Моему старшему сыну 10 лет. Довольно часто при выполнении домашних заданий он жаловался на головную боль, в конце прошлого учебного года его мучала отрыжка в школе, когда начинались письменные задания и дома за уроками. Врачи установили, что у него гастродуоденит, а отрыжка на нервной почве. Мы были у гастроэнтеролога, потом попали к иридодиагносту, которая описал в точности наши проблемы, включая головные боли из-за спазмов сосудов головного мозга, и сказала, что наши проблемы от нервной системы и выписала успокаивающие сборы.
Летом все было хорошо, а сейчас мы начали повторять кое-что к школе, и опять началось - болит голова до тошноты.
Может быть нам стоит обратиться к психологу? Мне кажется, что проблемы психологические. Ответьте, пожалуйста, Элла.
Спасибо.
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Сонечка!
Может быть, это немножко выходит за рамки традиционной психологии, но я из книг и по опыту знаю, что гастродуоденит связан со страхом оказаться не достаточно совершенным, не соответствующим чьим-либо требованиям, или собственным стандартам. Хорошо бы Вам как-нибудь ненавязчиво разузнать у него, что сейчас для него наиболее значимо - Ваше мнение, мнение учительницы и одноклассников, или он сам чувствует, что его медлительность как-то ему мешает. Когда причина прояснится, мне кажется, нужно максимально его успокоить, рассказать о том, что критерии могут быть разные, темпы обучения тоже у каждого свои, может быть, понизить значимость чьих-то чрезмерных требований, и объяснить, что не всем требованиям обязательно соответствовать, в общем, как-то снять напряжение, и переключить внимание с переживания собственных промахов на концентрацию на учебном материале. Один из способов - как это сделать - описан на www.childstories.newmail.ru, но сначала хорошо бы понять источник напряжения. В любом случае - сочувствую и желаю успешного разрешения ситуации.
Светлана
30.08.2000 17:32:02, Svetlana Elm
Может быть, это немножко выходит за рамки традиционной психологии, но я из книг и по опыту знаю, что гастродуоденит связан со страхом оказаться не достаточно совершенным, не соответствующим чьим-либо требованиям, или собственным стандартам. Хорошо бы Вам как-нибудь ненавязчиво разузнать у него, что сейчас для него наиболее значимо - Ваше мнение, мнение учительницы и одноклассников, или он сам чувствует, что его медлительность как-то ему мешает. Когда причина прояснится, мне кажется, нужно максимально его успокоить, рассказать о том, что критерии могут быть разные, темпы обучения тоже у каждого свои, может быть, понизить значимость чьих-то чрезмерных требований, и объяснить, что не всем требованиям обязательно соответствовать, в общем, как-то снять напряжение, и переключить внимание с переживания собственных промахов на концентрацию на учебном материале. Один из способов - как это сделать - описан на www.childstories.newmail.ru, но сначала хорошо бы понять источник напряжения. В любом случае - сочувствую и желаю успешного разрешения ситуации.
Светлана
30.08.2000 17:32:02, Svetlana Elm
Svetlana! Спасибо за совет, мне кажется, что Вы близки к истине. Мальчик у меня очень чувствительный, сильно переживает и многое принимает близко к сердцу.
Я в замешательстве. Конечно, здоровье - самое важное, в то же время надо как-то симулировать выполнение домашних заданий, а когда он предоставлен сам себе, то все делает очень медленно и крайне неаккуратно, отвлекается. Возможно мое давление и привело к подобной реакции.
Как быть? 02.09.2000 00:07:14, Сонечка
Я в замешательстве. Конечно, здоровье - самое важное, в то же время надо как-то симулировать выполнение домашних заданий, а когда он предоставлен сам себе, то все делает очень медленно и крайне неаккуратно, отвлекается. Возможно мое давление и привело к подобной реакции.
Как быть? 02.09.2000 00:07:14, Сонечка
Сонечка! Наверное, возможны разные варианты действий. Скажу только по своему опыту. Если дело зашло далеко, и у мальчика устойчивая соматическая реакция, то лучше было бы обратиться к специалисту. Я имею ввиду НЛП-специалиста. Если Вы живете в Москве, то посмотрите в интернете сайт ИГИСПа (Институт групповой и семейной психотерапии или Центр "НЛП в образовании", там наверняка могут проконсультировать по такому вопросу).
Опытные специалисты психосоматику снимают за один сеанс.
Если не в Москве - тогда это отдельный вопрос. Можно поискать специалистов в своем городе, а можно попытаться пойти по второму пути и справиться своими силами.
Второй путь - применить известный в НЛП метод терапевтических историй. Не пугайтесь названия, на самом деле все не так сложно и вполне можно освоить и применить. Материал по этому поводу собран на страничке www.childstories.newmail.ru, там есть и описание метода, и практический раздел "Помощь в обучении". Посмотрите, если захотите, можно подробнее поработать.
Таким способом со временем можно справиться и с соматикой, и с медлительностью.
Светлана 04.09.2000 02:20:52, Svetlana
Опытные специалисты психосоматику снимают за один сеанс.
Если не в Москве - тогда это отдельный вопрос. Можно поискать специалистов в своем городе, а можно попытаться пойти по второму пути и справиться своими силами.
Второй путь - применить известный в НЛП метод терапевтических историй. Не пугайтесь названия, на самом деле все не так сложно и вполне можно освоить и применить. Материал по этому поводу собран на страничке www.childstories.newmail.ru, там есть и описание метода, и практический раздел "Помощь в обучении". Посмотрите, если захотите, можно подробнее поработать.
Таким способом со временем можно справиться и с соматикой, и с медлительностью.
Светлана 04.09.2000 02:20:52, Svetlana
Спасибо, Светлана, мы в Москве. Нашла сайт ИГИСпа, но там все для психотерапевтов, а индивидуальных консультаций, вроде нет.
11.09.2000 17:06:24, Сонечка
Svetlana! Извините, что влезла, но меня заинтересовало, что такое традиционная и нетрадиционная психология? И почему понятие "психосоматическая реакция" относится к нетрадиционной психологии? Только без обид, ладно? Мне правда интересно.
30.08.2000 17:48:55, Элла Прокофьева
Элла! Это Вы извините, если что не так с терминологией, поскольку про психосоматику и ее причины я больше читала в книгах Лазарева, Жикаренцева, Ле Крона и Цветкова, а их, по-моему, чисто психологическими не назовешь. Да и НЛП в университетском курсе пока идет в разделе дополнительных технологий, хотя с проблемой психосоматики часто справляется лучше многих других. Поправьте меня, если я в чем-то ошибаюсь.
Светлана 31.08.2000 14:57:29, Svetlana
Светлана 31.08.2000 14:57:29, Svetlana
Не поняла я, обидела я Вас или нет. На всякий случай, еще раз извините. Надо изобретать какой-то более действенный язык знаков, а не только :( и :). Если есть среди нас пиктографы (или пиктограммологи, не знаю, есть ли такая профессия), подскажите, пожалуйста!
31.08.2000 18:15:57, Элла Прокофьева
Да что Вы, Элла, какие обиды. Я ведь просто свое мнение высказываю, если и ошиблась в терминологии, то с удовольствием у Вас поучусь. Вы же профессионал, а я - так, любитель.
01.09.2000 12:54:40, Svetlana
Что касается НЛП, то здесь я - любитель. Очень нравится сочетание "нейро-лингвистическое" - если бы "нейро-лингвистический анализ", нравилось бы еще больше. Анализ наиболее часто употребляемых клиентом слов и стоящих за ними анализаторных систем - дело полезное и увлекательное. Несколько лет назад я никак не могла найти общего языка с одной из моих родственниц. Пошла к энэлписту. Сразу предупредила: "Если я почувствую, что меня "ведут", начну сопротивляться. Не надо шуровать в моем бессознательном без моего ведома. Просто скажите, в чем моя ошибка". "Рассказывайте", - сказала тетенька. Внимательно послушала и указала на ключевые слова, раскрывающие мое мировосприятие, которое сильно отличается от восприятия окружающего моей родственницей.
А теперь собственно мой вопрос: как помочь ребенку, не влезая в его бессознательное? 02.09.2000 09:33:51, Элла Прокофьева
А теперь собственно мой вопрос: как помочь ребенку, не влезая в его бессознательное? 02.09.2000 09:33:51, Элла Прокофьева
Согласна, что "анализ" было бы лучше. От термина "програмирование" многие шарахаются как от огня. Уж лучше бы назвали "перепрограммирование" - по крайней мере, лучше отражало бы суть. Ведь речь идет об изменении уже отпечатавшихся в подсознании "программ" (по научному, паттернов, а по простому - слов, действий, образов, звуков, ощущений и эмоций, сопровождавших какую-либо ситуацию, эмоционально значимую для человека). В НЛП-терапии обычно эмоционально болезненные ситуации изменяются с помощью "ресурсных", эмоционально положительных, "успешных", ситуаций. Сначала идет анализ, а затем "в нужном месте, в нужное время" идет корректировка в соответствии с сознательно выбранной пациентом целью.
А вот как помочь ребенку, не влезая в его бессознательное - не знаю. А разве в жизни мы не влезаем в его бесознательное? По-моему, мы из него просто не вылезаем (я имею ввиду родителей), ведь дети бессознательно все время "срисовывают" нас гораздо сильнее, чем слушая наши сознательные нотации. Поэтому часто, чтобы помочь решить проблемы ребенка, приходится работать с родителями, и изменение их бессознательного иногда приводит к решению проблем без допонительного воздействия на ребенка. Впрочем, наверное, это выходит за рамки конференции.
Светлана 04.09.2000 02:46:07, Svetlana
А вот как помочь ребенку, не влезая в его бессознательное - не знаю. А разве в жизни мы не влезаем в его бесознательное? По-моему, мы из него просто не вылезаем (я имею ввиду родителей), ведь дети бессознательно все время "срисовывают" нас гораздо сильнее, чем слушая наши сознательные нотации. Поэтому часто, чтобы помочь решить проблемы ребенка, приходится работать с родителями, и изменение их бессознательного иногда приводит к решению проблем без допонительного воздействия на ребенка. Впрочем, наверное, это выходит за рамки конференции.
Светлана 04.09.2000 02:46:07, Svetlana
Элла! Не все такие честные, как Вы.
30.08.2000 20:22:45
[пусто]
28.08.2000 22:58:43
А где находится такая школа? Напишите пожалуйста подробнее об этом, если можно на мой е-мэйл. Заранее благодарна. :-))
29.08.2000 04:23:52, Настя
Конечно, с ситуацией - этому и посвящена статья. А по стилю учения легче разобраться, что лучше выбрать.
28.08.2000 23:59:00, Элла Прокофьева
Дело в том, что у моего сына в начальной школе была очень хорошая учительница, чуткий и добрый человек, никогда не ругала если ребенок устал и не доделал домашнюю работу, освободила его по своей инициативе от итоговых контрольных в конце года. Обстановка в классе тоже очень благоприятная, дети хорошо друг к другу относятся, не заклевывают за то, что ты не такой как все. Мой сын очень чувствительный ребенок, но ни на учительницу никогда не обижался, не был плохо принят другими детьми. Он хорошо учится и довольно сообразительный, чувствует язык, легко решает сложные задачи, много читает. Проблемы с учебой связаны с его невнимательностью, неорганизованностью и медлительностью. Он часто отвлекается (уходит в себя) в школе и дома, медленно и неаккуратно пишет. Если его не контролировать, домашнее задание может делать часами. Прежняя учительница ценила его за ум и прощала ему многое, и не смотря на это у нас возникли проблемы со здоровьем. Что же будет в этом году, когда придут новые учителя, менее чуткие и, возможно, грубые. Я в панике.
29.08.2000 18:50:41, Сонечка
К 1 сентября выйдет моя статья "Психология младшего школьника", составьте по ней стиль учения Вашего мальчика и обстановку в классе и пришлите мне.
28.08.2000 20:36:09, Элла Прокофьева
Элла! Ждала с нетерпением вашу статью и немного расстроена: составить по ней "стиль учения" довольно трудно. Во-первых нет набора четких параметров, а многие из тех, которые описаны, трудно оценить непрофессионалу ( способ восприятия, лево-правополушарность). Я могу ошибаться.
Мне кажется, что он скорее правополушарный, но я не уверена, кажется, лучше воспринимает зрительную информацию. Работать любит один или в паре, в тишине. ( насчет тишины - даже самые шумные мои ученики говорили мне, что любят работать в тишине :-) наоборот, похоже, не бывает.)
Но все это было на его уроках. У него была действительно замечательная учительница, которая сочетала разнообразные методы работы. Одно было плохо: темп работы выше его темпа, да класс великоват.
Он способный, но медлительный и очень несобранный мальчик, часто отвлекается, уходит в себя, не стремится отвечать, даже если ответ знает один из немногих, неуверен в себе ( несмотря на то, что и я и учительница много раз говорили ему какой он умный и талантливый).Решает и пишет правильно, но неаккуратно и медленно, за что и получает сниженные оценки.
Вообще он мыслит как более старший ребенок, критически воспринимает многое из того, что говорят и пишут в учебниках. Любит читать, но как-то однобоко - литературу в стиле фэнтези. Любит математику и рисование.
Что еще написать вам, может,надо было на мейл?
Вообще меня тревожит отсутствие интереса к учебе (может потому, что я сама была не такая?)
02.09.2000 00:07:18, Сонечка
Мне кажется, что он скорее правополушарный, но я не уверена, кажется, лучше воспринимает зрительную информацию. Работать любит один или в паре, в тишине. ( насчет тишины - даже самые шумные мои ученики говорили мне, что любят работать в тишине :-) наоборот, похоже, не бывает.)
Но все это было на его уроках. У него была действительно замечательная учительница, которая сочетала разнообразные методы работы. Одно было плохо: темп работы выше его темпа, да класс великоват.
Он способный, но медлительный и очень несобранный мальчик, часто отвлекается, уходит в себя, не стремится отвечать, даже если ответ знает один из немногих, неуверен в себе ( несмотря на то, что и я и учительница много раз говорили ему какой он умный и талантливый).Решает и пишет правильно, но неаккуратно и медленно, за что и получает сниженные оценки.
Вообще он мыслит как более старший ребенок, критически воспринимает многое из того, что говорят и пишут в учебниках. Любит читать, но как-то однобоко - литературу в стиле фэнтези. Любит математику и рисование.
Что еще написать вам, может,надо было на мейл?
Вообще меня тревожит отсутствие интереса к учебе (может потому, что я сама была не такая?)
02.09.2000 00:07:18, Сонечка
Четкие параметры:
интерес/отсутствие интереса к учебе;
левополушарность/правополушарность - тип переработки информации;
способ получения информации - ведущий анализатор: слуховой, зрительный, кинестетический и т.п.;
тип нервной системы: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик;
тип воспитания в семье: строгий контроль/отсутствие контроля;
предпочтения в организации учебной среды.
Еще раз перечитала статью - все на месте. По всем этим параметрам есть соответствующая литература.
Однако никто не знает ребенка лучше, чем его мама. Остается сравнить то, что Вы знаете о ребенке, с тем, что предлагает ему школа.
"Кажется", "Не уверена" - откуда это недоверие к своему материнскому чутью?
"Любят работать в тишине" - это не то же самое, что "не могут работать при шуме" - среди Ваших учеников есть такие, которым шум или отвлекающие моменты не дают работать?
Вы заметили, как быстро расстраиваются некоторые родители, когда я говорю прямо и категорично, и начинают тянуться к тем, кто говорит мягко и сердечно? Как правило, у таких родителей зависимые, ведОмые, дети, а, значит, очень большое значение для качества их учения имеет не собственный, внутренний, стимул, а личность учителя.
02.09.2000 09:16:24, Элла Прокофьева
интерес/отсутствие интереса к учебе;
левополушарность/правополушарность - тип переработки информации;
способ получения информации - ведущий анализатор: слуховой, зрительный, кинестетический и т.п.;
тип нервной системы: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик;
тип воспитания в семье: строгий контроль/отсутствие контроля;
предпочтения в организации учебной среды.
Еще раз перечитала статью - все на месте. По всем этим параметрам есть соответствующая литература.
Однако никто не знает ребенка лучше, чем его мама. Остается сравнить то, что Вы знаете о ребенке, с тем, что предлагает ему школа.
"Кажется", "Не уверена" - откуда это недоверие к своему материнскому чутью?
"Любят работать в тишине" - это не то же самое, что "не могут работать при шуме" - среди Ваших учеников есть такие, которым шум или отвлекающие моменты не дают работать?
Вы заметили, как быстро расстраиваются некоторые родители, когда я говорю прямо и категорично, и начинают тянуться к тем, кто говорит мягко и сердечно? Как правило, у таких родителей зависимые, ведОмые, дети, а, значит, очень большое значение для качества их учения имеет не собственный, внутренний, стимул, а личность учителя.
02.09.2000 09:16:24, Элла Прокофьева
Насколько я знаю, деление по типу восприятия и типу нервной системы довольно условны, большинство людей относятся к смешаным типам, мои "кажется" вызваны отчасти этим. А насчет материнского чутья - если бы оно было столь совершенным, психологи остались бы без работы :-)
1) отсутствие интереса к учебе;
2)правополушарность;
3)зрительный;
4) меланхолик (?)
5) контроль; ( при отсутствии контроля постоянно отвлекается, домашняя работа выполняется очень медленно и неаккуратно.)
6) любит тишину, работать один или в паре, находить свои способы решения, не обращает внимания на организацию рабочего места, работает, сидя на краешке стула на пятачке захламленного стола, очень чувствителен к грубости или несправедливости, даже если они направлены не на него, не склонен к соревновательности, не принимает на веру сказанное или напечатанное, отстаивает свою точку зрения.
Любит что-то мастерить, фантазируя (не практическое).
"Вы заметили, как быстро расстраиваются некоторые родители, когда я говорю прямо и категорично, и начинают тянуться к тем, кто говорит мягко и сердечно?" - о чем это Вы? Я не заметила, может потому, что недавно в конфе. Если Вы намекаете на мою реакцию на ответ Ваш и Светланы, то Вы ошибаетесь. Просто Ваш ответ носит довольно общий характер, видимо, служит началом разговора, а ее ответ больше говорит именно о нашей ситуации.
"Как правило, у таких родителей" - каких? реагирующих на проявление дружелюбия? Вам так много говорит о людях подобное качество? Напишите подробнее, пожалуйста.
"... зависимые, ведОмые, дети," - Вы считаете, что родители, чувствительные деспотичны, подавляют своих детей, делают их ведомыми? Странно как-то...
" а, значит, очень большое значение для качества их учения имеет не собственный, внутренний, стимул, а личность учителя." - основываясь на собственном опыте, могу сказать, что личность учителя значима для большинства детей, можно отбить всякую охоту заниматься предметом или заинтересовать им. Заниматься вопреки может человек уже почувствовавший вкус, уже увлекшийся, причем сильно, и опять таки кто-то сумел это показать интересно и соблазнительно, либо человек должен быть нацелен на лидерство, отличник-"карьерист."
Хотелось бы поговорить на данную тему, но все же больше меня волнуют проблемы, связанные с моим ребенком. Буду рада, если вы нам поможете. 03.09.2000 23:45:59, Сонечка
1) отсутствие интереса к учебе;
2)правополушарность;
3)зрительный;
4) меланхолик (?)
5) контроль; ( при отсутствии контроля постоянно отвлекается, домашняя работа выполняется очень медленно и неаккуратно.)
6) любит тишину, работать один или в паре, находить свои способы решения, не обращает внимания на организацию рабочего места, работает, сидя на краешке стула на пятачке захламленного стола, очень чувствителен к грубости или несправедливости, даже если они направлены не на него, не склонен к соревновательности, не принимает на веру сказанное или напечатанное, отстаивает свою точку зрения.
Любит что-то мастерить, фантазируя (не практическое).
"Вы заметили, как быстро расстраиваются некоторые родители, когда я говорю прямо и категорично, и начинают тянуться к тем, кто говорит мягко и сердечно?" - о чем это Вы? Я не заметила, может потому, что недавно в конфе. Если Вы намекаете на мою реакцию на ответ Ваш и Светланы, то Вы ошибаетесь. Просто Ваш ответ носит довольно общий характер, видимо, служит началом разговора, а ее ответ больше говорит именно о нашей ситуации.
"Как правило, у таких родителей" - каких? реагирующих на проявление дружелюбия? Вам так много говорит о людях подобное качество? Напишите подробнее, пожалуйста.
"... зависимые, ведОмые, дети," - Вы считаете, что родители, чувствительные деспотичны, подавляют своих детей, делают их ведомыми? Странно как-то...
" а, значит, очень большое значение для качества их учения имеет не собственный, внутренний, стимул, а личность учителя." - основываясь на собственном опыте, могу сказать, что личность учителя значима для большинства детей, можно отбить всякую охоту заниматься предметом или заинтересовать им. Заниматься вопреки может человек уже почувствовавший вкус, уже увлекшийся, причем сильно, и опять таки кто-то сумел это показать интересно и соблазнительно, либо человек должен быть нацелен на лидерство, отличник-"карьерист."
Хотелось бы поговорить на данную тему, но все же больше меня волнуют проблемы, связанные с моим ребенком. Буду рада, если вы нам поможете. 03.09.2000 23:45:59, Сонечка
Да, это темы для нескольких дискуссий. К тому же, я в последнее время пришла к выводу, что мои мировоззренческие принципы имеют мало общего с тем, чем я реально занимаюсь: когда нужно вытащить занозу, я ее просто вытаскиваю, без всяких философствований. Извините, если запутала Вас. На Ваши вопросы отвечу в выходные. Всего доброго:)
04.09.2000 17:51:10, Элла Прокофьева
Элла! Вот и выходные прошли, а ответа все нет... Надеюсь, выберете время...
11.09.2000 17:04:21, Сонечка
Читайте также
Опасные обитатели дачного участка: растения, требующие осторожности
Эти растения красиво цветут, возможно, у них яркие ягоды, но вдыхать аромат, а также пробовать их плоды может быть смертельно опасно.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.