Раздел: Религия

В блог Подписаться на Дзен!

Инанне и всем

Извините, что пытаюсь продолжить затянувшуюся дискуссию о религии в школе :) Но хочется кое-что добавить.
Предостаточно примеров тому, что религия может подвигнуть человека и на самопожертвование и на еврейский погром - слишком многое зависит от формы подачи, личности человека, условий, в которых он живет и пр. и пр. Так вот мне кажется, главное зло преподавания религии в средней школе в ее тенденциозности. Практически любое религиозное учение требует от человека принять очень жесткую систему оценок - христианство требует этого буквально под страхом смерти... Зрелый человек (и то не всякий!) с опытом построения отношений в обществе может "переварить", практически переработать ее для себя. Но что может сделать настойчивое внедрение подобной системы с подростком, не имеющим ни устойчивой психики, ни опыта выживания в обществе, предсказать очень сложно.
Поэтому религиозное воспитание не терпит массового школьного подхода - работать нужно с каждым подростком отдельно, если мы не хотим в итоге получить радикала в армейских ботинках с крестом на груди.

Гиперрелигиозное средневековое общество тем не менее было просто пронизано насилием и нетерпимостью. Средневековый человек мыслил как подросток - тенденциозно, потому что не мог иначе, и церковь ему в этом помогала, зачастую в своих сугубо политических целях доводя тенденциозность религии до абсурда. К чему это приводило, думаю, рассказывать не нужно - одна инквизиция и последущие "охоты на ведьм" чего стоят... Заметьте, что отделение церкви от государства и свобода веры были продекларированы американцами - потомками протестантов-переселенцев из Европы, достаточно настрадавшихся от "государственной" церкви.

Такой ответ тебя устраивает, Катя? :)
15.11.2002 13:18:10,

55 комментариев

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

Полностью разделяю точку зрения Doderlein. Истинная религия дело глубоко личное, веруюющих чисто и искренне очень мало. В массовом порядке, в школах, невозможно научить ТАК верить. А вот как предмет История и культура религий - только в СТАРШИХ классах. 20.11.2002 11:47:31, АЕ
Не хотел ввязываться, ну уж ладно... Основная ошибка людей, которые протестуют против изучения в школе тех или иных религиозных дисциплин в том, что они и в самом деле считают, что прослушав курс чего-то там ребенок вдруг обязательно станет ортодоксальным православным... Ну не бред ли? В школе проходится много разных предметов. Преподавание основ Православия - один из них. И ВСЕ. Это не "заманивание в свои ряды", это обычный предмет, столь же для большинства бессмысленный, как и все остальные школьные предметы. Кто-то заинтересуется, кто-то - нет. Ну как ни крути, не будет обязательной утренней молитвы в школе и исповеди директору...
Это же как, например, с химией. Доли процента станут химиками. Думаю,и с Православием будет так же. Не знаю, какие гуманитарные предметы проходят сейчас в школе, но ИМХО курсы религиозной тематики - обычный гуманитарный курс, не более того.
15.11.2002 17:57:16, AleXXX
 Леший
Сорри, но между химией - НАУКОЙ и религией - МИРОВООЗРЕНИЕМ, таки есть ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ разница.

Но в одном согласен - ТЕПЕРЬ, после коммунизма, попытка тотального привития православия через школы не приведет ни к чему иному, как к разложению самого православия. Вот только плохо, что на пути этом окажется слишком много людей, с мозгами, искореженными этой православной прививкой.
18.11.2002 22:51:38, Леший
Химия тоже во многом - мировоззрение. А, скажем, догматическое богословие - вполен наука... 19.11.2002 13:49:24, AleXXX
Не корректно, уважаемый. Химия - это наука. И ее идеологичность одинакова и для всех других наук, т.е. систем знаний о закономерностях, проверяемых экспериментами. Богословие в этом смысле не наука. У каждой религии свое богословие, т.е. совокупность ее доктрин, которые экспериментом быть подтверждены не могут. Впрочем этого и не требуется. 19.11.2002 16:51:54, inograd
;-))А эксперименты проводятся, исходя из чего?
А в самом первоначальном звене:-)?!
Вот поэтому религия и не противоречит религии, ни в коей мере.
И то, и другое изначально, в своей исходной точке, принимается НА ВЕРУ! Так, к сведению...
Так об чем спорить-то изволите-с;-)?
19.11.2002 19:08:23, Инанна
Всего лишь о том, что наука - это наука, а религия - это религия. А Вы о чем? 19.11.2002 20:17:04, inograd
История, литература - науки? :) 20.11.2002 13:55:06, AleXXX
Разумеется, нет. Так называются школьные предметы, но, как и "русский язык", науками они не являются.Есть исторические науки (археология, источниковедение и т.п.), но история, конечно не наука. О науке "литературе" и говорить неприлично. Как и о медицине. В древности сферы знаний разделяли на scientiae (естественные науки, изучающие природу) и ars (науки-искусства, на уровне мастерства, например, кулинария, или спекулятивные, например, философия). Позднее добавилось деление наук на естественные, социальные и гуманитарные. Богословие в них никогда не входило. 20.11.2002 16:19:07, inograd
Правильно... Но это же не мешает преподавать литературу, историю в школе? 20.11.2002 21:18:10, AleXXX
Именно на примере этих предметов хорошо видно, как далеко школьное преподавание от наук: вместо научных данных предлагаются различные версии оценок событий, произведений и т.п. И оценки эти время от времени свободно
"переуточняются" в соответствии с чьими-то пожеланиями.
21.11.2002 14:08:20, inograd
Физтешка
О! Именно! (О чем и я.)
Наше хваленное образование оставляет желать лучшего по ВСЕМ дисциплинам! И катится по наклонной. Его у нас нет как СИСТЕМЫ. И т.п.т.д..
:(
21.11.2002 18:26:04, Физтешка
Достаточно голословно :) Во многих школах можно и сейчас получить прекрасное образование. Я уж не говорю про мои школьные годы... 22.11.2002 11:23:28, AleXXX
Физтешка
Да ну!
У меня дети в 8 и 3 классе, я знаю о чем пишу и о чем у меня болит :(.

А мы учились у отдельных учителей, которых учили обломки прошлой системы.

Нету системы. Есть отдельно взятые личности или энтузиасты, к которым идут учиться (в лучшем случае, отдельные школы), а системы нету. Я уже об этом 100 раз писала, но не в Обществе. Если найду, кину ссылку, повторяться не хочется.
22.11.2002 18:40:24, Физтешка
А мне, честно говоря, абсолютно фиолетово состояние системы. Я знаю хорошие школы, в которых преподают хорошие учителя. И знаю, что мои дети будут учиться там... Хотя бы просто потому, что эти хорошие учителя - мои друзья :) И есть шанс, что онри через 10 лет и друзьями останутся (на сегодняшний момент почти 25 лет дружим) и учителями (учат они почти 20 лет) :)) 22.11.2002 21:07:29, AleXXX
Я тоже так думала, пока на то, что мне хотелось не хватило денег на взятkу, приходится пользоваться тем, на что хватило. 25.11.2002 16:24:21, От была такая -же
Физтешка
Угу, сейчас фиолетово. А что скажете, когда в силу обстоятельств эти учителя поменяют свой род деятельности(у меня поменяли несколько таких знакомых) или еще что? А дети других знакомых, тоже друзей хороших, которые не могут найти хорошую школу/учителей вам фиолетовы?

А вот была бы система.......
23.11.2002 00:21:43, Физтешка
Эти люди не поменяют - им это дело нравится :)) А деньги иони себе на жизнь зарабатывают другим путем... И очень неплохие :)) Они еще из своих денег доплачивают помошникам-студентам, которые помогают им вести занятия :) 23.11.2002 11:40:04, AleXXX
Вы не про Вторую школу? 23.11.2002 12:07:24, Зинаида
ессно :) 23.11.2002 17:49:28, AleXXX
Там тоже все не так просто. Для начала она с 7-го класса, до этого тоже надо где-то учиться. Это к изложенному выше. Да и вообще эта школа не столь однозначна, как раньше. 23.11.2002 18:05:37, Зинаида
у меня сейчас там учится ребенок. И я сама закончила эту школу, так что имею возможность сравнить. Сейчас школа стала еще сильнее, чем была раньше. По ВСЕМ предметам обучение ведется на очень серьезном уровне, а когда учились мы с Алексом, основное внимание уделялось физике-математике, в основном.. 25.11.2002 10:43:46, Hel
Видимо, Вашему классу повезло с учителями и малограмотная студентка не преподавала там русский язык, может быть, вам понравилась последняя смена директора, а также видимо Вас не интересует биолого-химическое направление (которое утратилось вместе с педагогами) - да и вообще все выпускники 2-й школы патриоты. Однако Алекс написал, что его дети будут там учиться, а прочие средние школы его не интересуют, однако же до 7-го класса им тоже придется где-то учиться, вот собственно и все. (В дальнейших возможностях его детей я не сомневаюсь при такой наследственности, однако детей, которые уходили из 2-й школы, набрав 7-8 двоек в четверти, я знаю, хотя моя информация, в основном, про биологические классы, которых больше нет). 25.11.2002 16:10:04, Зинаида
Учителя классу достались самые сильные в школе..к моему небольшому сожалению. Потому что класс набрали в этом году, а требования очень серьезные. Смена директора-лично для меня в радость, потому что Овчинников-прекрасный директор, а предыдущий (Беляев?) почти развалил школу, перессорил учителей.
Хим-био отделение и сейчас есть, правда, в усеченном виде, но, на мой взгляд, это и к лучшему. Школа все же изначально была физ-мат и введение других отделений только мешает. Отголоски существования химико-биологического отделения мы "пожинаем" сейчас. Неоправданно сложная программа по биологии, достаточно серьезная программа по химии, а математику и физику никто не сделал проще:)
В районе, где живем мы с Алексом, есть очень неплохая школа, 1543 (с примерно такой же программой, как и во 2), а так же есть спец. английская школа. Есть обычные (которые до 7 класса вполне подойдут). Ни мне, ни Алексу же не помешало в свое время обучение в обычной школе до 6 класса, а с 7 переход во Вторую?
"Двойки" в четверти..да, это запросто. А надо ставить оценки не за знания? Вторая школа требует ежедневных занятий и определенной дисциплины. Иначе-ребенок "не потянет". Расслабиться, как в обычной школе-не получится. Но это было всегда..Кто это понимает и принимает-тот успешно учится, кто не может или не хочет-уходит. И в наше время переходили из физ-мат классов в обычный, который был в этой же школе. Из нашего класса так ушли четверо.Закончили Вторую, но не физ-мат класс.
26.11.2002 09:57:18, Hel
Собственно, примерно это и имела в виду, написав, что могут быть свои проблемы, и все не так просто. Директор, по-моему тоже, этот лучше, мне просто не нравилась вся ситуация с его сменой и сопутствующими скандалами, может быть, теперь будет лучше. Школу 1543 я знаю, конечно, хотя я химик, а не биолог (и с детьми соответственно занимаюсь химией), но тем не менее. Биолого-химическое отделение от вас эвакуировалось в школу 192 (во дворе дома фарфора), но значит, часть преподавателей осталась, раз сохранились сложные программы. Это математикам ни к чему, конечно. Вообще мне нравится 2-я школа, я вовсе не имела в виду ее ругать. 26.11.2002 12:05:31, Зинаида
...А биология - вкупе с дарвинизмом:-)? 20.11.2002 15:29:07, Инанна
А что вы хотели узнать? Ограничивается ли биология дарвинизмом? Нет. Используются ли эксперименты в биологии? Да. Иначе она была бы не наукой, а бессмысленой описью "всякой души животных" см. Бытие. 20.11.2002 16:36:52, inograd
Прежде, чем рассуждать о нарушении каких-то прав в связи с введением нового предмета в школах, уберите дарвинизм из школьной программы - не фига десятилетиями запудривать детям мозги всякой ахинеей! 21.11.2002 16:30:16, Инанна
Повторяю для особо непонятливых: и наука, и религия принимается на веру, как минимум, в своем первоначальном звене;-).
Поэтому богословие в этом смысле - точно такая же наука, как и любая другая:-).
20.11.2002 09:57:17, Инанна
Достаточно ли я понятлив, чтобы понять, что "для особо непонятливых" относилось ко мне? Однако не стоит приравнивать научные аксиомы религиозной вере. Да и не в этом дело. Все мы рождаемся одним способом, но есть мужчины и есть женщины, сильные и немощные, грамотные и не очень, умные и "особо непонятливые". И в этом смысле "богословие" как минимум НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО точно такая же наука. Даже от общей исходной точки можно идти в разные стороны и разными походками. Богословию не нужны эксперименты, поскольку оно не занимается изучением природных явлений, а уточняет наше понимание Откровения. Кстати, приравнивать все всему = лишать смысла все и вся. 20.11.2002 16:32:13, inograd
"Лучший способ отвратить детей от Православия - это сделать обязательным предметом Закон Божий" (цитита примерная; о П. Флоренский).
Основная ошибка большинства протестующих в том, что они не видят разницы между предметом "Православная культура" (культурологической, а вовсе не вероучительной дисциплиной!) и тем же "Законом Божьим".
А вообще - см. вот сюда:
18.11.2002 18:18:06, Инанна
Не стал бы ставить на одну доску химию и религию - в случае с преподаванием религиозных дисциплин затрагивается формирование объекта веры, по сути формирование личности. Из-за разногласий в том или ином научном вопросе вряд ли кто-нибудь кого-нибудь станет убивать. И-за разногласий в вопросах веры - запросто, как видишь...
И потом - если ты прочел нижеприведенную программу преподавания основ православия, то там речь идет не о преподавании истории религии, а о формировании взгляда на жизнь. "Православного", подразумевается. Я думаю, подобными тенденциями "грузить" детей в многоконфессиональной стране - просто самоубийство.

Алекс, а как ты - как православный человек - относишься к исламу и буддизму? это немножко офф...
15.11.2002 18:12:43, Doderlein
Физтешка
Ох, не вводила бы я его в школе. Ну раз в год лекцию, это да. Все испортят. Читать, как водится, будет училка истории, которая по сути своей даже не атеистка, а язычница + боящаяся сглаза и понедельника 13 числа.

А с другой стороны, образованному человеку нехило было б иметь понятие.

OFF Отсканирую фотки и буду египетскими ракушками хвастать, там мы тоже славно поныряли.
15.11.2002 18:03:15, Физтешка
Ну, в принципе как-то тут уже прикидывали - хватит с запасом, по крайней мере, московских священников, чтобы все московские школы окучить... 15.11.2002 18:23:37, AleXXX
Ольга Оводова
Если священники бросят приходы, то возможно и хватит. Я тут расчет по городу Зеленограду приводила - ровнехонько каждому по ставке учителя при условии, что курс годовой. А если с 5го по 11й, то надо в 6 раз больше. 15.11.2002 22:42:07, Ольга Оводова
Физтешка
Меня не устраивает. :)

Подростки, как же. Под страхом смерти. :)

А Вы знаете, сколько великих и просто талантливых ученых было глубоко верующими людьми (не с детства, а после зрелых размышлений)? И даже следи них были священники. Доктор мед наук и одновременно архиепископ. Слышали о таких? Как они укладываются в вашу теорию запудренных неокрепших мозгов?
15.11.2002 17:44:20, Физтешка
Что-то опять не уловлю сути Вашего ответа.Как неокрепшие мозги связаны с докторами наук? Я и говорю о том, что религия должна быть предметом ЗРЕЛОГО ВЫБОРА. Вы внимательно прочитали мой постинг? :)

Под страхом смерти - именно. Уверуй, и обретешь вечную жизнь. Не уверуешь - геенна огненная..
15.11.2002 18:46:52, Doderlein
Физтешка
Вы мои постинги архи невнимательно читаете, что делать. :)

Я и говорила, что у многих людей прошлого это именно был зрелый выбор, не было у них мозгов подростков, хоть и жили много лет назад, нам бы их мозги.
15.11.2002 20:04:17, Физтешка
Если человек не верит, то пугать его геенной - бессмысленно :) 15.11.2002 19:19:47, AleXXX
Если человеку не 7 лет 15.11.2002 19:22:02, Аурика
Только вот Джордано Бруно жалко 15.11.2002 17:51:20, Аурика
Физтешка
Только он не был атеистом в той ситуации, а так все ничего. 15.11.2002 18:04:46, Физтешка
Атеистом не был, а все равно жалко... 15.11.2002 18:07:40, Аурика
А почему жалко-то? 15.11.2002 18:38:13, AleXXX
Потому что сожгли! :) 15.11.2002 18:40:07, Аурика
Да бросьте... Не только его одного... 15.11.2002 19:10:17, AleXXX
Тем более... 15.11.2002 19:13:22, Аурика
Физтешка
Резюмируем: жалко всех известных погибших от всевозможных гонений.
Никто с этим и не спорит.
На Земле - не рай.
15.11.2002 20:06:35, Физтешка
Да не было на него никаких гонений... Очень вздорный был человек, за что и пострадал. Ухитрился разругаться со всеми, с кем приходилось ему по жизни сталкиваться... О системе Коперника имел он самое смутное представление, кстати, совершенно ничего нового не сделал... Книги же Коперника издавали без особых проблем, и никто никого не преследовал. 15.11.2002 20:34:40, AleXXX
Видимо, вы лично при этом присутствовали. 16.11.2002 13:36:59, Зинаида
Для того, чтобы что-то знать, совершенно не обязательно при этом присутствовать. Неужели Вы в школе не учили историю? :) 16.11.2002 21:44:26, AleXXX
У Вас очень конкретно написано, просто как о своих личных знакомых. Навряд ли это взято из школьного учебника. 16.11.2002 23:15:07, Зинаида
Ну значит из других источников... Ссылок на эту тему - сотни. Поищите, почитайте, как раз относительно недавно было 400 лет со дня сожжения. После этого обдумайте, какие источники Вам кажутся более тенденциозными, какие - менее, в каких случаях мотивация понятна, в каких - нет. Соберите данные об авторах, если это сочтете нужным, подумайте о противоречиях в фактическом материале и в трактовках этого материала. Пролистайте основные труды Бруно... Все очень просто :)) Для этого не надо было присутствовать в Риме на площади Цветов :) 16.11.2002 23:43:57, AleXXX
Предпочитаю заниматься нелюбимой Вами химией. Лучше поверю Вам на слово. 17.11.2002 01:42:22, Зинаида
Физтешка
В очередной раз поражаюсь Вашими познаниями в истории.
Я из нее куски выхватываю, мне интересные, и все.
15.11.2002 21:22:22, Физтешка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!