Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Ступени овладения речью

Мой молчавший до сих пор аутист-шестилетка не то что бы заговорил, но все же под суровым родительским прессингом и с величайшими усилиями стал воспроизводить некоторые слова. Осознанно.

Вне занятий он эти слова не произносит, и я, в общем-то, побаиваюсь, что в очередной раз все сойдет на нет.

Подскажите, у кого есть опыт, как можно дальше двигаться, чтобы не вызвать у парня негативизма (у него это происходит на раз) и чтобы речь закрепить.

Буду благодарна за любые советы и замечания.
26.08.2010 15:14:00,

21 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
У меня нет конкретных советов, но только впечатления от сходства ситуации. И ценны они тем, что мой - старше (ему 10). Да, в 6 лет это часто начинается,просто наступает время для созревание конкретных зон мозга у конкретного ребенка. Чтобы не спугнуть, надо тщательно скрывать удивление и вострогр, и плавно (как скрипки к оркестре входят в ощий строй) вкливаться в его речевые высказывания. И все - как будто тыщу лет назад говорили с ним об этом на эту тему. Просто откликаться ответом, без всяких аффективных изумлений типы "Ах, ты наконец задал вопрос!!!!"" и т.д. Я потом, еще через пару лет будете на кухне с мужем хихикать и обсуждать его перлы - но главное не подавать вида ребенку, что для него это ПРОРЫВ, а то он испугается своих подвигов и опять замкнется. 12.09.2010 06:32:44, juravl
Может не понимаю остроты проблемы, но Спок в трудных случаях советовал радовать детей (желанной новой игрушкой, например) несколько раньше, чем навык хорош, с опережением, авансом высказывать восторг, хвалить, что-то дарить, красочно отмечать успехи в таблице на стене и т.п. (он разбирал на примере ночного недержания, почитайте, вдруг какие-то мысли окажутся созвучными).

Из общих соображений закрепление идет на эмоциях, отрицительные (в виде сурового родительского прессинга) у Вас уже есть. Положительные как-то не видны, а мотивации в принципе слабые. Когда изучают иностранный язык, одна из рекомендаций - включать в процессе занятий небольшие (положительно воспримаемые) музыкальные отрывки.
Ниже советовали - сделать недоступным имеющееся игрушки и вынудить словами просить. Это тоже как-то на пложительные эмоции тянет слабо. Есть ли возможность, сделать что-то сверх прошлого, что ребенку запомнилось бы, оставило положительный след? Сходить за новой игрушкой? Купить небольшие новые машинки (если любит) и хоть каждый день по новой выдавать, когда говорит? Может, мультик новый найти? Может с караоке на песенки из мультиков спеть захочет? Может, фейервеки любит? Может игры какие-то, физические действия, прогулки (с папой пробежаться, чтобы потом поднял и прижал к себе, например, или вместе мячиком поиграть)? Дело даже не в том, чтобы сам попросил (раз пока говорит под нажимом), а чтобы потом было нечто приятное, когда слов добьетесь, яркие положительные эмоции способствуют закреплению.

Я со своим аллергиком, когда навыки написания мелких закорючек отрабатывали, сладостями "расплачивалась", хоть это и абсолютно не педагогично, но у нас работало. И совместными играми, во что тот хотел.
05.09.2010 16:38:13, не аутистичные
Остроты проблемы вы действительно не понимаете. Аутисты - это отдельный мир, и к ним не всегда можно подходить c нейротипичными мерками :(.

Про прессинг. У меня тяжелый аутист, и очень многое, чего удалось добиться - это (буду откровенной) принудительными методами. Сейчас уже - на мотивациях держится у нас очень много, но только в том случае, когда мотивацией является сама же деятельность (лепка, сборка конструкторов, часто те же закорючки). А мотивировать его на какую-нибудь "обязаловку" весьма проблематично.

Сладостями давно не расплачиваемся: хоть это вполне педагогично (бихевиоризм), но ребенок на это оченно сильно удивляется:).
06.09.2010 08:14:05, Веселёнок
Примерно понимаю о какой типажности речь. И не агитирую "мотивировать ...на какую-нибудь "обязаловку"". Дело в другом. Закрепление связано с эмоциями, лучше всего любой человек помнит радостные события. Вряд ли это свойство мозга легко обойти. Но когда окружающее "серое", когда сам человек (ребенок) не искрится радостью изнутри, не тянется любопытством, когда обучение идет под нажимом, положительные эмоции, созданные кем-то извне после занятий, должны бы способствовать закреплению, не важно удивляется при этом деть или нет. Или опять мимо? 07.09.2010 00:35:06, не аутистичные
Не совсем мимо. Однако поощрение (положительные эмоции в вашей интерпретации) должно идти практически одновременно с выполненным действием. После - требует достаточного уровня сознательности. Ну и соотношение (затраченные усилия)/(желанность поощрения) играет немаловажную роль. И если усилий приходится прилагать уйму, а на поощрения, по крупному счету, плевать...

В общем, то, что вы предлагаете, у аутистов ипользуется вовсю, но есть нюансы. Слишком узок круг аутячьих интересов. Так что теория - теорией, а на практике - "хватай ее за волосы, стукни дубиной по голове и тащи в пещеру"(с) :((.
07.09.2010 02:41:06, Веселёнок
>"Однако поощрение...должно идти практически одновременно с выполненным действием. После - требует достаточного уровня сознательности. ... И если усилий приходится прилагать уйму, а на поощрения, по крупному счету, плевать..."
Я это прекрасно понимаю (к сожалению). Но дело в другом. В норме есть радость, радостное возбуждение от самого факта новизны/успеха/действия... и этот эмоциональный подъем способствует закреплению, переходу от кратковременной памяти в долговременную. А в вашем случае как раз этот подъем и отсутствует.
По ссылочке http://fictionbook.ru/author/yuriyi_viktorovich_sherbatiyh/obshaya_psihologiya/read_online.html?page=4
есть утверждение, с которым я согласна:
"Чем проще событие и чем больше эмоций оно вызвало, тем более сильный след оно оставит в памяти. Сложная информация, а также события, не вызвавшие эмоции у человека, плохо запоминаются и быстро забываются."
Видимо, верно и другое: запоминает то, на что наложились положительные эмоции, пока событие еще было в кратковременной (или какой-то там еще памяти). Иначе нужно брать количеством повторов. А негатив из памяти уходит вместе с ближайшими событиями. Поэтому и желательно, ИМХО, после занятий создать ребенку какой-то радостный подъем.
Ссылок искать не буду (читала и слышала часто), но хорошим инструментом, способствующим настрою на обучение языку, является музыка, если она вызывает положительные эмоции. Это не осознанное, а то, что идет мимо сознания. Поэтому тут не подкрепление в обычном понимании, когда животное (или человек) что-то делает в ожидании "пряника". Но использование некоторых механизмов: если "барахлит" познавательный рефлекс, то положительный подъем хорошо бы привнести извне.

> "Слишком узок круг аутячьих интересов. "
Да, это как раз огромная проблема, что даст положительные эмоции, но не приведет к перевозбуждению.

> «...а на практике - "хватай ее за волосы, стукни дубиной по голове и тащи в пещеру"»
Что делать? Не имеем гербовой, пишем на обычной... Практика-то понятная... Но, может, даже после дубинки можно и поближе к нежности?
10.09.2010 03:20:38, не аутистичные
Мне советовала Т.И.Морозова, если ребенок один раз сказал, значит, он может говорить, стимулировать его, чтобы он пользовался речью, не давать уму то, что он просит, пока не скажет, (если он когда-то просил). И вообще если ребенок один раз сам сделал что-то (оделся, сказал и т. д) за него это больше не делать.
Мы сначала не реагировали на крики, заставляли повторить просьбу, затем выработалалось как у робота (заученные фразы), сейчас может сам немного видоизменить.Рассказов нет ,желание может выразить 2 словами.Нам 6.5лет
27.08.2010 14:51:56, любимец
Мы один раз добились, чтобы ребенок сказал "мама" (в 3 года) на очень желаемую им вещь. Ждали полчаса. "Мама" вскоре пропало напрочь вместе со всеми остальными звуками. Да и вообще соотношение цена - результат нас очень разочаровало. Ребенку, похоже, было чрезвычайно тяжело что-то произнести, общение страдало, вместо этого получалось какое-то издевательство над ребенком.

Сейчас - да, пожалуй, этот метод постараемся применять почаще.
27.08.2010 16:32:46, Веселёнок
Это не обязательно негативизм, откаты - обычное проявление аутизма, т.е. он не говорит не потому, что не хочет, а из-за того, что не может. Насколько я знаю от профессора логопедии, которая нас ведет в Израиле, развитие речевых отделов мозга происходит скачкообразно между 4 и 5 годами, а далее между 7 и 8-ю. Возможно ваш сын к этому самому второму скачку подбирается. У моего, например, спонтанные слова (мало очень) появились недели три назад, как раз 4 года стукнуло.
Для поддержания во-первых не даем ничего, что его интересует без того, чтобы попросил. Если он не может слово сказать, то должен показать пальцем и сказать "это" (ну, на иврите это звучит по-другому, конечно, но это не важно). А если может сказать само слово, то вперед, пока не скажет, фиг получит. Мячик, например, или яблоко.
Чтобы уж совсем не впал в расстройство, иногда помогаю, произношу нужное слово беззвучно.
27.08.2010 10:45:13, Miri
Да, наша логопед тоже говорила, что некоторые дети начинают к 8 годам говорить безо всяких занятий - в мозгу к этому времени созревают какие-то там обходные пути поврежденных речевых зон. Не все поддерживают это мнение, однако.

More than words и Verbal behavior я пару лет назад изучала (книжки), но тогда это абсолютно у нас не пошло, хотя единственный произносимый ребенком слог мы все же все эти годы у него требовали в обмен на яблоки :). А сейчас я даже не знаю, что и делать: парню уже шесть лет, в нашей квартире он ведет себя уже достаточно самостоятельно, и ограничивать его самостоятельность как-то боязно - еще какие-нибудь психологические проблемы подцепим на этой почве. Да и с мотивацией у нас вообще проблемы - как-то не стремится он добиваться желаемого, быстро переключается на что-либо другое. Слышала я где-то совет, что в подобных случаях нужно убирать от ребенка все вожделенные предметы один за другим, но почему-то у меня такой метод вызывает опасение.
27.08.2010 14:39:51, Веселёнок
Ну, все в меру, конечно, в зоне его возможностей. Я ж не заставляю говорить то, что совсем не может :) Потом, у нас и коммуникационный альбом есть с картинками и словами для глобального чтения. Мой в сосоянии "написать", например, "я хочу пить". Правда, на это куча времени ушла, у нас прогамма АВА три часа в день после сада.
Вожделенные мячики у нас прописались на холодильнике, это не "совсем убрать", а естественная стуация типа лежит высоко, надо попросить снять.
28.08.2010 14:19:24, Miri
К похвале как относится? Какие принимает формы поощрения? От этого, наверное, плясать. Мой ребенок к похвале относился очень избирательно. Когда я однажды застала ее по своей инициативе читающей книгу и радостно сказала "О, ты читаешь!", то вызвала этим у нее сильный стресс. До сих пор книги прячет, когда читает. Так что с некоторыми вещами действительно нужно ой как бережно.

Из универсальных рекомендаций - стихи, наверное. Заканчивать строки.
26.08.2010 17:59:00, ЮлияФ
ИМХО, такая реплика: "О, ты читаешь!" - что угодно, только не похвала; я лично могла бы воспринять эти слова как вопрос, удивление, раздражение... да, от подобного интереса старших такого хочется спрятаться. Для меня похвала что-ти типа: ~ "Как здорово, что ты читашь! Молодец!" - т.е. предельно ясное и явно сформулированное отношение. 05.09.2010 15:53:21, не аутистичные
Я не была здесь очень давно... То есть я не совсем древний старожил, но - средний, и меня многие старожилы здесь помнят... И мне совсем непонятно ваше "от" - "не аутистичные". ...Я частенько на конфе встречала подобные характеристики "себя самой и своего любимого чада" ... - типа "не тематические" или ""близко не лежали"..... И я просто не могу понять подобную дифференциацию... то есть подобные авторы хотят сказать, что "мы не замарались" и т.п.? Так что ли? Объясните мне, глупой, - Что значит "не аутистические" или "не тематические"?.... Милые мамочки! Если вы хоть раз сюда зашли при ваших ЗДОРОВЫХ И НЕТЕМАТИЧЕСКИХ детках, значит не все так одозначно в вашей жизни? Так не будем же отграничивать "тематических" от "пограничных" и коккетничать сомнительно сносным состоянием своих деток? Самое частое вступление на этой конфе вновьприбывших: " Я конечно не тематическая (тётя Маня из соседнего поъездла и еще врач непонятной категории.... сказали, что уж мой ребенок "ни-ни", в свои 4 года ни слова - это случайность, а так- он недюжинного ума.". - он - норамальный, это соседи подтверждают, то есть мы "НЕТЕМАТИЧЕСКИЕ", но у меня всеже есть вопрос к вам (так на всякий случай, для подстраховки и профилактики.....". И т.д и т.п. Это что-то типа "ну забежала на секунду в лепразорий спросить кое-что... Но я не такая и не планирую заразиться..." Милые мамочки! Как вы не можете понять, что применение к себе термина "нетематические" пусть даже косвенно унижает здесь присутствующих? Ну назовись ты Даша или Маша - и то проще будет тебе ответить.... Вы что, не понимаете, что ВСЕ РОДИТЕЛИ проходили это ("мы не такие, нам не место в этом лагере, мы просто с виду с ними схожи и т.п.....")? И чем раньше вы поймете "у нас проблема!!,- тем раньше начнется процесс возвращения к норме? И вопрос "о! ты читаешь!" от стороннего наблюдателя тоже должен НЕ ВОЗМУТИТЬ, а насторожить : "значить как-то не так смотрится мой чайлд, значит подает какие-то поводы для сомнения в своей нормальности...." Девчонки! Ну не возмущаться надо на прохожих! А действовать. Да, убрать свою горжыню очччччччччень далеко и "работать над имиджем". Девочки! До тех пор, пока мы будем "падать" на высказывания экзальтированных писаталей и СМИ о "лице принца неземной красоты" и загадочном "недюжинном интеллекте" наших аутистов, до сих пор мы будем стоять на месте в своих объективных оценках наших детей...
Милые мамочки! Я правда - давно здесь не была, но с самого начала моей регистрации меня всегда бесило это "лирическое отступление" - типа "мы нетематические, мы здесь случайно - только спросить... А так... - это не про нас," и нас это не коснется...."! Это некорректный ход, и не делает чести пишущим. И также наоборот - хочется уверить всех в пародоксальности аутизма. Войдя в диагноз в очень тяжелом и безнадежном состоянии, можно лет через 6-8 начать выкорабкиваться из него с бешенной скоростью (без видимых причин и без иступленных молитв), и эта скорость пугает родителей не меньше, чем первое знакомство с диагнозом. Но самое неприятное - это то, что мамы ПОМНЯТ как это было, а папы запоминают только ВЕХИ, и потом эти папы говорят: "а давай не будем больше встречаться с Ивановыми/Петровыми/Сидоровыми - ведь у них ребенок так и не заговорил, и он может как-то повлиять на нашего, "выакорабкивающегося"... Вот лично мне такого мужа/папу хочется сковородкой по голове. Потому что я знаю, что это - ЛОТЕРЕЯ: "заговорил-не заговорил, тематичный-нетематический" и пр. И покуда люди будут считать в глубине души: "у меня не так, это меня не коснется, Я ЖЕ ЛУЧШЕ НИХ" - до этих пор ничего путного в реабилитации их детей не произойдет.
12.09.2010 06:25:00, juravl
Если кого-то обидела, прошу извинить. Наоборот, хотела написать, что недостаточно читала, есть более знающие. Личные неприятности (в том числе, и психологические) ведь бывают разного сорта, поэтому и опыт разный. При чем тут, кто лучше или хуже? Лучше жить дружно и поддерживать друг друга, как мне кажется. 14.09.2010 05:17:57, не аутистичные
К похвале относится положительно :), но слишком напрягаться ради нее не будет. И ради всего остального тоже :(. То есть просят его чегой-то там выполнить за вроде бы желанное поощрение, он не выполняет, ему это поощрение не достается, - и через непродолжительное время он всем своим поведением дает понять, что "не больно-то и хотелось" :(. Пока у нас лучше всего действуют директивно-принудительные занятия :( (там, где для ребенка возникают значительные трудности, а так многими другими вещами он занимается с превеликим удовольствием).

Заканчивание строк пока совершенно не шло, хотя у некоторых идет со свистом. Но надо будет снова попробовать. Кстати, а существует ли для этой цели какие-нибудь уже готовая подборка стишков? Или хотя бы один-два?
26.08.2010 18:13:42, Веселёнок
ой, девушки. Может у меня такой опыт только. Стихи эти нам вышли боком. Я по образованию учитель литературы. В три года наш аутенок заканчивал любые стихи, одно-два слова, потом четверостишия. Барто, Михалков, и т. д. и т.п. Мы читали их ему десятками. В результате жуткое количество бессмысленных пересказов. Началось со стихов, закончилось текстами вроде "Мишкиной каши" слово в слово от начала до конца. Сейчас (в 6 лет) легче, лучше себя контролирует. Но было что-то страшное. Я за то, что пусть говорит немного - но все по делу. Не стих, а что это?, кто это, дай то, принеси это и т. д. ВСЕ ПО ДЕЛУ. Задавайте сотни вопросов, требуйте ответа.Иначе годы уйдут на преодоление бессмысленной болтовни. В 6 лет это будет выглядеть еще страннее, чем в 3-5. Ну и не знаю, как вы к биомеду и диете. Все-таки ни о какой потере навыков речи сейчас не идет. Все потихоньку, но вперед. 27.08.2010 15:14:32, polox
Я тоже со смешанными чувствами вспоминаю наши стихи в раннем возрасте (дочка их не только без конца повторяла, но и сочиняла с трех лет), но для неговорящего ребенка - это будет достижение. 29.08.2010 11:49:32, ЮлияФ
Мы на БГ/БК диете и В-витаминах. Этого явно маловато, над этим тоже придется поколдовать.

Откатов больших у нас никогда не было. Но "начинал говорить" ребенок уже несколько раз (эхолалиями, наверное), и, не успев толком начаться, речь пропадала. Сейчас вроде повторяет слова осознанно - уж не знаю, как со смыслом произнесенного, но языком-губами двигать старается.

В моей ситуации я не слишком боюсь бессмысленного декламирования текстов, так как у нас громадные проблемы с проговариванием слов, наверное, существует конкретная логопедическая проблема ( хотя некоторые логопеды пытаются все свалить на аутичность). Так что если ребенок будет произносить слова правильно - для начала уже будет неплохо. Хотя если он будет их произносить узнаваемо, да еще и со смыслом... - пока это предел мечтаний.
27.08.2010 16:20:15, Веселёнок
Стихи хорошо приурочивать к ситуации.

Дождик, дождик, кап-кап-кап, (слова для ребенка)
мокрые дорожки.
нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Крутясь на стуле:
еле-еле, еле-еле, закружились карусели
а потом-потом-потом, все бегом-бегом-бегом
тише, тише, не спешите, карусель остановите
раз, два, раз, два, закружилась голова.

крутить между ладошками орех:
- я катаю свой орех,
чтобы стал круглее всех!

То же самое с любым шариком, мячиком:
- катилось яблочко по огороду
- и упало прямо в воду.
- Бульк!

Мишка косолапый по лесу идет (и т.д.)можно декламировать, раскачиваясь вправо-влево, как медвель.

Ну и Барто тоже неплохо.
27.08.2010 00:28:34, ЮлияФ
Спасибо, Юлия, будем пробовать. 27.08.2010 14:40:59, Веселёнок


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!