Конференция "Общество""Общество"
Раздел: Образ жизни

Тема провокационная несколько, но интересно что народ ответит на вопрос
Вторична ли русская культура? :-))
09.10.2004 00:18:44, Сергуша
62 комментария
Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.
Нет, она от сырости завелась на голом месте :-))
14.10.2004 02:28:01, Мария Д.
А вы вместо того, чтобы пытаться острить, попробуйте подумать о корнях русской культуры и назвать их.
15.10.2004 12:33:25, Сергуша
Я уже рекомендовал ниже SVETKAе обратиться к словарям толковым русского языка, где эти понятия определены. Вы тоже можете попробовать это сделать :-)
15.10.2004 14:30:11, Сергуша
Все же наука и культура - вещи несколько разные. Хотя насчет ЛОбачевского пример приму. Совершенно другой взгляд на вещи. Менделеев же, на мой взгляд, привел в стройную систему имеющиеся знания. Хотя гениальности его никто не отрицает.
Но Чаадаве говорил про идеи, движущие обществом, скорее. 18.10.2004 15:23:30, Сергуша
Кулльттуре, но не науке - ну например фэнтези :-)
Науке, но не культуре - тут сложнее, но насколько закон Ома культурен.
Тем не менее, если обратите внимание - словосочетание есть устойчивое "Наука и культура" - то есть рядом, но все же неодинаково. 18.10.2004 18:47:29, Сергуша

Когда определите понятие "культура" и понятие "вторичный" (или "корни" - там уже вывести можно) - я обязательно подумаю. Пока просто не понятно, о чём именно думать. Могу также, если предпочтёте, дать свои определения этих понятий и плясать уже от них.
15.10.2004 13:51:09, Мария Д.

"Словарь Ожегова читаю,
Но разобраться в нём не смог.
Ну хоть убей, не понимаю
Что значит слово "демагог"" (С) :-))
Полезла в словарь Ожегова.
Культура: Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Сложней со словом "вторичный":
1. полн. ф. Происходящий (совершаемый, используемый) второй раз. В. вызов. Вторичное сырьё (материалы, изделия, после износа применяемые в производстве как исходное сырьё, утиль).
2. полн. ф. Образующий вторую ступень в чёмн., представляющий собой вторую стадию в развитии чегон. В. период болезни.
3. Второстепенный, побочный, являющийся следствием чегон. Вторичные половые признаки.
~*~*~*~*~*
Итак, вопрос можно задать тремя способами:
1. "Является ли совокупность производственных, общественных и духовных достижений русскоязычных людей чем-то, что происходит второй раз?" Ответ: отчасти, если "разами" считать, например, поколения или столетия, или другие культуры. Часть того, что присутствовало в этих достижениях в прошлом поколении (столетии, других культурах) присутствует опять :-) Например, эвклидова геометрия. Можно интересно поговорить на тему противоречия между словом "достижение" и словом "вторичный" - например, прийти к выводу, что по этому определению культура вообще вторичной быть не может.
2. "Является ли совокупность производственных, общественных и духовных достижений русскоязычных людей второй стадией в развитии этих самых достижений?" Это навряд ли, скорей, десятой или сотой стадией :-)
3. "Является ли совокупность производственных, общественных и духовных достижений русскоязычных людей второстепенным, побочным следствием достижений других людей?" - Кажется мне, именно этой частью Вы в основном интересуетесь. Это дело вкуса, субъективного решения, не более и не менее, вопрос власти определяющего, что есть важное, что нет. Лично, как субъект, я определяю русскую культуру как первичную в этом смысле, для меня она первостепенно важна. Интуитивно кажется, что ответ на эту часть будет зависеть от положения отвечающего в мире. 15.10.2004 15:08:26, Мария Д.
Но разобраться в нём не смог.
Ну хоть убей, не понимаю
Что значит слово "демагог"" (С) :-))
Полезла в словарь Ожегова.
Культура: Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Сложней со словом "вторичный":
1. полн. ф. Происходящий (совершаемый, используемый) второй раз. В. вызов. Вторичное сырьё (материалы, изделия, после износа применяемые в производстве как исходное сырьё, утиль).
2. полн. ф. Образующий вторую ступень в чёмн., представляющий собой вторую стадию в развитии чегон. В. период болезни.
3. Второстепенный, побочный, являющийся следствием чегон. Вторичные половые признаки.
~*~*~*~*~*
Итак, вопрос можно задать тремя способами:
1. "Является ли совокупность производственных, общественных и духовных достижений русскоязычных людей чем-то, что происходит второй раз?" Ответ: отчасти, если "разами" считать, например, поколения или столетия, или другие культуры. Часть того, что присутствовало в этих достижениях в прошлом поколении (столетии, других культурах) присутствует опять :-) Например, эвклидова геометрия. Можно интересно поговорить на тему противоречия между словом "достижение" и словом "вторичный" - например, прийти к выводу, что по этому определению культура вообще вторичной быть не может.
2. "Является ли совокупность производственных, общественных и духовных достижений русскоязычных людей второй стадией в развитии этих самых достижений?" Это навряд ли, скорей, десятой или сотой стадией :-)
3. "Является ли совокупность производственных, общественных и духовных достижений русскоязычных людей второстепенным, побочным следствием достижений других людей?" - Кажется мне, именно этой частью Вы в основном интересуетесь. Это дело вкуса, субъективного решения, не более и не менее, вопрос власти определяющего, что есть важное, что нет. Лично, как субъект, я определяю русскую культуру как первичную в этом смысле, для меня она первостепенно важна. Интуитивно кажется, что ответ на эту часть будет зависеть от положения отвечающего в мире. 15.10.2004 15:08:26, Мария Д.
То есть именно про выдвижение идей? Можно глянуть историю наук, от таблицы Менделеева до геометрии Лобачевского :-) Я бы удивилась, если бы в любой культуре с большим отдельным языком не было своих идей.
15.10.2004 16:06:04, Мария Д.

Но Чаадаве говорил про идеи, движущие обществом, скорее. 18.10.2004 15:23:30, Сергуша
Я не вижу, как отличить науку от культуры. Вы можете привести примеры 1 - чего-то, принадлежащего науке, но не культуре и 2 - чего-то, принадлежащего культуре, но не науке? Я не могу.
18.10.2004 18:41:21, Мария Д.

Науке, но не культуре - тут сложнее, но насколько закон Ома культурен.
Тем не менее, если обратите внимание - словосочетание есть устойчивое "Наука и культура" - то есть рядом, но все же неодинаково. 18.10.2004 18:47:29, Сергуша
То есть, выходит, что наука является подмножеством культуры. Словосочетания ни о чём не говорят в таксономиях, кстати, бывает как попало :-) Например, "красный или синий" в логике, и то же выражение в "естественном языке" - две большие разницы :-)
19.10.2004 07:55:51, Мария Д.
скорее наука и культура развиваются параллельно но взаимосвязанно. в достижениях науки отражается общая культура нации, а в развитии культуры используются достижения науки.
19.10.2004 21:41:24, арина
А пример того, что является наукой, но не принадлежит к культуре? У меня не придумывается как-то.
20.10.2004 05:14:11, Мария Д.
Все науки как таковые к культуре не принадлежат(физика, химия, астрономия, математика, биология и пр.) а вот открытия сделанные в этих областях используются в развитии культуры( н-р наглядно:физика-химия -анатомия = фотография, кино, видео и далее по аналогии) используя новейшие исследования создаются новые технологии, приминяемые и в искусстве(это уже категория культуры)
21.10.2004 02:39:23, арина
какая культура? Пост - христианская? языческая? Не путать божий дар с яичницей
12.10.2004 06:19:26, Давно сидим
Ну русская культура - это культура сформировавшаяся после принятия христианства на территории (постоянно меняющейся) Руси, России, Российской империи, СССР, а так же нынешней РФ/
Высшей точки, достигла на мой взгляд в 19-20-м веках 12.10.2004 16:56:40, Сергуша
Кем считается, простите? На мой взгляд, если говорить про народнное просвещение, то золотой век - это при СССР.
21.10.2004 11:31:51, Сергуша
Что там написано? В разных учебниках разное написано :-) Кстати - сравните процент умеющих читать граждан стрны при Екатерине и, скажем на момент смерти Сталина.
21.10.2004 18:43:01, Сергуша
Вы говорили про просвещение, что к развитию литературы и прочих искусств отношения не имеет.
Но если мы про это говорим, то тогда сравните писателей и художников 18-го века и 19-го и почутсвуйте разницу :-))
Формировалось все в 18-м веке, но расцвета и вершины достигло в 19-м-20м
Архитектура - сопоставима, тут спорить не стану 22.10.2004 11:02:04, Сергуша
Еще раз - просвещение это прежде всего то количество людей, которые эту самую литературу имеют возможность читать.
24.10.2004 13:09:48, Сергуша
А вы вспомните Фонвизина - это я про качество домашнего образования.
И опять же - золотой век русской литературы - уж никак не 18-й :-) 25.10.2004 12:38:41, Сергуша
Так адаптация на российский манер первичности, на мой взгляд, не означает, скорее наоборот.
19.10.2004 14:48:35, Сергуша
Хм... Ну вот смотрите - русская культура во многом основана на христианстве - христианство - заимствовано.
19.10.2004 18:35:16, Сергуша
Любопытно. А что, до Христианства на Руси культуры не было? Или, можно подумать, что русское Христианство (Православие) не является сплавом (на манер бронзы) Христианства европейского и того же язычества!
О каком ранжировании может идти речь если нет четкой определенности в базовых понятиях? 14.10.2004 10:17:18, Леший
Наташ! А что было до принятия христианства? Ну давайте не будем упрощать.
18.10.2004 15:09:56, Сергуша
Кстати многтие, в том числе, пишущие тут, считают, что не было.
Что касается понятий - сформулируй, если у тебя получится 14.10.2004 14:03:23, Сергуша
НЕт - я не про историю хотел поговорить, а именно про вторичность. Если не ошибаюсь Чаадаев первым заметил, что в России не выдвигается идей - они только заимствуются извне и перерабатываются на свой лад.
Что касается русского язычества
1. Я честно говоря не так много знаю про Аркаим, но разве там жили славяне или их предки?
2. Насколько я знаю - санскритские корни есть во многих языках, а не только в русском
3. Есть масса косвенных признаков того, что существоввала интересная и сильная языческая культура до принятия христианства. Ну один из самых явных - когда в летописях упоминаются русские древнейшие города - они упоминаются уже как большие, т.е. давно существующие города.
Но корчевали языческое наследие так, что действтительно ничего не осталось. 15.10.2004 11:08:31, Сергуша

Высшей точки, достигла на мой взгляд в 19-20-м веках 12.10.2004 16:56:40, Сергуша
а золотым веком российского просвещения считается время правления Екатерины Второй, т.е вторая половина 18 века.
19.10.2004 21:48:38, арина

Ну вы даёте "кем считается?" %историю-то учили? Во всех учебниках написано!
21.10.2004 12:38:40, арина

Тогда и со сремен сталина до сегодняшних дней тоже будем сравнивать? речь идет о темпах развития.
Вот пример из учебника культурологии: "В истории культуры известны периоды, когда крупные социально-экономические преобразования способствовали бурному расцвету всех искусств. Так было в “золотой век” русского Просвещения при императрице Екатерине II (вторая половина XVIII в.), когда формировалась национальная школа в русской литературе, театральном, изобразительном искусстве, музыке (М.В.Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.П. Сумароков, художники Ф.С. Рокотов, актер Ф. Волков, архитектор В.И. Баженов творили в это время).
21.10.2004 20:34:09, арина
Вот пример из учебника культурологии: "В истории культуры известны периоды, когда крупные социально-экономические преобразования способствовали бурному расцвету всех искусств. Так было в “золотой век” русского Просвещения при императрице Екатерине II (вторая половина XVIII в.), когда формировалась национальная школа в русской литературе, театральном, изобразительном искусстве, музыке (М.В.Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.П. Сумароков, художники Ф.С. Рокотов, актер Ф. Волков, архитектор В.И. Баженов творили в это время).
21.10.2004 20:34:09, арина

Но если мы про это говорим, то тогда сравните писателей и художников 18-го века и 19-го и почутсвуйте разницу :-))
Формировалось все в 18-м веке, но расцвета и вершины достигло в 19-м-20м
Архитектура - сопоставима, тут спорить не стану 22.10.2004 11:02:04, Сергуша
% Как это литература не имеет отношения к просвещению?!! Эт о-же и есть владение языком(не выли о грамоте вспоминали).
22.10.2004 16:31:49, арина
22.10.2004 16:31:49, арина

24.10.2004 13:09:48, Сергуша
Это понятно,но я имею ввиду не уровень образованности населения, а именно развитие той-же литературы( в конце концов важно не только сколько человек читает и как но ЧТО они читают!
А что касается просвещения,естественно в 18 веке было гораздо меньше грамотных людей, зато гораздо больше действительно образованных!Даже домашнее дворянское воспитание предпологало гораздо более широкие знания чем нынешний институт,т.с количество компенсировалось качеством. а сейчас?.. читать-писать научен -вот и все просвещение?! Чисто по-ленински "ликбез" так и остался:-( 24.10.2004 14:29:54, арина
А что касается просвещения,естественно в 18 веке было гораздо меньше грамотных людей, зато гораздо больше действительно образованных!Даже домашнее дворянское воспитание предпологало гораздо более широкие знания чем нынешний институт,т.с количество компенсировалось качеством. а сейчас?.. читать-писать научен -вот и все просвещение?! Чисто по-ленински "ликбез" так и остался:-( 24.10.2004 14:29:54, арина

И опять же - золотой век русской литературы - уж никак не 18-й :-) 25.10.2004 12:38:41, Сергуша
Ну только по "Недорослю" я-б не стала судить обо всем образовании. Сам Фонвизин после домашнего и университетское получил, наверное быза была достаточная?!
25.10.2004 22:29:56, арина
До принятия христианства Русь была языческой, и типично своя культура формировалась на основе языческих верований, связанных с ними обрядов и обычаев. Многое дошло и до наших дней( н-р те-же пляски на Ивана-Купала с перепрыгиванием через костер)
Позже, после татара-монгольского ига в российской культуре появились заимствования(н-р в язык прочно вошли татарские слова, используемые и по сей день)Да и на протяжении всей истории культура обогащается,перенимает опыт других народов,но не меняется кардинально.(вспомните ПетраI и Екатерину с проевропейскими реформами , немногое прижилось в чистом виде, но адаптировалось на "российски манер")Так что российская культура все-же первична! 19.10.2004 14:33:54, арина
Позже, после татара-монгольского ига в российской культуре появились заимствования(н-р в язык прочно вошли татарские слова, используемые и по сей день)Да и на протяжении всей истории культура обогащается,перенимает опыт других народов,но не меняется кардинально.(вспомните ПетраI и Екатерину с проевропейскими реформами , немногое прижилось в чистом виде, но адаптировалось на "российски манер")Так что российская культура все-же первична! 19.10.2004 14:33:54, арина
Уже и современный успела захватить(издательства с 2000 года и позже) им тоже не верить? Увы я в то время не жила, так что проверить сведенья лично не могу -приходится наивно доверять сегодняшним историкам и архиологам :-)
Считаю что лучше чем сами русские об их истории не напишет никто! 21.10.2004 20:38:11, арина
Считаю что лучше чем сами русские об их истории не напишет никто! 21.10.2004 20:38:11, арина
тогда я каккие-то не такие читаю. потому как твордо верю, что до христианства было что-то стоящее, раз его так безжалостно уничтожили под корень. но это тоже на уровне веры, увы.
22.10.2004 05:24:39, T-K
На уровне иллюзий. Как ваша же иллюзия, что заграница нам поможет.
26.10.2004 14:45:30, Х
Да и я не утверждала, что ничего стоящего небыло. Просто всему свое время , ничто не стоит на месте.
22.10.2004 16:25:33, арина

Но в целом-то культура не заимствуется, лишь отдельные фрагментики, в общей массе ни на что не влияющие, и не меняющие общей сути! И русские люди расселяясь по миру превносят в культуры других народностей так-же что-то своё характерное, но не подменяют и вытесняют коренную культуру другого народа.
19.10.2004 15:32:23, арина

Если быть точным,то христианство России было насильно навязано и преобразовалось в типично русское православие.
19.10.2004 21:37:16, арина
Конкретно в христианстве -это типичный способ т.с вжиться в изменившийся мир,приспособится к новым условиям, но своё лицо при этом не потеряв полностью!
По аналогии вашего суждения получается если первичен мороз, то вторично уплотнение подшорстка у животных? Это простая причинно-следственная связь!Т.к животное свой вид сохранит все равно (т.е не переродится в новый вид, а именно приспособится под изменения среды, либо погибнет)
21.10.2004 02:50:54, арина
По аналогии вашего суждения получается если первичен мороз, то вторично уплотнение подшорстка у животных? Это простая причинно-следственная связь!Т.к животное свой вид сохранит все равно (т.е не переродится в новый вид, а именно приспособится под изменения среды, либо погибнет)
21.10.2004 02:50:54, арина

О каком ранжировании может идти речь если нет четкой определенности в базовых понятиях? 14.10.2004 10:17:18, Леший
А до христианства как бы и Руси-то еще не было... Были вятичи, кривичи...
17.10.2004 21:25:23, Наташ


Что касается понятий - сформулируй, если у тебя получится 14.10.2004 14:03:23, Сергуша
тогда вопрос не понятен. по отношению к чему вторична? по отношению к язычеству вторична, однозначна.
13.10.2004 09:19:30, Давно сидим
угу. поняла. Так и написал бы: поговорим о русской культуре и ее истории.
Языческая культура - древней и естественней христианства, но у нас все не как у людей. одной рукой Ивана-Купалу празднуем, другой Рождество Христова.
Но древней языческой русской культуры - то что было основой для нее. А об этом можно только догадываться. И уничтожали это нещадно много веков. А доказательства тому:
1. Аркаим
2. Русский язык удивительно похож на санскрит (язык индийской философии и йоги)
3. Дополните, может чего не помню. )
15.10.2004 09:08:27, Давно сидим
Языческая культура - древней и естественней христианства, но у нас все не как у людей. одной рукой Ивана-Купалу празднуем, другой Рождество Христова.
Но древней языческой русской культуры - то что было основой для нее. А об этом можно только догадываться. И уничтожали это нещадно много веков. А доказательства тому:
1. Аркаим
2. Русский язык удивительно похож на санскрит (язык индийской философии и йоги)
3. Дополните, может чего не помню. )
15.10.2004 09:08:27, Давно сидим

Что касается русского язычества
1. Я честно говоря не так много знаю про Аркаим, но разве там жили славяне или их предки?
2. Насколько я знаю - санскритские корни есть во многих языках, а не только в русском
3. Есть масса косвенных признаков того, что существоввала интересная и сильная языческая культура до принятия христианства. Ну один из самых явных - когда в летописях упоминаются русские древнейшие города - они упоминаются уже как большие, т.е. давно существующие города.
Но корчевали языческое наследие так, что действтительно ничего не осталось. 15.10.2004 11:08:31, Сергуша

Чтобы грамотно задать вопрос надо знать большую часть ответа. Данный вопрос был явно не продуман. 11.10.2004 16:37:41, SVETKA

Если Вам непонятно про что идет речь - я выше ответил
12.10.2004 17:05:01, Сергуша



А есть ли таковая в наличии????
А в абстракции??? 11.10.2004 14:18:18, Vad

а в сравнении с чем?
09.10.2004 00:30:48, Девушка с севера
Вообще-от все культуры вторичны по сравннию с теми культурами, кторые были 4000 лет назад.
09.10.2004 10:38:57, AleXXX
Читайте также
Дефекты речи: можно ли выступать на публике, если вы картавите или шепелявите?
Можно ли избавиться от дефектов речи?