Раздел: Реабилитация и социальная адаптация

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

ребенок с ЗПР и бабушка (длинно)

Здравствуйте, мамочки
Пишу с надеждой на помощь и понимание, потому что с проблемой столкнулась впервые в жизни. У меня есть 7-летний племянник, выношенный и родившийся с осложнениями. Как следствие - недостаточное мозговое кровообращение, ггс, зпр. Ребенок действительно обучается с большим трудом и заметным отставанием от сверстников. Живет он эти 7 лет с бабушкой, а его маме пришлось жить в другом городе, учась и зарабатывая на жизнь. Теперь племянник попал на лето в нашу семью.

Сначала у нас были проблемы с адаптацией ребенка в семье. Точнее, адаптации семьи к ребенку. Мой муж, наслушавшись ужасов от бабушки, старательно избегает общения с мальчиком. Я тоже ловила себя на том, что в первое время он был мне в тягость. Я его боялась. Но прошел месяц. Я невольно стала забываться и общаться с ним как с обычным ребенком. Дело пошло на лад. Оказывается, если с ним общаться без скидок на зпр, то у него "дебиловатое" (простите ради бога, не могу подобрать другого слова) выражение лица меняется на абсолютно нормальное. Он не застывает без движения перед окном и телевизором, а шустренько общается, играет, гуляет и ведет диалог. Мне потребовалось несколько дней, чтобы понять, в чем корень проблемы. Теперь мне кажется, что я нашла причину. И хочу с вами посоветоваться.

Мальчик жил с бабушкой. Он ходил с ней по врачам, бабушка устроила его в коррекционный садик, пыталась с ним заниматься дома. При этом 7 лет он слышал о том, что у него проблемы, у него зпр, он необучаемый, он очень тяжелый, и все специалисты это подтверждают. Как медик я скептически отношусь к этим ужастикам. И потяжелее видали, извините мне мою фамильярность. Но ребенок, кажется, прочно впитал в себя уверенность, что он - отсталый, и ему в связи с этим полагается большая скидка. Я пыталась поговорить с бабушкой о том, чтобы она не вела этих разговоров при ребенке (иногда это длится долгие часы, это вообще любимая тема), но в ответ получила скандал и яростный отпор.
Говорите ли вы при своих детках об их проблемах? Насколько подробно? Я стараюсь хвалить племянника, когда ему удается что-то хорошее (а он очень старается и его есть за что хвалить), мы прекрасно общаемся и взаимодействуем, но тут приходит бабушка, что-то требует, и самый легкий выход для него - отвесить челюсть, закатить глаза и застыть. Ошибаюсь ли я, или действительно ситуацию пока еще можно поменять в хорошую сторону? Если настаивать на том, чтобы бабушка что-то изменила в своих отношениях с ребенком, то что именно? И, может быть, вы знаете какие-то железные аргументы, которые помогут прошибить ее защиту "поживите с ним с мое - сами так запоете"?

Второй вопрос - про еду. Даже и не знаю как точнее сформулировать. Имеет ли кто-то из детей с зпр проблемы с едой? Несмотря на то, что за ребенком совершенно точно хорошо ухаживали и питательно (хотя и без излишеств, денег-то маловато) кормили, я иначе как "детдом" сформулировать проблему не могу. Чувство насыщения у него определенно есть. Если он наелся, он может спокойно оставить еду в тарелке и пойти играть. Но несколько характерных ситуаций:
- бабушка наложила в тарелку вполне взрослую порцию картошки и котлет. Ребенок смотрит и говорит, что мало, что нужно еще. Бабушка подкладывает еще полстолько. Ребенок съедает полтарелки и явно больше не может. Оставляет еду, уходит играть. Мне не жаль еды. Я не могу понять, почему его заранее беспокоит, что еды мало.
- на столе тарелки с едой, печенье, нарезанная колбаса (дети это едят после того, как съели основную еду). Дети садятся есть. Племянник сразу хватает несколько кусочков колбасы, пару самых вкусных на его взгляд печеньев, кладет у своей тарелки, прикрывает рукавом. "Это я потом съем". Притом что бабушка нарежет еще колбаски, если она кончится, и даст еще печенья, то есть это не проблема ВООБЩЕ, и все дети это знают.
Я интуитивно понимаю, что с едой у него связан какой-то стресс, но не понимаю, какой. Бабушка тоже видит эту проблему, но помочь мне понять причину не может, мы с ней уже обсуждали. Как сделать так, чтобы он относился к еде спокойно? Связано ли это с зпр или с каким-то периодом материальных затруднений в семье? Спросить у племянника (очень мягко и завуалированно) я пробовала, но он еще не может сформулировать, что его беспокоит. Пока решили дать ему личный сундучок с печеньем, конфетами, соками и всякими вкусностями. Может быть, у кого-то была такая ситуация? Или я не там ищу причину?

Извините за глупые вопросы. Впервые сталкиваюсь с такими проблемами. И хочется ребенку помочь, и не знаю, с какой стороны подступиться. Могу оставить все как есть, но вдруг есть лучший выход.
08.07.2003 23:44:13,

12 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А книги бабушка будет читать? Может, подобрать ей что-то. Может быть, есть возможность ей общаться с людьми, имеющими аналогичные проблемы? Ей нужна помощь, надежда, оптимизм, это естественно.
Мы иногда обсуждаем проблемы ребенка при нем, тоже борюсь с этим... Но, конечно, без эпитетов. Хвалю всегда, иначе никак!
Вы - молодец, вот главное, что я хочу сказать. Ваше позитивное отношение может многое изменить.
09.07.2003 15:00:39, ЛяМур
Вопрос очень интересный... Я сталкивалась с подобными проблемами у своего ребенка (почти 7 лет,ЗПР). Вот 1 из примеров:
Пару лет назад мы уехали из России, и мой ребенок тогда еще 4хлетний пошел в школу. Отставание в развитии было заметно, языка он не знал и поэтому имел много конфликтов с детьми, и нас быстренько перевели в школу для детей с психическими нарушениями - от аутизма до олигофрении. Там он начал понемногу разговаривать на новом языке, а еще научился копировать поведение детей... Он имитировал нервные тики, причем очень неплохо - я пугалась, а если от него требовали что-то трудное для него, то на лице появлялось жуууткое дебильное выражение, с рассеянным взглядом и гримасами. Уйти из этой школы было очень трудно - никуда после нее не брали, но через некоторое время мы переехали в другой город. И тут я настояла на том, чтобы его еще раз посмотрели в обычной школе - язык он все-таки подучил. В этой школе он и остался - там оказалась очень хорошая учительница, она смогла найти контакт с ребенком. У него появились друзья, он стал стараться выполнять требования учителя. А признаки дебильности ушли примерно через месяц.
Выводы делайте сами :).

09.07.2003 12:29:51, Юлия Ко.
Мне кажется, Вам просто необходимо сходить к психологу. Причем взять с собой бабушку, чтобы она послушала мнение "со стороны". Ведь такой специалист нужен именно ВЗРОСЛЫМ, чтобы научить их общаться с ребенком. К невпропатологу тоже неплохо было бы. Почему без матери не консультируют, что за порядки? А платно? 09.07.2003 12:00:56, Fati
Бабушка пробовала сходить к психологу. Но она из той категории пациентов, которая согласна слушать психолога, только если ей говорят то, что она хочет услышать. Сейчас она уже в святой уверенности, что сама все знает лучше, чем эти <подставить по вкусу>.

А психоневролог не принимает без матери ребенка, потому что тайна диагноза. Это очень неудобно для нас, но, наверное, это правильно. Даже платно не принимают (а бесплатно и не получится, ребенок иногородний). Жду приезда сестры в конце месяца.
09.07.2003 12:07:55, SP
мы иногда обсуждаем при ребенке. Но не в контексте: придурок, а в контексте объяснения его действий. И то - все реже и реже.
Еда. Наверное его или ограничивали, а может и в саду их запугивали, чтобы быстрее ели, а потом отнимали у тех, кто не доел. Вон мой вчера учудил: пирожные привезли на дачу. В коробочке три штуки. Он сразу начал беспокоиться. чтобы ему побольше досталось. И волновался так, будто ему их не дадут. Съел 2, половинку отделил бабушке, и всех очень просил, чтобы оставшуюся половинку никто не ел.
09.07.2003 10:06:11, Muha
Завидую вашему спокойствию. Правда. У меня аналогичная дележка была с мороженым. 3 больших брикета мороженого. Съел свой. Потом попросил бабушку отрезать половинку от моего брикета. Бабушка отрезала (ладно, фиг с ним, с моим брикетом). Потом (все это происходило сразу, одномоментно) попросил отрезать ему половинку от брикета моей дочки. А она за свое мороженое кого угодно на британский флаг порвет. :-) Тут я хотела немножко вмешаться и обсудить с ним понятие "поровну", но бабушка просто ему отказала без объяснения причин. Спустя какое-то довольно большое время я стала таки потихоньку объяснять детям, что такое "поровну", даже если очень хочется. И что такое "угостить". И прочее. Вроде теперь они оба хорошо понимают, что значит "поровну", и точно знают, что им привозят все одинаково, никого не обделяют. Но все равно я вижу, что какой-то у него есть ажиотаж, хотя и подвижки есть. Бабушка говорит, что ей он вообще никогда ничего не оставляет, а сейчас четко смотрит, чтобы было поровну с сестрой.

И просьбы "оставить на потом, чтоб я доел", тоже были. Я была очень озадачена, тем более что он потом поковыряет и все равно не съедает. Хочется же тепленького, свеженького, а оставленная тарелка с едой уже не такая вкусная. И все равно просит оставить, и помнит, и прибегает переспросить, не выкинули ли. Что-то его явно беспокоит.
09.07.2003 11:24:42, SP
Бабушка наверное часто вот так без объяснения причин ему отказывала. Типа - что такому объяснять. Но возможно, если поканючить, то давала.
Мне трех пирожных не жалко, меня больше волновал вопрос: а не пронесет ли его с тех огурчиков (с), особенно ночью. Вроде не понесло.-))
Мы стараемся предлагать компромисс, объяснять. По началу проще было предолжить компромисс: сейчас мы разделим мороженое, а потом ходим еще купим. Теперь он сам уже считает своим долгом угостить. Правда, бабушку нашу очень умиляет 1 конфетка из пакета. Но зато сам.
Мой тоже любит, чтобы навалили еды побольше, а потом выяснится, что это он есть не хочет. Привыкли, убираем. Если совсем ничего не поел, то через какое-то время предлагаю поесть еще раз.
09.07.2003 11:36:33, Muha
Лично я НИКОГДА ни при каких ситуациях стараюсь при ребенке не говорить, что у него проблемы. Он на все 200% уверен, что он самый обычный мальчишка, что на самом деле так оно и есть. И это ОЧЕНЬ помогает ему в жизни. Надо стараться как можно чаще показывать ему, какой он молодец, как у него все хорошо получается, хвалить даже за малость и поощрять любые виды деятельности. Судя по Вашему рассказу, у этого маьчика еще ничего не потеряно. И на необучаемого он явно не тянет. Вообще считается, что необучаемых детей не бывает.

Насчет еды - скорее всего, у него была какая-то диета довольно долгое время. И теперь ее нет. А ребенок никак не может в это поверить и старается скорее взять себе то, что, вероятно, когда-то было запрещено достаточно жестко. Очень похоже на поведение дочки одной моей подруги, у которой сильное кожное заболевание и многое запрещено из еды: она хватает со стола самую вкусную конфету, пока мама не видит и на вопрос "Наташенька, а разве тебе ЭТО можно есть?" отвечает: "Не знаю...", одновременно запихивая ЭТО в рот и стараясь прожевать как можно скорее.

Может, у этого мальчика тоже что-то в этом роде было. Вот и остались комплексы, что доесть не дадут или вообще запретят брать со стола.

Если в семье были/есть материальные затруднения, такое поведение также многое оправдывает.

Вы пока все делаете правильно. И Бог даст, поможете этому мальчишке стать обычным нормальным мальчиком.

И, ради Бога, забудьте это слово "ЗПР"!!! Раз и навсегда!
09.07.2003 01:19:51, Наташа и Игорек
Shuramura
Советов особых давать не могу, поскольку у вас семейная ситуация отличается от нашей. Хотя внушенный комплеск "отсталого" тот же самый. Вполне вероятно, что у ребенка если и был дефект, он давно компенсировался, или же дефект вовсе не связан с умственной отсталостью. Может быть дислексия, может еще какая-нибудь проблема с обучением, но вовсе не отсталость. В нашем случае это была тяжкая психическая травма и связанная с ней депрессия, а также проблемы со зрением, которые, увы, разпознали и корректировали только несколько месяцев назад. Фокусы с едой тоже были, сейчас их уже значительно меньше, в нашем случае это один из признаков ПСТД (Post-traumatic Stress Disorder). Не исключено, что бабушка, пользуясь своим исключительным положением, и может, сама того не желая, ребенка травмировала. А может, это коррекционный садик постарался.
Коротко опишу наш случай: своего младшего я усыновила, когда ему было 12 лет. Родители погибли, когда ему было 6. Кочевал по родственникам, жил с дядей-алкашом, через что прошел, можно только догадываться. То, что я из него постепенно выудила, публикации не подлежит. Когда, наконец, попал в опеку, был истощен, весь во вшах и чесотке. В 7 лет определили в детдом для умственно отсталых, с "легкой степенью дебильности". Очень сильно отстал в физическом развитии, сейчас догоняет. Интеллект совершенно нормальный, но естественно, после стольких лет "обработки" когнитивное развитие сильно отстает, причем как-то неоднородно. Впрочем, он довольно быстро наверстывает. Проблем, как можете представить, масса, но все они не врожденные, а "воспитанные" заботливым обществом. Сейчас дураком прикидывается все реже и реже, поскольку мы прикалываемся, что у него есть справка, что он "нормальный". В нормальных условиях ребенок, если с первого раза не получается, пробует и пробует. У ребенка в "коррекционном " учреждении мотивацию и самооценку зарубают на корню, поэтому он ожидает, что все должно получиться с первого раза, а если нет, то он оставляет все попытки.
Попробуйте подавать зверобой - у него мягкое антидепрессивное действие (впрочем, Вы наверняка сами знаете.) Первый год мы только на зверобое и вытянули. Еще давала мелантонин и ГАБА. Сейчас ему назначили малую дозу анти-психотического препарата, вроде ночные кошмары кончились, а то просыпался раз 6 за ночь. И поведение тоже изменилось - как-то поувереннее стал.
Короче, всякие фокусы с едой, "дебильный" отсутствующий вид и прочие описанные Вами признаки - несомненно психотические проблемы, может быть связаны с травмой, может быть с болезнью, но их можно и нужно лечить.
Медикаменты, скорее всего, только дополнение. Настоящее лечение - заставить работать, достигать успеха, гордиться результатами. И самое главное - добиться, чтобы ребенок Вам доверял и чувствовал себя в безопасности.
09.07.2003 00:45:43, Shuramura
C тем, что бабушка невольно травмировала ребенка, я полностью согласна. Попробую поговорить с сестрой, может быть, она сможет как-то убедить бабушку не вести этих разговоров при ребенке. Хотя это будет нам стоить много нервов.
Спасибо за совет про зверобой. Спит он нормально, все наши проблемы - дневные. Я купила глицин и витамины, а про травки как-то совсем забыла. Психоневролог не консультирует без матери ребенка, а она пока приехать не может. Читаю его карту и пытаюсь сообразить, что к чему. Хочется, чтобы он пожил какое-то время вообще без этих разговоров, в менее напряженной обстановке. Тогда бы, я надеюсь, исчез тот слой проблем, который вызван этим эмоциональным прессингом ("сколько раз я тебе говорила", "когда же я тебя научу", "ну что же ты все никак не можешь запомнить", "и вот так у него всегда - неуправляемый ребенок") и стала бы видна в чистом виде органика, не знаю, уж сколько там ее осталось. Думаю, что немного. И у меня уже почти созрело желание не пускать на консультации бабушку, поскольку симпоматику она передает несколько искаженно. Это невольно происходит, ну просто не может она не заводиться при этих разговорах и не раздавать оценки направо и налево.
При этом она его очень любит. Очень. Это я говорю, чтобы была видна другая сторона медали. Бабушка у нас не монстр, просто эмоциональная и изрядно уставшая женщина.
09.07.2003 11:34:01, SP
Насчет еды - это могут быть заморочки, не связанные с ЗПР, просто зашуганный ребенок, воспитанный без родителей. Бабушка от него устала. Может Вы не видите, а она его тюкает постоянно. Вот у него и выработалась "защита" в виде "дебиловатого" поведения. Жалко ребенка, сирота он по сути. Постарайтесь сделать для него побольше хорошего. А "прошибить ее защиту" (бабушкину) - если она хоть о чем-то задумывается, объясните ей, что не говорить при ребенке о его проблемах - это просто как дважды два, непреложная истина, которую ей расскажет любой психолог-первокурсник. Хвалить, поддерживать, вселять уверенность, что все получится - это очень важно! 09.07.2003 00:24:55, Fati
Да. Тут есть над чем поразмышлять. Мысль о том, что он "заедает" какой-то стресс, не приходила мне в голову. Надо будет над этим подумать.
Бабушка у нас, конечно, жесткий человек. Я надеялась на то, что мы с сестрой смогли вырасти под гнетом этого тюканья (это было тяжко), и он сможет. Но сейчас вижу, что он гораздо более беспомощен и его легче сломать. Я могла и истерику закатить, и скандал - инстинктивно делала все, чтобы отстали. Сестра уходила из дома. А он уходит в себя. Застывает. :-( Иногда вижу, что бабушка внимательно прислушивается, когда мы с племянником разговариваем. Может быть, что-то полезное для себя она потихоньку почерпнет. Хотя я тоже не Ушинский, конечно. :-(
09.07.2003 11:46:16, SP

Читайте также
Бенто-торт Сникерс
Рецепт мини-тортов "Сникерс" на двоих

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!