Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Вопрос к Елене о АВА

Вы пишите, что занимались по этому методу. Если можно, опишите по подробнее - в каком возрасте начали, что к тому времени ребёнок уже умел делать,были ли параллельно какие-либо дополнительные занятия (кроме АВА), присутствовали ли Вы на занятиях, сколько времени Вы занимались по этому методу, и на основании чего Вам сообщили, что этот метод себя исчерпал. Спасибо заранее.
09.11.2003 00:46:49,

45 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Мы начали в три года восемь месяцев, через три месяца после диагноза. К тому времени в активе были эхолалии (длинными фразами), словарь из довольно большого количества существительных (сотня как минимум), но ни одного глагола, и ни признаков осмысленной речи (не было даже двусловных предложений, соответствующих ситуации). В лицо не смотрел, на имя не отзывался, в любой напряженной ситуации начинал кусать себя за руку, любимое времяпрепровождение было или крутить колесики у машинки (или любые колесики, лишь бы крутились), или нажимать кнопки (опять-таки на чем угодно). Еще слушать до дыр любимые кассеты на магнитофоне, и потом выдавать километровыми цитатами. Ну в общем, часто встречающийся набор.

Кроме АВА мы ничем не занимались, поскольку то, что нам предлагали, было просто горькие слезы: час в неделю развития речи, час в неделю спецфизкультуры, еще какая-то ботва. Понятно было, что ситуация серьезная и часом в неделю ее никак не исправить. АВА занимала: с терапистами порядка 40 часов в неделю, плюс я сама как терапист занималась с ребенком по программам еще порядка 20 часов в неделю, итого до 60 часов. Сейчас понимаю, что наверное бы хватило и половины, но тогда, когда довольно быстро стало понятно, что это действует, хотелось скорей.

На занятиях я довольно много присутствовала, потому что хотелось освоить методику, и присутствовала все время на клинических собраниях, когда собираются раз в две недели все тераписты и супервайзер, и обсуждают, как ребенок продвигается, какие трудности и как с ними можно побороться, что уже можно считать достигнутым, что ввести нового. Поскольку я как мать каждый день общалась с ребенком гораздо больше, чем любой из терапистов, я обеспечивала обратную связь - насколько на самом деле освоен тот или иной навык, насколько ребенок может его применять в реальной жизни, какие возникают новые проблемы и что помогает лично мне с ними справляться. В общем контакт с супервайзером и с программой был.

Еще надо сказать, что через где-то полгода после начала АВА мы сели на безглютеновую и бесказеиновую диету, и сахар тоже ограничили. Через три недели после начала диеты я стала замечать, что АВА вроде бы пошла быстрее. Гиперактивность тоже заметно снизилась. Потом и тераписты стали это замечать.

Мы занимались по программам АВА до семи лет. Ребенок научился говорить (что само по себе невероятное достижение), избавился от многих стереотипных поведений (перестал махать руками перед глазами, ходить на цыпочках, крутить колесики), научился бегать, ездить на велосипеде, играть в мяч, научился рисовать и писать буквы, научился читать, пошел в школу (с сопровождающим, правда), и агентство, которое с нами занималось, сказало, что оно свою функцию выполнило. На мой вопрос, что же делать с нашими остальными проблемами (отсутствие интереса и умения общаться с детьми; монолог вслух с самим собой; всепоглощающие интересы к странным предметам, типа тигров, поездов или фактов о спорте, и готовность завалить любого, кто оказался рядом, бесконечным потоком сведений об этих предметах, вне зависимости от того, слушает ли он, или нет; неумение следовать простым инструкциям из нескольких последовательных частей, уж не говоря о том, чтобы дать эти инструкции самому себе, то есть спланировать некое сложное действие; трудности, чтобы не сказать скандалы, когда что-то происходит не так, как было задумано) - было разведено руками и сказано, что это уже не аутизм, а скорее Аспергеров синдром, и находится за рамками их компетенции, равно как и возрасты больше семи лет. Я кинулась в другие агентства, пара из них было согласились взять нас, но в них была очередь где на полгода, где на четыре месяца, да и тераписты мне там не очень понравились.

Надо сказать, что мне и самой начало казаться, что наш прогресс, который был таким бурным в первые годы АВА, к семи-восьми годам вроде бы замедлился. Было похоже, что действительно достигнут потолок. Человек освоил множество полезных навыков и вышел на качественно новый уровень функционирования, но идея-то была в том, чтобы сбросить диагноз, а этого не происходило.(Знаю, что такая цель может оказаться недостижимой, но другую как-то нет смысла ставить). С некоторыми детьми при занятиях АВА происходит именно это - снимают диагноз, и более того, я таких детей видела, но все дети разные, и это оказался не наш случай.

Я стала искать, что еще делают при аутизме - какие есть биологические методы лечения, какие педагогические методики, что дает какие результаты. Биологические методы - это отдельная песня, а из педагогических мы пробовали методику Гринспана (типа игровой терапии, когда идут на поводу у ребенка и стараются каждое его действие использовать для контакта) - вроде бы без особых результатов, и РМО (Развитие межличностных отношений, когда ребенка учат радоваться общению, пробуждают интерес к людям, учат сопереживать, а потом на этой основе учат всему остальному - участвовать в совместной деятельности, делать что-то для других, завязывать и поддерживать дружбу) - эта методика, наоборот, результаты дает, и мы сейчас по ней активно занимаемся. Что получится - увидим.

Вот такая наша история. Если я не ответила на какой-то ваш вопрос, или если вы хотите больше подробностей, вы спрашивайте - я все расскажу, что знаю. А ваш ребенок какого возраста, и чем (и по каким методикам) с ним занимаются?

С уважением,

Елена
09.11.2003 10:55:53, Е.
РМО (развитие межличностых отношений) - вот это меня бы очень интересовало!
Елена, если можно, где почитать? Как вообще этому можно учить? Какие результаты уже достигнуты:)Напишите, пожалуйста.
Мой ребенок именно не умеет жалеть и сопереживать. Не умеет (и не чувствует необходимости) знакомиться и поддерживать отношения. Он попросту не помнит никого, кроме близких. Например, в группе дет. сада он не помнит детей, пробыв там уже месяц. Сейчас у нас тоже как раз выходят эти проблемы на первый план. Ему пять лет. Мы обсуждаем эмоции, отношения. Он согласен иметь детей:)), вот жениться пока не хочет:) Он привязан к своей семье.
И еще меня интересует такой вопрос. Я не знала, что диагноз вообще может быть снят. Мне казалось, и так поняла со слов психолога и из литературы, что ребенок всегда будет "отличаться". Особенностями развития, интеллекта, общения. Или имеется в виду, что уровень проблем становится не таким серьезным, создаются предпосылки лучшей адаптации?
10.11.2003 14:27:42, ЛяМур
Лada
Вот и у нас также с эмоциями:((( И детей из сада тоже очень слабо помнит, если их нет на фотографиях в домашнем альбоме. Но чувствует необходимость, даже потребность в общении. Но не умеет:(((
Жалеть учим, теперь жалеет всех подряд.
10.11.2003 20:12:16, Лada
Видимо, все это придет, особенно, если этим заниматься.
Лада, вы просили прислать мои записи. Я, конечно, пришлю. Правда, у меня появились сомнения, стоит ли рассказывать. Боюсь лишний раз кого-то травмировать, если ребенок тяжелее. Очень болезненно воспиринимаются все эти проблемы. Напишите Вашу почту, пожалуйста. Только не сравнивайте детей. Я просто обычно рассказываю о проблемах меньше, а достижениях больше:))
11.11.2003 11:30:57, ЛяМур
Лada
Меня сейчас травмировать может только откровенная жалость или претензии со стороны родителей детей с подготовки, короче, тех, кто не в курсе.
Постараюсь не сравнивать:))) ну, а если что, будем только радоваться за Вас и равняться на Ваши достижения. Надо же за кем-то тянуться:)))Да и в своем ребенке в основном я тоже стараюсь видеть боьше позитива, а как же иначе?
elladam@mail.ru или ткнуть в "Ответить"
11.11.2003 20:48:41, Лada
Лада, я ответила почтой. А расскажите мне про подготовку, если можно:)) Что вызывает основные трудности, как справляетесь. Что легко дается. Мой же как раз сейчас уже на подгтовку к школе пошел. Вообще школа пугает, если честно. Кажется, что все было до сих пор, будет "цветочками". По уровню знаний ребенок научен и дотянут до такой степени, до которой возможно. Но ведь как быть с адаптацией. Мне говорят, узнавай заранее про инд. обучение и пр. А хочется "как все", с гладиолусами 1-го сентября и пр. 12.11.2003 12:57:17, ЛяМур
а мой всех помнит и сразу запоминает. Видать - садовское прошлое сказывается -)))
Мое письмо с форума приходило?
10.11.2003 22:26:48, Muha
Лada
Пришло. Просто почту редко смотрю:)))
Завтра напишу.
10.11.2003 23:08:07, Лada
Лada
Лена, пожалуйста, напишите подробнее о РМО. До Вашего состояния (или близкого) мы дошли и без АВА. На сегодняшний момент я вижу огромную проблему моего ребенка в развитии коммуникации именно в низком уровне эмпатии.
Интересно, занимаются ли РМО в России?
09.11.2003 21:25:35, Лada
Простите, я сегодня просто падаю с ног, поэтому напишу кратко, но буду рада подробно ответить на возникающие вопросы. Кое-что про РМО (общее описание принципов, цели для первого этапа, штук пять упражнений для первого этапа) есть по-русски у меня на сайте http://treatmentofautism.org (в конце раздела "педагогические методы"). Там же есть ссылка на их сайт (который, естественно, уже по-английски). Про то, как искать информацию на их сайте, я писала здесь же в этой же конференции, в теме "АВА", дня два назад. Насколько я знаю, в России никто не занимается по РМО, эта методика новее АВА, не такая общепринятая, и специалистов еще мало даже в Америке. С другой стороны, РМО, в отличие от АВА, настоятельно требует, чтобы с ребенком занимались именно родители, то есть вопрос, кто будет заниматься, решен за вас, остается только вопрос, где брать упражнения и кто будет занятиями руководить. Второй вопрос, о специалисте-руководителе, остается открытым. К вопросу о том, где брать упражнения, можно подойти следующим образом:
- самый дешевый вариант - это пойти на их сайт, скопировать все упражнения, которые доступны в онлайновом варианте и найти кого-то, кто переведет
- более дорогой, но также более продуктивный - заказать их книжки по-английски, потом выбрать и перевести упражнения для соответствующего возраста и уровня
Можно еще в дополнение к книжкам купить их видеокассету (есть в формате PAL): там кроме подробного объяснения, что они делают и почему, есть некоторые записи упражнений. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Хотя надо сказать, что на кассете мало упражнений для начального уровня. Кассета, естественно, тоже по-английски.

Лично нам РМО здорово помогает: в момент занятий у ребенка появляется совершенно нормальное выражение на лице (то есть видимо появляется мимика, которой раньше практически не было), появляется улыбка, исчезает поток речи не по делу, он начинает смотреть мне в лицо и просто с жадностью ждет продолжения. За пределами занятий пока не так сильно интересуется, но тем не менее недавно начал заглядывать мне в лицо, ожидая одобрения своих действий. Стало гораздо легче общаться. Такое впечатление, что до начала РМО я одна билась, вытягивая его на контакт, а теперь уже чувствую ответные попытки с его стороны. Побочные эффекты - стал легче играть с детьми, раньше не мог с ними провести и пятнадцати минут, либо сам уходил в угол, либо они его гнали за полностью неадекватные действия, а сейчас пару часов проиграть с одним из своих двух приятелей или с незнакомыми ребятами в парке - дело обычное. Дома стало полегче с упрямством - раньше по любому поводу упирался до слез и крика, а сейчас если подобрать смешное объяснение, посмеется и даст себя переубедить. Чувство юмора появилось, неизвестно откуда. Это все при том, что мы еще далеко не ушли, находимся пока на первом уровне (всего уровней по этой методике шесть, шестой - это уже норма). Я хорошо вижу, что это еще первый уровень, потому что интерес к собеседнику / товарищу по игре еще непоследовательный, часто прерывается, особенно когда конкурируют два интереса - к собеседнику и к одному из многочисленных навязчивых увлечений, тогда легко предсказать, что собеседник будет забыт довольно быстро. Но раньше-то интереса к собеседнику не было вовсе! Разница ощутительная.

В общем, посмотрите, и если будет интересно, я могу рассказать еще.

С уважением,

Елена
10.11.2003 10:02:19, Е.
Елена, спасибо. Я посмотрю. Но мне как-то грустно стало. Я же работаю, так мало времени дома бываю. Правда, всегда что-то полезное извлекаю.
На вашем сайте у меня многие ссылки не грузятся.
Вам - здоровья! И ребенку и маме.
11.11.2003 11:17:23, ЛяМур
Не огорчайтесь, РМО и не обязательно заниматься по сто часов в неделю. Они говорят, что часов пять-семь достаточно, это где-то час в день, кусочками минут по двадцать. Типа утром, когда ребенка будят, и перед тем, как началась спешка умывать-одевать, потом вечером, когда мать с работы приходит. Почему обязательно надо, чтобы родители занимались - таким образом первый человек, с которым у ребенка будут развиваться человеческие отношения, будет родная мама, что будет только естественно. Это и у нормальных детей так происходит, только в более юном возрасте. Наоборот, будет неестественно и странно, если ребенок будет улыбаться и заглядывать в лицо чужой тете, а на родную мать еле взглядывать.

Вы еще спрашивали, как снимают диагноз, и остаются ли отличия. Диагноз ставится на основе примерно шести пунктов (перевожу с английского, поэтому может звучать коряво):

1) качественное отставание во взаимодействии с окружающими, проявляющееся в минимум двух из перечисленных пунктов:
явное отставание в использовании невербальных компонентов общения, в том числе взгляда в лицо, мимики, положений тела в пространстве и жестов; неспособность установить отношения со сверстниками, свойственные возрасту; отсутствие спонтанного желания разделить радость, интересы или достижения с другими (например, когда ребенок не показывает, не приносит интересующие его предметы и не указывает на них пальцем); отсутствие сопереживания.

2)Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные виды поведения, интересы и занятия, проявляющиеся минимум одним из нижеперечисленных способов:
захваченность одним или более чем одним стереотипным или ограниченным интересом, который является ненормальным по интенсивности или по предмету интереса; приверженность к специфическим, нефункциональным ритуалам, сопровождающим обыденную деятельность; стереотипные и повторяющиеся движения.

3) Нарушение привычного хода вещей / огорчение вызывает клинически значимое уменьшение способности функционировать.

Ну и еще три пункта, всем нам в общем знакомые. Так вот, если это все больше не прослеживается, то есть человек и невербальные компонентов общения правильно использует, то есть и в лицо смотрит, и мимика развита, и нет странных положений тела, и друзья имеются, и хвастается своими достижениями, и сопереживает, и так далее по всем шести пунктам - аутизм / аспергеров синдром уже не ставится. Странности, конечно, могут оставаться - я недавно читала книжку взрослой женщины, у которой одна из дочек растет с синдромом Аспергера, и мать тоже пошла и проверилась, и у нее тоже нашли остатки синдрома Аспергера, так вот она описывает, как она сама воспринимает окружающую действительность, и как ей трудно, когда вокруг, например, толпа или громкая музыка, или цвета те, которые ее выбивают из колеи. Но с другой стороны, она пишет такие мудрые вещи по поводу того, как она помогает своей дочке, и двум другим, чтобы все три чувствовали себя полноправными членами семьи, и о том, как она сама строит отношения с мужем, и с друзьями, и на работе, что просто диву даешься. Мне бы так. При этом бывает, что она чего-то недопонимает в других, но она знает, где ей надо быть внимательнее, и приложить больше сил, чтобы добрать интеллектом то, чего не понимает нутром. Видимо, у нее все в порядке с сопереживанием, с желанием понять других, а это как бы главное, чем нормальный человек отличается от аутиста. Как бы нам это в наших пташках разбудить, а если они при этом будут рисовать пальцем в воздухе или таскать с собой любимый паровозик - уже не так важно. И даже если речь не так развита, но сопереживание имеется - у человека будут друзья, и жизнь будет лучше, чем у типичного аспергика с заоблачным интеллектом и речью переразвитой, но ни к кому не обращенной.

Вот, а теперь пойду со своим чудом заниматься. И спасибо за добрые слова!

P.S. А какие ссылки не грузятся? Я сама в этом не очень понимаю, но знаю кому дать посмотреть.
12.11.2003 05:39:48, Е.
Елена, спасибо за подробный ответ. Я еще прошу разрешения написать. Сайт интересный.
12.11.2003 14:08:10, ЛяМур
Конечно, пишите!

Елена
14.11.2003 12:05:00, Е.
Спасибо огромное за добрые слова. Но вот у меня вопрос. А если мой мальчик как раз очень болезненно в последнее время сопереживает другим. Он может ущипнуть, но увидев, что мне больно, он испуганно кидается мне на шею со словами: пожалеть маму. Раньше в 2 года он неадекватно реагипровал, когда я делала вид, что плачу -- ему это было смешно. Тогда я перестала хныкать и вот сейчас уже не дожидаясь, когда я "как бы заплачу" и покажу что мне плохо он бросается меня жалеть.
Кстати он меня начинает обнимать и когда я сержусь, раздрожаюсь. Иногда мы сидим занимаемся и если он не хочет понимать то, что я от него требую я немного раздрожаюсь, тогда он тоже кидается мне на шею.
Как вы считаете это нормальное сопереживание или нет?
По поводу контакта глаза в глаза мы с ним придумали игру смотреть в глаза другого и говорить какого они цвета. Сейчас начали тоже самое делать не только друг с другом, но и с картинками в книге.
Еще для меня было открытием то, что ребенок не следит за взглядом других. Когда я задаю вопрос куда смотрит олененок на картинке он не знает что сказать. Теперь мы учим это. Я провожу пальцем в картинке линию от глаз олененка до дерева на которое он смотрит, а потом говорю "олененок смотрит на дерево" ...
12.11.2003 12:52:15, Мурзилка
Это замечательно, что он обращает внимание на ваше лицо, что может по мимике прочитать эмоции. Но для того, чтобы это считалось нормальным, надо еще многое: чтобы он заглядывал вам в лицо, чтобы поделиться с вами своей радостью или найти утешение; чтобы он последовательно заглядывал вам в лицо, когда вы вместе с ним играете в какую-нибудь веселую игру, чтобы разделить вашу радость и тем самым усилить свою; чтобы он заглядывал вам в лицо, если он не уверен, что делать дальше, и хочет увидеть вашу подсказку; чтобы он заглядывал вам в лицо перед тем, как что-то делать, чтобы получить ваше одобрение (или неодобрение), и др.

Вот мы сейчас занимаемся РМО, и там как раз желание и умение разделять эмоции другого стоит в самом начале программы. Они разработали очень детальные критерии, базируясь на том, что делают нормальные дети (правда, у нормальных детей освоение разделения эмоций другого происходит в более раннем возрасте, то есть до года). Туда включаются все вышеперечисленные критерии и некоторые другие. То есть останавливаться на достигнутом не надо, хотя ваши результаты очень хорошие. Видимо, если ребенок дошел до такой стадии, то можно совместными играми, направленными специально на то, чтобы вызвать радостные эмоции, вывести его еще выше.

А по поводу взгляда в глаза - мы его вырабатывали в АВА и все-таки не преуспели. А сейчас, занимаясь РМО, я с удивлением узнала, что взгляд в глаза - это не самоцель, что надо , чтобы ребенок, как нормальные дети, заглядывал в глаза либо с целью поделиться своими эмоциями, либо с целью прочесть эмоции или указания другого человека. Мы в рамках РМО играли с малым в такую игру: на полу лежат три подушки, я прячу под одной из них какой-нибудь приз, и говорю малому, что я буду указывать на приз глазами. Работает отлично: после трех-четырех повторений следует за моим взглядом просто на ура. Потом можно прятать не только под одной из трех подушек, но и в других местах по комнате, и находит замечательно, и очень радуется. А потом меняемся ролями, и теперь он учится показывать взглядом, где лежит приз. А для того, чтобы глядел в лицо, когда слушает, я вдруг замолкала на полуслове, или начинала крякать - он очень удивлялся и смотрел на меня (это есть у меня на сайте, в переведенных упражнениях по РМО, в самом первом: "Мои слова важны"). Теперь смотрит в лицо гораздо лучше, чем после четырех лет АВА - думаю, потому, что понимает, наконец, зачем это надо.

Если хотите, я могу перевести более подробно про критерии нормального разделения эмоций и про игры, которые РМО рекомендуют для обучения ребенка разделению эмоций.

С уважением,

Елена

14.11.2003 12:37:39, Е.
Спасибо! Очень хочу!!! Если конечно у вас есть на это время...
Мы начали (правда пока безуспешно) играть в игру "куда смотрит мама (то есть я)". Но в этом случае он понимает только, когда я демонстративно поворачиваю голову. Если показывать одними глазами, то он молчит как партизан.
Надо попробовать с подушками и конфетками, может ради конфет он начнет следить за глазами.
14.11.2003 14:22:08, Мурзилка
Перевела подробные цели для двух начальных этапов развития. Лежат здесь:
http://treatmentofautism.org/objectives%20level%201%20detail.htm

Упражнения перевожу, там уже немножко есть, но скоро добавлю.

Елена
17.11.2003 10:59:46, Е.
Лена, спасибо тебе за такие подробные посты.
У меня вопрос по диагностике - У вас был диагноз аутизм, а с возрастом диагноз изменился на синдром Асперга или у вас сразу было ближе к Аспергу.
Просто в англ. книжках по диагностике вопрос снятия - замены диагноза всегда скомкан до фраз типа, если это случается, то так редко, что нечего об этом и писать.
И на учебе родителей одна мама спрашивала психолога о возможности перехода из аутизма в асперг синдром. На что получили довольно невнятный ответ, что предел для аутиста - это высокофункциональный (не знаю, как точно по-русски) аутизм, так как добится высокого уровня речи аутистам не удается, а именно это и основное отличие двух диагнозов.
12.11.2003 11:51:29, Лена (юк)
У нас сначала был аутизм, потому что речи не было, одни эхолалии. Потом долго и мучительно вырабатывали связную речь, потом выработали, потом она стала течь неостановимым потоком, и те, кто не знал, что есть проблемы, стали говорить, какой развитой ребенок, потому что говорит на взрослые темы и взрослым языком. Так что насчет того, что добиться высокого уровня речи аутистам не удается - неправда, наш тому пример. Теперь нам ставят Аспергеров синдром именно по наличию развитой речи и по сглаженности аутистической проблематики.

Вообще, насколько я понимаю, считают, что аутизм, PDD (pervasive developmental disorder, первазивное / всепроникающее нарушение развития - как по-русски правильно?), и синдром Аспергера - это континуум (как здесь говорят, "спектр"). Граница между высокофункциональным аутизмом и Аспергеровым синдромом неочевидная, некоторые считают, что это фактически одно и то же, некоторые считают, что при Аспергере речь появляется без отставаний, а при аутизме запаздывает. Но с точки зрения помощи, когда ребенок явно "в спектре", и у него имеется развитая речь, какая разница, появилась она вовремя или не появилась, а была выработана - проблемы те же: как ее приостановить и научить обращать внимание на окружающий мир.

Я нашла на Интернете диагностические критерии для аутизма и Аспергера (по-английски), вот ссылки, на днях переведу и выложу на свой сайт по-русски.

http://www.autism-pdd.net/checklist.html - критерии для аутизма

http://www.autism-pdd.net/DSM4.html - для синдрома Аспергера

Елена
14.11.2003 00:02:08, Е.
Вот еще вдогонку, кому про диагностику интересно: это на русском языке, критерии Аспергера и отличие / сходство между Аспергером и ВФА (высокофункциональным аутизмом):

http://www.asperger-marriage.info/ru.html


а тут на русском языке критерии аутизма:

http://www.autist.narod.ru/manelis.htm
15.11.2003 09:01:42, Е.
Спасибо, Елена, обязатльно прочитаем! 17.11.2003 11:20:06, ЛяМур
Меня тоже это интересует. Особенно в связи с речью. И вобще может быть вариант Аспегер + что-то типа истинной задержки речевого развития (ну когда оно просто задержалось и не осложнено никакими общими недоразвитиями речи)? 12.11.2003 22:23:54, Muha
Лada
Елена, огромное спасибо за рассказ и ссылки, будем читать, думаю, вопросы еще появятся.
Чувство юмора - это просто здорово!
10.11.2003 20:20:04, Лada
Огромное Вам спасибо, Леночка, за такой подробный ответ:)

Моему малышу 2,2 года, пока занимались только игровой терапией 2 раза в неделю по часу и ходили в обычный садик для здоровых детей. С начала месяца начинаем ходить в садик , в котором занимаются по АВА, по 2 раза в неделю, пока не построят для Ника индивидуальную программу.

Малыш не говорит, хотя понимает многое и есть десяток слов в пасивном словаре, смотрит на меня и бросает взгляды на посторонних, улыбается, когда видит знакомые лица .Радостно тащит и пытается впихнуть узнанные на фотографиях предметы - игрушки, одежду, даже табурет (деревянный и довольно тяжёлый для него:)) Демонстрирует разученные движения по песенкам и потешкам
(мишку косолапого, сороку, если нравится тебе, то делай так... и др.) сортирует формы, собирает простейшие пазели + "часто встречающийся набор" , описанный Вами...
09.11.2003 17:48:22, Мама Ника
А ведь как изменился малыш, тьфу-тьфу. Действительно, почитаешь, и все неплохо.:)) Держитесь. 11.11.2003 11:42:32, ЛяМур
*Забава Путятична
а где вам аутизм поставили ? 09.11.2003 22:55:11, *Забава Путятична
Ага, и где тут аутизм? 10.11.2003 10:02:31, луна
Диагноз нам поставили в Израиле , причём несколькими специалистами:( Но зато аутист с большим потенциалом...

Что у нас аутизм нет никаких сомнений - " ни признаков осмысленной речи (не было даже двусловных предложений, соответствующих ситуации)... на имя не отзывался, в любой напряженной ситуации начинал кусать себя за руку...любимое времяпрепровождение было или крутить колесики у машинки (в нашем случае это ВСЁ, что крутится - тазики, крышки и т.д.), или нажимать кнопки (опять-таки на чем угодно). Еще слушать до дыр любимые кассеты на магнитофоне..." - это всё о нас... К этому списку ещё много можно добавить - бесконечные открывания-закрывания дверей, окон, жуткие крики,если что-то происходит не так, как ему хочется...вообщем ,как нам объяснили ,у нас аутизм практически со всеми его проявлениями :(
А тем, чем я тут так хвалилась - это наши совсем недавние достижения :))) Это то , что они называют "большим потенциалом" :) Вот такие вот пироги...
10.11.2003 21:07:32, Мама Ника
Коли уже наступили на любимую мозоль...продолжу, может кому надо для сравнения... К диагнозу специалистов был приложен лист с 12 критериями, по которым определяют аутизм у ребёнка, из которых присутствие минимум 4 признаков указывает о наличаи болезни.

У нас к моменту постановки диагноза (Нику было тогда 1.11 года) почти полностью отсутствовала речь (за исключением 5-6 слов , которые повторялись довольно часто и никогда по назначению), это не компенсировалось мимикой или жестами, он не проявлял ни жалости ни симпатии ни к кому, не играл и вообще не проявлял никакого интереса ни к детям, ни к взрослым, ни к животным, не мог попросить о помощи, не любил , когда его брали на руки, мог часами играть один, не умел жевать, пил только лёжа, конечно не кормил себя , зато сам мог уложить себя спать, не делился своими радостями или успехами, не показывал нам игрушек, вызвавших его интерес...да и у него ПОЛНОСТЬЮ отсутствовал контакт глаз (я помню , как была поражена, что не замечала этого :( ). Меня больше беспокоил тот факт , что он был последнее время беспокойным ( он скрипел зубами, кусал руку), что не жевал не говорил , не показывал частей тела, не указывал пальцем да и вообще не выполнял простых просьб- дай, принеси ...посмотри на меня, скажи, что ты меня любишь, что я тебе нужна... Ну вот я и расплакалась, на меня вдруг нахлынуло всё, что я недавно пережила...Но уверена Вы меня поймёте ...
10.11.2003 23:00:27, Мама Ника
Не реви, это я дура, ляпну сроду не подумавши. Эгоистка, у самой ребенок выходился. Просто почитала про ваши достижения и удивилась, мой в этом возрасте и этого не делал. Заговорил около 4х, на направленную речь лет , наверное до 3х не реагировал (вру, реагировал на то, что входило в сферу его интересов, типа колесиков, например, если положить на два клубка ниток сверху тапочку - то это уже машинка, у нее крутятся колесики, а заодно эти колесики можно размотать по всей квартире - новый интерес, на это он покупался), расковыривание пальцев, консерватизм в еде, дома до сих пор сама кормлю, но детей и посторонних не боялся и в глаза смотрел. Он жил в своем мире и речь ему была не нужна, потребности в общении с окружающим миром он не испытывал, так "вещь в себе". Но пассивное накопление знаний извне было, я это поняла, когда его "прорвало" , он мне столько всего выдал!, даже считать умел (это я ступеньки считала - запомнил) а казалось пенек-пеньком. Упс, побежала, я все-таки на работе, сейчас схлопочу. Вобщем, не растраивайся, запасись терпением, вон как у вас хорошо пошло (тьфу три раза). 11.11.2003 12:09:43, луна
Спасибо за слова поддержки :) А что Вы имеете в виду под "у самой ребенок выходился"? Сколько Вашему малышу? И чем Вы с ним занимались?

Мы вот всё ждём когда нас "прорвёт" :) Я , вдохновлённая опытом мам с конференции, знакомлю малого с цветами , цифрами , формами ,лепкой (пластелин у нас пока вызывает чувства близкие к отвращению:(), рисованию чего-то кроме каляк( или хотя бы понять, где кончается лист и начинается стол...) пока ничего:( Но нам это не мешает радоваться другим его успехам:)

А ещё мы начали занятия по АВА, так Ник так плакал на первых занятиях и отбивался изо всех сил от тётенек, которые заставляли его что-то делать, что засыпал практически сразу после занятий . Но сами занятия показались мне действительно многообещающими.
12.11.2003 23:25:24, Мама Ника
*Забава Путятична
и мой в этом возрасте что у Мамы Ника, и половинв того не умел. с 2х до 3х вообще завис :(( потом начал оживать потихоньку. 11.11.2003 21:52:40, *Забава Путятична
Как точно вы выразились - завис, с нами происходило тоже самое в этом же возрасте 12.11.2003 11:36:28, Лена (юк)
По вашему описанию получается, что мы тоже перешли на уровень синдрома Аспегера. И тоже рпактически исчерпали предлагающиеся нам занятия-((( 09.11.2003 11:35:49, Muha
А мы на нем так и находимся, с тех пор, как начали разговаривать. Действительно что же дальше? :(( 09.11.2003 15:39:34, Мурзилка
Вот и я не знаю, что дальше, т.к. не вижу пути развития. Говорит уже совсем неплохо. Единственное, в чем реальные провалы - рассказ по картинке и объяснение значения слов (будем заучивать). 09.11.2003 22:04:06, Muha
СветланаЮ
Очень много почерпнула из этого топика! Огромное спасибо всем! Нам аутизм вообще не ставили, вообще сначала лечить не хотели "Ноотропил попейте", "На учет поставим" и все. Справлялись, как могли сами. По врачам бегали, никто толком ничего не говорил, кроме жутких родовых травм. Димке уже 10 :(((. Мы живем в маленьком сибирском городке. Такого слова "аутизм" по-моему тут никто не знает. А ведь все симптомы - абсолютно! - про нас!!! Никаких методик, НИЧЕГО нам не давали. Сижу, читаю и реву. О том, что Димка аутенок, я узнала буквально 3 дня назад! По наитию, наверное, задала в Яндексе и почитала... И теперь не знаю, с чего начать. Ведь каким-то образом мы всякими препаратами его вытянули до нынешнего уровня. Он был вообще "никакой", до 5 лет речь - только эхолалия (ее нам ставили), агрессивность, никакой осмысленной речи, кроме "А пить очет!" и т.п. Никакого общения вообще, только со мной, папу боялся до крика :((, на улицу мог голым выскочить, при этом психологи и нейрофизиологи говорили, что интеллект у него не задет. В 6 лет провели курс лечения препаратами "Примаверы медика", у них аминокислоты, если кто не в курсе, после этого сдвиги стали явными :), но речь!!! Сейчас он учится в платной гимназии, в общем, неплохо, но проблем масса. Прежде всего его речь. Как ее развить? Как вы развивали, что все нормально с речью стало? У меня от его попыток что-то выразить свое асфиксия начинается :(((. Мимика у нас вся заимствованная из мультфильмов, и это ужасно! Тики. Навязчивые страхи. Навязчивые движения. Сопереживания ни-ни, иногда показное. Вербальные инструкции воспринимаются через пень-колоду, по пять раз повторять приходится, как в школе умудряется? В глаза по сей день глядит только если ругаюсь :(, и то только мне. Ну и еще куча всяких заморочек :(. На сайте http://treatmentofautism.org побывала, здорово, что он есть, а вот что с речью делать??? Буду благодарна за любую информацию. 15.11.2003 17:05:17, СветланаЮ
Светлана, посмотрите вот здесь - эта статья кратко излагает ту же методику, по которой мы занимались.
http://www.specialneeds.ru/type.php?t=11

Попробуйте начать, тогда сразу увидите, что получается, а с чем трудности. Когда возникают трудности, лучше спрашивать кого-то, хорошо бы специалиста, но их в России мало. Попробуйте связаться с автором статьи, там, кажется, есть ее e-mail, а если не там, то в форуме на том же сайте SpecialNeeds.ru.

Если хотите, я тоже могу рассказать, что и как мы делали, и советов разных надавать выше головы, но она специалист с дипломом, и работала с разными детьми, а я только мать, и занималась только со своим. Хотя если вас это не смущает, поделюсь с удовольствием.

Елена
15.11.2003 19:19:39, Е,
СветланаЮ
Здравствуйте, Елена! Большое спасибо за ссылку. Статью прочитала, но... Первичное овладение речью для нас уже пройденный этап. В привычной домашней ситуации он отвечает и реагирует вполне адекватно, трудности начинаются скажем так, в творческой области. Т.е. выразить самостоятельно мысль, если нет наработанных блоков, удается с трудом. Очень тяжело слушать эти его попытки :(. Понимание слов тоже затруднено, похоже. В стрессовой ситуации можетвыдать что-то совсем не к месту (я думала, что не к месту, пока не поняла механизма их мышления). Например, на вопрос учителя, что такое дружная семья, он отвечает:"Я хочу, чтобы мама меня любила". На вопрос, что кто хочет получить на День рождения, мой сын ответил:"Власть". Самое интересное, что ему это показалось то-ли смешным, то-ли к месту, потом он спросил меня:"Мама, а что такое власть?". Такие ситуации в порядке вещей. Книги он читает, но сдвигов особых я не вижу, объяснения толком слушать не хочет. Спросит, начинаю отвечать, перебивает, говорит что-то свое или просто глаза пустеют и все :(... Читая книги, он никогда не спросит о значении тех или иных слов, я даже не знаю, что он понимает, а что нет. То и дело натыкаюсь на совершенно неожиданные провалы.
С психологом мы начали заниматься, но были пока лишь на 3 занятиях, типа семейной терапии. Про аутизм нам нечего не сказали, наверное уже картина смазанная, а о детстве никто не спрашивал. А я и не рассказывала, я еще на тему аутизма и не думала.
Может, посоветуете что-то конкретное? Практические советы меня нисколько не смущают, это советы не на бумаге, опробованные в жизни - значит, работают! Заранее благодарю.
20.11.2003 14:47:19, СветланаЮ
Светлана, я тут написала огромный пост из двух частей, и они перепутались местами: вы читайте сначала ту часть, которая внизу, она на самом деле первая.

Елена
21.11.2003 04:40:19, Е.
(продолжение)

Да, еще о картинках: лучше, чтобы под ними ничего не было подписано. Можно откопировать несколько страниц из какой-нибудь детской энциклопедии и разрезать так, чтобы на картинках не осталось надписей; можно разрезать на картинки какой-нибудь журнал и даже наклеить картинки на листы бумаги или на карточки.

-- по тем же картинкам: глаголы. Вы: "футболист бежит, а пожарный ..." , он: "тушит пожар".

-- по картинкам или по предметам в реальной жизни: прилагательные. "эта книжка желтая, а эта... ; эта тряпка сухая, а эта...".

-- профессии: "пожарный - это человек, который тушит пожар, а шофер - это... "

-- функции предметов: "карандаш - это то, чем рисуют, а ножницы - это ...". "Книга - это то, что читают, а телевизор - это ..."

-- где это: по картинкам: "это на улице, а это...", "это в космосе, а это..."

-- из чего что сделано: "этот стол из дерева, а эта книга ... а эта ложка... а эта котлета... а эта кассета..."

-- очень важно - эмоции. По картинкам и фотографиям отрабатывается сначала "веселый", потом "грустный", потом чередуется (как чередовать - напишу чуть ниже), потом "сердитый", и т.д. Надо, чтобы на каждое выражение лица было много разных фотографий, с разными лицами.

Эти упражнения развивают возможности самостоятельной связной речи. Но это совершенно другой навык, чем умение отвечать на вопросы. Поэтому, если у него проблемы с пониманием вопроса и ответа именно на заданный вопрос, все те же пункты еще раз надо проработать с целью выучить отвечать на вопросы.

Сначала берется один вопрос, например, "кто это / что это", и задается по всем картинкам (ну или пока не станет понятно, что человек этот вопрос освоил). Потом берется другой вопрос, например, "какое это / какой он / какая она", и опять задается по всем картинкам. Потом вопросы чередуются: к одной картинке "кто это", ко второй картинке "какой он" , к третьей опять "какой он", к четвертой можно опять "кто это", чтобы ребенок научился слушать вопрос, а не отвечать наобум. Когда на эти два вопроса, задаваемые в любом порядке, научится отвечать правильно, вводится третий вопрос (например, "что делает"), отрабатывается отдельно, и потом чередуется с первыми двумя, пока ребенок не освоит все три, потом вводится четвертый, и так далее.

Может хорошо пойти, если вы будете меняться ролями: вы позадавали ему по картинкам вопрос "кто это", потом он может вам задавать этот вопрос по картинкам; вы будете сначала отвечать правильно, а потом можете ошибиться, вместе посмеетесь, и он вас может поправить. Очень способствует для его самоутверждения, что не только ему все время задают вопросы, а что он сам может побыть учителем.

А потом все складывается в связную речь: дается ему картинка и просится: "расскажи об этом". Если он не знает, что сказать, даются подсказки: кто это? какой он? где это? что он делает? Цель - чтобы самостоятельно связно рассказывал.

Мне надо бежать, поэтому дальше пунктиром. Умение задавать вопросы, если чего-то не знает. Причинно-следственная связь. Сравнение двух предметов: похожи тем-то, отличаются тем-то. Рассказ о собственных действиях (например, описание собственного дня). Ответы на вопросы по прослушанной истории. Придумывание окончания истории. Пересказ истории. Придумывание своей истории по образцу данной или с данными персонажами. Рассказ на определенную тему.

Это все развитие речи, а понимание речи - это отдельная тема, там много своих упражнений, тоже могу рассказать, если интересно. Вообще я второпях многое, наверное, скомкала, но если нужно, с удовольствием расскажу поподробнее.

Елена
21.11.2003 00:15:27, Е.
Светлана,

мы тоже первично овладели речью довольно давно, но прошли этап блоков и как-то проскочили к связной речи. Я не знаю, насколько упражнения, которые помогли нам в возрасте четырех-пяти лет, помогут вам в десять, но попробовать, наверное, стоит.

Первое и самое важное - правильно найти для него награду, чтобы у него было желание делать упражнения, чтобы он их делал не из-под палки, а с удовольствием. Можно за каждое упражение давать что-нибудь вкусненькое, но надо только смотреть, чтобы не оказалось вредно - у нас, например, конфеты и все сладкое дает взлет гиперактивности буквльно через двадцать минут, и успех в упражнениях не стоит того ухудшения в поведении, которое получается от конфеты. Можно выработать систему очков: за каждое упражнение, например, дается очко, можно для визуальности давать копеечку или пластмассовую фишку, за десять очков (копеечек или фишек) дается, например, пятнадцать минут компьютера или один мультфильм, а за двадцать очков, например, поход в кино или в парк. Можно играть на интересах самого ребенка: мы, например, обожаем викторины и соревнования, и под этим соусом очень легко давать ему упражнения: вот сейчас мы будем соревноваться с командой противника, посмотрим, кто победит. Когда наша команда побеждает, это долго празднуется, иногда даже раздаются нарисованные мамой картонные медали. В общем надо поэкспериментировать, чтобы понять, что ребенка привлечет.

И параллельно с поисками действующей награды надо начинать простые упражнения.
-- по картинкам из книжек или журналов: вы показываете ему на одну картинку и говорите: это футболист, а это ... (показываете на другую, например, с пожарным). Он говорит: пожарный! Вы хвалите его, показываете, какой он умница, хлопаете в ладоши и др., а потом продолжаете: показываете на картинку, которую он назвал и говорите: это пожарный, а это... (показываете на новую). Он называет, вы хвалите его и т.д. Если он картинку не называет (вы: "это футболист, а это...", он молчит), вы говорите сами "пожарный", и повторяете предыдущий шаг:"это футболист, а это... Если он называет картинку, вы хвалите его и переходите к следующему шагу, если нет - еще подсказка, и так пока не скажет правильно, потом переходите к следующему шагу. Заканчивать упражнение надо на успехе, чтобы он запомнил, как у него хорошо получается и какой он молодец. Поначалу упражнения должны быть короткими, чтобы он не уставал и ему не надоедало, потом, когда втянется, можно понемногу удлинять.

И каждый день кратко записывать упражнения, чтобы знать, где прогресс, и что еще не сделано.

Такое же упражнение делается с названиями предметов (это стул, а это...; это подъемный кран, а это...; это кит, а это...), на картинках и в настоящей жизни. Таким образом вы проверите, как он знает существительные. Судя по всему, он существительные знает замечательно, и вообще это упражнение может показаться очень легким для него, но оно не лишено смысла, по трем причинам. Во-первых, начинать и надо с легкого, чтобы человек понял, как хорошо он может делать упражнения и какой он молодец. Во-вторых, он привыкает делать упражнения и слушаться вас на занятиях, что очень существенно для дальнейшего прогресса. И в-третьих, вам будет очень интересно узнать, где у него в знаниях пробелы, а где области неожиданно обширных знаний и глубоких интересов. За эти достижения его можно будет потом хвалить, чтобы он понял, какой он умный и значительный.

продолжение следует, а то в одно сообщение не влезло
21.11.2003 00:14:33, Е.
СветланаЮ
Ой, спасибо. Сегодня же начнем. С конфетами, конечно, проблемно, а вот с компьютером - ничего, хотя у нас компьютер в больших количествах вызывает гиперактивность, мы почти совсем его исключили. Но иногда в качестве поощрения можно. Если Вас не затруднит, про остальные методики тоже расскажите. С вопросами по прослушенной истории серьезные проблемы :(. В голову укладывается только отрывочно. И вообще при чтении вслух куда-то уходит, хотя последние 2-3 года полюбил, когда ему читают вслух, особенно на ночь. Раньше вырывал книгу из рук, кричал, словом шла агрессия...
21.11.2003 16:29:17, СветланаЮ
Светлана,

это очень правильно вы заметили, что в голову укладывается только отрывочно. Поэтому он пока и должен плохо реагировать на чтение: он же не вполне понимает, что читают, это для него пустая трата времени, какой-то шум над головой. Развитие понимания и собственной речи - это происходит не моментально, те вот упражнения, что я описала, должны по-хорошему занять от нескольких месяцев до полгода, в зависимости от того, как пойдет, и очень важно не забегать вперед и не делать то, к чему человек еще не готов. Когда накопится понимание бОльшего количества слов, и научится отличать один вопрос от другого, и сможет отвечать на разные вопросы по одному предложению, и потренируетесь на понимание структуры истории, тогда да, тогда можно и к вопросам по прослушанному переходить. С такими детьми очень важно все делать постепенно и не добавлять одновременно многих неизвестных, чтобы не запутать человека вконец и не отбить желание.

А если компьютер вызывает гиперактивность - и не надо его, мало ли других безвредных наград существует. Вот например, хоть подушками кидаться - некоторые дети это любят. И полезно, все-таки вид общения...

Удачи вам, и пишите, если будут вопросы.

С уважением,

Елена
22.11.2003 10:10:23, Е.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!