Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

igla

Читаем - не понимаем

Прошу мнений и советов. Витя, обладая весьма неплохой механической памятью, читает сказочку в учебнике и не может ответить на вопросы к этому тексту. Или не помнит, или не понимает. Мы эту сказку в 10 строчек уже три дня читаем-перечитываем - дохлый номер. А что дальше-то будет?
У кого есть практический опыт научения аутика понимать тексты учебные?
И еще. В азбуке был такой текстик: "Что за чудо-машина? У неё на шее вместо головы - рот. А во рту - стальные зубы. Она вгрызается в камни, песок и глину." Боже, как я пыталась объяснить Витьке, что это все образы, это экскаватор. Видели бы его выражение лица, когда я ему объясняла, что шея - это на самом деле стрела, а рот - это ковш, а зубы - зубья. Брезгливо-напуганно-недоверчивое. "Это автор ошибся" в заключение констатировал мой аутик. О господи! И это только начало.
08.09.2008 20:38:23,

23 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Образное мышление у аутистов не развито обычно. Равно как и абстрактное.

Мой не аутист ни разу, и то в свое время не мог отгадывать такие загадки.

А если обычный текст дать ему почитать? Без наворотов, реалистичный? Обычное описание или повествование о событиях? Поймет? перескажет?
10.09.2008 17:59:56, Natem
igla
Если без наворотов, и если немного, то, может, и поймет. Насчет перессказа не уверена. У нас и рассказ по картинкам почти отсутствует. Может это наследственное? Я, будучи в его возрасте очень развитой девочкой , читая и понимая с 4-х лет, впадала в ступор от задания :"что хотел сказать художник?" И перессказываю до сих пор с большим трудом, ну, не школьные тексты, конечно.
Я, похоже, сама становлюсь аутисткой. Вчера заглянув в книжный ларек и увидев там плакат с собачкой, которая в определенные часы суток просыпается, чистит зубы, делает уроки и т.д., поймала себя на мысли: "Бред какой-то, собака чистит зубы. Почему было просто не нарисовать человечка?" :)) И вообще я заметила, что в нашей жизни всё буквально идет с каким-то поддекстом. И как я раньше этого не замечала? :) :(
10.09.2008 20:10:03, igla
Я тогда тоже аутик!:))))
Ужасный пример про экскаватор...
Мама, ну автор-то.. .ладно, простим его... А Вы-то чего такие книжульки покупаете, да еще и дитю мозг засоряете? У вас умненький мальчик, оч правильная у него реакция на такие образы:))

Знаете, в 6 лет у нас было то же самое.. Полный игнор азбук и пр. отказ (невозможность???) пересказа.. В 7-8 все в порядке.. Более того, летом занимались, чтоб буквы н забыть.. "Перескажи!" "Не могу, не помню.." "Ок, тогда читаем пока не запомнишь..." рычание...вздохи...читаем еще раз и оч быстро основную суть в 3 предложениях объясняем... Но у нас не диагноз, у нас спектр..
10.09.2008 11:05:12, RitaK
igla
:)) Да это не я покупаю, это учебник для общеобразовательной школы, "Азбука" называется:)) Там просто текстик был такой маленький, для чтения. А для нас он как на китайском языке оказался написанным:))
А такие моменты, как "будем делать до тех пор, пока не получится" у нас вызывают истерику:(((( Наверное потому, что он сам не верит, что у него может получиться, хотя я всю жисть убеждаю его в обратном.
10.09.2008 17:18:38, igla
Неееет:))))) Истерика - это повод увильнуть, сломать маму:)) Хотя, кто их знает.. они ж все разные.. Но в 6 лет мы тожно не могли ни "ма", "мо", "Мы" прочитать, не пересказать 2 предложения... Ни кнутом, ни пряником... Чего только не обещала и очень дите старалось.. А через год был уже совершенно другой ребенок.. Как сказал мне один очень хороший психиатр, когда мы пришли к нему в 5,5 (проблем был вагон):"Интеллект высокий, был бы интеллект по-меньше, была б беда, а так - интеллект вытащит.." Вот он, похоже, и вытаскивает:) 10.09.2008 17:41:10, RitaK
Nightmare
слушайте... я вроде не аутист, и вообще тетка подрощенная, но про экскаватор ни за что бы не отгадала!:-)))) Надо же такое навернуть! 09.09.2008 12:13:09, Nightmare
По поводу экскаватора-объяснить, что стрела похожа на шею, ковш похож на рот. Мы пытались в детстве объяснять, что лебедь, например, похожа на цифру 2, клали картинки, чтобы сравнил и понял, что к чему.
По текстам-сначала я ему читаю, потом читает он. Потом задаю вопрос по хронологии текста-к началу, но книгу не закрываю, он пытается ответить, подглядывая. Потом отвечает сам. Тоже, разумеется, не с первого раза.
Перед тем, как пересказывать-выяснить значение всех непонятных слов.
Также я нашла хорошую книжку в серии "школа семи гномов" для детей 6-7 лет-УРОКИ ЭТИКИ.
Там малелькие притчи текст на полстраницы, понятные иллюстрации, внизу-ключевые слова, обозначающие нравственные характеристики-добрый, злой, жадный и прочее. В конце книги-вопросы для обсуждения с ребенком. Притчи доступные возрасту-ну там старик и сыновья-когда сыновья ссорились, а старик легко сломал прутик, а веник сломать не мог, и прочее сравнительно доступное. Усваиваются понятия хорошо, плохо, это облегчает понимание любых текстов. то есть все разбираешь дословно и талдычишь. Понимание приходит, хотя очень не сразу.
09.09.2008 09:22:39, КатяМ
igla
У меня есть чудненькая советская книжка "Искорка" для внеклассного чтения детям. Там столько всяких поучительных коротеньких историй с вопросами в конце. Для Вити это - китайская грамота. Обо всех ключевых понятиях ему известно, вот как сделать так, чтобы это у него включалось при чтении:((((
А так, да, мы точно также , в принципе делаем, вот уже три дня, читаем предложение - задаем кучу вопросов. И т.д. А когда в след. раз читаем - как будто впервые, и так все три дня.

09.09.2008 10:05:35, igla
Я боюсь, что все это придется долбить годами, чтобы количественное перешло в качественное.
У нас, например, математика лучше идет и он, похоже, реально соображает, а не механически думает.
Пытаюсь натаскивать на рассказики-чтобы было понятие об окружающей действительности-идет гораздо тяжелее. Пугает то, что для школы создан определенный задел, а вот когда этот задел кончится и надо будет самому познавать и шурупить мозгами-будет не смешно.
09.09.2008 11:22:02, КатяМ
igla
Я поражаюсь: как можно помнить после трехмесячного перерыва как играть на пианино по нотам, хотя учился всего два неполных месяца, и как можно не помнить про проклятого муравья Вопросика в 10 строчек после подряд трехдневного "изучения"?????? Я не понимаю аутистов, хоть убейте меня :(((((( 09.09.2008 11:27:06, igla
Я так понимаю, что если муравей Вопросик ил что-то иное не входит в сферу интересов-то это все.
Познавательная активность ниже нормы, волевые качества и самодисциплина, чтобы заставить себя-тоже ниже нормы, поэтому какие-то вещи оказываются в провале.
Не зря же они аутисты, и все эти ситуации-частное проявление дефекта эмоционально-волевой сферы.
МОй в четыре года решал в уме примеры в два или три действия, но и в 6 с половиной лет нет четкого понимания, когда говорить спасибо, а когда-пожалуйста:))
09.09.2008 13:40:03, КатяМ
igla
Это точно, всё это ниже нормы, факт. Ну, тогда тупая долбёжка-зубрежка...:(((( 09.09.2008 17:13:43, igla
Я учила аутистика понимать тексты. Очень тяжелаяя задача. С переносным значением не спешите. Сначала 1 предложение и самые простые вопросы. Кто пошел? Куда пошел? Зачем пошел? Потом к тому же предложению более сложный вопрос - о ком речь? Тут уже просто повторить кусок предложения не получится:) Если не может - даем образец, сами читаем аналогичные предложения и говорим, о чем речь. Когда на любые вопросы по 1 предложению отвечает - предлагаем текст из 2 предложений.
Чтобы понимал переносное значение, надо учить сравнивать. Это солнышко. Оно какое? Теплое. А что еще бывает теплым. Котенок. Котенок теплый, и солнышко теплое. Котенок похож на солнышко.И так много-много раз.
08.09.2008 22:32:01, ЮлияС
igla
ЮлияС, скажите, а вы уже научили своего, или всё еще каждый раз вот так?
09.09.2008 17:17:35, igla
Я учила подростка в качестве репетитора:) Прогресс был. Но мы с ним к концу занятий читали параграфы из обычного учебника 7 класса - уроки делали. 09.09.2008 20:30:59, ЮлияС
Тюля
+ 100. Каждое слово обьяснять, не спешить. А такие загадки, как с экскаватором начинать с внимательного разглядывания рисунка и все равно врядли поймет - у них абстрактное мышление плохо развито и часто обьяснению это не подлежит, а иногда наоборот - ребенок такого напридумает, что и в голову не прийдет. Еще и страхов себе нагонит(( - опыт был с книжкой про насекомых. Прокляла все на свете. 08.09.2008 22:54:21, Тюля
igla
Воображение сразу рисует идиллическую картинку: мама с сыном сидят рядышком, и сын внимательно и сколько нужно выслушивает мамины объяснения по поводу всех незнакомых слов....:)))) Я, когда начинаю этот процесс, чувствую себя японцем, который разговаривает с китайцем на вьетнамском языке. У меня даже такое чувство бывает, что Витя как будто отталкивает от себя информацию, которая поступает к нему извне, и старается побыстрее закончить это "поступление" и удрать: "Всё, мама, ВСЁ, ХВАТИТ!" И мама, как цербер, повышает голос: "Сядь, я сказала!!! Смотри сюда, СЮДА!!! Слушай еще раз!!!" Ужас нашего городка:((

А насчет экскаватора я уже дала задание мужу - купить в магазине, чтобы разглядывать. Вчера по телеку экскаватор во время сюжета показали, но пока Витя голову повернул, пока глаза поднял к экрану, уже экскаватор "кончился".
09.09.2008 09:57:30, igla
Попробуйте заниматься с ребенком в игровой форме или не принужденной обстановке Т.е. так, чтобы он не воспринимал это как урок. Например по дороге в магазин, катаясь на санках, сидя на пляже или во время подвижной игры. 29.03.2011 22:58:06, Студент-психолог
Тюля
По 1 пункту - не сочтите нравоучением, но пока Вам не удастся научить ребенка сидеть ровно на попе хотя бы 45-60 минут и внимать информацию о какой учебе в полном смысле может идти речь? Нереально, увы(( Это вообще то работа для психолога, сама мама может не потянуть,т.к. обьективно это страшно тяжело. Постепенно приучайте, пользуйтесь поощрениями, даже подкупом если хотите, но добивайтесь часа сидения и внимания.
2. Если Вы себя не пересилите и не убедите, что это интересно и крайне нужно, то результат быдет не тот, что нужен. И не забывайте- у ребенка стресс, новая жизненная роль, к которой надо быть готовым. Повышая голос Вы его еще больше пугаете, лучше переведите это в более мягкую форму - сделай должение почитай со мной, я обещала помочь тебе с уроками учителю, она меня будет ругать и еще что-то в этом роде. Практически все дети в первые недели в школе (даже и не в 1 классе) нервничают и тревога может сыгрть такую злую шутку - ты информацию в голову, а там ее не ждут и посылают в игнор. Мы читали букварь по полосочкам - я переписывала текст из букваря крупными буквами на полоски картона, чтобы не рассеивалось внимание. Потом эти полоски выкладывались в виде его ответов на мои вопросы. Это такой "пересказ" у нас был. Все равно, связно пересказат даже с этими костылями ему было страшно тяжело. Легче шло, если были картинки под которые эти полоски можно было подложить и только после этого он пересказывал более менее понятно для окружающих.
09.09.2008 18:26:34, Тюля
igla
Наташа, Ваше мне очень интересно для меня, т.к. Вы Профессионал в деле обучения аутистов. Я надеялась, что Вы мне тоже напишете. Спасибо.
Высидеть урок в 45-60 минут для Вити реально, вот только насчет "внимать"... Тут явная проблема. Неужели можно действительно научить аутика внимать? Мне это представить очень сложно, а живых примеров я не знаю. Хоть какого-то внимания я достигаю: путем мирных переговоров, уговорами, угрозами, криком. По моим наблюдениям, чем старше становится, тем меньше угроз и крика от меня требуется. А вот насчет "сделай одолжение" у нас практически не проходит, потому что у моего аутика в основном нет чувства сопереживания. Вот когда для него нужно сделать одолжение - это ему понятно, а когда от него - не-а. Мне лучше удается, когда, к примеру, я могу сослаться на учительницу, вот, мол, она задала урок, а ты не выучишь, что мы ей тогда скажем? А сделаешь, она тебя похвалит. Я ж говорю, не мытьем, так катаньем...Только вот качество всего сделанного оставляет желать лучшего. А добиться от самого себя качественного испонения - выше Витькиных сил. Пока или навсегда? Не могу понять тенденцию.
Я тут заметила, что, кажется, картинки к тексту помогают. Я при пересказе говорила ему, вспомни картинку под рассказом. Он явно напрягался, и... начинал что-то вспоминать. Правда, с того места, с какого картинка нарисована:) Тогда спрашиваю, а до этого-то что было? С трудом, но что-то вспомнил все-таки.
Я так решила, что попробую схематичные рисунки при прочитывании текста делать, а потом по рисункам вспоминать о чем речь. Так, глядишь, и до перессказа дело когда-нить дойдет.
На самом деле мне очень интересно с ним заниматься, я бы, как говорится, с удовольствием...если бы он так не спишил побыстрей от занятий избавиться.
А с полосками какая интересная идея. Мне б такое самой в голову бы не пришло:) Надо взять на заметку.
10.09.2008 17:42:38, igla
Тюля
Ну, прям так и с большой буквы)) Научим сотню аутистов читать-писать, считать тогда большую букву можно ставить, пока только соображаем, как это лучше делать. Из личного опыта могу точно сказать, что помогает очень точное планирование занятия - т.е. ребенку сразу говорилось, что мы за этот час будем делать и в какой последовательности. Мой тоже вроде сочувствия не проявлял, но «должен» значит должен, а если мама должна то и подавно)) Может, это из-за холдинга у нас такое выработалось. Мне трудно сказать, но и дети в школе, с которыми я занимаюсь, ведутся на "должен". Я это говорю спокойно, но твердо - т.е. даю понять, что от этого деться не-ку-да. Очень удобно, если есть заготовки для урока. Для счета это распечатки тетрадей по математике, самая удачная была у нас в классе для аутистов, она для коррекционных школ. Картинки с предметами, под ними цифры и надо ответ вписать. Постепенно усложняется, добавляются задачи. Сейчас много разных. Мы отксерили постранично и я даю пару страниц письма и пару страниц математики. Ребенок знает, что пока эти 1-2 или 4-5 страниц (кто, сколько в состоянии осилить) не сделает, я не отпущу. Но при этом – молодец, умница, хорошо каждые 30 секунд, как заевшая пластинка.
Про схемы к рассказу очень правильно. У нас сейчас речевой терапист так работает по развитию речи. Эта методика применяется логопедами для слабослышащих. Т.е. каракулька ребенок, ножки, домик – Мальчик идет домой. Но я бы все же учила пересказывать поначалу по тексту с картинками. Взять книжечку, где под картинкой 1-2 предложения. Прочесть. Потом написать вопросы и выкладывать их на картинку, как подсказку. Ребенку останется, глядя на картинку ответить на вопрос. Таким образом, он текст и перескажет. Уже потом не писать вопросы, потом можно будет и на картинки не смотреть. Только, к сожалению, это пройдет не один месяц, прежде чем можно будет сказать – уф, научились))
А Букварь тот я весь переписала – вышла полная коробка для обуви. Хорошо, что хватило ума полоски скотчем затянуть. Теперь учитель в моей школе выдает эти полоски для списывания и читает с ними наш букварь. Он к стати тоже необычный – для детей с нарушением слуха. Там большие картинки небольшие подписи под ними.
Удачи, все выйдет, надо только настроить себя и товарища))
10.09.2008 21:30:04, Тюля
igla
О, насчет "ножки - идет" - это идея!:) Я б опять не догадалась. Я ж мать аутиста - все буквально стала воспринимать:) А ведь достаточно символ придумать. Это, кстати, для нас новенькое будет, до этого с символами дело не имели. С п а с и б А! :)) А насчет "большой буквы":) - это у меня такое восприятие, ИМХО, как говорят, не обижайтесь:)
У нас "должен" - тоже "должен", после осознания начинается истерика. Никак "должным" быть не хочет:) Я удивляюсь, ведь еще ни разу не получил желаемого после воплей, а всё равно продолжает орать как резаниый, уже который год. Мы постоянно в связи с этим проводим тренировку силы воли: стараемся всячески оттянуть начало истерики, по возможности не допустить. Уговариваем, подбадриваем...Чуть-чуть получается уже:) Когда должен - от меня никуда не спрячешься, после всех возможных протестов всё, что нужно, делается, с натугой и напрягом с его стороны и бесконечными уговорами и "облизыванием" с моей стороны. Всё тоже обговаривается в начале занятия, идет бойкая торговля со стороны Витьки за количество пунктов, разделов, минут, за всё:) И как только последний пункт выполнен, ручка отбрасывается в сторону и удирание от рабочего стола: "ВСЁ!!!" и обязательное требование "вкуса победы", даже если качество выполненного гораздо хуже, чем было обговорено вначале:) Иначе - истерика:)) блин:))

А вы к "клаве" еще не перешли?
10.09.2008 22:37:51, igla
Тюля
Дык, куды ж тут обижаться, тут стесняются))
Схем можно много придумывать и использовать. Это целая методика,я ее не знаю, только задание с Мишкой выполняю, но думаю, смысл понятен всем и его надо пробовать - как карточки для неговорящих аутистов, такие схемы можно использовать и при составление расписания, и как "костыли" в речи.
Все описаное - у нас тоже, только благодаря холдингу мы это имеем в скромном исполнении. Хотя, после того, что я перестала с ним делать д/з, былоточень трудно опять заставить со мной заниматься. На даче - все в норме, а дома уговоры доооолгие, а работаем маловато. Клаву пока не освоили - надо место переоборудовать. У меня ноут и он легко улетает, а стола рабочего после ремонта еще не успели купить - я все еще не переварила начало учебного года.)) В школе вроде пробовали, но мне надо самой это на поток поставить.
11.09.2008 00:12:25, Тюля


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!