Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

трудная тема

Извините, анонимно.Я-мама маленького ребенка-аутиста, сейчас моему почти 6 лет.Примерно с 2.5 лет начал изучать себя, как большинство детей в этом возрасте.Ну и обнаружил, что от определенных манипуляций есть какие-то ощущения.До 3 лет мы особо не придавали значения, отвлекали только, но не ругали.Но он стал чаще и чаще.Стали говорить, что нельзя, некрасиво-стал делать перед сном, в темноте, когда никто не видит.И ладно бы чуть-чуть, и потом засыпал, нет, часами, не давая себе уснуть долгое время.Стали ругать и наказывать, сидели рядом и караулили.Отучился по ночам, стал засыпать.А днем, забывался, и снова.Просто война с "этим" у нас была.А потом начался садик.И до сих пор, дома ни-ни, а в садике...И воспитатель мне выкладывает-сегодня, и вчера, и каждый день погружен в это занятие.Пробовали все, и отвлекали, и игры давали, и все что хочешь, ну все бестолку, вот уже почти 2 года, ежедневно, по нескольку раз на день, и только в саду.Красивый, голубоглазый и чистенький малыш...И такое поведение,а ведь вокруг дети и взрослые.Это его способ быть одному, там, где не спрячешься от других, но ведь взрослеет же, впереди школа, и что там будет, дети ведь засмеют, если не хуже.А из садика забрать не можем, ведь просто быть дома и никуда не ходить для него тоже нельзя.Да и проблема не в конкретном садике, мы их сменили 2 раза, и везде это.Может, кто-то был в такой ситуации и справился-помогите нам советом.
18.04.2004 15:39:42,

12 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
СветланаЮ
Просто утешить, понятно, что не выход :(. Та же история была, масла в огонь подливала свекровь: " А ВАШ Дима ни шагу по улице ступить не может, стыдно, руки все время ТАМ". Прошло после того, как от краснухи образовался фимоз, ну и обрезание сделали. Теми или иными путями можно избавиться. Не унывайте. 19.04.2004 21:31:12, СветланаЮ
По АВА вроде как есть несколько способов: либо вознаграждать за все, кроме проблемного поведения, либо выработать несовместимое поведение, либо поставить на угасание.

Если вознаграждать любое поведение, кроме проблемного, надо смоделировать ситуацию, похожей на садовскую, может быть, с парой-тройкой других детей вокруг (поскольку без детей он вроде этого не делает), смотреть, что он будет делать, и вознаграждать (хвалить, кормить вкусненьким, давать любимые игрушки и др.) ВСЕ, ЧТО ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ, если это только не будет проблемное поведение. Крутит колесики у машинки - молодец, возит паровоз по полу - умница, на тебе изюминку, стучит кубиком по кубику - отлично, вот еще изюминка, начал делать то, что не надо - молчим, ничего не даем. Не кричим (это может быть для некоторых само по себе вознаграждение), не запрещаем - просто не вознаграждаем. Начал опять стучать кубиком по кубику - молодец, умница, вот тебе орешек или изюмина. И записывать, сколько раз в час случалось проблемное поведение до того, как начали обучение, и стало ли уменьшаться количество поведений через какое-то время после того, как начали обучать.

Если вырабатывать поведение, несовместимое с данным, надо дать ему какую-то отвлекающую штуку (допустим, маленький мячик для сжимания в руке). Каждый раз, как начинается проблемное поведение, давать ему этот мячик и немедленно вознаграждать за то, что его держит и сжимает. Если надо занять обе руки, дать какую-то отвлекалку для обеих рук (резиновую ленту растягивать, например). Вознаграждать за то, что растягивает эту ленту. И так КАЖДЫЙ РАЗ на протяжении какого-то времени. И тоже вести учет поведениям (см. выше). В конце концов начинает сам хватать и растягивать ленту в проблемных ситуациях - это будет значить, что переключился.

Если ставить на угасание (put on extinction), надо сначала подумать - что служит для него вознаграждением в этой ситуации? И то, что служит вознаграждением, убрать. Если ему нравится внимание (хоть и негативное) со стороны взрослых, не оказывать ему никакого внимания, если он начинает заниматься проблемным поведением. Вообще не замечать. При таком подходе сначала проблемное поведение резко увеличивается, а потом, когда ребенок понимает, что вознаграждения (то есть внимания) не видать, проблемное поведение идет на спад.

Однако если это у него защита своих нервов от перегрузки в коллективе, тогда угасание не поможет - тогда это поведение само себе награда.

Я часто читаю, что такое поведение - следствие дрожжевой инфекции (ну чешется у ребенка, кроме всего прочего), и тогда помогают натуральные антигрибковые средства: экстракт грейпфрутовых семян, масло душицы. Одна мама, у которой у дочки была такая проблема, делала ей ванночки: наливала в таз воду, капала пару капель экстракта грейпфрутовых семян, и сажала дочку туда. Вроде как помогло...

Посмотрите про АВА
http://treatmentofautism.org/modification%20Rus%201.htm
здесь про то, как с аутистами в разных ситуациях занимаются (вашей ситуации тут нет, но может быть почерпнете какие-нибудь ценные идеи, особенно в главах 4 и 5)

http://lib.sarbc.ru/koi/DPEOPLE/nerychite.txt
это книга Карен Прайор "Не рычите на собаку" - про АВА в приложении к животным и людям. Опять-таки вашей ситуации здесь нет, но можно найти какой-нибудь подход, который поможет решить проблему.
19.04.2004 02:10:35, Е
Елена, ответьте, если сможете.У нас другая проблема- при выражении радости сильно машет руками.Спецы по нашей программе говорят, оставить, как есть, что это осталось от младенческого комплекса оживления.Но со стороны выглядит это не очень ...Можно ли это убрать АВА? И стоит ли совмещать, или нельзя, РМО и АВА?Можно ли занимаясь РМО исподьзовать принципы АВА для обучения счету, например?У нас он что-то никак пока не идет. 19.04.2004 10:07:49, п.мама
У нас проблема аналогичная - если радостное возбуждение зашкаливает, начинается самостимуляция: может начать смеяться идиотским смехом, типа икания, явно нарочито, или хрюкать начинает. Раньше мог начать крутиться вокруг себя, или оскаливать зубы, теперь вот хрюкает.

РМО-специалисты мне велят в таких случаях снижать уровень возбуждения, например, замедлить скорость, может даже прерывать игру, чтобы потом опять постепенно наращивать. Таким образом постепенно поднимать порог устойчивости к возбуждению.

Они, как я чувствую, правы, но у меня плохо получается: тут очень тонко надо чувствовать, когда замедлять, когда ускорять, я еще так не умею. Я пыталась рявкать - ноль эмоций, пыталась давать очки за отсутствие смеха (АВА метод) - помогало так себе. В конце концов я сделала этюд по Станиславскому - когда он стал ржать и хрюкать, я отвернулась и зарыдала как героиня индийского фильма, а он уже на той стадии, что бросился ко мне утешать и спросил, обиделась ли я. Я рыдала долго и со вкусом, объяснила, что да, обиделась, и играть больше не хочу, потому что мне в этом нет теперь никакой радости. Похоже, что он теперь очень ценит возможность играть вместе, и мои чувства тоже, потому что не только пообещал больше не хрюкать (пообещать-то все можно), но если захрюкает, я сразу делаю рот ящиком - готовлюсь рыдать, и он, хрюкнув пару раз, ПЕРЕСТАЕТ! Просто боюсь сглазить...

Еще, мне кажется, поможет, когда я разберусь с новыми добавками. Похоже, что надо снижать дозу витамина В - он вроде бы начал хрюкать недели две-три назад, именно после того, как я ее увеличила.

Возвращаясь к РМО - я сейчас вспоминаю, что раньше они мне советовали делать именно то, что я сделала сейчас, это же можно сделать и невербально, если ребенок уже понимает мимику и заинтересован в партнере по играм. Обидеться, отвернуться, и пусть ребенок сам налаживает контакт. Но раньше у нас это не пошло, потому что ему мои чувства были в достаточной мере по барабану. Единственное, чего я таким образом достигала - это занятие прерывалось с регулярностью каждые пять минут. А сейчас вот сработало. Короче, если ребенок уже на определенной стадии, видимо стимы можно убирать и методами РМО.

Касательно АВА для убирания стимов: помогает. Махание руками (и другие вещи типа хождения на цыпочках) АВА у нас убрала. РМО мы тогда еще не занимались. Я сейчас использую АВА для обучения мелким жизненным умениям, которые трудно идут, и для уничтожения стимов. Умения некоторые вроде двинулись вперед (научился есть, не капая на рубашку), другие нет (одеваться утром не больше чем за пятнадцать минут - сперва научился, потом вроде как разучился), а стимы вроде не очень поддаются - как пел в ванной, вперившись в зеркало, так и поет. Но я не отчаиваюсь, памятуя прошлый опыт.

Можно ли совмещать АВА и РМО в работе с одним ребенком - наверное, можно. У меня, я уже писала, была одна студентка, которая занималась с малым АВА, но делала это, как я сейчас понимаю, интуитивно в духе РМО, то есть упражнения были поводом к общению. Он тогда очень старался - не скажу чтобы для нее, но ему это очень нравилось.

Я бы не стала использовать принципы АВА для обучения счету. Может быть я сейчас буду говорить что-то не то, но мне кажется, счет - не такая важная вещь. Если ребенок еще "дикий", то когда научится считать, не обрадуетесь - многих клинит на цифрах, может начать, как мой, считать до бесконечности, писать цифры пальцем в воздухе, потом придется корчевать новоприобретенные стимы. Лучше продвинуться сначала к более нормальному состоянию, тогда и счет может пойти легче.

Можно, наверное, придумать какую-то математическую игру и играть в нее на занятиях типа РМО, главным образом фокусируясь не на математике, а на том, чтобы обоим было весело, на внимании к друг другу и на том, чтобы делиться эмоциями или вводить вариации. Но если математика будет мешать игре, в РМО, я думаю, посоветовали бы бросить или упростить математику.
19.04.2004 11:52:54, Е
А моей дочке очень нравится, когда я "плачу", она сразу заглядывает мне в лицо, делает жалобную мордаху и говорит тоненьким голоском "маме грустно", оттягивает мне веки, чтобы увидеть слезы.В общем у нас начался огромный интерес к эмоциям, но пока она спокойно соглашается, когда я говорю"я не хочу с тобой играть, я обиделась", а может, вида не показывает, у нее с эмоциями раньше вообще был ноль, а теперь размораживается потихоньку.Наверно, нам пока не стоит заморачиваться этими проблемами, хоть научилась плакать и смеяться, и то хорошо, а то была как снежная королева, никаких выражений чувств. Ну и с математикой подождем, правда, в садике занятия, а она на них никакая сидит, не понимает и нет интереса, не может сосчитать 3 палочки, хотя счет знает до 10, но только на словах, а так не понимает.Хотя зрительно, не отсчитывая пальцем, может сказать, 2 или 3 кота на улице, или 1 ребенок, те в пределах 3 понимает.Спасибо вам, Елена за подробные разъяснения, дорастем, попробуем. 19.04.2004 13:50:53, п.мама
СветланаЮ
Интересно, я пришла интуитивно к тому же способу общения с детьми. Обижаюсь и картинно рыдаю :). Так у меня Димка тут начал меня утешать, с малым я поругалась, и его начал воспитывать, типа не видишь маме плохо, она плачет, а ну ешь садись быстрее и не выпендривайся :)!
Такой разнос со смехом у нас тоже есть, я называю "заклинило, сошел с нарезки". Но до диеты было еще хуже, сын на непонятное, сложное задание реагировал противным таким хихиканьем, прицепившись к чему угодно, уже не мог остановиться, пару раз я даже шлепнула - беспролезно, будет продолжать, даже если заплачет :(. А вот смотрю, на фоне диеты прошло :). А вот со стимами что делать, не понятно. Мы запираемся в туалете и летаем-стреляем там по полчаса. Отговаривается, что сильно писать хочет, ну и никак не кончается... И еще тики. Рукой взмахивает перед глазами, прикрывая ладонью то розетку, то лампу, то просто так. Я уже ему говорю, давай-ка ты по 100 раз в качестве лечения, ну пока не надоест :), взмахивай. Понимает, взмахивает. Увы, пока не надоело, не уходят тики. Какие-нибудь есть способы с этим справиться?
19.04.2004 13:39:33, СветланаЮ
Запирание в сортире и пение там песен у нас, кажется, пошло на лад - я даю ребенку очки на кино, смотрит один фильм в неделю по своему выбору, если заработает на него сто очков, так сегодня я ему пообещала, что на умывание у него пять минут, а если управится быстрее, то заработает столько очков, сколько сэкономил минут - и вылетел из сортира пулей, пописал, умылся и зубы почистил, и все за три минуты!

Я, окрыленная результатом, дала ему пятнадцать минут на одевание с тем же условием - сэкономил восемь минут, был горд собой как слон - еще бы, десять очков за одно утро, и возможно, что такой положительный результат запомнит.

Это точно по АВА - выработка поведения, не совместимого с проблемным.

Что касается гиперкоррекции (когда заставляют одно и то же переделывать сто раз) - ИМХО, со стимами это не так хорошо идет. Стим все же самоподкрепляющееся поведение, может и никогда не надоесть. Я пробовала, когда мы играли, а он упирался в любое стекло в комнате любоваться на отражения, говорить ему "смотри, а когда надоест, скажешь" - он смотрел, потом спохватывался, что играть тоже хочется, отрывался и говорил "все, надоело", но через две минуты опять влипал в стекло. Непроизвольно. Пришлось обойти проблему - стала на время занятий уходить с ним туда, где зеркальных поверхностей нет.

На бейсболе похожая проблема (когда выделывал телодвижения и следил за своей тенью) ушла, как я понимаю, методом выработки несовместимого поведения - когда въехал в игру, стал следить за мячом и за игроками, тогда и тенью практически перестал любоваться - иногда случается, но очень редко.

Можно попробовать выработать несовместимое с маханием поведение - крутить что-то в руках, или держать руки в карманах / совать руки в карманы. Вознаграждать каждый раз, когда вы на него посмотрите, а он крутит мячик в руках, или держит руки в карманах. Учить крутить что-то в руках - это фактически заменять один стим другим, менее бросающимся в глаза. Руки в карманах, наверное, лучше.

Можно вырабатывать самоконтроль - давать очки за каждый раз, когда сам прекратил махать руками (если еще недостаточно хитрый, чтобы врать, что прекратил уже семнадцать раз).

Можно уменьшить поведение по схеме "команды не было": давать стикер (бейсбольную кепку, определенную рубашку, значок и др.), который будет значить "махать руками можно", а когда снимаете стикер (кепку и др.) - махать нельзя. Подкреплять махание при надетом стикере, а также отсутствие такового при снятом стикере. Потом стикер давать все реже и реже.

Посмотрите книгу на сети "Не рычите на собаку", я ссылку давала в этой теме - это азбука АВА, изложенная очень смешным и запоминающимся образом. И куча ценных идей.
19.04.2004 21:49:01, Е
СветланаЮ
Спасибо, Лена. Я уже сегодня ввела систему очков - Димке понравилось. Награда - комптютер. Кстати, на комп тоже гиперактивность с диетой почти пропала :), что ни шаг, то удивление.
Книга у меня есть, но я на компе очень медленно читаю, до нее руки не дошли еще, скачала очень много всего, распечатывать немыслимо, а читаю кое-как - у меня зрение -11, глаза от компа быстро устают :(. Спасибо за совет, сейчас возьмусь за эту книгу, остальное пока отложу :).
20.04.2004 10:01:34, СветланаЮ
В нашей семье все рыдают, как в индийских фильмах, если хотят, чтобы Ростик пошел на уступку в очередном споре. В половине случаев помогает. Правда, старшей так понравилось громко рыдать, что пришлось вводить ограничения. 19.04.2004 12:56:21, lena(uk)
Спасибо за ответы.Наводит на размышления способ Еханки.Но я подумала, может кто из тех, кто занимается по АВА напишет схему, по которой отучают от дурных привычек, как это делается.Об АВА у меня только поверхносные знания, но по-моему что-то такое там должно быть.Спасибо заранее всем. 18.04.2004 23:21:22, нн
Еханка
Мы промучились с ЭТИМ :) два года. Старались следить, чтобы вовремя ходила в туалет (у меня девочка), отвлекали, заитересовывали. А в конце концов я стала ее БОЛЬНО щипать за внутреннюю часть бедра. Неделю походили с синяками, предупредили педагогов на занятиях, чтобы щипали или пугали этим и через неделю "полегчало". Сейчас иногда присаживается, но не чаще чем другие дети - когда очень устанет или перенервничает. Скажешь, что ущипну - перестает. Может жестко, зато эффективно. 18.04.2004 20:58:32, Еханка
МуммиМама
Такая проблема была у одного моего родственника. Правда, он не аутист, но в 10 лет потерял маму и это, конечно, сильно повлияло на его поведение. Очень много лет это беспокоило всю семью. Немножко вроде бы помогало лечение у гипнотизера, но не знаю, насколько это приемлемо у аутистов -- посоветуйтесь с кем-нибудь на тему гипноза. А вообще все прошло с возрастом, но ему уже лет 16, наверное, было (во всяком случае помню, что и в 12, и в 14 вопрос был очень актуальным).
Что еще возможно попробовать: мягкие антистрессовые игрушки для взрослых -- бывают в канцелярских магазинах. Если это способ "побыть наедине с самим собой" как попытка отгородиться от шумного коллектива в садике, то такая вещица может помочь, наверное.
18.04.2004 20:11:01, МуммиМама


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!