Дано:
1)бабуин 15 лет, за все лето прочитавший 50 страниц "Войны и мира"
2) школьная программа 10 класса, из "толстых"классических произведений
3)класс без филологического уклона.
Ну то, что он за остаток лета не прочитает даже "Войну и мир" я понимаю. Все остальные-тем более.
Начали с подругами вспоминать боевое прошлое и выяснили. что полностью эту классику в школе никто не читал (и я тоже:().
Достаточно ли будет купить книжку, типа "краткое изложение русской классики", или все-таки, беспокоясь о культурном развитии дитяти, настоять на прочтении?
ЗЫ. Ранее классические произведения он читал. Онегина даже вслух, чтобы я контролировала :)
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Серьезный вопрос
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Насколько необходимо ли читать классику в полном объеме? нужен совет.
08.08.2005 12:24:39, ChiChi124 комментария
Моя помладше. 8 лет. 3й класс. Пытались читать басни крылова. ноль реакции. на втором слове запинается. забросили.
Сейчас купила ей в ашане аудиокассету (Гафт читает). Слушает. Хохочет. Представляет в красках, как Тришка свой кафтан латает. Кассета порвалась, от усиленной эксплуатации, видимо. Взяла книжку. Сходу выучила три басни. С гафтовскими интонациями :) Продолжает дальше. Сама. 09.08.2005 17:53:44, анрег
Сейчас купила ей в ашане аудиокассету (Гафт читает). Слушает. Хохочет. Представляет в красках, как Тришка свой кафтан латает. Кассета порвалась, от усиленной эксплуатации, видимо. Взяла книжку. Сходу выучила три басни. С гафтовскими интонациями :) Продолжает дальше. Сама. 09.08.2005 17:53:44, анрег

господи, да пусть посмотрит кино и почитает критику в учебнике. не мучьте ребенка!
08.08.2005 16:28:47, Маграт

Сначала Таня демонстрировала своё полное "фи", а потом, по окончании отдыха, сама дочитала то, что не успели в Болгарии. 08.08.2005 15:24:51, ЕЕ
А я в прошлом году своей 7-летке в Болгарии рассказывала Мертвые души. Фрагментами - про Коробочку, про Плюшкина, про Манилова, про "глазки и лапки". Она приехала - сразу за Гоголя. Почитала час и бросила (( Говорит, я лучше рассказываю ;-)
08.08.2005 15:34:44, Sofia


да они не нудные совсем )) К тому же книги-то у меня не было с собой. Я по памяти ))) Как в тюрьмах романы пересказывали.
08.08.2005 15:53:11, Sofia



Интересные у вас знакомые... Я впервые прочла ВиМ запоем в классе 7-м, когда меня об этом никто не просил и тем более не требовал по школьной программе. Потом- вдумчиво и внимательно уже в 10-м ( или в 11-м, когда там ее проходят в школе?). В 5-м классе посмотрела фильм с Ефремовым " Дубровский" и долго -долго для меня этот Пушкинский персонаж был чуть ли не секс-симоволом, на этой волне перечитала всего Пушкина от корки до корки...
А вообще Толстой тот же самый прекрасно пишет, иначе он бы не выбился в классики. Щас Анну Каренину перечитываю, поражаюсь просто тому, какие современные проблемы он знал и чувствовал в своем махровом 19-м веке...
А читать все эти " краткие изложения"- фи... Я этого не понимаю ( хотя это мое ИМХО, поступайте как вам удобнее). Но для меня это все равно, что аннотацию на кассете прочесть и считать, что ты фильм посмотрел...
08.08.2005 13:35:38, залетная пташка
Я имела в виду классику в полном школьном объеме никто не читал. Пристрастия у всех разные, знаете ли..
Вы в 5м классе посмотрели фильм Дубровский? А я Капитанскую дочку со Стриженовым в дошкольном возрасте:) И Пушкина я читала в младших классах, и даже ранее, уж не говорю, что мама мне вслух читала все Повести Белкина, не говоря о сказках Пушкина.
Но вот у нас в 9 классе (я старше Вас, и программа была несколько другая:)) был роман "Что делать" Чернышевского с пресловутыми снами Веры Павловны. В 9м не смогла прочитать, а после 10го, дождливым летом прочитала...оооо это же эротическая книга, если убрать все про революцию:))
Про классиков- мой сын был страшно удивлен, начав читать шолохова, что оказывается тот жил не так уж и давно, поскольку считал, что классики-это те. кто умер в 19 веке:)) 08.08.2005 13:45:17, ChiChi
А вообще Толстой тот же самый прекрасно пишет, иначе он бы не выбился в классики. Щас Анну Каренину перечитываю, поражаюсь просто тому, какие современные проблемы он знал и чувствовал в своем махровом 19-м веке...
А читать все эти " краткие изложения"- фи... Я этого не понимаю ( хотя это мое ИМХО, поступайте как вам удобнее). Но для меня это все равно, что аннотацию на кассете прочесть и считать, что ты фильм посмотрел...
08.08.2005 13:35:38, залетная пташка

Вы в 5м классе посмотрели фильм Дубровский? А я Капитанскую дочку со Стриженовым в дошкольном возрасте:) И Пушкина я читала в младших классах, и даже ранее, уж не говорю, что мама мне вслух читала все Повести Белкина, не говоря о сказках Пушкина.
Но вот у нас в 9 классе (я старше Вас, и программа была несколько другая:)) был роман "Что делать" Чернышевского с пресловутыми снами Веры Павловны. В 9м не смогла прочитать, а после 10го, дождливым летом прочитала...оооо это же эротическая книга, если убрать все про революцию:))
Про классиков- мой сын был страшно удивлен, начав читать шолохова, что оказывается тот жил не так уж и давно, поскольку считал, что классики-это те. кто умер в 19 веке:)) 08.08.2005 13:45:17, ChiChi
Я с вами соглашусь только в том плане, что классики они свои романы не для 14-15-леток писали. Они писали с высоты прожитых лет, своего опыта, страданий и т.д. Они писали взрослые книги о взрослых людях и проблемах и редко кто в 15- 16 лет созревает нравственно и психолгически до того, что в кайф читать то, что близко и понятно в лучшем случае годам к 25... Не потому что школники плохие или глупые, а потому что... ну маленькие они еще такими сложными вещами грузиться. С другой стороны они в этом возрасте любопытные и жадные до всех новых знаний и ощущений - на это и расчет школьной прогр.
О чем это я? Да о том, что насильно впихивать конечно, не стоит. Но и уродовать ребенка всеми этими краткими изложениями - тоже. Вот пока писала, такое сравнение забавное родилось. Вы фильм " Большая перемена" видели? Попробуйте кому-нибудь его пересказать словами. Получится ерунда, тоска и гадость - фильм -то по сути ни о чем... А вместе с тем - прелесть фильм и смотрится на одном дыхании... То же самое и ВиМ ( как и многое другое из классики) - важно не то, ЧТО написано, а то КАК это сделано...
08.08.2005 14:07:52, залетная пташка
О чем это я? Да о том, что насильно впихивать конечно, не стоит. Но и уродовать ребенка всеми этими краткими изложениями - тоже. Вот пока писала, такое сравнение забавное родилось. Вы фильм " Большая перемена" видели? Попробуйте кому-нибудь его пересказать словами. Получится ерунда, тоска и гадость - фильм -то по сути ни о чем... А вместе с тем - прелесть фильм и смотрится на одном дыхании... То же самое и ВиМ ( как и многое другое из классики) - важно не то, ЧТО написано, а то КАК это сделано...
08.08.2005 14:07:52, залетная пташка

Понятно, что эти советы не про школу с ее сочинениями и прочими ЕГЭ:(.
У Н. Долининой (она преподавала литературу) замечательные книги ПРО книги. Очень помогает в школьном возрасте понять и захотеть прочитать. Про ВиМ у нее точно есть, забыла, как называется. Вот точно помню "Прочитаем Онегина вместе", а вот про Толстого не помню... Недавно переиздавали в тонюсенькой желтой обложке на плохой бумаге, я купила себе и сыну:).
Может, еще фильм посмотреть? Бондарчука, с ним, Тихоновым, Савельевой? 08.08.2005 13:16:40, Тётя Груша

а у меня на перескакивание - табу :(
я скорее всю книгу брошу, чем перескочу :( 08.08.2005 16:43:11, Маграт
я скорее всю книгу брошу, чем перескочу :( 08.08.2005 16:43:11, Маграт

Вообще не надо себя в этом деле насиловать:). 08.08.2005 17:31:49, Тётя Груша

То же самое хотела посоветовать! Пробовала читать ВиМ по порядку - не пошло. Тогда прочитала только про мир, как любовный роман. Понравилось. Через несколько лет прочитала весь.
10.08.2005 00:38:11, галина*

ой, а я помню как наша лекторша по Семейному праву вскользь упомянула " Сагу о Форсафйтах" в контексте какой-то там проблемы супружеских прав и обязанностей и бегло пересказала эпизод с изнасилованием Сомсом Ирен... Этого хватило, чтоб я в тот же пошла в библиотеку за "СоФ" и прочла ее просто запоем.... Вот она сила авторитета!
08.08.2005 13:41:27, залетная пташка

[пусто]
08.08.2005 13:05:02
Угу, спасибо, я прочитала! Очень по теме. Хрестоматиями старыми мы были обеспечены в 9 классе, очень выручало. "Мертвые души" ему понравились. Потом у них как-то быстро кончилась классика и началась советская литература, типа Судьбы человека Шолохова. У меня аж дух захватило от таких переходов, хотя давно пора было уже привыкнуть.
08.08.2005 13:11:02, ChiChi

по-моему, у меня половина одноклассников вообще не читала никаких Войн и мира, Преступления и наказания и прочего..Все выезжали за счет вступительных статей, материалов учебника (тогда еще не было книжек с "кратким содержанием" известных толстых книг :))
ЗЫ. Я все читала, ибо - нравилось :) Я и сейчас перечитываю :) 08.08.2005 12:50:45, Женечкина
ЗЫ. Я все читала, ибо - нравилось :) Я и сейчас перечитываю :) 08.08.2005 12:50:45, Женечкина
записывай меня в бабуины - я тоже не читала школьную программу. прекрасно обходилась предисловиями и послесловиям ;). ну, жива, вообще-то. и даже все еще умею читать;)) и даже иногда с удовольствием. и боюсь, что если бы я себя насиловала в детстве, сегодня удовольствия было бы меньше...
так что, не мучай бабуина! :))))) 08.08.2005 12:49:50, Ромолетта
так что, не мучай бабуина! :))))) 08.08.2005 12:49:50, Ромолетта



Ну, кстати, Тихий Дон - произвеение на мой взгляд сложное для прочтения. Затянуто местами...
08.08.2005 13:44:31, залетная пташка

А мой читал Мертвые души и издевался надо мной, что я не осилила :) 08.08.2005 12:42:41, ChiChi


Ну а до этого как то перебивалась. И вроде как то ничего. Что то читала уже в процессе учебы.
По мне, так тонкие краткие книжки непомогут. Хотя смотря что вы хотите получить в итоге.
Но я вааще максималист, поэтому мой совет вам может и не помочь:) 08.08.2005 12:35:47, Йовин

Анна Каренина если не ошибаюсь в школьную прогр. как раз не входит.. Слишком взрослые проблемы затрагивает книжкам, школьникам все эти супружеские измены, муки совести и чести, замотанность с детьми и все такое не по зубам ИМХО.
08.08.2005 13:46:42, залетная пташка

Изверги...
08.08.2005 14:11:13, залетная пташка

мне кажется - не надо настаивать :-))
Целиком классиков читают по собственной инициативе и в более позднем возрасте. А для культурного развития может дать ему чего-нибудь покороче? Или аудиокниги? Пусть тусуется и слушает. Что-то наверняка в голове останется
08.08.2005 12:31:38, Карамелька
Целиком классиков читают по собственной инициативе и в более позднем возрасте. А для культурного развития может дать ему чего-нибудь покороче? Или аудиокниги? Пусть тусуется и слушает. Что-то наверняка в голове останется
08.08.2005 12:31:38, Карамелька

ВиМ я и сама не смогла дочитать до конца. Из четырех томов одолела только полтора. Поэтому я не настаивала на прочтении всей книги. У сына ВиМ тоже "не пошел". Решили, что обойдемся кратким изложением:)
Им еще задали Тихий Дон.. 08.08.2005 12:28:50, Hel
И как?* Читает Тихий Дон? Я еще полностью список не видела :( Может быть тоже есть.
08.08.2005 12:40:49, ChiChi
Им еще задали Тихий Дон.. 08.08.2005 12:28:50, Hel

да, убедилась в этом недавно, будучи в отпуске.
08.08.2005 13:16:33, ALora

Я вообще всегда все читала, когда это проходили... Но я быстро читала всегда....
Классику, кстати, я всю осилила... Вот только в 11 классе у нас была в обязательном порядке "дополнительная литература" для ознакомления т.с. с творчеством современных (ну т.е. 20 века :-)) писателей... Вот так я поняла в 16 лет, что от книги может тошнить в прямом физиологическом смысле этого слова :-))) 08.08.2005 12:28:50, Аксандра
ИМХО в школе даже не предполагалось полное чтение ВиМ. Отдельные куски, не более того.
А еще там Платон Каратаев был, как выразитель "русского всего вааще". 08.08.2005 12:50:44, AleXXX
А еще там Платон Каратаев был, как выразитель "русского всего вааще". 08.08.2005 12:50:44, AleXXX



Но ты меня не очень слушай :-)) Я литературу как школьный предмет ненавидела всей душой :-))
И довольно быстро вышла на мысль, что надо читать сначала "критику", где внятно объясняется, что "хотел сказать автор", а только потом собственно автора, иначе никогда не поймешь "что он хотел сказать", а следовательно, что надо писать в сочинениях :-)) 08.08.2005 12:36:14, Аксандра
А что своей фантазии уже не хватает? Вот хотела бы я посмотреть в глаза критику, которые пытаются и пытались написать, что же хотел сказать, например, Булгаков " Мастером" своим... Это же как музыка- тут нет логики, тут есть какое-то мучительно-восторженное чувство синхронности с автором, ПОНИМАНИЯ на уровне эмоций, душевного отклика, трепета ( О,как загнула!). При чем тут критика? Какое вам, мне любому читателю есть дело до того, что чувствовал и переживал какой-то чужой дядька,когда читал роман. Есть автор и вы и никого третьего со своей колольней сюда вам не надо... ( опять же ИМХО)
08.08.2005 14:16:27, залетная пташка

Чему там учат по-вашему по два-три урока в неделю, если "Есть автор и вы и никого третьего со своей колольней сюда вам не надо..." :-)) Читать же всех выучили к концу первого класса, ну и "С богом" :-)) Так нет же... В учебном плане до конца одиннадцатого "лит-ра" :-)) Зачем? 08.08.2005 14:39:26, Аксандра


ты судишь с позиции сильной личности 20го века.
и шарах - 4 за содержание. у директора отсуживала... 08.08.2005 14:30:45, takca





Уже не так важно :-))
Важно, что без критики - читать бесполезно :-)) 08.08.2005 13:05:58, Аксандра

Говорю - ненавижу лит-ру именно за это постоянное "угадывание" :-)) "Я понял, это намек, я все ловлю на лету, но не понятно, что конкретно ты имела в виду?" (С) :-)) 08.08.2005 13:15:35, Аксандра
Вам просто не повезло с учительницей литературы. У нас была очень мудрая и замечательная дама ( общаемся до сих пор), которая превыше всего ценила именно полет фантазии школьником на тему произведения, а не втюхивание им чьей-то там точки зрения...
08.08.2005 14:19:23, залетная пташка

А вот записывание "фантазий на заданную тему" чем полезно-то? 08.08.2005 14:43:54, Аксандра
Хм... даже растерялась... Ну как чему? Во-первых сочинения ( мы ведь сейчас об этом, да?) учат четко и логично формулировать при письме свои мысли. Очень полезный по жизни навык, а для тех у кого явный гуманитарный уклон - это подсказка, куда им дальше после школы двигать. То есть это способ раскрыть публистичиский талант те у кого он есть прежде всего. А для всех остальных - проверка и перепроверка уровня письменной грамотности при свободном изложении текста. Это два. А о чем писать - о том ли с каким щенячьим восторгом равалась жить и чувствовать Наташа Ростова или о малом круге кровообращений африканский слонов - ИМХО без разницы...
08.08.2005 14:51:09, залетная пташка

Речь не о грамотности как таковой, а об умении стилистически верно формулировать свои мысли в письменном виде. Как говорила одна моя знакомая ( очень известная ) журналистка -умение складывать слова... У кого -то оно от природы лучше развито, у кого-то меньще. Задача уроков литературы вообще и сочинений в частности - вывести учеников ну хотя бы на средний уровень этого умения даже не писать , а мыслить - устно и письменно на родном языке.
08.08.2005 15:02:12, залетная пташка

А к чему там тогда "проходят" литературные произведения?
И почему предмет называется "литература", а не "родная речь", например? :-))
И почему там как раз "стилистически верно формулировать свои мысли" - не учат (ну Вы хоть один параграф в учебнике видели про это? не говоря уже об отдельном школьном учебнике на эту тему?)
Какими-то сильно "окольными" путями идет этот предмет к своим целям :-)) 08.08.2005 15:05:10, Аксандра
А одно другому -не третье. Литературу изучают ( кстати, очень жаль, что преимущественно родную) именно как образцы этого самого высокого и отлично развитого умения " складывать слова". И уж только во вторую очередь - как источник информации "на тему"... И предлагая школьникам написать сочинение, ИМХО школа предлагает ученикам прежде всего " поиграть в литераторов" - то есть проверить насколько от природы заложено в человеке чувство языка, стиля, литературного вкуса и т.д. Конечная же цель, повторюсь, - помочь ученику сделать свой жизненный выбор, точно так же как цель уроков химии, истории и проч.
08.08.2005 15:16:13, залетная пташка

Мой сын сейчас учится в платном лицее, в котором преподают университетские преподаватели. Они просто стонут от того факта, что дети не умеют думать, рассуждать и прочее.. 08.08.2005 15:34:19, ChiChi

Забавно, но не жизненно :-))) Очень мало кто "делает жизненный выбор", исходя из школьных предметов :-)) В любом случае, странно этой цели посвящать 11 (10-12) лет обучения :-))
А по поводу цели обучения "литературе" (как умению писАть) я все равно не вижу логики :-))
1) Вы считаете всерьез, что произведения включаются в программу как "образцы этого самого высокого и отлично развитого умения "складывать слова"?
2) Весь "анализ литературных произведений" (структура, разбор образов, символов и т.п.) - это зачем? 08.08.2005 15:27:34, Аксандра
Честно говоря, не вижу большого смысла спорить ради самого спора. По п.1) Да, всерьез считаю. п.2) Наверное,затем чтоб преподать ученикам самые зачатки литературы как науки ( то, чем занимаются потом долго и серьезно на филфаке или журфаке и проч.)
08.08.2005 15:46:16, залетная пташка


спросила его, зачем это - обиделся, 3 дня не разговаривал... большой ученый (; 08.08.2005 17:25:48, takca

Я ща диссер начала писать... И бессмысленность данного занятия угнетает меня как ни что :-))
Причем это _вынужденная_ бессмысленность :-(((
Ну т.е. это такая весчь, которая по определению не может быть осмысленной... 08.08.2005 17:53:20, Аксандра

Что все эти "разборы произведений" "затем чтоб преподать ученикам самые зачатки литературы как науки". Поэтому и не важен в данном случае "полет фантазии на заданную тему" и полезно "чтение критиков" :-)) 08.08.2005 15:57:12, Аксандра


Поглавно читать и разбирать ее можно лет пять, ИМХО. Когда ж они успеют? Или они 2-3 главы читать будут?
08.08.2005 12:30:52, Sofia

А у меня была книжка Долининой "По страницам "Войны и мира". Там все "принципиально важное" было прокомментировано. Я ее очень любила. Еще была "Прочитаем "Онегина" вместе" того же автора. И про Печорина, название не помню.
08.08.2005 12:37:52, Sofia

А почему никакое? Я не в плане поспорить, а любопытно просто. Я кстати, очень люблю ВиМ в книжном варианте и тоже не смогла смотреть фильм. Ну, чувствую что не так в нем что-то, а объяснить не могу. Да и как же? Классика кино типа... Премия Оскар и все такое...
08.08.2005 14:22:47, залетная пташка

А другие произведения, типа Преступления и наказания? Тоже для школьников?:( 08.08.2005 12:31:15, ChiChi



К счастью, обязательное среднее образование позволяет уже годам к 10 детям проникнуться таким цинизмом, что их _никакая_ литература на уроках уже не берет :-))) 08.08.2005 12:38:32, Аксандра
А вот Преступление и наказание я, например, прочла просто запоем, с большим удовольствием. Не было ощущения жуткой нудятины, как в случае ВиМ
08.08.2005 12:33:25, Hel

Не знаю... Когда Наташа у умравшего Андрея просила прощения, а тот ей говорил " Я люблю тебя больше, лучше чем прежде..." у меня ком в горле стоял... Но я вообще тогда была зациклена на идее вины и мук совести и прощения, поэтому Толстой был мне близок...
08.08.2005 14:25:03, залетная пташка



Скорее всего образ срисован с кого-то из знакомых Толстого... И Элен тоже
08.08.2005 14:29:23, залетная пташка
А Николай Ростов. Это ж просто особенности национальных мужчин, а не герой - проиграться вдребезги в карты и плакать, слушая музыку сестры... Вильнуть хвостом и жениться не на той, на ком все от тебя ждали и т.д...
08.08.2005 14:27:29, залетная пташка





Впрочем, при последнем пересмотре этого фильма по ночному каналу я была поражена одним обстоятельством: я ведь уже давным-давно старше князя Андрея! :( А он всегда казался мне достаточно пожилым... А уж насколько я старше Анны Карениной... ох, лучше не вспоминать! :( 08.08.2005 13:31:18, O'Merry
Да почему ж бездушного? Что было ему - человеку чести делать после этой безобразной выходки Наташи с кн. Куракиным? Кстати, перечитываю сейчас АК и легко угадываю некот. стереотипы в Толстого - Левин- это Болконский, Китти - Наташа, Вронский- Куракин... И тоже Левин уехал и тоже очень нескоро смог простить Китти..
08.08.2005 14:32:29, залетная пташка
Читайте также
Опасные обитатели дачного участка: растения, требующие осторожности
Эти растения красиво цветут, возможно, у них яркие ягоды, но вдыхать аромат, а также пробовать их плоды может быть смертельно опасно.
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание