Раздел: Развитие, обучение (упражнения песком на межполушарные связи)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Межполушарные связи

Не подскажите упражнения, направленые на развитие межполушарных связей / мозолистого тела?
Из того, что знаю - это набирать по одному карандаши (палочки) в руку. Сначала одной рукой, потом другой, потом обеими сразу.
27.02.2007 10:41:04, Irene_J

36 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Одной из причин невозможности движений при ДЦП является монолатеральность головного мозга. Т.е. ребенок может двигать одновременно только руками, или только ногами, или рукой и ногой только на одной стороне тела. Здоровый ребенок билатерален. «особых» же деток надо этому учить.

Ладони ребенка вместе и по очереди подносятся к переносице ребенка и проводятся ими вниз по лицу.
Ладони ребенка вместе и по очереди подносятся к переносице ребенка и проводятся ими вниз щекам к ушам..
Одновременное сгибание и разгибание разноименных рук и ног. (правая рука-левая нога и наоборот) это выполняется и на животе, и на спине.

"Тик-так".Всем оно хорошо известно. Ребенок лежит на спине. Сгибаем ноги в коленках и кладем их то вправо, то влево. В быстром темпе. Расслабляет тазобедренный сустав. Начинают с 50 раз.
"Корзинка",которое очень эффективно, не смотря на простоту: ребенок лежит на животе, сгибаете ножки в коленке, руки ребенка отводите назад и хватаетесь за ноги, только обхватить надо с внутренней стороны, где свод стопы, чтобы сблизить лопатки. Начинаете поднимать ноги и опускать, как бы качать. Делать надо в быстром темпе. Начинают с 50раз. Потом постепенно увеличивают. Но надо смотреть по ребенку. Если возбудился или тонус чуть увеличился, надо снизить до того количества, когда все было нормально. Делая корзинку, работают все мышцы. Укрепляется шея, спина, плечи выводятся назад, раскрывается грудная клетка, улучшается дыхание, сердце работает лучше, расслабляется тазобедренный сустав.
Еще из положения в корзинке, если у ребенка получится, можно попросить поднять только голову, начать с 5 раз, потом повернуть ее вправо-влево, тоже 5 раз. Если ребетенок не может, не надо мучать, наступит момент, когда сможет.
22.03.2007 17:44:17, atakli
Есть такая книга, называется "Эти невероятные левши", атора забыла, синяя в бумажной обложке, там много нужных вам упражнений, поищите. Я со своим ребенком делаю. Раньше думала, наблюдая за ним, что он точно левша, сейчас-непонятно. Специалисты рекомендуют подобные упражнения и развивать две руки. Ребенок с возрастом сам разберется, какая рука предпочтительнее, мне советовали не фиксировать его пока жестко как левшу или как правшу. 27.02.2007 10:48:55, КатяМ
Семенович Анна Владимировна - автор 27.02.2007 12:27:42, Sne-gurka
мы у нее были. интересная. она нам расписала последовательность действий. старшего уже было начали относить к патологическим левшам - она мне мозги прочистила на сей счет. и в Ясенево мы тоже у нейропсихолога занимаемся в этом же направлении. 27.02.2007 14:47:42, Посторонним В
А моего Игоря она одна из немногих отнесла к левшам, и сказала, чтобы срочно переучивались писать левой рукой. Но мой взбрыкнул, сказал, что он правша и чтобы все пошли на. (ему 7 лет тогда было) 28.02.2007 00:51:55, Natem
Я пользуюсь книгой Семенович "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте", там есть упражнения и рекомендации по выполнению. 27.02.2007 18:17:08, Tatyana_R
Чудесная какая кошка у Вас в реге :- ) 27.02.2007 20:49:33, Sne-gurka
Это у нас кот. Ему уже 15 лет, и он правда замечательный... 27.02.2007 21:17:12, Tatyana_R
Мои извинения коту :- ) 28.02.2007 08:42:31, Sne-gurka
Ок, спасибо всем. Книжки посмотрю
Только у нас, честно говоря, вопрос несколько по-иному стоит. Не в том, левша он или правша.
А в том, что, как сказала нам невропатолог, у него мозолистое тело несколько тоньше, чем должно бы быть (это на мрт).
Значит, нарушены межполушарные связи. А это, опять же со слов невролога, достаточно характерно для задержек развития и т.п. и может быть одной из причин их появления.
Вот и надо получается развивать-улучшать :))
27.02.2007 19:15:05, Irene_J
так именно в этих книжках и расписаны упражнения по развитию межполушарных связей в том числе (на название книжки можно не смотреть :) Семенович - асс в нейропсихологической коррекции, на ее упражнениях многие нейропсихологи и выстраивают свои занятия. Ту книжку, что рекомендует Татьяна, сейчас трудно найти, а "Левши" есть в продаже, в части упражнений они пересекаются. у меня старшему, как раз и требуется, выстроить эти самые межполушарные связи, из-за этого и все его "ошибки", а не из области "правшество-левшество". 27.02.2007 19:25:08, Посторонним В
Ту книжку сейчас пока можно копить в центре психо-медико-социального сопровождения на Исаковского, там несколько дней в нед. консультирует Семенович. Там она стоит 270 руб. 28.02.2007 00:27:17, juravl
Ирин, а точный адрес с телефоном не подскажите? Очень хочу книжку!! 01.03.2007 13:11:59, nastia
Наш преподаватель по нейропсихологии тоже Семенович хвалит и часто на нее ссылается. (Тут потру немножко - чтоб не позорить память свою девичью :- )) Попрошу отсканировать - если поймать между командировками сумею :- ) 27.02.2007 19:29:42, Sne-gurka
можно меня в очередь на книжку?! :)

upd: кажется нашла. сечас скачаю, посмотрю оно ли...
27.02.2007 19:31:21, Посторонним В
Аль, у меня не читается эта ссылка. Не подскажете, что это за формат и чем он открывается? 28.02.2007 21:41:14, Tatyana_R
я себе ставила плагин под этот формат. в этом формате сейчас много идет литературы с интернете, даже детской.
подробнее, например, здесь: http://www.djvu-inf.narod.ru/
плагин по ссылочке. free download :)
28.02.2007 22:41:49, Посторонним В
Скачайте по ссылочке, архив распаковывается в Word'овский документ. Там, правда, 159 страниц, но собственно рекомендации по коррекции и упражнения начинаются на стр. 68. 27.02.2007 21:17:25, SinaLeo
Только имейте в виду что в данной ссылке не хватает 15 таблиц в альбоме. 28.02.2007 12:22:52, Tatyana_R
Ссылка выглядит интересной, но у меня ничего не скачивается :- ( прямона середине зависает :- ( 27.02.2007 20:56:41, Sne-gurka
Кто бы теперь мне рассказал - чего я напутала? 27.02.2007 19:43:18, Sne-gurka
:) не оно? но тоже интересно! :) свою книжку тоже отсканируйте, плз. :)
а кто у вас автор?
27.02.2007 19:45:39, Посторонним В
Не оно. Зато я у себя в компе упражнения нужные нашла. Пойду еще по сусекам пройдусь - вдруг опять чего хорошего отыщется :- )

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия


1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (“кулак-ребро-ладонь”), произнося их вслух или про себя.

3. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

4. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6. Горизонтальная восьмерка.
1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком во рту в зубы, “стараясь их вытолкнуть наружу”. Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
3-6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок “горизонтальной восьмерки”, где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз “туда-обратно” по линии “горизонтальной восьмерки”.
7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

7. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

8. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

9. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза. Опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

10. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
27.02.2007 20:10:18, Sne-gurka
Вот ведь специально себе страничку завела, чтоб в конфах места много не занимать! Обещаю, что впредь больше не буду, только вот еще остаток упражнений брошу:

11. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

12. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

13. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

14. Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы Х, как бы “пересекается” средняя линия левого и правого полушария мозга. Упражнение помогает двум полушариям работать согласованно.

15. Паровозик. Правую руку положите на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.

16. Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, “маршируя” на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите “маршировку”, выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Смотрите при этом на пересечение линии буквы Х. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

17. Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, “пересекая среднюю линию” тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

18. Перекрест. Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем символом Х. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 с. смотреть в центр перекрестка (после недельных занятий образ перекрестка вызывается произвольно). Через 45 с. взгляд переведите на светлый фон. С появлением образа глаза закройте, а перекрест медленно перенесите в область лба, а затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяйте 3 раза.

19. Упражнение “Взгляд влево вверх”. Поза: правой рукой фиксируйте голову за подбородок. Взяв карандаш или ручку, левую руку выбросите в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинайте делать упражнение в течение 7 с. Смотрите на предмет в левой руке, затем меняйте взгляд на “прямо перед собой” (счет “1-2-3-4-5-6-7”). Упражнение выполняйте 3 раза, потом доводите до 8 раз. Затем упражнение выполняйте “с точностью до наоборот”.
В дальнейшем для того чтобы полностью проявить свои способности во время какой-либо ответственной (но привычной) работы или деятельности, достаточно представить символ Х. Это будет являться как бы кодом для мозга. Его можно использовать всякий раз, когда необходимо заставить работать оба полушария одновременно.
27.02.2007 20:36:29, Sne-gurka
Самообразование это ,конечно,хорошо,НО в работе с ребенком,а тем более в такой области как формирование межполушарного взаимодействия, хотя бы консультация с нейропсихологом должна быть обязательной.
Прежде чем выстраивать межполушарное взаимодействие,вы должны знать точно,что у ребенка простроен 1 блок по Лурия- энергоинформационный,запущено в работу правое полушарие и только тогда уже формируется МЕЖполушарное взаимодействие. А если есть отклонения в работе правого полушария, то уж какое тут МЕЖ.. Поэтому и консультация специалиста-нейропсихолога тут крайне важна.
28.02.2007 12:40:10, Л.Н.
По сообщениям выше я поняла так, что человек уже был у специалистов и ему посоветовали развивать это взаимодействие упражнениями :- ) 28.02.2007 19:20:37, Sne-gurka
Что такое 1 блок по Лурия? У нейропсихолога мы были, ни про какие блоки она не говорила.
А дополнительные упражнения, думаю, повредить точно не могут.
28.02.2007 13:26:56, Irene_J
"1-й. Блок регуляции тонуса и бодрствования(подкорковые отделы, ретикулярная формация, таламус,гипоталамус) обеспечивает максимальный тонус коры, необходимый для осуществления ее организационной целенаправленной деятельности.
2-й. Блок приема, переработки и хранения информации. Это "репродуктивный" афферентный блок расположен в средних отделах коры головного мозга и включает в свой состав "аппараты" зрительной(затылочной) доли, слуховой (височной) доли и кинестетической (теменной) доли. Указанные отделы принимают раздражения, поступающие от переферических рецепторов, и анализирую огромное число составляющих их элементов, комбинируя их в функциональных системах.
3-й. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности( лобные отделы головного мозга).Создает замыслы, формирует планы и программы действий, следит за эффектом их выполнения.

По поводу 2-го блока есть еще 3 закона. Из них мне кажется интересным 1-й закон иерархического строения входящих в состав этого блока корковых зон:
У маленького ребенка для обеспечения формирования вторичных зон необходима сохранность первичных чувствительных зон. Сформированность у ребенка вторичных (гностических) зон коры обеспечивает формирование у него третичных зон в более позднем возрасте. В отличие от ребенка у взрослого ведущими являются третичные зоны коры.
Это из книги Стратегия и тактика восстановления речи (нейропсихологическое введение в логопедию) (М.К.Шохор-Троцкая).
"
28.02.2007 21:56:00, Л.Н.
Это Вы зря. "Голова предмет темный и неизученный", наворотить можно много, а потом расхлебывать... Лучше уж поискать знающего человечка для консультации, для Москвы это вроде не сложно. 28.02.2007 15:26:06, Тюля
В том-то и дело, что темный... И для нейропсихологов точно также... 28.02.2007 15:45:24, Irene_J
Тогда, спасение утопающих... Но, все же, доверять кому-то надо. Максимову и Семенович хвалят не только родители, но и сами психологи и дефектологи. Это о чем-то говорит? 01.03.2007 01:37:51, Тюля
Девушки, книгу могу отсканировать, если кому надо. А из нейропсихологов еще Цветкову уважаю. 27.02.2007 21:19:32, Tatyana_R
Татьяна, если Вам не сложно, я бы тоже хотела получить эту книгу. oxana_sm@mail.ru 28.02.2007 14:37:04, ОксанаиДеня
Если Вас это не очень затруднит :- ) я бы не отказалась от книги: morozav@online.nsk.su

Цветкова у меня есть отсканированная, две-то книги - точно есть:
- "Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление"
- а здесь она в коллективе авторов :-) , в т.ч. и Семенович: Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие /Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; Под ред. Л. С. Цветковой

Они не худенькие, но могу выслать - если кому надо и он мне на подник адрес пришлет :- )
28.02.2007 08:21:56, Sne-gurka
Отправила вам почту. 28.02.2007 12:21:52, Tatyana_R
Почитайте на сайте у Максимовой, может подойдет. 27.02.2007 22:26:21, Тюля












Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

19.06.2018 02:17:15

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!