Раздел: Дети и общество

В блог Подписаться на Дзен!

о тех, кто любит учить...

цитирую учебник по истории России, 6кл:

на рубеже XV-XVIвв. монах одного из псковских монастырей Филофей сформулировал теорию "Москва-Третий Рим". Согласно этой теории мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима "ветхого" во "второй Рим" - Константинополь. Византия изменила православию, пойдя в 1439г. на унию с католической церковью, что привело к завоеванию её турками в 1453г. Теперь Москва должна выполнить особую миссию - "два Рима пали, третий стоит, четвёртому не бывать".

Если Москва впадёт в ересь, то наступит конец света.

Филофей считал, что это накладывает особую моральную ответственность на московских государей. Они должны быть защитниками всех православных народов и обязаны сохранять чистоту веры.

(с) А.А. Данилов, "Просвещение", 2015 год

Таким образом, вкладывают детям в голову информацию без ссылки на научный источник. Далее голословные выводы о Московском государстве, на которых строится идеология сверхдержавы. В заключении сказано, что развитие российской государственности обусловлено политическими интересами, в отличие от Западной Европы, где экономические причины были в основе развития.
Учебник имеет экспертное заключение, в свободной продаже, рекомендован школой. А у вас вопрос выбора пособий по истории (России, мировой)обсуждается с учителем, администрацией, если родители не согласны с изложением материала, форматом подачи?
21.06.2017 01:01:38,

29 комментариев

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

Да, ты права - придется опять тебя поучить...

Прежде всего детям 6-го класса не принято давать ссылки на источники. И причем тут научные источники?

Можно было бы дать ссылку на Филофея:
«Да вѣ́си, хрⷭ҇толю́бче и҆ бг҃олю́бче, ꙗ҆́ко всѧ̑ хрⷭ҇тїа̑нскаѧ црⷭ҇тва прїидо́ша вконе́цъ во є҆ди́но црⷭ҇тво на́шегѡ гдⷭ҇рѧ, по прⷪ҇ро́чєскимъ кни́гамъ, то̀ є҆́сть роме́йское црⷭ҇тво. два̀ ᲂу҆́бо ри̑ма падо́ша, а҆ тре́тїи стои́тъ, а҆ четве́ртомꙋ не бы́ти. <…> Да вѣ́сть твоѧ̀ держа́ва, бл҃гочести́вый цр҃ю̀, ꙗ҆́ко всѧ̑ црⷭ҇тва правосла́вныѧ хрⷭ҇тїа́нскїѧ вѣ́ры снидо́шасѧ въ твое́ є҆ди́но црⷭ҇тво: є҆ди́нъ бо ты̀ всѣ́й поднб҃е́сной хрїстїа́нѡмъ цр҃ь <…> ꙗ҆́коже вы́ше писа́хъ тѝ и҆ ны́нѣ гл҃ю: блюдѝ и҆ внемлѝ, бл҃гочести́вый цр҃ю̀, ꙗ҆́ко всѧ̑ хрⷭ҇тїа̑нскаѧ цр҃ьства снидо́шасѧ въ твоѐ є҆ди́но, ꙗ҆́ко два̀ ри̑ма падо́ша, а҆ тре́тїй стои́тъ, а҆ четве́ртомꙋ не бы́ти. Ѹ҆жѐ твоѐ хрⷭ҇тїа́нское црⷭ҇тво и҆нѣ̑мъ не ѡ҆ста́нетсѧ, по вели́комꙋ бг҃осло́вꙋ»

Как ты думаешь, помогло ли бы это детям?

Если тебе требуется именно научные ссылки, то надо было, наверное, дать ссылку на докторскую диссертацию русского историка Иконникова «Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории», защищенную им в Киеве. Именно там, в Киеве и была возрождена теория о Москве, как третьем Риме. Сейчас это выглядит достаточно иронично, не находишь? :)

Дело в том, что "в народ" фраза пошла именно с этой защиты. Сменив, на самом деле свое исходное значение с чисто религиозных проблем на идею обоснования имперского величия России. До этого про Третий Рим мало кто вспоминал. А дело в том, что идея Третьего Рима упоминалась в «Повести о новгородском белом клобуке», которая, в свои очередь, содержала положения, которые приводили староверы в своих баталиях с никонианами во время раскола. Ну и, во избежание, книга была запрещена, а с ней стухла и идея Третьего Рима.

Интересно, что в историческом словаре церковных писателей, составленном в 1827 году, о Филофее говорится как об авторе «Послания на звездочетцев» и отмечаются прежде всего его заслуги в деле развенчания «предрассудка» гадания по звездам. И ни слова о его авторстве тезиса "Москва-Третий Рим". Забавно?

И только диссертация Иконникова возобновила интерес к этой фразе, причем настолько, что к началу 20 века все уже были уверены, что фраза была лозунгом и сбора земель под властью Москвы и вааще всей истории России.

То есть к чему мы приходим - к тому, что детям дано все абсолютно на уровне возможностей их понимания.
21.06.2017 13:41:48, AleXXX
меня не смущает, когда взяты в кавычки две фразы автора из письма и адаптированы на литературный русский, что касается остального текста, в основе монолог от лица автора учебника субъективного характера, без указания, где находятся сейчас данные и другие письменные источники, отсутствуют доказательства их подлинности, нет мнения учёных-историков на счёт содержания. Сказка. Просто сказка на тему конца света без православной Москвы)
про "письмо Анны Ярославны домой" на уроке объяснял учитель, формируя негативное мнение учеников в ключе: Париж на то время-отсталый город по сравнению с русскими культурными)))

Зачем это делается? Не всем же 11-12летним запудрить мозги возможно. Действуют на авось???
21.06.2017 16:19:15, Shlomit
еще раз - книга рассчитана на современных 12-13-летних детей. Им более, чем достаточно написанного. Возьми ту же физику. 6 класс.
Про диффузию, например пишут в 6 классе

"Беспорядочное движение частиц вещества, зависящее от степени его нагретости, называют тепловым. Хаотически движутся молекулы в газах. Движение молекул в жидкостях и твердых телах отличается от движения в газах, но тоже хаотично. Доказательством тому — диффузия.
Сидя в своей комнате, мы очень быстро по запаху пищи определяем, что готовит мама на кухне. Распространение запахов — это пример диффузии. В газах она идет быстрее, чем в жидкостях. Например, если бросить в стакан с водой кусочек сахара, то через некоторое время сахар растворится, и вся вода станет сладкой. Но на это потребуется время (20—30 мин). Очень медленно идет диффузия в твердых телах. Нужны годы, чтобы частицы одного твердого тела проникли в другое."

Им же не пишут уравнение диффузии [ссылка-1]

так и тут- ровно на нужном уровне. А работать с первоисточниками, читать диссертации позапрошлого века - это совсем другой уровень, это уровень курсовой работы в среднем вузе.
21.06.2017 16:27:07, AleXXX
Спасибо. Я могу ещё много раз процитировать тексты из учебников по Истории России 7 и 8 класса, других авторов с однобоким суждением. Сплошная пропаганда идеологии сверхдержавы.
История-это наука, этому должны учить в школе. Такие первоисточники, как "Повесть временных лет", это уровень средней школы. О том, что существуют иностранные первоисточники, по которым установлены исторические факты, об этом тоже должны учить в школе. Если браться пересказывать монахов, надо вести диалог с учеником с научной точки зрения и приводить разные мнения, а не одно без права на критику по религиозным убеждениям, будто бы других взглядов на "теорию третьего Рима" не существует.
Вопрос ребёнка, вполне логичный: а что было с иудеями, мусульманами в период развития российской государственности 15-16вв?
Из серии целостного мышления. О правах на религиозную автономию.
21.06.2017 17:14:16, Shlomit
а что делать, если Империя, СССР, а теперь - Россия и есть сверхдержава? Разве плохо, когда в школе учат называть вещи своими именами?

И давай сами, как взрослые люди - называть вещи своими именами. Школьная история - в любом государстве пропаганда. Разве нет?

А с мусульманами все было хорошо в 15-16 веках. И с евреями.
21.06.2017 17:25:14, AleXXX
фильтровать информацию и требовать обоснований.

"всё было хорошо..." ещё доказать надо и привести факты, объективные оценки, а то как-то несолидно для гражданина сверхдержавы.
На школьном курсе истории государства выращивают "идеальные овощи".

Всем остальным понятно, что США супердержава, Великобритания сверхдержава, Рим один на все времена, Киев духовный центр русского православия, Иерусалим центр мира.
Зачем плагиаты плодить и выдавать за оригинал на голубом глазу?
21.06.2017 17:43:50, Shlomit
я сейчас не занят написанием учебника истории. Но исходя из общих реалий Россия была единственной в мире страной, которая решала национальные и религиозные вопросы со всем разнообразием национальных и религиозных образований успешнее, чем в любых других странах. А также успешно, воистину по-христиански решала вопрос со своими колониями. Ну кроме тех, кто сам слишком нахально лез с нами воевать и косил взгляд на другую страну. 21.06.2017 17:52:52, AleXXX
зато я сейчас занята мониторингом учебников по истории России в силу семейных обстоятельств. Мне сложно в одиночку разобраться, поэтому хочу знать мнение других родителей. Расплывчатые формулировки вместо конкретных примеров, фотокопий исторических документов мне неинтересны. Православие, христианство и т.д... в семье или в стенах частной религиозной школы, отдельного класса, пожалуйста.
Фокусировать крайние взгляды на историю государства в общеобразовательной школе это не пропаганда, это экстремизм.
21.06.2017 18:31:45, Shlomit
почему крайние? Это реалии бытия. Но я хочу тебя успокоить - в большинстве своем дети на историю забивают и ничему страшному их там не научат. Рекомендую сначала изучать то, как там преподают физику, математику информатику и русский с английским языки. Остальное - даже не вторично, а ничтожно. И рекомендую тебе заниматься такими провокациями исследованиями в детских и образовательных конференциях, а не тут. Там тебе лучше помогут. 21.06.2017 18:43:23, AleXXX
История-общественная наука. Единый учебник истории России обсуждался здесь не раз, однако никто не отсылал авторов тем за поговорить об этом в другие конфы.
В стартовом сообщении вопрос, как происходит согласование по выбору учебных пособий, однозначно родители не участвуют? Если можно повлиять на процесс выбора, то каким образом и на основании чего. Именно по истории. Без скреп и прочей политической ерунды.
21.06.2017 19:25:14, Shlomit
сюда не ходят тематические родители, которым такая пурга интересна. Выйди в образование - там тебе много лучше насоветуют и единомышленников ты там больше найдешь, а без скреп и пропаганды ни в одной стране школьного учебника по истории нет и быть не может 21.06.2017 19:47:51, AleXXX
"1. Каркодил - он как яшперица, только большая. У нево есть чехуя. Каркодил свои яйца зарывает в писок, потомушто если он спит ими на ружу, они портются.Вопрос 2. Лисы ходют па адиночке, и лишь иногда парами, когда им нужно заесть молодого тюленя заползшего в лес. Дикий хохот, совещание практически сорвано, еле-еле успокаиваю развеселившихся учителей." пурга из тематической 21.06.2017 20:48:36, Shlomit
тем не менее по вопросу адекватности учебников лучше там. Мое дело - посоветовать, твое дело - найти один из немногих там текстов не по делу и поёрничать. Это говорит прежде всего о том, что сам повод выставления сюда этого текста - ложь, повод - твое желание поглумиться. 21.06.2017 21:00:56, AleXXX
не вижу проблемы)
этот "текст" ты же опубликовал в тематической, я читала комментарии.
Вместо того, что бы давать непрошенные советы по моим действиям, назвал бы свои критерии адекватности учебника по истории, кроме скреп и пропаганды. Поделись опытом изучения нового школьного курса истории в своей семье, в сравнении с советским.
Да, во избежание претензий я легко могу поменять раздел в стартовом, на "Образование" или "История".
21.06.2017 21:51:49, Shlomit
ШаНуар
У нас, если родители не согласны, есть альтернативы. Переход в другую школу, например. Или домашнее обучение. По поводу содержания учебника уже всё сказано. 21.06.2017 12:52:32, ШаНуар
Guard
Какие научные источники вам нужны? Это слова некоего монаха, которые были взяты из его писем к Князю Василию III. О чем в учебнике прямо и написано.
"Филофей сформулировал"
"Филофей считал"
И даже дети это понимают, в отличии от некоторых взрослых...))
p.s.
"В заключении сказано, что развитие российской государственности обусловлено политическими интересами, в отличие от Западной Европы, где экономические причины были в основе развития."
А разве это не так?))) Западную Европу всегда интересовали только деньги и только ради них снаряжались экспедиции, завоевывались колонии, коих у России не было ни одной никогда. Хотите подискутировать на эту тему?
21.06.2017 09:29:53, Guard
Joint
Игра слов. Колония или нет. Большинство колоний жило лучше будучи колонией, чем, получив независимость. Многие в РФ считают, что метрополия это Москва, а все что вокруг это колония. Вот к примеру видео о русском городе Ржев, вернее поликлиники в нем. Ну чем не колониальные будни?

[ссылка-1]
21.06.2017 13:00:46, Joint
Guard
А вы там жили чтобы теперь врать об этом?
Не большинство колоний жило лучше, а колонисты которые там жили, жили не плохо. А жили лучше потому что колонисты жили в самой колонии, соответственно развивали под себя инфраструктуру, а когда колонии получили независимость, колонисты уехали, но продолжают тянуть из колоний полезные ископаемые и драг.металлы...
23.06.2017 15:19:41, Guard
Joint
Видео снято в этом столетии. Ни о чем это не говорит? Сейчас там что рай совсем? Как здесь? Или в начале этого века эта больница была как во Ржеве?

[ссылка-1]

Конечно, вы лично, живете в метрополии, конечно, какая колония? Четверть страны живет в двух крупных городах и пригородах к ним. А остальное все - так себе. Девочку с раком, слышали по прямой линии? В Москву доставили, не умирать же ей там где она живет.
21.06.2017 13:33:22, Joint
тебе показать всяких видео этого столетия и с украины и из штатов? 21.06.2017 15:59:59, AleXXX
Мало ли что было снято в этом столетии. СЕЙЧАС в Ржеве уже НЕ ТАК, так какой смысл выкладывать это видео? Можно было поискать другое, проблем по стране хватает, а именно с этим видео получилось смешно.
Опять это "метрополия", так про колонии и метрополию - это твое личное мнение, получается, а не "так считают многие в РФ"?
Про молодую женщину с раком - проблем в стране с медициной хватает, никто и не пытается сказать, что все прекрасно по всей стране. Так и за границей не все радужно, что с доступностью медицины, что с качеством получаемой помощи. Точно так же можно приводить примеры безобразий, но вряд ли кому-то придет в голову делать глобальные выводы по поводу этих случаев.
21.06.2017 13:49:40, Hel
Откуда это взялось?
"Многие в РФ считают, что метрополия это Москва, а все что вокруг это колония."
Может быть, так считают некоторые украинцы, живущие за границей?
Что касается Ржева, то и тут промашка вышка, опоздал.
[ссылка-1]
[ссылка-2]
21.06.2017 13:13:00, Hel
ГрандПапчик
В очередной раз с размаху в фекалии... Дажэ до окорочЬков не дошОл...))) 21.06.2017 13:35:26, ГрандПапчик
Электра
правильный подход, начинай с 6 класса. Лет через 5 до 11го доберешься. 21.06.2017 09:08:08, Электра
Вся эта муть для отвлечения внимания. Когда дела совсем плохи, в ход идут "московские государи". 21.06.2017 02:18:55, ===
Прямо начиная с XVI века отвлекали? :) 21.06.2017 12:33:15, AleXXX
Василиса из сказки
Действительно, зачем изучать историю России в России... 21.06.2017 09:55:23, Василиса из сказки
Электра
бери пример с товарки, начинай читать учебники за 6 класс. Хотя 5й тоже не стоит пропускать. 21.06.2017 09:09:12, Электра
У Трампа, или у антитрамповской группировки? 21.06.2017 07:22:42, Тайный Сигнал Барабанщика

Читайте также
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!