Дочке скоро девять лет, второй класс. Читает, на мой взгляд, плохо, норму слов в минуту для второго класса вычитывает, но всё из-под палки, пытаюсь всеми способами заинтересовать, заставить, безуспешно, увы, слушать тоже не особо любит. С вниманием тоже есть большие проблемы. После прочтения всегда стараюсь проверять, поняла ли смысл прочитанного. До недавнего времени осваиваемые произведения были простыми, и вроде более-менее правильно осмысливала. А сейчас началась условно посерьёзней литература и обнаружилось непонимание. (может я неправильно сформулирую, но мне кажется эмоций героев).
Приведу несколько примеров. Тимур и его команда. Хулиган Квакин, стоя перед картинкой с чертями, спрашивает, правда ли его друг Фигура обчистил сад недавно осиротевшей девочки, получает утвердительный ответ, потом говорит, что на Тимура ему, конечно, наплевать, а вот друг его Фигура больше похож не на человека, а на чёрта с картинки. Спрашиваю: почему он так сказал? Ответ: наверное, он был чёрный, как чёрт. Читаю ещё раз, опять спрашиваю, ответ: может быть он был толстый, как чёрт с картинки. С третьего раза с моими подсказками отвечает правильно. И плюс ещё масса моментов, когда эмоции у героев чуть посложнее: типа враг, но уважаю, а этот вроде друг, но презираю. Т.е. ребёнок понимает все очень конкретно и ИМХО примитивно. А может из-за внимания какие-то куски не слышит, но скорее всего первое.
Интересно разовьётся ли это понимание само с возрастом или надо всё объяснять и разжевывать или пусть понимает как понимает.
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Освоение навыков
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.


на самом деле, мне тоже кажется, что пора бы уже ей разбираться, к 9 годам. Но это, имхо, сильно зависит и от количества/качества чтения, и от количества/отношения к эмоциям и чувствам в семье.
29.04.2008 23:32:57, ленУля

У меня муж такой - со вниманием все в порядке, все финансовые документы прочитает распрекрасно, но эмоционально - он часто "не догоняет". Ну что тут сделаешь - вот такой неэмоциональный человек. И дочка на него похожа - тоже в плане понимания чужих эмоций здорово тормозит, т.к. ей это совершенно не интересно. Да, ей можно "разжевывать" всякие эмоциональные тонкости, но, по-моему, это разжевывание все равно проходит мимо ушей, т.к. ей это совершенно не интересно. Ну, вот такая индивидуальная особенность. Генетически заложенная, я бы сказала.
28.04.2008 13:25:17, Lariska
Мне кажетая, что современные дети стали более черствыми эмоционально, ведь наше поколение к этому приучали буквально с пеленок, и не только дома. А теперь - мало кто этим занимается. Даже воспитание в семье не помогает: все перебивает телевизор. комп игры.
Старшая чутко улавливала эмоции до школы, пока я ей читала - была отзывчива и добросердечеа, потом я читать перестала, сама она не начала, в результате - черствый подросток, она не тольок не может, но и не хочет сопереживать. Младший вообще не признает книги с моралью. Чтение рассказов Осеевой, например, для него - мука, смысла он не понимает даже после объяснения. Где уж тут после терминаторов и черепашек ниндзя думать и сопереживать! 28.04.2008 11:03:28, hanhi
Ну да - причем эмоционально черствыми мы их сами зачастую делаем. Почитать тему ниже - мама пишет, что начинает ненавидеть своего ребенка, из-за того что он постоянно игнорирует чувства окружающих и что ей советуют? Ну да - отправить в трудовой лагерь, отправить в секцию, найти ему занятие, ужесточить дисциплину - в чем решение проблемы? Он от этого добрее станет?.. А тема выше - у ребенка ревность из-за появления младшего в семье - предоставить ребенку компьютер. Потом компьютер же обвинить во всех проблемах.. Замечательное решение проблемы - отдалить от себя.. Ктоже наших детей состраданию научит, если мы к ним сами бездушны? Сначала откупаемся игрушками, тратой своего времени - решением задачек, участием в играх, которые ребенку не интересны, потом удивляемся, что они эмоций своих не выражают. Сначала во всем право на свое личное пространство от всех защищаем, и потом удивляемся, что в личном пространстве своего ребенка нам места нет.. Понять не могу, куда же она уходит любовь-то? Вот та - безусловная, которая есть у каждой мамы к своему малышу - беззащитному, неумеющему, кричащему, зависимому? Откуда это отчуждение в отношениях берется? Из-за нереализованных амбиций?
Это просто размышления. Попытка понять что происходит.. К Вам лично отношение не имеет - не примите на свой счет, пожалуйста :) 28.04.2008 17:28:06, Proxyma
а какое у Вас поколение? Со мной занималась бабушка, папа очень много, мама тоже - но она запомнилась меньше почему-то :) Читать меня к трем годам научила бабушка - дальше все "полезные" и остальные книги сама читала. Водили, правда, только туда, куда мне хотелось - на изо. С проступками наоборот тоже - я сама так переживала, что меня же и успокаивали зачастую.
Про добрее получались - тоже не знаю. Откуда же сейчас те родители, которые сажают детей за компьютеры сами, ругают, наказывают, ищут способ именно заставить что-то делать? Где они добрее-то?
29.04.2008 23:25:31, ленУля
Ну вот у меня совершенно точно не ваше поколение.
Да, почти все было, как пишет hanhi: читать меня научила ... двоюродная сестра, которая старше меня на 6 лет, так что с 5 лет радостно читала все сама себе, чтобы мне кто-то что-то читал не помню вообще. Лет до 7-8 - записывали на занятия и водили, да, а с 8 и до... ходила сама и записывалась дальше сама куда хотела, вплоть до перехода в другую школу. Мама обеспечивала одежду-питание, папа - да, на каникулы возил куда-нить, но, в принципе, действительно особо никто не заморачивался и не возился - сад, школа, летняя дача сада на все лето, пионерский лагерь летом и зимой... Пионерская организация в дело моего воспитания внесла, боюсь, бОльший вклад, чем родные. 30.04.2008 20:50:34, Musenka
Прям вот никому не пришло? Со мной бабушка ежедневно занималась языками, водила на музыку и хореографию. А бабушкина сетсра у нас дома вела кружок английского для детей.
29.04.2008 07:50:35, Irina L
Старшая чутко улавливала эмоции до школы, пока я ей читала - была отзывчива и добросердечеа, потом я читать перестала, сама она не начала, в результате - черствый подросток, она не тольок не может, но и не хочет сопереживать. Младший вообще не признает книги с моралью. Чтение рассказов Осеевой, например, для него - мука, смысла он не понимает даже после объяснения. Где уж тут после терминаторов и черепашек ниндзя думать и сопереживать! 28.04.2008 11:03:28, hanhi

Это просто размышления. Попытка понять что происходит.. К Вам лично отношение не имеет - не примите на свой счет, пожалуйста :) 28.04.2008 17:28:06, Proxyma
Почему-то с людьми моего поколения взрослые не носились как с писаной торбой: никому бы и в голову не пришло специально играть, заниматься с ребенком, а уж водить его на всякие развивалки и читать полезные книги - вообще фантастика. И отношение к проступкам было гораздо строже, с самого нежного возраста. Однако люди-то добрее получались.
29.04.2008 00:28:45, hanhi

Про добрее получались - тоже не знаю. Откуда же сейчас те родители, которые сажают детей за компьютеры сами, ругают, наказывают, ищут способ именно заставить что-то делать? Где они добрее-то?
29.04.2008 23:25:31, ленУля

Да, почти все было, как пишет hanhi: читать меня научила ... двоюродная сестра, которая старше меня на 6 лет, так что с 5 лет радостно читала все сама себе, чтобы мне кто-то что-то читал не помню вообще. Лет до 7-8 - записывали на занятия и водили, да, а с 8 и до... ходила сама и записывалась дальше сама куда хотела, вплоть до перехода в другую школу. Мама обеспечивала одежду-питание, папа - да, на каникулы возил куда-нить, но, в принципе, действительно особо никто не заморачивался и не возился - сад, школа, летняя дача сада на все лето, пионерский лагерь летом и зимой... Пионерская организация в дело моего воспитания внесла, боюсь, бОльший вклад, чем родные. 30.04.2008 20:50:34, Musenka
и деревья были выше, и небо голубее... дело уже к старости движется
29.04.2008 22:56:13, ага

Ну у меня ровно наоборот! Катька читает и читает - и все равно, не черствая, но много вещей не понимает. Про "унесенных ветром" долго недоумевала: "Ну у нее же бизнес, значит мозги есть. ПОЧЕМУ она не видит, что Эшли ее не любит?! Ну очевидно же с первых сцен, что ей нечего с ним ловить - КАК она может этого не видеть?!" И про очень многие моменты так - прямолинейные отношения она воспринимает, а нюансы - нет и все. А Андрюха не читает, комп (ну ты сама видела про комп), но все нюансы отношений отлично сечет, и в книгах и в жизни.
28.04.2008 13:31:12, Lariska
Не только современные дети стали другими, мир стал совсем другой. Я недавно начала читать дочке Осееву и не стала дочитывать, хотя еще совсем недавно считала ее чуть ли не "библией" в переносном смысле.
У Осеевой мораль в виде концентрата. А в современной литературе много информации, мыслеобразов и где-то там скрыта мораль. И дети уже привыкли к такому. Может оно хуже, но факт тот, что сейчас - так.
Нола, будете смеяться, я считала, что помню Тимура и его команду неплохо, но то, что Вы описывали, что должна была понять дочка, я ниасилила:) 28.04.2008 12:23:53, ЮлияФ
У Осеевой мораль в виде концентрата. А в современной литературе много информации, мыслеобразов и где-то там скрыта мораль. И дети уже привыкли к такому. Может оно хуже, но факт тот, что сейчас - так.
Нола, будете смеяться, я считала, что помню Тимура и его команду неплохо, но то, что Вы описывали, что должна была понять дочка, я ниасилила:) 28.04.2008 12:23:53, ЮлияФ
У меня ребенок очень хорошо читает и много 6.8 лет . Но, вот что касается таких моментов в книгах, он их тоже не понимает. Если год назад не понимал вообще, то сей час какие-то уже начал понимать и это радует. Иногда он понимает, что это вот такой момент "связанный с чувствами" если спросить , то он так и говорит, что: " я понял, что это то, что я пока не очень понимаю". Я думаю все же возрастное т.е. придет обязательно, вопрос когда?
28.04.2008 10:22:18, К.
Не очень понятно - ребенок именно текст не понимает или с человеческими взаимоотношениями не разобрался? А если это будут герои фильма или приятели? Если дело в тексте - поговорите с нейропсихологом или логопедом - специалистом по дислексии, даст советы по развитию чтенияя, если про людей - надо больше обсуждать фильмов, рассказов, ситуаций конкретных людей.
27.04.2008 21:11:28, ЮлияС
Не вижу по Вашему топику этого. Скорее, не понимает подстрочного описания неких достаточно сложных эмоций. То есть, воспринимает текст буквально. Именно это ребенок и должен делать в этом возрасте.
Восприятие литературного текста - вообще штука сложная. 28.04.2008 20:02:01, Стасенька
Тогда обсуждения всего и вся + ролевые игры с дочкой с проговариванием чувств вашего персонааж. И свои чувства в жизни проговаривайте побольше. "Удался мне проект по работе, и я была так рада, так счастлива, просто летала, а потом зашла ко мне тетя Катя и озадачила меня, удивила, рассказала историю, как ее сынишка испугался, растерялся и не знал, что делать" :)
28.04.2008 21:11:46, ЮлияС

Восприятие литературного текста - вообще штука сложная. 28.04.2008 20:02:01, Стасенька
Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.