ДОКЛАД
министра народного просвещения И. Делянова
«О сокращении гимназического образования» (1887 г.)
Вследствие предположения, состоявшегося в совещании при моем участии, из министров: внутренних дел, государственных имуществ, управляющего министерством финансов и обер-прокурора Святейшего синода, я имел счастие испрашивать соизволение Вашего Императорского Величества на внесение в Комитет министров представления о допущении впредь в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии.
Ваше Императорское Величество, всесторонне обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, Вы полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами, и изволили Всемилостивейше повелеть мне войти в новые по этому вопросу соображения.
Проникаясь мыслью Вашего Величества, я счел нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания Вашего Величества, предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные. На приведение сей последней меры в исполнение уже последовало, по всеподданнейшему докладу моему 11 апреля, предварительное высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.
Если Ваше Величество соизволит окончательно одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет министров с представлением:
1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий, и
2) о предоставлении министру народного просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов 23 августа 1884 г., права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50-рублевой нормой.
На приведений сих предположений в исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.
Что же касается до сокращения числа гимназий и прогимназии, с преобразованием некоторых из них в реальные и промышленные училища, то имею счастие всеподданнейше доложить, что, ввиду выраженного на докладе моем 29 марта Вашего Императорского Величества повеления, мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе учеников, количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и прогимназий, а также сделано соображение о возможности закрытия или преобразования оных, смотря по местным условиям и средствам, на них отпускаемым из казны или от земств и городских обществ; но дальнейшие по сему предположения ныне приостановлены впредь до разрешения вопроса о преобразовании реальных и открытия промышленных училищ, так как без сего невозможно ни преобразовывать гимназии и прогимназии, ни закрывать оные, потому что ученики сих заведений, по закрытии гимназии или прогимназии в какой-либо местности, были бы лишены возможности продолжать свое образование за неимением соответственного учебного заведения, что поставило бы местные общества в крайне затруднительное положение. Впрочем, можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников и переполнения каждой из них в отдельности».
Конференция "Общество""Общество"
Раздел: Образование
Всем чистопородным интеллектуалам, от Неважно до Маши-из-юсы, посвящается
11.12.2014 18:38:47, OlgaStPb32 комментария
Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.
Это и есть знаменитый закон "О кухаркиных детях", благодаря которому монархия лишилась адекватных кадров в госуправлении ?
11.12.2014 21:27:25, Тайный Сигнал Барабанщика
Да гимназистов в начале 20 века и было-то порядка 60 тыс чел на всю империю. Капля в море. И вовсе не рвались массы кухарок отдавать сыновей в гимназии. И в госуправлении карьеры делались тогда не по канонам селфмейдменства. Толковый кухаркин сын скорее бы направил стопы в железнодорожные инженеры. То есть практический эффект этих ограничений - ноль целых шиш десятых.
Но в качестве раздражителя, катализатора оппозиционности даже среди студентов, не говоря о местечковых честолюбцах - отлично сработало. И прилетело бумерангом. 11.12.2014 21:33:45, OlgaStPb
Но в качестве раздражителя, катализатора оппозиционности даже среди студентов, не говоря о местечковых честолюбцах - отлично сработало. И прилетело бумерангом. 11.12.2014 21:33:45, OlgaStPb
" что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников и переполнения каждой из них в отдельности»."
)))) 11.12.2014 19:06:50, ЖенаПолковника
)))) 11.12.2014 19:06:50, ЖенаПолковника
Заметьте, что в 1887 среди чистопородной образованной публики это считалось стыдобищем.
И вот еще что. Дело тут не в "бедных", как с первого взгляда кажется. Обратите внимание, они тут не просто плату повышают. Господин из "цветов запоздалых" мог быть много беднее кучера какого-нибудь железнодорожного спекулянта. 11.12.2014 18:40:09, OlgaStPb
И вот еще что. Дело тут не в "бедных", как с первого взгляда кажется. Обратите внимание, они тут не просто плату повышают. Господин из "цветов запоздалых" мог быть много беднее кучера какого-нибудь железнодорожного спекулянта. 11.12.2014 18:40:09, OlgaStPb
Естественно, считалось. Ибо ограничение вводилось не по уровню способностеи и подготовки, а принципиально по сословному принципу.
11.12.2014 23:09:08, __nevazhno___
А когда ограничение вводится по способности родителя ежедневно делать уроки и проекты с ребенком (потому что программа специально так построена, что самостоятельно ре учиться не может) - это ограничение по какому принципу? Не по сословному, часом? Да причем ограничение-то устраивают с началки, а не только в старших классах, где светлая голова и сама чего-то может? И не в двух физматах на мегаполис, а чуть не в каждой самостийной школе?
И если это происходит безнаказанно, наверное, у этого подхода есть влиятельные сторонники, правда? Неужели с уралвагонзаводов? 11.12.2014 23:53:34, OlgaStPb
И если это происходит безнаказанно, наверное, у этого подхода есть влиятельные сторонники, правда? Неужели с уралвагонзаводов? 11.12.2014 23:53:34, OlgaStPb
Вы хотите, чтобы ясказала, что это ужасно? Да, 100% согласна. Никаких восторгов по поводы изменении образования в России у меня нет.
При этом меня искренне удивляет и печалит, что на это с восторженнои готовностью идут родители. Когда мамы с безумным восторгом говорят про то, что у их детеи уж такая сложная началка, уж такая сложная началка. И сами скачивают из интернета рефераты, ваяют поделки, рисуют рисунки. Вместо того, чтобы твердо заявить, что это ненормально.
ИМХО - рабская психология. С готоностью подчиниться самим и подчинить своих детеи какои-то самодуре, которои хочется красивых профессионально сделанных поделок и рисунков на стендаx. Для меня это невозможная модель поведения (да, в России с такои активнои жизненнои позициеи мне было бы непросто :) 12.12.2014 00:21:09, __nevazhno___
При этом меня искренне удивляет и печалит, что на это с восторженнои готовностью идут родители. Когда мамы с безумным восторгом говорят про то, что у их детеи уж такая сложная началка, уж такая сложная началка. И сами скачивают из интернета рефераты, ваяют поделки, рисуют рисунки. Вместо того, чтобы твердо заявить, что это ненормально.
ИМХО - рабская психология. С готоностью подчиниться самим и подчинить своих детеи какои-то самодуре, которои хочется красивых профессионально сделанных поделок и рисунков на стендаx. Для меня это невозможная модель поведения (да, в России с такои активнои жизненнои позициеи мне было бы непросто :) 12.12.2014 00:21:09, __nevazhno___
Я восторженных работающих мам не видела (а в финансах женщин много). Видела навязанный им страх оказаться в "дворовой школе", которую отделяют от "не дворовой" эти самые "йолки" с рефератами и навязанное чувство вины перед "онежематерями", которые сидят дома и могут себе позволить маяться этой дурью.
Это не рабство. Вы кидаетесь какими-то замшелыми штампами 20-летней давности. Это очень хороший крючок (страх не дать ре важного + чувство вины перед ним), с которого непросто слезть.
Государство, безусловно, виновато, что допустило эту вакханалию в государственных учебных заведениях. Но, повторюсь, это не невинное головотяпство. Это сознательное разрушение советского наследия. 12.12.2014 01:32:16, OlgaStPb
Это не рабство. Вы кидаетесь какими-то замшелыми штампами 20-летней давности. Это очень хороший крючок (страх не дать ре важного + чувство вины перед ним), с которого непросто слезть.
Государство, безусловно, виновато, что допустило эту вакханалию в государственных учебных заведениях. Но, повторюсь, это не невинное головотяпство. Это сознательное разрушение советского наследия. 12.12.2014 01:32:16, OlgaStPb
ой... я своих отдала в дворовую школу как раз, вы думаете это спасло меня от йолок?) сейчас в каждой школе это, я хоть наверное получается по вашему онажемать, но как то вот мало им помогаю, и чувство вины есть , - головы светлые, а трояков полно... но это уж , и репетиторов понять не могу для обучения в школе, для меня это - сюр какой то... а школа самая что ни на есть дворовая, я ее выбирала по принципу, что бы сами ходили)
12.12.2014 08:01:16, НеФунтИзюма
Да Йолки и у нас в детстве были (если Вы о фонетическом разборе). Точно помню. Просто они не доходили до наших росителеи, а оставались между нами и учителем.
13.12.2014 04:07:49, __nevazhno___
Я, наверное, мало смайликов поставила, только не знаю, таких :-)) или таких :-((
Помните, в 90-е были вывески типа "Салон элитного сЭконд-хЭнда из Европы"? Вот имхо эти продвинувшиеся в "йолки" школы оно и есть. 12.12.2014 11:02:21, OlgaStPb
Помните, в 90-е были вывески типа "Салон элитного сЭконд-хЭнда из Европы"? Вот имхо эти продвинувшиеся в "йолки" школы оно и есть. 12.12.2014 11:02:21, OlgaStPb
Да Вы заидите в соответствующую возрасту детскую конфу - там таких мам толпы :)
Сидеть дома тоже можно но маясь подобнои дурью. С ребебенком много чем полезным можно заниматься. Я довольно много со своими детьми занималась. Но прогибаться под подобную чушь точно бы не стала. И комплексов вины у себя не замечала. Хотя работала даже не много, а очень много
Я все-тики думаю, что происxодящее в россииских школах - из категории "хотели как лучше, а получилось как всегда". И не только потому что я не сторонница конспирологических еории. То, что переносят, работает там, откуда переносят. Оно запросто может казаться удачным. Но переносят обычно так коряво, что результат ужасен. 12.12.2014 07:17:06, __nevazhno___
Сидеть дома тоже можно но маясь подобнои дурью. С ребебенком много чем полезным можно заниматься. Я довольно много со своими детьми занималась. Но прогибаться под подобную чушь точно бы не стала. И комплексов вины у себя не замечала. Хотя работала даже не много, а очень много
Я все-тики думаю, что происxодящее в россииских школах - из категории "хотели как лучше, а получилось как всегда". И не только потому что я не сторонница конспирологических еории. То, что переносят, работает там, откуда переносят. Оно запросто может казаться удачным. Но переносят обычно так коряво, что результат ужасен. 12.12.2014 07:17:06, __nevazhno___
Ээээ ... Знаете, в Семейную зайдешь, и ... тоже удивишься, ух, какая у людей жизнь интересная. Конфы не показатель :-))
Дело не в конспирологических теориях (типа какой-то нехороший клуб чего-то там напакостил). Дело в зашитом в подкорку у определенного сословия неуважении к своей стране. Заставляющем не видеть ценностей и достижений там, где они объективно есть, и копировать чужое не ради улучшения продукта, а из принципа - чтобы духу российского (советского) тут не было.
Ведь не знакомому с ситуацией в России человеку в голову не придет, что "либерализм" может быть как-то связан с "йолками". Где бузина, а где дядька. А у нас очевидная связь -именно тот, у кого брошенные выживать подножным кормом не мобильные-эффективные города - сами виноваты, а закредитованные под ростовщические % зомбированные рекламой люди - сами дураки, рушит, в числе всего прочего, и образование. Потому что "эту страну" не любит. Или любит странною такою любовью, для садистов. 12.12.2014 10:57:12, OlgaStPb
Дело не в конспирологических теориях (типа какой-то нехороший клуб чего-то там напакостил). Дело в зашитом в подкорку у определенного сословия неуважении к своей стране. Заставляющем не видеть ценностей и достижений там, где они объективно есть, и копировать чужое не ради улучшения продукта, а из принципа - чтобы духу российского (советского) тут не было.
Ведь не знакомому с ситуацией в России человеку в голову не придет, что "либерализм" может быть как-то связан с "йолками". Где бузина, а где дядька. А у нас очевидная связь -именно тот, у кого брошенные выживать подножным кормом не мобильные-эффективные города - сами виноваты, а закредитованные под ростовщические % зомбированные рекламой люди - сами дураки, рушит, в числе всего прочего, и образование. Потому что "эту страну" не любит. Или любит странною такою любовью, для садистов. 12.12.2014 10:57:12, OlgaStPb
Я хочу, чтобы Вы поняли, что покаяние за сталинские репрессии в России никогда не имело и никогда не будет иметь отношения к покаянию за репрессии. Это всегда была и есть ширма для отказа от реальных завоеваний советского строя и возврата к самым контрпродуктивным и позорным сторонам строя дореволюционного. А нам надо - как раз наоборот.
12.12.2014 02:08:18, OlgaStPb
"Это всегда была и есть ширма для отказа от реальных завоеваний советского строя и возврата к самым непродуктивным и позорным сторонам строя дореволюционного. А нам надо - как раз наоборот."
Ну сидит в них страх перед призраком коммунизма, глубокинько так, бог с ними...:) 12.12.2014 02:10:32, ЖенаПолковника
Ну сидит в них страх перед призраком коммунизма, глубокинько так, бог с ними...:) 12.12.2014 02:10:32, ЖенаПолковника
Скорее страx сидит в теx, кто боится в репрессияx покаяться. Ждут, пока репрессированные вымрут, чтобы замять по-тиxому. :)
12.12.2014 07:41:33, __nevazhno___
Щас, вымрут. Как же. Вон оно, в третьем поколении наследников, за навальных агитирует. И тыкает пальчиком в брошенные без работы города, мол, вот же быдло, имеет неприличие деградировать.
Не вымрут. И детей таких же вырастят, и им передадут. 12.12.2014 11:07:02, OlgaStPb
Не вымрут. И детей таких же вырастят, и им передадут. 12.12.2014 11:07:02, OlgaStPb
Ну и замечательно!
14.12.2014 01:50:50, __nevazhno____
И сознательное навязывание американских стандартов образования, начиная от "хорошее образование небольшому проценту населения"(остальным культивируется престижность профессии сиделки), до ЕЭГ как инструменту отучивания ставить вопрос.
12.12.2014 02:07:31, ЖенаПолковника
Так в штатаx-то сеичас этох стандартов нет.Там философия " ".
Да, там есть элитное образование. Но это то, чего в России нет ни для кого.
А хорошее образование уровня МГУ в штатаx более чем демократично. Это уровень универитетов штатов, доступное по цене и открытое для массового поступления. Университетов таких около сотни. И получают там далеко не профессии сиделки, а нормальное современное образование. (сиделками в штатаx в основном выходцы из бывшего СССР рботают, в Нью Иорке 90% сиделок - русские, с дипломами россииских вузов:)
А ЕГЭ - здравая идея, которую в России просто довели до абсурда, В штатаx, откуда ЕГЭ срисовали, результаты тетов - один из многих критериев при поступлении. И 100% на тестах - никак не пропуск в топовыи университет (а у многих поступающих 100% нет). Топовые университеты имеют право искать "своих" студентов. Но в России это почему-то решили не заметить. Свели все тупо к цифрам. И кто виноват? :) 12.12.2014 07:39:12, __nevazhno____
Да, там есть элитное образование. Но это то, чего в России нет ни для кого.
А хорошее образование уровня МГУ в штатаx более чем демократично. Это уровень универитетов штатов, доступное по цене и открытое для массового поступления. Университетов таких около сотни. И получают там далеко не профессии сиделки, а нормальное современное образование. (сиделками в штатаx в основном выходцы из бывшего СССР рботают, в Нью Иорке 90% сиделок - русские, с дипломами россииских вузов:)
А ЕГЭ - здравая идея, которую в России просто довели до абсурда, В штатаx, откуда ЕГЭ срисовали, результаты тетов - один из многих критериев при поступлении. И 100% на тестах - никак не пропуск в топовыи университет (а у многих поступающих 100% нет). Топовые университеты имеют право искать "своих" студентов. Но в России это почему-то решили не заметить. Свели все тупо к цифрам. И кто виноват? :) 12.12.2014 07:39:12, __nevazhno____
Да не слушайте вы тут мнений про ЕГЭ. Это хороший экзамен, сложный, справедливый, теперь уже даже честный. Вполне нормально по нему в вузы принимать.
12.12.2014 20:09:54, Мальва
А процент выпускников университетов штатов и МГУ-НГУ в силиконовой долине посчитайте:)
12.12.2014 11:23:31, Иллика
Ну да, стабильные университеты. Не хуже американских университетов штатов. Выпускников которых в Силиконовои долине тоже толпы.
12.12.2014 22:12:55, __nevazhno___
зато эти топовые университеты в штатах далеко не бесплатные и ищут "своих" студентов они среди тех, кто сам захотел к ним попасть, плюс имеет средства на недешевое, даже по меркам США, обучение.. а школьное образование - попросту слито, у нас, слава богу, в массовой школе учат пока еще хорошо.. так что я вообще не вижу ни одного пункта - куда бы нам стремиться в копировании опыта Штатов..
12.12.2014 07:53:50, Елена Д.
Зачем писать о том, о чем совсем ничего не знаете?
Гарвард, например, абсолютно бесплатно учит детеи из семеи с доходом до 90 тысяч долларов в год. Это уровень американского класса. Скидки на оплату обучения предоставляются детям из семеи с доxодом где-то до 200 тысяч долларов в год (цифра высчитывается зависит от соостава семьи). Аналогичная ситуация во всех топовых американских университетах (вся Аиви Лиг + Стенфорд) - платит только тот, кто может платить. И все поступающие об этом знают заранее, на саите университетов написано.
Так что прежде чем чушь про штаты писать, лучше информаццию получить :)
Про школы - аналогично. Но нет смысла объяснять - обычно такое пишут те, кто все равно не поимет, так как понимать категорически не хочет. 12.12.2014 22:11:52, __nevazhno___
Гарвард, например, абсолютно бесплатно учит детеи из семеи с доходом до 90 тысяч долларов в год. Это уровень американского класса. Скидки на оплату обучения предоставляются детям из семеи с доxодом где-то до 200 тысяч долларов в год (цифра высчитывается зависит от соостава семьи). Аналогичная ситуация во всех топовых американских университетах (вся Аиви Лиг + Стенфорд) - платит только тот, кто может платить. И все поступающие об этом знают заранее, на саите университетов написано.
Так что прежде чем чушь про штаты писать, лучше информаццию получить :)
Про школы - аналогично. Но нет смысла объяснять - обычно такое пишут те, кто все равно не поимет, так как понимать категорически не хочет. 12.12.2014 22:11:52, __nevazhno___
[-]
11.12.2014 19:05:21, ZAIA
Так Маша считает себя столь же непоправимой интеллектуальной потерей для России, что и Неважно.
Это я к тому, что не надлежит человеку мыслящему за своими обидами не видеть, с кем именно он солидаризируется. И в 1887, и в 2014. 11.12.2014 19:11:21, OlgaStPb
Это я к тому, что не надлежит человеку мыслящему за своими обидами не видеть, с кем именно он солидаризируется. И в 1887, и в 2014. 11.12.2014 19:11:21, OlgaStPb
маша дааа. но я даже не о том, что она тупа там или что. она просто как ребенок)) незамутненный американский тинэйджер с гамбургером в пухлом кулачке. а вы ей исторический экскурс для анализа. хех))
11.12.2014 19:16:00, ZAIA
Имхо, прекрасный слог у г-на министра.
Человек образованный и сам по себе весьма приличный (как и его патрон Толстой, упомянутый в тексте). Не карикатурные держиморды отнюдь. Сделали много полезного.
Но - здесь - вот так. Причем из понятных побуждений, помня 1881.
А получилось - что получилось. 11.12.2014 19:31:21, OlgaStPb
Человек образованный и сам по себе весьма приличный (как и его патрон Толстой, упомянутый в тексте). Не карикатурные держиморды отнюдь. Сделали много полезного.
Но - здесь - вот так. Причем из понятных побуждений, помня 1881.
А получилось - что получилось. 11.12.2014 19:31:21, OlgaStPb
Читайте также
Что такое ЕГЭ и так ли это просто, как многие думают
Как разобраться в ЕГЭ по профильной математике?