совет психолога.
Сын 5 с половиной лет, активный, инициативный, если где чуть что - точно он затейник. Но вообще-то вполне адекватный, можно убедить, договориться и пр. Иногда наказываем, конечно, как без этого, наказания у нас применяются - посидеть 5 минут на табуретке подумать, вечер без конфет, вечер без мультиков - и все.
Последние полгода мы учимся, что нельзя врать. Потому что уже пошло вранье конкретное, не фантазии. Учиться получается, уже понял, что лучше всего сказать правду.
И тут воспитательница в саду жалуется, что сын залез в чужой шкаф, вытащил оттуда ключ (игрушку, конфеты) и сломал (съел, выбросил). Собственно, третий случай уже.
Спрашиваем - в чем дело. Он честно рассказывает - видим, действительно честно. За то, что честно рассказывает, по идее, не надо наказывать. С другой стороны, таскать чужие вещи все-таки очень плохо, и лучше об этом узнать в детстве. Когда в первый раз случилось, долго объясняли, вроде понял, сказал, что больше не будет - не помогло. Второй раз ругали, стыдили - опять не помогло. Вчера был третий раз.
Но если посмотреть со стороны, получается, что за более мелкие проступки - но о которых не он рассказывает, а я сама увидела, его наказывают - сажают на ту же табуретку, он не любит этого.

А за серьезное - стащил чужое - не наказывают - потому что правду сказал. Чтобы и дальше правду говорил.

Так это я знаю, что серьезное, а что нет - а ему откуда знать, что серьезно, а что нет? вот сколько ни объясняй, по нему видно, что если серьезно поругаешь-накажешь (возможно даже покричишь) - тогда он запомнит, а если только объяснения - так они мимо ушей проскакивают. Но если накажешь, он в следующий раз просто правды не скажет.

Вот как правильно реагировать на такие случаи - с одной стороны чтобы и правду говорить желание не отбить, а с другой стороны, чтобы серьезные проступки для него все же запоминались и желательно не повторялись?
18.12.2009 14:17:54,

17 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
могу порекомендовать хорошего психолога, если еще актуально,пишите. 07.01.2010 17:51:40, bestmassage
NatalyaLB
а зачем он "вытащил оттуда ключ (игрушку, конфеты) и сломал (съел, выбросил)"? мне почему то в такой ситуации не наказать хочется, а накормить конфетами/подарить игрушку
Лично я такое к мелочам отношу, я вообще мало за что/редко наказываю
02.01.2010 11:45:37, NatalyaLB
Когда мой старший сын как раз в таком возрасте принес домой чужую игрушку из сада. И когда выяснилось, что мальчик, в чьем шкафу он эту игрушку взял, плакал и искал ее, а вовсе не дал поиграть. Я отреагировала жестко. Я рассказала про воровство и воров, про тюрьмы и наказания в других странах. Про то, что не хочу видеть моего мальчика вором. Про то, что я люблю его и знаю, что он хороший. И все же хочу, чтобы ЕГО РУКИ помнили, что чужое брать нельзя. Взяла ремень и ударила три раза по рукам. Он настолько проникся, что даже не плакал, хотя было больно, только губы закусил. Сейчас, по прошествии пяти лет, я не уверена, что это было правильно. Слишком жестко. Но факт остается фактом, мой шилопопый мальчик очень живой и подвижный, с тех пор НИ РАЗУ не только не взял чужого, но и вообще не участвовал ни в одной проказе, которые были бы предосудительны. И с удивлением рассказал о том, как в классе один у другого украл мобильник. ОН усвоил урок. И это главное, ИМХО. Вы найдете ключ к своему ребенку. Только помните - за серьезные проступки серьезные наказания. А вранье как раз в этом возрасте не особо серьезно. Там фантазия и страх наказания, или что-то еще. Учить не врать стоит начинать, но реально это придет позже. Удачи Вам! 22.12.2009 15:10:22, Мама_Галя
Eugenie
Мама_Галя, спасибо за соображения.
Подобная история у меня была с одной из дочерей, только она была старше. И там это был сознательный поступок. И там моя реакция была очень жесткой - без физического воздействия, но крайне сильное эмоциональное. Помогло. Думаю, потому что и поступок был сознательный, и моя реакция - адекватной.
Тут же я не могу этот поступок квалифицировать как воровство, сын - я это чувствую - еще не созрел внутри мозга до такого понятия, это для него пока не более чем шалость, для которой даже и мотивации особо не нужно. И моя задача - объяснить, что это далеко не шалость.
А вот вранье (и невранье) у него уже идут вполне сознательно, опять-таки я почти "вижу" движенье мыслей - то ли соврать, то ли сказать правду - и я очень рада, что он, взвешивая, выбирает сказать правду. И я очень боюсь этот его выбор склонить в другую сторону.
Наверное, надо было отменить бассейн ради разговоров о воровстве. Для него это было бы наказаньем тоже.
С другой стороны, он мне тут - безо всякого повода, вдруг - сказал, что он чужого больше ничего не брал. То есть и тот разговор запомнил, и что-то думал внутри себя, что-то анализировал...
23.12.2009 12:05:18, Eugenie
Ну видите, своего ребенка же всегда лучше чувствуешь. Вы сами знаете, КАК быть с ним. На конфе только общие советы. 23.12.2009 14:08:15, Мама_Галя
УникаЛьнаЯ
Я бы разделила два поступка - происшествие в саду и честность. За первое ребенок, очевидно, заслуживает если не наказания, то серьезного разговора. Второе достойно уважения в предложенной системе ценностей. 18.12.2009 23:51:24, УникаЛьнаЯ
Крохозябр
так у автора, видимо и вопрос: технически-то КАК разделить? 22.12.2009 21:12:02, Крохозябр
Вечная Весна
кража - уже нечестный поступок и требует наказания. Но за то, что признался, наказание будет меньше. Как-то так, наверное. 22.12.2009 21:35:08, Вечная Весна
"Спрашиваем - в чем дело. Он честно рассказывает - видим, действительно честно." А что рассказал-то? Он объяснил мотивы своего поведения, раз уже не в первый раз, то как он объяснил, почему опять сделал так?
Мне кажется на прямую не связано вранбё с наказанием. Не стоит бояться наказывать из-за возможности ребенка врать. Если он это поймет, он будет манипулировать вами. Честность, на то и есть, что не зависимо от последствий для себя ребенок говорит правду, только это ценность имеет, остальное игра в "правду" с родителями. Естественно, имеются ввиду разумные последствия, но вы ж его убивать не будете, и он знает вас, по-этому не должен проходить вариант будет бояться сказать превду из-за наказания.
18.12.2009 16:46:28, К.
Eugenie
Понимаете, Ваши рассуждения, как мне кажется, для моего сына рановато применять. Да, мотивы объяснил - "Мне хотелось".
<Честность, на то и есть, что не зависимо от последствий для себя ребенок говорит правду, только это ценность имеет, остальное игра в "правду" с родителями.> - да, так должно быть в идеале, а как этого добиться??? Вот я почему тут этот вопрос и задаю.
<не должен проходить вариант будет бояться сказать превду из-за наказания> - кто кому не должен? Человек учится жить! Как я его научу, так и будет.
Понимаете, я вижу по его лицу, как он думает - то ли правду сказать, то ли соврать.. И он решает не врать - потому что я ему долго говорила, все пойму, а неправды не пойму, все прощу, а неправду простить не могу. И вот если он взвесит, скажет правду, а я ему серьезное наказание - следующий раз чашка весов склонится на "наврать".
21.12.2009 09:45:01, Eugenie
Сvетлая
Для того, чтобы соизмерить степень тяжести проступка с последующим за ним наказанием, необходимо понимать и вникать более глубоко в сущность проступка. Например, почему ребенок в возрасте 5,5 лет настойчиво совершает одну и ту же ошибку, какова его мотивация при этом - простая шалость, незрелость, отсутствие страха перед наказанием? На мой взгляд, надо смотреть на эту проблему несколько шире, может быть в какой-то момент времени Ваш сын стал толерантно относится к наказаниям, стал устойчив к ним.
Понаблюдайте за его поступками, определите мотивацию, и отталкиваясь от этого, действуйте. Определяться в том, "каким образом объяснять и наказывать" надо в конкретной сложившейся ситуации.
Описанный Вами проступок серьезен, на Ваш взгляд? Если да, то наказание должно последовать и это не простые объяснения, т.к. они недейственны, Вы в этом убедились.
18.12.2009 16:30:01, Сvетлая
Eugenie
<Например, почему ребенок в возрасте 5,5 лет настойчиво совершает одну и ту же ошибку, какова его мотивация при этом - простая шалость, незрелость, отсутствие страха перед наказанием?>
Да, думаю, тут Вы в точку - шалость, обеспеченная незрелостью при отсутствии страха перед наказанием - воспитательницу он не боится совсем, да и меня тоже. Эти три поступка были не одновременно - примерно в течение полугода. То есть вроде бы он запоминает, некоторое время держится - а потом опять. Как вроде бы говорят психологи, до 7 лет у ребенка нет сил сопротивляться внутреннему "хочу", мозг еще не дозрел, и мне кажется, в случае моего сына именно это и есть, и я даже не стала бы квалицифировать это как сознательное воровство. А тут еще до кучи морозы были, в садике неделю не гуляли, а ему нельзя не гулять, у него крышу сносит.
< На мой взгляд, надо смотреть на эту проблему несколько шире, может быть в какой-то момент времени Ваш сын стал толерантно относится к наказаниям, стал устойчив к ним.>
И это тоже. Он действительно стал толерантен к применяемым наказаниям, но у меня фантазия для наказаний иссякла - ну не лупить же. Опять-таки, если было бы сознательное воровство - может быть, раз в жизни отец имеет право применить ремень, но это никак не в этом возрасте, да еще и не факт, что и один раз имеет право.
Главное, он в принципе вполне адекватный мальчик..
А этот последний случай, так вообще. Это он сам дома рассказал, что конфеты утащил. А воспитательница вообще-то жаловалась, что спать детям не дает, и просила повлиять. А когда я его забирала, он слегка истерил.. То есть там за такое количество проступков сразу надо было ругать, что я со счетчика сбилась, и вечера бы не хватило все обсудить. А он еще рассказал про утащенные конфеты. А нам еще в бассейн надо было ехать, а без спорта ему тоже нельзя, на грани гиперактивности потому что, и спорт реально спасает.
21.12.2009 09:39:21, Eugenie
Сvетлая
Есть такое расхожее понятие "трудный ребенок". Так вот в Вашем случае, я думаю, можно применить формулировку "неустойчивый, сомневающийся" - в поведении, в поступках, в словах, точнее в их правильности. Он в силу возраста и индивидуальных особенностей не может сориентироваться в том, КАК и ЧТО сказать, поступить. Это неплохо, он пытается найти свое "Я", "нащупать почву под ногами" не всегда понятными и правильными для взрослых людей способами. "А тут еще до кучи морозы были, в садике неделю не гуляли, а ему нельзя не гулять, у него крышу сносит". Исходя из последней Вашей фразы нужно быть очень аккуратным, осторожным в выборе средств воспитания и, безусловно, ориентироваться на ситуацию. Желаю Вам благополучного разрешения и выхода из сложных ситуаций! 21.12.2009 11:04:58, Сvетлая
Birke
"Сын,ты совершил отвратительный поступок. За такое предусмотрено наказание. Для взрослых это ...(можно рассказать про исправительно-трудовые учреждения). Для детей до 14-ти наказание устанавливают родители. В следующий раз за подобный поступок мне (папе) придётся...(наказание, выбранное Вами)
Оно должно быть строже, чем "посидеть на табуретке".
Мальчика предупредить ЗАРАНЕЕ, чтобы он был готов к этому.
В случает повторения сказать :"Я тебя предупреждала ? Да. Теперь не обижайся".
18.12.2009 15:10:33, Birke
Eugenie
Да, про пенитенциарные учреждения мы уже говорили - и смех, и грех.. Эти три случая были не сильно рядом по времени - за полгода. И все это - не при мне, а при воспитательнице, которая мягче, чем я, и я так думаю, что он у нее границы проверяет.. 21.12.2009 09:26:37, Eugenie
Крохозябр
угу, а я своему про тюрьму рссказала, когда он девочку сильно ударил. кроме воплей после следующего раза "а ты меня в тюрьму не отдашь?" ничего не получила. 22.12.2009 21:14:53, Крохозябр
natmet
вопрос не в "сколько не объясняй", а в "КАК объясняй" 18.12.2009 14:23:31, natmet


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!