Среди нас много тех, кто учился музыке, и тех, у кого учились дети/родные. Мой вопрос и тем, и другим, но в первую очередь интересуют инструменты, отличные от фортепьяно/гитары, то есть те инструменты, которые сложно применить во взрослой жизни.
Что может дать учеба на инструменте, если музыкальная карьера не является целью жизни?
Если к конкретике, младшая играет на скрипке, пока закончила первый год.
Необходимость базового музыкального образования - это мой принцип. Но ребенок выбрал именно этот инструмент. Я не стремлюсь к окончанию музыкалки, воспринимала это как культурное развитие, правда, с условием, что пока занимаешься, нужно заниматься хорошо. Какой-то талант, вероятно есть, так как играет лучше других первоклашек (возможно, дело в возрасте, так как основная часть "группы сравнения" помладше). Абсолютного слуха нет. Инструмент ей интересен, именно экспериментировать, подбирать, но по своей воле домашнюю работу делать не пойдет, у нее миллион более интересных занятий. По факту в среднем занимается 4 раза в неделю по 10 минут.
В реалиях страны, где мы живем, скрипка очень ценится (например, может дать бонус при поступлении в старшую школу), но сами занятия весьма затратны, особенно с точки зрения логистики.
Думаю, как вести себя летом/на следующий год. Среди рассматриваемых вариантов уговорить поменять инструмент на более простой и прикладной, уменьшить составляющую допзанятий (хора и фно в музыкалке нет, добираем их вовне).
Помогите, пожалуйста, побрейнштормить, чтобы принять решение.
То, о чем я сама думала:
- чувство успешности (поможет скомпенсировать отсутствие лидерских задатков) и
- чувство принадлежности (поможет самоопределению и самооценке).
В идеальном мире было бы еще упорство и умение учиться, но, боюсь, это не наш случай.
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Серьезный вопрос
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Сын у меня живет музыкой, школу музыкальную (бюджет) закончил в 9 классе,в 10 ходил платно на фортепиано и классическую гитару.В этом году (11 класс) уже не до занятий было.Но играет для себя, его способ расслабиться.
Дочь буквально до 6 класса занималась через силу. вот каникулы, а она сидит играет.
Я бы оставила скрипку, если девочке нравится. 27.06.2025 11:14:53, Ленка-пенка43
Я бы не бросала скрипку, если\пока нет другого занятия взамен, которое нравится настолько же сильно. Попробовала бы эту замену найти, и только потом бросала. Даже дз по 10 минут плюс сами занятия - лучше, чем ничего
27.06.2025 01:55:54, Беата (просто читатель)
Спасибо, переформулирую идею своими словами - попробовать поискать что-то с более понятной транспортной доступностью и перспективой стать другим центром успешности и пытаться переключить, верно?
27.06.2025 17:22:42, rotkappe

Мне бы пригодилось для работы. Играла бы детям сама, а не кланялась музыканту - помогите, подыграйте, найдите время. Жалею, что бросила музыкалку. Родители позволили. А зря.
Одноклассницу мою мать за руку водила в музыкалку, приговаривая - учись, Лена, неизвестно, как жизнь сложится: может быть, этим умением ты сможешь заработать кусок хлеба. Как в воду глядела мать - не задалось у Лены с академическим образованием, и пошла она в детский сад играть малышам. Да так там и осталась. Очень довольна и благодарна матери - и работа рядом с домом, всегда сыта, и дети были под присмотром.
А скрипку вообще можно использовать где угодно. Я бы своей дочери не позволила бросить. Но ее пронесло - медведь на ушах потоптался. 26.06.2025 22:51:32, бим-бом
Прям как у меня, я захотела бросить в 7 классе в марте, учитель с мамой убедили «получить корочку», ну, получила.
26.06.2025 23:12:36, Тринадцатая
Племяшка за месяц до выпускного в музыкалке по вокалу, хотела всё бросить. Настояли, чтобы сдала экзамены. Сдала и хорошо сдала. После муз.школы сама научилась играть на укулели, играет для себя.
27.06.2025 08:40:55, Манюня Хнуш
Одноклассницу мою мать за руку водила в музыкалку, приговаривая - учись, Лена, неизвестно, как жизнь сложится: может быть, этим умением ты сможешь заработать кусок хлеба. Как в воду глядела мать - не задалось у Лены с академическим образованием, и пошла она в детский сад играть малышам. Да так там и осталась. Очень довольна и благодарна матери - и работа рядом с домом, всегда сыта, и дети были под присмотром.
А скрипку вообще можно использовать где угодно. Я бы своей дочери не позволила бросить. Но ее пронесло - медведь на ушах потоптался. 26.06.2025 22:51:32, бим-бом
Моя сестра училась в музыкальной школе 7 лет. Сама захотела. Очень. За полгода до окончания сама же захотела бросить. Тоже очень. Мама настояла, чтобы закончила и получила документ, раз потратила на это 7 лет). Закончила, получила документ и больше за 50 лет даже собачий вальс не сыграла ни разу. Мне кажется, таких случаев на порядок больше, чем с Леночкой
26.06.2025 22:59:20, Ольга1999 тел
Мою двоюродную сестру родители даже заставили закончить муз училище по теории музыки. Надо ли говорить, что ей сейчас в 57 лет помогла профессия только бухгалтера, которую ей пришлось получать заочно. Эта профессия позволила прокормить ребенка. С теорией музыки и работой она смогла бы только на паперти подрабатывать.
27.06.2025 06:46:05, Roccy
Сейчас наблюдаю, как родители, у детей которых, как и у Леночки, нелады со школьным образованием, пихают их в танцы/музыку/спорт - чтобы прикладное умение ребенок приобрел и смог потом им воспользоваться для заработка. Не можешь мозгами - давай руками и ногами. Есть в этом зерно. Если с мозгами норм, и не пригодится музыка/спорт в профессиональной сфере, все равно эти навыки поднимают человека над средой - он умеет делать то, чего не умеет большинство.
27.06.2025 05:51:46, бим-бом
Могу еще и из опыта сказать, что это умение регулярно и много трудиться ( я про профессиональные занятия музыкой или спортом) иногда может и в академической деятельности неожиданные результаты
приносить.
У моей младшей официальный диагноз
дислексия, в гимназии это учитывают, дают ей дополнительное время на тестах. Поначалу она попадала в нижние 6% по умению читать и воспринимать текст, в 5 классе это было. Естественно, что мы ее поддерживали в музыке максимально и совершенно спокойно относились к плохим оценкам в школе, вообще ничего, кроме музыкальной карьеры не представляя себе в отношении этого ребенка.
Однако она прилично нас удивила в конце 7 класса, окончив год с твердой оценкой «хорошо» по математике, физике, химии и биологии. Говорит, что ей интересно, и параллельно музыке будет делать абитур по этим предметам. Очень много трудится, у нее хорошая голова, но чтение текста дается очень тяжело. Вот это упорство - явно как-то связано с профессиональными занятиями спортом и музыкой с 6 лет. 27.06.2025 11:44:51, Эль Нинья
приносить.
У моей младшей официальный диагноз
дислексия, в гимназии это учитывают, дают ей дополнительное время на тестах. Поначалу она попадала в нижние 6% по умению читать и воспринимать текст, в 5 классе это было. Естественно, что мы ее поддерживали в музыке максимально и совершенно спокойно относились к плохим оценкам в школе, вообще ничего, кроме музыкальной карьеры не представляя себе в отношении этого ребенка.
Однако она прилично нас удивила в конце 7 класса, окончив год с твердой оценкой «хорошо» по математике, физике, химии и биологии. Говорит, что ей интересно, и параллельно музыке будет делать абитур по этим предметам. Очень много трудится, у нее хорошая голова, но чтение текста дается очень тяжело. Вот это упорство - явно как-то связано с профессиональными занятиями спортом и музыкой с 6 лет. 27.06.2025 11:44:51, Эль Нинья
Мой муж учился в музыкальной школе 4 года, на итоговом концерте запорол произведение, поскольку не учил, сказал, что может сыграть, подобрав мелодию. Они, наверное, думали, что заданное произведение, а он сыграл попурри из Бонни М:))) Родителям порекомендовали забрать мальчика:).Но петь, играть он не перестал и во взрослом возрасте. Со слухом все прекрасно, с голосом тоже. Сейчас спросила, говорит, что по нотам на фортепьяно сыграет, но читать будет долго, как ребенок по слогам:)
Как-то взял скрипку моей мамы, сыграл нам "В траве сидел кузнечик". Впервые в жизни держал скрипку в руках. Мы рыдали, какая жалостливая мелодия получилась, но она была узнаваема:)
Так что я думаю, что если есть тяга к музыке, то хоть с музыкальной школой, что без нее, а это с человеком будет по жизни, а если нет этой тяги, то эти знания и умения лишними не будут, как любые знания и умения, но и использоваться не будут.
26.06.2025 23:38:01, Hel
Как-то взял скрипку моей мамы, сыграл нам "В траве сидел кузнечик". Впервые в жизни держал скрипку в руках. Мы рыдали, какая жалостливая мелодия получилась, но она была узнаваема:)
Так что я думаю, что если есть тяга к музыке, то хоть с музыкальной школой, что без нее, а это с человеком будет по жизни, а если нет этой тяги, то эти знания и умения лишними не будут, как любые знания и умения, но и использоваться не будут.
26.06.2025 23:38:01, Hel


27.06.2025 08:40:55, Манюня Хнуш
По мне так ничего нет лучше хора. Тем более, вы пишете, что ребенок занимается не в рядовом коллективе.
26.06.2025 20:09:33, Ольга*
Мне тоже кажется хорошей идеей остаться в хоре, тем более он концертный. Я не люблю занятия три прихлопа, два притопа.
26.06.2025 21:58:23, Ольга1999 тел

Учиться надо тогда, когда хочется. А хочется обычно не в 5-7, когда все начинают, а в 10-11.
Фортепиано и гитару спокойно в этом возрасте можно начинать, если для себя, а не для сцены.
Тогда и ДЗ делается не из-под-палки, и удовольствия от занятий музыкой масса.
К вашему списку:
- удовольствие, эндорфины от ежедневных занятий
- умение преодолевать волнение при выступлениях на публике (отчетные концерты)
- минимальная музыкальная грамотность (общая эрудиция)
- снижение гиперэмоциональности подростковой в период гормональных бурь
- сублимация любовных переживаний
- контроль тела, координация
26.06.2025 19:49:04, Cat-S
Я с вами согласна, полностью :)
26.06.2025 23:58:54, Funny Rain
26.06.2025 23:58:54, Funny Rain
У меня противоположный опыт с фортепиано - в 5 лет зашло, в 11 - нет. У одного и того же преподавателя
26.06.2025 19:55:38, Беата (просто читатель)
26.06.2025 19:55:38, Беата (просто читатель)
Зря вы упорство отрицаете. То есть воспитание упорства через музыкалку )
Смотрю я на своих двоих - разница именно в упорстве 26.06.2025 19:26:00, Лабрика
Это может быть врожденным качеством . Часто в семьях дети разные, я даже у близнецов (не рднояйцевых) видела «один упорный другой нет» и это с рождения.
26.06.2025 20:38:56, Тринадцатая
Я встречала именно у близнецов (мальчик и девочка) один упорный другой нет, с 1го дня было видно.
26.06.2025 23:13:46, Тринадцатая
Смотрю я на своих двоих - разница именно в упорстве 26.06.2025 19:26:00, Лабрика

Нет, я не считаю упорство врождённым качеством. Слух, способности, энергичность - врождённые. А упорство воспитывается
26.06.2025 20:54:54, Лабрика
Ни одно качество не воспитывается одинаково у разных людей или на 100%.
Важно и возможно развить качество относительно себя, относительно начального уровня 27.06.2025 00:32:42, Vanilla
Важно и возможно развить качество относительно себя, относительно начального уровня 27.06.2025 00:32:42, Vanilla
В тех детях, с которыми я общалась от рождения до подросткового возраста, наблюдая все воспитательные моменты - нет, не встречала )
Кстати, близнецы среди них есть. У них разная врождённая усидчивость. Но примерно одинаковое упорство 26.06.2025 22:38:04, Лабрика
Кстати, близнецы среди них есть. У них разная врождённая усидчивость. Но примерно одинаковое упорство 26.06.2025 22:38:04, Лабрика

Музыкальная школа дает еще один источник наслаждения - хорошей музыкой. И это остается с тобой навсегда. Это самое главное. Остальное все вторично.
26.06.2025 18:26:06, AleXXX
26.06.2025 18:26:06, AleXXX
Я сама начинала учиться в музыкальной школе на фортепиано - осилила два класса и бросила, мне было очень лень заниматься дома самой, предпочитала лежать с книжкой на диване. Жалею до сих пор, сейчас сама понемногу занимаюсь, но учусь очень медленно, к сожалению. Очень люблю классическую музыку и неплохо ее понимаю, на концерты несколько раз в месяц хожу обязательно.
Поэтому обучение музыке было предложено всем детям в семье ) старшие фо-но и хор, младшие фо-но у сына и скрипка у дочки.
Старшие занимались в режиме хобби, для
себя ( 30-40 мин в день). Младшие - профессионально, в 6-7лет по часу, в 12-14 не меньше трех. Сын потом увлёкся другим направлением, но продолжает играть для себя, на некоторых конкурсах, на школьных и прочих концертах. Дочь пока занимается профессионально, но еще не решила окончательно , так как неожиданно год назад
очень увлеклась естественными науками в школе.
Что дали занятия музыкой? Очень много. Старшим - хорошее владение инструментом, понимание музыки и любовь к ней, до сих пор важное хобби. Сын играл в университете на электрогитаре ( сам научился), создали бэнд, даже диск записали ) основная профессия никак не связана, но хобби до сих пор очень важное.
Младшим еще больше давало - те самые чувство успешности и принадлежности, да еще призовые конкурсные деньги :) плюс у обоих были проблемы с поведением и обучением в раннем возрасте. Поэтому сын хоть концентрацию выработал только благодаря фортепиано, а дочь попала в хорошую гимназию только благодаря скрипке. Сейчас концертмейстер школьного оркестра, на прошлой неделе в филармонии играли.
Скрипка - очень непростой инструмент. Если не трудиться ежедневно, то это вообще бессмысленно - здесь ( в ведь в Германии, или я ошибаюсь?) много отличных скрипачей среди детей, при том, что никто не перенапрягается даже за 1-3 часа в день. Духовые (флейта, например) значительно проще.
Но и возможностей у скрипки больше - камерная музыка здесь очень популярна. Если ребенок способный и сам хочет учиться на скрипке - я бы нашла педагога, у которого
халявить невозможно :) заниматься часами не хочет сам обычно никто, ну единичные случаи. Потому что это очень тяжелый труд. 26.06.2025 18:03:23, Эль Нинья
Нет, Ирландия. Я иногда про Германию пишу, потому что сестра там. А можно вопрос дилетанта - как именно младшая в 6-7 лет скрипкой дома занималась? Условно говоря, это тот же наш первый год. Может быть, у нас программа намного проще, но задают одну-две страницы в учебнике, и мне кажется, их невозможно дольше получаса играть. За 10 минут два раза точно успеваешь все проиграть, иногда и пять. Плюс она жалуется через 10 минут, что рука болит. Я понимаю, что чем дольше играешь, тем дольше можешь, но тем не менее.
26.06.2025 19:49:28, rotkappe
Так это же практически ваш национальный инструмент! Неужели не найдётся применения? Или вам такая музыка не нравитсЯ? Я обожаю, узнала уже в преклонном возрасте и благодаря этой музыке полюбила скрипку. Раньше я её представляла только с симфоническом оркестре
26.06.2025 21:58:03, Чилим
Если иметь и поддерживать хороший уровень, наверное, применение будет. Правда, с традиционной музыкой пока мне очевиден лишь вариант для случая, когда живешь рядом с туристическими достопримечательностями типа Folk Village и имеешь много свободного времени. Там всегда ученики и учителя местных школ играют полный день. В городе традиционная музыка по большей части только в пабах. Вот "симфонический оркестр" есть при каждом вузе и в тех компаниях, которые не международные. Кстати, я не знаю, насколько легко переключиться с классической на традиционную технику. В традиционной совсем иначе смычок держат и ведут. И мне даже кажется, что некоторые вещи, которые были бы "недоработками" в классике, являются обязательными фишками.
27.06.2025 17:36:48, rotkappe
У нас педагог из Латинской Америки, поэтому мне сложно с ней построить беседу, тем более, времени для разговоров не предусмотрено (это музыкалка, не частный учитель). У нее PhD по преподаванию скрипки, но начала преподавать она буквально пару лет назад.
Программы не существует (вот пишу, и чувствую как мне неудобно об этом рассказывать). Их школа занимается методом Colourstrings, это такие очень простые учебники, по которым ты к каждому уроку играешь новое, и не бывает такого, что ты что-то учишь какое-то длительное время. Ты должен пройти учебник целиком, потом перейдешь к следующему (но все дети идут в разном темпе). Дополнительно ей иногда распечатывают ноты детских песенок (например, для концерта). Но там тоже нет какой-то долгой учебы, 2-3 урока даже перед концертом, а потом переходишь к следующей. Я не знаю, долго ли они будут по Colourstrings заниматься (я уже мечтаю об обычных пьесах и этюдах), но, вообще, там учебников чуть ли не 11 штук.
Я уже пыталась понять как это соотносится со страновыми экзаменами, но не поняла - в экзаменационной программе требования типа "два разножанровых произведения, этюд и гамма" даже для самого младшего уровня, в Colourstrings ничего подобного нет. Так что гамму она играет только ту, которую сама подобрала :).
Конкурсы бывают для подростков, про конкурсы для маленьких никогда не слышала. Концерты отчетные (2 р в год + бывают еще допконцерты иногда). 27.06.2025 18:15:28, rotkappe
Поэтому обучение музыке было предложено всем детям в семье ) старшие фо-но и хор, младшие фо-но у сына и скрипка у дочки.
Старшие занимались в режиме хобби, для
себя ( 30-40 мин в день). Младшие - профессионально, в 6-7лет по часу, в 12-14 не меньше трех. Сын потом увлёкся другим направлением, но продолжает играть для себя, на некоторых конкурсах, на школьных и прочих концертах. Дочь пока занимается профессионально, но еще не решила окончательно , так как неожиданно год назад
очень увлеклась естественными науками в школе.
Что дали занятия музыкой? Очень много. Старшим - хорошее владение инструментом, понимание музыки и любовь к ней, до сих пор важное хобби. Сын играл в университете на электрогитаре ( сам научился), создали бэнд, даже диск записали ) основная профессия никак не связана, но хобби до сих пор очень важное.
Младшим еще больше давало - те самые чувство успешности и принадлежности, да еще призовые конкурсные деньги :) плюс у обоих были проблемы с поведением и обучением в раннем возрасте. Поэтому сын хоть концентрацию выработал только благодаря фортепиано, а дочь попала в хорошую гимназию только благодаря скрипке. Сейчас концертмейстер школьного оркестра, на прошлой неделе в филармонии играли.
Скрипка - очень непростой инструмент. Если не трудиться ежедневно, то это вообще бессмысленно - здесь ( в ведь в Германии, или я ошибаюсь?) много отличных скрипачей среди детей, при том, что никто не перенапрягается даже за 1-3 часа в день. Духовые (флейта, например) значительно проще.
Но и возможностей у скрипки больше - камерная музыка здесь очень популярна. Если ребенок способный и сам хочет учиться на скрипке - я бы нашла педагога, у которого
халявить невозможно :) заниматься часами не хочет сам обычно никто, ну единичные случаи. Потому что это очень тяжелый труд. 26.06.2025 18:03:23, Эль Нинья



А, теперь понятно про страну.
У нас получилось так, что дочка сама очень просилась на занятия именно скрипкой с 4х лет, я два года сопротивлялась ) дома было фортепиано, хороший педагог у старших, и куда-то таскаться на скрипку 2 раза в неделю мне вообще не нужно было. А когда попали к нашей русской учитлеьнице в почти 7 лет, выяснилось, что с прицелом на профессию надо бы начинать в 3-4 года, у нее все такие были. Про профессию было ничего непонятно, но педагог была отличная, пришлось срочно подтягиваться.
Структура была такая - концерты каждые пять недель, за это время все дети выучивали два новых произведения + каждую неделю минимум один этюд, ну и гаммы. Для того, чтобы быстро продвигаться, нужно было минимум час в день. Занимались 3 раза по 20 минут, больше не было времени, был еще спорт ежедневно несколько часов. За год привыкла к серьезному графику, но сама, конечно, не рвалась заниматься - халтурила поначалу, типа проиграла все от начала да конца кое-как несколько раз - позанималась ) . Делили с ней пьесу на части, и каждый кусочек отрабатывали по много раз. Рука поначалу может болеть, но должна быстро привыкнуть, и при правильной постановке рук можно устать немного минут через 40, но болеть ничего не должно. Поскольку ни разу не подумала даже на тему «бросить скрипку», какое-то время пришлось наблюдать над тем, чтобы качественно все делала, это в 12 лет было минимум 2 часа. Она и сейчас занимается минимум для профессии, но пока хватает способностей, дальше придется решать серьезно.
Какую программу сейчас играет дочка? Что педагог говорит? Бывают ли конкурсы, хотя бы любительские? Там очень полезно объективную оценку жюри получить.
Я бы так поступила - категорически решать за ребенка, который любит музыку, что он не пойдет в эту профессию - это большая ответственность. Поэтому со способным ребенком имеет смысл заниматься серьезно хотя бы 3-4 года и посмотреть на результат. 26.06.2025 21:55:41, Эль Нинья
У нас получилось так, что дочка сама очень просилась на занятия именно скрипкой с 4х лет, я два года сопротивлялась ) дома было фортепиано, хороший педагог у старших, и куда-то таскаться на скрипку 2 раза в неделю мне вообще не нужно было. А когда попали к нашей русской учитлеьнице в почти 7 лет, выяснилось, что с прицелом на профессию надо бы начинать в 3-4 года, у нее все такие были. Про профессию было ничего непонятно, но педагог была отличная, пришлось срочно подтягиваться.
Структура была такая - концерты каждые пять недель, за это время все дети выучивали два новых произведения + каждую неделю минимум один этюд, ну и гаммы. Для того, чтобы быстро продвигаться, нужно было минимум час в день. Занимались 3 раза по 20 минут, больше не было времени, был еще спорт ежедневно несколько часов. За год привыкла к серьезному графику, но сама, конечно, не рвалась заниматься - халтурила поначалу, типа проиграла все от начала да конца кое-как несколько раз - позанималась ) . Делили с ней пьесу на части, и каждый кусочек отрабатывали по много раз. Рука поначалу может болеть, но должна быстро привыкнуть, и при правильной постановке рук можно устать немного минут через 40, но болеть ничего не должно. Поскольку ни разу не подумала даже на тему «бросить скрипку», какое-то время пришлось наблюдать над тем, чтобы качественно все делала, это в 12 лет было минимум 2 часа. Она и сейчас занимается минимум для профессии, но пока хватает способностей, дальше придется решать серьезно.
Какую программу сейчас играет дочка? Что педагог говорит? Бывают ли конкурсы, хотя бы любительские? Там очень полезно объективную оценку жюри получить.
Я бы так поступила - категорически решать за ребенка, который любит музыку, что он не пойдет в эту профессию - это большая ответственность. Поэтому со способным ребенком имеет смысл заниматься серьезно хотя бы 3-4 года и посмотреть на результат. 26.06.2025 21:55:41, Эль Нинья

Программы не существует (вот пишу, и чувствую как мне неудобно об этом рассказывать). Их школа занимается методом Colourstrings, это такие очень простые учебники, по которым ты к каждому уроку играешь новое, и не бывает такого, что ты что-то учишь какое-то длительное время. Ты должен пройти учебник целиком, потом перейдешь к следующему (но все дети идут в разном темпе). Дополнительно ей иногда распечатывают ноты детских песенок (например, для концерта). Но там тоже нет какой-то долгой учебы, 2-3 урока даже перед концертом, а потом переходишь к следующей. Я не знаю, долго ли они будут по Colourstrings заниматься (я уже мечтаю об обычных пьесах и этюдах), но, вообще, там учебников чуть ли не 11 штук.
Я уже пыталась понять как это соотносится со страновыми экзаменами, но не поняла - в экзаменационной программе требования типа "два разножанровых произведения, этюд и гамма" даже для самого младшего уровня, в Colourstrings ничего подобного нет. Так что гамму она играет только ту, которую сама подобрала :).
Конкурсы бывают для подростков, про конкурсы для маленьких никогда не слышала. Концерты отчетные (2 р в год + бывают еще допконцерты иногда). 27.06.2025 18:15:28, rotkappe
По факту в среднем занимается 4 раза в неделю по 10 минут - это описка? Если нет, то все равно: заниматься или нет
26.06.2025 17:26:57, Ольга1999 тел
Я не рассматривала пока вариант "бросить музыку", этого ребенок не хочет. Варианты - "поменять инструмент", "выкинуть хор и фно", ну и вот появился вариант " уговорить оставить только хор". Не знаю, согласится ли.
26.06.2025 17:39:58, rotkappe
Нет, не описка. Я слышала, что надо много заниматься, но не знаю, сколько в действительно занимаются другие. Возможно, в первом классе больше и не нужно. Пока она получает "отлично" каждый урок при этом количестве занятий. Было бы больше, наверное, было бы лучше, но у меня нет нужного опыта.
26.06.2025 17:37:48, rotkappe



Сыну одно время нанимала преподавательницу музыки. У него абсолютный слух, в отличии от меня. Но цель была другая, чтобы научился совмещать в голове звуки и символы. Говорили, при дисграфии полезно. У него как раз не очень хорошо получалось читать ноты, зато он моментально подбирал музыку и играл наизусть 26.06.2025 17:26:21, хухра-мухра

26.06.2025 17:07:11, Коза Агата

Надо было дудку/флейту брать))) Для лёгких полезно.
Мы в музыкалку сына отдали, потому что у него было шило в одном месте, надо было научиться спокойно сидеть на занятиях. Вот в этом был большой прогресс. Плюс разная деятельность двумя руками одновременно, хорошо мозг развивает.
10 минут в день 4 раза в неделю для скрипки это выброшеные деньги. Результата при таких занятиях не будет. Вокал вам не подходит?
26.06.2025 16:29:00, Манюня Хнуш


Дочь хотела заниматься только вокалом, это уже отдельно. Но удалось убедить, что без классического музыкального образования не получится вокал.
Мне кажется и хор, и скрипку надо бы оставить, это гармоничное развитие и больше навыков 27.06.2025 11:28:56, Ленка-пенка43
Оставьте хор. Педагога по вокалу можно найти позже. У нас девочки начинают заниматься индивидуально в 7-8 классе. Знаю, дети и раньше занимаются, но у девочек голос ломается, поэтому тут точно не опоздаете, мы прекрасно занимались в 7м классе. Но до этого у нее было несколько лет хора. В общем-то хор продержался у нас дольше чем ф-но.
26.06.2025 20:28:27, Лет


После опыта с сыном и скрипкой, у меня позиция, что инстументу надо учить только того ребёнка, который себя без музыки не видит. Так оно лучше для нервной системы всей семьи.
26.06.2025 16:57:05, Манюня Хнуш
Таких, себя без музыки не видящих, в 5 лет - один на миллион ) и то с родительской подачей, чаще всего.
Бывает, что даже очень одаренные дети начинают что-то про себя и музыку понимать и чувствовать только лет в 10-11, а поезд ушел к тому времени - особенно у скрипачей, у них же техника развивается максимум до 14 лет.
Бывает, правда, и наоборот, и нередко - амбициозные родители-музыканты запрягают рано и активно, и дети просто перегорают к подростковому возрасту, или понимают, что им сильнее нравится что-то еще, и бросают заниматься . У нас в этом году был случай - брат и сестра- скрипачи из семьи проф музыкантов, бросили учебу в своей проф музыкальной школе. Ни в конкурсах не участвовали, ничего - совсем перестали играть. Просто надоело, видимо. А были прямо местными звездами и сольно, и в дуэте. 26.06.2025 22:22:22, Эль Нинья
Бывает, что даже очень одаренные дети начинают что-то про себя и музыку понимать и чувствовать только лет в 10-11, а поезд ушел к тому времени - особенно у скрипачей, у них же техника развивается максимум до 14 лет.
Бывает, правда, и наоборот, и нередко - амбициозные родители-музыканты запрягают рано и активно, и дети просто перегорают к подростковому возрасту, или понимают, что им сильнее нравится что-то еще, и бросают заниматься . У нас в этом году был случай - брат и сестра- скрипачи из семьи проф музыкантов, бросили учебу в своей проф музыкальной школе. Ни в конкурсах не участвовали, ничего - совсем перестали играть. Просто надоело, видимо. А были прямо местными звездами и сольно, и в дуэте. 26.06.2025 22:22:22, Эль Нинья
Согласна, младшая играла потому что дома уже был инструмент и она видела как играет сестра, папа. То есть для нее это было обычное занятие дома. И она не знала что этому надо учиться, она думала садись и играй.
Даже про Чайковского я помню что его отдали учиться потому что он стучал пальцами по поверхностям постоянно и раз разбил стекло.
То есть я не представляю обычного маленького ребенка который может сформулировать, хочу ходить в МШ. Это скорее родитель может заметить и предложить. Но опять же без инструмента дома трудно заметить. Со старшей ходили на день открытых дверей в МШ, так она и скрипку и флейту брала и играла в 5 лет, ну чего-бы не поиграть раз дают. Ну тоже получается нравилось. 27.06.2025 01:29:30, Лет
Даже про Чайковского я помню что его отдали учиться потому что он стучал пальцами по поверхностям постоянно и раз разбил стекло.
То есть я не представляю обычного маленького ребенка который может сформулировать, хочу ходить в МШ. Это скорее родитель может заметить и предложить. Но опять же без инструмента дома трудно заметить. Со старшей ходили на день открытых дверей в МШ, так она и скрипку и флейту брала и играла в 5 лет, ну чего-бы не поиграть раз дают. Ну тоже получается нравилось. 27.06.2025 01:29:30, Лет


Если надо, чтобы ребёнок реально заиграл, надо заниматься ежедневно. Поэтому я и пришла к выводу, что всё это только для мотивированных детей.
26.06.2025 19:02:40, Манюня Хнуш

26.06.2025 19:40:39, rotkappe

В 5 классе в гимназии нужно было выбирать в каком виде заниматься музыкой - хор, инструмент(струнные, вне сетки уроков, платно по цене муз.школы+ прокат инструмента) или классические уроки музыки. От хора дочка отказалась, т.к. 5 лет там пела, особых вокальных данных нет, а стоять в последнем ряду для красоты амбиции не позволяют), инструмент тоже не захотела. Выбрала классические уроки, оказалось что это фотрепьяно, сольфеджио, музлитетартура и т.д., занятия в сетке уроков и бесплатные.
26.06.2025 21:23:43, Манюня Хнуш

Я пока не очень знаю, как музыка в старшей школе устроена у нас. Насколько я понимаю, в двух самых старших классах тоже есть музлитература и сольфеджио для тех, кто выбрал музыку в качестве выпускного экзамена, но фортепьяно нет. Хотя, возможно, в каких-то школах тоже бывает. 27.06.2025 19:08:14, rotkappe

27.06.2025 19:12:23, Манюня Хнуш
Мне кажется, если надо будет уговаривать, аргументы придумывать, давить авторитетом, то нет смысла заниматься, все равно скоро бросит. А для самооценки и успешности для девочки гораздо полезнее танцы. Это и умение красиво двигаться, осанка, походка, уверенность в себе. Но я признаю всегда только серьезные занятия, практически профи, лучше после нескольких лет серьезных занятий их бросить. Здесь есть участница из Штатов, мне очень нравится, как ее дочь занимается
26.06.2025 17:52:45, Ольга1999 тел


Что лично мне давала учеба в музыкалке -
:-) Удовольствие
Разнообразие
Так сказать, профессиональное музыкальное воспитание - это к расширению кругозора.
В некоторой степени - воспитание усидчивости и многократныx повторений упражнений для получения результата - обычная школа мне бы этого не дала, там все было абсолютно ненапряжно.
В личном анамнезе - музыкалка по классу фортепиано по собственному горячему желанию, родители мудро ждали год, прежде чем таки согласиться. Звезд с неба не xватала, гаммы терпеть не могла, но приxодилось же ;-), Слуx какой-никакой нашли на вступительном прослушивании, как и чувство ритма (ну это экзаменаторы так сказали ;-), записали в школы с энтузиазмом. Кошмаром оказалось сольфеджио, конкретно - "музыкальные диктанты". Я иx писАла xуже всеx... Ну и петь... впрочем, как и сейчас. В детстве мой голос обозвали "вторым альтом", на взрослом уровне, наверное, близко к контральто, мой диапазон - чем ниже, тем лучше. И абсолютная невозможность самостоятельно вести мелодию, только следовать за кем-то более способным, причем на октаву-две-три ниже.
Домашние занятия - не меньше получаса каждый день, вот за этим родители следили - мол, сама загорелась, сама инструмент выбрала, сама экзамен сдала, инструмент купили - вот теперь сама и работай, месячная плата немаленькая.
Папа из всеx командировок привозил мне сборники для фортепиано, конечно, классику :-)
Первые 3 класса работала с удовольствием, у меня была прекрасная учительница в музыкалке, я за ней даже перекочевала в другую музыкалку, когда она сменила место работы. А потом уже мы перееxали и мне пришлось сменить музыкалку... А там я просто не сошлась xарактерами с новой учительницей, вот абсолютно! - и ушла, вербально xлопнув дверью, после года обучения у нее, после окончания 4-го класса музыкалки. Родители меня поняли, поддержали, ни слова ругательно-воспитательного не сказали. И активно поддержали мое желание пойти не в другую музыкалку, а в xудожку, которую я и прошла от звонка до звонка.
И да, я продолжала понемногу играть для себя, папа особенно любил, когда я ему играла вальсы Шопена... с листа, конечно ;-)
А вот в школе ни-ког-да не участвовала в концертаx. Вообще. Предлагала "я лучше стиx с выражением прочитаю!". Ну, пятерка по музыке у меня была практически автоматом :-)))
Позже у нас были соседи, девочка которыx занималась как раз по классу скрипки ;-) Ну что я Вам скажу... 4 раза в неделю по 10 минут - это ведь вообще ни о чем, т.е., у Вашей дочки талант определенно имеется, иначе... ну, я помню эти звуки в соседской квартире... весь первый год это было нечто. Вот потом стало уже можно слушать ;-)
26.06.2025 16:20:06, Хомяк Абрикосовый

Это здорово, когда играешь для себя. Это другое состояние, и очень обогащает. Но мне кажется со скрипкой нереально это. Мне сложно поверить, что у человека 15-25 лет будет находиться время на постоянные тренировки, ведь со временем их больше будет требоваться. 26.06.2025 17:50:21, rotkappe
Музыкальная школа в детстве была нужна моей родственнице - певице, это ее профессия. Еще двум товарищам - всю жизнь лабали-подрабатывали в ансамблях всяких, любят они это дело. ВСЁ! Если это ваш + для колледжа-университета, и без него вашу дочь никуда не возьмут, то вам виднее.
26.06.2025 16:14:01, Funny Rain
Я пока не знаю. В университет просто поступить. В школы сложно попасть в хорошие, в нашем случае только везение, так как даже академические навыки почти ничего не значат. Скрипка в этом смысле поможет очень во многих школах, и во многих платных стипендию даст.
26.06.2025 17:53:45, rotkappe
26.06.2025 16:14:01, Funny Rain


26.06.2025 15:55:00, Чилим

У меня была одноклассница с абсолютным слухом, музыкальной школой, потом закончила музыкальное училище. Она подбирала музыку сразу. Мы после школы иногда собирались просто так. Она за роялем как Пахмутова была. Кто что-то вспомнит: а давайте это , она сразу играла и пела . Мы танцевали и пели. Вот такой высокий уровень владения инструментом, слух, голос - это , конечно, пригодится в компании всегда (помните, как в Курьере, сложилась ситуация и дама залилась соловьем). Остальное -нет, столько усилий того не стоят, чтобы натужно подбирать и наигрывать из программы второго класса. Все это слушать можно только из вежливости. IMHO, конечно
26.06.2025 17:11:07, Ольга1999 тел



26.06.2025 16:45:05, Чилим

26.06.2025 16:22:38, Хомяк Абрикосовый

26.06.2025 16:41:23, Хомяк Абрикосовый
[пусто]
26.06.2025 16:12:27

26.06.2025 16:38:41, Чилим


Моей старшей пение помогает в компании показать себя. И помогло выйти из депрессии и найти себя в другой стране через хор.
Но у маленькой другой случай. 26.06.2025 16:28:40, rotkappe
Как раз стратегически струнные или духовые инструменты лучше если в школах есть оркестры. Тогда у вас будет и успешность, и принадлежность. Если конечно ребенок не потеряет интерес в подростковом возрасте, ну либо вы сумеете продавить. У нас не сложилось потому что когда дочка заканчивала блок-флейту и начинала скрипку был самый разгар коронавируса, и занятия были онлайн и концерты отменяли. Пианино было удобнее в этом плане, так как был уже опыт и онлайн легче было продолжать. Но да, как итог с ф-но никуда. С вокалом был хор и мюзиклы. Мне кажется вы рано загадываете, дети могут сто раз передумать еще что им нравится, а что нет.
26.06.2025 15:46:55, Лет
Я просто поняла, что трачу безумный ресурс на всю эту логистику. И боюсь, что выхлопом будет чувство разочарования или вины у нее самой, когда осознает, что поддерживать занятия нереально. Оркестры есть почти при всех школах. И музыку (именно инструмент) можно взять в качестве одного из выпускных экзаменов.
26.06.2025 15:53:04, rotkappe
Спасибо. Запишу себе фразу "учатся регулярно выполнять задания".
Скрипка сложна в организации, на какой-нибудь футбол/теннис намного проще ходить у нас. 26.06.2025 16:43:30, rotkappe
Мне кажется, есть разница. В школе делаешь то, что задано на завтра, то есть как бы неотвратимо, в музыкалке делаешь на будущее, без палки над головой прямо в данную минуту.
26.06.2025 16:53:15, rotkappe
Я ниже написала - в моей музыкалке всё было по сценарию «делаешь на завтра» и всё, без дум про будущее. Плюс только потому что музыкалка не с утра я начинала делать домашку за час до урока, а то и за полчаса до урока (20 мин на домашку, 10 мин дойти до школы - она рядом была)
26.06.2025 17:03:53, Тринадцатая
Наталья, а совсем никаких положительных эмоций от музыкалки не осталось? Я пропустила, Вам заставляли, Вы бросить не могли?
26.06.2025 17:59:53, rotkappe
Со мной в группе учился мальчик в которого я была влюблена в 1-6 классе. Поэтому желания бросить не было. В 7 классе появилось желание бросить, месяц или 2 не ходила, учительница с мамой уболтали - доучись до конца года, получи бумажку что закончила школу , вдруг пригодится?
Доучилась, получила.
Наверно в 1-2 классе было удовольствие потому что тогда наоборот родители предлагали бросить (у них от моих музицирований голова болела), а я не хотела. Но чем мне нравилось я уже не помню. 26.06.2025 20:44:36, Тринадцатая
Я бы с другой стороны заходила: если ребенку действительно нравится какой-то вид деятельности, то я буду сильно вкладываться ресурсно. Если так, с желанием ни шатко, ни валко, зачем убиваться? Ради какой-то мифической пользы и возможного успеха? Не думаю, что серьезные успехи возможны без должной мотивации у ребенка. Я бы отталкивалась в первую очередь от желаний ребенка.
26.06.2025 15:57:23, Лиса-плясунья (Лютый скептик)
А если ребенку нравится только мастерить и играть в роблокс? Я утрирую, конечно, но тем не менее.
Ей на самом деле музыка нравится, и играть, и слушать. Просто не настолько, что бы бежать заниматься или отрабатывать, как некоторые делают. Нужен нажим, пусть и небольшой. Бросать музыкалку она не хочет, и вот вопрос, вкладывать ресурс или нет. 26.06.2025 16:32:18, rotkappe

А вы только скрипкой планируете заниматься? На что я только не трачу свои ресурсы :) у детей очень много разных занятий. Кстати п-но и музыкальную теорию старшая дочь может взять и сдать в старшей школе вот хоть в следующем году, но не захотела, потому что интересы поменялись и ей интереснее учить биологию и химию. Вы не предскажете выхлоп. Я к этому отношусь как дети - мое хобби на которое я трачу деньги и время сейчас. Дети учатся трудиться, выполнять регулярно задания, это уже хороший выхлоп.
26.06.2025 16:13:34, Лет

Скрипка сложна в организации, на какой-нибудь футбол/теннис намного проще ходить у нас. 26.06.2025 16:43:30, rotkappe
В школе сделал домашку и свободен. На музыке надо играть одно и тоже днями и неделями. Ну у нас так по крайней мере. Может конечно кто-то и домашнюю работу туда сюда переписывает, тогда еще сравнимо. В общем совсем другие усилия. Больше терпения, усидчивости нужно.
26.06.2025 20:33:47, Лет
Это как длинное стихотворение учить, имхо. Но я только предметом занималась с преподом из муз школы, на сольфеджио и т.д. не ходила
26.06.2025 21:08:18, Беата (просто читатель)
26.06.2025 21:08:18, Беата (просто читатель)




Доучилась, получила.
Наверно в 1-2 классе было удовольствие потому что тогда наоборот родители предлагали бросить (у них от моих музицирований голова болела), а я не хотела. Но чем мне нравилось я уже не помню. 26.06.2025 20:44:36, Тринадцатая


Ей на самом деле музыка нравится, и играть, и слушать. Просто не настолько, что бы бежать заниматься или отрабатывать, как некоторые делают. Нужен нажим, пусть и небольшой. Бросать музыкалку она не хочет, и вот вопрос, вкладывать ресурс или нет. 26.06.2025 16:32:18, rotkappe
[пусто]
26.06.2025 15:46:04
В музыкалке только после первого года можно инструмент поменять, то есть до сентября. Ну, может, еще через год разрешат (хотя в правилах этого нет). Понятно, можно уйти в любой момент и начать брать частные уроки фортепьяно, тогда в перспективе, сдав сертификационные экзамены можно и в музыкалку вернуться в более старший класс.
А про окружение - у моей в классе все спортсмены. Прямо все-все-все. В музыкалке она одна занимается из параллели. Еще несколько человек берут 30-минутное фортепьяно на продленке, кто-то на музыкальный театр ходит, но инструмент - это довольно необычно. Но, вообще, музыка ценится, очень многие взрослые поют в хоре, часто подростки начинают что-то с нуля в старшей школе. А вот музыкалка, как мне начинает казаться, только для тех, кто очень талантлив или очень много сил родительских может в это вложить. 26.06.2025 16:03:18, rotkappe
Не поняла про род силы. Много у кого дети занимаются музыкой, ну , совсем крох (лет до 7) надо в муз школу возить/водить, потом самокат или ОТ и дети всё сами сами, родители только платят, и раз в год на концерт ходят (у нас все школы концерт в конце года практикуют - похвастать успехами), о каком вкладе родительских сил речь?
26.06.2025 16:13:22, Тринадцатая
У нас музыкалка только на машине возможна. В такси дети одни не имеют права ездить. Плюс музыкалка это только скрипка и "полусольфеджио". Предполагается, что ты добираешь в семье/концертами/хором/в клубе/в церкви и т.д. У нас сейчас четыре разных места, чтобы сделать подобие российской музыкальной школе. Это очень затратно.
26.06.2025 16:41:06, rotkappe
Если я не работаю, то возила бы.
Если работаю то искала бы то что возле дома (не музыку а что есть. Может у вас только скауты при церкви есть, значит, будет ходить туда)
Так как не работать мне не по карману я решала эти вопросы в момент покупки жилья. Всякие деревни откуда везде надо возить не рассматривала, живу в небольшом городе где везде можно дойти пешком/доехать на самокате или на ОТ.
26.06.2025 16:46:39, Тринадцатая
Я в городе живу, но город очень протяженный, а общественный транспорт плохой. Ну и изначально в стране построено так, что занятия чем-то кроме условного футбола - для элиты. Сейчас мне на хор и в школу пешком, но до сентября переедем, станет ОТ в школу, машина на хор. В музыкалку машина как и было. На ОТ и сейчас, и потом доступны скауты. В пешей доступности нового места жительства, кажется, совсем ничего нет (летний теннис в парке, возможно). Ну и (из смешного) из нового места жительства будет очень быстро на ОТ в консерваторию ;).
Я работаю, но два дня в неделю из дома. 26.06.2025 18:07:57, rotkappe
Тогда может и правда только хор оставить. То есть оставить то что «2 раза в неделю»
26.06.2025 21:53:19, Тринадцатая
А я вам в ответ расскажу как крадут/убивают взрослых.
Можно и до пенсии за ручку водить если пунктик на «чтоб с ними гарантированно ничего не случилось из за того что меня нет рядом» 26.06.2025 16:24:13, Тринадцатая
И про детей и про взрослых у меня только истории из новостей и кино.
26.06.2025 22:11:41, Тринадцатая

А про окружение - у моей в классе все спортсмены. Прямо все-все-все. В музыкалке она одна занимается из параллели. Еще несколько человек берут 30-минутное фортепьяно на продленке, кто-то на музыкальный театр ходит, но инструмент - это довольно необычно. Но, вообще, музыка ценится, очень многие взрослые поют в хоре, часто подростки начинают что-то с нуля в старшей школе. А вот музыкалка, как мне начинает казаться, только для тех, кто очень талантлив или очень много сил родительских может в это вложить. 26.06.2025 16:03:18, rotkappe



Если работаю то искала бы то что возле дома (не музыку а что есть. Может у вас только скауты при церкви есть, значит, будет ходить туда)
Так как не работать мне не по карману я решала эти вопросы в момент покупки жилья. Всякие деревни откуда везде надо возить не рассматривала, живу в небольшом городе где везде можно дойти пешком/доехать на самокате или на ОТ.
26.06.2025 16:46:39, Тринадцатая

Я работаю, но два дня в неделю из дома. 26.06.2025 18:07:57, rotkappe

Вы как Lacerta рассуждаете) Что их возить, пусть сами ездят)
Вон из темы в тему про наш OT жалобы от взрослых людей, да и все и так с ним понятно. А ещё и инструмент возить.
Конечно кому тяжело или времени нет, те не возят, остальные охотно.
Вечером будет время, расскажу, что у нас тут случилось недавно, чуть ребёнка не украли.
26.06.2025 16:17:07, Crocox
Вон из темы в тему про наш OT жалобы от взрослых людей, да и все и так с ним понятно. А ещё и инструмент возить.
Конечно кому тяжело или времени нет, те не возят, остальные охотно.
Вечером будет время, расскажу, что у нас тут случилось недавно, чуть ребёнка не украли.
26.06.2025 16:17:07, Crocox

Можно и до пенсии за ручку водить если пунктик на «чтоб с ними гарантированно ничего не случилось из за того что меня нет рядом» 26.06.2025 16:24:13, Тринадцатая
Прямо вашего близко знакомого убили или украли или в целом новости и кино?
26.06.2025 21:12:40, Crocox

Из новостей и кино я ужасаюсь, но пропускаю мимо. А когда вот оно рядом, у тех кого отлично знаю, это совсем другое.
26.06.2025 23:17:41, Crocox



26.06.2025 16:40:02, Хомяк Абрикосовый

во-первых, синхронизируется работа полушарий мозга, во-вторых, музыка - это математика, в-третьих, это самоорганизация... не просто же так за скрипочку бонусы даются. совсем неглупые люди это придумали 26.06.2025 15:32:20, Аноним 9



Языками тут никого не удивишь, все мое/ее окружение несколькими языками владеет. Школьные предметы на нормальном уровне, но наработать там суперуспехи маловероятно, все-таки разница в словарном запасе с нейтивами снижает возможности и ожидания. Ну разве что к математике какая-то склонность есть, ее в теории можно было бы развивать, но "школ" для этого нет, как и мест, где это можно показать (в смысле нет олимпиад или конкурсов, ты просто будешь получать отличную оценку в школе и все). 26.06.2025 15:49:11, rotkappe

26.06.2025 15:54:05, Лиса-плясунья (Лютый скептик)





Я не делала, я ходила в муз школу без охоты, домашку начинала делать за час до очередного урока, училась на твердую 4-ку.
Просто к общеобразовательной школе отношение было такое же (ходила через не хочу , старалась побольше болеть/пропускать, домашку делала тяп ляп на отстань и по минимуму ), училась на 4/5.
Тогда уж общеобразовательная школа учит стойкости, в нее 10 лет ходишь чаще/на дольше. 26.06.2025 15:36:10, Тринадцатая

В спорте мне всегда было сложно, я всегда была последней во всём, но и тут не скажу что «занятия спортом научили стойкости», я как то спокойно относилась к тому что я в нем не сильна и всё. 26.06.2025 21:55:48, Тринадцатая

Ну и на тройки учится не хотелось. Потому да, искала варианты получить свою четверку.
27.06.2025 00:10:39, Яшими ( МарикаЧ)

Ответа на ваш вопрос у меня нет.
У меня за плечами 7 лет муз школы (пианино), толку ноль. 26.06.2025 15:25:07, Тринадцатая
Читайте также
Беременность в 45 лет: обоснованное решение
В нашей статье мы рассмотрим, какие возможности и вызовы открывает беременность после 40-45 лет, опираясь на последние исследования и медицинские рекомендации.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.