№9 Непотизм
Столь известное с XV века понятие «непотизм» происходит от латинского слова nepos
(nepotis), изначально означавшего «внук», позднее это слово стало означать и «племянник». В
настоящее время «непотизм» обозначает форму фаворитизма, когда предоставляются какие-либо привилегии родственникам и друзьям, вне зависимости от их профессиональных качеств.
Однако у понятия «непотизм» глубокие исторические корни, причём иные, нежели
представляется сегодня с обывательской точки зрения. Обычно непотизм воспринимается, как
пристраивание родственником и друзей на должности, позволяющие извлекать какие-то
материальные выгоды. Но исторически так было не всегда, а изначально материальная
заинтересованность вообще была вторичной.
Продвижение родственников и друзей по какой-либо карьерной лестнице было
связано, прежде всего, с повышением качества управления процессами общественной в целом
значимости и на местах.
Монархия является естественным этапом развития государственности.
Государственность и государство зародились и стали развиваться параллельно с
развитием человечества. Уже во времена ранней государственности и государства, когда
человеческое общество было ещё на стадии родо-племенного строя и профессионализация
любой общественно значимой деятельности находилась на этапе своего зарождения, люди
были заинтересованы в том, чтобы каждая профессиональная деятельность при затрачивании
минимальных ресурсов приносила максимум полезного результата. В те времена, особенно до
зарождения письменности, профессиональные знания, умения и навыки передавались
преимущественно невербализовано, а на основе примера личной деятельности. Так в
повседневной деятельности сын земледельца перенимал опыт и знания своего отца, а сын
вождя племени или короля — своего отца. Социальная значимость этих знаний была разная:
земледелец обеспечивал общество продуктами питания, а вождь или король организовывал
жизнь общества так, чтобы земледелец мог заниматься своей профессиональной
деятельностью. И если профессия земледельца была относительно массовой, то сфера
управления обществом была сосредоточена в руках узкой группы людей. Таким образом, от
деятельности вождя или короля в прямом смысле зависела жизнь всего племени или королевства. Если король качественно делал свою работу, то королевство мало воевало, люди в королевстве могли плодотворно работать, наращивать ресурсную устойчивость, как личную,
так и всего общества, но главное — растить детей, обучать их, что укрепляло государство. Но
если король не справлялся с обязанностями управления страной, то королевство гибло по тем
или иным причинам: от войны ли или же от того, что хозяйственная экономическая
деятельность людей не давала должного результата, проигрывая в продуктивности соседям конкурентам.
Однако, надо отметить, что в силу общей малочисленности населения и низкого
уровня технико-технологического развития производства, сфера государственного управления
была монополизирована узкой группой людей, фактически связанных между собой
родственными узами, и некоторой долей их друзей, — от их профессиональных знаний и
понимания задач управления зависела жизнь всего сообщества.
Поэтому не было принципиальной разницы между тем, управлял государством сам
король или же, в случае его неспособности к этой деятельности, государством управлял какойнибудь царедворец — главное, чтобы он был адекватен задачам защиты и развития
государства. Т.е., чтобы, как герой книги И. Ильфа и А. Петрова «Двенадцать стульев»
бывший предводитель дворянства, а по представлению членам общества «Союз меча и орала»,
«особа, приближённая к императору», «отец русской демократии», Киса Воробьянинов мог в
нужное время важно надувать щёки, глубокомысленно произносить «Да, уж!», и уж совсем
хорошо, если в нужный момент может твёрдо заявить: «Торг здесь неуместен!» А уж
остальное «Остап Бендер» сделает от его имени сам.
В этой системе на ключевые управленческие должности расставляли людей именно из
этого круга, поскольку от назначенца требовалось, в первую очередь, именно понимание задач
управления, а само управление осуществляла кланово-корпоративная группировка —
династия — находящаяся во главе управления государством. В этой системе ни у кого не
вызывало никаких отрицательных коннотаций, когда на должности назначались родственники
и друзья.
Однако по м?ре того, как росла численность населения, развивалась техникотехнологическая среда, а, соответственно, повышался общий уровень образованности
населения, росло и количество людей, которые в силу своей профессиональной деятельности
стали обладать знаниями об управлении обществом на том уровне, чтобы не только давать не
эмоциональную, что присуще обывателю, но рациональную оценку текущему положению дел
в этой сфере и были способны предложить альтернативный вариант решения задач
управления, стоящих перед обществом.
(продолжение ниже)
Источник:
[ссылка-1]