Учебный год еще только начался, а мне уже не дает покоя мысль (плюс постоянные споры с папой), отдавать ли дочь в школу на следующий год (т.е. в 6.5) или еще через год (в 7.5).
Вопрос в от в чем. Я много раз читала и слышала, что готовность к школе вовсе не означает умение хорошо читать, писать и считать. Гораздо важнее коммуникабельность, дисциплинированность, умение связно рассказывать и пересказывать (может я не права?). Так вот с этими последними качествами у нас проблем не было и нет, а чтение ( не говоря уж о письме)... Читать сама в свои 5.5 принципиально не хочет, из под палки может прочитать еле-еле по буквам слова 3 крупными буквами, а дальше никакие угрозы и палки не помогут. У меня нет никакой уверенность, что ситуация с чтением изменится сама собой через год, а то и 2, т.е. появится желание. А реально является ли такое "чтение" серьезным препятствием для поступления в школу?
Насколько важно умение быстро читать для поступления в 1-й класс, по-вашему, Элла, мнению? Стоит ли откладывать поступление в школу до 7.5 лет по этой причине? Ведь что-то решать и соответственно к этому готовиться надо уже сейчас?
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
С чего начинается чтение? С желания читать! Девочка моментально выучиться читать, когда это станет ЕЕ СОБСТВЕННОЙ потребностью. Вообще, я, честно говоря, озадачена необъяснимым рвением родителей научить ребенка читать как можно раньше. Чтение, письмо - это надстройка. База - ориентация в пространстве, пальчиковая гимнастика, нормальное звукопроизношение, слаженная работа зрительного, слухового, кинетического и кинестетического анализаторов. Если база не сформирована - идет натаскивание, а не полноценное обучение.
Школьных психологов я совсем не в состоянии понять: зачем требовать беглого чтения и понимания прочитанного, если 1 сентября дети открывают Букварь на букве "А"? 09.09.2000 17:31:45, Элла Прокофьева
Школьных психологов я совсем не в состоянии понять: зачем требовать беглого чтения и понимания прочитанного, если 1 сентября дети открывают Букварь на букве "А"? 09.09.2000 17:31:45, Элла Прокофьева


Самое важное понять почему Ваша девочка АКТИВНО (принципиально) не хочет читать. Кто ее учил читать? И самое главное - КАК?
Исходя из моего опыта, в таких случаях достаточно сделать сам процесс (обучение чтению)ПО-НАСТОЯЩЕМУ интересным, таким, чтобы это нужно было не ВАМ, а именно Вашей дочери, и все проблемы будут решены.
Сама собой эта ситуация вряд ли разрешится, если к этому не приложить определенных усилий. Но только не таких, как чтение "из-под палки", этим все только усугубляется.
В принципе, вы можете и не уметь читать, придя в школу - смотря в какой школе вы хотели бы учиться. Если с первого класса там будет еще и иностранный язык и интенсивная программа, а ребенок еще не владеет в должной мере чтением, просто будет трудно.
К чему терять время - ведь у детей только количество переходит в качество, поэтому вы имеете возможность до школы научиться этому навыку спокойно, торопиться вам некуда, нужно только понять чем же вызвано такое отношение к чтению и в корне изменить ситуацию.
05.09.2000 23:40:51, Надежда Григорьевна
Надежда Григорьевна, спасибо за ответ. Вы, в принципе ответили на мой вопрос, что читать учить до школы нужно, независимо от того примут ее без этого умения или нет. Я с Вами абсолютно согласна - чем раньше человек начнет читать, тем больше информации получит (к слову, я - информационный работник). Но вот КАК это сделать. Чтение, когда читают другие, дочка обожает, ради этого она даже согласна прервать свои игры с куклами. Читать мы ее учили сами, без системы, теперь понятно, что неправильно: учили не слогам, а буквам.
Но читать-то, т.е. сложить слово из букв она кое-как может, и даже есть небольшой прогресс, но проблема в том, что нет желания совершенствовать это умение. Нет стимула читать самой. Может быть дело в том, что дома всегда есть свободный взрослый, который может с удовольствием ей почитать?
Иногда мы с мужем говорим ей: хочешь эту книгу читать - читай сама, т.е или ты читаешь сама, или мы читать совсем не будем. Но это не имеет никакого действия, т.к. тогда она предпочитает вернуться к игрушкам (с которыми она, кстати, никогда не скучает - у нее очень богатая фантазия, которая может заменить ей книги). Предложенные здесь убеждения по принципу, зачем тебе это надо, тоже не действуют - например, в школу она не хочет идти, по крайней мере, на следующий год, т.е. в 6.5 лет.
Иногда мне кажется, что может лучше оставить дочку в покое, придет само собой? Ведь вот вывески дочка иногда сама с удовольствием читает, но только если ее об этом не просить. 06.09.2000 12:49:14, Ольга Г.
Но читать-то, т.е. сложить слово из букв она кое-как может, и даже есть небольшой прогресс, но проблема в том, что нет желания совершенствовать это умение. Нет стимула читать самой. Может быть дело в том, что дома всегда есть свободный взрослый, который может с удовольствием ей почитать?
Иногда мы с мужем говорим ей: хочешь эту книгу читать - читай сама, т.е или ты читаешь сама, или мы читать совсем не будем. Но это не имеет никакого действия, т.к. тогда она предпочитает вернуться к игрушкам (с которыми она, кстати, никогда не скучает - у нее очень богатая фантазия, которая может заменить ей книги). Предложенные здесь убеждения по принципу, зачем тебе это надо, тоже не действуют - например, в школу она не хочет идти, по крайней мере, на следующий год, т.е. в 6.5 лет.
Иногда мне кажется, что может лучше оставить дочку в покое, придет само собой? Ведь вот вывески дочка иногда сама с удовольствием читает, но только если ее об этом не просить. 06.09.2000 12:49:14, Ольга Г.
Обожаю такие письма :)). Простите, конечно, но вот мою дочь заклинило и она даже буквы забывает. Читать не хочет и не считает это вообще нужным. И бросали это на год, и переложили это на няню, которая уже не одного ребенка научила, и чего только не делали. Понять-то причину можно. Устранить ее, ну, скажем, сложнее, хотя можно и папу из дома погнать, зато ребенок зачитает, наверное. Но и это пробовали, точнее отправляли дочку с бабушкой в дом отдыха. НЕТ. Все, заклинило ребенка. При виде букв начинает впадать в оцепенение. Пробовали учить читать на английском. Тот же эффект.
Ну вот не хватает фантазии сделать этот процесс интересным.
Может быть Вы опытом поделитесь? Пока это "интересно" я слышала миллион раз, но для меня оно пустой звук. 06.09.2000 00:00:23, Яся
Ну вот не хватает фантазии сделать этот процесс интересным.
Может быть Вы опытом поделитесь? Пока это "интересно" я слышала миллион раз, но для меня оно пустой звук. 06.09.2000 00:00:23, Яся
Все очень просто: нужно любить читать самой. И делать это с таким сладострастием, что не захотеть читать ребенок просто не сможет.
Мне очень нравится остроумный эксперимент, проведенный психологами в одной из детских поликлиник. Мам и детей рассаживали в приемной и просили подождать врача. При этом, на столе были разбросаны детские книжки и взрослые журналы. Мамы разделились на три категории: с высокой степенью социальной желательности, мамы-воспитательницы и творческие мамы.
Первые с серьезным видом сидели на краешке стула и не позволяли детям брать чужое без разрешения. Вторые брали детские книжки и назидательно читали их вслух детям. Третьи брали интересующие ИХ ЛИЧНО журналы и предоставляли детям свободу выбора. Так вот, дети третьих оказались самыми активными чтецами. 09.09.2000 17:44:24, Элла Прокофьева
Мне очень нравится остроумный эксперимент, проведенный психологами в одной из детских поликлиник. Мам и детей рассаживали в приемной и просили подождать врача. При этом, на столе были разбросаны детские книжки и взрослые журналы. Мамы разделились на три категории: с высокой степенью социальной желательности, мамы-воспитательницы и творческие мамы.
Первые с серьезным видом сидели на краешке стула и не позволяли детям брать чужое без разрешения. Вторые брали детские книжки и назидательно читали их вслух детям. Третьи брали интересующие ИХ ЛИЧНО журналы и предоставляли детям свободу выбора. Так вот, дети третьих оказались самыми активными чтецами. 09.09.2000 17:44:24, Элла Прокофьева

*журнал "Огонек", вышел на этой неделе (с М.Монро на обложке). Несмотря на определенную поверхностность и легкую желтизну, бывают любопытные вещи. 07.09.2000 12:00:00, Маша А.
Я тоже это слышала. Но никакого насильственного кормления в семье не бывает, у меня в детстве были проблемы - не ела, т.к. не испытывала голода (сейчас тоже, но научилась есть по уму), я боялась, что у дочки будет что-то похожее. И правда, ест она предельно мало, но я не заставляю, боюсь только хуже сделать.
Меня заставляли есть и я зачитала в 4 года. Дочь не трогаю, ей 6 и нет интереса к чтению. 07.09.2000 16:09:45, Яся
Меня заставляли есть и я зачитала в 4 года. Дочь не трогаю, ей 6 и нет интереса к чтению. 07.09.2000 16:09:45, Яся
По-моему, дети после 1,5 лет вообще сопротивляются любому "пичканью", у них начинается период самостоятельности, и это нормально. На этот счет есть разные теории, например, на www.childstories.newmail.ru (теория Э.Эриксона).
Мне еще кажется, что интерес к чтению может быть связан с тем, интересно ли было родителям учить ребенка читать, не было ли при этом спешки, нетерпения, раздражения. Дети очень чувствительны к эмоциям. Интересно было бы узнать у Ольги, как проходил этот процесс? С интересом и фантазией, как у Марии Д. или Оли Павловой (o-la-la.narod.ru) при обучении детей математике, или так, между прочим. Я, к сожалению, тоже не могу похвастаться большими успехами, буквы мне с дочкой было интересно учить, и она их быстр выучила, а с чтением - как-то не очень получилось. Я ее учила, но голова была занята другими проблемами. В результате - читать она умеет, но не хочет, все время отвлекается на другие дела. Вот и боюсь, не является ли это отражением моих внутренних проблем в момент обучения.
Кто что скажет? 07.09.2000 15:06:07, Lanka
Мне еще кажется, что интерес к чтению может быть связан с тем, интересно ли было родителям учить ребенка читать, не было ли при этом спешки, нетерпения, раздражения. Дети очень чувствительны к эмоциям. Интересно было бы узнать у Ольги, как проходил этот процесс? С интересом и фантазией, как у Марии Д. или Оли Павловой (o-la-la.narod.ru) при обучении детей математике, или так, между прочим. Я, к сожалению, тоже не могу похвастаться большими успехами, буквы мне с дочкой было интересно учить, и она их быстр выучила, а с чтением - как-то не очень получилось. Я ее учила, но голова была занята другими проблемами. В результате - читать она умеет, но не хочет, все время отвлекается на другие дела. Вот и боюсь, не является ли это отражением моих внутренних проблем в момент обучения.
Кто что скажет? 07.09.2000 15:06:07, Lanka
Не проходит:
1 каша у дочки - любимая еда,
2 телевизор не смотрит
3 ранним обучением не страдали, просто читали и читаем детские книжки. 07.09.2000 12:42:43, Ольга Г.
1 каша у дочки - любимая еда,
2 телевизор не смотрит
3 ранним обучением не страдали, просто читали и читаем детские книжки. 07.09.2000 12:42:43, Ольга Г.
Я не попадаю в статистику американских психологов. Наверное, трудно было найти ребенка, которого бы пытались насиловать едой больше, чем меня, т.к. я ничего не хотела есть (как говорит моя мама - она не понимает, за счет чего я жива была:-)
При всем при этом читать я обожаю - страстный книгоголик с детства. Читала взахлеб. Везде, где только могла. Сама помню, что научиться читать страстно хотела САМА, без постороннего подталкивания. 07.09.2000 12:13:37, Ирина С
При всем при этом читать я обожаю - страстный книгоголик с детства. Читала взахлеб. Везде, где только могла. Сама помню, что научиться читать страстно хотела САМА, без постороннего подталкивания. 07.09.2000 12:13:37, Ирина С

Не у меня спрашивали, но поделюсь опытом своих знакомых. Если "интересно" - пустой звук, тогда можно сказать - нужна ВНУТРЕННЯЯ мотивация. То есть САМОМУ ребенку для его ЛИЧНЫХ целей нужно читать - вот и учится. Иногда очень быстро, недели за три. Например, у одних знакомых ребенок научился читать, чтоб по интернету лазать и искать коды для компьютерных игр. У других просто вдруг дочке взбрела в голову блажь прочитать самой толстую книгу - и прочитала. У третьих ребенок хотел в какой-то кружок технический и там требовалось чтение, вот и научился. Еще я читала исследование про какое-то американское гетто, где много неграмотных детей за лето научились читать, потому что кто-то из подростков дал "малышевой" банде (7-10 лет, по-моему) пачку порнографических журналов...
06.09.2000 05:03:49, Мария Д.

Кстати, мамочки, а где вас чаще видит ребенок: вот, как сейчас, у экрана или в кресле с любимой книжкой? 06.09.2000 12:56:14, Баба Нюра
Меня дочка чаще всего видит как раз за любимой книжкой, но это почему-то никак не стимулирует ее на самостоятельное чтение. Я, кстати, этому удивляюсь, поскольку многие другие мои занятия (и привычки) она часто копирует.
Вообще с чтением у нас получилось непросто. Года в 2-2,5 дочка уже знала все буквы (сначала играла в кубики, потом мы с ней читали азбуку и показывали буквы). Поэтому в 3-3,5 года моя мама настойчиво старалась научить ее читать(видимо, помня прошлый опыт - я в 3,5 года читала по слогам, а в 4 уже сама читала себе коротенькие сказки). Дочка научилась читать по слогам, но в какой-то момент отказалась это делать наотрез. Поскольку бабушка в это время на полгода уехала, а у меня не было такого желания форсировать этот процесс насильно ради неясных мне преимуществ раннего чтения, то эта тема у нас как-то "заглохла". Я продолжала ей читать. По приезде бабушки мне даже пришлось выдержать "бурю и натиск" по поводу заброшенности ребенка, но поскольку дочка во всем остальном меня вполне радовала и развитием, и жизнерадостностью, я устояла. А позже, около 5 лет она вдруг сама попросила - "Мама, научи меня читать!". И буквально за 2 дня после моих объяснений стала читать по слогам.
Через некоторое время я поняла, что при чтении по слогам из-за повторений получается слишком медленно, и мы перешли на методику, когда слово читается последовательно, как бы пропевается. Переучивание особого труда не составило, дочка стала читать вполне прилично. НО! Через какое-то время она поняла, что ей гораздо интереснее слушать, как читают взрослые, поскольку темп поступления информации выше, и ей легче воображать и фантазировать на темы прочитанного (она часто "вживается" в то, про что ей читаешь, комментирует, представляет, как она бы повела себя в такой ситуации). Ее темп чтения не давал ей такого простора. И мы пришли к ситуации, когда она умеет читать, но не хочет этого делать. В жизни она находит себе массу других развлечений - игры с детьми, телевизор, игрущки, рисование. Хватает и развлечений, и общения, и информации. С другой стороны, когда ей понадобилось разобрать схему плетения определенной цепочки из бисера, она взяла книгу, сама нашла в ней все, что ее интересовало, прочитала описание и начала плести. То есть, возможности у нее есть, а вот желания, мотивации - нет.
По этому поводу я в раздумьях. Учить насильно - не мой принцип. Если я не могу ребенка заинтересовать, я просто оставляю процесс течь естественным образом, пока не придумаю, как повернуть его в желаемую сторону. Ребенок у меня явный экстраверт, и жизнь пока осваивает опытным путем, наблюдениями за взрослыми и расспросами окружающих о том, как, что и почему происходит. Поэтому мне не хотелось ее заставлять читать чисто ради чтения. С другой стороны, без тренировки темп чтения тоже не повысить, и соответственно, интерес не поднять, а ведь в дальнейшем пусть не книги, но информацию в том же Интернете нужно же все равно читать, и по возможности, быстро.
Сейчас она пошла в школу, по тестированию попала в самый "продвинутый" первый класс. Пока (первую неделю) занимается с интересом. А я пока слегка "дрожу", что будет дальше.
Так пока и не решила, права ли я была, что не форсировала этот вопрос. 07.09.2000 11:51:11, Светлана
Вообще с чтением у нас получилось непросто. Года в 2-2,5 дочка уже знала все буквы (сначала играла в кубики, потом мы с ней читали азбуку и показывали буквы). Поэтому в 3-3,5 года моя мама настойчиво старалась научить ее читать(видимо, помня прошлый опыт - я в 3,5 года читала по слогам, а в 4 уже сама читала себе коротенькие сказки). Дочка научилась читать по слогам, но в какой-то момент отказалась это делать наотрез. Поскольку бабушка в это время на полгода уехала, а у меня не было такого желания форсировать этот процесс насильно ради неясных мне преимуществ раннего чтения, то эта тема у нас как-то "заглохла". Я продолжала ей читать. По приезде бабушки мне даже пришлось выдержать "бурю и натиск" по поводу заброшенности ребенка, но поскольку дочка во всем остальном меня вполне радовала и развитием, и жизнерадостностью, я устояла. А позже, около 5 лет она вдруг сама попросила - "Мама, научи меня читать!". И буквально за 2 дня после моих объяснений стала читать по слогам.
Через некоторое время я поняла, что при чтении по слогам из-за повторений получается слишком медленно, и мы перешли на методику, когда слово читается последовательно, как бы пропевается. Переучивание особого труда не составило, дочка стала читать вполне прилично. НО! Через какое-то время она поняла, что ей гораздо интереснее слушать, как читают взрослые, поскольку темп поступления информации выше, и ей легче воображать и фантазировать на темы прочитанного (она часто "вживается" в то, про что ей читаешь, комментирует, представляет, как она бы повела себя в такой ситуации). Ее темп чтения не давал ей такого простора. И мы пришли к ситуации, когда она умеет читать, но не хочет этого делать. В жизни она находит себе массу других развлечений - игры с детьми, телевизор, игрущки, рисование. Хватает и развлечений, и общения, и информации. С другой стороны, когда ей понадобилось разобрать схему плетения определенной цепочки из бисера, она взяла книгу, сама нашла в ней все, что ее интересовало, прочитала описание и начала плести. То есть, возможности у нее есть, а вот желания, мотивации - нет.
По этому поводу я в раздумьях. Учить насильно - не мой принцип. Если я не могу ребенка заинтересовать, я просто оставляю процесс течь естественным образом, пока не придумаю, как повернуть его в желаемую сторону. Ребенок у меня явный экстраверт, и жизнь пока осваивает опытным путем, наблюдениями за взрослыми и расспросами окружающих о том, как, что и почему происходит. Поэтому мне не хотелось ее заставлять читать чисто ради чтения. С другой стороны, без тренировки темп чтения тоже не повысить, и соответственно, интерес не поднять, а ведь в дальнейшем пусть не книги, но информацию в том же Интернете нужно же все равно читать, и по возможности, быстро.
Сейчас она пошла в школу, по тестированию попала в самый "продвинутый" первый класс. Пока (первую неделю) занимается с интересом. А я пока слегка "дрожу", что будет дальше.
Так пока и не решила, права ли я была, что не форсировала этот вопрос. 07.09.2000 11:51:11, Светлана
Светлана - в вашем сообщении, по-моему, ключ к моей загадке:
"гораздо интереснее слушать, как
читают взрослые, поскольку темп
поступления информации выше, и ей
легче воображать и фантазировать на
темы прочитанного (она часто
"вживается" в то, про что ей
читаешь, комментирует,
представляет, как она бы повела
себя в такой ситуации)."
Вот , наверное, в чем дело! 07.09.2000 12:45:42, Ольга Г.
"гораздо интереснее слушать, как
читают взрослые, поскольку темп
поступления информации выше, и ей
легче воображать и фантазировать на
темы прочитанного (она часто
"вживается" в то, про что ей
читаешь, комментирует,
представляет, как она бы повела
себя в такой ситуации)."
Вот , наверное, в чем дело! 07.09.2000 12:45:42, Ольга Г.
Мы - последние из могикан: компьютера у нас нет и не предвидится, телевизор я совсем не смотрю, а остальные взрослые дома делают это обычно когда ребенок спит,таким образом дочка 5.5. лет телевизор видит только в гостях, а дома только изредка отечественные мультфильмы. Иллюстрированные журналы и комиксы мы не покупаем.
06.09.2000 14:55:25, Ольга Г.
Извеняюсь, если мой вопрос окажется глупым. А обязательно ли ребенку уметь бегло читать и писать? В прошлом году у нас ребенок пошел в первый класс, на собеседовании (в начале июня) он читал еле-еле по слогам (начал читать в апреле, когда ему было уже 7 лет). К концу учебного года он уже довольно хорошо читал и закончил школу без троек. Сейчас пошел во второй класс с большим удовольствием. А заставлять читать из под палки мне кажется не стоит, так можно отбить желание совсем и ребенок потом не захочет учиться.
05.09.2000 11:40:24, Ivashka
Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание