Раздел: Образование

В блог Подписаться на Дзен!
SVETKA

религия и государство (вместе или отдельно)?

Предыдущие баталии навели меня на следующие размышления: а хорошо или плохо то, что религия отделена от государства? и когда наоборот, соответственно...

Плюсы очевидны - свобода совести, равноправие разных религий и конфессий, отсутствии религиозной пропаганды в государственных учебных заведениях приводит к тому, что верующие являются таковыми на деле, а не на словах. Нет обязаловки, нет навязанных обществом стереотипов... Каждый сам себе голова.

С другой стороны, нельзя отрицать, что религия является частью национальной культуры. Без знания Писания (хотя бы краткого пересказа) нельзя понять живопись всего религиозного периода, по 18-19 век включительно, многое в литературе, в музыке, созданной на основе религиозных идей и переживаний оказывается непонятным и "бессмысленным". Получается, что культурный, хоть и неверующий человек должен изучать, знать религиозные каноны, особенно те, которые приняты в данное культуре. То есть учить в школе надо, именно историю и основы православного христианства, потому что оно неотделимо от истории и культуры нашей страны.

А вы что об этом думаете?
06.12.2001 20:51:41,

33 комментария

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

Да, интересная постановка вопроса... Я думаю, знать историю - это одно, а соглашаться или нет, каждый решает сам. 09.12.2001 11:41:58, = Сергей О =
Я думаю, что должны быть воскресные школы для желающих. А в обычных школах - предмет вроде "Основные понятия различных религий"... 07.12.2001 14:29:02, Elfy
grumbler
О какой конкретно религии идет речь? Если есть такая - то это избранная - остальные - ересь?
07.12.2001 14:05:11, grumbler
Религия, отделенная от государства - это и хорошо и нормально. В современной России не только православие является неотъемлимой частью истории, но и мусульманство, а также атеизм. 07.12.2001 12:50:48, Чернобурка
Руфь
А почему это основы православия? Почему бы не основы католицизма?
Вот вас и свобода вероисповедания...
если учить - то историю религий ( во множ. числе!!!)
А когда религия соединяется с государстовом получается большая бяка...
Кстати, у нас она только де-юро отделена :(((
07.12.2001 12:21:31, Руфь
Если вам важно мнение одного человека, ничего не решающее,увы, то мне не нравится, что религия отделена от государства. И наоборот - то что я видела в других странах, где не отделена религия от государства, мне импонирует. Что-то доказывать здесь я не буду,потому как смешно (извините за пошлый, но показательный пример) доказывать гомосексуалистам, что традиционный секс лучше. 07.12.2001 10:21:10, Милена
 Леший
Мне, например, очень нравится скульптура минойской эры и вообще скульптура и архитектура эллинского периода средиземноморья. Просто потому, что это очень и очень красиво. Подавляющее большинство элементов этой культуры посвящено религиозной теме. Это боги и богини, это духи и полумифические герои. Я не могу сказать, что знаю их религию. Однако это не мешает воспринимать красоту их произведений.

Потому я считаю, что подход - даже неверующий человек ДОЛЖЕН изучать... - неверен в корне. Это сродни тому, что заявить, что перед посещением картинной галереи, зритель обязан сначала прослушать курс по изобразительному искусству вообще или что перед приобретением стиральной машины покупатель обязан предъявить диплом о высшем техническом образовании. Мы о чем говорим? О произведениях искусства? А для чего их делали? Для красоты или для пропаганды?

В целом же... связывать культуру с религией, ИМХО, довольно опасно. Во-первых, очень тонка грань между позиционированием религии как элемента культуры прошлого и подспудным навязыванием канонов религии. Во-вторых, это же серьезно ущемляет и другие виды религии, в том числе дохристианского периода Руси. Можно конечно сказать, что, мол, сегодня не осталось носителей ТОЙ религии. Но речь ведь идет не о носителях религии. Речь идет о культуре, частью которой является и дохристианская религия. Получается, что ее основным канонам тоже надо учить? Ну не абсурд ли?
07.12.2001 09:34:57, Леший
SVETKA
Я как раз по этому вопрос и задаю.

Конечно вы никому не должны изучать историю древнего мира, языческие мифы, обряды. С другой сторону, как только вы начинаете изучать ту или иную культуру, вы вынуждены изучать и эту часть народной культуры - ее религию. Вы же не будете называть Зевса - тем дядькой с молниями, вы разберетесь что и почему. Ведь если не знать мифов, к примеру про Леду с Лебедем или про золотой дождь, то и картины будет для вас полной околесецой. При этом никто не заставляется вас верить или принимать данные обряды, но понимать их вам потребуется просто чтобы не быть невеждой в данном вопросе.

В отличии от чужих религий, насаждение и развитие собственной культуры и собственных традиций - неотъемлемая задача государства. Если этим не заниматься - государство со временем захиреет и развалится. Не случайно те же европейцы так серьезно занимается обороной от американизации культуры, а те, напротив ее так усердно везде пропихивают. Религия несомненно является неотъемлимой частью культуры народа или хотя бы частью ее истории. Следовательно ее НАДО изучать. Не вам надо, государству надо чтобы вы ее изучали. По идее вас и спрашивать не должны. Это еще одна сторона идеологической борьбы и те государства, которые в ней не участвуют - автоматически начинают проигрывать.

Но у нас многонациональное и многорелигиозное государство. Как поступить? Я потому и спрашиваю, что ответов не знаю. Но вот однозначный ответ - нет, не должно государство вмешиваться в религиозные вопросы мне кажется тоже не верным, отчасти не верным.
07.12.2001 16:25:23, SVETKA
Не осударство для людей , а люди для государства ? "Мы не рабы,рабы не мы "... Грустно ... 08.12.2001 02:53:11, Искра
 Леший
В корне не согласен! Государство это я, Вы, мои и Ваши соседи. Стало быть и культура государственная - это наша культура. Без нас не будет ни государства ни культуры... Потому, ИМХО, неуместно говорить о том, что что-то нужно государству, что надо насаждать мне или Вам. 08.12.2001 00:47:38, Леший
Вы не договариваете :) не религия , а религии являются частью национальной культуры . Пример - Украина. Православные, католики, греко-католики, еще кто-то там.Какая религия является частью, а какая- нет ? Почему без знания Писания невозможно понять культуру религиозного периода ? Возможно. 70 лет Писание не учили , но понимали как-то. Ни один человек никому ничего не должен . Если говорим о России, то почему культурный человек не должен цитировать наизусть Коран Вам понятно ? И почему в школе НУЖНО учить основы православного христианства, а не язычества ? Или иудаизма ? или ислама ? Они ведь тоже неотделимы от истории страны ? 06.12.2001 22:16:11, Искра
Вечное лето
Только отделённой от государства. Иначе появляется несвобода в выборе. Если интересно, то можно самим поинтересоваться писанием и прочим. Но религия - это выбор личный, не навязаный из вне. Для "понимания живописи" она не нужна.
Я историю любую терпеть не могу, от этого моё отношение к исскуству никак не пострадало.
06.12.2001 21:35:51, Вечное лето
 Леший
ОФФ. А почему Вы так нелюбите историю? :)) 07.12.2001 09:36:00, Леший
Вечное лето
Без причин :)) Скучно и неинтересно. Никакого удовольствия не получаю, и только массу не удовольствий. Даже художественную литературу или фильмы про исторические события очень не люблю (за редким исключением) 07.12.2001 20:08:58, Вечное лето
 Леший
Особо спорить не стану, ибо каждому свое. :) Но на самом деле история - чертовски увлекательная штука. Если конечно читать именно историю, а не ее приглаженную версию для школьников. :) 08.12.2001 00:51:43, Леший
Что-то я часто стала с тобой соглашаться :) 06.12.2001 21:49:20, Искра
Вечное лето
Да я тоже. Я даже уже не пишу иногда после твоего ответа, чтобы не повторяться :)) 06.12.2001 21:55:05, Вечное лето
Если Церковь не отделена от государства - это, конечно, хорошо. Однако в многорелигиозной стране типа РФ, к сожалению, невозможно. 06.12.2001 21:33:17, AleXXX
прочла внимательно и перестала понимать. Что невозможно ? отделить религию от государства ?Или НЕ отделить? 06.12.2001 23:15:04, Искра
:)) И в самом деле. Имелось ввиду - невозможно существование государственной церкви - типа "Самодержавие, Православие, народность". Самодержавие, правда, становится все более возможным :) Может, там и Православие подтянется. Самодержец наш подкован в религиозных вопросах... 06.12.2001 23:35:05, AleXXX
Да здравствуют вечные великороссийские грабли! :) Правильной дорогой идете, товарищи!! 06.12.2001 23:40:12, Леандра
Это Россия-то монорелигиозна? 06.12.2001 21:46:16, Леандра
читайте внимательнее 06.12.2001 23:10:00, AleXXX
Ну вот, теперь точно пора к окулисту..
:(
06.12.2001 23:46:14, Леандра
Вечное лето
А почему конечно? Об этом-то и вопрос. Управлять народом легче? 06.12.2001 21:41:02, Вечное лето
И поэтому тоже.И, в конце концов, надо же чем-то заменить в обществе "моральный кодекс строителя коммунизма?" Ничего другого пока не предложено. Эх, еще бы телесные наказания ввести бы... :) 06.12.2001 23:11:31, AleXXX
Кстати, о телесных наказаниях... Как размышлял великий еврокитайский гуманист Хольм ван Зайчик? За мелкие проступки надо людей не штрафовать, а пороть... Поскольку один человек штраф и не зхаметит, а другой - голодать будет неделю. А задницу свою все одинаково любят. Высшая справедливость требует даже бОльшего наказания для богатого - ему легче получить воспитание, значит для богатого невоспитанность - бОльший грех. И как справедливо выходит - у богатого как раз кожа чуть понежнее, и боли он боится чуть больше. По всем статьям справедливо... 06.12.2001 23:55:13, AleXXX
Вечное лето
Однако представила предвыборную программу кандидата-стронника с показательными порками :)) 07.12.2001 00:20:14, Вечное лето
А что? Жириновский вполне может, по-моему :-) 07.12.2001 14:57:17, Elfy
Предлагаю название - "Партия мазохистов"! 07.12.2001 00:28:36, слоненок
Для тех, кто слышит имя ван Зайчика впервые - кротко про него самого.

Сведения о Хольме ван Зайчике немногочисленны.

Хольм ван Зайчик родился в семье артиллерийского офицера в небольшом городке Медемблике, расположенном на самом берегу туманного залива Эйсселмер. Произошло это в 1911 году. С раннего детства океанские корабли, во множестве пробиравшиеся фарватерами залива в порт Роттердам и обратно, пробудили в тонкой, поэтической душе мальчика страсть к путешествиям и дальним странам. Судьба была благосклонна к юному романтику: она наделила его блистательными способностями к языкам. Еще в молодости он выучил китайский, японский, малайский и в возрасте двадцати лет начал свою дипломатическую карьеру на тогдашней Формозе (ныне остров Тайвань).
Попав в 1931 году на Восток, больше он его уже не покинул. Иным мощнейшим фактором, оказавшим формирование на характер ван Зайчика, была героическая смерть отца, принимавшего активное участие в блистательных, но безнадежных попытках противостоять вторжению кайзеровских орд через Голландию и Бельгию во Францию в начале первой мировой войны. Мальчику было тогда лишь три года. Однако события, связанные с этой мировой катастрофой, столь трагично повлиявшей на жизнь его семьи, оказались едва ли не первыми впечатлениями детства, память о которых сохранилась у великого человека навсегда. Порожденные этими острыми воспоминаниями культ борьбы с агрессией и ненависть к империализму ван Зайчик пронес через всю жизнь, как святыни. Вероятно, именно это мироощущение привело Хольма ван Зайчика в стан борцов за торжество социализма и коммунизма.
Насколько нам удалось выяснить, дипломат, ученый и писатель ван Зайчик формально никогда не вступал в компартию ни в какой стране. Но то, что во второй половине тридцатых годов он стал советским разведчиком (агентурные имена "Волк", "Попрыгунчик", "Пушистый"), удалось теперь доказать неопровержимо. По заданию Центра он, после нападения японских милитаристов на Китай, попросил в Японии политического убежища, принял китайское гражданство в подвластном Японии Маньчжоу-Го и стал вскоре советским резидентом в важнейшем военно-морском порту Японии - Хиросиме. Ван Зайчик входил в группу Рихарда Зорге, был одним из его ближайших друзей и наиболее ценных агентов, а уцелел после гибели группы лишь по счастливой случайности, вовремя отбыв в очередную длительную командировку в Китай.
Его вклад в дело победы трудно переоценить. Например, по заданию советского руководства Пушистый проник на один из японских линкоров, направлявшихся к Мидуэю. Во время известной битвы (1942), находясь попеременно то на японских, то на американских кораблях, он наблюдал во всех деталях катастрофический разгром сил микадо и триумф союзной СССР Америки. Более того, герой невидимого фронта активно этому разгрому способствовал. Ему удалось, быстро перемещаясь прямо под огнем американцев с одного японского авианосца на другой, воспрепятствовать своевременной замене торпед на бомбы и бомб на торпеды на японских самолетах, что обусловило потерю императорским флотом всех четырех авианосцев, задействованных в операции, - и таким образом, предрешило конечный результат всей борьбы на тихоокеанском театре военных действий.
Именно от ван Зайчика Москва впервые узнала о победе американцев у Мидуэя, о перипетиях многомесячной битвы за Гуадалканал и о многих других судьбоносных событиях.
В это же напряженное время у ван Зайчика в полной мере начинают проявляться и способности ученого. Он пишет несколько феноменальных по широте охвата и смелости выводов сочинений и эссе о скрытых, исподволь действующих тенденциях в истории Востока . В них выдающийся мыслитель предвосхитил многие принципиальные открытия нынешних геополитиков. Если бы не война, его работы принесли бы ему мировую известность.
На всю южную Японию прославилась также его коллекция лаковых выгребных ящиков Хэйанской эпохи. Ван Зайчик собирал ее несколько лет, не жалея своих скудных средств. В поисках этих удивительно удобных, легких и по-японски изящных переносных туалетов древности он посетил едва ли не все аристократические кланы Страны Восходящего Солнца. Но и коллекцию сгубил страшный молох войны. Она погибла во время варварской атомной бомбардировки Хиросимы. Как можно предполагать, соотносясь с некоторыми неофициальными источниками (проверить это теперь, увы, не удастся уже никогда), стремительное сгорание веками пропитывавшейся специфическими веществами древесины значительно увеличило число поражающих факторов первого в мировой истории боевого ядерного взрыва.
Уничтожения своей бесценной коллекции ван Зайчик не простил неблагодарному американскому империализму до конца своих дней.
К моменту бомбардировки сам Хольм ван Зайчик уже вновь был в Китае и, больше не покидая этой страны, принял участие в борьбе КПК и гоминьдана. Для него не существовало вопроса - на чью сторону встать. Все симпатии этого убежденного гуманиста и демократа издавна были связаны с коммунистами. Оставив поприще дипломата и разведчика, он долгое время был консультантом и переводчиком маршала Народно-освободительной армии Китая Пэн Дэ-хуая, много общался с Мао Цзэ-дуном и другими китайскими лидерами.



06.12.2001 23:58:01, AleXXX
Продолжение

В начале пятидесятых годов здоровье его, подорванное напряженной многолетней работой, опасно пошатнулось. Дальнейшая активная общественная деятельность стала для ван Зайчика невозможной. Только тогда он отошел от дел и со всей своей семьей поселился в столь любимой им китайской глубинке, на западе провинции Шаньдун - в небольшой живописной деревеньке Багуйсянь близ пересечения Хуанхэ с Великим каналом. Вместе с пятью женами и многочисленными детьми ван Зайчик, как истый Цинциннат, занялся выращиванием капусты и организовал одну из первых самоокупаемых семейных сельскохозяйственных коммун народного Китая.
Разрыв между КНР и СССР в начале шестидесятых годов стал для пожилого ученого и общественного деятеля подлинной жизненной катастрофой. Он воспринял этот разрыв как глубочайшую личную драму и надолго запил в своей деревне. Можно смело утверждать, что к середине шестидесятых годов ван Зайчик наверняка спился бы насмерть, отравленный жгучим деревенским эрготоу , если бы не долгие, кропотливые и воистину титанические усилия трех его наиболее молодых жен, старавшихся, в меру своих сил и разумения, вернуть ему надежды и душевные силы.
Теперь мы знаем, что это им удалось. Начиная с периода культурной революции ван Зайчик надолго канул в безвестность. До последнего времени считалось, что он умер от сердечного приступа на двенадцатый день очередного запоя, посвященного трагическим событиям на острове Даманский (1969), когда столкнулись в боях две наиболее любимые им страны, и два народа, перед которыми он в равной степени преклонялся, проливали там кровь друг друга.
Тем не менее именно в годы безвестности ван Зайчик воспрянул к жизни и занялся новым видом деятельности - литературой. Именно тогда им был создан долгий цикл повестей, объединенный чрезвычайно характерным для мировоззрения советского разведчика названием "Плохих людей нет" и подзаголовком "Евразийская симфония". Повести эти, входящие, на наш взгляд, в золотой фонд китайской литературы двадцатого века, так ни разу изданы и не были, хотя получили самое широкое хождение в народе, распространяясь изустно.
Уже в последние годы жизни ван Зайчика его повести стали буквально народными. По ним едва ли не каждодневно ставились оперы, пьесы и представления на рынках, на городских и сельских площадях, в домах и дворцах культуры Шаньдуна, Хэбэя, Цзянсу и других провинций Китайской Народной Республики, под руководством Коммунистической партии смело шагающей в светлое послезавтра. По всей видимости, ван Зайчику, хоть он наверняка и не ставил перед собою этой задачи сознательно, удалось в своих произведениях невзначай отразить вековые чаяния китайского народа о дружбе и единении с великим северным соседом...
Зрителями одной из подобных постановок нам и самим довелось однажды стать - культурное наследие ван Зайчика продолжает воздействовать на умы. Должны признать, что постановка произвела на нас неизгладимое, ни с чем не сравнимое впечатление. Оно будет преследовать нас весь остаток жизни.
Творчество ван Зайчика оказало влияние и на высшее руководство КНР, на формирование политики реформ в период после правления Мао Цзэ-дуна и Хуа Го-фэна. Например, Дэн Сяо-пин, будущий архитектор китайской перестройки, которая вывела КНР в ранг первых государств современного мира, оказавшись в годы "культурной революции" подвергнут необоснованным репрессиям, по счастливой случайности был сослан в деревню, расположенную буквально в получасе ходьбы от Багуйсянь. Есть свидетельства, что великий Дэн читал по крайней мере некоторые из произведений ван Зайчика, и они оказали на него самое серьезное и самое позитивное воздействие, буквально перевернув его мировоззрение . В до сих пор не опубликованных дневниках Дэн Сяо-пина, на страницах, посвященных жизни в ссылке, есть, в частности, такое упоминание: "Заходил через рисовые поля к соседу поесть капустки. Капустка, как сказали бы в Европе, - цимес. Во всей Поднебесной подобной не сыщется. Взял у соседа новую рукопись. Читал всю ночь и не мог оторваться, и понял, наконец, ради чего стоит жить. Тибет действительно отпускать нельзя". Нет сомнения, что под соседом имелся в виду автор эпопеи "Плохих людей нет".
К тому времени, как рукописи выдающегося гуманиста ван Зайчика попали в руки востоковедов, самого писателя в КНР уже не было. Он незаметно исчез в знаменательном для всех россиян декабре 1991 года. Но, как и раньше, со всей округи, издалека, подчас даже из соседних провинций, люди идут к скромному жилищу писателя, чтобы посидеть в тени под шелестящим утуном и посоветоваться с его духом - вступать ли в партию, жениться ли, становиться ли трактористом или сначала заняться бизнесом...
Старший праправнук Зайчика по пятой жене рассказывал нам, что в последние годы поток таких паломников был буквально неиссякаемым. Истертую лавочку у ворот его дома мы ни разу не видели пустующей. Люди идут и идут за советом к незлобивому мудрецу и скромному сельскохозяйственному коммунару - идут к Цзацикэ-вану, так по-китайски звучит имя ван Зайчик...
Именно эти иероглифы начертаны на красной лаковой доске над воротами опустевшего ныне пристанища великого писателя.
Их можно понять, как "Князь, который все превозмог благодаря смешению в себе различных стихий"...
06.12.2001 23:58:46, AleXXX
Для тех, кто слышит впервые это имя, вы могли бы еще написать, что вся эта биография выдумана предприимчивыми китаистами:)))) 07.12.2001 11:10:47, Эх....

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!