Спрашиваю здесь, потому что это не проблема моей дочери, это моя проблема.
Вчера было родительское собрание в д/с по теме вежливость, родители рассуждали о том, как прививать детям привычку вежливости, и никто почему-то не задался вопросом зачем прививать привычку вежливости. вот об этом я и хочу поговорить с вами :)
я думаю так: можно грубо и невежливо рявкнуть "подайте соль, пожалуйста", а можно вежливо и деликатно попросить "подайте соль" (без пожалуйста). вся "соль" имхо не в вежливости слов и выражений, а в интонации и доброделательности к собеседнику.
кроме того, я не умею найти логичного объяснения для того, чтобы быть вежливым с любым человеком (ведь бывает этого откровенно не хочется), кроме "так принято".
недавно возникла следующая ситуация: её (Соню) девочка из группы приказным тоном "попросила" "отнеси мои ботинки вниз и жди меня там" (внизу они обуваются) - это произошло в моем присутствии и я (видя, что Соня настолько доброжелательна к людям, что не видит в этом никакого подвоха, не видит, что на ней пытаются прокатиться, уже пошла за ботинками), есстественно, возмутилась: "что у тебя, Настя, рук нет что ли? отнесешь сама"... потом, наедине, я попыталась объяснить СОне, что, во-первых, Настя сама может отнести свои ботинки вниз (она вполне здорова). во-вторых, это не было сказано вежливо, это не было просьбой, а на "приказы" не стоит откликаться. в-третьих, ботинки внизу могут украсть или они потеряются и мы будем виноваты. ничего более стоящего я придумать не смогла :(
в заключение всего сказанного вопрос - как найти середину между вежливостью и поддатливостью? как вы воспитываете (воспитывали) своих детей? как бы вы поступили в данном случае?
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: -- посиделки
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
А может быть, отчасти причина такой податливости и готовности "услужить кому попало" в том, что дома Вы ей внушаете, что хорошая девочка - это как раз такая добрая, послушная, которая всегда помогает папе и маме, бабушке и дедушке, своим друзьям? То есть дома Вы ждете от нее готовности в любой момент подавить собственные желания ради того, чтобы сделать то, что хотят от нее ДРУГИЕ - только в этом случае она может считать себя "хорошей"...? Если это так, то, ИМХО, нужно дома уменьшить давление на ребенка своим авторитетом, чаще прислушиваться к ее мнению, спрашивать, советоваться по разным, самым элементарным вопросам, т.е. вести себя не "по вертикали" (старший-младший), а "по горизонтали" (по возможности на равных принимать решения)... Это, конечно, сложнее - по каждой "ерунде" устраивать "совещания" :), объяснять все свои шаги, которые привыкли делать автоматически... Но только так можно приучить ребенка думать над своими поступками, а не просто послушно делать то, что ей сказали другие, не вникая в смысл указания, его необходимость или опасность для нее самой. Это как с правилами уличного движения - пока не поймешь их смысла, с трудом запоминаешь само правило... Например, я в детстве (мы жили в маленьком городке без уличного транспорта) очень долго не могла запомнить, что автобус и троллейбус при выходе нужно обходить сзади, а трамвай спереди, пока мне наглядно не продемонстрировали смысл этого правила :)
02.12.2003 15:52:02, Елена Н.
Недавно в ЖЖ была похожая дискуссия. Родители используют сленг, но не разрешают ребенку. Родители между собой могут "выразться", а ребенку нельзя. Наивный вопрос: а почему? :-)
А потому, что сленг, мат, грубость - вещи, сильно зависимые от контекста. А ребенок эти вещи усваивает не сразу. И пока он будет жить и вращаться в мире, и усваивать, где какой контекст, нужно снабдить его возможностями коммуникации, и чтобы они были универсальны. То же и с вежливостью Она хороша везде, а грубость - нет. И умение отказывать с вежливостью не вступает ни в какое противоречие. Наоборот. Когда отказывают вежливо - очень трудно обижаться, а вот если грубят, да еще и отказали - можно обидеться на всё сразу :) 02.12.2003 13:01:30, ПГ
А потому, что сленг, мат, грубость - вещи, сильно зависимые от контекста. А ребенок эти вещи усваивает не сразу. И пока он будет жить и вращаться в мире, и усваивать, где какой контекст, нужно снабдить его возможностями коммуникации, и чтобы они были универсальны. То же и с вежливостью Она хороша везде, а грубость - нет. И умение отказывать с вежливостью не вступает ни в какое противоречие. Наоборот. Когда отказывают вежливо - очень трудно обижаться, а вот если грубят, да еще и отказали - можно обидеться на всё сразу :) 02.12.2003 13:01:30, ПГ
У меня самой сложности с этим - не умею отказывать :) и дочка такая же. Слушается всех взрослых подряд, а это может быть опасным :(((
Если кто-нить знает методики воспитания умения отказывать - дайте ссылочку или название книги, плиз... 02.12.2003 10:53:09, Xenny
Если кто-нить знает методики воспитания умения отказывать - дайте ссылочку или название книги, плиз... 02.12.2003 10:53:09, Xenny
Вежливость годится и на то, чтобы очень вежливо отказаться. А вот уметь говорить "нет" - это да, это сложно воспитывается. В основном потому, что сначала родители долго воспитывают ребенка говорить "да":), а уж потом спохватываются.
У нас тоже с говорением "нет" сложности. Прямо начиная с меня самой... Вот с себя и начинаю пока. 02.12.2003 10:41:46, Кондратея с работы
У нас тоже с говорением "нет" сложности. Прямо начиная с меня самой... Вот с себя и начинаю пока. 02.12.2003 10:41:46, Кондратея с работы
Сильно подозреваю, что как ВСЕ остальное - проще всего личным примером. ВСЕ остальные способы - намного трудозатратнее и главное - непредсказуемы, что воспитается:)
Говорить "нет" при ребенке на некоторые просьбы. Объяснять, почему сказали. Либо просьба очень наглая, либо у вас нет ресурсов (времени, сил, денег) ее выполнить. Либо ресурсы есть, но вы хотите потратить их на другое. И главное - ПРОСТО нет желания это делать:) Вот это и есть сложность - и сказать, и объяснить ребенку. 02.12.2003 10:49:49, Я же
Говорить "нет" при ребенке на некоторые просьбы. Объяснять, почему сказали. Либо просьба очень наглая, либо у вас нет ресурсов (времени, сил, денег) ее выполнить. Либо ресурсы есть, но вы хотите потратить их на другое. И главное - ПРОСТО нет желания это делать:) Вот это и есть сложность - и сказать, и объяснить ребенку. 02.12.2003 10:49:49, Я же
:) вот этого-то я делать как раз не умею, где мне не сложно, не принципиально - мне проще уступить, как в отношении просьб ребенка, так и в отношении других просьб. да, пожалуй, воспитываем подобие себя :) ...
02.12.2003 11:03:25, кАтька
Вот представьте себе - вашей дочери НЕ СЛОЖНО отнести эти ботинки другой девочке. Более того - она воспитана в готовности помочь. Переломить себя ей труднее, чем вам. Т.е. об этом случае нельзя так легко говорить - для девочки это попереть против своей натуры... Увы.
02.12.2003 11:15:07, Я же
да, именно так и было. я тогда понимала, что она хочет помочь, но где-то внутри меня рос протест против того, чтобы ею помыкали. я сомневалась - встрять в разговор или не встрять? встряла и ... вот результат :( ну вот что же делать - я же знаю, что так нельзя! :)
02.12.2003 11:22:31, кАтька
Ничего. И не беспокоиться. То, что вы поняли, что натура ребенка сформирована не так, как вы считаете правильным - уже будет на нее влиять. Она растет, все время будет учиться понимать все более сложные отношения. И научится. Вот если бы вы ее так и продолжали воспитывать в готовности услужить кому попало -то тогда да, закрепилось бы.
02.12.2003 11:25:59, Я же
слава Богу, хватит одной моей головной боли и "думания" над ее поведением и воспитанием :)) словом, спасибо!
02.12.2003 11:39:48, кАтька
Исключительно собственным примером.-)
Я как-то специально дочь даже не учила (сына - да), все само пришло. То есть - разговаривать всегда только вежливо и спокойно. а вот просьбы и тем более приказы нужно выполнять не всякие, только ортказывать тоже нужно вежливо. 02.12.2003 10:12:58, Ракель (aka Р-ка)
Я как-то специально дочь даже не учила (сына - да), все само пришло. То есть - разговаривать всегда только вежливо и спокойно. а вот просьбы и тем более приказы нужно выполнять не всякие, только ортказывать тоже нужно вежливо. 02.12.2003 10:12:58, Ракель (aka Р-ка)
вот-вот, я именно об отказах больше бепсокоюсь %)) как, как научить отказывать? как объяснить когда надо отказать, а когда нет?
02.12.2003 10:39:49, кАтька
Еслди хочется и не напряжно - можно и сделать, в любых других случаях - вежливо отказать.-)
02.12.2003 11:08:01, Ракель (aka Р-ка)
ну вот ей с ботинками было вроде как не напряжно, и в принципе она бы сделала так, как ей "приказали". и не потому что сильно хочется, а потому что добрая она девочка, не склонная отказывать... получается, зря я вмешалась в их разговор?
02.12.2003 11:14:06, кАтька
Не знаю. Я бы потом поговорила, спросила, почему. Одно дело - если ей действительно это не напряжно, другое - если не хочет, но не может отказать.
02.12.2003 11:35:25, Ракель (aka Р-ка)
Так вот это нужно развивать. Анализировать и логически мыслить.-)
02.12.2003 12:43:23, Ракель
Но это же совсем разные вещи!
Вежливость - одна из норм этикета."Спасибо", "пожалуйста", "будьте добры" и соответствующие интонации - просто умение высказать свою просьбу/отношение в удобоваримых выражениях.
Податливость - свойство характера, к вежливости , имхо, имеет отношение не большее, чем к еде ножом и вилкой ;-)
На вежливую, но неприятную просьбу "Отнеси мое пальто и ботинки, пожалуйста" может последовать ответ "Отнеси , пожалуйста, сам".
Общее , имхо, одно - учить этому родитель должен своим примером... 02.12.2003 09:50:09, ЧаПай
Вежливость - одна из норм этикета."Спасибо", "пожалуйста", "будьте добры" и соответствующие интонации - просто умение высказать свою просьбу/отношение в удобоваримых выражениях.
Податливость - свойство характера, к вежливости , имхо, имеет отношение не большее, чем к еде ножом и вилкой ;-)
На вежливую, но неприятную просьбу "Отнеси мое пальто и ботинки, пожалуйста" может последовать ответ "Отнеси , пожалуйста, сам".
Общее , имхо, одно - учить этому родитель должен своим примером... 02.12.2003 09:50:09, ЧаПай
значит, я не правильно понимаю вежливость :)) ладно, просветили
я говорила о том, что дочь относится к людям доброжелательно, имхо слишком доброжелательно, - в данном случае: ей не стало неприятно от того, что ей "приказали" донести ботинки, она с радостью откликнулась на эту "просьбу". а меня это беспокоит :(( 02.12.2003 10:01:17, кАтька
я говорила о том, что дочь относится к людям доброжелательно, имхо слишком доброжелательно, - в данном случае: ей не стало неприятно от того, что ей "приказали" донести ботинки, она с радостью откликнулась на эту "просьбу". а меня это беспокоит :(( 02.12.2003 10:01:17, кАтька
сложный вопрос. Я тоже над этим думала.
Мне кажется, ребенок частично перенимает манеру поведения родителей + привносит заложенное в нем генами(природой). Вы вежливо общаетесь с людьми? с ребенком? Всегда? Пусть видит и то, что иногда вежливость мешает (Это я вчера в магазине ругалась:)))
Короче говорите ей то, что считаете нужным, но очень сильно не заморачивайтесь:) 02.12.2003 09:42:06, Iriska
Мне кажется, ребенок частично перенимает манеру поведения родителей + привносит заложенное в нем генами(природой). Вы вежливо общаетесь с людьми? с ребенком? Всегда? Пусть видит и то, что иногда вежливость мешает (Это я вчера в магазине ругалась:)))
Короче говорите ей то, что считаете нужным, но очень сильно не заморачивайтесь:) 02.12.2003 09:42:06, Iriska
ага, похоже, что перенимает с родителей, точнее с меня: я тоже такая же клюшка - если меня начать нагло и хамовито таранить, то я без боя сдамся. только недавно научилась противостоять, может повзрослела просто :)
мы в доме всегда вежливы, учтивы и спокойны, даже если ругаемся :)
02.12.2003 09:47:30, кАтька
мы в доме всегда вежливы, учтивы и спокойны, даже если ругаемся :)
02.12.2003 09:47:30, кАтька
мЫ в принципе тоже вежливы, но у нас стиль общения с мужем такой.. своеобразный: подколки, подшучивания, сарказм. Ребенок перенимает слова, но не интонации. Получается грубо:((
работаеи над собой:)) 02.12.2003 10:25:15, Iriska
работаеи над собой:)) 02.12.2003 10:25:15, Iriska
Читайте также
Как понять, что у ребенка психологические трудности, если он ничего не рассказывает?
Как помочь ребенку, чтобы не оттолкнуть?