Раздел: Врачи, педагоги, методики

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

посоветуйте, пжлста

Девочки, посоветуйте. как реабилитировать ребенка.
Взяли под опеку мальчика 3,9 лет (дома 4 месяца), в анамнезе ФАС, агенезия мозолистого тела, ООО, расщелина неба и губы (зашиты). физически и всихически развит на 1-1,5 года, весил 8,5 кг, когда забрали, сейчас уже 9,5.
Речь понимает, может сказать мама, недавно пошли слоги, по-моему он соображает, т.к. если ему нужна еда или купание, например, он берет меня за руку и тащит куда надо и руками показывает. Мычит довольно активно, т.е. говорить хочет, пока не получается.
Вот нам посоветовали к остеопату сходить, может кто знает толкового специалиста (и сколько это стоит), ЭЭГ сделать (я только не знаю, как это практически осуществить, сидеть смирно долго он не сможет), массаж.
Вроде тут насоветовали лекотеку, мы с нового года пойдем заниматься.
Что еще можно попробовать применить, чтобы его хоть как-то в порядок привести?
Я думаю, что у нас кошмарная депривация сказывается, ребенок некрасивый, да и еще и с расщелиной был до недавнего времени, его даже и на руки не брали...
Посоветуйте нам, пожалуйста!
16.12.2012 23:43:40,

17 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Здравствуйте, советую Вам обратиться в ЦНИИС, там есть клиника детской челюстно-лицевой хирургии. Это хирург (Иванов Александр Леонидович) ортодонт (Старикова Наталья Валерьевна) и логопед (Наталья Ивановна, фамилию не помню). Мы сами там лечимся, логопед посмотрит ребенка и подскажет упражнения, надо ли обращаться к неврологу или еще куда. Из своего опыта: песни петь, прям вот караоке, если конечно понравится, не понравится поем звуки, начиная с гласных, поделюсь своим ноу-хау - научите показывать как делает рыбка, очень нам пригодилось звук "П" стоит четко. Дальше играем в футбол: из ватки мячик и задуваем в ворота, это нужно чтобы струю сформировать воздушную. В общем пишите если надо отвечу на все Ваши вопросы и помогу чем смогу. Удачи. 18.12.2012 08:57:30, Занудочка
спасибо за советы, попробуем записаться на консультацию. Мы нашли самый близкий корр. садик в Липках, туда нас возьмут на лекотеку 3 раза в неделю, на полный день сказали, что не возьмут, даже и на след. год, типа он не готов. А мне очень страшно потерять время до его официальных 5 лет, там, насколько я знаю,компенсаторные возможности мозга снижаются. 17.12.2012 17:16:41, BogdanovaInna
Я аки акын ходила,что вижу,то пою:Солнышко,это травка.Травка растёт.Повтори(на результат не обращала внимание).Ниже вам посоветовали Институт коррекционной педагогики.Мне Алиева понравилась,слух проверила и по ходу дела много чего сказала.ЭЭГ всегда делаем в РДКБ,там дитё можно на руки взять и сидеть вместе.Ездили на прошлой неделе,очень довольны отношением (2700 за просто ЭЭГ).Там хороший невропатолог была Хомякова,уволилась :(.Массажист каждые полгода на дом.Плюс медикаментозная поддержка.Книжки и развивашки на года полтора-два покупала,вместе занимались,пирамидки там всякие,сортёры.Карандашом чиркали,типа закрашиваем.Гуляли много.Хорошо пошла книжка Батяевой и прочих Альбом по развитию речи для самых маленьких.Но мой,тоже забирали в 3,9,потяжелей был-11 кг и тянул на двухлетку.В Москве есть лекотеки,в нашей деревне дали на год занятия в реабилитационном центре два раза в неделю минут по сорок,остальное -сами.По возможности-коррекционный сад.Моему всего за год очень много дал.Кто не в теме и видит ребя в общей массе,не понимет моих заморочек по поводу дитя.Разве что очень мелкий. 17.12.2012 11:20:29, ivmarg
и как у вас дела теперь? ребенок выправился?
Меня сильно напрягает то, что он не может сосредоточиться ни на книжке, ни на мультиках, да и вообще ничем долго не занимается, минут на 5 его хватает, и все. Непонятно, как при таком раскладе заниматься...
17.12.2012 17:13:40, BogdanovaInna
Мой вначале вообще не понимал,о чём это я.Но всегда был любопытен,как белка.И какие там пять минут позаниматься,усё между делом,вплетая в свою речь.Смотри,какая машина,красная,и эта красная,и та красная.Думала,умом тронусь.Висел на мне до пяти лет,пока в сад не пошёл,благо график свободный.Сейчас вполне адекватный ребь,практически догнал по мозгам сверстников,читает по слогам,считает.Может заниматься очень долго.Звёзд с неба не хватает,но комфортный детёныш.А Физическое развитие так и не догнали и вряд ли догоним :(. 17.12.2012 21:03:48, ivmarg
а город какой? если Москва,присоединяюсь к советам Иволги ниже.слух проверяли,не снижен? вам в любом случае нужен дефектолог.
если вы есть в ЖЖ,приходите-там мамы из разных городов,у одной точно был реб с расщелиной,тоже оперировали .там все подзамочно почти.
17.12.2012 10:02:07, Ольга местная
tamarant
Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
[ссылка-1]
Влияние врожденных расщелин неба на физическое и речевое развитие ребенка
Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. В анамнезе детей, рожденных с грубым дефектом неба (полной или неполной расщелиной), отмечается, что грудное вскармливание было невозможным. При попытках грудного вскармливания ребенка с неполной расщелиной неба молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки. Даже во время такого приема пищи эти дети поперхиваются, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. Во время кормления пища попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, носоглотку и дыхательные пути; пища застаивается там, вызывает раздражение и воспалительные процессы слизистых оболочек.
Неправильное развитие верхней челюсти ведет к искривлению зубного ряда, появлению двойного ряда зубов, сужению небного свода. Часто резцы вгибаются внутрь или передвигаются по небу вглубь, и зубы растут в середине неба. Вследствие плохого питания молочные зубы у ринолалика быстро разрушаются (Дубов М. Д. Врожденные расщелины неба. М, 1960, с. 21).Как уже было отмечено, дети с врожденной расщелиной неба и губы не могут осуществлять сосательные движения. Поэтому врожденный сосательный рефлекс подавляется. Выпадение губных движений ослабляет развитие всей лицевой мускулатуры.У ребенка с врожденной расщелиной даже после операции губы (хейлопластики) мышечное развитие лицевой мускулатуры протекает своеобразно. Это обусловливается тем, что движения мышц верхней губы отсутствуют или значительно осложнены.В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию.Наличие небной расщелины резко ухудшает условия физиологического дыхания ребенка. У нормального ребенка вдыхаемая струя воздуха проходит за небную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутренние дыхательные пути воздух поступает достаточно нагретым. Теплый воздух не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и глотки и предохраняет ребенка от простуды. У ребенка с врожденной расщелиной этого не происходит: вдыхаемый воздух попадает сразу в носо-ротовую полость, так как хоаны при полной расщелине неба соединены в единый резервуар со ртом. При неполной расщелине длина хоан сильно укорачивается, и вдыхаемый воздух также не успевает нагреваться.
В результате вдыхаемый воздух охлаждает всю поверхность носо-ротовых слизистых, раздражает дыхательные пути.
17.12.2012 00:41:22, tamarant
tamarant
Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта. Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем корневой части языка. Таким образом вход в дыхательные пути сужается, что и предохраняет зев и стенки глотки от излишнего охлаждения. Своеобразное положение языка в полости рта постепенно стабилизируется. Дети с врожденной расщелиной неба предпочитают спать навзничь, что облегчает удержание языка в глубине рта.
При кормлении из рожка они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движениями корневой части языка активизируются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения.
Ребенок с врожденной расщелиной рефлекторно стремится осуществить более полное проглатывание пищи и усиливает работу корня языка, одновременно включая в этот процесс отдельные лицевые мышцы.
Итак, у детей с врожденной расщелиной неба осуществление самых важных жизненно необходимых функций (дыхания, питания) приводит к чрезмерному поднятию корня языка, которое успешно закрепляется и становится стабильным.
Такое положение языка приводит к тому, что во время речи выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Нарушается речевое дыхание. Это и создает носовой оттенок речи.
При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости. Движение всего языка затормаживается, относительно подвижным остается лишь его кончик. При таком положении языка осуществление движений, нужных для артикуляции речевых звуков, ринолаликам не удается. Осознавая свой дефект речи, дети пытаются найти способы его компенсации. Иногда во время речи они сильно втягивают крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица. В результате речь детей производит неприятное впечатление как на слух (из-за невнятности артикуляции и назальности), так и во внешнем оформлении (из-за излишних движений крыльев носа и лицевых мышц).
аким образом, дефекты небного свода при ринолалии обусловливают неправильную мышечную взаимосвязанность мышц всего артикуляционного аппарата. Даже если мышцы речевого аппарата у ринолаликов анатомически сохранны и все движения их возможны, они отличаются некоторой вялостью, заторможенностью, неловкостью. Эти же качества характеризуют и артикуляцию ринолалика.
Часто при ринолалии отмечается снижение слуха. Это связано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, вызывает воспалительные процессы слухового тракта. Снижение слуха может быть разной степени: от крайне незначительного до тяжелой тугоухости и глухоты (Л. Я. Дербанюк, 1966; В. В. Мессина, 1971; В. С. Дмитриев и Р. Л. Ландо, 1969 и др.).
Наблюдается также снижение функционального речевого слуха (М. П. Барчуков, 1968), при котором больные не замечают собственных дефектов речи.
Таким образом, при врожденных расщелинах неба и губы в большей или меньшей степени нарушаются питание ребенка, его физиологическое и речевое дыхание, изменяется характер Работы лицевой мускулатуры (может возникнуть снижение слуха), стабилизируется неправильное положение языка в полости рта. Естественно, что все это оказывает влияние формирование речи ребенка.
17.12.2012 00:42:08, tamarant
tamarant
Характеристика речи. Психологические особенности ребенка с ринолалией
При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности.Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.
В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи больных. Появляющиеся у них слова и фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Вследствие дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) и при излишней активизации лицевых мышц.
Эти изменения положения кончика языка относительно постоянны и соотносятся с артикуляцией определенных звуков. Произношение некоторых согласных звуков представляет для больных особую трудность. Так, они не могут осуществить необходимой преграды у верхних зубов и альвеол для произнесения звуков верхней позиции: л, т, д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних резцов для произнесения звуков с, з, ц с одновременным ротовым выдохом; поэтому свистящие и шипящие звуки у ринолаликов приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г либо отсутствуют, либо замещаются характерным взрывом, производимым при соединении несращенных частиц увули или стенок глотки.
Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади языке с выдохом воздуха через нос и характеризуются вялой губной артикуляцией.Таким образом, гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком. Артикуляция их зачастую значительно изменена, и звуки между собой нечетко дифференцированы. Для самого больного такие артикулемы служат кинемой, т. е. двигательной характеристикой определенного звука, и в его речи выполняют смыслоразличительную функцию, что и позволяет использовать их для речевого общения.
Все произносимые больным звуки на слух воспринимаются как дефектные. Общая их характеристика для слушающего — храпящие звуки с носовым оттенком. При этом глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку х, звонкие — кг фрикативному; из них губные и губно-зубные — как близкие к звуку м а переднеязычные — к звуку н с незначительной модификацией звучания.
Иногда артикулемы в речи ринолалика очень близки к норме, а их произношение, несмотря на это, на слух воспринимался как дефектное (храпящее), так как речевое дыхание нарушено, и, кроме того, возникает излишнее напряжение лицевых мышц, что в свою очередь влияет на артикуляцию и звуковой эффект.
Таким образом, звукопроизношение при ринолалии поражено тотально.Самостоятельное осознание дефекта речи у больных обычно отсутствует или критичность к нему снижена. Прослушивание записи своей речи стимулирует больных к серьезным логопедическим занятиям.
17.12.2012 00:42:45, tamarant
tamarant
Таким образом, в структуре речевой деятельности при ринолалии дефект фонетико-фонематического строя речи является ведущим звеном нарушения, причем первичным, является нарушение фонетического оформления речи. Этот первичный дефект накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строя речи, но глубокие качественные изменения его встречаются обычно лишь при сочетании ринолалии с другими речевыми нарушениями.
В литературе имеются указания на своеобразие формирования письменной речи при ринолалии. Мы не останавливаемся отдельно на анализе причин дефектности письма при ринолалии, однако укажем, что предлагаемая методика работы предупреждает нарушения письма и исключает их в случаях ранней логопедической помощи (до школьного обучения).
Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций больного и в первую очередь — на становлении личности.
Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятными для ринолалика условиями жизни в коллективе.
Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет положение больных в коллективе. Часто их общение с коллективом односторонне, а результат общения травмирует детей. У них развивается замкнутость, застенчивость, раздражительность. Деятельность их находится в более благоприятном состоянии, так как эти больные нередко интеллектуально полноценны (если ринолалия проявляется в чистом виде).
Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера, стимулирует развитие высших психических функций. Катамнестические сведения, представленные в литературе, и наши наблюдения показывают, что большинство детей с ринолалией способно к высокой степени компенсации дефекта и реабилитации функций.
Итак, врожденные расщелины отрицательно влияют на формирование детского организма и развитие высших психических функций. Больные находят своеобразные пути компенсации дефекта, в результате чего формируется неправильная взаимосвязь мышц артикуляционного аппарата. Это является причиной первичного расстройства — нарушения фонетического оформления речи — и выступает в структуре дефекта как ведущее расстройство. Это расстройство влечет за собой ряд вторичных нарушений в речи и психическом статусе больного. Тем не менее у этой группы больных имеются большие приспособительные и компенсаторные возможности для реабилитации нарушенных функций.
17.12.2012 00:44:36, tamarant
tamarant
1. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии
Принципы логопедической работы при открытой ринолалии вытекают из сущности данного нарушения и его причин. В основу нашей методики положен принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом. Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно с формированием артикулем звуков речи. Такая параллельность в формировании дыхания и артикулем позволяет уже на первых занятиях получить правильные звуки речи. При ринолалии наблюдается тотальное нарушение звукопроизношения. В связи с этим в логопедической работе необходимо формировать правильное произношение всех звуков речи заново. Некоторые звуки в речи могут показаться правильными по звучанию, но это впечатление обманчиво, так как общая напряженность мышц артикуляционного аппарата и неправильное положение языка не обеспечивают нормальной артикуляции. Поэтому эти кажущиеся правильными звуки нельзя использовать в логопедических занятиях.
Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.
Последовательность работы над звуками при ринолалии определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.
Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому наличие полноценных звуков одной группы является производным базисом для формирования следующей группы звуков: одни звуки являются производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, на котором воспитываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные опорные звуки.
Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики. Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.
В системе упражнений по развитию артикуляционного праксиса главным должно быть использование физиологического взаимодействия мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанности и взаимозависимости.
Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют произвольным движениям, необходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков.
Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок выполнял показанное движение легко, без напряжения, так как напряжение может иррадировать на другие группы мышц речевого аппарата.
Дополнительные артикуляционные упражнения можно применять только в строго дифференцированном плане и только в необходимых случаях. Все они должны быть естественными, физиологичными и выполняться ребенком без особого напряжения. Чаще всего они применяются в случаях комбинированных расстройств. Так, в случаях тяжелых дизартрии, которые могут сопутствовать ринолалии, применяется массаж и механическая помощь для развития движения необходимых групп мышц, тренируются движения для преодоления односторонней слабости языка и т. д. Упражнения строго дифференцируются с учетом необходимости и полезности каждого из них. Итак, при проведении гимнастики артикуляционного аппарата следует обращать внимание на то, что все тренируемые движения должны служить формированию определенных артикуляционных укладов речевых звуков.
17.12.2012 00:52:38, tamarant
tamarant
При вызывании звука первоначально внимание ребенка направляется на его артикулему; не следует фиксировать внимание ребенка на звуке с привлечением слухового контроля для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.
Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично — родителями под руководством логопеда. На первых 10—15 занятиях контроль за формированием правильных речевых навыков осуществляется только логопедом, т. е. ребенок не получает заданий на дом.
После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков: речевой материал, проработанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях под контролем родителей.
После закрепления произношения отдельных звуков проводится их автоматизация в словах и фразах, которые ребенок произносит под контролем логопеда.
Объем речи на занятиях постепенно расширяется, усложняясь до контекстной речи, и окончательные речевые навыки закрепляются в форме диалога в новых для ребенка условиях.
В соответствии с изложенными принципами нами разработана методика обучения правильной речи больных с ринолалией в дооперационный и послеоперационный периоды. Система занятий, изложенная в методике, оправдала себя в практической работе. Она проста и физиологична, не утомительна для ребенка, значительно облегчает труд логопеда и сокращает сроки логопедических занятий.
В основу работы положены занятия по формированию правильного речевого дыхания и одновременного построения правильных артикулем.
17.12.2012 00:53:54, tamarant
Спасибо за выдержку из книги, прочитала, большую половину даже поняла).
А вот сухой остаток - это то, что с ребенком должен заниматься, в основном, логопед, особенно первое время - это я правильно поняла?
17.12.2012 17:18:47, BogdanovaInna
tamarant
Да-вы правильно поняли. Вам нужен логопед,у которого большой опыт работы с детьми ринолаликами. 17.12.2012 21:24:54, tamarant
Iволга
Съездите куда-нибудь на диагностику хорошую, чтобы посмотрели специалисты. Например в институт коррекционной педагогики [ссылка-1]
Мы были только в лаборатории раннего возраста, там смотрят 3 специалиста - невролог, психолог и дефектолог, нам составляли программу, по которой мы занимались дома, а туда ездили за консультатвиной помощью периодически. Вам я думаю лучше всего попасть на консультацию в лабораторию коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, правда именно там мы не были. Цель консультации (меня спрашивали) - выявить в какой сфере проблемы и в каком направлении работать. Я думаю, Вас сориентируют - как с ребенком общаться дома, какую среду создать, к каким специалистам обратиться. Здесь я думаю Вам еще насоветуют много хороших мест, но мы там не были, поэтому по существу не скажу.
Еще узнайте, где у вас поблизости есть центры психолого-медико-социального сопровождения - там тоже можно найти хороших специалистов. [ссылка-2]
Я думаю, что семейная обстановка и Ваша любовь по-любому сыграют ключевую положительную роль))) Низкий поклон Вам.
17.12.2012 00:10:01, Iволга
Спасибо, вот только что нам ответила Максимова Е.В. (я про нее в Вашей недавней теме прочитала), говорит, что надо срочно делать ЭЭГ и к ней на прием.
Пр то, что нам особые почести полагаются, это не по теме, т.к. я в страшном сне не планировала такого ребенка брать, нас тупо подставили волонтеры из Томска, а когда я приехала, то увидела малыша, умирающего от голода, взяла, просто чтобы спасти от голодной смерти (в буквальном смысле). но вот я в кошмарах не представляла, с чем придется столкнуться (((((. Дикий хохот, хождение по ночам и т.д. Я до сих пор не уверена, что мы удержимся(,но надо попытаться сделать ряд конкретных шагов для его реабилитации.
Сильно-то с ним заниматься просто некогда, в семье еще четверо ребятишек, им все мама нужна и консультации спецов тоже.
17.12.2012 17:36:16, BogdanovaInna
О,у Вас четверо мелких ещё.Тогда удачи и сил.У нас один мелкий на пятерых взрослых был изначально,всегда кто-то подхватывал,если уставала.И сейчас все с удовольствием таскают с собой. 17.12.2012 22:12:55, ivmarg


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!