Как альтернативный штрих к портрету дореволюционной России предлагаю почитать биографию русского изобретателя, на мой взгляд, вполне типичную для того времени. Именно по этой причине (типичности ) все глобальные замыслы и планы, большая часть которых была разработана ещё до революции, реализовать удалось только большевикам, при многократно худших материально-финансовых и кадрово-управленческих условиях. И дело тут именно в способностях управлять людьми и ресурсами, потому что усилиями одного изобретателя без поддержки общества невозможно добиться каких-либо значимых научно-технических успехов для страны. Именно поэтому страна советов в этом плане оказалась много эффективнее дореволюционной России.
Текст статьи:
1 апреля 1890 года этот мир оставил русский самородок Александр Федорович Можайский, пионер авиастроения. Ему не хватило каких-нибудь двадцати лет, чтобы увидеть флоты воздушных судов, бороздящих небесные просторы. Но его дело не пропало даром: Можайский был первым в длинной череде подвижников, усилиями которых Россия стала великой авиационной державой.
Начать уместно с характеристики, данной Можайскому его младшим современником Алексеем Николаевичем Крыловым, позже академиком.
«Он был громадного роста, широкий в плечах, богатырски сложенный. Я его впоследствии знал немного, помню его еще и потому, что он нас экзаменовал на выпуске из Морского корпуса по морской практике. Так вот, Александр Федорович решил заняться разработкой вопроса о летании на аппаратах тяжелее воздуха. Начал он с того, что стал летать на змее. Вероятно, он был одним из пионеров этого дела. Построил он змей, запряг в него тройку, велел ее гнать, как говорится, в три кнута, и сам поднимался на этом змее на воздух. Удачно или нет, сказать не могу, но во всяком случае, когда я его знал, он хромал и ходил, опираясь на здоровенную дубину, так что никто не решался его спросить, не было ли это результатом его полетов на змее», – повествует Крылов.
Методом проб и ошибок
По профессии уроженец Выборгской губернии Можайский был военным моряком: начав свою карьеру в 1842-м скромным мичманом, он завершил ее десятилетия спустя в чине контр-адмирала. В молодости ему довелось принять участие в знаменитом кругосветном путешествии фрегата «Диана», отправленного в Японию с дипломатической миссией.
В дальнейшем Можайский совершал новые путешествия, командовал разными кораблями – и современники отмечали его высокий профессионализм, ответственное отношение к делу. Оно не оставило Александра Федоровича и на гражданской службе, куда он перешел в 1861-м, после Великой Реформы: занимался улаживанием земельных споров крестьян и помещиков в Вологодской губернии, сооружал спасательные станции на Балтийском море (за что получил личную благодарность императора Александра II), с 1869-го работал в Одессе, в «Русском обществе пароходства и торговли».
В том же году Александр Федорович в качестве поверенного вдовы своего брата Николая, погибшего в результате несчастного случая, вступил в управление имением Вороновица в Подольской губернии (близ Винницы). Именно там Можайский всерьез занялся работой над главным делом своей жизни – созданием летательного аппарата тяжелее воздуха.
...
Полный текст: [ссылка-1]
Конференция "Общество""Общество"
Раздел: История
Что помешало русскому изобретателю создать первый самолет в мире
04.04.2021 12:52:13, Тайный Сигнал Барабанщика2 комментария
Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.
Не надо быть гениальным управленцем, чтобы знать, что любая административно-командная система более эффективна. Проблем с ней в основном две - во1, недолговечна, во2, ужасна своими последствиями для менталитета.
04.04.2021 23:49:16, ===
Позволь поинтересоваться. А на основании чего ты считаешь, что в дореволюционной России система не была административно-командной? Ты ещё скажешь, что там была демократия и самоуправление ? Мне кажется, что ты перепутала методичку )))
06.04.2021 11:49:31, Тайный Сигнал Барабанщика
06.04.2021 11:49:31, Тайный Сигнал Барабанщика
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?