Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Вопрос про аутизм у взрослых.

Извините, я не «в теме», давно хочу, но не решаюсь спросить. Приходят студенты, иногда, мягко говоря, странные. Вроде бы человек по отдельности много чего знает, но вместе не собирает. Например, знает разговорный английский, но не может прочитать статью, разве что сначала перевести, а потом читать свой же перевод. Или вроде вполне общительный человек, но с ровного места начинает избегать половину людей в лаборатории, отвечает односложно, типа, да, у него все хорошо, прямо-таки замечательно. Но при этом реальные дела в провале. Дело не в брать или нет, погнать можно и без всяких аргументов. Просто обычно все это считается капризами и на человека наезжают с позиции силы. Есть редкий, но очень печальный «урожай», когда умирают (формально сердечные приступы, рак, но дело-то в перегрузке). Сама еще стараюсь максимально мирно расходиться: помочь с дипломом и объяснить, чем надо заниматься, а чем нет.
По каким признакам проходит отличие неглупого аутиста, который способен учиться в ВУЗе, но не под «общую гребенку», от обычных заносов с упрямством, самомнением, желанием отстоять высокую самооценку? Первый нуждаются в понимании окружающих, а вторые только в терапии от упрямства и гордыни.
31.07.2007 03:42:01,

25 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Тюля
Вы знаете, к аутистам тоже подходы разные нужны: одному похвала помогает, другого только "конфетка" в перспективе заставляет что-то делать, а уж проявления личностных качеств у каждого свое и в своем обьеме))) Вы задали скорее риорический вопрос, но очень интересный. Мне бы тоже хотелось знать универсальную схему, но я не верю в ее существование. Только индивидуальный подход, ИМХО, поможет разобраться в каждой конкретной ситуации. Мне кажется, что аутиста может отличить одна такая черта - они, даже зная, что так делать не нужно, не красиво, не правильно, не могут себя пересилить из-за внутреннего страха, порой необьяснимого, непонятного ни окружающим ни самому аутисту. Вот в борьбе с собственными страхами аутистам нужна помощь и поддержка. Второй важный вопрос -мотивация. Аутист, если понимает для чего это надо и ему эта деятельность по душе, начинает работать упорно и с завидной самоотдачей. А другим может помочь извечная и самая мудрая книга - Библия. Это не высокие слова. Ведь прочитав, что самый большой человеческий грех - гордыня, можно переосмыслить свои поступки, если в мозгах хоть что-то есть, конечно. Я, например, очень жалею, что не всем детям родители читают и обьясняют Библейские рассказы и заповеди, еще и против таких уроков в школе. 31.07.2007 18:06:16, Тюля
Библия и школа - вещи разные. Учитывая умение школы отвратить от литературы многих детей...
С мотиваций у нас тоже все в порядке, приходят только желающие работать в выбранной экспериментальной лаборатории.
А по поводу страхов, когда уже не дети, как это со стороны проявляется. У нас, если кто-то отказывается работать на конкретном приборе, обычно не настаивают, не выясняют, звук ли не переносим или точности руки не хватило. Боишься центрифуги - не обязательно говорить, что звук пугает, всегда можно сослаться на страх сломать.
Чего человек НЕ МОЖЕТ сделать (спросить; сам принять решение, с чего начать работу; показать свое незнание; следовать указаниям руководителя; согласиться на разумный компромисс - сейчас выясним часть вопроса, а вся истина несколько позже)? Что выпадает из логики (сопоставление текста и схем; переход от картинки к схеме; составление плана, не важно диплома отдельного или эксперимента; какие-то области деятельности - измерить могу, составить по сделанному доклад нет, или наоборот - планы грандиозные, но к эксперименту никак не приложимые)?

Допустим, нужно согласовать несколько уже имеющихся кусков текста для статьи (ссылки подобрать, повторяющиеся рисунки исключить, а оставшиеся отредактировать хотя бы в одной системе единиц, убедиться, что соблюдены правила журнала для авторов). Можно либо сделать это самому (за разумное время, пару месяцев, например), либо без обид делегировать эту возможность другим. Человек вместо этого в течение года добавляет и убирает отдельные фразы, не сильно меняющие общий смысл и каждую неделю говорит, что "настроения не было", "погода подвела", "заболел", "подумать надо", "общая картина не сложилась" т.п., или пытается уходить от обсуждения. Я наблюдала сие как зритель и меня привлекали к обсуждению. Ни понять, ни изменить ситуацию не смогла. При попытке выяснить, как быть дальше, какие перспективы работы человек сжимается и отстраняется. И обещает в туманном и неопределенном будущем довести все до полного ажура. Ждущая сторона размахивает кулаками праведной обиды. Понятно, что человек не справляется. Но ведь с любого момента есть вариант отказа от непреодолимой задачи, которую другой сделает несколько по иному, может быть несколько хуже в сравнении с идеалом не уложижившегося в срок.
31.07.2007 19:46:39, Lyuba
Тюля
Мне кажется, что может сработать достаточно жесткий контроль и четкое планирование, но Вы окажитесь в роли няньки (это Вас лично прильщает?)
31.07.2007 23:07:01, Тюля
Не прельщает. Но на моей работе руководитель дипломника в 2/3 случаев оказыватся имеено в этой роли, даже в хороших случаях, когда студент здоровый и хочет работать. Очень редко у человека хватает кругозора и логики, чтобы правильно оценивать научную ситуацию. А уж когда что-то катится не так... непредсказуемо... и не знаешь, куда "стелить соломку" и не понятно, откуда вроде бы на ровном месте появляются непреодолимые проблемы... 05.08.2007 09:15:44, Lyuba
Вот со слов "Чего человек НЕ МОЖЕТ .."до конца абзаца-это аутячье,а вот пример с человеком "настроения"это уже ближе к проявлению СДВГ во взрослом возрасте.
"Характерные проблемы взрослых с СДВГ
• Неорганизованность
• Отвлекаемость
• Неусидчивость
• Импульсивность
• Неустойчивое настроение
• Горячий темперамент
• Оппозиционное поведение
• Стресс на работе
• Профессиональная незанятость
• Развод
• Одиночество
• Курение
"ADHD Update: New Medications, New Understandings
31.07.2007 22:14:04, Л.Н.
"здоровыи не проидет" :-)
и кто xоть раз не испытывал это, пусть поднимет руку. :-)
05.08.2007 10:34:31, ......
Спасибо за конкретность. 05.08.2007 09:03:29, Lyuba
P.S.: Тогда еще одна реальная девочка. Сказала, что английский у неё разговорный, реально интересно рассказывала про классическую литературу, где её познания много шире моих, собиралась на филологию, экономику и вроде поступила в оба места, но неясно зачем выбрала не эти специальности, а реально училась химии. Отличница, в принципе знала ту часть программы по химии, которая как-то приложима к работе лаборатории. НО... Знакомые преподаватели жаловались на истерии, когда оценка попадала на нижнюю грань пятерки или на четыре с плюсом (максимум в ВУЗе был не 5 баллов, а сколько-то десятков), причем оценки-то вполне справедливые. Девочка старательная, но по логике сильно не дотягивает. Дала прочитать 3-4 русских статьи и английскую, на 4/5 повторяющую русские. Биофизика не в пределах программы, но студенты со значительно худшей успеваемостью обычно сами читают и понимают. У меня в свое время в дипломе больше 100 ссылок было по реально прочитанным или просмотренным работам, большая часть иностранных, но я на разговорный басурманский не претендую. А уж статей 10 английских дипломнику прочитать вроде необходимого минимума. Химикам еще положено немецкими справочниками уметь пользоваться, не вчитываясь в текст формулы проверять. Я подробно все рассказала студентке, приборы показала, на которых все описанное в статьях измерено, данные показала в картинках, как кривые прибор пишет, 2 схемы, к которым наука пришла, тоже подробно. Ну не много ума надо, чтобы химику схему из 6 химических стадий понять и запомнить и структуру белка на картинке посмотреть. Статьи так, для затравки дала, чтобы у человека было откуда в свой отчет списывать. И тут оказалось, что:
1) студентка жалуется, что не может с английского теста воспринимать смысл статьи, разве что сначала перевести, а потом читать свой же перевод (я с таким в первый раз столкнулась);
2) принципиальную схему она изложить не в состоянии, даже по готовым картинкам, разве что тест зачитывать.
С этого места двигаться дальше было некуда.
Но что это? Явно не лень, проще все рассказать за 10 минут, чем писать и редактировать многостраничный перевод статьи. Девочка к тому же вполне исполнительная. Не общая неразвитость – человек отлично (или близко к этому ) учится и сдает химию, математику, физику, технологию. Где проблема, мешающая просмотреть (не писать перевод, а именно просмотреть с целью поиска ответа на нужный вопрос) 10-20 английских статей и выписать данные в таблицу, например, использовалось ли поименованное вещество авторами или нет и есть ли обсуждение влияние этого вещества на вышеупомянутую схему реакций (даже не понять, как влияло, а именно поставить галочку, что авторы обсуждали вопрос влияния). В сущности для человека, знающего химию и английский проблем для констатации фактов быть не должно. Ну еще были легкие странности в духе повышенной внушаемости (кто-то что-то сказал, а человек вместо своей логики уши развешивает).
05.08.2007 10:35:26, Lyuba
дизлексию заодно посмотрите 31.07.2007 13:36:40, ....
Вот спасибо!И диспраксия тогда тоже. Я все время про этот кусочек спектра забываю,его у нас еще не очень озвучивают.. скорее всего,дислески попадают в ВУЗ на учебу и имеют специфические проблемы ,действительно,там нужен специфический подход к подаче материала и требования к выполнению письменных и устных работ. 31.07.2007 17:51:18, Л.Н.
<Вот спасибо>
Я не поняла юмор это или нет. Но неважно.
Но я думаю тут надо обратиться к зарубежному опыту (спросить Лену, Анну - они в Польшу ездили). К статистике кстати. Они любят это делать.
Куда идут детки, которые нуждаются в специальном подxоде в обучении.
Многие ведь вливаются в общие классы. А что потом
Знакомые такие есть и весьма прогрессируют.
Это надо спрашивать у педакогов в школе.
У меня кстати есть знакомая девушка, которая работала с такими детьми (на дому). Но теперь она сменила род деятельности - говорит очехь тяжело.
п.с. за ошибку в диСлексии - сорри

31.07.2007 18:50:10, .......
Нет,это на полном серьезе про спасибо:)
Про Польшу,я бы не стала именно в этом посте писать,т.к. речь идет о СТУДЕНТАХ,т.е уже прошедших СРЕДНЮЮ школу людях,но с особенностями общения и восприятия.Поэтому интерес Lyuba к проблеме понимания своих студентов (?)вполне понятен. Но ,к сожалению,нет таких материалов у нас.
Может кто-то диссер. соберется и напишет?:)
31.07.2007 19:07:51, Л.Н.
Просто в Любином описании увидела 3 разныx знакомыx.
Поэтому и написала. У одного из ниx дислексия, т.е официальныи диагноз. Школа знает. Т.е диагноз не скрывается, на всеx экзаменаx это учитывается (дают больше времени на ответы, наверное оценивают соответсвенно, потому как он наверное не слышит гласныx и пишет без ниx). Но учится он в обычнои школе и за исключением языка весьма не плоx в успеxаx. Но замарочки poxozhe все равно есть ( a u kogo ix net), поэтому я и говорю, что у учителеи лучше спросить.
Другои персонаж коллега знакомого. Все тоже один в один, что Люба написала. Способныи, но работать с ним проблемно. Причины - все именно те, что Люба написала. Но сеичас takoe отношение к работе, что трудно определить нормально это или нет. Дажe непонятно кого лечить надо :)
01.08.2007 01:36:37, .....
А какое из описаний к кому? Меня реально 3 странных человека интересуют.
Про одного подробно в 31.7.2007 19:46:39, Lyuba
про второго 5.8.2007 10:35:26, Lyuba
Третья - дичайшее упрямство на ровных местах, местах, где вроде бы обычно человек все за 5-10 минут понимает. Здесь понимание после 3-4 месяцев "настаивания и обосновывания" неправильной позиции (неверного рассчета, ошибки в логике опыта, несопоставимых единиц измерения). При громаднейшей мотивации к самостоятельности, к лидерству, желанию сделать все в лучшем виде. Кстати руками, когда правильно понимала задачу, делала все замечательно, лучше не бывает. А в теории наперекор логике, зато с личным флагом. И единственный способ стоять рядом и говорить "под руку", что сейчас нужно сделать это, а потом то, а не наоборот. Мой шеф тоже "переупрямить" не смог, только потребовать:
- Вы сделаете так...!
- Зачем?
- Потому, что мне так хочется!
Это после нескольких месяцев регулярных объяснений истины, умещающейся в полстраницы текста учебника, по которому зачет давно сдан. Кстати, тоже училась девушка вполне нормально.
05.08.2007 10:56:49, Lyuba
Это далеко от моей специальности, пусть хоть в каждом слове по ошибке - не сильно мешает делу. Я в экспериментальной лаборатории. 31.07.2007 18:48:25, Lyuba
Тюля
Простите, ну у Вас же студенты ВУЗа или выпускники, а для аутиста это высший пилотаж и доступен минимальному числу диагностированных аутистов. Если Ваша специальность имеет какое-то отношение к лингвистике, то люди с дислексией (неспособность научиться читать, дисграфия - писать) и близко там не окажутся))) 31.07.2007 19:38:03, Тюля
А как быть с неоходимостью читать огромное количество литературы по предмету?Это не школа,где мама попросит для дитяти сократить домашнее задание до 1\3. :)
С писаниной легче-комп выручит.Так что оказаться-то они могут,ведь есть еще и платное обучение:заплатил и живи спокойно.
31.07.2007 22:02:47, Л.Н.
Читать-то надо не с грамматическим подтекстом, в разбирая по "действующим лицам": какое вещество с чем провзаимодействовало и что в результате получилось или каким прибром какую кривую получили и какая информация о соединениях их этого следует, или как какой математической фукцией такую кривую можно описать. Я биофизик, у нас работают химики, биологи, физики, математики. 05.08.2007 11:06:03, Lyuba
Я попросила прокомментировать клинического психолога Ваши вопросы ,вот ответ:
==="Здравствуйте, я психолог. Никакой связи описанных состояний с аутизмом не вижу. Вижу отсутствие навыков учебной деятельности и последствия их отсутствия.
По порядку:
Российская школа имеет ориентацию на передачу ученикам ОБЪЕМА ЗНАНИЙ. Я считаю это самой большой ошибкой и причиной тех состояний, в которых находятся Ваши студенты. Идет процесс эдакого впихивания джентльменского набора. Причем ни ученики, ни учителя не понимают, для чего конкретно дают/получают этот "объем" и почему именно этот а не другой. Я встречала в России и родителей, просто одержимых идеей усвоения их детьми энциклопедических знаний. Мне кажется, что задания "учить НАИЗУСТЬ", вообще существуют только в российской школе.
Кто учил этих ребят постановке "мозговой задачи"? Удержанию этой задачи на протяжении всего процесса /гипотеза, поиск вариантов, решение, проверка, выводы/? Им дали "объем" информации вместо того, что бы научить добывать/искать информацию и анализировать: обеспечит ли эта информация решение поставленной задачи или для ее решения еще нужно синтезировать новую информацию из уже имеющейся? Синтез вообще "слабое звено" школьного обучения. Если решать задачу по действиям или выполнять нечто пошагово, частями, в школе учат, то синтезу/ принципам синтезирования - нет.
Помню, наш физик говорил: "Главное помнить, что какой буквой обозначается и в какую формулу эти буквы подходят." Т.е. не важно о чем задача.
В ВУЗ приходят эти же ребята. Они действительно НЕ МОГУТ, а не не хотят. Задачу держать не умеют. Усвоенный как чужеродный, не утилитарный "объем" исчезает с последним школьным звонком. А механизма поиска знаний вне остатка "объема" нет.
>>>"Читать-то надо не с грамматическим подтекстом, в разбирая по "действующим лицам": какое вещество с чем провзаимодействовало и что в результате получилось или каким прибром какую кривую получили и какая информация о соединениях их этого следует, или как какой математической функцией такую кривую можно описать... Lyuba"
===При этом они не могут понять, что с ними происходит /особенно школьные отличники/. Они дезориентированы. Самооценка падает. Свойственный возрасту максимализм и идеализм не позволяет признать проблему.
А дальше все как вы описываете:
>>>>"...вроде вполне общительный человек, но с ровного места начинает избегать половину людей в лаборатории, отвечает односложно... Lyuba"
+ остальные Ваши примеры.
06.08.2007 02:04:53, Л.Н.
Огромное спасибо! 07.08.2007 06:05:38, Lyuba
Тюля
Я имела в виду, что на специальности типа - переводчик или филологический факультет, они не пойдут сами, а в остальном напоминает недавно рассказанную ситуацию - одну программу сделал на суперотлично, а следующее задание выполнять отказался((( Ждать от аутистов можно всего, что угодно и под настроение. 31.07.2007 23:03:51, Тюля
Тюля
:-)) 31.07.2007 18:40:37, Тюля
Вы подняли очень сложную тему,она у нас как-то вообще не затрагивается,нет никакой литературы,опыта работы со взрослыми аутистами.Я имею в виду высоко функционирующих ВФ,поскольку они смогли поступить к вам учиться. С тяжелыми подростками что делать еще можно сказать,а вот с такими.. Единственное,что приходит на ум,обратиться за помощью к здешним мамам. Когда-то здесь обсуждали пап и многие находили у них аутичные черты,писали как они с этим справляются. Можно попробовать найти старые темы.
Очень интересно писали сами взрослые,достаточно успешные аутисты о своем мировосприятии и своих трудностях на форуме Аутизмлина,но после того как его не стало,многие из них лишились и этой "Форточки" для общения и попыток донести до нас свои ощущения и опыт проживания среди нас.
Грендин и Юхансон -врятли смогут помочь нам их книги,менталитет стран разный у нас. Но можно почитать их книги,они есть в Интернете И.Юхансон "Особое детсво",Т.Грендин "Отворяя двери надежды"
31.07.2007 13:18:11, Л.Н.
Грендин Обучающие подсказки для детей и взрослых с аутизмом 31.07.2007 17:54:27, Л.Н.
Грэндин Т.
Взгляд на аутизм изнутри
31.07.2007 17:55:46, Л.Н.


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!