Раздел: Серьезный вопрос

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Не хочешь - не учись

Была на первом родительском собрании в новой школе. Отзывы о школе - не ах, основной пункт - тяжелая психологическая обстановка, очень высокая нагрузка, учителя говорят - все проблемы - это проблемы ребенка и родителей. Мы, собственно, еще не в самой гимназии, а в прогимназии (то есть младшие классы учатся отдельно). Так вот, несколько удивила меня позиция учительницы, которая сказала, что ребенок (2 класс) должен понимать, зачем он пришел в школу и зачем ему нужна учеба. Хочет учиться - пусть учиться, хочет писать контрольную - пусть пишет (не хочет - пусть получает два), не хочет делать домашние задания (школа полного дня) - пусть не делает. Задача учителя дать знания, а уж будут ли их брать - проблема родителей и учеников. Вот примерно такая мысль прозвучала. И как-то я не могу это в голове уложить. Сознательность - это здорово, но моя мелкая какая-то, наверное, для осознания того, для чего она учиться. Для старшеклассников - это нормальный вариант, а вот младшая школа... Дочке с одной стороны - просто любопытно учиться , с другой стороны - авторитет взрослых. Но вот если все на самотек пустить - типа не хочешь - не делай, не хватит у нее этой сознательности. А уж если что-то будет не получаться...
В общем, хочется услышать мнения о такой позиции учителей и ответсвенности родителей за то, как ребенок "берет" знания, которые ему дают.
09.09.2004 12:35:25,

37 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
По-моему, лукавят они здорово. Нет там подхода хочешь учись, не хочешь - нет. Там альтернатива другая: не хочешь двойку - учись. В надежде, что не получать двойки уж родители сами как-нибудь смотивируют. А уж ремнем или душеспасительными беседами, не их, учителей дело. ИМХО, подход имеет право на существование. Будь я учителем, выбрала бы такой же. 09.09.2004 14:38:06, nevera
У них нет оценок. Во всяком случае в этом полугодии. 09.09.2004 14:53:41, Омежка
хухра-мухра
Дело в том, что не ко всем приходит это осознание того, что учиться надо. Занималась я как-то английским с мальчиком, которому вся учеба была по барабану. Единственное, что его интересовало - это самолеты, он просто с ума по ним сходил. При этом математику за него делали мама с бабушкой. Про русский вообще молчу. В результате - поступил в какой-то экономический коммерческий ВУЗ, мама его сказала, что авиационный он бы не потянул...не знаю, чем дальше будет заниматься, но экономист из него - как из меня Папа Римский.
С другой стороны- пример маминого одноклассника. Был двоечником, хулиганом,чуть втюрьму не попал. В начале 10го класса внезапно проникся любовью к архитектуре - блестяще закончил 10-й класс, стал давольно-таки востребованным архитектором. Так что, кому как повезет. Но если ребенок вообще не хочет учиться- может, тогда и не надо? Пусть закончит 9 классов - и на работу! Жаль только, многие родители будут против такого расклада.
09.09.2004 13:33:03, хухра-мухра
Лягушка
Мне понравилась бы такая позиция по отношению к моему ребенку. Потому что гораздо труднее найти учителя, который будет мотивировать ребенка так, как бы мне понравилось. Пусть уж никак не мотивирует, а над мотивацией мы дома поработаем. 09.09.2004 13:01:19, Лягушка
А чуть подробнее? Что значит работать над мотивацией? Какую мотивацию предлагать 7-летнему ребенку?
сразу вспоминаю, как я ребенка в школу уговаривала пойти (ну не хотел ребенок в 1-ый класс). Я говорила про работу, друзей, возможность выбора, даже то, что с "принцем" легче познакомиться, если что-то знаешь и умеешь. На что, дите упорно отвечало: "не хочу работу, принца, друзей и т.д., хочу быть свободной". Уговорили с трудом попробовать - понравилось вроде. Да и в общем-то нет у нее сейчас проблем с желанием учиться (с учебой есть, но это - переход в новую, более сильную, школу и разница программ). А вот мотивации к учебе осознанной нет.
09.09.2004 13:11:42, Омежка
Лягушка
А что Вы хотите, чтобы делал учитель?
Что он должен говорить детям, какие объяснения "почему надо учиться" предлагать?
Я пока не знаю, что я буду говорить дочери, когда ей придет пора идти в школу (через 2 года, но, возможно, в следующем году пойдем на подготовительные). Пока ей этот процесс (садик, потом школа) представляется естественным. "Там учат тому, чего детки не знают" :)) Может, там кто-нибудь наконец объяснит ей, как делают трамвай! :))
09.09.2004 13:52:25, Лягушка
Например, я хочу чтобы домашнее задание к 6 часам вечера (когда ребенка забирают из школы) было в основном сделано, чтобы учитель занимался дополнительно с ребенком (для этого в расписании есть специальные часы - репетиторство, констультации и т.д.), если тот чего-то не понял (или хотя бы информировал об этом родителей, и не только в конце четверти). Проще всего сказать - ты просто не хочешь учиться, поэтому и ничего не понимаешь. ИМХО, нужна золотая середина. Если учитель будет просто "давать" материал, его вполне можно заменить на магнитофон или видеокассету, а то и учебника достаточно. ИМХО, все-таки это вариант не для начальной школы. 09.09.2004 14:13:30, Омежка
Лягушка
А всё равно, КАК ИМЕННО учитель предложит ребенку сделать ДЗ? Мне не столько важно (будет), чтобы ДЗ было сделано, сколько то, на каком основании ребенок это сделал, как он себе объяснил, почему он это сделал. То ли интересно было, то ли на автомате (вдолблено, что надо), то ли учитель заставил (разными способами). Мне ЭТО важно. Я очень надеюсь, что моя дочь в конце концов придет к устраивающему ее взаимоотношению со школой. Не исключено (пока не знаю), что я не буду вообще настаивать на ДЗ и запрещу это делать (настаивать) няне (если она будет с няней). Просто у меня ребенок такой... если упрется - потом еще сложнее будет. Поэтому я и побаиваюсь чужих мотиваций. 09.09.2004 14:51:42, Лягушка
Дубравка
Ну система контроля какого-то существует?
Дом. работы, контрольные, оценки за задания? Во всяком случае все это если и не полностью, но показывают понимание материала, позволяет обращать внимание на пробелы.
09.09.2004 14:39:36, Дубравка
Работа учителя (и мастерство учителя) - отдельная тема, конечно - есть разница, как учитель "дает материал".

Интересно, а почему, ты думаешь, существуют дети, с которыми уроки делают, репетиторов им нанимают дополнительно - а они все на 2 и на 3 учатся?

Мне-то просто (мой ответ - а не "берут", хоть что ты делай - над ДРУГИМ работать надо, не над дополнительными занятиями). А вот ты как считаешь? Или если обеспечить должный присмотр, контроль и доп.занятия - то всякий ребенок автоматически все УСВОИТ? Т.е. не только "сдаст" на уроке, но и УСВОИТ?
09.09.2004 14:18:51, Кондратея с работы
Дубравка
Здесь еще всплывает такая проблема, что у всех разное понимание что есть усвоил и не усвоил. По моим меркам мой ребенок в прошлом году только процентов на 50 усваивал материал по математики. По меркам учителя и по оценкам на все 90%. Сейчас я свою планку подняла до 80%, у учителя она задралась до 100%. 09.09.2004 14:43:59, Дубравка
Да. Спасибо - у тебя гораздо более ясная формулировка. Я пытаюсь то же сказать ниже, но хуже получается:)

Мне не нужно особого "контроля" со стороны учителя, так как то, что мне нужно знать - я прямо от ребенка получу.
09.09.2004 14:50:45, Кондратея с работы
Нет, все не усвоит. Какой-то минимум - да. Особенно в младших классах (ИМХО, любого ребенка надо научить читать, считать, если там нет чисто физических или психических проблем). Я прекрасно понимаю проблемы преподавателя (сама какое-то время в вузе преподавала), но все же считаю, что в начальной школе должен быть должный присмотр и контроль со стороны учителя (тем более, ребенок там проводит целый день). Без оного, можно загубить учебу и тем детям, которые могли учиться без проблем, но упустив что-либо на раннем этапе интерес к учебе потеряли. 09.09.2004 14:42:49, Омежка
Так контроль-то родители будут осуществлять. И они же - поддерживать интерес ребенка к учебе. Учитель выдает "на-гора" даже больше, чем я лично ожидаю - дневники всякие, оценки в тетрадях, может и устные разговоры на род.собраниях. Но я и без этого прекрасно соображаю - каковы реальные успехи вообще ЛЮБОГО ребенка, которого мне предлагают "порепетировать". Т.е. я вовсе не вижу никаких их дневников-тетрадей - а за десять минут разговора прекрасно понимаю, как ОНИ САМИ оценивают себя, и где они находятся на шкале знаний (начальной школы).

У вас дома самый главный участник - ваша дочка. Она, безо всяких бумажек и даже без разговоров с учительницей, - УЖЕ дает вам возможность полностью оценить ее прогресс. Просто поговорив. А если дополнительно учительница будет на род.собраниях что-то говорить - так просто отличная ситуация. И для контроля, и для интереса, и для прогресса.

Какого еще контроля вы ждете от учительницы? Помимо "выдачи вам на дом" вашей дочери каждый день:)?
09.09.2004 14:48:03, Кондратея с работы
пчела Майя
Такая западная позиция. Очень современно. Поэтому они там в основном берут знания в старших классах, а до этого так. 09.09.2004 12:51:46, пчела Майя
masyanya
Ф до этого им монотонно вбивают в головы , что их после школы никто тянуть не будет. И если хочешь добиться успеха в жизни - должен учиться. И уже мое чадо это усвоило. 09.09.2004 15:16:19, masyanya
По мне, так правильно они говорят.
Калька с западного метода обучения.
Там тоже никто никого не заставляет.
Но в ситуации с второклашками данная речь учителя звучит скорее для их родителей, чтобы направляли, пытались в разных вариациях повторять, что, типа, «ученье –свет, а неученье-тьма». Не помню, кто сказал :))))))))))
09.09.2004 12:51:06, АЛиса
Ученье свет, а неученье, чуть свет и на работу :) 09.09.2004 13:21:00, ученый
а это чьи слова ?:)))))

а кто-то, наоборот, скажет "...ученье - чуть свет и на работу"
09.09.2004 14:15:37, АЛиса
Моя мать, тоже учитель, так всегда и говорит - ничему в жизни нельзя научить, можно только научитьСЯ. 09.09.2004 12:44:46, Texas
Дубравка
А оказывается приходит это сознание. Я вот не верила.
Просто дочь как-то летом, когда мы проезжали мимо МГУ сказала, хочу учиться здесь. Мы ей сказали, что поступить непросто, надо иметь за плечами какой-то багаж.
И надо сказать, начала она в этом году просто блестяще. Настолько неприкопаешься. Все делает сама, не надо подталкивать, не надо повторять про сто раз про уроки, даже проверять ничего не надо. И оценки пока очень даже получает. Не знаю, насколько ее хватит. но приятно, что ребенок стал в учебе к чему-то стремиться.
09.09.2004 12:42:29, Дубравка
Кому-то приходит. причем кажется - как озарение от природы. Потому что удивительных для меня примеров много - когда "ниоткуда" это чувство вдруг появляется у ребенка. Нет у него "базы" от семьи - а вдруг все равно он хочет и будет учиться. Дед мой такой был. Родственница сейчас живет у родителей - говорит, в седьмом классе осенью вдруг подумала - "а что это у меня тройки, когда у других их нет? Я что - хуже всех? Буду на 4 и 5 учиться". И стала, сразу же. А у нее родители ну никакого внимания на этот вопрос. И потом она же, еще раз (когда перешла в школу в СПб) - "если б я знала, что еще можно знать, сверх школы - я бы еще дома помимо школы это выучила бы. А то мне говорили - достаточно, а я дурочка и думала - достаточно". Сейчас учится в универе (в Питере) - просто удивительно, как быстро и как много прогрессирует. 09.09.2004 12:50:47, Кондратея с работы
Тётя Груша
У меня в классе есть ученик из неблагополучной семьи, там много детей, практикуются суровые физические наказания. Он лучший ученик в группе. Ему прекрасно дается язык, он с большой охотой и воодушевлением занимается (хотя в прошлом году не раз поначалу выводил меня своим бешеным поведением). Вчера сказал, что английский - его любимый предмет, что он обязательно выучит язык хорошо. И ведь выучит. А со стороны посмотреть - никаких предпосылок. Откуда что берется? 09.09.2004 14:27:20, Тётя Груша
Я вот именно об этом. На самом деле - наблюдаю школьников, и понимаю, что проблем с образованными людьми никогда не будет. проблема всегда будет в том, что "продвинутые" родители смотрят на это и думают - "ну почему не мой ухоженый-образованный ребенок ТАК рвется учиться?". Выборка детей, "кому дана любознательность" устойчиво не совпадает с выборкой "дети приличных семей". Иногда - да, ребенок вроде как "по стопам родителей" умненький-образованный-мотивированный. А часто - разнобой, результат вовсе не соответствует ожиданиям. И тут же - вот такой малоблагополучный учится и учится. 09.09.2004 14:39:51, Кондратея с работы
Дубравка
почему нет предпосылок. Они есть. Язык дается, есть удовольствие от процесса. И он неудачливый в других делах, чувствует себя на английским Человеком.
Для возникновения стимулов совсем необязательно иметь какие-то предпосылки.
09.09.2004 14:36:13, Дубравка
Тётя Груша
Для меня предпосылки очевидны. Я о стереотипном подходе - неумытый плохо одетый почти беспризорный мальчик, бабушка-инвалид бьет палкой по всем местам, какой ему английский... А у меня на уроках - отличник. 09.09.2004 16:19:33, Тётя Груша
Дубравка
Может это какое-то созревание происходит.
Нам про Аню постоянно говорили, что ребенок способный учиться может блестяще, но пока у нее нет какого-то стимула, она все будет делать средненько. Я пыталась ей эти стимулы навязать и придумать, но не приживалось. А тут просто раскрывается ребенок.
09.09.2004 12:59:43, Дубравка
А я вообще в школе училась хорошо не потому что надо, а потому что что-то было интересно (математика, например), а остальное просто легко давалось - отсюда и аттестат пятерочный. Да и как-то комфортнее мне себя чувствовалось с пятерками. А по поводу поступления в ВУЗ и т.д. ну никак во втором классе мне в голову мысли такие не приходили. Но если бы мне сказали, что домашнее задание можно не делать - я бы его и не делала бы:(.
09.09.2004 13:03:46, Омежка
Лягушка
А я его делала (ДЗ), но очень халявно (неаккуратно), а переделывать отказывалась. А почему бы не объяснить ребенку, для чего вообще существует ДЗ? Может, его и вправду не надо делать? 09.09.2004 13:59:23, Лягушка
Дубравка
А его по любому можно не делать. Но зачем нужны проблемы, когда тебе поставят двойку, когда тебя не похвалят родители, когда ты окажешься хуже кого-то в классе. Вся наша жизнь и учеба наших детей состоит из небольших стимулов. Мне кажется нормальным, что учителя никого не принуждают к учебе, что они дают самостоятельность ученикам. Серьезное отношение рождает ответное серьезное отношение детей. 09.09.2004 13:23:35, Дубравка
А если б сказали, что можно не делать - поставят 2, но без нотаций. ТОгда бы ты стала делать?

Среди моих 12-13 учительниц английского языка одна была очень эффективная и прикольная дама. Она подрабатывала в школе - а так преподавала на курсах для взрослых. В контраст со всеми другими учителями - она не то что голос не повышала, а вообще - была исключительно любезна со всеми учениками, даже наглыми. Ни на чем не настаивала вообще - "сделали? прекрасно, сдавайте. Не сделали? пишите записку от руки "я не сделал д.з. такого-то числа", все, дальше". И на любые прогулы, проступки - просила только написать записку с числом и подписью. А что детям - запросто катали записки!

На род.собрании она сделала стенгазету, где с фотографией каждого ученика собрала все его/ее записки за первую четверть. Причем рядом про всех написАла нечто положительное (в смысле успехов по англ яз), никого не чернила в глазах родителей. Более того - недоделанную газету показала в группе заранее, до собрания, со словами - советую рассказать родителям про мое ручное творчество до собрания.

До конца того года успехи группы по англ яз были существенно лучше, чем в среднем:) Но потом она ушла...
09.09.2004 13:13:06, Кондратея с работы
В младщих классах - делала, потому что так надо, потому что мама сразу нервничала, если какие-то проблемы (с учебой, правда, проблем не было). В старших классах - дома не делала практически никогда. У нас была очень мудрая математичка. Она в начале урока писала на доске новую тему, что нужно сделать в классе, что дополнительно и какое будет домашнее задание. 3-4 человека из класса все это успевали делать на уроке (такой дух соревновательности у нас был и любовь к математике). Устные успевала прочитать перед уроком или помнила, то что на уроке слышала. Единственное - сочинения приходилось писать - вот их не любила страшно, хотя и получала 5-ки.
А двойки меня никогда не пугали, если я чувствовала, что не знаю материал, предпочитала получить не тройку (уж на нее-то всегда можно ответить), а двойку или единицу (просто отказывалась отвечать) - потом пересдавала. Мне как-то в школе очень многое прощалось за хорошую учебу, комсомольскую работу и т.д. Не давила на меня школа совсем, скорее всего, наоборот все легко давалось (а мотвации как таковой не было - вернемся к нашим баранам:)).
История про учителя английского - классная, только во всем этом меня настораживает один момент. Можно запустить предмет так, что потом он станет неинтересен, потому что просто ничего не понимаешь.
Каюсь, подошла к учительнице и попросила информировать меня, если у моего ребенка будут проблемы (не "возьмет" то, что ему дают), нет у нее еще этой сознательности.
09.09.2004 13:50:18, Омежка
А что будешь делать, когда учительница тебе просигнализирует?

Твоя школа просто недостаточно тебя нагружала и развлекала. Я так вела себя в средней-средней школе (и не жалею), причем у меня даже не было проблемы с двойками или тройками - я без труда на 4 и 5 "плыла по течению". А другая школа стала меня развлекать достаточно, чтобы я систематически делала д.з. каждый день. Это не с потолка взялось - на самом деле, чего я не добирала в средней-средней школе - я возмещала "посторонними" занятиями вне школы (ну на скрипке играла, английскую грамматику каждое лето у бабушки перечитывала и переделывала, просто познавательные книжки читала-занималась). Все эти навыки ТОЖЕ пошли в дело в более нагрузочной (интересной мне) школе. Т.е. умение трудиться - для меня родилось из умения трудиться над СВОИМИ целями, которые не всегда были только школьными.
09.09.2004 14:15:47, Кондратея же
Если учительница просигнализирует: буду думать - или ребенок не понимает (тогда объяснять) или физически не может потянуть такую программу (тогда искать другую школу - при учебе с 8.30 до 17.30 заниматься еще и с репетиторами - нереально).
Увы, ребенку наших с папой способностей не передалось, а может тяжелые роды повлияли (1 балл по Апгару, повреждение мозга, куча неврологии), абсолютно средний ребенок - поэтому и боюсь перегнуть с нагрузкой, в то же время совсем пролетарской школы тоже не хочется. Мне моя недогруженность была понятна (хотя музыкалка тоже была), но я училась в провинциальном городке, в обычной школе, там особо добирать было негде, поэтому читала много, математикой занималась - тут, отцу еще спасибо. А вот какую нагрузку ребенку выбирать - не знаю. Пока ориентируюсь на хороший английский (самой его жутко не хватает - вот и проецирую свои проблемы на ребенка:). Будет чуть постарше, будем решать.
09.09.2004 15:38:52, Омежка
Ну, удачи вашей дочке! Надеюсь, что все это останется теорией, вполне девочка справится. А после началки все-таки в другую школу, может быть. 09.09.2004 15:41:17, Я же
Спасибо. Я тоже на это надеюсь. 09.09.2004 15:52:52, Омежка
Мне кажется - ТОЛЬКО так в жизни и происходит, как бы это ни прикрывалось и не называлось. Ребенок БЕРЕТ сам из предложенного. Сколько берет? Ответственность ребенка и родителей, верно.

Учитель может быть лучше или хуже, и конечно - надо настаивать на лучшем. Однако если ребенок "не берет" - то никакой-никакой учитель радикальной разницы не сделает.... Локальную - может.

Внушить ребенку с нуля такую мотивацию, чтобы "не берущий" ребенок ТОЛЬКО под влиянием учителя переродился и навсегда превратился в "берущего" - это не учитель уже. Это некий талантливый Педагог, ближе к воспитателю, нежели к роли учителя в российской школе.

Короче - согласная я.
09.09.2004 12:41:52, Кондратея с работы


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!