Посмотрела сейчас по телевизору фильм "Солдат Джейн". Очень сильное впечатление. "Человек способен преодолеть СОВЕРШЕННО НЕВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в "сказке, рассказанной идиотом". Карл Юнг.
Какие возможности заключены в способностях детей и взрослых, когда они действуют по ДОБРОЙ ВОЛЕ, а не по чьей-то указке?
Конференция "Детская психология""Детская психология"
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
[пусто]
27.08.2000 02:28:58
Давно хотела рассказать, а тут вроде бы по теме.
Преред поступлением в школу ,тестировали наших подготовишек. И случилась такая история. Оттестировали очередного мальчика, он вышел из кабинета, а за ним вышел психолог и потихоньку говорит воспитателю:"Саша не знает цветов". Воспитательница в шоке, призывае мальчика и в разговоре,аккуратно выясняет,что все у него с цветами в порядке,все он знает. Изумившись,она его спросила почему же он психологу не отвечал. На что мальчик знаете что сказал? Сказал:"А, что она глупости спрашивает!?".
Представляет как унизительны могут быть всякого рода тесты. 28.08.2000 17:06:13, Баба Лена
Мария! Попробуйте поискать у Джона Холта. Если что-нибудь отыщете, напишите, пожалуйста.
Он пишет об унизительности для думающих, имеющих внутреннюю потребность к учению, детей постоянных тестирований, проверок, экзаменов. Представьте, как унизительно отчитываться за то, что ты и так с удовольствием делаешь.
А если, к тому же, точка зрения ребенка не совпадает с ограниченностью предлагаемых тестом ответов? Это уже я пишу:) Например, тест "Четвертый лишний" - это же кладезь для исследования детского способа мышления. И такая узкая интерпретация:(
Или "тестирует" учительница ребенка перед приемом в школу (я находилась рядом) : "Ответь, пожалуйста, что ВСЕГДА бывает после дождя?" Ребенок: "Лужи". Учительница настолько ошарашена простотой ответа, что я начинаю понимать: она хочет радугу. Но это меня в школе научили выдавать то, чего ждет от меня учитель, а маленький ребенок еще этого не понимает. Она опять: "Ну, а еще?" Ребенок:"Всегда лужи". Вижу, она собирается настаивать, вмешиваюсь ("делаю глаза"): "Хватит". После тестирования объясняю: "Вы хотели радугу? Он не скажет, потому что радуга бывает не всегда после дождя даже на юге. А у нас и подавно". Обиделась, спрашивает: "А как Вы узнали, что радугу". "Это первое, что пришло мне в голову" - сказала я, и мне стало очень грустно. Прямо рассказ получился:)
Я думаю, проблема даже не в том, кто инициатор (это в саду важнее, хотя, может, я и не права), а в том, что у учителя есть заранее заготовленные образцы, по которым ребенок ДОЛЖЕН развивать свое мышление. Остается проверить: совпало или не совпало.
Теперь о нашем, о девичьем. К сожалению, не читала об "интеллектуально честной форме", мне это выражение очень понравилось, и я представляю себе его интерпретацию так: интеллектуальная форма, честная для ребенка данного возраста. А как у Пиаже? 27.08.2000 12:31:47, Элла Прокофьева
Он пишет об унизительности для думающих, имеющих внутреннюю потребность к учению, детей постоянных тестирований, проверок, экзаменов. Представьте, как унизительно отчитываться за то, что ты и так с удовольствием делаешь.
А если, к тому же, точка зрения ребенка не совпадает с ограниченностью предлагаемых тестом ответов? Это уже я пишу:) Например, тест "Четвертый лишний" - это же кладезь для исследования детского способа мышления. И такая узкая интерпретация:(
Или "тестирует" учительница ребенка перед приемом в школу (я находилась рядом) : "Ответь, пожалуйста, что ВСЕГДА бывает после дождя?" Ребенок: "Лужи". Учительница настолько ошарашена простотой ответа, что я начинаю понимать: она хочет радугу. Но это меня в школе научили выдавать то, чего ждет от меня учитель, а маленький ребенок еще этого не понимает. Она опять: "Ну, а еще?" Ребенок:"Всегда лужи". Вижу, она собирается настаивать, вмешиваюсь ("делаю глаза"): "Хватит". После тестирования объясняю: "Вы хотели радугу? Он не скажет, потому что радуга бывает не всегда после дождя даже на юге. А у нас и подавно". Обиделась, спрашивает: "А как Вы узнали, что радугу". "Это первое, что пришло мне в голову" - сказала я, и мне стало очень грустно. Прямо рассказ получился:)
Я думаю, проблема даже не в том, кто инициатор (это в саду важнее, хотя, может, я и не права), а в том, что у учителя есть заранее заготовленные образцы, по которым ребенок ДОЛЖЕН развивать свое мышление. Остается проверить: совпало или не совпало.
Теперь о нашем, о девичьем. К сожалению, не читала об "интеллектуально честной форме", мне это выражение очень понравилось, и я представляю себе его интерпретацию так: интеллектуальная форма, честная для ребенка данного возраста. А как у Пиаже? 27.08.2000 12:31:47, Элла Прокофьева

Преред поступлением в школу ,тестировали наших подготовишек. И случилась такая история. Оттестировали очередного мальчика, он вышел из кабинета, а за ним вышел психолог и потихоньку говорит воспитателю:"Саша не знает цветов". Воспитательница в шоке, призывае мальчика и в разговоре,аккуратно выясняет,что все у него с цветами в порядке,все он знает. Изумившись,она его спросила почему же он психологу не отвечал. На что мальчик знаете что сказал? Сказал:"А, что она глупости спрашивает!?".
Представляет как унизительны могут быть всякого рода тесты. 28.08.2000 17:06:13, Баба Лена
Мама 5-тилетнего мальчика, обеспокоенная тем, что он немного отстает от других, отвела его "в некий центр интенсивных психологических исследований. Под конец ему дали тест в виде головоломки, которую надо было сложить. Хотя тест был для трехлеток, он не мог его сложить, просто посмотрел и сказал:"Я не могу, я не могу!" и разразился слезами. Я ей посочувствовал. Внезапно у меня возникло ужасное предположение. Я спросил: "Эта головоломка, которую он не мог сложить - на ней было написано, для какого она возраста?" Не понимая сути моего вопроса, она ответила: "Конечно". Чтобы увериться, я переспросил: "Это было написано прямо на головоломке: "для трехлетних" - так, что все могли это видеть?" Она сказала: "Да". Я был в ужасе, было не время, да и не место спорить, если вообще здесь можно было хоть что-то сказать". Джон Холт, "Залог детских успехов".
От себя хочу добавить, что если родители не уверены, что могут адекватно проследить за соблюдением прав ребенка во время тестирования, они могут пригласить "независимого наблюдателя". В этом году мама девочки из нашего сада попросила меня "поприсутствовать" на тестировании вместо нее. 28.08.2000 18:38:37, Элла Прокофьева
От себя хочу добавить, что если родители не уверены, что могут адекватно проследить за соблюдением прав ребенка во время тестирования, они могут пригласить "независимого наблюдателя". В этом году мама девочки из нашего сада попросила меня "поприсутствовать" на тестировании вместо нее. 28.08.2000 18:38:37, Элла Прокофьева
У детей и впрямь отбивают воображение ожидая от них шаблонного ответа! Это так неправильно! Я в детстве например очень часто "не попадала" с ответом, отчего мне становилось стыдно и принижалась моя самооценка.
28.08.2000 03:02:41, Настя
[пусто]
27.08.2000 15:28:38
Да, я это и имела в виду: интеллектуально честно - учитывать уровень развития мышления ребенка и разговаривать с ним на его языке. Но я не вижу противоречия в моем понимании идей Пиаже и Вашем.
Я так долго "впитывала" его идеи о стадиальности детского развития, о невмешательстве взрослых (кстати, про цветок найду, где читала), что Ваши слова о том, что все не совсем так, меня вчера сбили с толку. Но пока сама не прочитаю, не успокоюсь:)
На его наблюдениях за развитием своих детей и основана моя идея последовательности в чтении сказок.
Я поняла, Вас не устраивает эта строгая последовательность (то есть, Вы думаете, что это я от себя привнесла), или я ошибаюсь?
27.08.2000 15:54:43, Элла Прокофьева
Я так долго "впитывала" его идеи о стадиальности детского развития, о невмешательстве взрослых (кстати, про цветок найду, где читала), что Ваши слова о том, что все не совсем так, меня вчера сбили с толку. Но пока сама не прочитаю, не успокоюсь:)
На его наблюдениях за развитием своих детей и основана моя идея последовательности в чтении сказок.
Я поняла, Вас не устраивает эта строгая последовательность (то есть, Вы думаете, что это я от себя привнесла), или я ошибаюсь?
27.08.2000 15:54:43, Элла Прокофьева
[пусто]
28.08.2000 16:38:29
Ломая голову над этим самым цветком:) и перебрав уже кучу ячеек в своей памяти, я внезапно (спасибо!) вспомнила, как Пиаже, отвечая на критику его взгляда на эгоцентрическую позицию ребенка и социализацию после 7-8 лет, написал, что его наблюдения в "Доме малютки" нельзя распространять на всех детей всего мира. То есть, все зависит от социальных взаимоотношений в данном детском саду, где проводятся наблюдения.
Мне кажется, социальные взаимоотношения, построенные на принуждении взрослыми детей, могут вести к быстрому развитию, засчет натаскивания и за счет того, что в дошкольном возрасте у многих детей очень хорошая память, но такие дети так потом и продолжают всю жизнь больше опираться на память, чем на мышление.
Если же это односторонняя интеллектуальная (а не эмоциональная) кооперация, когда Вы можете стать на позицию ребенка (в интеллектуально честной форме:) ), а он на Вашу - нет, то это, конечно, лучше, чем навязывание, но, не пойму вот я никак, стоит ли торопиться? Если я не математик, то решать с ребенком уравнения так, как это делаете Вы ("прятки") просто не смогу. Значит, если я буду с ним этим заниматься - совсем нечестно.
Так же и с рисунком. Если ребенок хочет рисовать вместе с мамой и радуется этому, то и методики никакой не надо.
Статья для тех, кто беспокоится, почему ребенок в три года ничего не изображает (видимое для взрослого глаза), и как его научить.
Конечно, родители сами выберут ту точку зрения, которая покажется им наиболее рациональной. Эта статья - мой вклад в свободу выбора:)
Мария! Если мама вкладывает в кулачок младенца карандаш, и младенцу это понравится - это ведь хорошо, если он уронит его, мама опять вложит - младенцу опять нравится - очень хорошо. А вот если мама начнет настаивать, что младенец обязан этим заниматься, будет водить его рукой, каждый день проводить занятия, то способность к рисованию как к самовыражению угаснет, хотя навыки сформируются, но когда я вижу такие рисунки, я не могу их "читать". Это уже не сигнал личности данного ребенка. И лишил его возможности рассказать о себе взрослый. 28.08.2000 19:51:18, Элла Прокофьева
Мне кажется, социальные взаимоотношения, построенные на принуждении взрослыми детей, могут вести к быстрому развитию, засчет натаскивания и за счет того, что в дошкольном возрасте у многих детей очень хорошая память, но такие дети так потом и продолжают всю жизнь больше опираться на память, чем на мышление.
Если же это односторонняя интеллектуальная (а не эмоциональная) кооперация, когда Вы можете стать на позицию ребенка (в интеллектуально честной форме:) ), а он на Вашу - нет, то это, конечно, лучше, чем навязывание, но, не пойму вот я никак, стоит ли торопиться? Если я не математик, то решать с ребенком уравнения так, как это делаете Вы ("прятки") просто не смогу. Значит, если я буду с ним этим заниматься - совсем нечестно.
Так же и с рисунком. Если ребенок хочет рисовать вместе с мамой и радуется этому, то и методики никакой не надо.
Статья для тех, кто беспокоится, почему ребенок в три года ничего не изображает (видимое для взрослого глаза), и как его научить.
Конечно, родители сами выберут ту точку зрения, которая покажется им наиболее рациональной. Эта статья - мой вклад в свободу выбора:)
Мария! Если мама вкладывает в кулачок младенца карандаш, и младенцу это понравится - это ведь хорошо, если он уронит его, мама опять вложит - младенцу опять нравится - очень хорошо. А вот если мама начнет настаивать, что младенец обязан этим заниматься, будет водить его рукой, каждый день проводить занятия, то способность к рисованию как к самовыражению угаснет, хотя навыки сформируются, но когда я вижу такие рисунки, я не могу их "читать". Это уже не сигнал личности данного ребенка. И лишил его возможности рассказать о себе взрослый. 28.08.2000 19:51:18, Элла Прокофьева
[пусто]
28.08.2000 22:41:44
Мне кажется, придумывать детские уравнения может только человек очень хорошо разобравшийся в математическом мышлении ребенка, то есть, он должен был быть когда-то таким ребенком сам (это можно делать и взрослому, если забыл, что знаешь, и начал все сначала). Ведь на теории хороший метод обучения не создашь. Только простейшую схему, которую надо проверять, а значит, экспериментировать с детьми, как делал Пиаже.
А я хорошо делаю вместе с ребенком только то, все ступени освоения чего сначала через себя пропустила. То есть, тогда я не чувствую, что что-то навязываю. Наверное, так же уверенно Вы чувствуете себя, когда занимаетесь с детьми математикой.
А мне сейчас с этими уравнениями надо начинать все сначала. Я не против, если что-то порекомендуете.
Сегрегация по возрасту, наверное, это так же не корректно по отношению к детям, как и раздельное, по половому признаку, обучение. Ведь мы-взрослые не общаемся в реальной жизни только с одногодками - передрались бы:)
Ко мне рисовать ходят одновременно дети разного возраста - обстановка намного спокойнее, чем когда собираются дети-однолетки.
Так что, пиажевщина у меня только в дискуссиях, получается.
29.08.2000 00:49:03, Элла Прокофьева
А я хорошо делаю вместе с ребенком только то, все ступени освоения чего сначала через себя пропустила. То есть, тогда я не чувствую, что что-то навязываю. Наверное, так же уверенно Вы чувствуете себя, когда занимаетесь с детьми математикой.
А мне сейчас с этими уравнениями надо начинать все сначала. Я не против, если что-то порекомендуете.
Сегрегация по возрасту, наверное, это так же не корректно по отношению к детям, как и раздельное, по половому признаку, обучение. Ведь мы-взрослые не общаемся в реальной жизни только с одногодками - передрались бы:)
Ко мне рисовать ходят одновременно дети разного возраста - обстановка намного спокойнее, чем когда собираются дети-однолетки.
Так что, пиажевщина у меня только в дискуссиях, получается.
29.08.2000 00:49:03, Элла Прокофьева
[пусто]
29.08.2000 22:10:41
Кстати, я никогда не проверяла на детях "феноменов Пиаже". Он застрял во мне как идея, но не как метод. А сейчас, после этой великолепной дискуссии, я поняла, что просто боялась себе позволить иметь собственные теоретические идеи. Ведь на практике у меня все не так. Вот и надо спокойно и честно проводить их в жизнь, не прячась за спиной классиков.
29.08.2000 22:35:51, Элла Прокофьева
[пусто]
27.08.2000 15:19:28
Какой ужас!! У меня мурашки по коже и ком в горле от этого стихотворения. Как легко сломать и как трудно, а подчас невозможно восстановить...
28.08.2000 03:18:49, Настя
Мария! Редко я встречаю людей, которые так понимают все мои подтексты, как Вы. Спасибо.
27.08.2000 16:04:40, Элла Прокофьева

Да, я тоже заметила, что телевизионные переводы отличаются от перевода на кассетах.
27.08.2000 13:06:55, Элла Прокофьева
Читайте также
Опасные обитатели дачного участка: растения, требующие осторожности
Эти растения красиво цветут, возможно, у них яркие ягоды, но вдыхать аромат, а также пробовать их плоды может быть смертельно опасно.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.