Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Оценки "авансом"

Уважаемые конфяне, прошу помощь зала)
Ситуация следующая: Сын подруги (мой крестник)неполных 8-ми лет, ученик 2-го класса. Не глупый мальчик, но учится без интереса, понукаемый мамой-папой-бабушкой. Выполнение домашних заданий строго контролируется бабушкой, переписывает с черновика и т.д. Моя подруга, женщина амбициозная, решила ""Простимулировать, дать почувствовать себя успешным" - её слова, попросила учительницу "натянуть" парню пятерки (имеет возможность). Закончил на отлично, ему устроили праздник, подарили "на успешное окончание" дорогой телефон и т.д.
Как Вы считаете, будет из этого толк? Мама считает, что сыну важно чувствовать себя успешным, он будет стараться "держать планку". Я считаю, что сделали мальчика соучастником лжи, подав ему плохой пример. И научится он только пыль в глаза пускать, не говоря уже о том, что таким образом у парня формируются не обоснованные амбиции.
01.06.2009 12:41:46,

46 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
не будет толка, все будет по старому , амбиции может и возрастут ,толко вот когда на следующий год он поймет что надо трудиться чтобы держать планку все вернется на круги своя а может даже еще хуже распуститься в надежеде что училка опять подтянет оценки повыше:) 04.06.2009 00:56:39, баниласка
Вооkашка
Слишком мало данных :( Почему учится без интереса? Как удалось натянуть пятерки? (Был хороший материальный стимул или оценка выходила спорная?) То, что сыну важно чувствовать себя успешным, - это на самом деле так или мамины предположения? Так что вариантов развития событий может быть масса, с Вашим не согласна, в 8 лет такие выводы он не сделает. Плохо, что мама амбициозна и, видимо, требует только пятерок. Быть отличником сложно, и устанавливать такую планку не стоит, неизбежен провал - в этом случае с тяжелыми последствиями. Хотя... по-своему Вы правы, "искажение фактов" - это, видимо, модель поведения в этой семье. Не соврут здесь, соврут в другом, так и мальчик научится, никуда от этого не деться. И оценки, по большому счету, такая мелочь! 02.06.2009 00:17:17, Вооkашка
Не будет конечно! (толка)! Моей дочери так ставили пятерки безо всякого моего участия, просто учительница была молодая, сама еще почти ребенок, детей (свой первый в жизни класс) жалела наверное, отличников было человек 10 в классе. И что? - начиная с 5 кл - никаких пятерок, в лушем случае - все четверки итоговые, текущие - полный набор (от 2 до 5). Знания? да есть ли они вообще? Самое главное - человек не приучен трудиться (мои ежеденвные нотации о необходимости учиться и работать пропускает мимо ушей все 8 лет), вообще не понимает - как это, зачем это - учить, стараться - для нее "другой глобус". 01.06.2009 22:27:10, hanhi
"толк" будет, только ровно противоположный тому, что ожидает мама. ребенок поймет, что если ему лень, постарается мама. так какой смысл напрягаться. если у мамы есть влияние, она бы лучше троек ему выпросила. но на самом деле дело не в оценках, и не в учителе. а в том, что его контролируют. это не его учеба, а бабушкина, если верить написанному вами. и мотивации на этом фоне - никакой. бабушка если может пусть забьет на контроль. пусть носит двойки. станет обидно - начнет учиться. а не станет, еще повод задуматься, что не так в консерватории. 01.06.2009 22:27:04, Natalya L
Елена Д.
не знаю, моего нельзя было не контролировать, да нас и классная предупредила, что уроки проверять у детей придется, потому что в силу возраста они еще могут путать задания, делать не все и т.д., это помощь в освоении не простых навыков.. с 5-го класса уроки у сына не проверяю, делает сам, поэтому сказать, что я ему навредила и лишила самостоятельности не могу никак :) 02.06.2009 12:02:22, Елена Д.
Мало кто из родителей может позволить себе не контролировать учебу в начальной школе, я даже думаю, что вряд ли вообще, кто-то это может, имея ввиду успешных в дальнейшем детей. Вопрос лишь в методе этого контроля и в том, что именно приходится контролировать (для одного необходимо контролировать выполнения ДЗ, у кого-то понимания материала, у других это сбор портфеля , внешний вид, кого-то надо контролировать по части утомляемости, поведения, взаимоотношений со сверстниками и т.д. )
От куда у вас уверенность, что ребенку станет обидно из-за двоек и он начнет учиться? - это самый маловероятный вариант, т.к. он наиболее сложный трудоёмкий и почти всегда выше реальных возможностей самого ребенка, без помощи взрослых, т.к. если он мог бы учиться сам, то и ситуаций не возникнет. Программа одинаковая, а возможности у всех детей разные.
Дети обычно ищут простые (доступные им) выходы помощи себе например формируют в своем сознании "пофигистическое" отношение ко всему, т.к. это защищает их НС от постоянного стресса, обладатели более зрелой психики начинают хитрить и обманывать.
" а не станет, еще повод задуматься, что не так в консерватории." - задуматься-то может и будет повод, только что-то менять будет поздно т.к. человек уже сам себя сформирует, как сумеет, раз взрослые ему не помогли. Это надо иметь огромное кол-во лет на торможение, а потом все сначала начинать, только время на это не будет, дети быстро растут.
02.06.2009 10:43:33, К.
ППКС 02.06.2009 18:28:40, маугленок
контоль контролю рознь. если вопрос теоретический - можно ли не контролировать ребенка в начальной школе? можно, мои родители меня не контролировали. кроме начальной школы мне надо было каждый день ездить на лечение и следить за младшим братом. это я не к тому, что я с детства мать героиня. а к тому, что да, теоретически и практически можно не следить и иметь успешного ребенка. если вопрос по данному топику, то имхо каждодневная работа на черновик ради того, чтобы получить лучшую оценку - это перебор. потому что кто знает, к чему такое принуждение ведет в голове ребенка. может его убеждение как раз в том, что лучше я получу три с плюсом без черновика, чем пять с минусом с черновиком. а если это разница между три с плюсом, и четыре с минусом, так ему вообще может быть непонятно ради чего стараться и выполнять двойную работу. и я не понимаю, почему роители ребенка, который и так не хочет учится, принуждают его делать двойное задание, вместо того, чтобы какими-никакими творческими путями подогреть интерес к учебе. если черновик довел ребенка до того, что он садится работать в уверенности, что с первого раза у меня хорошо все равно не получится - это уже патология, и покупкой или выпрашиванием оценок она не лечится. 02.06.2009 12:23:48, Natalya L
" да, теоретически и практически можно не следить и иметь успешного ребенка." - но если все же отслеживать, то вероятность хорошего результата больше.
"его убеждение как раз в том, что лучше я получу три с плюсом без черновика, чем пять с минусом с черновиком." - я почему-то уверенна, что нужное , по жизни, мнение ребенка и его отношение ко многим вещам, в таком возрасте, формируют родители. Вот если к примеру вас бы устроило такое мнение вашего ребенка на вещи, то можно расслабиться и позволить ребенку его иметь, но той маме, очевидно не приятно, что ее ребенок будет формироваться в таком ключе типа: "по меньше усилий и троичкой обойдусь" и она, на законных основаниях, пытается формировать в нем другое отношение.
"и я не понимаю почему роители ребенка, который и так не хочет учится, принуждают его делать двойное задание, вместо того, чтобы какими-никакими творческими путями подогреть интерес к учебе." -Я вам объясню. Совершенно невозможно подогреть интерес к учебе. Сам процесс учебы весьма противоестественен, а интерес у ребенка появляется, когда начинает получаться или когда само-по себе все легко. Если почему-то тяжело, то надо заставлять, принуждать и вырабатывать правильную привычку заниматься и преодолевать трудности, т.е. не давать возможность ребенку пойти по пути наименьшего сопротивления, а то и привычка будет не правильная. А "сделать учебу интересной" -это по моему мнению вообще миф и я например, большой противник того, чтоб учеба приподносилась как игра, т.к. это все равно большой обман, который ребенок рано или позже просечет, так лучше уж сразу объяснить, что это большой труд, который он, ребенок, должен делать и если ему что-то легко, то может записать это на счет везения, а в основном придется много затрачивать энергии и сил и так пока не вырастет,т.е. "покой нам только снится".
Да вы и сами подумайте сколько в школе предметов, сколько будет сложностей, дети растут. Не хватит сил и энергии у мамы все 11 лет прыгать и завлекать.
Если иллюзий нет ни у мамы, ни у ребенка жизнь легче воспринимается.
Сам по себе черновик ребенка ни до чего довести не может. Если ребенок 2-ого класса пишет задания на черновик, а потом их переписывает и делает так на протяжении всего года, это уже говорит о правильном, по крайней мере, не наплевательском отношении к учебе, а нравится не нравится -это его личное дело т.е. любить учебу вовсе ребенок и не обязан, должен просто учиться, а любит пусть маму, будующую жену своих детей и пр, вообщем по мимо учебы полно объектов достойных любви.
02.06.2009 17:57:49, К.
А зачем выпрашивать "тройки"? Чтобы мальчик убедился, что трудись-не трудись, все равно ничего хорошего не выйдет? Чтобы напрочь крылья подрезать? 01.06.2009 23:18:48, маугленок
я уже ниже на этот вопрос предыдущему автору попыталась ответить. 01.06.2009 23:22:37, Natalya L
Там Вы говорили про другое. Дать учиться самому и самому скатиться до "двоек" - это я могу понять, хотя и не вполне согласна. Но выпрашивать "тройки" при том, что мальчик много работает (пусть даже не добровольно) - ИМХО совершенно бесполезно. 01.06.2009 23:32:18, маугленок
я там же написала, что замечание про тройки больше саркастическое, чем реальное руководство к действию. 01.06.2009 23:34:41, Natalya L
[пусто] 01.06.2009 22:55:41
двойки позволяют ребенку понять последствия его неучебы. моральные нравоучения - не будешь учиться, пойдешь в пту - во втором классе еще ничего не дают. ребенок их после второго-третьего раза просто не слышит. эксперимент этот не мой, а вполне опробованный. со мной в том числе. я понмю, что в четвертом классе я вопиюще начала забывать делать домашние задания. пока мне одна учительница после второго "забывания" не поставила двойку в журнал. рядом с моими пятерками. за четверть на основании этого вышло не 5, а 4. больше домашних заданий я не забывала. по крайней мере класса до 9... мальчика не надо информировать, он вполне в состоянии соизмерить, сколько он усилий приложил, и какой результат получился. я бы не пошла тройки выпрашивать, это скорее саркастическое замечание. вреда от троек не больше, чем от натянутых пятерок. 01.06.2009 23:06:23, Natalya L
Все-таки четвертый класс - это не второй. Очень большая разница в плане сознательного подхода к учебе.
И для Вас - двойка была по контрасту с пятерками, и что-то значила.
Возможно, мальчика сейчас оценки вообще не очень стимулируют. А после праздника и подарков за хорошие результаты он, вполне возможно, оценит преимущества хороших оценок и будет к ним хоть немного стремиться.
И мама получит желаемый эффект.
Хотя, если бы это был мой сын, я бы однозначно боролась не за оценки, а за то, чтобы ребенку было интересно и комфортно учиться. А это часто зависит не столько от ребенка, сколько от учительницы, от прогшраммы, от школы. Ну, и отчасти от того, какими методами ребенка заставляют (или помогают?) делать уроки.
А стимулирование оценок, хм, это очень слабый аргумент, имхо.
02.06.2009 12:24:16, Svetlana:)
в принципе согласна. только мне в данной ситуации еще интересно, а о долговременных последствиях такой стимуляции мама случайно не думала? учительница может намеренно начать ставить ребенку заниженные отметки, чтобы ее еще раз попросили. она может потерять в него веру, ах этот ребенок все равно не будет работать, как ты ему не объясняй, да и ладно, ему родители все купят. ... хорошо, праздник устроили, ребенка порадовали. но поменяли ли они свое отношение к проблеме? нашли ли причину, почему ребенок не хочет учиться? вряд ли он не хочет, потому что ему учительница по мнению родителей "не те" оценки ставит. скорее всего проблема несколько глубже и она в самой семье. 02.06.2009 12:29:27, Natalya L
Да и я про то же, лучше бы причину найти, а не с симптомами бороться.
Хотя поднять ребенку самооценку тоже не вредно бывает.
02.06.2009 12:47:59, Svetlana:)
[пусто] 01.06.2009 23:11:25
я полагаю что мое мнение, как минимум равнозначно вашему. и я не заставляю применять вас мое мнение на своем ребенке, а лишь пытаюсь сказать, что на большом числе детей такие методы работают. в качесте основного источника при проблемах с моими детьми, я использую вот эту книгу. это не новомодное явление, а книга 60х годов. и 5 звезд на амазон о чем-то говорят. 01.06.2009 23:21:32, Natalya L
Иринище
Наталия, спасибо вам огромное за ссылку на эту книгу. Вы её недавно в девичьей давали. Я её сразу же заказала на английском. Но обнаружила, что она есть и на русском называется "Счастье Вашего ребёнка" вышла в 1986 году в изательстве "Прогресс", найти на русском к сожалению не получается. Отзывав и ссылок на эту книгу очень много на русском, она есть в библиотеках, но купить , к сожалению невозможно.
Дрейкурс - замечательный человек!
02.06.2009 13:51:44, Иринище
не за что :-)) я когда ее читала, думала надо же как актуально. только на середине увидела, что он ее в 60е годы написал. книга есть и на немецком, называется kinder fordern uns heraus. мне лишь удивительно, что как в россии, так и у нас точка зрения автора абсолютно непопулярна. хотя советы там на 101% практические и по крайней мере на моих детях они работают.

для автора сообщения, по ссылке небольшой кусок из этой книги на русском языке.
02.06.2009 13:55:39, Natalya L
Классная книжка...
А подход непопулярен - понятно почему.
Большинству хочется узнать, как сделать ребенка послушным, чтобы быстро выполнял команды и никуда не лез :))
А тут предлагается изменить прежде всего СВОЕ поведение, сдержать эмоции и ПОМОГАТЬ ребенку стать самостоятельным.
Сознательно многие хотят видеть ребенка успешным и самостоятельным, а вот в подсознании сидят паттерны, которые несли родители и родители родителей - надо слушаться беспрекословно, и все!
04.06.2009 23:14:23, Svetlana:)
[пусто] 02.06.2009 00:06:20
вы по сссылке ходили? автор этой ссылки не я, а практикующий детский психиатр. и я не принадлежу к кругу людей, которые все до одной проблемы пытаются решить методом собственных исследований. иногда я предпочитаю доверять тем, кто людей, наступающих со мной на одни и те же грабли, видит пачками, и примерно представляет себе решение проблемы. ... и моральный аспект вас нисколько не смущает? кто-то учится, старается, и получает ту же оценку, что и ребенок, у которого нет интереса, и мама которого просто воспользовавшись "возможностями" попросила поставить пять? это вообще тот стандарт морали, к которому стоит приучать ребенка? или стандартов морали в семье может быть много? 02.06.2009 00:23:25, Natalya L
[пусто] 02.06.2009 00:32:14
извините, но если в ответ на один вопрос по-существу, собеседником задается встречный вопрос из серии, а в каком платье вы были вчера вечером, дискуссия теряет всякий смысл. по крайней мере мои стандарты морали от возраста моих детей мало зависят. и я упорно не понимаю каким местом в исходном топике участвют мои дети. и почему опыт вашего ребенка должен весить больше, чем выводы того или другого детского психолога или психиатра. 02.06.2009 00:38:35, Natalya L
[пусто] 02.06.2009 00:40:19
no comments, что называется. мне не трудно произнести что я папа римский. вопрос в том, сколько в этом смысла. то что вы с таким упорством пытаетесь доказать, что мои слова ничего не стоят, наводит меня исключительно на мысли, что они именно вас, а не автора задели. но опять же это еще не повод считать пол, рост, вес и возраст моих детей. вместо этого предлагаю ответить мне по-существу на заданный ранее вопрос. может ли быть в семье несколько стандартов морали? и можно ли ребенка, у которого нет интереса к учебе, заставить учиться завышенными оценками? и если да, то через какую мотивацию это действует. 02.06.2009 00:42:43, Natalya L
[пусто] 02.06.2009 00:58:09
вы же и сами без меня понимаете, что такой ответ, это 0-1 не в вашу пользу :-))) если хотите еще один аргумент, есть предложение тщательно проверить орфографию моих сообщений и отправить меня учить русский язык. 02.06.2009 01:08:23, Natalya L
Я считаю, что судить о ситуации со стороны слишком сложно. Что значит "натянули"? Была ли там почти "тройка" или твердая "четверка с плюсом"? Мог ли сам мальчик понять, что "оценки натянули", могли ли понять это его одноклассники?
Леви пишет, что иногда приходится хвалить авансом, хвалить за то, чего нет и, возможно, никогда не будет. Но это - сильное средство, его надо использовать с осторожностью.
Думаю, что на месте этой мамы, если бы мне пришла в голову такая идея, я бы посоветовалась сначала с учительницей и/или со школьным психологом. но, возможно, она так и сделала?
01.06.2009 17:24:53, маугленок
Маме виднее, что более важно ее ребенку. Она же точно не хочет ему навредить. Дети все разные и есть такие,
кому важно чувствовать успешность. К тому же, если смогли натянуть на отлично, значит он учится весьма не плохо, оценки во 2 кл. большая условность. Ребенок старался весь год раз даже задания с черновиков переписывал (мой закончил 2 кл, даже не знает что такое черновик и честно не представляю себе, чтоб он хоть что-то делал дважды) видимо ребенок и сам сильно
надеялся на результат. Возможно это будет стимулом и мамина идея сработает, ктож знает, надо пробовать. Возможно, что мама знает другое, при больших затратах ребенка и отсутствии желаемого результата (т.е. того на который ребенок расчитывал) у многих детей руки опускаются, а что делать если произойдет так? А уж обоснованные амбиции или нет вопрос, контролируемый и спорный, да и завышенную самооценку, говорят вполне нормально иметь в этом возрасте.
Для интереса спросила у своего ребенка, так он сказал, что всем бы надо поставить пятерки, кто делает ДЗ дважды т.е. на черновике и в тетради, по его мнению это было бы выше его возможностей.
Мне, вообще кажется, что оценивать надо самого ребенка по сравнению с самим сабой и если мама считает, что он работал на 5 в течении года, то вполне обоснованно постараться чтоб старания ребенка именно так и оценили. Обычно оценки важны тем, кому трудно даётся предмет и странно сравнивать их с теми, кому все легко и без усилий. Я бы вообще, в начальной школе, ставила отметки только за работоспособность и затраченные усилия, т.к. при этом результат, лишь дело времени.
01.06.2009 13:25:42, К.
Вряд ли такая мама думает о том, что она может ребенку навредить, просто делает так, как считает нужным. Во втором классе, может быть, ничего плохого не будет, а вот года через 2-3, когда одноклассники обычно уже понимают, у кого оценки незаслуженные, этому ребенку можно будет только посочувствовать.
P.S. А если бы речь шла не о мальчике, а о девочке, что бы вы тогда сказали?
02.06.2009 00:11:47, Лошадка в свитере
[пусто] 02.06.2009 00:22:32
Крохозябр
О! +1! 04.06.2009 13:19:59, Крохозябр
так и есть :) 02.06.2009 10:15:51, К.
Про пол я именно у К. спрашивала, раньше у нее было очень ммм... специфическое мнение о мальчиках и девочках, как сейчас - не знаю, конфу читаю редко.
Я была в роли такого ребенка, и знакомые у меня такие были. Ни в одном случае мама именно _о ребенке_ не думала, в лучшем случае о том, что хорошие оценки ему потом помогут в институт поступить (в тот, в который мама с папой хотят). С папиной шеей сравнение неудачное, обычно детей без их желания туда не сажают и снимают при первых признаках недовольства. А тут все за ребенка решили - бабушка уроки делает, мама оценки натягивает, интерес к учебе уже отбили. Какая от этого может быть польза для _неглупого_ ребенка, не понимаю. И не понимаю, откуда у вас уверенность в том, та что мама "наверняка уже перепробовала разные методы", и особенно, что она "ищущая, думающая и прислушивающаяся к своему ребенку". У автора об этом ни слова.
02.06.2009 00:42:33, Лошадка в свитере
Musenka
А откуда вы взяли, что бабушка уроки делает? Бабушка контролирует выполнение, это совершенно не одно и то же.

И, возможно, интерес к учебе у ребенка отбит именно тем, что он выполняет двойную работу, а его работа все никак не оценивается пропорционально затраченным усилиям.
02.06.2009 02:37:54, Musenka
Кстати, вполне возможно.
Тупое переписывание уже усвоенного вполне может в скуку загнать.
02.06.2009 12:35:02, Svetlana:)
если бы маме всегда было виднее, не было бы проблемных детей в общем и проблем в воспитании в частности. ставить оценки за усердие - а к чему это должно вести? к тому, что все равны? или к тому что я всегда имею право чувствовать себя если не лучше всех, то в первых рядах? и как легко с такой позицией дальше по жизни? мое имхо на основании моего опыта - довольно тяжело. научиться переваривать неудачи гораздо проще в детстве, чем во взрослом возрасте. 01.06.2009 22:30:29, Natalya L
Musenka
Если ставить оценки за усердие, это точно не приведет к тому, что все будут равны, потому что далеко не все дети усердны. И я считаю справедливым, когда в начальной школе ребенку усердному ставят "5" даже если работа не отличная, потому что, возможно, это пока его потолок, он выложился, ставить за это "тройку" несправедливо,- все дети разные, и возможности у всех разные. И - да, он имеет право чувствовать себя в первых рядах, потому что он работал, почему нет?!

А вот из тех, кто старается-старается, но по объективным причинам так и не может получить "пятерок", как раз, мне кажется, и получаются часто неудачники по жизни - они с детства как привыкают переваривать неудачи без просвета, так и продолжают их привычно переваривать. И окружающие к ним так привыкают относиться, как к неудачникам.
02.06.2009 02:32:15, Musenka
Вооkашка
ППКС по всем пунктам :) 02.06.2009 12:49:29, Вооkашка
из детей-троечников часто получаются очень успешные взрослые. по моему личному опыту даже чаще, чем из отличников. я на эту тему как-то даже серьезное исследование видела, которое пришло к выводу, что отличные отметки в школе и институте по жизни никак не помогают. 02.06.2009 12:15:20, Natalya L
Musenka
Интересно, а есть исследование, в результате которого был сделан вывод, что тройки - это путь к успешности? 02.06.2009 15:33:32, Musenka
Birke
Кошмар :(((. Даже слов нет. 01.06.2009 13:22:27, Birke

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!