Раздел: Серьезный вопрос

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

вакса

навеяно топиком Степашки

а Ваши дети также благоговейно относятся к тому, что связано с ВОВ? как научить ребенка уважению к памяти?
21.01.2004 10:43:14,

115 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Если учить -- то только через себя. Нельзя, невозможно научить тому, что не прочувствовано Вами, если нет -- лучше уж оставить эту тему. Отношение к прошлому, как и к религии, должно быть _исключительно_ личным, иначе получится вранье. 21.01.2004 23:27:23, flowerpunk
Мой ребенок точно не будет "благоговейно " к ВОВ относиться. Да и понятия "ВОВ" знать не будет.
У нее тяжелая наследсвтенность - 2 деда , т.е. дед и прадед, в одно и тоже время по разным сторонам баррикад.

Так что, думаю, будет она воспитана в духе - "2 Мировую войну выиграли американцы".
И это правильно, средний такой вариант, нечего себе голову своей самоидентификацией в этом вопросе забивать:)
21.01.2004 13:23:14, Лангуста
Ну да. Важна не историческая правда, не попытка разобраться и, получив информацию, занять СВОЮ позицию. Важна политкорректность :-( 22.01.2004 13:29:54, Наташ
Анитка
У нас у половины латышской молодежи дедушки с обоих сторон воевали. Кого куда успели по возрасту призвать.... 21.01.2004 14:14:03, Анитка
O'Merry
Я не очень понимаю "обучение уважению"... Ребенок знает военную биографию своих прадедов. Но гораздо важнее, что она просто все видит и все прекрасно понимает: чувствует, как одинаково мы с мужем реагируем на все, связанное с ВОВ, и как по-разному - на Чечню...делает из этого выводы. Остальное - свобода выбора и свобода личности. 21.01.2004 11:25:41, O'Merry
Фяка-Пфяка
А почему не к Куликовской битве? Там хотя бы все было ясно - вот агрессор, вот защитник...
21.01.2004 11:22:10, Фяка-Пфяка
Анитка
Фяк, на официальном Куликовском поле не находят никаких признаков того, что на нем происходила крупная битва. Так что с Куликовской битвой все еще более запутано :) 21.01.2004 11:39:11, Анитка
O'Merry
Зато обалдевшие Фоменковцы находят массовые следы этой самой битвы на Котельническйо набережной! :) 21.01.2004 11:47:02, O'Merry
:) Я, читаючи "Маятник Фуко", постоянно вспоминаю Фоменко и тихо улыбаюсь: даже безумье неоригинально - кто-то уже бредил этим до тебя 21.01.2004 12:14:42, nastena
меня лично настораживает, что некоторые читатели Фоменко начинают улыбаться по казалось бы люыбм поводам:)).. 21.01.2004 12:18:39, Ма-Машка
Но это же замечательно! Хоть кто-то улыбается!:)) 21.01.2004 12:42:42, Харас
эээ, они глубокомысленно:) улыбаются, сначала, радует, на со временем начинает настораживать:))
OFF: я тебе кассету вернуть все собираюсь, когда лучше подвезти?
ЗЗЫ: на Озоне появилась и 2000, но цена впечатляет:))
21.01.2004 12:56:31, Ма-Машка
Меня цены Озона всегда впечатляют:)
А не подвезти, а зайти ты не можешь?
21.01.2004 13:00:31, Харас
Анитка
Угу :) Я передачу смотрела посвященную проблеме Куликовской битвы. Очень интересно :) 21.01.2004 11:52:56, Анитка
Marensy
Ну, с Великой Отечеста=венной, я бы сказала, тоже более-менее понятно. Но вот как Чеченскую или Афганскую объяснить-я бы несколько поостереглась. 21.01.2004 11:24:27, Marensy
Фяка, страшно сказать - там тоже не было ясно, кто есть кто. Ни Ключевский, ни подавно Гумилев, не претендуют на полную ясность фактов о Куликовской битве:) Просто времени больше прошло - сгладилось сильно в сторону лакировки. 21.01.2004 11:23:46, Кондратея с работы
а уж Фоменко еще больше все запутывает:) 21.01.2004 11:32:46, Ма-Машка
Marensy
На личном примере-если родители ДЕЙСТВИТЕЛЬНО так относятся к этому-то и дети будут. Вот моя дочь знает-что у меня праздник любимейший-9 мая. Хотя у нас никто на войне не погиб-воевали, но из самых близких все живыми вернулись. 21.01.2004 11:19:57, Marensy
пчела Майя
Для начала надо, чтобы они про нее вообще знали. 21.01.2004 11:16:40, пчела Майя
Siniy
смысла нет благоговейно относиться.. это было (и еще есть), пока есть те, кто прошел через это..
но через некоторое время станет всего лишь еще несколькими страницами истории, как это было с Первой мировой, с Войной 1812-го года и с кучей войн до этого
21.01.2004 11:11:19, Siniy
Если человек уважает свою Родину, то и будет уважать прошлое этой Родины. 21.01.2004 11:05:41, кисс
Фяка-Пфяка
Угу. И лагеря тоже. 21.01.2004 11:23:06, Фяка-Пфяка
Marensy
это история своей страны-придется принять ее такой, какая есть. Интересно, как будут это в школе проходить-если вообще проходят? 21.01.2004 11:25:27, Marensy
Фяка-Пфяка
Что значит принять? Согласиться, что так и было надо? 21.01.2004 11:28:15, Фяка-Пфяка
Marensy
Нет, что ТАК было....И , к сожалению, это уже неисправить. И людей не вернуть и судьбы выживших не исправить. 21.01.2004 11:30:47, Marensy
Фяка-Пфяка
И какого благоговения в этом плане должны произрастить в себе дети? Когда за 10 лет выкашивают половину нации - это траур надо объявлять, а не о героизме разводить рассуждения. 21.01.2004 11:43:02, Фяка-Пфяка
Marensy
Я не говорю о героизме, хотя выживщие там-герои. ИМХО. Но траур можно понять только зная, КАК, ЗА ЧТО и КОГО туда сажали. Иначе дети не поймут траура..... 21.01.2004 11:45:46, Marensy
гусеничка Dory
геноцид - это в ЛЮБОМ случае траур. 21.01.2004 12:05:50, гусеничка Dory
Фяка-Пфяка
Не могу себе представить, чтобы детям до ооочень подрощенного возраста можно было рассказать про Сталинские штучки ан-масс без ущерба для психики. Почему-то когда фильм идет с мордобоем, ребенка от экрана убирают, а когда пол-страны отправляется в мясорубку - это зачем-то надо до ребенка донести.
Имхо, обсуждать и изучать сей предмет надлежит со взрослыми людьми. А для детей - личный праздник дедушки, который воевал, уважение к собственным старшим родственникам и важным событиям в их жизни в комплекте с общей культурой поведения, в том числе и на кладбище. Имхо еще раз.
21.01.2004 12:00:31, Фяка-Пфяка
Marensy
У меня "дети" ассоциируются с дочкой- ей 13:-) Видимо, мы говорим, о разном возрасте детей. Я года два как рассказала ей о лагерях и о своей знакомой (была у деда такая приятельница), она к нам часто приезжала-которая сидела, если не ошибаюсь 25 лет! Муж-сначала, потом она, потом должен был сесть и мой дед. Она потеряла все-семью, мужа...А потом ее где-то в Белорусси году в 1974 в почетные пионЭры приняли....Неисповедимы пути нашей истории....Мне тогда лет 8-9 было, я мало еще понимала, потом уж бабушка объяснила-что к чему.... 21.01.2004 12:07:13, Marensy
Фяка-Пфяка
Может быть. В 10 лет у ребенка уже сложилась определенная система ценностей, если обойтись без подробностий, видимо, можно как-то об этом говорить.
Совершенно не помню, когда до старшей моей дошла информация о дедушке-враге-народа, но уж всяко не раньше 12. Надо будет спросить...
21.01.2004 12:16:09, Фяка-Пфяка
Не поверишь - первый раз слышу. Видимая реакция отсутствует, "Пятый элемент" интереснее. 21.01.2004 13:49:58, Фякин деть (старший)
Фяка-Пфяка
Гы... Вот так вот.
Хотя экскурс в историю семейства я как-то приводила здесь, как это ты пропустила? :))
21.01.2004 14:18:42, Фяка-Пфяка
Наверное, у нас в то время опять кончился интернет. Дай ссылочку, а? 21.01.2004 14:46:04, Фякин деть (старший)
Фяка-Пфяка
Нну, нешто я помню...:)) 21.01.2004 14:54:52, Фяка-Пфяка
все, катастрофа. Ребенок не будет знать своих корней!!!
И о каком воспитании может идти речь? :)))
21.01.2004 17:19:14, Фякин деть (старший)
Фяка-Пфяка
Ну, давай я тебя выпорю в качестве альтернативы? 21.01.2004 17:24:00, Фяка-Пфяка
Ты таки действительно уверена в том, что это подействует? Вот сколько тебя знаю, а все поражаюсь твоей наивности в этом вопросе... :) 21.01.2004 21:51:03, Фякин деть (старший)
вакса
что оно БЫЛО 21.01.2004 11:30:25, вакса
Да, но прошлое этой родины не заключается в _одной_ войне. 21.01.2004 11:23:04, Харас
Нет проблем. У нас, например, регулярно изгаживают Александринский столп (это как-бы тоже военный памятник - войне 1812 года) вот, заборчик восстановили недавно, чтобы не гадили. Надо караул поставить, как при царе. Кстати, и объясненьице порче гранита есть - при той войне армией тоже не лучшим образом руководили.

Назовите это по-пушкински, типа про отеческие гробы и пр.
21.01.2004 11:33:29, Ok-ka
А какая связь между моими словами и ответом? 21.01.2004 11:38:56, Харас
Прошлое этой родины не заключается, безусловно, в одной из многих войн, и вообще только в войнах. Но особо свободомыслящая публика ведь и не ограничивается Второй Мировой - она и Александра Благословенного изгадит с легкостью необычайной. Тем более весь этот ампир - безусловно памятник милитаризму и отсутствию всяческой демократии. 21.01.2004 11:50:30, Ok-ka
А почему если войн много, то из этого следует необходимость изгаживать памятники? 21.01.2004 11:52:20, Харас
Так уж устроена жизнь, что бОльшая часть исторических памятников (и вообще истории) - религиозные и/или военные. И у войны, и у религии есть много таких сторон, за которые их можно сильно не любить. Этим очень удобно обосновывать оплевывание прошлого (а его необязательно аэрозольной краской или зубилом оплевывать, словами проще и гаже выходит ...) Не знаю, цензурно выражаясь, мне несимпатично такое отношение. 21.01.2004 12:16:01, Ok-ka
Т.е. если война одна, то не оплевывают, а если много, то оплевывают? 21.01.2004 12:46:14, Харас
Победы (пусть дорого стоившие) вспоминают с бОльшим энтузиазмом и эмоциями, чем поражения. Это нормально.

Пример - Аустерлиц уже при Пушкине вспоминался меньше, чем 12-14 годы. Хотя выкошено было в этой победной войне целое поколение.
21.01.2004 12:50:52, Ok-ka
Всем несимпатично (мягко выражаясь). Различаются только подходы к приятию/пересказу нелицеприятных для нашей истории фактов. Как, например, ты подходишь к вопросу массового гробления народа на строительстве СПб? Или к "делу врачей-космополитов"? Или к депортации народов?

Вот где загвоздка-то... Как представишь свои рассказы об этом РЕБЕНКУ (пусть подходящего возраста) - позадумаешься.
21.01.2004 12:22:28, Кондратея с работы
Подхожу как к тому, что БЫЛО и было пережито. Что родилось на этой земле, а не было заговором нехороших царей-антихристов и диктаторов-параноиков против русского народа. И различаю аберрацию близости - гений места Питера в моих глазах давно закрыл болотные могилы, а пережитое страной несчастье конструирования идеального общества еще дергает за нервы - нищетой, свежими могилами, знакомыми-беженцами и пр.

Так, наверное, и ребенку скажу.
21.01.2004 12:37:20, Ok-ka
Если "уважение" заключается в отсутствии хулиганских действий по отношению к людям и памятником - то это общее понятие приличного воспитания, особого отношения СПЕЦИАЛЬНО к такой-то войне не имеющая. Даже если памятник поставлен не в честь памятного для ТВОЕГО народа события, и даже не в твоей стране - его ВСЕ РАВНО совершенно непристойно обгаживать или пинать любым способом. Хуже того - памятник, поставленный ПРОТИВ идеалов ТВОЕГО народа (Долина павших под Мадридом) - и ЕГО ТОЖЕ никак нельзя обхамлять... 21.01.2004 11:37:56, Кондратея с работы
А почему тогда именно ВОВ? Это, как можно догадаться, не единственная война, в которой участвовали наши солдаты. И даже не единственная на нашей собственной территории. 21.01.2004 11:02:53, Харас
вакса
знаю. но это единственная война, к которой неравнодушна бОльшая часть нынешнего поколения и прошлого, имхо 21.01.2004 11:06:55, вакса
Мне кажется - сейчас существенная часть детей и юношества неравнодушна к Чечне. Особенно в разрезе возможности туда попасть... Да и трагедия это - совершающаяся прямо сейчас. 21.01.2004 11:20:51, Кондратея с работы
А перед этим был Афганистан... 21.01.2004 11:25:32, Харас
А вы уверены, что это есть хорошо?
21.01.2004 11:18:26, Харас
Это так, потому что была победа (а не поражение). Здоровый инстинкт (общества). 21.01.2004 12:47:17, Ok-ka
Вообще-то по данному пункту я совершенно согласна - всякое общество стремится к победе, а не поражению, если война УЖЕ началась.

Но вопрос на засыпку - кто по-твоему победил в финской (зимней) войне 38-39 годов?

Кто победил в Столетней войне (Англия или Франция)?

Кто победил в войне 1812 года?

Кто победил в русско-турецких войнах?
21.01.2004 12:51:57, Кондратея с работы
Сомнительная финская забыта (все заслонено победой в Отечественной). С гуманитарной точки зрения это неправильно, но с точки зрения общественной психологии - верно. Я помню, как нам в пионерском возрасте попало, когда (будучи в пионерлагере на Карельском, сбегали в лес искать боеприпасы), мы вдруг поняли, что это за разрушающийся обелиск на отшибе (почему-то захотели привести его в порядок).

Столетнюю я воспринимаю глазами Черчилля, через History of English Speaking Peoples. Эффект понятен :-))

C 1812 г. у меня проще - весь русский ампир перед глазами, и, стоя перед Аркой Главного Штаба, абсолютно неважно, кто там дрожал перед Аустелицем.

Аналогично "Румянцовы победы" и прочие екатерининские орлы. А вот на турецкие дела в николаевское царствование и при сыночке уже ложится отблеск будущих поражений. И все, кроме Севастополя, забыто, напрочь ...
21.01.2004 13:03:06, Ok-ka
Лестница А
Это у вас великодержавная общественная психология получается. Допускаю, что с точки зрения общественной психологии финнов - та война не забыта. Точно так же с точки зрения общественной психологии латышей - победа в ВОВ заслонена предшествующими и последующими депортациями.
И в моем анамнезе - как воспоминания моей бабущки о "восторге построения нового мира", так и скупые, вкользь и очень редкие полунамеки очень сдержанной бабушки моей подруги о том, что "под русскими" было страшнее, чем "под немцами". И поэтому у меня нет великодержавного национального сознания и считать ту войну "святой" - я не могу.
Осквернение/почтение памятников не относятся к вопросам патриотизма - это вопросы общего воспитания.
21.01.2004 13:57:48, Лестница А
Знаете, на уровне япрлыков ("великодержавный" vs "общечеловеки") я не дискутирую. Тем более именно ОБЩЕСТВЕННАЯ (не личная, о личной я не спорю) общечеловеческая психология в истории пока долго не выживала - ибо приходил сосед, и ...
21.01.2004 14:18:44, Ok-ka
Лестница А
Извините - не поняла. "Общественная" психология появилась у вас в топике. Что ва имели в виду? Я поняла это как "психология общества" - то есть, доминирующая в конкретном обществе система взглядов и точек зрения.
"Великодержавный" - простите, плохой подбор слова. Я думаю - это ИМХО - что точка зрения представителя большой нации (взгляд, скажем, на исторические процессы) будет отличаться от точки зрения представителя небольшого народа. Будут другие акценты -какие-то глобальные, образущие события для вторых могут быть абсолютно незамеченны первыми - по закону больших чисел. Я пыталась сказать именно это.
21.01.2004 14:34:34, Лестница А
Хорошо, вот, скажем, румыны - большая нация? С великой "военной" историей? Тут муж мой телек включил и попал на румынский фильм - "открыл для себя", что, оказывается, некие доисторическе румыны с римлянами воевали чрезвычайно героически ... (ну, "проходят" в школе мимо истории у нас, весь Рим - одно "восстание Спартака") и позвал меня поделиться историческим открытием ... В общем, по румынской версии, надавали легионам по самое не могу ... Они хотят (и имеют право) "помнить" это, а не бисмарковское определение.

Или вот - работала я в Будапеште одно время. Там, как положено, местная картинная галерея есть, а я мимо музея не пройду ... Любимый сюжет местных художников 19 века!)- как гордый мадьяр режет возлюбленную, чтобы туркам (в период турецкой оккупации) не досталась ...

Имхо, потребность в основе своей (с имперскими нациями) одинакова.
21.01.2004 15:26:15, Ok-ka
Лестница А
Так я о том же - потребность одинакова. Но образующие факты - разные. И концепции поэтому разные.
А сторонники патриотичного воспитания большой нации еще почему-то часто категорично не приемлют других точек зрения. Я вижу основную проблему в этом :))))
21.01.2004 15:43:07, Лестница А
Но они (сторонники воспитания своей нации) как раз к своей нации обращаются, а не к чужой?
Я (честно) не верю в существование любого решения (в экономике, в политике, в идеологии, в культуре), одновременно наилучшего для каждого ("наших" и "не наших"). Каждое общество пытается тянуть одеяло на себя в меру сил (и это нормально, имхо).
21.01.2004 16:32:01, Ok-ka
Так и вопрос в исходном топике был личный: как воспитать в своих детях.... 21.01.2004 14:28:18, Харас
Это надо ОСОБЫХ людей выбирать, либо особенно слышать - чтобы вообще заметить искру счастья по поводу построения сияющего нового мира.

Мои бабушки-прабабушки не отмечены этим восторгом ну нисколько. Одну из прабабушек крестьяне на вилы поднимали - бросили за мертвую. А ей 17 лет, ее бросил (сбежал куда-то за границу) недолгий нелюбимый муж - белый офицер, она скитается где-то в приуралье по европейской стороне... А потом ее буквально под страхом ареста и "комсомольского суда" заставил выйти замуж за себя мой прадед... Вот уж кто "строил новый мир" - на костях отца, матери и младших братьев-сестер, которым было суждено чуть позже пропасть по дороге в Сибирь (раскулачивание). И брат моего прадеда - Камиль Якуб - тоже строил новый мир, проводил революцию в г.Казани (за что ему там есть памятник - лично видела). Но до рассказов мне не дожил- убит по приговору суда еще в гражданскую же войну...

Короче - да, "было весело".
21.01.2004 14:07:45, Кондратея с работы
Да зачем особых-то? Вон, в телевизоре по Дням победы было сколько угодно участников боевых действий, вспоминающих войну с огнем в глазах. Сравнивая их со своим покореженным дедом, упорно молчавшем о войне, я думаю, что у этих людей лучшие _личные_ годы пришлись на войну, поэтому и романтизировалась (или хотя бы скрасилась) окружающая действительность. Как пример - один товарищ, который свою первую "ходку" вспоминает с умилением. Чего, казалось бы, хорошего? Да он тогда был молод и здоров...
21.01.2004 14:48:18, JaneZ
:) См ниже про то же самое. Так и есть. 21.01.2004 14:50:41, Я же
Ты СЕРЬЕЗНО думешь, что озабоченные вселенским счастьем студенты да бестужевки (а также левая интеллигенция серебряного века), были поголовно кровавыми монстрами?

Ну, допустим, все активные участники событий такими монстрами были. Тогда вопрос - ОТКУДА взялось на сятой Руси такое кол-во кровожадных психопатов?
21.01.2004 14:26:27, Ok-ka
Я где-то говорю про "кровавых монстров"? Ничего подобного даже и не думаю. Думаю вполне прозаически - если ты молод, свободен и офанател от какой-то идеи - то у тебя будет восторг... вкупе с нездоровым блеском в глазах. Это нормальная часть человечности - способность офанатевать от идей (и идеологии). Некоторые люди для этого созданы.

На Руси они взялись из тех же генетических источников, как и везде - такие люди обязательно рождаются в популяции.

Но это и правда для меня ОСОБЫЕ люди. Думающие о вселенском счастье, а не о своих (будущих) детях и их счастье. У меня родственники - все обыкновенные. Все они хотели счастья для себя и причем семейного (т.е. моя прабабушка не рвалась быть курсисткой или революционеркой или старой девой). А провести ЭТУ линию успешно - в 20м веке оказалось жутко проблематично.
21.01.2004 14:34:54, Я же
Мне кажется, идеи переустроить мир на началах всеобщего щастья в воздухе витали. Просто тогда ими не наелись еще, и изнанку и самым умным не дано было предвидеть.

Знаешь, я когда читаю мемуаристов (самых разных людей) времени перед первой мировой - шизею от логики рассуждений, от эмоций и пр. Все кажется таким ... невзрослым и немужским, что ли ...
21.01.2004 14:50:50, Ok-ka
Вообще - да, витали. А вот насчет "самых умных" - извиняюсь, я это так понимаю, что "самые умные" себя перемудрили. Потому что изрядное большинство обывателей в ужас приходило от этих идей. Без всяких рассуждений. А потом и их многих захватила легкость безумия...

Мои бабушки-прабабушки (без большого образования и из разных линий семьи) в один голос говорят, что кровавой бани не предвидели, но во "всеобщее щастье" не верили ни секунды, и всех верящих и вообще "идейных" боялись, как огня. Как это сочеталось с тем, что рыдали в день смерти Ленина - поди пойми.
21.01.2004 14:57:34, Я же
Фяка-Пфяка
Идеология, сээр, пропаганда. Я тоже не могу понять, как моя мать, дочь врага народа, о Сталине плакала, когда он помер. 21.01.2004 15:11:14, Фяка-Пфяка
Имхо, ощущения "конца" чего-то (эпохи?) + волна общественной истерии. 21.01.2004 15:41:35, Ok-ka
Лестница А
Допускаю, что некая доля восторга была в бабушке по молодости (и вспоминала она об этом именно как о "настроении молодости")именно потому, что ТОГДА общественные процессы ее не особо ушибли - для конца 30 годов у нее весьма благополучная (социально) история, причем она ничего для этого особо не делала - так сложилось. Видеть вторую сторону процесса она начала уже в зрелом возрасте - и к старости. 21.01.2004 14:20:56, Лестница А
Вот слова о "просто я молодая тогда была" - я слышала ото всех своих "бабушкиного возраста" родственниц! Особенно от тех, кто был сравнительно благополучен (относительно говоря). Это ТАКАЯ правда - про молодость... 21.01.2004 14:40:50, Кондратея же
Просто мне в руки как-то попалась прелюбопытнейшая книжка с названием "Как преподают историю в школе детям". Автор - французский историк, уже старик. Ему интересна стала эта тема, он обследовал массу школьных учебников разных стран. У него есть и "мои" примеры выше - и еще много других.

Его находка - в каждом из этих примеров, ОБЕ стороны уверенно и дотошно преподают своим детям, что это ОНИ победили:))) И есть ЕЩЕ пропасть войн с тем же эффектом (первая мировая - разительный пример).

Поэтому я к победам отношусь уважительно, но к желанию общества "победить" - так себе. Все победят. Обязательно. В ретроспективе.

Ну и странно от петербурженки слышать, что "сомнительная" финская забыта. Ровно на тех же основаниях, что ВОВ - в Питере у многих семей кто-то померз, убит или пострадал от инфекционного заболевания (тяжелого) именно в финскую. Дед моего мужа - сам чистый финн - убит в финскую. С советской стороны.

Про финнов говорить нечего - они-то вспоминают как следует. ОСОБЕННО, когда видят - во что Россия превратила их когда-то ЛУЧШИЕ территории. Товарно-денежные.
21.01.2004 13:55:01, Кондратея с работы
А что в войне 12-14 годов тоже есть разночтения с победителями? Ведь территория Франции уменьшилась в результате, это не достаточно для поражения? 21.01.2004 14:17:49, Харас
Про финнов само собой. Также и про непосредственных участников. Я про отношение "в обществе", российском (не участвовавших). Кстати, я думаю, что Севастополь будет теперь постепенно забываться (город-то остался, уже не в той роли, в которой был "тот" Севастополь)

Понимаешь, это, имхо, механизм социальной психологии - ну нельзя вечно голову пеплом посыпать и каяться. И при этом строить более успешное будущее. И у любой нации д.б. свои герои. Поэтому, имхо, совершенно естественна (и продуктивна для развития страны) некоторая необъективность взгляда на "наших" и "не наших", а не "общечеловеческие" прописные истины.
21.01.2004 14:10:08, Ok-ka
мамАнечка ©
вот это-то как раз и странно. Войны продолжаются. А мы "благоговейно относимся" к прошлым смертям, не видя тех, кто умирает сейчас. 21.01.2004 11:17:42, мамАнечка ©
Вот Вам и ответ. Ваши дети - это уже другое поколение, с другой рельностью. Чем дальше событие, тем меньше эмоций, потом остаются только факты... Это нормально, я считаю. 21.01.2004 11:12:10, мышка на cервере
А чему конкретно хочется научить? Для меня самой это... как-то непонятно, "уважение к памяти". Уважения к памяти Гитлера, Сталина, английского правительства, Рузвельта - и далее по списку - я не могу испытывать. А уважение к тому, что много-много людей пострадали, но выстояли, выжили, защитили - оно от семьи, ИМХО. От конкретных дедов, и прадедов. 21.01.2004 10:53:52, Кондратея с вопросом
От семьи - ну да, навреное. Но мне кажется все же, что должно быть еще и знание фактов вообще - не только конкретно-семейных, альбомных воспоминаний. Кстати, чем дальше - тем меньше этих самых воспоминанй останется, это неоспоримый факт.
Понимаешь, когда человек бодро рапортует, что "Вторую мировую выиграли американцы" - это не позиция, ИМХО. Это - элементарное незнание. Возможно, оно вполне "простительно" среднестатистическому американцу, потому что для него это все - лишь часть какой-то там мировой истории, ему сильно параллельной. Вот война Севера и Юга - другое дело. Но не суть. А для человека "нашего" ( не знаю, как его назвать-то правильно, с советскими корнями:)) такой ответ - немыслимое невежество и незнание своей ближайшей истории. Поэтому знать-то надо бы. И про Гитлера, и про Сталина, и про то, кто и как в той войне участвовал. Просто в последнее время наметился крен в противоположную сторону (так часто бывает) - после отшлифованных панегириков стали произносить речи только о бессмыссленных жертвах, бездарном и преступном командовании и победе союзников. Так что я за нормальное, фактическое изложение истории, причем не только "семейными силами".
21.01.2004 12:31:50, Ада
А надо говорить, что кто выиграл? А Первую мировую кто? 21.01.2004 12:48:31, Харас
А почему - не надо?
Если человек в курсе того, как развивались военные действия, когда произошел перелом в войне, какая сторона официально капитулировала, то вопростов "кто именно победил" не возникнет. Но будет понимание вклада участников тех событий в известный исход дела. Можно, конечно, сейчас пуститься в рассуждения о том, какой ценой что досталось и что было бы, если бы. Но в истории нет сослагательного наклонения, а вот факты есть. Я о том, что их хорошо бы знать. Остальное уже "лично-семейное", как Кондратея писала.
21.01.2004 13:06:16, Ада
Я не спрашивала, надо или не надо, а про ответ. Вот КТО победил? Мне кажется именно в этом ответе и заключены различия между спорящими.

И еще в ответе на вопрос "кто достоин уважения". Из участников войны.
21.01.2004 13:10:34, Харас
У меня смысловые глюки, видимо :)) Явно читаю "надо-не надо", но не важно.
Я не думаю, что суть спора сторон сводится к тому "КТО победил". Победили те, кто воевал ПРОТИВ капитулировавшей стороны. Так подходит? Все союзники внесли свой вклад в эту победу, вклад неравноценный по многим параметрам. Но внесли. И победили.
А что касается " достоин уважения" - это уже тонкая материя. ИМХО, из области семейно-ценностного воспитания.
Уважение - чувство обычно персонализированное, по крайней мере с каким-то личностным градусом. Т.е. есть, конечно, какие-то общепринятые штампы, которые или воспринимаются целиком, или теряют всякий смысл. Так, заслуживают уважения абстрактные "защитники Отечества, которые отдали жизнь за родину"? В общем смысле - безусловно. А если говорить о конкретных людях, ситуациях, и пр.? Возможны варианты. А в войнах тем более все круто замешано - там конкретные человеческие судьбы, мотивы, поступки чаще вообще полностью утопают в общем факте. "Держали такую-то высоту 2-е суток, погибли все". И что- "заслуживают или нет"?
Трудно обощать здесь, ИМХО. Если без штампов.
21.01.2004 13:39:42, Ада
Это я просто сегодня никак не могу написать удачно. Хотя каждый ответ пишу и стираю по нескольку раз. Говорят, магнитная буря сегодня:). В любом случае плохо у меня формулируется.

А по сути, у меня иное семейно-целостное восприятие:) И, если это будет определяться мною, то и учить ребенка я буду, что уважения может быть достоин только человек, а не абстрактоное понятие. И, если говорить конкретно о войне, то заслуживает его тот, кто воевал достойно. А вот на какой стороне он воевал - уже не важно.
21.01.2004 14:10:59, Харас
Ох, вот "нормального, фактического изложения истории" ПОМИМО семьи - мы еще нескоро дождемся. ИМХО, пока не устоится новая взвешенная концепция НАУКИ истории - ничего целостного и в школы не просочится.

Поэтому я как-то все-таки за "семейные силы". Мы о разных возрастах детей говорим, кстати:) Про "альбомы и дедушек" - это больше для моего. Про взвешенную фактическую историю - это больше для твоей.
21.01.2004 12:41:56, Кондратея же
:) Ну да, тут мы в разных возрастных категориях.
И про "не скоро дождемся" - тоже сильно похоже на правду, увы.
21.01.2004 12:46:39, Ада
Например, я прибью недоумка, который вздумает выеживаться на Пискаревке. При всем моем отвращении к монументальным бабелям в стиле соцреализма. И меня (выросшую в квартире, где блокадные неприукрашенные воспоминания были частью ежедневной бытовухи) тошнит от писак - любителей до блокадных "разоблачений". Есть вещи, которые должны быть привиты семьей, а если не привиты, нечего обижаться, если общество больно стукнет ребеночку по головушке. Имхо. 21.01.2004 11:24:33, Ok-ka
Ты бы конкретизировала... Честно говоря - если ребенок воспитан так, что выеживается на ЛЮБОМ кладбище - то налицо страшный перекос воспитания. Если ребенок издевательски смеется над мертвыми - это уже похоже на сдвиг психики. И что такого может привить семья ребенку о Блокаде - тоже неясно, помимо общего - трагедия, страшная трагедия, о которой нужно скорбеть, когда вспоминается. Более ничего. Я не планирую никогда рассказывать ребенку, что его прабабушка и бабушка съели умершую сестренку бабушки в блокаду... И что когда выжили - то вдвоем перешли линию фронта (побывав между тем в концентрационном пункте в Ивангороде -немцы их поймали и хотели отправить в Германию) - но потом, благодаря необыкноенной воле к жизни и изворотливости прабабушки - вырвались, и после многих скитаний пешком пришли к родственникам прабабушки на Украину - ПОД НЕМЦЕВ - где и прожили сравнительно благополучно остаток войны. Под немцами, но не голодая - в "обычном для всех" там страхе.

Это не та история, которую легко рассказать ребенку в воспитательных целях. Если бабушка захочет - расскажет уже повзрослевшему.
21.01.2004 11:30:37, Кондратея с работы
Слушай ... Моя любимая улочка Питера, на которой мне очень бы хотелось сейчас поселиться, была в блокаду моргом под открытым небом (трупы туда сносили из окрестных домов). Эта память умрет вместе с нами, внуками блокадников, останется в архивах для историков, которые будут изучать это примерно как Куликово поле. Но питерскому ребенку выеживаться над блокадой, над тем самым ополчением (сомнительной в гуманитарном отношении идеей), над кривоватыми стихами Бергольц (ну не Ахматова, увы) и пр., не важно, на кладбище, в музее, на улице - мне было бы очень больно, если бы я умудрилась воспитать такого. 21.01.2004 11:42:27, Ok-ka
А с какой стати ты взяла, что средне-нормальный ребенок будет выеживаться над подобным? Даже без специального натаскивания. Ты что, много таких детей встречала? Я - редко-редко, во всех возрастах. И каждый раз - на них пальцами показывают, с ужасом, как на отморозков.

Про "кривоватые стихи" - скажем так, мне блокадное Берггольц нравится намного больше военного Ахматовой... дело вкуса.

Ты преувеличиваешь специфичность этого вопроса. Когда средний ребенок слышит о массовых смертях - они его поражают до глубины души.
21.01.2004 11:50:11, Я же
Раз - поражают, два - поражают, а к седьмому-восьмому классу военно-патриотического воспитания, на котором и подавалась история Войны, это отходит в область пустых абстракций, к утконосу и ехидне.

У меня вся эмоциональная реакция была вычерпана к старшей школе. Редко-редко какой факт, случайно выглянувший из-за Героического Мифа, зацепит, ужаснет. И то - основной отклик в сторону ужаса-омерзения, а не ужаса-благоговения.

21.01.2004 12:05:06, JaneZ
Ужас-омерзение, ИМХО, и есть нормальная реакция на многие исторические преподавания "про войну". Если уж хочется помочь ребенку осмысливать величие каких-то фактов - то семье имеет смысл обсуждать с ребенком, что может - героизм и рождается из чьих-то других преступлений - но он не становится менее героическим, и победа не умаляется тем, что множество людей погибли - она просто пропорционально горчает. 21.01.2004 12:11:24, Кондратея с работы
Так и Автор топика не спрашивал "как организовать в школе военно-патриотическое воспитание". Имхо, как не организовывай, все мерзко будет. Впрочем, как и "эстетическое воспитание", и привитие любви к классической литературе и пр. Автор спрашивал как раз про семью.

С твоей последней фразой согласна.
21.01.2004 12:20:05, Ok-ka
пчела Майя
Мой необразованный ребенок по-моему вообще про блокаду не знает, значит, и не уважает - однако вовсе никакие памятники не портит и не собирается. Не портить памятники и уважать прошлое - это разные аспекты. 21.01.2004 12:02:38, пчела Майя
На мой взгляд, тут еще что-то не то в использовании слова уважение по отношению к событиям, а не к людям. 21.01.2004 12:51:06, Харас
Вот мне тоже так кажется... Кстати, на мой вкус- чтобы УВАЖАТЬ прошлое даже недостаточно его знать - надо его осмыслить, принять какую-то СВОЮ точку зрения и НАЙТИ - что же там можно и нужно уважать. 21.01.2004 12:06:40, Кондратея же
Карин, ну объясни мне, глупой, как можно "уважать прошлое"? В чем этот процесс проявляется?
21.01.2004 12:53:12, Харас
Трудно сказать... Заметь - я НАЧАЛА обсуждать эту тему с недоумения - ЧЕМУ же предполагается научить ребенка...

На каком-то интуитивном уровне я понимаю НЕКИЙ смысл слов "уважать прошлое". Это значит для меня не говорить, что прежде нас все дурные были в России, дурацкими затеями маялись и по-дурацки все исполняли. Чай, не глупее нас... Жили, как умели. Старались, как лучше - пусть даже выходило "как всегда". Напрягались для этого. Сознавали идиотизм многих ситуаций - и все-таки карабкались их преодолевать. В процессе сделали много бессмертно-хорошего и оплакали свои потери. Соответственно и нам завещали потери - оплакивать, хорошее - помнить.
21.01.2004 12:58:56, Я же
А почему тогда ограничение "в России"? Разве ктем, кто жил вне России это не относится?

И в любом случае я никак не могу применить это слово к конкретным событиям. Как уважают событие? Явление? Процесс?
21.01.2004 13:03:02, Харас
Это-то просто... про Россию. Потому что мы русские. Потому что мы знакомы в основном с историей ЭТОГО народа. Хотя ясное дело - мы не собираемся преподавать ребенку, что "а зато в Англии - сплошные дураки жили" :))) 21.01.2004 13:56:54, Кондратея же
Средненормальный (на мой взгляд) ребенок, выросший в средненормальной (на мой взгляд) семье над историей Отечества (в т.ч. над ее непарадными сторонами) вообще выеживаться не будет. Как над некрасивыми болезнями родного человека.

Я не про блокадную Бергольц. Я про то, что было до и после ее блокадного радио. Про место как поэта "вообще".

А в войне и блокаде была не только смерть (перед лицом которой естественно человеку молчать, хотя бы) - еще победа была (а ее в дерьме утопить куда легче). До меня кое-что в этом плане дошло, когда я в юности (исключительно анти-большевистской) наткнулась на одну 80 с хвостом -летнюю из приличного семейства даму, которая в курсистской юности еще была горячей ррреволюционеркой, прошла через все и прожила каким-то чудом почти весь 20 век. Простить себе не могу, что не удосужилась набиться к ней в слушатели и записыватели мемуаров ... Так вот, она сказала, что вам (мне то есть) никогда не понять, что у них была и радость - построения вот того нового мира, который кажется нам кровавой казармой ...
21.01.2004 12:02:29, Ok-ka
Я больше скажу, я плохо понимаю, почему нормой принимается, что эти дети портят любые памятники, пусть и не на кладбище? Вандализм, вроде, ведь должен осуждаться обществом? 21.01.2004 11:40:36, Харас
мамАнечка ©
ох, как тяжело, как страшно:-((
что же будут рассказывать дети и внуки тех, кто прошел нынешние войны:-(((((((((((((
21.01.2004 11:40:24, мамАнечка ©
Моя бабушка мне так ничего и не рассказала про войну, никогда. бабушка моя была старая, 1904 года, и много про что рассказывала, но про войну - никогда. Бабушка умерла, когда мне было 12 лет, и я все пыталася с каикм-то пионерским задором, боюсь:((, узнать что-нибудь интересное. Нет, ничего, только "ну что война, трудно было..." 21.01.2004 11:40:03, Kenga
Marensy
А моя все время, вспоминая о чем-то говорила-ну, это еще до эвакуации было. А она в эвакуацию попала с 4 -леткой, годовалым и беременная еще одним (мертвым мальчик родился) И было ей всего 30 лет....Когда мне очень-очень трудно бывало, я про нее думала-как она-то смогла это все вынести? 21.01.2004 11:44:02, Marensy
мамАнечка ©
у нашей соседки сын из Афгана когда вернулся, месяц, закрывшись в комнате, пил и слушал песни афганские. После этого начал приходить в себя.
Прошло уже много лет, но он так ничего и не рассказывает.
21.01.2004 11:43:50, мамАнечка ©
Это моя свекровь и ее мама... Ее мама умерла уже, она была в очень доверительных отношениях со своим внуком (моим мужем) - рассказала намеками перед самой смертью. Ей все это было очень тяжело столько лет помнить. 21.01.2004 11:43:49, Я же
вакса
> А уважение к тому, что много-много людей пострадали, но выстояли, выжили, защитили - оно от семьи, ИМХО. От конкретных дедов, и прадедов.
в нашей семье не было "конкретных дедов, и прадедов", но меня, тем не менее, научили уважать память именно тех многих-многих пострадавших. племяннику 8 лет и в нем я этого не вижу, хотя он много об этом знает. я в свои 9 стояла в пионерском галстуке под салютом перед телевизором в минуту молчания и было это абсолютно искренне. многие мои знакомые считают, что то что мы испытываем по отношению к ВОВ - "вбито" идеологией того времени. я не верю в это, "вбитое" не может быть настолько щемящим, имхо...
извините, что сумбурно...
21.01.2004 11:04:34, вакса
То, что погибло так много людей, это результат невероятного непрофессионализма большого количества военачальников. Особенно в начале войны. И еще более невероятного обесценивания человеческой жизни в это время.
Уважать за КОЛИЧЕСТВО погибших просто бессмыслица.
Скорбеть - да, но уважать?
21.01.2004 11:22:23, Харас
Ну увы. Я не стояла, подавно не в пионерском галстуке и подавно не перед телевизором. Меня раздражал "пионерский пост" у нашего деревенского мемориала в майские праздники (хотя я участвовала и стояла смирно) - на фоне того, что в остальные 355 дней там никто не появлялся и мемориал был забит досками и запачкан. Когда мы гуляли летом большими компаниями детей, мы иногда играли там рядом и пытались уносить с собой немного мусора, из того, что там валялось. Так вот, мне казалось, что в эти летние дни это БОЛЕЕ памятное и грустно-торжественное место, чем в дни празднований. Но мне вообще в семье внушалось, что дело не в мемориалах...

Кстати, то, что от нас требовали чтить в школе - гибель почти всего выпускного поколения петергофских мальчиков (и девочек, но меньше) в 1941 году в ополчении - меня только ужасало.
21.01.2004 11:15:55, Кондратея с работы
Сама идея ополчения:((( Ох, не готова поверить я, что мировая история развилась бы по принципиально иному сценарию,е сли бы не было питерского и московского ополчений. А вот культура России, наверняка, очень много бы выиграла. 21.01.2004 11:27:41, Харас

Читайте также
Слепое пятно: невидимая преграда на пути к объективной реальности
У вас есть слепое пятно? Не то, о котором вы думаете. Узнайте, как физиологический феномен объясняет наши "слепые зоны" в мышлении и отношениях, и как их преодолеть. Читайте статью!
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!