Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

По доброй воле

Посмотрела сейчас по телевизору фильм "Солдат Джейн". Очень сильное впечатление. "Человек способен преодолеть СОВЕРШЕННО НЕВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в "сказке, рассказанной идиотом". Карл Юнг.
Какие возможности заключены в способностях детей и взрослых, когда они действуют по ДОБРОЙ ВОЛЕ, а не по чьей-то указке?
26.08.2000 21:39:26,

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
[пусто] 27.08.2000 02:28:58
Мария! Попробуйте поискать у Джона Холта. Если что-нибудь отыщете, напишите, пожалуйста.
Он пишет об унизительности для думающих, имеющих внутреннюю потребность к учению, детей постоянных тестирований, проверок, экзаменов. Представьте, как унизительно отчитываться за то, что ты и так с удовольствием делаешь.
А если, к тому же, точка зрения ребенка не совпадает с ограниченностью предлагаемых тестом ответов? Это уже я пишу:) Например, тест "Четвертый лишний" - это же кладезь для исследования детского способа мышления. И такая узкая интерпретация:(
Или "тестирует" учительница ребенка перед приемом в школу (я находилась рядом) : "Ответь, пожалуйста, что ВСЕГДА бывает после дождя?" Ребенок: "Лужи". Учительница настолько ошарашена простотой ответа, что я начинаю понимать: она хочет радугу. Но это меня в школе научили выдавать то, чего ждет от меня учитель, а маленький ребенок еще этого не понимает. Она опять: "Ну, а еще?" Ребенок:"Всегда лужи". Вижу, она собирается настаивать, вмешиваюсь ("делаю глаза"): "Хватит". После тестирования объясняю: "Вы хотели радугу? Он не скажет, потому что радуга бывает не всегда после дождя даже на юге. А у нас и подавно". Обиделась, спрашивает: "А как Вы узнали, что радугу". "Это первое, что пришло мне в голову" - сказала я, и мне стало очень грустно. Прямо рассказ получился:)
Я думаю, проблема даже не в том, кто инициатор (это в саду важнее, хотя, может, я и не права), а в том, что у учителя есть заранее заготовленные образцы, по которым ребенок ДОЛЖЕН развивать свое мышление. Остается проверить: совпало или не совпало.
Теперь о нашем, о девичьем. К сожалению, не читала об "интеллектуально честной форме", мне это выражение очень понравилось, и я представляю себе его интерпретацию так: интеллектуальная форма, честная для ребенка данного возраста. А как у Пиаже?
27.08.2000 12:31:47, Элла Прокофьева
Баба Лена
Давно хотела рассказать, а тут вроде бы по теме.
Преред поступлением в школу ,тестировали наших подготовишек. И случилась такая история. Оттестировали очередного мальчика, он вышел из кабинета, а за ним вышел психолог и потихоньку говорит воспитателю:"Саша не знает цветов". Воспитательница в шоке, призывае мальчика и в разговоре,аккуратно выясняет,что все у него с цветами в порядке,все он знает. Изумившись,она его спросила почему же он психологу не отвечал. На что мальчик знаете что сказал? Сказал:"А, что она глупости спрашивает!?".
Представляет как унизительны могут быть всякого рода тесты.
28.08.2000 17:06:13, Баба Лена
Мама 5-тилетнего мальчика, обеспокоенная тем, что он немного отстает от других, отвела его "в некий центр интенсивных психологических исследований. Под конец ему дали тест в виде головоломки, которую надо было сложить. Хотя тест был для трехлеток, он не мог его сложить, просто посмотрел и сказал:"Я не могу, я не могу!" и разразился слезами. Я ей посочувствовал. Внезапно у меня возникло ужасное предположение. Я спросил: "Эта головоломка, которую он не мог сложить - на ней было написано, для какого она возраста?" Не понимая сути моего вопроса, она ответила: "Конечно". Чтобы увериться, я переспросил: "Это было написано прямо на головоломке: "для трехлетних" - так, что все могли это видеть?" Она сказала: "Да". Я был в ужасе, было не время, да и не место спорить, если вообще здесь можно было хоть что-то сказать". Джон Холт, "Залог детских успехов".
От себя хочу добавить, что если родители не уверены, что могут адекватно проследить за соблюдением прав ребенка во время тестирования, они могут пригласить "независимого наблюдателя". В этом году мама девочки из нашего сада попросила меня "поприсутствовать" на тестировании вместо нее.
28.08.2000 18:38:37, Элла Прокофьева
У детей и впрямь отбивают воображение ожидая от них шаблонного ответа! Это так неправильно! Я в детстве например очень часто "не попадала" с ответом, отчего мне становилось стыдно и принижалась моя самооценка. 28.08.2000 03:02:41, Настя
[пусто] 27.08.2000 15:28:38
Да, я это и имела в виду: интеллектуально честно - учитывать уровень развития мышления ребенка и разговаривать с ним на его языке. Но я не вижу противоречия в моем понимании идей Пиаже и Вашем.
Я так долго "впитывала" его идеи о стадиальности детского развития, о невмешательстве взрослых (кстати, про цветок найду, где читала), что Ваши слова о том, что все не совсем так, меня вчера сбили с толку. Но пока сама не прочитаю, не успокоюсь:)
На его наблюдениях за развитием своих детей и основана моя идея последовательности в чтении сказок.
Я поняла, Вас не устраивает эта строгая последовательность (то есть, Вы думаете, что это я от себя привнесла), или я ошибаюсь?
27.08.2000 15:54:43, Элла Прокофьева
[пусто] 28.08.2000 16:38:29
Ломая голову над этим самым цветком:) и перебрав уже кучу ячеек в своей памяти, я внезапно (спасибо!) вспомнила, как Пиаже, отвечая на критику его взгляда на эгоцентрическую позицию ребенка и социализацию после 7-8 лет, написал, что его наблюдения в "Доме малютки" нельзя распространять на всех детей всего мира. То есть, все зависит от социальных взаимоотношений в данном детском саду, где проводятся наблюдения.
Мне кажется, социальные взаимоотношения, построенные на принуждении взрослыми детей, могут вести к быстрому развитию, засчет натаскивания и за счет того, что в дошкольном возрасте у многих детей очень хорошая память, но такие дети так потом и продолжают всю жизнь больше опираться на память, чем на мышление.
Если же это односторонняя интеллектуальная (а не эмоциональная) кооперация, когда Вы можете стать на позицию ребенка (в интеллектуально честной форме:) ), а он на Вашу - нет, то это, конечно, лучше, чем навязывание, но, не пойму вот я никак, стоит ли торопиться? Если я не математик, то решать с ребенком уравнения так, как это делаете Вы ("прятки") просто не смогу. Значит, если я буду с ним этим заниматься - совсем нечестно.
Так же и с рисунком. Если ребенок хочет рисовать вместе с мамой и радуется этому, то и методики никакой не надо.
Статья для тех, кто беспокоится, почему ребенок в три года ничего не изображает (видимое для взрослого глаза), и как его научить.
Конечно, родители сами выберут ту точку зрения, которая покажется им наиболее рациональной. Эта статья - мой вклад в свободу выбора:)
Мария! Если мама вкладывает в кулачок младенца карандаш, и младенцу это понравится - это ведь хорошо, если он уронит его, мама опять вложит - младенцу опять нравится - очень хорошо. А вот если мама начнет настаивать, что младенец обязан этим заниматься, будет водить его рукой, каждый день проводить занятия, то способность к рисованию как к самовыражению угаснет, хотя навыки сформируются, но когда я вижу такие рисунки, я не могу их "читать". Это уже не сигнал личности данного ребенка. И лишил его возможности рассказать о себе взрослый.
28.08.2000 19:51:18, Элла Прокофьева
[пусто] 28.08.2000 22:41:44
Мне кажется, придумывать детские уравнения может только человек очень хорошо разобравшийся в математическом мышлении ребенка, то есть, он должен был быть когда-то таким ребенком сам (это можно делать и взрослому, если забыл, что знаешь, и начал все сначала). Ведь на теории хороший метод обучения не создашь. Только простейшую схему, которую надо проверять, а значит, экспериментировать с детьми, как делал Пиаже.
А я хорошо делаю вместе с ребенком только то, все ступени освоения чего сначала через себя пропустила. То есть, тогда я не чувствую, что что-то навязываю. Наверное, так же уверенно Вы чувствуете себя, когда занимаетесь с детьми математикой.
А мне сейчас с этими уравнениями надо начинать все сначала. Я не против, если что-то порекомендуете.
Сегрегация по возрасту, наверное, это так же не корректно по отношению к детям, как и раздельное, по половому признаку, обучение. Ведь мы-взрослые не общаемся в реальной жизни только с одногодками - передрались бы:)
Ко мне рисовать ходят одновременно дети разного возраста - обстановка намного спокойнее, чем когда собираются дети-однолетки.
Так что, пиажевщина у меня только в дискуссиях, получается.
29.08.2000 00:49:03, Элла Прокофьева
[пусто] 29.08.2000 22:10:41
Кстати, я никогда не проверяла на детях "феноменов Пиаже". Он застрял во мне как идея, но не как метод. А сейчас, после этой великолепной дискуссии, я поняла, что просто боялась себе позволить иметь собственные теоретические идеи. Ведь на практике у меня все не так. Вот и надо спокойно и честно проводить их в жизнь, не прячась за спиной классиков. 29.08.2000 22:35:51, Элла Прокофьева
[пусто] 27.08.2000 15:19:28
Какой ужас!! У меня мурашки по коже и ком в горле от этого стихотворения. Как легко сломать и как трудно, а подчас невозможно восстановить... 28.08.2000 03:18:49, Настя
Мария! Редко я встречаю людей, которые так понимают все мои подтексты, как Вы. Спасибо. 27.08.2000 16:04:40, Элла Прокофьева
Баба Лена
Один из любимых ,один из дежурных,фильмов моего мужа. Он у нас уже точно больше года. ТВ вариант испортили переводом, на пиратской касете гараздо точнее. 26.08.2000 23:45:34, Баба Лена
Да, я тоже заметила, что телевизионные переводы отличаются от перевода на кассетах. 27.08.2000 13:06:55, Элла Прокофьева

Читайте также
Опасные обитатели дачного участка: растения, требующие осторожности
Эти растения красиво цветут, возможно, у них яркие ягоды, но вдыхать аромат, а также пробовать их плоды может быть смертельно опасно.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!