Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

КАРАУЛ! НОВАЯ РУССКАЯ ЭПИДЕМИЯ!!! Школы

КАРАУЛ! НОВАЯ РУССКАЯ ЭПИДЕМИЯ!!!
Школы заражены всеобщей безграмотностью. Это не лень, товарищи. Это болезнь. Ее надо срочно лечить.
Первое сентября, как и день рождения, -- только раз в году. Поэтому сегодня вместо привычных политиков и экономистов на традиционные наши три наивных вопроса пытается ответить психолог, педагог и логопед Наталья СВОБОДИНА.


-- Наталья Генриховна, правильно я понимаю, что логопедия -- постановка у детей правильной дикции?

-- Абсолютно ошибочное мнение.

-- Да ну? Значит, я всю жизнь пребываю в заблуждении?.. Между прочим, не я один так думаю.

-- Тем хуже. К сожалению, родители, когда говоришь им: «Надо срочно обратиться к логопеду», отвечают: «А у нашего ребенка с речью все нормально!» Логопед занимается развитием речи. А развитие речи -- вы простите, что приходится все до конца разжевывать, -- это развитие личности... Я в дефектологии с семидесятого года. Начинала в старейшей московской школе для детей с тяжелыми нарушениями речи в Армянском переулке. Попала туда случайно: провалилась на экзаменах в педагогический институт, решила год поработать пионервожатой. Но придя на занятия логопедов, просто с головой туда окунулась -- и вот, видите, занимаюсь логопедией уже тридцать лет...

-- Ну и как, можете вы сравнивать то, что слышали тридцать лет назад, с тем, как звучит сегодня наш великий, могучий и свободный?

-- Тихий ужас.

Тихий -- потому, что об этом никто не говорит, хотя надо кричать.

Вы знаете, с годами на косноязычную речь у меня выработался рефлекс -- дергаюсь постоянно. Причем не только в транспорте, когда слышу разговор мамы с дочкой или сыном, но и когда включаю дома телевизор.

-- А там репортаж из Думы, выступает народный избранник Шандыбин. Или сокол Жириновский...

-- Совсем не обязательно. Это может быть и ведущий, которому, как я подозреваю, платят за произнесение написанных кем-то другим слов. Я знаю, как отбирали раньше дикторов на радио и телевидение, какое внимание обращали на дикцию, сразу говорили «До свидания» человеку с неканоническим «Р» или «Л»... Мы постоянно спорим о качестве жизни, почему же никто не слышит -- к а к мы обо всем этом говорим?

-- Не только на телевидении, в детском саду и в школе раньше на дикцию с первых дней обращали главное внимание. Обращали его и на каллиграфию -- помните ручку-вставочку и чернильницу-непроливашку? Чем объяснить пренебрежение к прописям?

-- Пренебрежения нет. Есть колоссальные перемены в дошкольном и школьном обучении. На рубеже 80-х и 90-х годов, когда все сразу обломилось, меня здесь не было, я работала за границей. Вернулась в другую школу, где царили совершенно иные требования, лучше сказать, отсутствие каких-либо требований. Я не консерватор -- наоборот, всегда выпадала из общего ряда. Но когда педагогам начальство говорит: «С первого сентября можете делать все, что хотите!», мало кто способен ответить на вопрос: «А что же я все-таки хочу дать моим ученикам?»

И к чему это привело? К тому, что в параллельных первых классах занимаются по разным программам: одни прописи, другие прописи, третьи, у четвертой учительницы -- вообще без прописей. А потом, весной, в апреле, проходит родительское собрание (привожу вам не абстрактный пример, а реальный случай), и учительница заявляет родителям: «Вышла накладочка. Я не те прописи взяла. У всех детей такой плохой почерк, что я решила вернуться к тетрадям в косую линейку». Вы понимаете, что это значит? Это чудовищный стресс для детей: они отброшены на год назад, они признаны их любимой учительницей банкротами. Причем всё официально, законно, виновных нет...

Или возьмите дошкольное образование -- здесь, а не в начальных классах школы, закладывается фундамент. Как Лев Толстой говорил, до пяти лет -- вся жизнь, после пяти -- один шаг. Что произошло в этой самой «всей жизни»? Чьими-то стараниями появилась программа «Истоки» -- она широко рекламировалась и сейчас уже официально внедряется. В этой программе есть по крайней мере один пункт, за который авторов надо лишать всех дипломов и званий: обучать детей письму до школы. Сколько в нашей педагогической литературе ни пишут о том, что ведущей, главной в этом возрасте должна быть игровая деятельность, но коль скоро «Истоки» начальством одобрены, дошкольников сажают за парту. Надо, конечно, детей учить сидеть, вырабатывая правильную осанку, -- но не сажать! А в данном случае слово «сажать» приобретает уголовный оттенок. Это карательная педагогика -- если иметь в виду последствия. Врачами доказано, что после пятнадцати минут вот такого напряженного сидения у пятилетнего ребенка появляются все признаки стенокардии. Занимайся с ним как угодно: сидя, лежа -- только не сажай! Нет, сажают. И в школу приходят калеки...

Другая проблема: «непрерывное письмо» в начальных классах. С чьей-то легкой руки считается, что хороший почерк можно выработать, если не отрывать перо от бумаги. Не все дети, даже в силу физических способностей, могут это осилить. Но раз говорят «нужно» -- значит, заставим всех. А почерк -- проявление характера человека, недаром графологи могут все про вас рассказать по вашему почерку. Почерк может улучшиться, ухудшиться, но сформироваться он может лишь благодаря самому человеку, а не вмешательству извне. Когда мои дети (у меня сын и дочь, близнецы) пошли в школу, много было у меня с учительницей споров на эту тему. «Нет, -- говорит, -- я буду их учить, как нужно писать». Я отступилась. И все равно в третьем или четвертом классе пробился сквозь навязанный им учительницей почерк тот врожденный, естественный, который каждому из них на роду был написан. И до сих пор сын пишет крупно и прямо, дочка -- мелко и с наклоном. Их никто этому не учил. Это было предначертано природой, судьбой или Богом, я уж не знаю...

-- Наталья Генриховна, по-вашему, с приходом в школу демократии там начался самый настоящий тоталитаризм?

-- Нет. Просто есть люди, склонные к творчеству, и есть исполнители. Когда от всех, в том же самом советском обязательном порядке, требуют быть творческими личностями, начинается анархия. Сменили вывеску, была школа -- стала гимназия. Но Марьиванна осталась та же самая, только постарела на десять лет. Я не хочу сказать, что в нашей школе в последние десять лет все стало плохо. Нет. Но сначала надо научить людей пользоваться свободой, а потом уж ее давать.

Школьные эксперименты приходится расхлебывать нам, дефектологам. Экспериментаторы общаются со здоровыми детьми, а мы -- с больными дисграфией и дислексией. То есть с нарушениями письма и чтения. Могу сказать с полной ответственностью: больных дисграфией в наших школах стало на порядок больше после того, как стали учить в обязательном порядке «непрерывному письму», а детей с дислексией -- когда ввели проверку на технику чтения. Психологи были категорически против этой проверки, но никто их не услышал. Милиционеру не нужен прибор, чтобы определить, превышает водитель скорость или нет. Почему же
08.09.2000 16:01:41

13 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Не понимаю, зачем из "Огонька" перерисовывать без подписи. Я читала, огорчилась, ну, что дальше? Обсудить хотим? 08.09.2000 16:27:59, Яна
Я к сведению приняла, у нас "Огонек" днем с огнем не найдешь (такая вот тавтология). Спасибо за информацию. 08.09.2000 18:47:06, Маруся
Он в инете есть. :))http://www.ropnet.ru/ogonyok/ 08.09.2000 20:19:17, Анка
Елена Н.
Ну, и что, что без подписи, по сути-то очень важное сообщение, может кому пригодится. Я, к примеру, уже на опыте собственного сына убедилась, что безотрывное письмо может привести просто к кошмарным результатам :( Мне пришлось во 2-м классе переучивать сына письму (так, как учили нас в школе) и говорить ему: "не слушай учительницу, пиши с отрывом". И вообще, у него куча проблем была и с чтением, и с письмом, пока к нему не перестали "приставать" с этим в школе, т.е. когда закончил начальную школу. Занимались с логопедом, в первую очередь письмом, ликвидируя последствия "обучения" в школе :(((( Так что нужно действительно знать о такой проблеме, чтобы вовремя помочь ребенку, а не полагаться, что в школе опытные педагоги научат ребенка всему, что нужно. 08.09.2000 18:21:33, Елена Н.
И у моей дочьки были проблемы - со скорочтением.
Ну не понимала она, почему девочка,оттараторившая 140 знаков в митуту без всякой интонации получает 5,
а она,прочитав текст с выражением, но не уложившись в какую-то норму, получает 3. Мож этим-то и отбили охоту
к чтению...
09.09.2000 03:33:10, Марина П.
Я приняла к сведению, мне показалось полезным. 08.09.2000 16:38:54, Ирка
Так и хочется возобновить тему о грамотности. Тут такие перлы попадаются, сил нет читать! 08.09.2000 17:20:48, sichan
Эх, и мне хочется, да времени нет! 08.09.2000 18:04:06, Яна
КАТЕРина
Молчи, Даринка, молчи... 08.09.2000 17:36:02, КАТЕРина
ну вот.. а душа горит... 08.09.2000 18:19:48, sichan
КАТЕРина
А у меня!.. Особливо коряво звучит "девчЁнки"... Не моЖу! 08.09.2000 18:59:11, КАТЕРина
Jan
я еще люблю, когда звОнят... :) 09.09.2000 17:23:47, Jan
КАТЕРина
или лоЖАт :))) 11.09.2000 10:17:08, КАТЕРина

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!