По следам недавних разговоров с одной знакомой. :))
А случалось с вами такое, чтобы какое-то произведение, прочитанное в глубоком детстве, оставляло в памяти «ложный след»?
Почему-то у меня это очень частое явление и почти всегда какое-то смешное…Вот, к примеру, прочитав лет в 5-6 знаменитого некрасовского «Генерала Топтыгина» ,я как-то больше не ощущала необходимости это произведение перечитывать. И до прошлого года, пока все же не перечитала, жила в полной уверенности, что это история «про то, как нельзя животных мучить, и как ямщики до революции над лошадьми издевались». :))) То есть никакой драмы этого самого до полусмерти запуганного смотрителя в моей голове не задержалось – а вот детское впечатление, как плохо было привязанному в санях мишке и запряженным в эти сани лошадям, засело накрепко. И не наткнись я на это стихотворение в дочкином учебнике, так бы и не знала, что оно «не про то». :))
Еще пример: сказка «Гуси-Лебеди» с раннего детства и вплоть до первых курсов института, когда мы начали проходить «владыку Проппа», была для меня историей «про то, что все дети должны кушать, что им дают, и не капризничать». :))) Иначе быть им строго наказанными – бабой-Ягой и ее гусями! :)))
А с вами такое бывало?
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Просто поделиться...
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

А про остальные никак не могу вспомнить:( 15.05.2003 19:26:15, Туська
у меня такое произошло со сказками.
В детстве обожала, особенно, Андерсена..а как начала сыну читать, пришла в ужас, они же все очень жестокие..
А про "Мальчика с пальчик" (тоже моя любимая сказка в детстве) я вообще молчу..
Так что, доброе отношение к этим сказкам во взрослом состоянии перешло в лучшем случае, в недоумение, а в худшем - в стойкую неприязнь:) 15.05.2003 15:13:22, Hel
насчет сказок много говорено. О разном восприятии сказок ребенком и взрослым:-))))))))))))
15.05.2003 15:18:26, мамАнечка ©
В детстве обожала, особенно, Андерсена..а как начала сыну читать, пришла в ужас, они же все очень жестокие..
А про "Мальчика с пальчик" (тоже моя любимая сказка в детстве) я вообще молчу..
Так что, доброе отношение к этим сказкам во взрослом состоянии перешло в лучшем случае, в недоумение, а в худшем - в стойкую неприязнь:) 15.05.2003 15:13:22, Hel
"Мальчик с пальчик " и "Гензель и Гретель" - это вообще что-то. Я не смогла дочитать ребенку.
15.05.2003 15:52:38, Muha

Я классе в 5 умудрилась прочитать "Записки из мертвого дома" Достоевского. И мне очень понравилось. И никаких ужасов каторги я там и не видела.
15.05.2003 15:02:37, Muha
Я их вообще поздно прочла (в Оксфорде уже) - куда как после Шаламова-Солженицына. Показалось идиллическим:) Хотя это глубокая неправда.
15.05.2003 15:05:36, Кондратея

Да, частенько. И, кстати, не только детской, но и школьной.
Я, например, только в универе вдруг осознала весь кошмар некрасовских поэм.
Да и многие произведения, прочитанные и разобранные в школьном возрасте, были не только "искалечены" школьной программой, но и совершенно иначе воспринимались детским еще сознанием. Не те акценты, зачастую оставалось впечатление, что речь шла совсем не о том, о чем, собственно, и было написано автором. 15.05.2003 14:46:43, Ада (комп сломан)
В смысле - кошмар? Что в Морозе, Красном носе оба родителя у детей погибли в итоге не понимала до того? Или что в Кому на Руси... выходит, что всем - плохо?
Меня, помню, эти соображения так расстроили в первое же прочтение (дедушкой, мне было лет пять), что я впоследствии рыдать начинала на любых хрестоматийных отрывках, где речь об ужасах и не шла. Вот, достаточно произнести - "не ветер бушует над бором..." - и я готова:-) По сей день. 15.05.2003 14:49:27, Кондратея
ААаа, поняла. У меня по дошкольному возрасту первый удар был по-детски- КАК страшно! Просто от факта смертей - до физических реакций. Дошкольные-то дети чуйствительнее школьников.
Все остальное, конечно, намного позже.
Кстати, никак не помню, как я справилась с "разбором отрывков" в школе. С шуточками, наверное, не иначе:-) По-другому я приблизиться к поэмам Некрасова боялась. Но я тогда уже его любовную лирику очень предпочитала. "Я не люблю иронии твоей.." особенно. 15.05.2003 15:09:11, Кондратея
Мне легче - до меня "школьную программу" уже прошла моя мама. Так что я уже воспринимала "в перспективе". А Некрасова в школьном возрасте я начала с чтения мемуаров Авдотьи Панаевой - естественно, тоже с маминой подачи. ООООЧень помогло!
15.05.2003 15:18:58, Кондратея
Я, например, только в универе вдруг осознала весь кошмар некрасовских поэм.
Да и многие произведения, прочитанные и разобранные в школьном возрасте, были не только "искалечены" школьной программой, но и совершенно иначе воспринимались детским еще сознанием. Не те акценты, зачастую оставалось впечатление, что речь шла совсем не о том, о чем, собственно, и было написано автором. 15.05.2003 14:46:43, Ада (комп сломан)

Меня, помню, эти соображения так расстроили в первое же прочтение (дедушкой, мне было лет пять), что я впоследствии рыдать начинала на любых хрестоматийных отрывках, где речь об ужасах и не шла. Вот, достаточно произнести - "не ветер бушует над бором..." - и я готова:-) По сей день. 15.05.2003 14:49:27, Кондратея
Не совсем так :)) Я, конечно, понимала, что там все сильно плохо, но вот чтобы до озноба от этих кошмаров - нет, не доходило. Все сильные эмоции гасились здоровой детско-школьной психикой, а силы шли на разбор отрывков, увы.
Уже много после меня трясло от того, что "скормил свиньям Демидушку придурковатый дед", и не только от самого чудовищного факта, а еще и от обыденности и будничности повествовательной манеры. Вот ее-то, манеру, я точно не воспринимала в школе.
Самое страшное описание - будничное, а это я прочувствовала уже позже. 15.05.2003 15:04:19, Снова я
Уже много после меня трясло от того, что "скормил свиньям Демидушку придурковатый дед", и не только от самого чудовищного факта, а еще и от обыденности и будничности повествовательной манеры. Вот ее-то, манеру, я точно не воспринимала в школе.
Самое страшное описание - будничное, а это я прочувствовала уже позже. 15.05.2003 15:04:19, Снова я

Все остальное, конечно, намного позже.
Кстати, никак не помню, как я справилась с "разбором отрывков" в школе. С шуточками, наверное, не иначе:-) По-другому я приблизиться к поэмам Некрасова боялась. Но я тогда уже его любовную лирику очень предпочитала. "Я не люблю иронии твоей.." особенно. 15.05.2003 15:09:11, Кондратея
О-о, это одно из самых-самых. Смешно, но я это стихотворение знала давно, а вот что автор Н.,узнала значительно позже. :)) Он вообще для меня долго оставался "поэтом-гражданином". Что поделать, школьная программа...
15.05.2003 15:15:40, Я же

Да уж, так-то лучше. :) Я-то прошла стандартный путь советского школьника.
Но прорвалась :)) 15.05.2003 15:33:32, Я же
Но прорвалась :)) 15.05.2003 15:33:32, Я же

Я вот достала и прочла "Приключения Карика и Вали". Невинная просветительская книжка для детей - а меня разрывало на части соображение - что же с родителями этих незадачливых двойняшек в это время происходило!
Не говорю про новое понимание Льва Николаевича, которое мне открылось на днях, после прочтения его "Азбуки" (вместе с ребенком). Такое впечатление, что к детям он имел косвенное отношение:-) При этом проповедовал "работать на себя"... Дааа. если бы он ОДНОГО своего ребенка своими руками взрастил - помалкивал бы, видимо. 15.05.2003 14:32:39, Кондратея

А еще из той "Азбуки" запомнились поразившие детское воображение историйки про каких-то отнятых у матери котят (или щенят?) - и про упавшего в болото змея... так его жалко было - и мальчика, который мастерил этого змея, тоже! 15.05.2003 14:36:54, O'Merry

Это прямо какая-то семья Мармеладовых! 15.05.2003 15:39:13, Firs


Но мальчик Ваня не пробовал слив по другой причине (очевидной ТОлстому). В те времена, увы, множество детей просто не доживало до Ваниного возраста. Одной из распространенных мер по сохранению детей в живых было уберегание их от всякой "опасной для желудка" пищи. Сырые фрукты и овощи зачастую подпадали под эту категорию. Яблоки детям давали печеные, как десерт.
У Толстых умер самый любимый мальчик Ваня. И как раз от непонятного заболевания... 15.05.2003 15:53:36, Кондратея

А насчет "вредных для здоровья" сырых овощей и фруктов я ведь теоретически знала, но как-то относила это мнение к более ранним временам, "до-Толстовским"... и только сейчас, прочитав тебя, сообразила, что "Азбука" писалась, мягко говоря, задолго до 20 века... :))) 15.05.2003 16:00:01, O'Merry

Ваня от чего-то непонятно-инфекционного умер. Может быть, и пневмонии, но там весь ужас был в том, что симптомы были смазаны. Желудочное точно присутствовало (были трудности с кормлением его - рвало).
Читая Толстого, понимаю, как далеко продвинулась медицина в элементарных вещах (для нас) за последние 50 лет. И вообще... один из моих двоюродных прадедов помер в 1946 г, пройдя всю войну - ночью заболел зуб, сразу врача не стали искать ночью. Наутро повезли в больницу. Но поздно - прорвался абсцесс куда-то в подчелюстные-черепные полости. Антибиотики БЫЛИ в природе, но их не достали (и было не достать). 15.05.2003 16:07:02, Кондратея


Некоторые предложения для чтения просто прелестны, мне нравятся. И тексты некоторые ничего себе. А вдруг - как полезет, как полезет. И стандарты заметно разные для "простых" детей и для "господских". Несмотря на все обуревавшие его жажды уравнительства.
Это Вайль и Генис про Маяковского заметили, что он был "как бы" пролетарским поэтом, писАл для пролетарских детей, но начинал так: "Вот Ваня. Ваня гуляет с няней" ? :)))
Мне после перечитывания детской литературы кажется, что прямее всего к детям подходили писатели-натуралисты (Чарушин, Пришвин, Тургенев в какой-то степени). У них дети и дети - не поймешь, чьи, не поймешь - какого статуса. Остальные выставляют очень узнаваемых детей - своих:-) (реально или гипотетически представленных). 15.05.2003 14:43:03, Кондратея

Читайте также
Летний гид по уходу за жирной кожей
Мы собрали все секреты эффективного ухода, чтобы ваша кожа оставалась свежей, матовой и здоровой, несмотря на зной.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.