Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Что вы про это думаете?

Стереотипные движения разного рода встречаются у аутистов довольно часто, но трудность работы игротерапевта состоит еще в том, что такой ребенок не может объяснить, для чего он это делает. Стереотипии еще можно назвать автостимуляцией, конечно, стереотипные движения позволяют удовлетворить те сенсорные потребности, которые аутист не может получить иным способом. Кружения или вращения пугают родителей, так как кажутся странными.

Вращение – это один из видов стереотипий, которые мы наблюдаем у аутистов и относим его к симптомам, подтверждающим диагноз. Кажется, что работа должна быть направлена против этого симптома, и надо бы желать, чтобы симптом исчез. Однако, симптом – это скорее костыль, на который опирается больной, утверждала Собчик. Арнольд Минделл и его последователи в процессуальной терапии предлагают усилить симптом. Чтобы понять, что же при этом происходит и для чего он нужен больному. Попробуем предположить, для чего может служить вращение.

Но если отвлечься от больного, то мы найдем немало примеров объяснимого поведения, которое содержит разного рода вращения: это и элементы балета и фигурного катания, спортивная гимнастика, тренировка летчиков, карусели и другие подобные сооружения детской площадки. Это элементы некоторых религиозных практик, например, шаманы и тибетские монахи. Монахи дают свое объяснение этому действию, утверждая, что таким образом они осуществляют нормализацию психических процессов.

Роже Каюа выделяет класс игр, содержащих элементы головокружения. Когда, во время сеанса мы видим, что ребенок начинает это вращение, можно взять его на руки и немного покружиться вместе, при этом, давая символическое значение действию: «мы с тобой кружимся как на карусели». Можно запустить с ребенком юлу или волчок, и потом покружиться с ним на руках, приговаривая, «вот как кружится юла». Нужно при этом очень внимательно следить за выражением лица ребенка. Если такая активность ему приятна, то ребенок улыбается, если же вы перестарались и не уловили, до какой степени вам позволительно дойти, то у ребенка может возникнуть страх, который может фатально повлиять на ваши отношения. В некоторых случаях удается вдвоем с ребенком проиграть в «каравай». То есть пропеть: «как на Мишкины именины испекли мы каравай, вот тако-ой ширины, вот тако-ой ужины…» Но повторяем, что это становится возможным лишь в потоке действий, порожденных кружением самого ребенка.

То есть, мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет.

Природа психических процессов еще хранит много загадок. В окружающей нас микро и макро природе, многие явления представляют собой закручивающиеся вихри. Поэтому игры с элементами вращения: «карусели» или «летящие самолетики» могут влиять стимулирующее на отдельные процессы в работе головного мозга, способствовать созреванию отдельных структур, подобно действии нейролептиков.
14.10.2009 13:23:13,

8 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
С нейролептиками там действительно ляп. Но если убрать слово "нейролептики", то останется: упражнения на вращение способствуют созреванию зон мозга. Нейропсихологические упражнения же способствуют созреванию этих зон, так? Может ли вращение быть нейропсихологическим упражнением? 15.10.2009 16:44:41, ЮлияФ
Ага, что-то подобное я слышала вчера от отдного психолога, когда с малым на терапии была. Типа, надо РАЗВИВАТЬ стереотипии ребенка. Делать из них игру и пытаться внести новшевства... ну,и.т.д. 14.10.2009 16:39:11, zimcha
Прочитала внимательнее статью, xотя обычно после прочтения фраз типа "Почему аутист не любит общаться - он бесчувственный или, напротив, сверхчувствительный?­" я дальше читать отказываюсь, но в данном случае могу предположить, что автор так углубилась в тему игротерапии и так давно училась в школе, что слово "бесчувственный" для нее - это что-то типа человек с очень пониженным сенсорным восприятием мира, а не общепринятое значение.
Так вот, автор в начале мудро цитирует что, "Арнольд Минделл и его последователи в процессуальной терапии предлагают усилить симптом. Чтобы понять, что же при этом происходит и для чего он нужен больному". И это выглядит по-новому и необычно.
В конце же все сводится к старому - главное, чтобы аутист xотя бы выглядел нормальненько, а зачем аутист так поступает мы не знаем и знать не xотим, так как он, бесчувственный, возможно сам не понимает, а если даже понимает, то все равно не скажет. Такая главная задача игротерапии мне не нравится.
"Можно сформулировать нашу задачу еще так: пусть это действие приобретает произвольность и управляемость, пусть станет осознаваемым, с нашей точки зрения. Ведь другие дети, которые готовы полдня провести на каруселях, не кажутся нам странными".
14.10.2009 15:09:42, lena(uk)
Меня больше всего заинтересовали последние слова из процитированного мной отрывка. Я поняла так мысль автора: предположительно, ребенок инстинктивно чувствует, что кручение ему будет полезно для созревания зон мозга (!!!!!) а также смелая фраза о подобии действия кручения действию нейролептиков, но ессно, без побочек, как естественное действие. 14.10.2009 16:11:15, ЮлияФ
О, последня фраза меня тоже заинтересовала, это правда, что в действие нейроплитиков вxодит способствование созреванию отдельныx структур головного мозга? И совершенно непонятна связь между "Природа психических процессов" и "В окружающей нас микро и макро природе, многие явления представляют собой закручивающиеся вихри" Красивые слова?
Кручение, вращение- это ведь только один из вариантов стереотипий, часто встречаются маxания руками,перебирание пальцами. Что в таком случае ребенок инстиктивно делает? Пальчиковые игры для развития речи? А на носочкаx xодит для развития баланса? К сожалению я думаю, что это скорее мечта, чем правда. Скорее даже попытка обьяснить непонятное, но забывая, что аутисты мыслят и воспринимают окр. среду не так, как игротерапевт
14.10.2009 22:21:24, lena(uk)
Иринище
Это что-то очень сикамбрическое, такой наукообразный бред. Никакому созреванию, никаких структур гол. мозга нейролептики не способствуют. Бред, да ещё вставленный, как-бы между прочим, типа давно всем известный факт. 15.10.2009 03:04:48, Иринище
1. Я не согласна с утверждением, что " Стереотипии еще можно назвать автостимуляцией, конечно, стереотипные движения позволяют удовлетворить те сенсорные потребности, которые аутист не может получить иным способом", так как, ИМХО, удовлетворение сенсорныx потребностей скорее одно из обьяснений стереотипий. Существуют и другии причины, например, желание заглушить внешние воздействия (звуки, свет, запахи и т.д.), реакция на внешнии стимулы. Нужно серьезно проанализировать причины стереотипий у конкретного ребенка перед тем как "усилить симптом", ИМХО. Иначе можно перестараться в стимуляции.
2. "То есть, мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет". - Я бы абсолютно согласилась с этим высказыванием, если бы вместо "стереотипное поведение" было написано "специфические интересы ребенка", У меня вызывают сомнения в необxодимости добавления новыx жестов в стереотипии ребенка, странное выражение мысли у автора, возможно она имела ввиду, что желательно использовать движения, которые любит ребенок, в игре, так как это поможет привлечь внимание аутиста, это было бы понятно, зачем добавлять в стереотипное вращение новые жесты, звуки, предметы - это ускользает от меня.
3. ССылка привела меня к статье, которая меня просто умилила откровенностью автора по поводу родителей аутистов:
Работа с родителями
Это для меня самая сложная часть сеанса. Нельзя избежать контактов с родителями. Психотерапевту важно знать семейную ситуацию, как обращаются родители с таким ребенком, как они относятся к диагнозу. Работая с ребенком у него дома, мы вынуждены от 20 до 50% времени посвящать беседе с родителями. Родители настойчивы в поиске ответов на два риторических вопроса: почему у нас это, и что его ждет в будущем. Если вы слишком оптимистичны, то родители начинают сомневаться в вашем профессионализме, а если вы рисуете мрачные картины будущего, то у родителей просто опускаются руки. Хотя вам платят только за игротерапию, но вы вынуждены втягиваться и в семейную терапию, ибо все перемены в семейной ситуации оказывают свое искаженное влияние на поведение ребенка. Если, к примеру, семья готовится ко дню рождения старшей сестры, то ваш пациент становится возбужденным, непослушным, и всем мешает.
14.10.2009 14:44:09, lena(uk)
Тюля
У меня просто вызывает недоумение - автор не могла найти литературу и немного ознакомиться с проблемой прежде, чем брать в руки аутиста? А как родители после общения с таким специалистом должны успокоится и понять, что делать с ребенком? 14.10.2009 16:48:03, Тюля

Читайте также
Воспитание котенка: как приучить его к лотку
Методы приучения котенка к лотку
Отпуск по уходу за собой
Откажитесь от того, к чему не лежит душа

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!