Раздел: Образование

В блог Подписаться на Дзен!
OleLukoe

Хоть всем уже и надоело..

Судя по вдохновителю, который называет себя экспертом г-ну Соловьеву, полагаю попизация школы пойдёт тихо, нагло и безапеляционно.
Одно немного успокаивает, что дважды насильно и одинаково эффективно крестить Русь наверное не удастся. Как это обычно бывает - первая попытка трагедия, вторая попытка уже фарс.

15.11.2002 21:25:31,

55 комментариев

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

Алексей, давно хотела спросить, как Вы относитесь к православным детским домам... 15.11.2002 21:50:13, Аурика
OleLukoe
О, за больное зацепили ... НЕ ЗДОРОВО, но терпимо, ибо условия там приличные, а не здорово потму, что реальные цели сильно расходятся с декларируемыми. Впрочем, это свойствено РПЦ, особенно последнее время. 15.11.2002 22:09:34, OleLukoe
Алексей, я очень хорошо к Вам отношусь, уже не первый год с Вами общаюсь, знаю многое о Вашей деятельности, но...
Тем не менее: о чем Вы хотите сказать своей последней фразой?
ЗЫ Я прекрасно представляю себе, что происходит в православных детдомах! И уверена, что это - гораздо лучше, чем госучреждения...
17.11.2002 12:31:41, Инанна
OleLukoe
Ах, если бы в благосостоянии ДД было дело. Там лучше, сытнее, красивеет, нет спору. Но Вы бы видели как они на этом Пиарятся! А после того как для одного вновь открытого ДД приезжала компания брать детей из приюта, мне не очень хочется с ними общатья вообще. Детей отбирали как взвешивали, как цыган коня, - этот пойдёт голос есть, будет в хоре петь, этот не пойдёт, лицом не вышел ... Замечу, это заведения РПЦ. Есть самостийные, которые устраивают отдельные священники, но это свой разговор, там чаще не ДД, а нечто иное. РПЦ же на этом совершенно беззастенчиво делает свой "маленький бизнес". 18.11.2002 21:39:33, OleLukoe
Совершенно не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы на хорошо ловила мышей... 19.11.2002 14:37:20, AleXXX
Физтешка
В чем трагедия?

Взгляд из далека - только Россия так воинственно атеистична, всем остальным их религии не мешают. (Экстримизм, прикрывающийся исламом я не считаю).
15.11.2002 21:28:57, Физтешка
OleLukoe
Разве об этом речь, мне не нравится способ, явно нарушающий права моих детей и нас как родителей.
А про Канаду у неё своих загибонов предостаточно одни права голубых чего стоят :))
15.11.2002 21:31:46, OleLukoe
Физтешка
Я про голубых в Канаде была наслышана до Канады. В самой Канаде еще ни разу не видела. А в школе мальчишки носят большущие штаны, спрашиваю сына "Ну зачем ты это носишь, неудобно ж", он "Не хочу чтоб меня голубым считали".
То что пишут СМИ расходится с действительностью. Голубые здесь бал не правят, и дети совсем не считают нужным подражать такой ориентации.

Повторюсь - я против преподавания религии в школе, выйдет коряво всё, не учтут всех ньюансов и прав и т.п.. Но. Сейчас еще раз перечитала ссылку. В ней сказано о "православной культуре" и т.п.. Чего все так боятся, что расскажут, что история была раньше тесно связана с религиозными деятелями, что те первые два богатыря в Куликовской битве были православными монахами, что Сталин монастыри разрешил наконец открыть во время Второй мировой? (Я бы боялась дополнительной учебной нагрузки, и так ее хватает, с избытком даже, а минобр все никак не угомонится).
15.11.2002 21:46:52, Физтешка
OleLukoe
А вы почитайте исходник - предлагаемую Программу, там никакой факультативностью и упором на историчность не пахнет, а очень даже сделан упор на идеологизацию., что противоречит конституционным основам России. Другой вопрос, что пока ет недрения, нет нарушения, нет исков к Минобразу и в Конституционный суд, но уверен будут. Понятное дело будет попорчено масса нервов и времени, в первую очередь налогоплательщиков и детей.

Спросите у детей приходили ли к ним дяди рассказывать, что однополая любовь это нормально и нехорошо проявлять негативизм и показывать своё неприятие. Если ещё не приходили, радуйтесь.
15.11.2002 22:07:47, OleLukoe
Физтешка
Ну почему все всегда В России с надрывом происходит? Из крайности в крайность. и всегда нервы? Ууууууууууу

Спросила. Не приходили. Старший говорит, что в школе это "загашают" (его слова).
15.11.2002 23:54:37, Физтешка
А ты сам-то ее прочитал? :) По-моему, нет. Ну это не беда, я тебе облегчу жизнь, если самому читать влом... Додерляйну я уже помог, теперь - тебе :)

=========
Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образова-тельных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправле-нием религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной рели-гиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоз-зренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательно-го участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.
============
Принципами государственной политики в сфере образования (Закон Российской Федерации “Об образовании, Статья 2 “Принципы государственной политики в области образования”) провозглашены:
“1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценно-стей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданст-венности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных тради-ций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образова-тельных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образова-нием. Автономность образовательных учреждений”.
Все эти принципы также не только не препятствуют изучению православной куль-туры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации, но и обосновывают его значимость и актуальность в современных условиях.

===============
Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с настоящим Примерным содержанием обеспечивается:
1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры;
2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образова-нием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование;
3) организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий;
4) методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправле-ния) за практикой организации и преподавания православной культуры.


Я как раз считаю, что абсолютно неидеологизированная программа. Хотя как это дело преподавать - ума не приложу...

Кстати, программы по истории значительно более идеологизированы, ну а сколько там откровенного вранья...
15.11.2002 23:52:12, AleXXX
OleLukoe
Милейший, любой документ, а особливо Программу какого-либо действа надо читать ДО КОНЦА, а не ограничиваться "общими положениями" :))), поскольку результат зависит не только и не столько от декларируемых целей, а именно от методов реализации, - кем, чем и как.
Те же самые "бритоголовые", разного разлива в своих программных докуметах, тоже декларируют спаения нации, сохранения корней, этнокультуры и проч., против чего особо возрожать сложно, только вот методы...

То, что предлагается изучить, и потом СДАТЬ, судя по программе, никак не культурология, ибо библию ПРИДЁТСЯ изучать всерьёз. Никаких намёков на факультативность по системе обучения и отчётности я там не заметил.
Читайте сами из программы:

"путем ИНТЕГРАЦИИ его содержания в преподавание курсов отечественной истории, РУССКОГО языка, ЧТЕНИЯ, родиноведения, региональных историко-обществоведческих учебных курсов.."

Вы полагаете, что чтение православных текстов и пения "Постовые песни, духовные стихи, канты" это ради хоровых распевов :))) идеологии , там, конечно, нема...

Сдавать придётся некисло, это СООВСЕМ НЕМАЛЫЙ объём.
" НАЗЫВАТЬ, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, РАСКРЫВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ, описывать ЛИЦА, предметы, события, явления, понятия). Библия. Канон Священного Писания, апокрифы. Основные исторические редакции книг Ветхого Завета - Септуагинта, Пешито, Вульгата, Масоретский текст, его недостатки. Составление церковно-славянской азбуки Св. Кириллом и Мефодием. Особенности церковно-славянского языка, численные обозначения. Пятикнижие; книги Бытие, Исход, Второзаконие. Исторические книги Ветхого Завета; книги Судей, Царств, Руфи, Неемии и Ездры. Назидательные книги Ветхого Завета; Псалтирь Давида, Притчи Соломона, книги Иова, Екклезиаста. Пророческие книги Ветхого Завета; книги пророков Иеремии, Даниила, Амоса. Пророчества о Мессии в Ветхом Завете. Книги Нового Завета."
-Чтобы всё это осилить ещё потребуется внекласное чтение и домашние задания неизвестной размера. :((

А вот Вам и задачи полезли и цели :

"Православная нравственная культура деятельности в различных сферах жизни общества - политике, экономике, науке, художественном творчестве, социальных отношениях. Православная нравственная культура в медицине, проблемы биоэтики.

Забавляет в этом тексе только обильный КОЛОРИТНЫЙ КАНЦЕЛЯРИТ :))
"Содержание образования по модульным учебным курсам в старшей школе опирает-ся на все элементы соответствующих содержательных линий, которые также предъявляются учащимся на более высоком теоретическом уровне и с расширениями, обусловленными ..." и иже с ним...




16.11.2002 13:05:07, OleLukoe
Любезнейший, вообще-то читать такие тексты и в самом деле непросто. Но все равно - Вы мне приводите цитаты по самой программе обучения. Она, на самом деле ничем, кроме объекта изучения не отличается от любой программы, скажем, по химии. Наверняка и в изучении химии (извините, что я привожу этот пример, просто, например, для меня это был самый бессмысленный и ненавистный предмет, который практически гарантированно мне не пригодится никогда, ну а уж про моральные терзания я и не говорю :)) есть пункты про значимость химии в современной жизни, о ведущей роли русских химиков и т.д. Химия также интегрируется, наверное, в изучение биологии и физики, так что в чем принципиальная разница?

Я Вам приводил цитаты, в которых ясно говорится о том, что школа - светская, цель обучения - не заманить в свои ряды, а дать знания... Вам же интереснее искать там то, чего там нет и тенденциозно толковать тексты, приписывая им неведомые, скрытые от глаза простого смертного качества. Умение читать между строк иногда необходимо, но это совершенно не этот случай.
16.11.2002 21:42:17, AleXXX
Физтешка
Алекс, подозреваю, что как захотят, так и прочтут, как оппоненты, так и преподаватели. Уж больно тема тонкая.

Плюс стандартная даже не российская, а еще социалистическая ментальность "Уважайте чувства неверующих!" :(
16.11.2002 00:08:26, Физтешка
А я как раз думаю, что даже и не прочтут,даже самой программы, как и поступают и Додерляйн и OleLukoe...

И будут кричать и вопить, не имея никаких реальных представлений ни о сути предмета, ни о его преподавании, но зато вооруженные "самой передовой идеологией" - запрещать и не пущать...

И после этого они смеют кого-то упрекать в идеологизации школы...
16.11.2002 11:49:37, AleXXX
Простите, я тут впервые, но программу прочитал внимательно. И был несколько смущен, что она подается в СМИ как русская национальная культура. В конференциях тоже чаще говорят об "обучении религии". Мне кажется, что проверочные вопросы вроде "1. Продолжите предложение: “В начале сотворил Бог ...”" скорее относятся к Закону Божиему.
Не могу бы кто-нибудь из знающих людей вкратце сформулировать, что такое эта "православная культура"?
19.11.2002 09:18:00, иноград
Физтешка
А вы знаете к скольким религиям (в том числе неправославным :)) относится “В начале сотворил Бог ...”" ?
Я бы эту фразу к общечеловеческой культуре отнесла.

А вы знаете сколько "крылатых" выражений, пришедших из Писаний, употрябляется в речи? Типа "не хлебом единым"? Надо бы для общего развития первоисточники-то знать. :)
21.11.2002 04:08:12, Физтешка
=\А вы знаете к скольким религиям (в том числе неправославным :)) относится “В начале сотворил Бог...”? Я бы эту фразу к общечеловеческой культуре отнесла.\=
Я бы тоже, но ведь навязывается ТОЛЬКО православная, поэтому о ней и вопрос: что это такое? Вы же понимаете, что от первоклашек будут ждать ответа не с вариантами, а строго по катехизису. Кстати, религий, которые заняты космогонией, значительно меньше, чем может показаться. По большому счету, даже христианство этим не очень обеспокоено. Учение Иисуса от представлений, изложенных в «Бытии», практически не зависит.
=\А вы знаете сколько "крылатых" выражений, пришедших из Писаний, употребляется в речи?\= А Вы знаете, сколько пришло из древнегреческой мифологии, из римского права? Вряд ли меньше. Я был бы скорее за обучение школьников «юридической культуры», хотя она пока и чужда, к сожалению, нашему менталитету. Но может, ЭТО путь к общему развитию? А первоисточники лучше (эффективнее) изучать самостоятельно. Больше запомнится, правда?
21.11.2002 16:13:31, inograd
Физтешка
Остается только вздохнуть ( а еще лучше было б стукнуть кулаком по их башке) в сторону нашего "мудрого" минобраза. Я не согласна с введением этого предмета в школе (я об этом уже писала, только я со своих, православных, позиций не согласна). Но я вообще против "дополнительных" предметов в школе, я и против "юридической культуры" буду. Наше образование жутко колбасит, какого хрена они изобретают велосипеды? Кандидатские пописать и денежек огрести? Бедные дети и родители.

С Вами ругаюсь - не с той стороны вы все нападаете и не на то ругаетесь (не того боитесь :)). Хорошо прочитанный и организованный предмет принес бы пользу. Но, увы, этого не будет.

От "космогонией", как Вы выразились, православие не отошло. Теософов стоит почитать православных, только их светские люди не знают, да наверно и не надо им знать не зная основ, но утверждать так - не есть верно.

Евангелие сплошь и рядом ссылается на Ветхий Завет, почему это не зависит от представлений? Опять же, те же теософы до сих пор медитируют/размышляют над все теми же представлениями. Как бы это сказать, акценты по другому расставились, если сравнить с философией доевангельских людей. Просто в результате политики коммунистического государства эти теософы стали закрытой кастой, которую лучше знают за рубежом, чем у себя на Родине, а православие выродилось в язычество для бабушек (которого вы справедливо опасаетесь). Но не угасало. :)

Считаю, но нет доказательств, что из греков и римлян словечек ходит меньше. Если Алекс включится, то может он какими цифрами сыпанет.

Писания сложно читать самостоятельно. Они многослойные (ну ладно, это откроется со временем, допустим, не стоит за кого-то работу проделывать). В них много чего привязано к конкретным историческим событиям и мелочам той исторической эпохи, без комментариев смысл ускользнет. Сильно понятно что да как без понимания, кто такие самаритяне и КАК к ним относились другии народности? Или почему так важно, что Господь ПРИКОСНУЛСЯ к умершему сыну вдовы, чтоб воскресить его?
Так что не больше запомнится.

С уважением, Физтешка.
21.11.2002 18:13:12, Физтешка
А давайте вообще не ругаться! Спор ведь не ссора. Тем более что мы едины в неприятии, хоть и по разным причинам. Но если нечто не принимается и с одной стороны, и с другой, значит дело не в тонкостях формулировок, а в каком-то принципе. Мне кажется, что не ясна цель школьного образования. Входит ли в нее воспитание? Если да, то чему? Если нет, то ограничиться передачей ребенку суммы знаний.
По поводу «космогоний». Я и не говорил, что православие от них отошло. Для обоснований вероучения они, конечно, нужны. А для самого вероучения – не существены. Но это ИМХО. Я не хочу вмешиваться в медитации теософов, работы коих, поверьте, прочитал много, хоть и «светский человек». Не хотел бы возвращать им Ваше «какого хрена они изобретают велосипеды? Кандидатские пописать и денежек огрести?» Хотя и напрашивается. :)
Я действительно не хотел ни с кем ругаться. Просто хотел выяснить, как разные заинтересованные люди представляют себе такое понятие, как «православная культура». К моему удивлению, почти все говорят о «православном воспитании», ссылаясь при этом на предложенную программу. Для меня это понятие остается тайной. Я не вижу православного «фундамента» ни в русской литературе, ни в музыке, ни в живописи (исключая разумеется, иконы). На мой взгляд, в 19 веке в творческой среде процветал в лучшем случае деизм. Часто встречалось язычество. Но православие?.. С уважением, Николай.
21.11.2002 22:13:25, inograd
Физтешка
Пришли к началу. Что бы не преподавали, тяжко преподавать, когда цель не ясна :(. В этом собака и зарыта.

Про теософов. Из современных нам - у Пестова, скажем, была диссертация, но по ... химии. Я к тому, что из тех, кто читаем - ни дисеров, ни денег, одни мысли :).

Пушкин, Гоголь.... из ранних
Шмелев, Иванов ... из позже и эмигрировавших (Шаховского засчитаете или как представителю духовенства откажете в литературном даре и влиянию на умы современников?)
(это те, которые бесспорно, а не как Цветаева, которую можно понять как хошь)

Врубель, Нестеров, Васнецов
(ранний Рерих :))))

Это вот за 2 секунды вспомнились. (В музыке я профан, помню, что старший сын играл Детский альбом Чайковского, первая мелодия - "Утренняя молитва" в советское время название было изменено типа Утренняя песня или Песня без названия, последняя - "В церкви", та же история, сравните разные издания.)

Каковы бы ни были Цветаева с Чайковским, "фундамент" КАКОЙ у них был?

PS Это у нас мозги кастрированы советским воспитанием. А знаете ли Вы, что "Робинзона Крузо" мы все читали процензуренного? :))) Перечитайте новые издания и удивитесь. Какую книгу он нашел с выброшенными после кораблекрушения вещами и страшно был ей рад? :) Ее родимую, Библию.
На какие темы он размышлял в одиночестве и о чем потом говорил с Пятницей?

Неужели Вы думаете, что с родной литературой (живописью, музыкой) поступили не так же?

Я не хочу, чтобы у меня и моих детей это продолжали отнимать.
Нежелающим это воспринимать не хочу навязывать своё. Но мои пожелания посчитайте тоже, ваши - не приоритетнее, мы равны, только не относитесь к моим предвзято только потому, что они связаны с православием.
22.11.2002 18:35:54, Физтешка
Приятно отвечать на подробное высказывание. Жаль, что не очень четко высказанное. Вы о раннем творчестве Пушкина и Гоголя? Или считаете, что с них-то все и началось в русской литературе? Судя по «позже», второй вариант. Но ведь это хоть и начало, но 19 (!) века. А если первый вариант, то ранний Пушкин это и «Гавриилиада», и «Руслан», а Гоголь - «Вечера на хуторе». Позднее у обоих «приличнее» (возможно, из опасения ссылки). От юношеской "Гаврилиады" Пушкин даже «открестился». И, наверное, искренне. Он вообще был очень искренним человеком и гениальным поэтом. И очень увлекающимся. Посидел на пирушке с декабристами – написал почти революционную листовку. Поговорил с Филаретом, написал «Отче наш». Но там ведь не только молитва, но и молящийся описан:
«Я слышал - в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился так передо мной»
Так что молитва описана чужая. Как разговоры декабристов. Как «сладкий стон младой цыганки». Как «Подражание Корану» (Уж не мусульманскую ли культуру проповедовал?) А какой чудесный перевод ветхозаветного пророка Исайи «Пророк»! Совершенно гениальное творение! Любой иудей только спасибо скажет за такое «распространение в чужие языки» иудейской культуры.
«Дар напрасный» – бесподобное творение. И зря Филарет попытался рифмованной прозой ему уподобиться. Еще Бердяев писал, что не бывает священников-поэтов.
О Лермонтове с его «Демоном» не будем. Ладно? О каком Шаховском речь (почему-то рядом с эмигрантами)? О князе Григории, эмигрировавшем к Лжедмитрию? Или Александре? Представителем он был не духовенства, а староверов. Но откажу не за это, а за отсутствие вклада в литературу. Тоскливые комедии, риторические трагедии. Сами почитайте, убедитесь. Вот Шмелев, да. Это прекрасная литература и во многом связанная с православием. Не основанная (были все же и дореволюционные повести), но связанная. Я бы вообще вспомнил на Вашем месте прежде всего Лескова. Вот уж кто действительно православен до мозга костей. А какого Иванова вы имели в виду? На Руси-то Ивановых!..
Из такой пробежки следует, что были русские писатели, в чьем творчестве православие играет существенную роль. Были и другие. Каков же общий фундамент? По-моему, язык. «Изъ однихъ устъ исходить благословение и клятва (проклятия)». Нужно ли знание православия? Конечно, глупо отрицать. Но разумнее было бы сказать, что нужно знание. Не только православия.
С живописью аналогично. Нестеров – да, а Врубеля с Васнецовым – это Вы зря. Добавлю от себя в пользу православия ивановское Явление Христа народу, несколько картин Крамского, Ге и репинский "Крестный ход". Практически всё? Слабоватый повод утверждать, что все русское искусство держится на православии.
В музыке то же самое: Чайковский с Рахманиновым сочинили по "Всенощной", да вот церковь их даров почему-то не приняла. Мусоргский так воспел раскольников в "Хованщине", что даже его "Ночи на Лысой горе" не нужно, чтоб от православия отбоярить. Его Пимен в «Борисе» – чудо, но и ксендзы не так уж плохо. Римский-Корсаков больше языческой культурой увлекался, а если где-нибудь выводил в операх священников, так сплошная карикатура. Гречанинова же с Чесноковым считать гордостью русской музыки можно только с перепою.
"Робинзона Крузо" люблю, по нему начинал учить английский. Но обвинять Дефо в православии не стоит. Мы ж, кажется, не о «христианской культуре»?
Надеюсь, что я не предвзято отнеся к Вашему мнению? Думаю, что у нас намного больше общего, чем могло бы показаться. Извините, что длинно высказывался, но и так галопом по огромной теме.
23.11.2002 17:02:37, inograd
Все это очень много и умно :) Хотя можно поспорить, например, что сразу в глаза бросилось, по поводу Васнецова. Были в Абрамцево? Церквушка там по эскизам Васнецова делалась... Если Вы в Питере живете - он храм Вознесения расписывал, если в Киеве - то во Владимирском соборе... Ну а картина "Плащаница" написана, конечно, как эскиз витрины магазина, где продаются плащи :)

Врубель, говорите? :) Так ведь бедняга проработал 5 лет на восстановлении росписей киевской Софии. Вот наверное тяжело было, заниматься делом, которое не по душе...

Таку что если разобраться, можно найти у каждого. Но дело-то не в том, насколько часто художники писали картины на религиозные темы, А в том, что они воспитывались в Православной среде, этой средой пропитано их творчество, и без понимания среды восприятие совсем не то...

Ессно, это касается и других областей искусства...

23.11.2002 18:00:20, AleXXX
Кто ж спорит, что обаэти художники работали по заказу. Мы ж об их творчестве, которое "без понимания среды" (что бы это могло значить?), воспринимается не так. И что вам даст указанное "понимание" при виде "Трех богатырей", "Аленушки", "Ивана-царевича" и "Ивана царя"? А "Демон" - это просто неудачный эскиз росписи собора? Полноте, талантливые были художники, могли всё! И делали всё. А значит и для их понимания нужно всё! 23.11.2002 19:16:19, inograd
Делали-то они конечно, все. Но вот только, извини, расписывать собор не допустили бы человека, в чьей искренней православности не были уверены заказчики...

Ну и так, до кучи - списочек :)

И.К.Айвазовский («Сотворение мира», «Потоп», «Хождение по водам»), М.М.Антокольский (скульптуры «Христос перед народом», «Распятие», «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные»), И.А.Аскназий («Моисей в пустыне», «Экклезиаст», «Палач с головой Крестителя»), В.М.Васнецов («Пророки», «Адам и Ева» и др. росписи Владимирского собора в Киеве: «Страшный Суд», «Сошествие во ад», «Распятие», «Христос в терновом венце», «Всадники Апокалипсиса»), М.А.Врубель («Моисей», «Пророк», «Видение Иезекииля», «Благовещение», «Хождение по водам», «Христос в Гефсимании», «Плач», «Воскресение», «Шествие в Эммаус», «Сошествие Св.Духа»), А.Е.Егоров («Истязание Спасителя»), С.В.Иванов (цикл акварелей на тему свящ.истории); И.Н.Крамской («Христос в пустыне», «Иродиада», «Радуйся, Царь иудейский»), А.В.Логановский («Авраам и Мелхиседек», «Давид» и др. горельефы на стенах храма Христа Спасителя; ныне в музее Архитектуры), К.Е.Маковский («Благовещение»), М.В.Нестеров («Адам и Ева», «Христос у Марфы и Марии», «Распятие», «Рождество»), В.Г.Перов («Христос в Гефсимании»), И.Е.Репин («Воскрешение дочери Иаира», «Иов и его друзья»), Н.К.Рерих («Тень Учителя»), А.П.Рябушкин («Распятие»), Г.И.Семирадский («Христос и грешница», «Христос у Марфы и Марии»), М.Соколов (графич. цикл «Распятие»), В.И.Суриков («Благовещение», «Исцеление слепого», «Ап.Павел перед Агриппой»), В.А. Фаворский (гравюры к Кн.Руфь), С.Д.Эрьзя («Моисей»), Н.А.Ярошенко («Богоматерь после распятия»).


25.11.2002 14:28:43, AleXXX
К этой "куче" можно было бы еще в несколько раз больше куч добавить, но что это меняет? У меня нет никаких возражений против того, что талантливые художники писали картины на библейские и евангельские сюжеты. А у тебя есть сомнения, что они писали и другие картины? Были среди них православные, разумеется, но нужна ли для "понимания" всех их работ "православность"? Давай не будем переписывать друг другу справочники, надеюсь, мы их оба знаем, а речь о понимании, а не "хочут образованность свою показать". На мой взгляд, обсуждаемая программа обедняет духовную жизнь школьников, а не обогащает ее. Мне бы хотелось, чтобы мои дети и знали, и ценили не только православную часть культуры, но и Гомером, Шекспиром, Данте (хоть и католик), Эддой и Махабхаратой и т.п. Для этого нужно знать намного больше, чем предлагается в программе. А главное - ею не ограничивается. Хотя бы по времени изучения и отнрошением к "иному". Заодно, ужасно хочется, чтобы того же Достоевского читали романы, а не цитаты в тенденциозных статьях. 25.11.2002 20:28:22, inograd
Ну а кто ж мешает? Понимаешь, все-таки как правило, в каждой стране принято проходить то, что к ней имеет непосредственное отношение... Было бы странно, если бы, например, в России проходили по литературе Честертона, Моэма, Вудхауза, Шоу, Коллинза и т.д. И было бы, наверное, странным, если бы в Англии проходили, Шолохова, Фадеева, Брежнева, Горького, Маяковского, Н.Островского и т.д. (сорри, я не знаю, кого из современных писателей проходят дети сейчас, поэтому и вспоминаю свою программу по литературе).

То же и в истории. Например, ну не приходит мне в голову про Англию ничего кроме странного зловещего слова "луддиты". Ну Кромвеля вспомню, если напрягусь - и то непонятно, из урока истории это или из Дюма :)

А Российская история - вполне подробно.

Каждый сначала должен знать свое, а уж потом - Махабхарату...

Так что Махабхарату придется тебе самому своему ребенку рассказывать...
Хотя чего там хорошего - не пойму... Тебе самому скучн станет :)

26.11.2002 11:38:25, AleXXX
Кстати, была тут передача по ящику про это изучение. Два опыта - в Ногинске и в, по-моему, Курской области ввелди этот предмет. Более 90% и детей и родителей за такое преподавание... 26.11.2002 12:37:47, AleXXX
В Ярославской области, в Ивановской сельской школе Борисоглебского района есть православная школа-интернат. Директор - В. С. Мартышин, настоящий подвижник...
Причем, эта школа - единственная на всю округу. НИКАКИХ возражений от окрестных жителей - совсем наоборот: со всей России и из СНГ туда приезжают, семьями селятся;-)!
Родители детей, живущих в интернате, сразу пишут директору заявление на разрешение их детям исполнять религиозные обряды (у них там обязательное утреннее Правило, по монастырскому подобию;-).
И все - никаких проблем!
Жаль, что этот пример пока единственный...
Таких школ явно и остро не хватает, особенно в глубинке - в Москве хоть воскресные хорошие есть:-(...
29.11.2002 09:45:22, Инанна
=/Были среди них православные, разумеется, но нужна ли для "понимания" всех их работ "православность"?/=
Хм-м.. Вот, интересно: а как же это Вы так умудрились, без понимания-то;-)? Думаю, что они с Вами поспорили бы! И серьезно...
=/но и Гомером, Шекспиром, Данте (хоть и католик), Эддой и Махабхаратой и т.п. Для этого нужно знать намного больше, чем предлагается в программе./=
Или Вы совсем забылись, или речь идет о несколько иной программе, чем те, которые давно уже работают в некоторых российских школах под наменованиями "Литература", "История", "Мировая художественная культура" (моя подруга и однокурсница последнюю преподает, причем уже не первый год;-))... Естественно - как кудьтурологических, так и любых других гуманитарных знаний в общеобразовательной школе не хватает...
НО! При этом не стоит выдавать желаемое для кое-кого за действительное для всех;-)!
26.11.2002 01:43:12, Инанна
"НО! При этом не стоит выдавать желаемое для кое-кого за действительное для всех;-)!" Это Вы о "православной культуре"? Согласен. 26.11.2002 03:15:05, inograd
Нет, это я о Ваших наездах на Православную культуру:-).
=/На мой взгляд, обсуждаемая программа обедняет духовную жизнь школьников, а не обогащает ее./=
Это Вам так кажется - причем, так и непонятно, с какой стати.
Ведь уровень Ваших аргументов не выдерживает никакой критики! Типа: то, что мне подходит, я процитирую, а то, что с моими взглядами не согласуется - обзову "цитатами из тенденциозных статей" или работой за деньги:-)! Ха-ха...
В действительности же эта программа способна только обогатить духовную жизнь школьников.
26.11.2002 09:46:10, Инанна
;-)))Хоть и я в музыке-то не шибко сильна, а Рахманинова с Мусоргским Вы все ж позабыли (тоже так, сходу;-)... 22.11.2002 20:06:30, Инанна
Физтешка
Я в музыке вообще - :(((. Знаю про Чайковского поскольку сын его играл, ноты у него были разных изданий, подошел с вопросом, учительница музыки потом подтвердила.

Кстати, а современные деятели засчитываются? Я бы актрис добавила. Варлей с Чуриковой (те, которые быстро вспомнились :)).
22.11.2002 20:24:29, Физтешка
...Костя Кинчев, Екатерина Васильева;-)... 22.11.2002 20:43:53, Инанна
(Участливо так, шепотом;-)): что - может быть, Вам помочь поискать православный "фундамент" в лучших образцах русской литературы, да и музыки;-)?!
Али сами, для начала, потрудитесь подумать?...
ЗЫ Предложение "А давайте вообще не ругаться!" поддержать готова, об чем и докладываю.
21.11.2002 23:27:39, Инанна
Доклад принят с радостью. А теперь можно и громко о фундаменте, только не "в лучших образцах", а во всем русском искусстве. Чего ж мелочиться-то! А вдруг у нас вкусы не сойдутся, и я стану называть лучшими то, что Вам совсем и не нравится. Можно прямо по авторам. С кого начнем? С Нестора? Со "Слова о полку"? Или минуя "всякую мелочь" с Пушкина? 22.11.2002 01:47:20, inograd
;-)))
А назовите мне, плиз, для начала, хоть одного-другого значимого НЕправославного российского деятеля (со времен кн. Ольги и Красна Солнышка, к примеру;-)...
А я пока со своей стороны начну, помолясь;-):
"Русский и православный слова синонимы, русский без православия - дрянь, а не человек" (Ф. М. Достоевский)... Вот интересно, входит ли сей автор в круг Ваших предпочтений?;-)))
...
22.11.2002 10:03:31, Инанна
Для начала назову того же Владимира, который главные свои дела совершил будучи НЕправославным. Можно еще упомянуть предыдущих Рюриковичей. Хотя по Нестору история и странновата: выбор веры в 10 веке, а раскол на Восточную и Западную церкви, как известно, в 12. Из чего Владимир выбирал, не совсем ясно. По поводу Достоевского: эти цитаты столько раз уже приводились и столько раз пытались узнать, откуда же они взяты, что не стоит их приводить. Федор Михайлович гениальный писатель и, разумеется, входит одним из первых в круг моих предпочтений. 23.11.2002 17:11:06, inograd
А-а, не понравилась Вам цитатка-то из Достоевского:-)?..
Ну, так ловите еще одну:
"Поднялась, во-первых, народная идея и сказалось народное чувство: чувство - бескорыстной любви к несчастным и угнетенным братьям своим, а идея - "Православное дело". И действительно, уже в этом одном сказалось нечто как бы и неожиданное. Неожиданного (впрочем, далеко не для всех) было то, что народ не забыл свою великую идею, свое "Православное дело" - не забыл в течение двухвекового рабства, мрачного невежества, а в последнее время - гнусного разврата, матерьялизма, жидовства и сивухи. Во-вторых, неожиданным было то, что с народной идеей, с "Православным делом" - соединились вдруг почти все оттенки мнений самой высшей интеллигенции русского общества - вот тех самых людей, которых считали мы уже совсем оторвавшимися от народа. Заметьте при этом необычайное у нас одушевление и единодушие почти всей нашей печати... Старушка Божия подает свою копеечку на славян и прибавляет: "на Православное дело". Журналист подхватывает это словцо и передает его в газете с благоговением истинным, и вы видите, что он сам всем сердцем своим за то же самое "Православное дело": вы это чувствуете, читая статью. Даже, может быть, и ничему не верующие поняли теперь у нас наконец, что значит, в сущности, для русского народа его Православие и "Православное дело"? Они поняли, что это вовсе не какая-нибудь лишь обрядная церковность, а с другой стороны, вовсе не какой-нибудь fanatisme religieux /религиозный фанатизм/ (как уже и начинают выражаться об этом всеобщем теперешнем движении русском в Европе), а что это именно есть прогресс человеческий и всеочеловечение человеческое, так именно понимаемое русским народом, ведущим все от Христа, воплощающим все будущее свое во Христе и во Христовой истине и не могущим и представить себя без Христа..." (Ф. М. Достоевский, "Славянская идея"; см. ссылку).

PS Мне сейчас совершенно некогда!
Повыше АлеХХХ уже ответил кое-что на Ваши странные замечания. Позже и я постараюсь выбрать время для ответа - дополнить, добавить, развить и пояснить:-)...

PSS Кстати, а откуда Вы взяли сведения про 12 век?! Расхождение католицизма и Православия началось еще задолго до формального отделения римской кафедры от Вселенской Церкви в 1054 г...
Вот, извольте ознакомиться:
"Но сильнее всех произвел впечатление на Владимира православный греческий проповедник.
Бояре при этом заметили Владимиру: "если бы вера греческая не была лучшая из всех, то не приняла бы ее бабка (бабушка) твоя, княгиня Ольга - мудрейшая из людей".

Тогда князь Владимир окончательно решился принять Православную веру. Но, как язычник, он считал для себя унизительным просить греков об этом. Потому вскоре после этого (через год) он пошел на греков войною и взял город Корсунь. (Город Корсунь или Херсон находился в Крыму. Крым же в то время входил в состав Греческой империи). После этого он потребовал от греческих императоров Василия и Константина, чтобы они выдали за него сестру их Анну. (Тогда царствовали в Константинополе два брата вместе). Императоры ответили, что они не могут выдать своей сестры за язычника. Тогда Владимир объявил им о своем желании принять христианскую веру и просил прислать к нему царевну Анну, а также и священника для крещения его. Императоры сразу же прислали в Корсунь священников, а с ними приехала и царевна Анна. Но в это время у князя Владимира заболели глаза, так что он ослеп. Царевна Анна посоветовала Владимиру скорее принять святое крещение. Владимир послушался совета царевны и крестился с именем Василия. И как только крестился и стал выходить из купели, то с глаз его как бы упала пелена, и он стал видеть. Владимир прозрел телесно и духовно; и в радости воскликнул: "теперь я узнал истинного Бога!".
После этого князь Владимир женился на царевне Анне и возвратился в Киев. С ними приехали в Киев посланные, из Греции митрополит, шесть епископов, много священников и привезено было все нужное для богослужения. Это было в 988 году"...

Что тут непонятного-то? Или Вы хотите сказать, что ГРЕЧЕСКИЙ (!!!) проповедник мог уламывать кн. Владимира принять какую-то другую веру, кроме православной:-)?..
25.11.2002 15:20:16, Инанна
Насчет навязывания "ТОЛЬКО" - сюда пожалте (и успокойтесь, наконец! Неприлично мужчине быть таким многословным;-)): 21.11.2002 16:33:02, Инанна
Если Вы считаете приличным для мужчины краткость вроде "Цыц, дура", то у нас разные представления о мужских достоинствах. Но давайте с этим просто смиримся. 21.11.2002 21:56:17, inograd
Физтешка
Ну вот. :(
Много чего в дарвинизме хорошего есть. Выводы из него не те сделаны. Собственно, основной "загадки" происхождения жизни (или хотя бы человека) он не разгадал :). А как жизнь менялась в течение времени очень даже описывает.
21.11.2002 18:21:13, Физтешка
Да и это плохо описывает... 22.11.2002 13:05:51, AleXXX
Не скажите!
Эволюцию, как факт, описывает;-).
22.11.2002 13:15:08, Инанна
Да нет ее, никакой эволюции :)) Сам Дарвин вставал в тупик при вопросах типа как мог с точки зрения эволюции образоваться, например, глаз... Ну столько должно было произойти последовательных изменений в организме, каждое из которых ни коим образом не повышало шансов данного существа на выживание...

Нк не найдено предков жирафов с шеей половинной длины :) Предок с короткой шеей есть (утверждают дарвинисты), с длинной потомок есть, а вот с половинной - нету... А ведь достаточно долго, наверное, этот процесс шел, минимум тысячелетиями... Поскольку за тысячелетия существования человека никаких изменений в животном мире (из тех, которые не произведены сознательно человеком) не произошло... Значит, шея жирафа меняла свою дину десятки тысяч лет. И жило их много.. А вот не наодят трупиков среднеешеих жирафов :)

Ну и т.д.

Хотя все эти дискуссии бессмысленны :)

22.11.2002 14:14:23, AleXXX
Да и Дарвина, по большому счету, не было. Были какие-то тупые предки, о которых ничего неизвестно дальше третьего колена, а потом вдруг на тебе - ученый с мировым именем? А где промежуточные последовательные изменения, каждое из которых ни о чем не говорит? А если серьезно, то мало ли от чего может встать и стоять до сих пор ученый? Если будет довольствоваться позой столпника, то никогда ничего не поймет, поскольку он просто не ученый. А если будет пытаться понять механизмы эволюции, то (не обязательно, но возможно) найдет когда-нибудь ответ, который породит новые загадки. Только идиоту все понятно без изучения (хотя бы православия).
Ну и т.д.
23.11.2002 17:18:05, inograd
Это Вы о чем? :)) 23.11.2002 17:47:43, AleXXX
Похоже, "Остапа понесло";-)... 25.11.2002 15:48:39, Инанна
А что? :)) 23.11.2002 19:05:46, inograd
Батенька, ну я ж не такую кондовую и буквальную эволюцию имела в виду;-)))! 22.11.2002 14:18:20, Инанна
Ну а если кондовой (она же посконная и домотканная) эволюции нет, так какая есть? :) 22.11.2002 14:41:16, AleXXX
Эволюция, как развитие и совершенствование (со стимулом;-)!
Офф: AleXXX, а ты мое последнее "мыло" получил, али ишшо нет? Про исключение-то:-)...
22.11.2002 15:14:56, Инанна
OleLukoe
Послушайте, я попрошу Вас воздержаться от личных выпадов и приписываний.
Видать Вы меня плохо знаете. У меня действительно последнее время маловато времени, а и желания, постоянно тусоваться здесь.
Не зная аппонента не спешите делать о нем заключений. Поспешность не только не укрепит Ваших позиций, но и не сделает Вам чести.
16.11.2002 13:16:01, OleLukoe
Я сейчас тебе напишу на мейл, что в этом плохого 15.11.2002 21:49:21, Ингеборга


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!