Есть очередное наследие!
Полтора года нашей работы, наконец, увенчались успехом. На состоявшемся 15 мая заседании Общественного совета по культурному наследию при Комитете по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания в перечень выявленных объектов культурного наследия было включено водоёмное здание станции Беслан Владикавказской железной дороги.
В 2023 году краевед Владимир Береснев озаботился сохранением этого здания. Но городская администрация долго убеждала его ничего не делать. Да и сам он не знал как правильно написать и где брать исходные материалы. Я подготовил заявку, и весной прошлого года Владимир её, наконец, подал. Целый год Комитет по охране собирал разные объекты и, собрав 15 штук, на прошлой неделе провёл совещание, на котором единогласно было принято решение все их сделать выявленными.
С сохранением и дальнейшим использованием здания есть определённые проблемы. Собственник вроде бы и хочет отреставрировать. Но земля находится в полосе отвода железной дороги, и надо всё согласовывать с РЖД. Да и деньги на реставрацию нужны. А территория вокруг требует уборки и благоустройства. И пока не понятно: кто и как будет наводить красоту. Будем следить за развитием событий…
Историческая справка
Новое водоёмное здание станции Беслан построено предположительно в 1903 г. в рамках работ по усилению водоснабжения главной линии Владикавказской железной дороги. Здание двухобъёмное, основная часть конической формы, шатёр – цилиндрической. По использованию материалов относится к смешанному типу (кирпич, камень, железобетон). Форма дверных и оконных проёмов, характерная для мавританского архитектурного стиля, имеет завершение в виде стрельчатой арки. Цоколь и двери были облицованы камнем. Над шатром располагался фонарь цилиндрической формы, над которым возвышалась дымовая труба, украшенная шпилем. Последние элементы к настоящему времени утрачены. Здание было оборудовано в числе прочего, и вертикальным водотрубным паровым котлом системы инженера В.Г. Шухова.
Станция Беслан IV класса была построена в 1873-1875 гг. на главной линии Ростово-Владикавказской железной дороги. В 1894 году завершилось строительство линии Беслан – Петровск, и станция Беслан стала узловой. Встал вопрос о переустройстве станции с целью увеличения пропускной способности железной дороги.
В 1901 году вошёл в строй участок Кавказская – Екатеринодар. На основании имеющейся фотографии водоёмного здания станции Усть-Лабинская можно сделать вывод о том, что водоёмное здание станции Беслан построено по тому же проекту, что и водоёмные здания Екатеринодар-Кавказской линии.
В 1896-1899 гг. Корпусом военных топографов Главного штаба была проложена линия нивелирования Невинномысская – Владикавказ. В 1897 году в стену старого водоёмного здания полковник Корпуса топографов Ахновский заложил геодезический знак – нивелирную марку. В 1897-1899 гг. была проложена линия нивелирования Беслан – Петровск, и в результате этой работы была вычислена разность высот между станцией Беслан и уровнем Каспийского моря (футшток в Петровске).
Однако спустя несколько лет Владикавказская железная дорога провела работы по усилению водоснабжения, и старые водоёмные здания на станциях Эльхотово, Дарг-Кох и Беслан были снесены. Средствами Владикавказской железной дороги нивелирные марки, установленные в стены водоёмных зданий на этих станциях, были перенесены и установлены в стены вновь построенных зданий.
Анализируя собранную историческую информацию, можно заключить, что всего водоёмных зданий по проекту, реализованному на станции Беслан, было построено семь (Беслан, Дарг-Кох, Эльхотово, Розовая, Ладожская, Усть-Лабинская, Васюринская). К настоящему времени сохранилось только здание на станции Беслан. Таким образом, здание является уникальным как единственное свидетельство реализации типового проекта.
Приятно, что причастны) Муж составлял документы. К этому объекту добавили еще 15 других!
Хотя бы на какое-то время будут защищены от сноса.



