Раздел: -- посиделки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

"класть" свою жизнь или нет

Объясните мне пожалуйста... Может я что не понимаю... Но у меня желание взять автомат в руки... И я серьезно...
Начну по-порядку. Мы не можем найти сурдопедагогов (студентки в интернете не считаются). Вот просто НЕ МОЖЕМ... Мы часами высиживаем какие-то очереди, и нам еще типа одолжение делают! Вот выглядит это примерно так. Ну вот сегодня, например, в нахваленном тут институте корр. пед. Прошли вчера прием, вроде занятия назначили. 3 раза, я поскрипела, ну ладно.. А сегодня мы узнаем, что занятий будет всего... 3, не в неделю, а всего!!! Типа мы вас, родители, научим, а вы уж сами с ребенком занимайтесь. Вот книжечки у нас купите. А вот чтобы тут заниматься, надо весной придти, в очередь встать и может быть возьмут. Я говорю, как же так, ребенку 3.5, какая следующая осень, Вы что! Знаете что мне ответили? Мне рассказали историю про мальчика и его маму, которая ЖИЗНЬ ПОЛОЖИЛА... Но я не хочу класть жизнь!! Я не хочу изолироваться от общества и быть вся погружена только в эти проблемы, не хочу! Это не нужно моему ребенку! А если папа вдруг заболеет, мы как жить будем, на что? Мой ребенок только слабослышащий. Она даже не глухая. И степень, при которой не дают инвалидность. Ей просто нужны квалифицированные ЕЖЕДНЕВНЫЕ занятия. Конечно, мы будем все домашние задания делать, правильно общаться с ребенком. НО ЗАЧЕМ ЖИЗНЬ КЛАСТЬ???? И это все таким нравоучительным тоном! Они же профи в этом, а я профи в другом. Они на мои налоги живут, Я НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК. Я не с протянутой рукой стою, я пользу обществу приношу, даю работу другим, деньги, в конце концов в ЭТУ СТРАНУ привлекаю. Вот почему я должна класть жизнь, если это все равно не будет так же эффективно, как занятия с профи, которые этому учились 5 лет (бесплатно, на деньги налогоплательщиков) и опыт у них еще по 20 лет.
И так много где, и в бакулева та же песня, и в различных центрах! И вообще люди одни и теже везде... Максимум может быть 2 раза в неделю где-то у черта на куличках обломится. Может быть. И я не милыстыню прошу. Я им плачу, причем 3 ставки предлагаю. А вы меня убеждали, что помощь по слуху хорошо у нас в стране оказывается. Вот посмотрите! А если бы вы представляли как фигово аппараты настраивают. Они свистят, шипят...
Объясните мне, плиз!!! Может я совсем плохая мать и по совковым меркам ОБЯЗАНА класть?
Да, 1час 20 минут занятий стоили 1 тыс.рублей. Такие прайсы. :) Не тянет это на бесплатные...
Конечно, я пойду и к начальнику, и к начальнику начальника, и к начальнику всех директоров :) и дальше... Но...
14.11.2006 17:27:45,

98 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Почитала про ваши приключения. Мне кажется, вы уже так много сделали, столько сил и времени уже потратили... Естественно, Вас бесит, что Вас упрекают. Честное слово, уже пора себя начинать беречь и рассчитывать свои силы. Язва же уже есть. Ребенок-то еще такой маленький! Большой плюс - это то, что вы определилилсь с диагнозом. А может, через вуз поискать, т.е. тупо прийти на кафедру к педагогам и сказать, мол. дайте мне вашу лучшую студентку:), которая хочет развиваться в этой области. Это может быть дополнением к другим педагогам. Во всяком случае, можно пробовать. Мне кажется, люди, реально уже обеспеченные работой, за ежедневные занятия не возьмутся:( Но что мне реально в Вашей ситуации не нравится, то, что Вы уже сдаетесь в плане лично Ваших занятий с ребенком. Тут-то деваться реально некуда. Но думаю, когда Вы увидите результат, у Вас сил прибавится. И еще ИХМО: конечно, свое сильнее болит, но все же аутизм, особенно в тяжелой форме, это реально тяжелее. Тьфу-тьфу на вас обеих. 15.11.2006 13:17:54, ЛяМур
Я не в Вуз пойду, а на конференцию сурдопедагогов собралась :), только это секрет. Мне сейчас документы делают... 15.11.2006 13:22:51, срук
Снимаю шляпу:)) 15.11.2006 13:48:27, ЛяМур
Имейте в виду, что сурдопедагоги (как и любые педагоги наверное) имеют тенденцию делиться на несколько лагерей по методикам и считать единственно верной только свою. А вам не важно кто из них прав, вам надо чтобы был максимальный результат, даже если для этого придется пять методик смешать в одну. 15.11.2006 13:39:47, КрОлик
Leonida
Необходимо ни только положить жизнь, но и сделать эту положенную жизнь интересной и счастливой:) Потому как уже 3,5 года вы идете не одна, а в связке с ребенком.
Успехов вам и удачи.
15.11.2006 02:31:29, Leonida
sunstroke
Знаете, а я Вас понимаю...Мы в похожей ситуации. Из диагнозов расщелина губ и н1ба, плюс ЭПИ, плюс ЗПР, ЗРР ну и т.д. Мы не можем найти логопеда. Вначале мы были маленькие, потом все списывали на расщелину, потом на эпи...а теперь разводят руками и отказывают:( Есть пару мест куда можно возить, но то далеко и с ребенком с эпи тяжело...
Та вот, мне вообще предложили пойти нянечкй в садик (ребенка то в садик с эпи не берут) и "положить" жизнь. Я долго думала, и отказалась...У меня другая специальность, я люблю свою работу и я всетаки вышла на работу и уже больше месяца работаю.Просто мамы бывают разные, и дело тут не в том плохие мы или хорошие. Дело в том что каждый должен заниматься своим делом. Простого выхода в наших ситуациях нет - значит будем искать не простых путей:)
15.11.2006 00:26:00, sunstroke
Тюля
Девочки, сколько бы Вы не материли наши государства, легче не станет. Другое дело, что хамства прощать не надо и пы таться добиться всего чего только можно для ребенка - необходимо. Всем давно известен путь к успеху - работа работа и работа. Если можете платить, чтобы не бросать свою профессию - ищите дефектлога-надомника. Самый классный вариант няня с нужным образованием и желательно на много часов в день + занятия на стороне. Можете это оплатить, тогда найдете человека, может и не сразу, но найдете. И зря Вы про студенток - из них бывают более настойчивые и еще не утратившие задор работники. Не всегда опыт это все. Может быть 20 лет стажа и полный ноль профессионализма. Главное - любовь к ребенку и понимание.
П.С. Лена, Вы мое письмо получили? С логопедами туго у меня тоже. БОооольшой в Киеве дефицит оказался.
15.11.2006 02:04:33, Тюля
sunstroke
Наташ, так я вроде государство не хаю:) И вышла я работать именно для того чтоб мочь оплатить хотя бы дефектолога, хорошего...Которого, правда, еще не нашла.:( Сама я не тяну, занимаемся, конечно, и сдвиги есть...но я не спец. А няни с нужным образованием очень дорогие, не по карману мне.
Письмо получила, только ответить руки не доходят. Оно у меня в домашней почте, а я на работе:)А про врача, вот это, крайне-сакрального:), помню только что это мужчина уже не молодой. И он на кафедре, на 4 этаже больницы на Богатырской. А не в центре Мартынюка. Мне он не понравился:( Мы у него были давно, когда малой 1,5 года были.
15.11.2006 13:43:16, sunstroke
Тюля
Лена, я про няню не Вам писала,а для Срук это необходимо как воздух. Я просто про опыт своей знакомой у которой соседка-дефектолог стала няней и вытянула аутичного ребенка, которому ставили УО, до уровня практической нормы. Вос я и думаю, что это выход для многих, особенно если не дается человеку заниматься с ребенком. Никто ж не будет спорить, что это титанический труд, и если мать взрывается на каждом слове, то станет только хуже во всем. То, что найти можно и недорого (но смотря о какой цене мы говорим, т.к. бывают просто обалдевшие от себя личности), нужно только долго искать. Открою тайну - если у няни есть педобразование и желание немного подучиться по книгам или статьям из ин-та, то и не обязательно иметь ей диплом дефектолога. Вам же все равно надо куда-то для социализации пристраиваться, а няня на каждый день самое нужное будет давать. Про врача я поняла. Это совсем не то, что меня интересует. Там надо пройти спецкурсы, а он вроде без них, надо уточнять. А государство хоть хай, хоть не хай... Вчерась имела счастье общаться с начальником управления, вот в сердцах и ляпнула - им хоть кол на голове теши, как китайские болванчики кивают головой и палец о палец не ударят для пользы дела. 15.11.2006 17:48:47, Тюля
Про няню нашу. Няня хорошая женщина, очень жизнерадостна, контактная, всегда соберет детей. Мне это нравится. Это нужно дочке. Няня с педобразованием, всю жизнь в саду, зам. зав. по учебно-воспитательной работе. В этом саду была единственная в Советском Союзе группа для аутистов для московской обл. Ну и что. Думаете помогло :)? Каждый день 2 года заставляли писать что ребенок делал, какие упражнениня. Так у меня судя по ее записям ребенок ПОЧТИ все делал по голосовой инструкции. Но она не могла тогда это делать. Так как плохо слышит :). У меня лично доча тогда это ничего не делала. Вот нет и все. Мы читали и думали, ой, какая няня педагог супер, это мы просто плохие родители. Вывод или у няни не очень с головой, и она выдавала желаемое за действительное или она меня обманывала, т.к. побаивалась... Как Вы сами понимаете, меня сейчас это не устраивает. Но няня эта нам нужна, т.к. дочь ее ЛЮБИТ. Вы бы видели, как она ее целует :)
Вот дефектолог говорит, закрашивать надо пусть за два раза, но до конца. Не оставлять пробелов. Я няне об этом все лето говорила. Результат 0. У няни СВОЕ мнение :). Ну короче, я считаю, что обманывать, что ли будет. Говорить, что все идет супер. Дочь слышит уже с 10 метров и т.д. и т.п. Не специально, а заблуждаться... А осваивать что-то новое в ее возрасте -- навряд ли. Зачем ей это.
А так хорошая женщина.
15.11.2006 18:09:58, срук
Тюля
Вы знаете, может она и действительно все выполняла няне. Вполне могла понимать няню не словами, а распознавать ее вопросы по жестам. Это очень характерно для детей с нарушением слуха. Как она на жесты реагирует? А узнать делает с няней или нет - подсмотреть с помощью видеозаписи или просто в щелку двери. И не надо этого стесняться. И мнение няни можно и должно уважать. Если Вам так важно закрашивание без пробелов, то может важнее сам факт выполнения работы? Вы сами с этим можете справиться хотя бы на таком уровне, как няня справляется? А дефектолог с Вашей малышкой сколько работает и как справляется? Если ребенок очень любит няню и с ней работает по Вашим указаням, это оогромная удача. Не обижайтесь, но человеческий фактор с нашими детками очень важен. 15.11.2006 19:21:37, Тюля
Не, я не смогу. У няни и педагогов доча шелковая. В гости ходим к нашей подружке, так там в транс впадают, когда она поиграет и все убирает на свои места. Не просто убирает, а где стояло. У меня только разбрасывает :)... Когда мне что-то надо, я пытаюсь сделать так, чтобы она САМА это захотела. Вот сегодня учились "но" говорить. Доча у меня на шеи сидит, я стою перед зеркалом во всю стену и подпрыгиваю. На каждый прыжок мы вместе кричим "но"... Вот такие у нас занятия. Шея болит очень... :)))
Вот Вы малышкой называете, а я центрах слуха мы как "старенькие" идем :). Дефектолог работает в паре с психологом. Занятия 2 раза в неделю по 2 часа, первый час психолог, второй дефектолог. Очень нравятся. Психолог переживает за дочу :). Сегодня папе демонстрировала, что дочка слышит и тихие совсем звуки. :) Папа плечами пожал.
Ребенок должен довести задание до конца. Если остались пробелы, их надо убрать. Все верно! Просто папе все лето выговаривали, почему не делаем, как положено... Бедный наш папа... Так переживает...
15.11.2006 23:41:52, срук
Тюля
Вокруг Вашего ребенка собрались сплошные максималисты. И это правильно. С такими жесткими требованиями должны быть хорошие результаы, даже если Вы не по теме работали. А няня у Вас замечательная! Я такое (про игрушки)редко встречала.
Р.С. У Вас Овны в семье есть? Прочитала и чего-то подумала, что похоже на моего мужа - от забора до упора и на 100%
16.11.2006 23:42:46, Тюля
Доча Овен... 17.11.2006 01:28:20, срук
Тюля
Тогда я Вас поздравляю, характер там сам по себе уже большое достояние для семьи. Но я на Вас подумала - целеустремленность и обязательность прослеживается тоже. 17.11.2006 02:01:56, Тюля
Немного в защиту вашей няни:) Я могу и ошибаться, конечно, но на своем опыте могу сказать, что омой ребенок - это абсолютно 2 разных ребенка со мной и с няней, а еще 3й ребенок, когда вокруг никого не видит. Так что модет она действительно записывала то, что видела... А если все же обманывала, то может вам стоит все же подыскать другую няняю? 15.11.2006 18:22:12, Антошкина мама
:) основная мысль была -- заблуждалась :), а не обманывала.
Ну не мог слабослышащий ребенок так действовать по голосовой инструкции. Просто не мог. Она действует, но по контексту. Угадывает + чтение с губ. А по записям, там было, что например они читают книгу про крокодила и вдруг няня ей говорит принеси чашку и дочка несет. Вот не могло это быть. Не могло. Так вот могло ( но не в 2 года): вот если лежит чашка, тарелка, вилка, кукла. И дочку попросить принести чашку, то 100% сделает.
У меня тоже ребенок со всеми разный. Может я как нить наберусь смелости и фото выложу... Но вряд ли... :)))
15.11.2006 18:36:01, срук
А вообще, фиг знает :) Зря может на няня думаю... Я же тоже прозябила. Самой сейчас смешно. Я знаю очень много стихов. Меня родичи брату заставляли читать младшему. Запомнила. И вот я дочке, каждый вечер эти стихи негромко начитывала, по 30 минут, в темноте уже, когда свет выключен. Чтобы больше внимание на речь обращала. А она меня НЕ СЛЫШАЛА. А я была убеждена, что ей это нравится. Я там с таким выражением, про резинову зину заводила, и про младшего брата :))). Ха. 15.11.2006 18:44:27, срук
Тюля
Ну у нее же часть слуха сохранена, то есть она ритм слышала. Ей приятно было это слушать, как капли дождя для нас. Они ее убаюкивали. Т.ч. все тут правильно, разница только в том смысле который Вы вкладывали и ребенок. Да и с чашкой не показатель, может она по взгляду на предмет определяла, что от нее хотят. 15.11.2006 20:39:10, Тюля
Вам ехать или шашечки? потому как если все же ехать - квалифицированные занятия вашему ребенку нужны не ежедневно, а ежечасно, ежеминутно. И никто кроме вас, кроме семьи, этого ребенку не даст. Читайте книжки, изучайте методики, перенимайте у специалистов опыт и знания. И используйте каждую минуту, каждую бытовую ситуацию. Т.е. вся ваша жизнь должна быть под это перестроена. Что совершенно не означает, что вашей жизни не будет вовсе, просто она получится немного другая.
Я знаю о чем говорю. Моя с рождения глухая дочь сейчас учится в гимназическом классе английской спецшколы. По результатам первого триместра скорее всего единственная отличница в классе. 2 иностранных языка. 4 раза в неделю тренировки в спортшколе. Плюс еще всякие кружки, если появляется свободное время. Сейчас ей 11.
С трех лет дочка ходила в сад, с четырех - в леонгардовский. Я по гроб жизни благодарна педагогу из этого сада. И даже не столько за занятия с моей дочкой, сколько за то что там я сама научилась основным принципам этих занятий. Все это время я работала, по возможности неполный день, первые годы за небольшую зарплату научного сотрудника и возможность не сойти с ума, не быть наедине с проблемой. Всеми силами сохраняла семью, поскольку не секрет что не у всех пап крепкие нервы...
Постепенно стало легче. Потом и диссертацию защитила. Два года назад сменила работу на неплохо оплачиваемую. По-прежнему 6-часовой рабочий день, дома "вторая смена" с уроками. Муж за эти годы сделал карьеру, сейчас мы оба вполне востребованы на рынке труда, заработали на скромную квартирку и машину, ездим отдыхать, платим налоги и ничего не получаем от государства взамен. В общем, мы выбрали "ехать" :-)
А положила ли я на это жизнь? Да, положила. Но это не лишило меня полноценной жизни.
Если хотите - пишите в почту или здесь, мне в свое время очень помог опыт тех, кто прошел этот путь.
14.11.2006 23:22:59, КрОлик
ПривеТ.Т.
ОФФ. Оль! буду заказывать батарейки для слуховых. Вроде по 85 или 90р за блистер.(пока не выяснила) Будешь брать? 15.11.2006 12:02:21, ПривеТ.Т.
ДА!!!!! Очень во-время :-)
Нам 675, коробку (сколько там блистеров, 10? 12?)
15.11.2006 12:08:03, КрОлик
ПривеТ.Т.
В упаковке 10.
ОК, записываю вас.
15.11.2006 12:28:24, ПривеТ.Т.
Спасибо. 15.11.2006 13:04:58, КрОлик
Мне что? Мне бы время назад открутить :(... Нам уже 3.5, и я только узнала, что это слух... Мне бы сейчас и ехать и шашечки... Время уходит... Там они с маленькими похоже любят начинать, тоже мне истории выложили, про как вон начали в 10 месяцев... Это не для меня уже, увы...Вон книжку какую читаешь, там и в голову автору не может придти, что диагностировать можно только в 3.5, если это не вдруг... Я чего так рыпаюсь то, время не ждет... Не надо только меня спрашивать где я раньше была... Меня это сегодня уже 2 раза спросили...
Вообщем, спасибо за поддержку.
14.11.2006 23:44:49, срук
Я вам еще немного про нас расскажу. Нам диагноз поставили только в два с половиной года. Мы ничего подобного не подозревали. Жили тогда в Германии, в маленьком городке, вдали от родственников, первый ребенок, сами молодые-глупые, интернета тоже толком нет еще :-) Ждали, что ребенок заговорит поздно, но зато сразу на двух языках. В голову не приходило, что она может не слышать.
Детский врач один на весь город. Направления на спецобследование добивались несколько месяцев, потом еще столько же ждали назначенного приема в университетской клинике. Тоже слышали "у нас ничего срочного не бывает". А еще и иностранцы бесправные, в чужой стране, с неродным языком, через год все равно свалят, ответственности никакой.
В общем, времени мы потеряли еще больше вашего. Так что я не собираюсь спрашивать, где вы были раньше. Я вас прекрасно понимаю.

Пытаться заниматься мы начали в дочкины 3,5. Реально системно - в 4,5. При том что у нас считай что полная глухота, III-IV степень, 100Дб. Я так понимаю что у вас ситуация гораздо лучше. Так что не смотрите назад, что было, то прошло. Бросайте все силы вперед, на обучение и развитие.
15.11.2006 09:23:54, КрОлик
ПривеТ.Т.
И нам в три.
Анализируя я сейчас поняла, что очень быстро смекнула и взяла в свои руки. "Расстраивалась" примерно полгода.Ходила по врачам, педагогам,сурдологам.
А потом попёрла танком по своему ребёнку. Через год она читала. Через два - не могла обойтись без книжки.К поступлению в школу знала столько сколько не знали её одноклассники.Но я всё рано боялась. хотя и пошли в простую школу. У меня не было примера перед глазами. не с кем было поговорить. А тех деток которых я видела с проблемами слуха меня очень расстраивали. :( Как они говорили, как общались, уровень грамотности.
Короче я не расслаблялась до третьего классса. Оказалось что мы бежали впереди паровоза. Она всё это время выигрывала олимпиады по русскому и литературе, а так же по английскому. В 6-7 классе пошла у Университет Нестеровой на Английский.

Потом я стала больше внимания уделять другим детям, но всегда оказывалась рядом с дочерью - если нужна была помощь.
Сейчас я опять учусь в универе, вернее уже заканчиваю. Знаете какая у меня интересная жизнь!!!
15.11.2006 11:25:38, ПривеТ.Т.
Вы бы вместе с КрОликом показали бы детей Шматко. А то у них другие примеры... Я вчера ночью книжечку открыла, "когда малыш не слышит", что-то такое и там на первых страницах, дословно не воспроизведу. Но так примерно. "Если не начать ранние занятий, то к 2-3 годам дети остаются немыми. Им можно поставить речь долгими многолетними корректирующими занятиями, но она будет сильно отличаться от речи сверстников." И вообще такой настрой. Очень обнадеживающе... Всю ночь не спала... 15.11.2006 11:33:45, срук
ПривеТ.Т.
Это неправда! Если хорошо заниматься - речь будет супер! Иногда бывает французский или прибалтийский "акцент". Но и это можно корректировать, но на мой взгляд только лет до 10. Потом сложнее.
Крольчонок у КрОлика супер! Красавица стала!
И моя вроде тоже ничего! ;)

Настрой! Главное слово!!!надо настроить себя на преодоление!
15.11.2006 12:00:59, ПривеТ.Т.
Да, только это и остается... А наша история пока такая. Мы с аутизмом боролись, которого нет...
Я не ждала, что заговорит. Пошла первый раз в 1.5 года с проблемой, в детское отделение АО Медицина. Невропатолог, логопед. Мне сказали что супер-ребенок, да заговорит. Папа у нее типа поздно заговорил... Каждые полгода у меня шло очередное обострение и я бежала к новой партии врачей... У меня пухлая пачечка выписок, где везде исключительно ЗРР. Ни разу слух не предложили проверить... В 2 бабушка сводила ее к лору, там проверили -- слышит отлично написали. Есть и эта бумажечка. Вот так и ждали. И педиатр, которая наблюдала с 1 годика, Зайцев невропатолог, все говорили -- заговорит, в сад сдайте. Пока в 2.9 вдруг не сказали, "ха, так аутизм это. Смотрите, как плохо на имя реагирует и вообще неравномерно развита..." Были к тому времени заморочки, были... Например наушники не давала одеть... Я все же решила слух проверить, Гута предложила наркоз. Пошли врача спрашивать, вот как мол наркоз при аутизме. А врач сказала, не сходите с ума родители, слышит. Нет, не мучайте ребенка. Мы поверили...Вот боролись до 3.5... Успешно :) ха. Думаю врач психиатр себе поставит плюсик жирный - компенсировались типа, а слух, так что слух, это дополнительно :)))... Все равно знаю ,что я виновата. Здесь тоже никто заниматься не хочет как я считаю нужным. КСВП вообще дает степень 2 одно ухо, 2-3 другое ухо. А остальные методы дают 3 степень. Я почитала. Это похоже, что слух со 2,2-3 снизился на 3 только-только. И мозг еще помнит, как бы, вот и выдает вместо 3 степени, - 2,2-3. Были такие исследования у того же ИКП, им мальчик только оглохнший попался. Но это значит, что можно слух еще поднять до 2,2-3. Есть же до 3 месяцев, когда клетки пока только спят, еще не умерли. Счет на дни идет. Им всем пофигу. Как на дуру смотрят, когда я это говорю. Говорю, давайте сосудорасширяющие поколим... Мне картинки показывают, что типа вот как выглядит улитка... Зачем мне эти картинки. Я в универе (я математик-прикладник) немного занималась моделированием вестиб. аппарата, этих картинок я жуть сколько насмотрелась. Все про это знаю... ЛОР в платной клинике УДП, при которой мы, узнав, что тугоухость просто умыла руки, сказала вам в сурдоцентр (Надя, muha, не отказала :), а сказала, что типа не понимает ничего в этом). Вот как это!!! У ребенка увеличины миндалины, надо всячески припятствовать формированию тонзилита, это ее задача. Каждый тонзилит будет снижать слух. Она чего, эту задачу не видит, что ли. Почему я должна ее учить? Я к завед. пойду, конечно, добьюсь регулярного физиолечения, осмотра каждый месяц. Но мне непонятно, ну почему все должно быть с надрывом? Почему? Зачем надо родителей доводить до криков, угроз?!! Мне же правда убить хочется! На войне как на войне. Они отказывают моему ребенку в помощи, значит в возможности полноценной жизни. Чем это не убийство?
Мне Ваша история понравилась... Я Вам письмо потом напишу, поспрашиваю... Т.к. книжки, которые купили, там занятия начинаются с 6 месяцев... Еще рефлекторный, что ли слух... А вот как в 3.5 начинать им и в голову не приходит рассказать. Дочь то слух уже "отключила" ... Надо включать...
15.11.2006 10:33:46, срук
Я так и не поняла, вы хоть одну аудиограмму-то сделали? Обычную аудиограмму, игровую? 15.11.2006 10:40:00, КрОлик
Перечитала более внимательно, поняла что видимо сделали, и не одну :-)
Знаете чего я вам скажу. Другие дети учат матерей пробивать головой стены. Проблема в том что в итоге мы начинаем бросаться на стены сразу, даже не разобравшись, есть ли стена или нет. Пожалейте собственную голову и тех, на кого вы в итоге налетаете, разогнавшись как на стену :-)
15.11.2006 10:47:47, КрОлик
Тюля
+ 1 Умный в гору не пойдет, гораздо быстрее и проще ее быстренько обйти. Только мамочкам надо это собственным лбом осознать. Все же через это прошли. Да еще люди у нас "добрые", как что-то скажут в сердцах и не думают что перед ними живой человек с раной на всю грудь. 15.11.2006 18:16:55, Тюля
mama Ilushi
vot eto tochno! 15.11.2006 16:42:20, mama Ilushi
Yet
Оля, как же вы точно это выразили!! )) Даже скопировала себе, чтобы лишний раз перечесть, когда усталость накрывает, нервы сдают. Еще бывает - смотришь - стена, все силы мобилизуешь, а потом оказывается - так, фанерная перегородка. Сил всем нам, да в нужное русло )) 15.11.2006 14:21:20, Yet
Мы неофиты еще совсем :). Пишу же, носимся как кони везде... В нескольких местах пробуем сделать (хочу сравнить). Не то получается, не соотноситься. Говорят - не готов ребенок, готовьте... КСВП тоже не нескольких местах. Интегрально по КСВП получается 50 дцб, 60 дцб, правое лучше. А остальное другое дает - 70-75 дцб, еще и получатеся левое лучше правого...
Аппараты тоже в двух местах. Посмотрю в каких ребенок будет лучше речь понимать...
15.11.2006 11:18:41, срук
Слышать и понимать - две большие разницы. Когда с вами говорят на языке мумба-юмба, вы слышите, но не понимаете. Для глухого необученного ребенка надеть аппараты и услышать речь - это как раз услышать язык мумба-юмба. Понимание приходит сильно не сразу, по капле, и благодаря упорным занятиям.

И еще имейте в виду, что к аппаратам привыкать надо. В одних аппаратах слышно так, в других этак. Часто не лучше или хуже, а просто надо привыкнуть. Поэтому если вы купили два комплекта и собираетесь сегодня носить одни а завтра другие - то это вы зря...
15.11.2006 12:16:14, КрОлик
А вы Семенову по ДЦП почитайте - 10 уколов церебролизина - встали и пошли. Мало что там написано - опыт, методы, вклинивание этого в жизнь. Вот что вам нужно. Ему не может прийти - а ВАМ должно, вы же МАТЬ этому прекрасному РЕБЕНКУ. 15.11.2006 02:17:12, Дятлова Екатерина
Прочитала я вашу ветку и в чем-то согласна, а в чем-то нет. Мне кажется, что основная ваша ошибка со специалистами это ваш напор на деньги. Не любят они этого. Они любят, чтобы их уважали и ценили за проф.качества, причем даже те это любит, у кого этих качеств и впомине нет:) Но это отступление... Я тоже привыкла руководить людьми, привыкла быть лидером, но в том и плюс руководителя, если он может создать психологическую ситуацию, когда подчиненный захочет сделать то, что нужно вам. Я этому учусь постоянно, подбираю ключи к каждому специалисту, в котором я заинтересована, поеду, если будет нужно, за ним и на другой конец города, и в любое время. У нас совсе недавно один специалист за ребенка браться просто не хотел, поскольку не видел сам смысла в этом, настолько он ему казался тяжелым. Слава Богу, мне удалось его убедить начать работать с Тошкой. Но, если бы вы видели этот концерт... няня была в шоке. Но мне плевать, перед тем спецом, в котором я заинтересована я могу позволить себе казаться и дурочкой, и сумашедшей мамашей и иногда даже неуправляемой. Главное, чтобы был необходимый нам результат. Вам нужно учиться играть. А вот напор на деньги врачи не у нас, не за границей не любят. То, что вы будете платить, это само собой разумется.
Ну говорят вам, что вы должны жизнь положить, кивайте в ответ, но тут же просите, чтобы именно это спец. научил вас правильно работать.
14.11.2006 22:37:08, Антошкина мама
Это в точку, я больше получаю без денег и проблемы стараюсь разруливать именно отношением как к специалистам. А то ваше отношение к сурдологам смахивает на желание при ДЦП сделать операцию и все само собой образуется. 15.11.2006 02:21:24, Дятлова Екатерина
Да, все правильно вы говорите. Просто эмоции берут вверх. Голова отключается... Это же мой ребенок... Вы поймете. 14.11.2006 22:40:36, срук
да, я понимаю, но именно потому, что это ваш ребенок, вам и нужно отключать эмоции и работать только разумом. Это тоже работа над собой. 14.11.2006 22:52:01, Антошкина мама
все-таки дело в вас. Почему вас, такую успешную и далее по тексту (я без иронии) все время "посылают"? Почему на вас у спецов аллергия?
Почему у меня врач не берет денег, записывает на ЭЭГ, на прием?

Жертвовать все равно приходится, всем и всегда. Не жертвовать вообще - это в ДР отдать и никаких проблем.
Я вот тоже не люблю заниматься. Насилую и занимаюсь. А что делть? Кому мой ребенок нужен так как мне? Кто кроме меня споосбен объяснить так, как он понимает? Никто. Хотя у нас и хорошие спецы были, но это все равно в самые "занятийные" времена было ну 5-6 часов в неделю. Вот только перед школой обучалка-разивалка была, еще добавим 3 часа. А все остальное - сами. И ребенка мне в метро сдавали, я после работы везла на занятия.

14.11.2006 21:51:08, Muha
Ну я встречала только 2 отказа до этого. 1. Отказ от группы интегрированной, т.к. мы не аутисты на их взгляд. Так правы же, черт побери оказались :). Если честно, то я все же смогла решить этот вопрос :), ага. Теперь наоборот звонят, куда делись... Но уже не нужны они... 2. Семенович. Но тут понятно. Маленькие мы для них. Она действительно не работает в 3.5 года.
Могу для примера рассказать, как развела лабораторию никольской на срочный прием без очереди (1.5 месяца очередь) и это по телефону :)...
Да не было таких очередей когда бегали с аутизмом... Совсем не было. Хошь тебе шкловский, хоть Иовчук, хоть Касаткин, хоть кто угодно из НЦПЗ...
Надя, а я в процессе возникаю, только когда уже мужу отказали. Сначала муж с ними договаривается :). А дальше я. Сначала подлизами, а потом как танк. Когда нечего терять. Почему во мне :)? Нет. Просто другим сказали нет и все. Они удолетворились. А я не могу так... Ну не привыкла я "нет" слышать... Меня это и выбешивает. Вот на работе я могу договориться об чем угодно с кем угодно, а тут нет... А здесь ведь мой ребенок...
Не очень поняла причем здесь ээг, деньги, прием... Так я тоже могу на прием записаться. И записалась. К лучшему настройщику, врачу. Речь идет о постоянных занятиях. Это система прогнившая, система. Вот когда костьми надо... Типа будь как все, вон легли и ты ложись... :(((((
14.11.2006 22:24:18, срук
сообщение удалено модератором на основании пункта правил:
- спам, флуд, провокации, сообщения, носящие навязчивый характер
После 5-ти нарушений Вы будете переведены в режим чтения!
15.11.2006 02:40:44, не надо узнавать
Я пришла к невропатологу, говорю"Давайте , доктор, я вам денег дам, а вы к нам домой придете". А она: "Да, ладно, я вам и так помогу". Врач хорошая, в нашей поликлинике, просто мне сейчас никак не сыграть в игры с записью. Ну вот достала листочек, записала на ЭЭГ, потом записала первым номером на прием. Вот я теперь и думаю - чего во мне не так. Лицо что ли заморенное. В общем и правда заморенное, но не до такой же степени.

НЕТ такой системы постоянных занятий. Ни сад, ничто не ГАРАНТИРУЕТ, что занятия вообще состоялись. Некую гарантию дает только часное занятие, когда вы специально пришли - то есть уверены, что занятие состоялось в принципе.

Я бы сейчас делала так: купила бы какую-нибудь программу возрастную для слабослышащиъх детей, для детей с проблемами речи и ЗПР. Из этого всего вывела бы некий план занятий на год, полгода и месяц. И брала бы в розницу специалистов, даже и в разных местах. Ключ здесь -в разных местах. Не можете заниматься - ищите няню (или сурдопедагога, или маму слабослышащего успешного ребенка). И от спецов требуете развернутых домашних заданий. И или сама, или нян это все выполняет.

Положение жизни на алтарь развития ребенка - это же не только занятие ТОЛЬКО развитием ребенка. Ну представьте, что вы занимаетесь не специальными занятиями, а у вас одаренный вундеркинд. И вы с ней занимаетесь каким-либо ранним или поздним развитием.

14.11.2006 22:47:21, Muha
Вы ругаетесь, а отражается на ребенке? Я тоже работала, пробивала проекты... Здесь нужно быть в 1 000 000 раз дипломатичнее... А то толку не будет.. 14.11.2006 22:35:20, ОксанаиДеня
ПривеТ.Т.
Вашу энергию да в мирных целях! 14.11.2006 22:26:23, ПривеТ.Т.
Я сама хочу в мирных целях... Я б им и спонсора нашла... У меня как раз проектик крутился под новый год. Одна компания деньги хотела запалить. Но как всегда, все досталось раковым больным. Это модно (не поймите меня неправильно, я ничего не имею против них, просто когда я сказала аутизм вот еще есть, им тоже надо помогать, меня не поняли, про глухоту наверное лучше бы развелись)... 14.11.2006 22:38:59, срук
дело не в модности мне кажется... аутизм, зпр, дцп и т.д. требует кропотливой длительной работы и на 50% если не больше, это должна быть работа родителей. Да, в лечение наших деток тоже нужно вкладывать деньги и немалые, но то какие суммы нужн сразу для лечения рака, мне не нужно же вам говорить. И в этом случае время играет против людей и чщае всего, елси вовремя не найти деньги, исход летальный. И если в наших случаях, родители вооружившись книгами, инетом, положив жизнь, смогут помочь своему ребенку, то в том случае они бессильны, они могут лишь наблюдать как угасает их родной человечек и глотать про себя слезы, чтобы лишний раз не нервировать ребенка. Так что... 14.11.2006 22:57:46, Антошкина мама
Абсолютно верно!!!
Нам намного проще - мы гораздо меньше зависим от врачей, к счастью!
И от финансов... Я читаю про рак - есть деньги - есть жизнь, нет денег - до свидания... И цены - хоть квартиру продавай, все равно не хватит... Страшно! Вот там реально государство должно бы помогать, но устраняется..
14.11.2006 23:15:51, Cheroka
К сожалению да-(((
ТКМ - это 17500 евро за поиск донора, сколько-то на текущие расходы, и потом на первый год жизни по 1000 евро в месяц.
14.11.2006 23:29:14, Muha
Но когда я читаю, что не могут потратить 200 рублей в день на питание или депанкин купить мне хочется самой отдать деньги... Ну просто это еще и длительно все. Накапливается. Усталость, отчаянье. Когда приходится не с болезнью бороться, а с бытом и врачами... Почему не запалить деньги, чтобы в Москве построили психбольницу, ориентированную на людей, а не на врачей? Вот почему? Ну правда, вот чтобы можно было в любом возрасте с мамой, в отдельной палате... Что денег в стране нет на это?! 14.11.2006 23:05:51, срук
Тюля
Тут действительно разрывается душа, когда такое бывает, но "держиморды" всегда были есть и будут. Бог им судья. Не давайте себя в обиду и примите их такимим, какие они есть. Не все люди имеют душу и сердце. Бывают выродки и нечего на них тратить свои эмоции. Вы нужны своей малышке в хорошем состоянии. Она для Вас сейчас главное и самое ценное в жизни. А проблемы можно рещать не только одним способом. Всегда есть варианты, Вы руководитель это прекрасно знаете. Попробуйте отбросить излишнюю эмоциональность (ну она конечно не уйдет далеко, как ни старайся) и трезво разрулите ситуацию. У Вас все получиться. И Ваш случай не приговор, а только проблема которую надо срочно решить. 15.11.2006 18:23:50, Тюля
ПривеТ.Т.
я мама слабослышащей девочки, да я положила жизнь
А пока я её клала, родила ещё деток.

Вы вот что скажите. Что вы хотите получить на выходе? если слабослышащего ребёнка со среднестатистическим набором знаний и умений, тогда вперёд!!! В спец сад, в спецшколу.
Только параллельно посмотритестатистику успешности-неуспешности слабослышащих детей из спец-глухой школы и деток из семей , где мама жизнь положила.

А это так, для положительного примера. Моя дочь закончила школу на отлично. в аттестате ни одной четвёрки. И это в простой массовой школе. Поступила в универ. Сейчас вышла замуж за слышащего молодого человека. Вы по её речи не догадаетесь, что передвами почти не слышащий человек. А какие сочинения она пишет!!!!

Ну что? Нужно класть жизнь или нет?
14.11.2006 21:27:18, ПривеТ.Т.
СветланаЮ
Насчет "Жизнь положить" согласна полностью!
Но очень понравилась мысли срук'а насчет налогоплательщика - надо взять на вооружение, когда в поликлинике или в школе хамить начнут :). Как раз для меня очень актуально - в четверг опять на разборки иду :(.
14.11.2006 21:47:28, СветланаЮ
я год назад проехалась в маршрутке (конечно не разово). Короче, я ездила в обеденный перерыв за Ваней в школу (вот вам вариант тогдашнего положения жизни на его развитие), и ехала со мной дама в шубе. И она сильно возмущалась что на билетике нет цены. И не висит заверенного прескуранта. Была я в доброжелательном настроении, поэтому предложила ей кипятком не писать. В ответ я узнала, что она чиновник городской администарции и ей оплачивают маршрутки. Тут Остапа понесло (то бишь меня) на тему, что я как законный налогоплательщик против такого нецелевого расходования моих налогов. В итоге я узнала, что я мещанка.
А вы говорите - сказать. Возмущалась тетка приколько, я наслаждалась и подначивала.
14.11.2006 22:52:06, Muha
А я в обеденный перерыв 2 года ездила грудью кормить :)... На метро... Гы... И с октября не помню вообще, чтобы я обедала, так как ношусь по центрам и очередям, или несусь дочу встретить с занятия и такси поймать, посадить их с няней. А у меня ведь язва... 14.11.2006 23:11:46, срук
огда мне было чуть больше 2-х, мама оставила меня с бабушкой на юге по слабости здоровья (и правильно сделала), а сама бывала наездами в командировках. То год с нами, то полгода и больше нет. Потом мама рассказывала, что после первого длительного отъезда не находила себе места, а бабушка ей написала: «Не сходи с ума, а то ребенок здесь на это реагирует». Это и про Вас. Если хотите добра дочери успокойтесь, не провоцируйте язву, вовремя и диетически питайтесь и т.д.
Кстати, когда родился ребенок, он у меня 1,8 года, сколько я его кормила, не реже 2-х часов к груди присасывался. А в декрете я была только по бюллетеню из роддома. Потом вышла на работу и писала статьи. Точнее писанину мне сотрудники радостно принесли, когда ребенку было 3 недели. Поэтому дальше договариваться было проще, хотя на каком-то повороте я с годовалым дитем заявление по собственному приносила, а мне его вернули. Если нужно было уйти, дома через 4 часа уже рев ничем успокоить было невозможно – подай маму и все тут! А в 14 я поняла, что ребенок дома, даже если на занятия с ним уходит уйма времени, - цветочки по сравнению со всем на стороне.
15.11.2006 03:05:08, лучше не узнавать
nataliza
Извините, что вмешиваюсь, но и в поликлиниках и школах люди тоже платят налоги. А профессионалы и непрофессионалы есть в каждой области. 14.11.2006 22:24:55, nataliza
Там где платите за занятие черным налом не платят :).
Не в этом дело, что кто-то платит, а кто-то нет. А в том, что все бесплатное все равно не бесплатно... Очень часто начинают впаривать, что мы тут вам одолжение делаем. Да с какой стати! Мне аппараты бесплатно предложили стоимостью меньше моих налогов в месяц... Да пусть подавятся.. Я сама куплю и какие подходят, а не какие есть...
14.11.2006 22:47:34, срук
Да дались вам эти налоги, это прикрываться для разговора с госчиновниками, а отнюдь не людьми, которые занимаются товим ребенком, конкретно твоим.
Такие люди всегда объясняли что они делают одолжение - это такая позишн - я делаю вид, что работаю, а они что мне платят.
Что характерно если люди умеют работать на работе - то они и делают это на работе для тех кто к ним пришел, а потом и хорошо за деньги - обратное редкость. Или просто умение себя подать в конфетке.
15.11.2006 02:29:23, Дятлова Екатерина
Не поможет! Пробовала...... 14.11.2006 21:52:59, ОксанаиДеня
СветланаЮ
Жалко :( 16.11.2006 07:42:07, СветланаЮ
СОГЛАСНА!!!!!! Мне всегда говорили, что если не заниматься, то будет - ширпотреб! Я сама видела глухих деток из российских глубинок, которые просились в слабослышащие или массовые школы у Савиновой - (кто знает)!!!!!))))). Может быть это самообман, а может быть - "поднятие планки"? Мы маленькие. Незнаю. Но стремлюсь! 14.11.2006 21:36:42, ОксанаиДеня
Оксан, так в школу берут не по уровню остаточного слуха, а по уровню владения и понимания речи. Если глухой владеет, так конечно ему в слабослышащую или массовую. Зачем ему в глухую школу... 14.11.2006 22:50:53, срук
Матери всегда кладут на жизнь своих детей. Причем любых в том числе здоровых. У Вас есть проблемы. Если не систематизировать их Вас так и будут пинать. Правильно самый лучше выход сад или постоянный реабилитационный центр - там можно наладить ПОСТОЯННУЮ работу с ребенком.
Сколько раз там привыкли заниматься столько и занимаются пусть. Остальное нагоните в отдельных занятиях. Главное там будет система и коллектив.

Вот у нас в центре собирают - воспитатель, логопед, психолог, учитель - и решают в каком направлении каждый работает. Например учитель проходит шипящие - и логопед делает на это упор. Психолог работает с мыслительными процессами для учебы и так далее.

Самые правильные занятия в общении - это умении матери делать свои дела и заниматься с ребенком.
Например - не просто дай ногу - а дай правую ногу, не просто носок - а синий носок и так далее. Вплетите систему обучения в жизнь и вам не понадобиться класть на нее ЖИЗНЬ.
У нас вот проблема уроки без мамы не сделать - выделяю 15 минут на чтение - и считаю что кладу жизнь.

А логопеды, дефектологи, и прочие точно также обращались с детьми и в Советское время.
14.11.2006 20:18:27, Дятлова Екатерина
Катя, а распишите, пожалуйста, какие у Вас в Центре занятия и по сколько раз в неделю? Есть ли возможность детям в "игровой" или еще где-то свободно поиграть и пообщаться друг с другом?
Мне кажется, что обычно в Центрах занятий всё-таки мало.
И социализация в основном - с различными взрослыми, а не с детьми... Несколько лет назад у нас в центре после группового муз. занятия был час на свободную игру - мягкие формы, бассейн с шариками, и дети делали, что хотели.. Было замечательно. Потом это отменили, и мы всё добивались, чтоб свободная игра вернулась. Теперь вроде что-то подобное появилось, но народ уже разбежался по садам и другим центрам:))Некому стало играть:))
14.11.2006 21:22:59, Cheroka
У нас есть три корпуса
первый дошкольный - там дети находятся как в детском саду за исключением отдельных процедур.
Т.е. все проходит как по режиму в саду и занятия и сончас и игры сами с собой.
Есть расписание в понедельник ИЗО в четверг развитие речи, музыкальное занятие и т.д. Как в саду все, почти все. Прогулки.
Но при этом три раза в год ЛФК+массаж+Костюм Адели (или Гравистат). Назначают физио и прочие процедуры.
Из года в год изо дня два или три раза в неделю логопед, два раза в неделю психолог.

Школьный корпус отличатеся тем, что первая половина дня отведена занятиям, у некоторых и во второй половине (индивидуальщики). Есть свободное время, есть обязательные кружки у первых четырех классах ИЗО, есть музыкальные занятия и еще сейчас ввели ритмопластику. Занятия психолога остались, но одно стало групповым. Есть другие кружки.

А сейчас еще приходят студентки и с ними играют, жалко, что игры нацелены только на взрослых детей.

А когда мы еще не ходили в центр отдельно от мамы - была группа куда приходили все мамы и находились там между процедурами и занятиями - и это было здорово общались и мамы и дети.
15.11.2006 02:11:19, Дятлова Екатерина
+10 "Матери всегда кладут на жизнь своих детей. Причем любых в том числе здоровых." Это очевидно до рождения. Но если не готов впустить ребенка в свою жизнь, тратить на это время, силы, зачем иметь детей? 14.11.2006 20:32:35, лучше не узнавать
Некоторые имеют. И сидит потом ребеночек с дорогими игрушечками где-нибудь в углу один.... (знаю таких). А мамы, которые хотя бы заходят на этот сайт -уже МАМЫ! Я думаю, и Срук разберется! Удачи ей!!! 14.11.2006 21:03:51, ОксанаиДеня
Срук как раз молодец. Я о другом. Просто в понятие "положить жизнь" вкладывают очень разный смысл. 15.11.2006 01:42:58, лучше не узнавать
Значит, надо определяться с терминами. Но, подозреваю, в данном случае "жизнь положить" означало лишь регулярно заниматься дома, посещать специалистов, работать с ними "в тандеме" и учитывать интересы ребенка:)) 15.11.2006 01:58:18, Cheroka
"Главное, как все организовать,"-сказала мне как-то мама здорового ребенка. Я думаю она права. Тяжело, но сама проблема недостатка слуха легчерешаема чем аутизм- можно и попыхтеть. Меня тоже нельзя назвать уравновешенной. Я тоже срываюсь. Но выхода нет. Надо "двигать" ребенка. Я уже писала, что в своей прошлой жизни работала с глухой девушкой, которая говорила на 2 языках и училась в Америке, но в отличие от моего сына не слышала "со спины"..... 14.11.2006 20:12:48, ОксанаиДеня
Вопрос насчет "жизнь класть" или "не класть" достаточно интересный. Мне идеи "полной жертвенности" не очень близки. Конечно, ситуации всегда разные - бывает, что самое главное для ребенка - не столько финанс. обеспечение, сколько наличие мамы рядом круглые сутки. У нас такой период тоже был. Но теперь настало время специалистов (хотя знать и уметь я сама стала гораздо больше..).
Мне кажется, что Вы сейчас находитесь в "фазе возбуждения", пытаетесь действовать, как будто на пожаре, готовы зарабатывать и платить любую цену. Все мы когда-то находились в подобном состоянии, поэтому Вас прекрасно понимаем.

Но специалистам более комфортно работать с мамами, уже прошедшими эту стадию, и понимающими, что мгновенных результатов в реабилитологии не бывает. И дело не в деньгах - в Москве клиентов хватает.

В подобных ситуациях, как мне кажется, самый оптимальный путь - посещать занятия со специалистами, и найти няню с проживанием (иногороднего специалиста - сурдолога, например, или дефектолога, массажиста и т.п.), или двух нянь, подменяющих друг друга..Я знаю несколько семей, где наняли няню-специалиста (кто-то через агенство, кто-то уговорил знакомого специалиста, кто-то нашел через знакомых). Т.е. обеспечиваются правильные занятия в течении дня, в т.ч. выполнение домашних заданий.
Оплата в принципе не безумная - почти такая же, как и у обычных нянь...
14.11.2006 19:44:35, Cheroka
ГУВЕРМЕН АПРАУШЕВ
Портрет явления: домашний воспитатель слепоглухих детей

…Смуглый стройный мальчик, румяный со сна, тихонько движется мимо меня по коридору, держась за стенку, из спальни в кухню.
Он не видит и не слышит. Его учитель Альвин Валентинович Апраушев с гордостью сообщает, что Антон сам оделся, аккуратно расправил на себе рубашку. Нехитрому этому занятию пришлось долго учиться — как и всему, что обычный ребенок постигает без особого труда.
Добравшись до стола, Антон запустил руку в кашу. Альвин перехватывает ручонку мальчика, «говоря» ему слово «каша» дактильной азбукой, в которой каждой букве соответствует определенная комбинация пальцев, прижатых к ладони «собеседника».
Еда — главный «учебный полигон» формирования речи. Ведь ребенок воспринимает прежде всего те слова, которые обозначают наиболее актуальные, значимые для него вещи, к остальным он безучастен. И потребность в еде — основной союзник педагога.
Улыбаясь, Антон усаживается за столом. «За-был фар-тук», — напоминает ему Апраушев. Мальчик сам снимает с ручки двери пластмассовый фартучек, сам застегивает его на шее. А вот с ложкой управиться куда сложнее. Антон тычет ею в тарелку почти вертикально, будто ломиком. «Пользование ложкой — весьма сложная манипуляция, — поясняет Апраушев. — Тут и поступательное, и вращательное движение, и угол наклона надо держать. Это все со временем отшлифуется. Главное для нас сейчас — сформировать слова».
…Слова такого — «гувермен» — ни в одном языке нет. Апраушев его сам придумал для обозначения той уникальной работы, которую он вот уже третий год ведет в семье семилетнего Антона.
Это не обычная работа гувернера. Ведь и ученик у него необычный: Антон с младенчества слепой и глухой. К тому же гувернер, считает Апраушев, — лицо подчиненное. А гувермен — тот, кто выстраивает по-новому весь менталитет семьи. Ведь речь не о занятиях языками или математикой, как было бы с обычным ребенком. Задача куда более глубокая и масштабная: очеловечивание маленького существа, отрезанного кромешными мраком и безмолвием от всего окружающего мира. Или, пользуясь термином самого Альвина Валентиновича, — «рукотворение души». И это не метафора.

В том-то и дело, что дитя человеческое человеком не рождается. В отличие от животного мира, где способность стать львом, или черепахой, или орлом заложена биологически, в генах. В человеческом же детеныше его человеческой сущности в генах нет. Он ее «вбирает» снаружи, постигая человеческие способы удовлетворения всех своих нужд и потребностей с помощью массы предметов материальной культуры — начиная от соски.
Инструментами этого «делового общения» с миром (термины учителя Апраушева — А.И. Мещерякова, выдающегося ученого, психолога и педагога) в самом начале, в младенчестве, служат руки матери, а затем и собственные ручонки малыша.
14.11.2006 19:46:02, Cheroka
Значит, педагогу необходимо осознанно сконструировать этот процесс, нащупав его закономерности. Этот прорыв и удалось сделать еще в 20-е годы И.А. Соколянскому, родоначальнику тифлосурдопедагогики в нашей стране, чье дело продолжил А.И. Мещеряков в Загорском детском доме слепоглухих детей, директором которого был Апраушев.
Но в 1987 году Апраушев был вынужден уйти. И сейчас детдом перешел в основном на более поверхностные и, по мнению Апраушева, «тупиковые» западные методики. Альвин Валентинович остался хранителем уникальных отечественных методик «очеловечивания» слепоглухих ребятишек.
И вот два года назад он приступил к совершенно новому делу: занятиям со слепоглухим ребенком непосредственно в семье. Родители мальчика узнали о нем случайно, через знакомых.

…Альвин Валентинович переводит в слова каждое действие ребенка, постоянно комментируя: «Ке-фир. Пей ке-фир». «Ан-тон ку-ша-ет сыр». Стоит мальчугану протянуть руку к чашке с чаем, как тут же следует вопрос: «Что ты хо-чешь?». Антошка старательно складывает пальчики, воспроизводя слово «чай». Получается немного «смазанно», Апраушев слегка направляет его движения, поясняя мне, как опасно и не помочь ребенку, и переусердствовать. В случае чего тот может решить, что кто-то ему всегда будет складывать пальцы в нужные сочетания. «Как по лезвию бритвы все время иду».
Кроме чая Антон умеет складывать еще слово «йогурт». «Чай» — слово короткое, а йогурт — самое любимое его лакомство. Но вот Антон как заведенный водит губами по краю чашки. «Бог ты мой, — досадует Апраушев, — опять пошли навязчивые движения». Это что-то вроде ухода в прострацию, тормоз развития. Их надо постоянно «гасить», а для этого необходима постоянная предметная деятельность, когда заняты голова и руки.
Антон жестом показывает, что ему надо в туалет. Он уже сам умеет включать свет, сливать за собой воду (тоже требовалась масса «тренировок»). Но туалет занят. «Тормознули нас с этим делом, — вздыхает Альвин Валентинович. — Вот, пожалуйста, опять пошли навязчивые движения». Антон бездумно крутит головой. Значит, нужно его срочно занять. «Убе-ри по-су-ду». Мальчик по очереди составляет чашки и ложки в раковину. Апраушев попутно вводит счет «раз-два-три» по количеству ложек и чашек. Затем вводит следующее занятие: «Ан-тон хо-ро-шо ку-шал. Ко-ты хо-тят ку-шать. Кор-ми ко-тов!». Два кота, серый и рыжий, ластятся к мальчику. Но тот к ним безразличен. Он занят хлопотным делом: открыть шкафчик, достать банку с кормом, высыпать его себе в руку, потом пересыпать в чашку, убрать ее обратно на полку. «Каждое движение приходилось по сто раз отрабатывать».
Пришло время занятий. Антон достает из ящика доску. «Видишь, он сам сообразил, я ему не успел ничего сказать», — ликует Альвин.
Но от кормления котов, уборки посуды мальчуган отлынивает, приходится напоминать, подталкивать. И тоже знать меру — иначе так и усвоит, что самому активничать не обязательно.

Тут же за кухонным столом — место для занятий. Слева от Антона большая коробка с «пособиями». Апраушев дактилирует: «Дай комп-лект». И тут же радуется: «Такое сложное слово, а он сразу понял». На столе оказываются пирамидки, брусочки, деревянные кругляши. Антон старательно обнюхивает разноцветные бруски. Обычно дети эту информацию на нюх не воспринимают. Но у слепоглухих обоняние, осязание развиты гораздо больше, чем у видящих и слышащих детей. Рассказывают, что знаменитая Юлия Виноградова, слепоглухая ученица Соколянского, могла на ощупь, губами определять, какого цвета нитки — белые или черные: по ворсистости, которая различалась в зависимости от красителя.
Но чуть упусти момент — и обнюхивание тоже становится самоценным, навязчивым, а вовсе не исследовательским. Апраушев спешит переключить Антона на поисковые операции. На доске закреплены штыречки от одного до четырех, к каждому надо подобрать брусок с тем же количеством дырочек. Мальчик ощупывает сперва количество штыречков (Апраушев попутно дактилирует «раз-два-три», называя их количество), затем подбирает брусок с тем же количеством дырочек и насаживает бруски на штыри. В принципе, каждое пособие можно использовать для обучения счету. «Дай сче-ты». Мальчик достает узкую подставку с палочками, на которые насажены поочередно от одного до пяти кругляшей, ловко их опрокидывает, чтобы разом сбросить на стол все кругляши, а не поочередно снимать. «Вот уже рационализация пошла», — довольно хмыкает Апраушев. Когда Антошка путается, выполняя упражнения, Апраушев тихонько стучит ему пальцем по лбу, дактилируя: «Думай!». Когда тот понимает ошибку, Альвин гладит его по голове коротким ласковым движением, приговаривая: «Молодец!».
Если тут, в работе с предметами, он не научится находить и исправлять свои ошибки, он не будет способен потом находить ошибки и в письме.
...Я смотрю на увлеченное и сосредоточенное лицо мальчишки, и мне чудится, что ему предназначена была бы судьба великого математика, ученого — не будь у него столь жестокого недуга.
Антон — жертва халатности врачей. Родители Света и Андрей по образованию научные работники, вместе учились в университете. Старший сын, совершенно здоровый мальчик, оканчивает школу. А когда родился Антон, у него только сердце билось. Легкие не работали, печень была увеличена, определили также парез кишечника, внутричерепное кровоизлияние. Малыш провел 22 дня на аппарате искусственного дыхания. Как выяснилось позже, именно кислород вызвал слепоту. Кололи три вида очень сильных антибиотиков — они привели к глухоте.
Когда их через два месяца выписали, врачи заявили: «Вот вам абсолютно здоровый ребенок». А в три с половиной месяца обнаружили, что мальчик ничего не видит. В год — что и не слышит. А в полтора года новый приговор: ДЦП (детский церебральный паралич).
Потянулась бесконечная череда больниц, дорогостоящие операции в Америке (до сих пор с долгами не рассчитались), практически безрезультатные. В сурдоцентре Светлане намекнули, что при ребенке с такими недугами она может стать невротичкой. Но у Светланы чисто бурятский сильный, деятельный, целеустремленный характер. Она убеждена, что они с Антоном все выдержат. В три года он еще сидел в коляске, безвольно опустив ноги. И тогда Света каждый день стала с ним с прогулки подниматься пешком домой, на 6-й этаж. Походили так с годик — и Антон пошел самостоятельно, несмотря на ДЦП.
Вот и недавно вернулись с операции от знаменитого офтальмолога Мулдашева. Тот, впрочем, обещал лишь усилить светоощущение — и то, если повезет.
14.11.2006 19:47:26, Cheroka
Первое время Апраушев жил у них постоянно, с утра до ночи занимаясь с Антошкой. Сейчас — три дня в неделю. Хотя присутствие постороннего человека в семье в их небольшой трехкомнатной квартире, конечно же, тоже нагрузка.
Поэтому в своем учебнике для будущих «гуверменов» Апраушев призывает их к особой тактичности. Ведь работа с родителями, членами семьи подчас не менее сложна, чем с самим ребенком.
«…Ваше возможное размещение на время занятий между стиральной машиной и холодильником не означает пренебрежительного к вам отношения со стороны родителей, — поясняет Апраушев своим будущим последователям. — Просто им невдомек, что холодильник и стиральная машина создают вибрацию, которая постоянно будет отвлекать внимание ребенка от занятий. Еще более отвлекают беспрерывно открывающиеся дверцы холодильника, где, как известно ребенку, находятся любимые им лакомства. Просто стремление мамы иметь ваше общение с ребенком в поле своего зрения, не отрываясь от кухонных дел, идет вразрез с интересами обучения ребенка. И это противоречие следует сделать известным родителям в тактичной форме».
Вообще работа с родителями, как оказалось, не менее сложна, чем с самим ребенком. Требуется сломать стереотип, что раз наняли специалиста, то он один и должен ребенка обучать. Но в случае слепоты и глухоты необходимо активное участие всех близких. Апраушев обучает домашних дактильной азбуке, мама увлеклась розысками по магазинам всего того, что может служить «учебными пособиями» для их необычных занятий. И, кстати, сама нашла прием, как научить Антошку поворачивать ложку с едой ко рту, а не от себя.

…Выполнив «обязательную программу» с простеньким конструктором (вставив в один ряд кубики разных размеров в соответствующие ячейки), Антон приступает к «произвольной программе» — уже с элементами творчества: по желанию насаживает следующие «этажи» кубиков, как ему вздумается. При этом тихонько вздыхает «эй… эй»… от усердия. Правда, у него получается одна вытянутая башня. «Боюсь, будет эту башню строить до бесконечности, — комментирует Апраушев. — Творческий потенциал еще не наработан». Антошкиной ручкой проводит по всей конструкции, чтобы у того создался цельный образ своего творения. Мальчишка дует на палец. Поранился? «Да нет, — тут же разгадывает Альвин. — Это он ищет повод, чтобы отлынивать».
Кстати, как он объяснил, есть простой способ определить, сохранен ли у слепоглухого ребенка интеллект: умеет ли ребенок хитрить или нет? Лукавить? Отлынивать от занятий? Если да — то интеллект присутствует. Апраушев хитростям радуется!

...И записывает себе задания, как дать Антошке наглядное представление о приходе весны, смене времен года, запахе земли, цветущих деревьях, вкусе и происхождении березового сока...

Из открытий Апраушева:
«Сделайте воздушный змей, запустите его и дайте в руки ребенку катушку ниток, привязанную к уходящему ввысь змею. Понаблюдайте за ребенком, за мимикой его лица…
Непобедимое стремление быть как все приведет вашего воспитанника и к мечте о велосипеде. И эту мечту тоже можно осуществить. Свяжите свой велосипед с его велосипедом металлическими тягами: три тяги на рамы и одна тяга на руль. Получится сдвоенный (или спаренный) велосипед. Ребенок испытает неописуемое удовольствие, да и вы вместе с ним»…

Ольга МАРИНИЧЕВА
14.11.2006 19:47:43, Cheroka
Мы уже давно "в теме" (но потеря слуха у нас приличная плюс органика), так что поделюсь тем что знаю. Каждый день с вами заниматься никто не будет, хотя бы потому, что учиться слушать и говорить надо не 45 мин в день, а постоянно. ИКП ооочень испортился(наш "глухой" этаж), мы с этим столкнулись тоже-продажа книг пособий и прочее. Система Леонгард подразуумевает занятия в семье самими родителями. Мы занимаемся 1 раз в неделю с сурдопедагогом,1 раз с логопедом и 1 раз с дефектологом по АВА 2 раза с кинезотерапевтом, 1 раз рисование, еще есть ЛФК И тренажерный зал. Я тоже платила налоги, причем у меня вся зарплата была белая (так что считайте по старой налоговой сетке), но это только ВАШИ проблемы в НАШЕЙ стране. Идите в слабослышащий садик плюс набирайте дополнительные занятия. Жизнь"класть" не надо, но мамы, с кем я знакома оочень многим жертвуют, к сожалению. Держитесь! 14.11.2006 17:57:57, ОксанаиДеня
Оксана, нам уже 3.5 Нам мало 1 раз... Ну не 5, ну хоть 3... У меня сложилось впечатление, что просто плюют на нас. Выплывайте как сможете. Я очень обозлилась, очень. У сафаровны мы в очереди 3 часа провели, ребенок плакал, она до этого занималась долго и спать очень хотела, а она все брала и брала вновь прибывших, хотя на нас 15 минут было потрачено... Ну не могу я с ребенком своим заниматься, ну правда... Хоть плач! У меня и психика не такая, я привыкла быть начальником. Я давлю. нельзя так с ребенком, тем более с активным. Не проходит это с моим ребенком. Она просто встает и уходит. Я только на крик срываюсь... Уже все заметили, и психологи и врачи-- мне лучше не участвовать в обучении собственного ребенка. Да готова я на самом деле жизнь положить. Только выхлоп будет 0!!! Ну что же делать... Смотреть как ребенок в инвалида превращается, когда этому можно помешать, и класть жизнь? 14.11.2006 18:14:53, срук
"У меня и психика не такая, я привыкла быть начальником. Я давлю. нельзя так с ребенком, тем более с активным."
Хочу выделить этот момент.
Вне зависимости от количества занятий в неделю (думаю, Вы сможете найти то, что нужно) ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗМЕНИТЕ СЕБЯ, успехов не будет. Увы. Думаю, многим мамам (в т.ч. неверующим в бога)приходили в голову мысли, что этот ребенок дан мне для того, чтобы помочь мне измениться.
Измениться самой - это одно из обязательных условий будущих успехов ребенка. И для этого вовсе не нужно отказываться от работы.
14.11.2006 22:28:25, теоретик
Хороший начальник должен быть хорошим психологом! Хотя моя карьера закончилась с рождением "трудного" ребенка((( Действуйте по интуиции. 14.11.2006 22:06:58, ОксанаиДеня
Оксан, да еще раз! Да договорюсь я в конце концов. Не в этом дело. Ну просто система [censored]о. СИСТЕМА. Которая требует унижения, слез, вымаливания, ругани... Я здесь в это душу вкладываю -- эмоции прут... А на работе - какая душа, это же игра все... 14.11.2006 22:26:40, срук
Как говорил сатирик: "Решаем задачи по мере поступления". Вряд ли Вы сможете переделывать систему и заниматься дочкой. Сейчас дочь. А потом хоть в депутаты и за дело! 15.11.2006 02:35:26, лучше не узнавать
Робот удалил слово, но думаю все понятно какое... 14.11.2006 22:27:42, срук
Проситесь в садик, там их заставляют все время пользоваться слухом и речью. Не забалуешь.))) А мы, не умея говорить в неполных 6 лет читаем"глобально " и читаем с помощью дактилологии по азбуке.Некоторые буквы он может назвать, те которые может произнести(к сожалению, у нас ворох проблем) может прочитать вслух некоторые слоги. Вообще сурдопедагогическая база(методики) у нас в стране очень сильная. Но, как мне сказали в одном центре:"девушка, сейчас не Советский союз-проблемы с речью у вашего ребенка это ваши проблемы. ИЩИТЕ". Грустно, но не безнадежно. Ищите, договаривайтесь, уговаривайте. Правда, государство не поможет. Нас из сурдоцентра направили в глухой садик- с сентября этого года. НО, садик закрыли((((- с сентября этого года. 14.11.2006 18:52:13, ОксанаиДеня
Оксан, я и никогда не считала, что это ИХ проблемы. Я прошу их за ДЕНЬГИ, за хорощие деньги, помочь мне решить МОИ проблемы... Не хотят...
Знаете, вот когда мне в феврале сказали, что аутизм это, я плакала конечно, но у меня не было такого отчаянья... Я нашла сразу людей, которые много готовы были заниматься, старались, пусть за деньги. А тут.. Я даже не знаю, лучше ли это, что это все же слух оказался...
14.11.2006 19:05:56, срук
1.Лучше.
2.Разберитесь со слуховым аппаратом. Я не сталкивалась со слуховыми аппаратами, но если у Вас есть деньги, то консультируйтесь в обществе глухих, смотрите интернет и ищите хороший импортный слуховой аппарат. Найдите инженера, из вышеупомянутого общества ли, с отечественного ли завода этих самых аппаратов или из фирменного магазина, где необходима предпродажная подготовка, который поможет Вам слуховой аппарат настроить и подстраивать по мере необходимости.
3.Чем плохи студентки? Вам не академии заканчивать, а подобрать что-то типа подруги вашей девочке, которая в игровой форме будет с ней общаться и учить говорить голосом и знаками. Пригласите несколько, выберете, тех, у кого будет подход к ребенку. Пусть они вместе в куклы играют и меню обеда обсуждают. Можете и в обществе глухих поискать няню на сколько-то часов в день или какое-то число раз в неделю. Девочке нужны не только суперформенные учителя, а набор общения с разными людьми.
4. Забудьте про государство и налогоплательщиков за бесполезностью, читайте Леви или что угодно по аутотренингу, расслабьтесь и повторяйте: «Спокоен, совершенно спокоен. Мне никто ничего не должен. У меня прекрасная умная дочь. Все наладится». Так легче жить и толку будет больше. Или пойдите на занятия медитацией. Купите мультик «Капризная принцесса» (1969 г) и смотрите как принцесса пыталась сказать: "Бабулечка-Красотулечка, дай мне пожалуйста, чашечку молочка». Когда сможете смотреть на это с улыбкой, повторить вслед с нужной интонацией, переходите к занятиям с дочерью. Вам все равно придется с ней заниматься, даже если не ВМЕСТО, то ВМЕСТЕ с педагогами. Да, у Вас обширное поле для тренировки. Учитесь общаться с подчиненными без начальственных интонаций, мягче и веселее, с юмором. Почитайте книги Лууле Вилма.
5. Все хорошие родители очень многим жертвуют ради детей. Не одни проблемы, так другие: здоровье, характер, учеба, столкновения с поликлиникой, школой, выбор профессии. Жить своими интересами, только оплачивая нянь, педагогов, врачей не лучший выход. Вы же не хотите к совершеннолетию девочки стать чужими людьми.
14.11.2006 20:27:06, лучше не узнавать
Ох, ну почему Вы посчитали, что я хочу откупиться? Мне всего лишь надо 1 час в день от них, и все. А в сутках 24 часа. Понятно что оставшиеся 23 я буду заполнять без них :). Но мне этот час с профи нужен! Вот странно, а от своей матери я слышу упреки, что слишком много внимания уделяю дочери :), типа никого больше не воспринимаю вокруг, брата бросила :)...
Боже, зачем мне глухая няня? Дочь то слышащая... Ей надо наоборот больше на речь орентироваться. И никаких знаков. Глухие даже говорят, а у дочери хорошие остатки слуха... У-у-у, а вы сразу жесты... Не будет этого!
14.11.2006 20:54:51, срук
Дело не в откупиться, но сверху уже все написали.

Если слух у девочки лучше, чем я поняла из вашего прежнего спича - тем лучше, в добрый час. Хочется верить, что слух может еще улучшиться.
Я понимаю, что очень обидно, насчет этого часа. И что ребенка лучше бы не утомлять дорогой. Но... Вы по жизни максималист. Обратите внимание, а ответ "теоретика". З.5 года - не приговор. Если пока позанимаются не самые лучшие, то это все же движение вперед. А за месяц-другой Вы кого-то найдете.

Что касается знаковой азбуки. Слабо слышащий человек где-то между миром хорошо слышащих и глухих. Нет вопросов, что при возможности лучше учиться с нормально слышащими людьми. Вопрос, что дальше. А там будет выбор професии и жизненные перипетии. Вы хотите втащить ребенка целиком в мир хорошо слышащих людей. Возможно, у Вас получится. Но дети не всегда хотят следовать выбору родителей. Иногда в жизни общества что-то ломается. В войну горожане зачастую были вынуждены переходить на подсобное хозяйство. Моя мама, пережившая блокаду, на старости лет слушала новости, "чтобы знать, не пора ли уходить из города". Не уезжать, а именно уходить. В блокаду в Ленинграде транспорт стоял. К месту работы, к сборным пунктам эвакуации по "Дороге жизни" изможденные люди шли пешком. На подобные случаи слабослышащему не вредно знать азбуку знаков, пусть лучше она никогда не понадобится. И еще. Кроме слухового аппарата, девочка будет учиться читать с губ. Вряд ли при плохом слухе разумны профессии типа менеджера, где нужно много говорить по телефону, а слышимость бывает "хуже средней". Ну и дальше набирается. Хорошо, если человек имеет независимую профессию, типа дизайнера, программиста, писателя, редактора, художника и т.д., когда можно работать, на слишком общаяясь с окружающими. Но это вопрос индивидуальной склонности. А если нет? Есть еще круг профессий между миром хорошо и плохо слышащих.
15.11.2006 02:26:47, лучше не узнавать
Мое сокровище и то "не особо слышит", но мои педагоги хотят научить его говорить. Научить жестовой речи- "говорят" просто. В Гута-Клиник мне сказали, что в Гертмании глухонемых практически нет, только если есть проблемы с интелектом. А так только говорящие-глухие. 14.11.2006 21:11:26, ОксанаиДеня
СА лучше подбирать индивидуально(не смотреть на ценник). Не слушайте никого. Каждый "глухой"-индивидуальность. У каждого своя аудиограмма, и своя нервная система. "Бренды" здесь не работают! Нам подбирали СА несколько недель, по две модели за раз. Подбирали по реакции на шепот, голс, шуршание, колокольчик и пр. Я в своей прошлой жизни была маркетологом........ Даже это не главное. Вы увидете сами в каких СА ваш ребенок изменится. Это супер. Деня, как будто бы проснулся! 14.11.2006 20:52:54, ОксанаиДеня
Мне кажется, что как раз с глухими гораздо больше шансов найти не просто одного специалиста, а именно создать "обучающую среду".. В любом отделе реабилитационной литературы книг про реабилитацию детей с проблемами слуха - больше половины.. 14.11.2006 19:49:47, Cheroka
Аутизм это модно, но методики и наработки сильнее у глухих. Мой сурдопедагог занимается и с аутистами. Неговорящих аутистов учат жестовой речи глухих и дактилологии. Вот так. 14.11.2006 19:11:54, ОксанаиДеня
Милана (Марина)
Оксана, пожалуйста, как связаться с Вашим сурдопедагогом???? 20.11.2006 13:40:34, Милана (Марина)
Милана (Марина)
У меня тоже комплекс неполноценности "плохой матери" развился, потому что я не могу "положить жизнь" туда же. Я работаю по 12 час, чтоб содержать семью, но всё это отговорки, увы... 14.11.2006 17:47:02, Милана (Марина)
Ну что вы говорите? Вы же именно кладете жизнь, ведь зарабатывание денег на всех - это тоже жертвенность. А сколько еще занятий у вас, поездок! 14.11.2006 23:30:32, Чернобурка
Что отговорки? Т.е. только жертва, даже бессмысленная? 14.11.2006 18:17:04, срук


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!