Узнала сегодня, что в прошлом году, в ноябре, на 94-м году жизни ушел из жизни Шаталов.
[ссылка-1]
У самого Шаталова я не училась, конечно.
Училась у двух разных учителей-последователей в двух разных школах. С 6-го класса по 9-ый - математика, в 10-11 - астрономия.
Как подопытный кролик, через 30 лет могу сказать - система великолепная. Ни в одной из школ детей методики Шаталова не придерживался ни один учитель.
А вы сами учились? Ваши дети?
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Просто поделиться... (Почему сейчас не учат по методике Шаталова?)
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Я не училась, но сама методику изучала очень внимательно и применять тоже пыталась. Шаталов конечно великий педагог. Светлая память.
04.03.2021 13:27:05, Красно Солнышко
04.03.2021 13:27:05, Красно Солнышко
Это он углы на геометрии в разные цвета раскрашивал? В детстве видела по телевизору такой урок. Там же активно расхваливали систему, что абсолютно все дети способны понять геометрию таким образом. Из чего я сделала вывод, что это система для тупых, не способных увидеть на чертеже угол ABC.
Прочитала внизу описание - не встречала такого.
04.03.2021 10:46:46, Julinika
Прочитала внизу описание - не встречала такого.
04.03.2021 10:46:46, Julinika
Мне это и так всегда было видно, геометрия легкий и интересный предмет для меня, в отличие от алгебры.
04.03.2021 12:37:50, жираф Анатолий
Это Вы задачек сложных не видели. Могу прислать и книги, и ответы :))) с подробным решением
Тоже пребывала в таком же убеждении, что геометрия легкий предмет. В советской школе легкий, ага.
04.03.2021 21:45:16, Cat-S
Тоже пребывала в таком же убеждении, что геометрия легкий предмет. В советской школе легкий, ага.
04.03.2021 21:45:16, Cat-S
раскрашивал он. но и не тупые должны натренировать глаз на поиск соотношений в геометрических построениях. С ним как-то была встреча в телестудии Останкино.
04.03.2021 10:51:05, Etagerka
04.03.2021 10:51:05, Etagerka
Может, я её и видела? Это в 80-х было, 85-88
Я написала своё детское восприятие так как все эти соотношения прекрасно видела и так.
04.03.2021 11:12:29, Julinika
Я написала своё детское восприятие так как все эти соотношения прекрасно видела и так.
04.03.2021 11:12:29, Julinika
Вот этот урок. Но суть в другом: "На это уходит много времени, ученики скучают". ... "Я убрал мишуру, бутафорию..." "Мы на одном уроке даем 5-6 теорем".
[ссылка-1]
Если у вас ребенок в школе учит геометрию, узнайте как-нибудь, сколько задач они решили на последнем уроке. Обычно 2-3, в лучшем случае. Могут целый урок одну теорему доказывать. А у Шаталова за урок решалось по 20-30 задач. В результате любой его ученик умел решать задачи. 04.03.2021 13:24:38, Красно Солнышко
[ссылка-1]
Если у вас ребенок в школе учит геометрию, узнайте как-нибудь, сколько задач они решили на последнем уроке. Обычно 2-3, в лучшем случае. Могут целый урок одну теорему доказывать. А у Шаталова за урок решалось по 20-30 задач. В результате любой его ученик умел решать задачи. 04.03.2021 13:24:38, Красно Солнышко
Он говорит, только идиот не увидит, что эти углы равны. Ага, как же. Неспособный ученик - не увидит, ему надо объяснить, что стороны равны потому что радиусы, а в равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Не просто углы, а при основании! И хорошо, если он уследит за этой мыслью, за цепочкой мыслей :) Потому что есть такие, которым эти цепочки недоступны, я в школе пыталась одному объяснять теорему о вертикальных углах (все же просто - из равных углов отнимаем равные, остаются тоже равные) - не понял, может придуривался, конечно. Я, говорит, могу повторить все, что ты сказала, но я не понял.
И это только вариант угла, опирающегося на диаметр, и на него обычно уходит 45 минут? Может на общий случай 45 минут? Мало раскрасить уголки и сказать - посмотрите, детки, какие одинаковые углы! (а потом детки в задачах так же будут писать - "очевидно, что эти углы равны" :)) Надо еще доказать все это, это уже не минута. И как доказывать, тыкая пальцами что ли? Углы обозвать надо, и приходим к угол АВС = углу ВСD и прочая дребедень, ну вот и полурока прошло. Как-то слабо верится в чудеса, хотя вот было же, учил деток-колонистов... 04.03.2021 15:23:09, Аня-лэ
И это только вариант угла, опирающегося на диаметр, и на него обычно уходит 45 минут? Может на общий случай 45 минут? Мало раскрасить уголки и сказать - посмотрите, детки, какие одинаковые углы! (а потом детки в задачах так же будут писать - "очевидно, что эти углы равны" :)) Надо еще доказать все это, это уже не минута. И как доказывать, тыкая пальцами что ли? Углы обозвать надо, и приходим к угол АВС = углу ВСD и прочая дребедень, ну вот и полурока прошло. Как-то слабо верится в чудеса, хотя вот было же, учил деток-колонистов... 04.03.2021 15:23:09, Аня-лэ
Ну он же не с этой задачи начинает. С вертикальными и смежными углами он гораздо раньше разобрался.
04.03.2021 15:30:31, Красно Солнышко
04.03.2021 15:30:31, Красно Солнышко
Он во-первых, упустил 2/3 доказательства, во-вторых, говорит "только идиот не поймет". Так вот, есть те, кто не поймут. По крайней мере, тех, кто не сразу поймут - много. Им надо объяснять подробно и вдумчиво.
04.03.2021 15:34:57, Аня-лэ
Вы же ,видимо, кусок передачи смотрите, а не запись всех уроков учебного года. Да и передача была для взрослых, кто пришел к Шаталову.
04.03.2021 17:34:42, Etagerka
Им не надо объяснять, надо чтоб они зазубрили ночью разбуди), с помощью опорных точек, или чего там. А потом пошли в крепкий технический вуз второго ряда.
В этом я так поняла и суть метода. Вообще это работает, для массового образования. 04.03.2021 15:43:39, Елна
В этом я так поняла и суть метода. Вообще это работает, для массового образования. 04.03.2021 15:43:39, Елна
Не забывайте только, что очень многие из ВУЗов 2-го ряда и даже техникумов успешно работают по специальности всю жизнь, а из 1-го часто корона-то мешает работать.
04.03.2021 21:50:08, Cat-S
04.03.2021 21:50:08, Cat-S
Вполне оценочное.
Утомляет это вечное пинание выпускников 2-го эшелона выпускниками первого.
При этом выпускники 1-го свое элитное образование в основном используют как сигнальную систему. А сами уже давно в бизнесе, например.
04.03.2021 22:32:12, Cat-S
Утомляет это вечное пинание выпускников 2-го эшелона выпускниками первого.
При этом выпускники 1-го свое элитное образование в основном используют как сигнальную систему. А сами уже давно в бизнесе, например.
04.03.2021 22:32:12, Cat-S
Ага. Гендир Ленинки МАИ закончил, например. Мой знакомый выпускник МЭИ работает автоинструктором. Сколько народу из Бауманки в инженерах? А сколько в менеджерах?
05.03.2021 11:55:44, Шиповник (экс-Василиса)
Статистикой я не владею, а вокруг меня знакомые из МАИ-МЭИ-МИСИС-Бауманки именно в инженерах. Круг общения такой.
05.03.2021 22:38:35, Cat-S
это выпускников 2-го эшелона жизнь пинает, а не бизнесмены-обладатели сигнального образования
05.03.2021 08:10:25, ландыш
05.03.2021 08:10:25, ландыш
Это "фи" постоянное я читаю только тут.
В жизни-то все нормально как раз, без этих дурацких понтов 05.03.2021 22:35:45, Cat-S
В жизни-то все нормально как раз, без этих дурацких понтов 05.03.2021 22:35:45, Cat-S
Это для всех работает, потому что сильные дети просто быстро осваивают данный уровень и начинают решать более сложные задачи и учитель ведет их уже практически индивидуально. Плюс для них в том, что они на уроках задачи решают, а не слушают то, что им и так давно понятно много раз подряд.
Но основное преимущество конечно в том, что такая методика позволяет учить всех, а не только сильных.
04.03.2021 15:48:46, Красно Солнышко
Но основное преимущество конечно в том, что такая методика позволяет учить всех, а не только сильных.
04.03.2021 15:48:46, Красно Солнышко
Что конкретно надо объяснять подробно и вдумчиво? К моменту объяснения этой задачи проблемы с вертикальными углами уже быть не должно. Не должно быть и проблем с пониманием того, что стороны равны, потому что это радиусы. Если вы в одной задаче пытаетесь объяснить сразу все теоремы, то очевидно у вас ничего не получится. Но у вас не должно быть такой необходимости, если вы весь материал до этого аккуратно дали и полностью отработали.
04.03.2021 15:38:17, Красно Солнышко
04.03.2021 15:38:17, Красно Солнышко
У вас проблемы с пониманием прочитанного или вы издеваетесь? Я написала, что есть те, кому эти цепочки (логические) недоступны. На примере теоремы о вертикальных углах (зря, видимо, т.к. запутала нить разговора). Если дети в процессе объяснения учителя сами увидели, что углы равны потому что там радиусы и равнобедренные треугольники, если они вообще понимают, что в нормальном док-ве это необходимо оговорить - эти дети большие молодцы. Интересно, как учитель их научил именно этому, а не урезанное "доказательство". По моему опыту дети, неспособные к математике, сами этого не видят и не понимают, поэтому такого минутного доказательства им будет недостаточно.
04.03.2021 23:19:20, Аня-лэ
Я почти 30 лет преподаю самым разным детям и в самых разных условиях. И я совершенно не издеваюсь. Проблемы, которые вы озвучиваете, возможны только если учителю не хватает квалификации. Грамотный учитель к моменту, когда обсуждается данная теорема, равнобедренные треугольники уже полностью отработал. Ничего нового в логической цепочке: равные стороны => равнобедренный треугольник (по определению) => углы при основании равны (по свойству равнобедренного треугольника), ни для одного ученика быть давно не должно. И что равенство сторон надо доказывать отдельно, если это не сказано в условии, тоже не должно стать откровением. В данном случае это доказательство прозвучало: стороны равны потому, что они являются радиусами.
А если у кого-то из учеников с этим проблемы, значит с ним надо просто возвращаться к теме равнобедренных треугольников и проходить ее заново. Так бывает конечно. Но точно не у таких учителей, как Шаталов.
05.03.2021 00:19:46, Красно Солнышко
А если у кого-то из учеников с этим проблемы, значит с ним надо просто возвращаться к теме равнобедренных треугольников и проходить ее заново. Так бывает конечно. Но точно не у таких учителей, как Шаталов.
05.03.2021 00:19:46, Красно Солнышко
Да, похоже, это оно. У меня один еще не дорос до геометрии, а второй перерос, так что не знаю, сколько там времени тратится. В принципе, это классно выгладит. Но любую задачу нужно не только решить, но и оформить. Это если задача не для своего удовольствия решается. Если подробно записать произнесенное им решение, то тоже не быстро будет.
04.03.2021 14:47:23, Julinika
04.03.2021 14:47:23, Julinika
Научить оформлению, если в принципе задачи решаются, не так сложно. Ради этого не надо по пол урока расписывать каждую задачу. Достаточно дать схемы оформления ключевых вещей. Как доказывается равенство треугольников, например, или подобие или, в стереометрии, допустим, как доказать перпендикулярность двух прямых по теореме о трех перпендикулярах. Тут даже не надо целиком задачи решать. Даются шаблоны на конкретные вещи из которых потом все оформление собирается как из кирпичиков. А оформление полностью тщательно проверяется уже в домашней работе.
04.03.2021 15:01:38, Красно Солнышко
04.03.2021 15:01:38, Красно Солнышко
тогда с ними со всеми были такие встречи, с Амонашвили. с Софьей забылафамилию. Мне из них больше всего нравился Шаталов - активный такой, энтузиаст. быстрый, харизматичный, зажигательный.
04.03.2021 11:36:22, Etagerka
04.03.2021 11:36:22, Etagerka
Я, кстати, залезла в Яндекс на предмет обучения русскому языку по системе Шаталова. Очень понравились некоторые конспекты, хотя не все.
Мне кажется, для современных детей, которых в школе не опрашивают на предмет правил, это может быть одним из выходов. 04.03.2021 10:07:06, Шиповник (экс-Василиса)
Мне кажется, для современных детей, которых в школе не опрашивают на предмет правил, это может быть одним из выходов. 04.03.2021 10:07:06, Шиповник (экс-Василиса)
С опорными плакатами? Нас пару лет дрючили в школе. В добавок к углубленному английскому большинству показалось перебором )
04.03.2021 09:28:56, solnce_v_kaple
Да. По русскому языку учились по системе Шаталова. Нравилось.
04.03.2021 06:40:03, Си-бемоль_
Признание в любви нашему учителю
Лев Давыдович, за глаза Лева, спасибо, что Вы у нас были. Без всяких систем. Любящий нас всех. Никогда не повышающий голос. Дающий индивидуальные задания тем, кому иначе становилось скучно. Позволяющему доделать ДЗ по литературе между решением задач, если они уже решены. Научившему выбирать оптимальное решение задачи. Выбравшего себе замечательную жену, лучшую учительницу английского языка. Даже не могу представить, как бы мы без Вас все выучились
04.03.2021 00:03:10, Степная кошка
Лев Давыдович, за глаза Лева, спасибо, что Вы у нас были. Без всяких систем. Любящий нас всех. Никогда не повышающий голос. Дающий индивидуальные задания тем, кому иначе становилось скучно. Позволяющему доделать ДЗ по литературе между решением задач, если они уже решены. Научившему выбирать оптимальное решение задачи. Выбравшего себе замечательную жену, лучшую учительницу английского языка. Даже не могу представить, как бы мы без Вас все выучились
04.03.2021 00:03:10, Степная кошка
Это отдельной темой можно :)))
Все таки, счастье учиться в вашей школе выпадало очень немногим в Москве. У остальных были разной компромиссности варианты.
Впрочем, как и сейчас.
04.03.2021 07:45:27, Cat-S
Все таки, счастье учиться в вашей школе выпадало очень немногим в Москве. У остальных были разной компромиссности варианты.
Впрочем, как и сейчас.
04.03.2021 07:45:27, Cat-S
на самом деле наша школа была не единственной очень хорошей школой. Но нам, нашему классу особенно, фантастически повезло с учителями. Пока я училась, это казалось просто нормальным. И только потом стало понятно, что это было за счастье
04.03.2021 08:12:25, Степная кошка
04.03.2021 08:12:25, Степная кошка
наверное не единственной, но из исчезающе малого числа, а , по сути, исчезнувшего.
04.03.2021 09:17:08, Etagerka
04.03.2021 09:17:08, Etagerka
Мне везло со школами. Может, не все учителя были идеальны, но а целом атмосфера была нормальной или очень хорошей, а некоторые учителя были просто замечательными.
04.03.2021 10:08:32, Шиповник (экс-Василиса)
у нас с Вами разные представления о хорошести атмосферы и людей, в том числе учителей))
04.03.2021 11:38:49, Etagerka
04.03.2021 11:38:49, Etagerka
Думаю, представления как раз могут быть схожими. А вот оцениваем мы происходящее по этим критериям по-разному.
04.03.2021 15:40:14, Шиповник (экс-Василиса)
04.03.2021 15:40:14, Шиповник (экс-Василиса)
Нашла книгу в свободном доступе, которая у меня дома. "Эксперимент продолжается". Но это из последних его
[ссылка-1]
Оказывается, еще три есть.
"Куда исчезли тройки", "Точка опоры", "Педагогическая проза"
[ссылка-2]
03.03.2021 23:41:25, Cat-S
[ссылка-1]
Оказывается, еще три есть.
"Куда исчезли тройки", "Точка опоры", "Педагогическая проза"
[ссылка-2]
03.03.2021 23:41:25, Cat-S
для этого нужны две вещи, сейчас крайне редкие - возможность учителя длительно готовиться к уроку и мотивированные дети.
03.03.2021 23:03:56, AleXXX
03.03.2021 23:03:56, AleXXX
Ну а зачем 30 часов то взял? Очевидно же что при таком количестве нормально готовиться невозможно.
04.03.2021 13:32:34, Красно Солнышко
04.03.2021 13:32:34, Красно Солнышко
Ну смог бы отказаться, если бы очень бы захотел. Я вот категорически не брала столько. Максимум было 24 часа.
04.03.2021 15:44:35, Красно Солнышко
04.03.2021 15:44:35, Красно Солнышко
Вот точно. Про возможность длительно и нормально готовиться.
А мотивированными дети в отстающем классе и колонии малолетних преступников не факт, что были вот прямо все поголовно.
Если ты статью прочел по ссылке. 04.03.2021 10:09:54, Шиповник (экс-Василиса)
А мотивированными дети в отстающем классе и колонии малолетних преступников не факт, что были вот прямо все поголовно.
Если ты статью прочел по ссылке. 04.03.2021 10:09:54, Шиповник (экс-Василиса)
статью прочел. И за каждым словом ее вижу Личность Шаталова. Но не методику, которую можно тиражировать. Кстати, многое я использую чисто интуитивно - это абсолютно естественно. И много проще это делать сейчас, при современных технологиях. Например, все, что пишется на доске, превращается в файлы и отсылается детям. Но это работает только в том случае, если ребенок дома откроет этот файл. Если он ничего не будет делать дома - толку от методики нет. Видать, ацтой в 70-х годах был лучше мотивирован, чем вполне благополучные дети сейчас.
04.03.2021 11:10:38, AleXXX
04.03.2021 11:10:38, AleXXX
Так эти же листочки можно на уроке раздать. По уровням. \
современному учителю нет необходимости всю доску расписывать за 15 мин перемены к следующему уроку
04.03.2021 21:53:12, Cat-S
современному учителю нет необходимости всю доску расписывать за 15 мин перемены к следующему уроку
04.03.2021 21:53:12, Cat-S
Я никогда доску не расписывала. Куда как проще под копирку написать несколько вариантов печатными буквами.
04.03.2021 22:12:57, Красно Солнышко
04.03.2021 22:12:57, Красно Солнышко
Это все происходило тогда, когда были только доска и мел.
И не было возможности распечатать задания, как сейчас.
Это была дворовая школа на окраине Москвы. Директору 25 лет, статус у школы "молодежная, экспериментальная".
На остальных уроках, не на математике, творился треш и угар.
В 6-м классе уроков русского не было полгода, доводили учителей.
Кстати, самому Шаталову доставались тоже отвратительные, самые отстойные классы. А потом дети из этих классов поступали в ВУЗы. Секрет прост - его метод работает. с любым материалом работает.
03.03.2021 23:16:50, Cat-S
И не было возможности распечатать задания, как сейчас.
Это была дворовая школа на окраине Москвы. Директору 25 лет, статус у школы "молодежная, экспериментальная".
На остальных уроках, не на математике, творился треш и угар.
В 6-м классе уроков русского не было полгода, доводили учителей.
Кстати, самому Шаталову доставались тоже отвратительные, самые отстойные классы. А потом дети из этих классов поступали в ВУЗы. Секрет прост - его метод работает. с любым материалом работает.
03.03.2021 23:16:50, Cat-S
Тут два момента - дети были все равно в среднем лучше - ибо были кнуты и пряники. Но главное даже не это - у него методика в том числе зависела сильно от него самого. Она не масштабировалась. Шаталов - делал супер, остальные - так себе. Дикуль творил чудеса, все работающие под его именем в лучшем случае физкультурники. Бубновский - аналогично.И можно еще и еще называть имена. Все упирается в человека.
от меня тут иногда требуют одновременно заниматься с разноуровневыми детьми в одном классе одновременно. Втрое больше готовишься, вчетверо больше устаешь на уроке. два урока и в тебе кончается ВСЕ :)
И чо?
Как зажечь отвраттельные и отстойные классы? Развешенные плакаты чертежи и схемы не зажгут. ЖЖОТ - учитель. Вот и все.
Была бы реальная работоспособная методика с такими результатами - она работала бы во всех школах. Учитель хороший и так штучное изделие, а способный работать по Шаталову - уникален.
Поэтому можно сказать, что методики нет.
04.03.2021 00:07:37, AleXXX
от меня тут иногда требуют одновременно заниматься с разноуровневыми детьми в одном классе одновременно. Втрое больше готовишься, вчетверо больше устаешь на уроке. два урока и в тебе кончается ВСЕ :)
И чо?
Как зажечь отвраттельные и отстойные классы? Развешенные плакаты чертежи и схемы не зажгут. ЖЖОТ - учитель. Вот и все.
Была бы реальная работоспособная методика с такими результатами - она работала бы во всех школах. Учитель хороший и так штучное изделие, а способный работать по Шаталову - уникален.
Поэтому можно сказать, что методики нет.
04.03.2021 00:07:37, AleXXX
Методика есть. Но для нее нужен впахивающий учитель. Впахивать очень сложно.
04.03.2021 10:11:23, Шиповник (экс-Василиса)
Подожди. Это у тебя перепады настроения от недостатка опыта. Сейчас может быть от "О, я гениален, я смог объяснить" до "о, я бездарность/они тупые" (это в зависимости от самооценки))) в той или иной мере. Пошатает чуть-чуть. Пройдет.
Я не ставлю диагнозы по интернету, просто ты не первый и не последний, кто через это проходит. Пошатает несколько лет. Это нормально.
04.03.2021 11:02:44, Шиповник (экс-Василиса)
Я не ставлю диагнозы по интернету, просто ты не первый и не последний, кто через это проходит. Пошатает несколько лет. Это нормально.
04.03.2021 11:02:44, Шиповник (экс-Василиса)
Да. Заметно сменилась риторика. А всего то второй годик в школе пошел.
04.03.2021 13:34:59, Красно Солнышко
04.03.2021 13:34:59, Красно Солнышко
какие перепады? :) Я, как правило, спокоен, позитивен и доволен как танк. Я взрослый человек, прошедший непростой путь в жизни и текущие проблемы меня скорее забавят и задорят. И как взрослый адекватный чел я адекватно оцениваю действительность. И я четко понимаю, ЧТО для работы по Шаталову и какой-то эффективности при этом надо. И вот что надо - определенный комплект ума, характера, темперамента, здоровья, энергии, жызненного опыта, артистизма, уверенности в себе и т.д. У 90% этого комплекта нет. Не отсыпано Богом. Поэтому хоть обпашись в 90% получится уродливая пародия на Шаталова.
04.03.2021 11:18:02, AleXXX
04.03.2021 11:18:02, AleXXX
Все, поняла. Я почему-то решила, что ты про 90 процентов учеников пишешь...
В плане учителей, может, и соглашусь. Эти конспекты без личности учителя и его желания работать бесполезны 04.03.2021 11:20:27, Шиповник (экс-Василиса)
В плане учителей, может, и соглашусь. Эти конспекты без личности учителя и его желания работать бесполезны 04.03.2021 11:20:27, Шиповник (экс-Василиса)
у ученика - если он хочет, у него все получится. При хорошем учителе - получится проще. При хорошем учителе, владеющим методикой Шаталова - еще проще и лучше.
04.03.2021 11:36:48, AleXXX
04.03.2021 11:36:48, AleXXX
Ты можешь не верить. Это проще - не верить и не искать методы, способы. Считать, что все дело в отстое, который тебе вручили.
"Серый отстой" в 80-е был по всем окраинным школам Москвы ровным слоем намазан, как бутербродное масло на хлеб.
Спальный район, рабочий район.
Я - подопытный Кролик.
Но я прочувствова на своей шкурке масштабирование 2 раза.
первый раз в отстойном классе дворовой школы, второй - в отобранном классе.
Оба раза получилось.
04.03.2021 07:40:37, Cat-S
"Серый отстой" в 80-е был по всем окраинным школам Москвы ровным слоем намазан, как бутербродное масло на хлеб.
Спальный район, рабочий район.
Я - подопытный Кролик.
Но я прочувствова на своей шкурке масштабирование 2 раза.
первый раз в отстойном классе дворовой школы, второй - в отобранном классе.
Оба раза получилось.
04.03.2021 07:40:37, Cat-S
вот это мне удивительно. пишет практик про практику. получилось-то с вами, а не у вас и со всеми учениками
04.03.2021 08:41:38, Шерлок
У меня опыт общения с одноклассниками. Я знаю, кого любили - математичку, и знаю, кого ненавидили - чертежника.
Кроме того, успеваемость по математике и правда была хорошая. Двоек не было в четвертях, хотя дети в массе были очень слабые.
04.03.2021 21:56:35, Cat-S
Кроме того, успеваемость по математике и правда была хорошая. Двоек не было в четвертях, хотя дети в массе были очень слабые.
04.03.2021 21:56:35, Cat-S
Практики у практика маловато. И этот практик пока еще не учитель, сам учится на выданных для опытов Кроликах.
04.03.2021 08:47:44, было бы интересно
так, вроде, Алекс - кадр самого лучшего отборного математического качества. МГУ+ кмн.
Дальше если только докторов наук в школу приглашать.или академиков РАН
04.03.2021 07:42:59, Cat-S
Дальше если только докторов наук в школу приглашать.или академиков РАН
04.03.2021 07:42:59, Cat-S
У АлеХХХа нужный темперамент, мне кажется, и нужное образование. Опыта ещё маловато, выносливости не накопил, материал не накопил. Это наживное. Не знает, где можно силы сэкономить, а где нужно поднапрячься, чтобы потом силы правильнее на уроке распределить. Научится.
По поводу докторов наук и прочих. Мой папа, который потом стал доктором наук, не мог мне, первокласснице, объяснить некоторые математические темы.
Впоследствии с донесением до меня математики прекрасно справлялись обычные учителя после педвузов. Я аж в 11 классе удостоилась "комплимента": "Ты одна из трёх человек в этом классе, кто в принципе математику понимает"))). А папа-будущий доктор и мама-выпускница техвуза не осилили))). Пришлось самой до всего доходить))). Помню, как в 1 классе, когда не поняла тему, ходила по отличникам нашим, спрашивала тетрадки, сравнивала, сопоставляла с условиями задач, пыталась понять, как это решается...
В школе я за это попутно получила три двойки подряд, а от мамы ремнем по заднице за мою тупость и отсутствие прилежания. Это был единственный раз, когда мне прилетело ремнем.
Но я научилась решать эти задачи за несколько недель. И с тех пор я знала, что чихала я на всех учителей и родителей в плане объяснений, они не всесильны и могут просто не уметь объяснять. У меня есть мой друг-учебник, и я всегда разберусь сама. Было мне 8 лет.
04.03.2021 10:22:21, Шиповник (экс-Василиса)
По поводу докторов наук и прочих. Мой папа, который потом стал доктором наук, не мог мне, первокласснице, объяснить некоторые математические темы.
Впоследствии с донесением до меня математики прекрасно справлялись обычные учителя после педвузов. Я аж в 11 классе удостоилась "комплимента": "Ты одна из трёх человек в этом классе, кто в принципе математику понимает"))). А папа-будущий доктор и мама-выпускница техвуза не осилили))). Пришлось самой до всего доходить))). Помню, как в 1 классе, когда не поняла тему, ходила по отличникам нашим, спрашивала тетрадки, сравнивала, сопоставляла с условиями задач, пыталась понять, как это решается...
В школе я за это попутно получила три двойки подряд, а от мамы ремнем по заднице за мою тупость и отсутствие прилежания. Это был единственный раз, когда мне прилетело ремнем.
Но я научилась решать эти задачи за несколько недель. И с тех пор я знала, что чихала я на всех учителей и родителей в плане объяснений, они не всесильны и могут просто не уметь объяснять. У меня есть мой друг-учебник, и я всегда разберусь сама. Было мне 8 лет.
04.03.2021 10:22:21, Шиповник (экс-Василиса)
Вам в первом классе было 8 лет?
04.03.2021 12:22:23, вопрос
Да. Я в 7,5 пошла. Ту третью четверть и табель помню до сих пор. Таких оценок у меня больше не было никогда в школе))).
04.03.2021 15:42:05, Шиповник (экс-Василиса)
А что странного? Мы с Василисой учились когда в школу брали строго с 7 и не раньше и учили 10 лет, а не 11. Мне 8 лет через 2 месяца исполнилось хождения в школу. И это я еще в самом конце октября родилась. А были и те, кто родились в сентябре. Я точно была не самая старшая в классе.
04.03.2021 13:40:21, Красно Солнышко
04.03.2021 13:40:21, Красно Солнышко
Брали.
Не в Москве.
Мой муж ровесник Василисы, декабрьский, 7 лет исполнилось в 1 классе.
Я чуть младше, сентябрьская, тоже 7 лет исполнилось в 1 классе.
Оба мы учились 10 лет.
04.03.2021 15:36:12, Фруате
Не в Москве.
Мой муж ровесник Василисы, декабрьский, 7 лет исполнилось в 1 классе.
Я чуть младше, сентябрьская, тоже 7 лет исполнилось в 1 классе.
Оба мы учились 10 лет.
04.03.2021 15:36:12, Фруате
Конечно были исключения. У нас в классе из 42 человек даже двое было шестилеток. Одной 3 сентября 7 исполнилось, а другому и вовсе в марте.
04.03.2021 15:42:33, Красно Солнышко
04.03.2021 15:42:33, Красно Солнышко
Возможно. Я написала сколько в классе по факту у нас оказалось шестилеток на 1 сентября. Не помню чтобы в целом народ как то торопился запихнуть ребенка в школу.
04.03.2021 17:51:49, Красно Солнышко
04.03.2021 17:51:49, Красно Солнышко
в целом не торопились. наши родители туда пошли в 8 лет в основном. еще были дети войны, много без высшего образования и даже без среднего, многие спокойно служили в армии. просто было другое время.
04.03.2021 18:50:40, Etagerka
04.03.2021 18:50:40, Etagerka
восемь лет как раз исполняется большинству в первом классе во втором полугодии, если в школу не с шести лет шли.
04.03.2021 13:34:17, Etagerka
04.03.2021 13:34:17, Etagerka
не, ну я же не говорю, что кадры решают вообще всё )))
проблемы, которое создает обязательное образование, они точно решить не могут
04.03.2021 07:49:38, ландыш
проблемы, которое создает обязательное образование, они точно решить не могут
04.03.2021 07:49:38, ландыш
У нас просто учить все хотят только одаренных с отбором. Точнее, их просто можно учить как получится, но при этом результат все равно будет. Поэтому и отбирают. Делают вид, что это методика такая, надувают щеки, что это якобы самое сложное. На самом деле, это просто способ получить гарантированный результат даже при бездарном преподавании.
04.03.2021 13:43:22, Красно Солнышко
04.03.2021 13:43:22, Красно Солнышко
В современных условиях тут его надо еще постараться, чтобы не получить результат. Тем более, когда еще и репетиторы у многих начиная с этапа поступления. Все же уже понимают, что если ребенок не поступит хоть тушкой, хоть чучелком, то ни о каком образовании и точно можно будет даже не мечтать. А если поступит, то учить то нормально возможно все равно не будут, но хотя бы на приличное окружение можно еще рассчитывать.
Но я то что все к тому придет предсказывала еще лет десять назад, когда шли споры хорошо ли когда есть отбор или плохо.
04.03.2021 14:55:29, Красно Солнышко
Но я то что все к тому придет предсказывала еще лет десять назад, когда шли споры хорошо ли когда есть отбор или плохо.
04.03.2021 14:55:29, Красно Солнышко
нет, это для всех, не обязательно одаренных. Даже скорее наоборот. Но мотивированных. И учителя, который проводит не 35-40 уроков в неделю, а 18. А лучше еще поменьше. Думаю, 18 уроков в неделю сложно так провести. Это стресс для учителя, очень агрессивная работа ни секунды расслабона. Ну и все же кажется, что для совсем старших классов не лишком подходит.
03.03.2021 23:10:00, AleXXX
03.03.2021 23:10:00, AleXXX
18 нормально, проверено. Вот с 22 примерно начнется напряжение. Ещё ж тетради и написанные детьми конспекты проверить бы неплохо.
Кстати!!! Вспомнила. Была у меня хорошая учительница математики, у которой мы раз в пару уроков писали конспекты на листочках и сдавали. С 4 по 6 класс, потом я в другую школу ушла, там конспектов не было, хотя учителя тоже были хорошие. Ценная вещь эти конспекты. 04.03.2021 10:25:10, Шиповник (экс-Василиса)
Кстати!!! Вспомнила. Была у меня хорошая учительница математики, у которой мы раз в пару уроков писали конспекты на листочках и сдавали. С 4 по 6 класс, потом я в другую школу ушла, там конспектов не было, хотя учителя тоже были хорошие. Ценная вещь эти конспекты. 04.03.2021 10:25:10, Шиповник (экс-Василиса)
Проблема в том, что родители не понимают, что государство обманывает их прежде всего, когда заставляет учителей сильно перерабатывать. Учителя по определению имея две ставки при прочих равных всегда будут работать хуже, чем если бы нормы труда в отношении их выполнялись бы. А делается все чисто для показухи, чтобы продемонстрировать якобы высокие зарплаты.
04.03.2021 13:47:22, Красно Солнышко
04.03.2021 13:47:22, Красно Солнышко
ты как всегда - умна не по годам. Просто нет учителей. НЕТУ. На эти деньги не идут, на половинные деньги на половину нагрузки не идут. Вот ты работаешь в школе? Нет, тоже слиняла, к чему теперь страдания? :)) А представь, что их ЕЩЕ СТОЛЬКО же надо найти :)
И еще - по определению ничего не бывает.
04.03.2021 20:54:27, AleXXX
И еще - по определению ничего не бывает.
04.03.2021 20:54:27, AleXXX
Вот удивительно, правда, что не хотят люди работать в рабских условиях?
Но что мешало нормальные то создать?
А у тебя то никак мечта жизни свершилась? Знаешь теперь, ради чего живешь?
04.03.2021 22:09:18, Красно Солнышко
Но что мешало нормальные то создать?
А у тебя то никак мечта жизни свершилась? Знаешь теперь, ради чего живешь?
04.03.2021 22:09:18, Красно Солнышко
а предложить половину нагрузки за целые деньги - никому в голову не пришло?
или это слишком революционная для школы идея?
04.03.2021 21:47:23, ландыш
или это слишком революционная для школы идея?
04.03.2021 21:47:23, ландыш
Так это же честно платить людям за труд придется. Так пожалуй на дворцы то и не хватит.
04.03.2021 22:14:48, Красно Солнышко
04.03.2021 22:14:48, Красно Солнышко
Ну да. Директора нас, значит, обманывают, а ты правду говоришь?)))
04.03.2021 21:16:08, Шиповник (экс-Василиса)
все родители понимают, так поднимают зарплаты во всей бюджетной сфере.
если есть возможность набрать часы. все равно будут щабашить-набирать.
04.03.2021 13:58:25, Etagerka
если есть возможность набрать часы. все равно будут щабашить-набирать.
04.03.2021 13:58:25, Etagerka
Я считаю, что если бы было желание действительно обеспечить качественное образование - давно бы в принципе запретили бы брать часов больше, чем 24.
Легко это обеспечивается, на самом деле. Все часы сверх 20 надо оплачивать уже по более низкой ставке. Тогда не будет желания набирать часу у учителей. И школы надо штрафовать, если у них в среднем больше 20 часов на учителя приходится. Тогда они быстро закроют все вакансии и не будут перегружать своих педагогов.
04.03.2021 14:04:14, Красно Солнышко
Легко это обеспечивается, на самом деле. Все часы сверх 20 надо оплачивать уже по более низкой ставке. Тогда не будет желания набирать часу у учителей. И школы надо штрафовать, если у них в среднем больше 20 часов на учителя приходится. Тогда они быстро закроют все вакансии и не будут перегружать своих педагогов.
04.03.2021 14:04:14, Красно Солнышко
У меня в этом году 1,25 ставки в вузе.
Это ужас.
Но у нас работать некому ...
04.03.2021 15:41:05, Фруате
Это ужас.
Но у нас работать некому ...
04.03.2021 15:41:05, Фруате
А вас то почему это волновать должно? Пусть администрация ищет способ закрыть вакансии.
04.03.2021 16:15:00, Красно Солнышко
04.03.2021 16:15:00, Красно Солнышко
ну такое Вашему оппоненту вряд ли подошло бы))
а денежки где возьмете на оплату? еще надо будет дополнительных педагогов нанять на остальные часы.
А то договоритесь. что надо медсестер и врачей побольше на работу принять ,
или научным сотрудникам не по 18 тыр ставку делать. ))
04.03.2021 14:17:21, Etagerka
а денежки где возьмете на оплату? еще надо будет дополнительных педагогов нанять на остальные часы.
А то договоритесь. что надо медсестер и врачей побольше на работу принять ,
или научным сотрудникам не по 18 тыр ставку делать. ))
04.03.2021 14:17:21, Etagerka
Да можно и 40 часов давать не особо напрягаясь. Вопрос только в качестве.
04.03.2021 13:48:10, Красно Солнышко
04.03.2021 13:48:10, Красно Солнышко
Что помешает то?
Взять параллель, где 8 одинаковых классов. Лучше старшие классы, чтобы не проверять тетради каждый день. Имеем по 8 уроков в день (в неделю - 40), но всего по 2 подготовки. Восемь уроков в день - не проблема. Особенно если парами.
О качестве говорить не приходится конечно, но чисто технически - абсолютно реально.
04.03.2021 16:06:41, Красно Солнышко
Взять параллель, где 8 одинаковых классов. Лучше старшие классы, чтобы не проверять тетради каждый день. Имеем по 8 уроков в день (в неделю - 40), но всего по 2 подготовки. Восемь уроков в день - не проблема. Особенно если парами.
О качестве говорить не приходится конечно, но чисто технически - абсолютно реально.
04.03.2021 16:06:41, Красно Солнышко
вот ты опять размышляешь с точки зрения халявщицы, которая так никогда не работала :) Чем-то напоминая в этой теме НЛУ )))))
04.03.2021 20:55:32, AleXXX
04.03.2021 20:55:32, AleXXX
А зачем так работать? Это же очевидная халтура. И 34 часа - тоже халтура. Невозможно качественно дать столько часов в неделю. Ставку в 18 часов не просто так придумали.
04.03.2021 22:04:46, Красно Солнышко
04.03.2021 22:04:46, Красно Солнышко
Самая большая проблема школы - скука!
Постоянно в полусне, в полудреме на большинстве уроков. 100 раз одно и то же, по кругу.
Невозможно удержать внимание, когда скучно, когда ничего не происходит....
Темп позволяет держать внимание.
04.03.2021 22:09:39, Cat-S
Постоянно в полусне, в полудреме на большинстве уроков. 100 раз одно и то же, по кругу.
Невозможно удержать внимание, когда скучно, когда ничего не происходит....
Темп позволяет держать внимание.
04.03.2021 22:09:39, Cat-S
У меня сейчас подобные мысли на родительских собраниях. Вот я реально не понимаю в чем проблема написать страничку текста и не тратить мое время всеми этими зум-распинаниями с презентациями?
04.03.2021 22:16:41, Красно Солнышко
04.03.2021 22:16:41, Красно Солнышко
От проводящего собрание зависит. Но, я думаю, тут дело в том, что у учителей убуждение, что род собрание должно длиться долго.
Типа общение с родителями.
04.03.2021 22:26:37, Cat-S
Типа общение с родителями.
04.03.2021 22:26:37, Cat-S
Собрания сейчас тоже проводятся по заранее заданному сверху плану. Есть вещи, которые классный руководитель должен озвучить обязательно. Иногда им даже презентации сверху спускают уже готовые. Вот сына, например, последние две недели долбили, чтобы непременно на предпрофессиональный экзамен записался. Ему то он не нужен абсолютно, но школе для отчета важен охват.
04.03.2021 22:31:32, Красно Солнышко
04.03.2021 22:31:32, Красно Солнышко
не стресс, тк нет гнобления.
Так как ровное, уважительное, дружелюбное отношение к ребенку.Даже к самому тормозу.
Дети, как это не странно, чувствуют на животном уровне. Чувствуют, считают ли их никуда негодным бросовым мусором или людьми.
04.03.2021 07:47:46, Cat-S
Так как ровное, уважительное, дружелюбное отношение к ребенку.Даже к самому тормозу.
Дети, как это не странно, чувствуют на животном уровне. Чувствуют, считают ли их никуда негодным бросовым мусором или людьми.
04.03.2021 07:47:46, Cat-S
Стресс не от грубости и пренебрежения, а от высокого агрессивного темпа.
>Это стресс для учителя, очень агрессивная работа ни секунды расслабона...
>а для ученика не стресс?
вот диалог, при чем тут булинг.
Ну я вижу, что всем нравилось в основном, это аргумент, но меня даже по описанию напрягло(Шаталова помню, видела по телевизору даже может) 04.03.2021 10:28:27, Елна
>Это стресс для учителя, очень агрессивная работа ни секунды расслабона...
>а для ученика не стресс?
вот диалог, при чем тут булинг.
Ну я вижу, что всем нравилось в основном, это аргумент, но меня даже по описанию напрягло(Шаталова помню, видела по телевизору даже может) 04.03.2021 10:28:27, Елна
Сейчас бы не понравилось всем. Начались бы жалобы со стороны родителей непременно на чрезмерные требования и низкие оценки.
04.03.2021 13:51:42, Красно Солнышко
04.03.2021 13:51:42, Красно Солнышко
но тормоз по этой системе все равно не успеет выучить всю программу. а уважительное отношение - это не особенность системы
04.03.2021 08:43:56, Шерлок
Всю программу эту какую?
На 60+ баллов по математике по профилю гарантированно выучит.
На 5-ку по ОГЭ.
04.03.2021 22:11:30, Cat-S
На 60+ баллов по математике по профилю гарантированно выучит.
На 5-ку по ОГЭ.
04.03.2021 22:11:30, Cat-S
Если пытаться решать гординские задачи 2-3-го уровня по методу Шаталова, то точно ничего не получится.
В методике темп важен. Зависнуть на три часа над задачей - ну, только если дома. Не на уроке
Этот метод для крепкой базы техникумов и инженерных ВУЗов.
Не для математики как искусства.
Чтобы тригонометрия в голове сидела, алгебра простая, все эти задачи на проценты, работу и движение, логарифмы... Но так сидело... навечненько
03.03.2021 23:24:31, Cat-S
В методике темп важен. Зависнуть на три часа над задачей - ну, только если дома. Не на уроке
Этот метод для крепкой базы техникумов и инженерных ВУЗов.
Не для математики как искусства.
Чтобы тригонометрия в голове сидела, алгебра простая, все эти задачи на проценты, работу и движение, логарифмы... Но так сидело... навечненько
03.03.2021 23:24:31, Cat-S
да это в общем-то без разницы,насколько точно следуешь его методике опорных сигналов. Она срабатывает в любом случае. Отличная система
03.03.2021 22:27:58, Шрайбикус
03.03.2021 22:27:58, Шрайбикус
Но, все-таки. не только ЛОС. Комплекс мер
Высокий темп урока, предварительная обязательная тщательная подготовка учителя к уроку.
Работа ученика на своем уровне возможностей.
Положительное подкрепление в виде 5-4.
А вот отрицательного подкрепления нет. Просто ничего не поставят, скажут переделай или приди переписывать.
Возможность планировать объем ДЗ в конкретный день.
Отсутствие насмешек в классе на уроке (к доске почти не вызывают)
Стимуляция высокой активности детей путем раздачи 5-к за доп задания высокой сложности.
03.03.2021 22:41:47, Cat-S
Высокий темп урока, предварительная обязательная тщательная подготовка учителя к уроку.
Работа ученика на своем уровне возможностей.
Положительное подкрепление в виде 5-4.
А вот отрицательного подкрепления нет. Просто ничего не поставят, скажут переделай или приди переписывать.
Возможность планировать объем ДЗ в конкретный день.
Отсутствие насмешек в классе на уроке (к доске почти не вызывают)
Стимуляция высокой активности детей путем раздачи 5-к за доп задания высокой сложности.
03.03.2021 22:41:47, Cat-S
у нас не так было. ОС не по всем предметам. Оценить темп урока не могу.По сравнению с обычной школой высокий,но не особо.Объем, да, не сравним.Никаких переделай и перепиши у нас не было.Это сейчас практикуется, к сожалению. Кого обманывают то? Только себя. У нас 3 получить по математике в первом триместре и 4 в последнем было счастьем. Никаких планировок ДЗ тоже не было.Попробуй не сделать.Никто и не пробовал, и все знали, куда шли и зачем. Поступление в вузы 100%.
04.03.2021 00:09:54, Шрайбикус
04.03.2021 00:09:54, Шрайбикус
У нас в школе в параллели в каждом классе было экспериментальное преподавание какого-то предмета. У нас была география по Шаталову. Не знаю, может в случае с математикой это и хорошо, но с гуманитарным предметом это был ужас. Я могла воспроизвести только этот ЛОС. Рассказать ничего не могла.
03.03.2021 22:18:01, Тафи
Ого, т.е. просто механически запоминали? Но это сложно, не понимая значения сигналов - запоминать.
Когда ребенок только начинал стихи учить,в 3-4 года, я ЛОС активно пользовалась. Каждому слову из фразы придумывали пиктограмму, с опорой на ЛОС ребенок рассказывал, дальше я ЛОС убирала, рассказывал уже без.
03.03.2021 22:23:01, Cat-S
Когда ребенок только начинал стихи учить,в 3-4 года, я ЛОС активно пользовалась. Каждому слову из фразы придумывали пиктограмму, с опорой на ЛОС ребенок рассказывал, дальше я ЛОС убирала, рассказывал уже без.
03.03.2021 22:23:01, Cat-S
Мы по-другому учили: многократным моим повторением))). Офф: надо же, как по-разному тренируется мозг в зависимости от родительской семьи.
04.03.2021 10:27:27, Шиповник (экс-Василиса)
интересно, у нас в музыкалке был хоровик необычный - вот он тоже ЛОС обучал детей интервальному слуху, прямо великолепно (квинта - медуза, большая секста - добрая корова, в лесу родилась елочка и т.п.). у него помимо работы в ДМШ при музучилище еще была своя частная хоровая студия
03.03.2021 23:09:45, ALora
03.03.2021 23:09:45, ALora
Нет.
И подумав, поняла, что мне все равно было, какая система, главное чтоб учитель предмет хорошо знал и дикция была хорошая. 03.03.2021 22:13:26, Елна
И подумав, поняла, что мне все равно было, какая система, главное чтоб учитель предмет хорошо знал и дикция была хорошая. 03.03.2021 22:13:26, Елна
Спросила у младшей. Похоже, что математик пользуется) У них доски по трем стенам в классе. Половина класса у досок, остальные делают в тетради. И да, тему объясняет, потом 2-3 недели доводят до совершенства.
По литературе учат Бородино со схемой битвы) Биология по таблицам-схемам. 03.03.2021 21:38:04, GalaNTka
По литературе учат Бородино со схемой битвы) Биология по таблицам-схемам. 03.03.2021 21:38:04, GalaNTka
Интересно, по истории у средней обсуждали неопубликованные главы Евгения Онегина в каком-то моменте, может, тоже оно?)
04.03.2021 11:04:02, Лиметт
04.03.2021 11:04:02, Лиметт
Очень похоже, что на математике используют методику Шаталова!
Сами таблицы и схемы всегда были, так что литература и био - не факт
03.03.2021 21:39:25, Cat-S
Сами таблицы и схемы всегда были, так что литература и био - не факт
03.03.2021 21:39:25, Cat-S
Я обучалась этой методике и по ней работала, открытые уроки давала, сама потом разработки делала. Жаль, что умер, но прожил долго.
03.03.2021 21:34:11, муравей
03.03.2021 21:34:11, муравей
Да, прожил долго.
Мне жаль даже не то, что умер - человеческая жизнь конечна, а то, что дело всей его жизни забыли.
Вспыхнул интерес в перестройку, а там потом не до этого всем было.... Итересно, учительские издания хоть написали некролог, статьи?
АиФ все же сейчас не самое популярное издание, и к учителям не имеющее прямого отношения. 03.03.2021 21:43:50, Cat-S
Мне жаль даже не то, что умер - человеческая жизнь конечна, а то, что дело всей его жизни забыли.
Вспыхнул интерес в перестройку, а там потом не до этого всем было.... Итересно, учительские издания хоть написали некролог, статьи?
АиФ все же сейчас не самое популярное издание, и к учителям не имеющее прямого отношения. 03.03.2021 21:43:50, Cat-S
Из практикующих грамотных учителей никто не забыл. С чего ты взяла?
04.03.2021 13:58:13, Красно Солнышко
04.03.2021 13:58:13, Красно Солнышко
Как-то публикаций нет почти. Только АиФ и вспомнил в связи со смертью.
И тут практически никто не пишет, что в полном виде использует или сам учился полностью по такой системе. Все пишут об элементах, опорные конспекты многие знают, да.
04.03.2021 22:19:29, Cat-S
И тут практически никто не пишет, что в полном виде использует или сам учился полностью по такой системе. Все пишут об элементах, опорные конспекты многие знают, да.
04.03.2021 22:19:29, Cat-S
Поняла о каком издании Вы. Загуглила, не-а, они тоже не писали.
Никакой политики в этом нет :( просто забыли
03.03.2021 22:07:35, Cat-S
Никакой политики в этом нет :( просто забыли
03.03.2021 22:07:35, Cat-S
Видимо, самое политизированное издание - это "Учительская газета": некролог появился в день смерти
04.03.2021 17:56:32, Lubanya
я предположила о некоем, встретила сама в где-то в непримечательном месте, но новейшие времена упомянуты, увы.
03.03.2021 22:19:44, Etagerka
03.03.2021 22:19:44, Etagerka
Я училась. Мама вела уроки по системе Шаталова, списывалась с ним, получала какие-то рекомендации. Помню, что было очень интересно на таких уроках, потому что обходились без тупого сидения, пока один человек у доски задачу мучает. У нас подкласса стояло у досок, доски по всем стенам, каждый свое решает. Проверяли, кроме учителя, сильные ученики и могли выставить оценку. Интересно было с домашней - на какое-то время все номера заданы, нанесены на плашку. Решил - отмечаешь. Закрыть надо к определенному сроку. Элемент соревновательности. Ну и опорные конспекты - это удобно. Структурированная теория. А сейчас сын жуёт геометрию - благо, если две задачи за урок разберут... А потом дома по-новой объясняю...
03.03.2021 21:33:18, Фиалка нежная)
Помню у нас это было самым ужасным, когда 6-8 человек к доске вызывали одновременно. Но у нас математичка такая зверюга была. На ее уроках дышать боялись. Правда потом по жизни уже никто ничего не боялся.
03.03.2021 21:38:55, Ольга*
03.03.2021 21:38:55, Ольга*
У нас в очереди стояли желающие к доске выйти.
06.03.2021 01:47:22, Фиалка нежная)
Вот это трындец, когда к доске вызывают на растерзание перед всем классом.
Особенно тех детей, которые плохо переносят из-за застенчивости 03.03.2021 21:48:19, Cat-S
Особенно тех детей, которые плохо переносят из-за застенчивости 03.03.2021 21:48:19, Cat-S
На этой почве наш класс очень сплотился и подружился. Всегда друг друга поддерживали.
03.03.2021 21:55:51, Ольга*
Не учились, к счастью, почитала ниже в вашем изложении. Ни мне, ни дочери такая система не подошла бы. Про Шаталова может и слышала, но это прошло мимо моего сознания.
03.03.2021 21:27:50, ШаНуар
А почему не подошла бы? Любопытно.
Всем моим одноклассникам подошла. Сильным - потому что не нужно скучать, слушать нудение отстающих, застенчивым - потому что лишний раз не дергают к доске, слабым - потому что задания на их уровне и есть шанс получить 3, а не 2
03.03.2021 21:50:42, Cat-S
Всем моим одноклассникам подошла. Сильным - потому что не нужно скучать, слушать нудение отстающих, застенчивым - потому что лишний раз не дергают к доске, слабым - потому что задания на их уровне и есть шанс получить 3, а не 2
03.03.2021 21:50:42, Cat-S
Мне нужна четкая дисциплина, классическая система. Все эти шатания всем классом вокруг доски меня бы только отвлекали. Я была довольно сильной ученицей на уровне нашей гуманитарной школы, меня устраивала манера вести уроки нашей чудесной математички. Мне хватило трёх лет 8-10 классы, чтобы легко поступить в технический вуз.
03.03.2021 22:03:05, ШаНуар
Шатания у доски очень быстро происходили, кстати.
Там нельзя было зависнуть у доски на десятки минут, как на обычном уроке, иначе бы ничего не успели бы.
Но вообще - к доске - крайне редко, в основном теоремы доказывать, которые были заданы заранее.
Тут интересный еще момент. Методика Шаталова - воспроизводима и тиражируема.
Классическое обучение - я даже не возьмусь определить, что это такое. Набор приемов, но которым почему-то следуют не все и не всегда.
Классическая система - это система "Все Зависит От Учителя".
03.03.2021 22:16:19, Cat-S
Там нельзя было зависнуть у доски на десятки минут, как на обычном уроке, иначе бы ничего не успели бы.
Но вообще - к доске - крайне редко, в основном теоремы доказывать, которые были заданы заранее.
Тут интересный еще момент. Методика Шаталова - воспроизводима и тиражируема.
Классическое обучение - я даже не возьмусь определить, что это такое. Набор приемов, но которым почему-то следуют не все и не всегда.
Классическая система - это система "Все Зависит От Учителя".
03.03.2021 22:16:19, Cat-S
Мне вообще на хороших учителей не везло. В смымле, которые хотя бы объясняют понятно. Я конечно не очень способная, но учиться очень любила. И ка же было обидно, было такое ощущения, что между учителями и учениками стена. Он(а) что то говорит, а ничего не понятно. О самообразовании я почему то не знала: сама не догадывалась (что можно самостоятельно научиться, без школы и учителей), взрослые наверное тоже не знали. Только 2-3 раза повезло по одному году ( 4 кл литература, 5 кл математика, 7 - история). Никаких новаторских методик никто не применял. Спасибо, что те 3 раза попались просто то ли не равнодушные, то ли чуть более талантливые люди.
03.03.2021 21:18:23, hanhi
03.03.2021 21:18:23, hanhi
"которые хотя бы объясняют понятно"
Мне кажется, один из ужасов советской системы - это вот, все-таки, страх ошибки.
Когда скажешь чего-нибудь не то - и все ржут. И учитель улыбается
В результате никто не хочет стать посмешищем, и все молчат. Боятся задавать вопросы. Глупые, конечно. Большинство вопросов глупые, даже серьезно заданные - глупые, это абсолютно нормально. Но учителю надо задавать вопросы, много вопросов, иначе какой смысл?
Психологически дистанционка у нас давно, дистанционка между учителями и учениками.
03.03.2021 21:38:09, Cat-S
Мне кажется, один из ужасов советской системы - это вот, все-таки, страх ошибки.
Когда скажешь чего-нибудь не то - и все ржут. И учитель улыбается
В результате никто не хочет стать посмешищем, и все молчат. Боятся задавать вопросы. Глупые, конечно. Большинство вопросов глупые, даже серьезно заданные - глупые, это абсолютно нормально. Но учителю надо задавать вопросы, много вопросов, иначе какой смысл?
Психологически дистанционка у нас давно, дистанционка между учителями и учениками.
03.03.2021 21:38:09, Cat-S
Про стену между учениками и учителями у нас тоже так было. Вот сейчас говорят, что если что-то не понимаешь, то спроси у учителя. Помню нам в школьные годы такое в принципе не могло в голову прийти. Учитель всегда воспринимался только, как карающий меч. Все, что непонятно было, сами по учебникам учили.
03.03.2021 21:31:22, Ольга*
Вы, насколько я помню, в одной школе учились. Видимо, там застой такой советский был. А я за школьную жизнь поменяла 4 школы, 5 классов. У меня очень разные впечатления.
03.03.2021 21:21:38, Cat-S
В 2х, ровно пополам. В 1 еще ничего, там интересно было, но это до 6 кл, а 2я это ужас ужасный. Это дочка у меня в 1 училась в е 11 лет.
03.03.2021 22:39:14, hanhi
03.03.2021 22:39:14, hanhi
Погуглила. У нас в школе литература была по его методике, с авторской программой. У детей надо спросить, у них нестандартные методы почти по всем предметам.
03.03.2021 21:17:21, GalaNTka
Жаль. Отличный был педагог. Его методика давала отличный шанс детям и взрослым научиться структурированию. Всегда стараюсь материал урока подать через схемы, таблицы - то, что зрительно запоминается. Как сейчас принято говорить, так формируются регулятивные компетенции (тьфу, язык сломаешь).
03.03.2021 21:06:37, бим-бом
«Учиться победно!» - так в статье написано.
Действительно, методика у детей снимала стресс.
Не гнобила тех, у кого не получается или и правда "не дано", а маленькими шажками продвигала к успеху. 03.03.2021 21:18:54, Cat-S
Действительно, методика у детей снимала стресс.
Не гнобила тех, у кого не получается или и правда "не дано", а маленькими шажками продвигала к успеху. 03.03.2021 21:18:54, Cat-S
не гнобить - это не эксклюзивная методика шаталова. не гнобить можно по любой методике
04.03.2021 09:15:02, Шерлок
Мне бы точно понравилось :)
Но я в гуманитарной школе училась, мне сравнить не с чем :)
У нас аналогично преподавали химию - не знаю, была ли учительница последователем Шаталова или еще кого, но мне нравилось очень.
03.03.2021 20:53:26, arte
Но я в гуманитарной школе училась, мне сравнить не с чем :)
У нас аналогично преподавали химию - не знаю, была ли учительница последователем Шаталова или еще кого, но мне нравилось очень.
03.03.2021 20:53:26, arte
вот и в моей школе химичка похоже преподавала. в приемной комиссии меда еще сидела - если уж ее прошел, то практически с гарантией в мед попадешь
03.03.2021 21:17:05, ALora
03.03.2021 21:17:05, ALora
Одноклассница, поступавшая в мед, сетовала, что химия у нас была на очень низком уровне.
Возможно, так оно и было :)
Но в мед собиралась только она одна, остальные усвоили основы без напряга и отвращения к предмету, что, кмк, тоже немало :))
06.03.2021 02:13:33, arte
Возможно, так оно и было :)
Но в мед собиралась только она одна, остальные усвоили основы без напряга и отвращения к предмету, что, кмк, тоже немало :))
06.03.2021 02:13:33, arte
У нас все дети-гуманитарии, старательные, конечно, не раздолбаи, обожали уроки математики.
Еще бы, учительница такой детям стресс сняла, в котором они по советской системе 1-5 учились
мне кажется я тоже гуманитарий, только оооочень редкий его сорт - гуманитарий,неплохо обученный математике .
03.03.2021 21:03:33, Cat-S
Еще бы, учительница такой детям стресс сняла, в котором они по советской системе 1-5 учились
мне кажется я тоже гуманитарий, только оооочень редкий его сорт - гуманитарий,неплохо обученный математике .
03.03.2021 21:03:33, Cat-S
С математикой мне тоже повезло, хотя наши уроки математики были совсем не для гуманитариев. То есть, мне повезло, а многим - не очень :(
Меня убивало то, что в специализированной языковой спецшколе была всего пара-тройка педагогов, преподаваших язык, как систему. Остальные были заточены на тупое заучивание - слов, грамматики, текстов, что там еще заучить можно :)))
Например, в испанском ставится значок графического ударения в тех словах, где оно падает не по правилам. Без ударения - ошибка. Когда я спросила учительницу, какое правило тут работает, она ответила: нет таких правил, надо запоминать.
А потом я случайно была на уроке у другой учительницы (наша овца болела), и та, совершенно между дела, спросила одноклассницу: напомни-ка нам, по какому правилу ставятся ударения? И одноклассница, опять же, совершенно между дела, упомянула это правило, которое я помню 30+ лет спустя :)) Вот таких учителей в гуманитарных школах до обидного мало. А овец до обидного много.
06.03.2021 02:42:39, arte
Меня убивало то, что в специализированной языковой спецшколе была всего пара-тройка педагогов, преподаваших язык, как систему. Остальные были заточены на тупое заучивание - слов, грамматики, текстов, что там еще заучить можно :)))
Например, в испанском ставится значок графического ударения в тех словах, где оно падает не по правилам. Без ударения - ошибка. Когда я спросила учительницу, какое правило тут работает, она ответила: нет таких правил, надо запоминать.
А потом я случайно была на уроке у другой учительницы (наша овца болела), и та, совершенно между дела, спросила одноклассницу: напомни-ка нам, по какому правилу ставятся ударения? И одноклассница, опять же, совершенно между дела, упомянула это правило, которое я помню 30+ лет спустя :)) Вот таких учителей в гуманитарных школах до обидного мало. А овец до обидного много.
06.03.2021 02:42:39, arte
О! Моя учительница русского языка была фанаткой методики Шаталова. В памяти остались воспоминания о каких-то страшных опорных конспектах со стрелочками (но тогда было очень понятно и легко все запоминалось).
03.03.2021 20:42:19, Жука
03.03.2021 20:42:19, Жука
У меня на опорных конспектах вел учитель физики астрономию. Очень высокий темп урока, урок расписанный по минутам.
7, кажется, минут, - воспроизведение старого конспекта по памяти.
Минут еще 7 - фронтальная работа с классом. Учитель задает вопросы по материалу прошлого урока, ученики быстро отвечают. Кажется, три правильных ответа - заработанная 5. С ошибкой - 4. Троек и 2-к на фронтальной работе не было, тк. учитель никогда никого не дергал. Все сами вызывались (кто хотел 5-ку)
Остальная часть урока - учитель по заранее подготовленному опорному конспекту на доске рассказывал новый материал. Нам раздавали заранее отксеренные листочки с конспектом
03.03.2021 20:52:18, Cat-S
7, кажется, минут, - воспроизведение старого конспекта по памяти.
Минут еще 7 - фронтальная работа с классом. Учитель задает вопросы по материалу прошлого урока, ученики быстро отвечают. Кажется, три правильных ответа - заработанная 5. С ошибкой - 4. Троек и 2-к на фронтальной работе не было, тк. учитель никогда никого не дергал. Все сами вызывались (кто хотел 5-ку)
Остальная часть урока - учитель по заранее подготовленному опорному конспекту на доске рассказывал новый материал. Нам раздавали заранее отксеренные листочки с конспектом
03.03.2021 20:52:18, Cat-S
Я на его опыте училась. И на опыте Амонашвили, и на опыте Щетинина... просто повезло входить в профессию тогда, когда было у кого учиться. Амонашвили даже в нашу школу приезжал, повезло увидеть-пообщаться...
Конкретно от Шаталова взяла опорные конспекты, использую всегда.
03.03.2021 20:36:11, Musenka
Конкретно от Шаталова взяла опорные конспекты, использую всегда.
03.03.2021 20:36:11, Musenka
Ух, правда повезло, завидую белой завистью, Амонашвили мой кумир в педагогике, все книги перечитаны по многу раз, сначала в библиотеке, потом домой купила, даже дочь моя в старших классах с удовольствием прочитала все и вздыхала "почему у нас в школе таких учителей вообще нет".
04.03.2021 00:21:12, Энджи
Не так давно опять про его систему прочитала. Очень меня поразил и понравился мне подход: относись к человеку так, как будто он уже такой, какого мы хотим перед собой видеть.
Это же подтверждает пословица: "Назови человека свиньей, он и захрюкает". Только пословица с обратного конца заходит.
04.03.2021 16:06:38, Шиповник (экс-Василиса)
Это же подтверждает пословица: "Назови человека свиньей, он и захрюкает". Только пословица с обратного конца заходит.
04.03.2021 16:06:38, Шиповник (экс-Василиса)
А как система Шаталова может с какими-то другими сочетаться?
Там все по минутам же расписано.
Если только на других уроках. У нас, например, в 10-11 астрономия была по системе Шаталова, а физика - нет
03.03.2021 20:54:44, Cat-S
Там все по минутам же расписано.
Если только на других уроках. У нас, например, в 10-11 астрономия была по системе Шаталова, а физика - нет
03.03.2021 20:54:44, Cat-S
Впечатление подопытного Кролика. Все очень быстро, план урока общий редко когда менялся.
Т.е. мы заранее все знали, как по форме будет, что за чем. Сами задачи менялись, а структура урока и разбивка по времени - нет.
Но я про Амонашвили и Щетина ничего не знаю 03.03.2021 21:12:37, Cat-S
Т.е. мы заранее все знали, как по форме будет, что за чем. Сами задачи менялись, а структура урока и разбивка по времени - нет.
Но я про Амонашвили и Щетина ничего не знаю 03.03.2021 21:12:37, Cat-S
я только имя слышала и вроде то, что система как-то нетрадиционно обучала, больше ничего не знаю
03.03.2021 20:31:37, ALora
03.03.2021 20:31:37, ALora
И в чем она заключалась? Кратко, как у вас было.
03.03.2021 20:24:25, рица
03.03.2021 20:24:25, рица
Расскажу вначале о математике.
Учитель всю тему рассказывала за 1-2 урока. Дальше была только практика. Может, уроков 10-15 до следующей темы.
Вся доска + 2 дополнительные створки расписывались примерами и задачами по вариантам.
Каждый из детей работал на уровне, который определял учитель. Кто не видел, подходил к доске, переписывал задания.
Учительница ходила между рядами, мгновенно проверяла ответы ребенка, ставила + если правильно, если затык или неправильно - сразу (!!!) помогала. Чем-то похоже на сеанс одновременной игры в шахматы.
Работали на листочках, все листочки сдавали. Учительница выставляла оценки. Так как каждый из детей работал на своем уровне, то 2-к не было! Было много 5-к, 4,к, тройки уж у совсем тяжелых детей. За день можно бало получить до трех оценок - если сделал свой вариант, еще один и еще какие-нибудь доп. задачи.
Получалсь веселая игра на скорость, держался очень высокий темп.
Ни у кого не было напряжения или страха, даже у самых отстающих. Метод Шаталова - оптимизм и работа исключительно на уровне ребенка
ДЗ не было!!! было некоторое количестов номеров, которое нужно было сделать за месяц. Висел плакат, где учительница отмечала правильно сделанные номера. Да, если номер был сделан неправильно, его просто нужно было переделать. Я ленилась, поэтому делала ДЗ одним большим подходом за выходные, например. Но практика была всегда, на каждом уроке.
Фронтальная работа с классом велась, но занимала минут 7-10 от урока. Никакого решения у доски!!! Только если вдруг кто-то решил очень сложную задачку и хотел объяснить. Доска - для учителя, для объяснений
по геометрии учительница заранее готовила чертежи на доске и мы быстро решали много задачек (типа Балаяна). Еще помню, что теоремы наизусть учили и отвечали у доски. И тоже, вызывалось по 6 человек. 4 человека на основную доску, 2 на доску в коонце класса. Но все в очень быстром темпе
После 6-9 по такой системе в совершенно дворовой школе я спокойно перешла в 10-11 в физмат. И там уже, на этой базе хорошо училась. 03.03.2021 20:48:10, Cat-S
Учитель всю тему рассказывала за 1-2 урока. Дальше была только практика. Может, уроков 10-15 до следующей темы.
Вся доска + 2 дополнительные створки расписывались примерами и задачами по вариантам.
Каждый из детей работал на уровне, который определял учитель. Кто не видел, подходил к доске, переписывал задания.
Учительница ходила между рядами, мгновенно проверяла ответы ребенка, ставила + если правильно, если затык или неправильно - сразу (!!!) помогала. Чем-то похоже на сеанс одновременной игры в шахматы.
Работали на листочках, все листочки сдавали. Учительница выставляла оценки. Так как каждый из детей работал на своем уровне, то 2-к не было! Было много 5-к, 4,к, тройки уж у совсем тяжелых детей. За день можно бало получить до трех оценок - если сделал свой вариант, еще один и еще какие-нибудь доп. задачи.
Получалсь веселая игра на скорость, держался очень высокий темп.
Ни у кого не было напряжения или страха, даже у самых отстающих. Метод Шаталова - оптимизм и работа исключительно на уровне ребенка
ДЗ не было!!! было некоторое количестов номеров, которое нужно было сделать за месяц. Висел плакат, где учительница отмечала правильно сделанные номера. Да, если номер был сделан неправильно, его просто нужно было переделать. Я ленилась, поэтому делала ДЗ одним большим подходом за выходные, например. Но практика была всегда, на каждом уроке.
Фронтальная работа с классом велась, но занимала минут 7-10 от урока. Никакого решения у доски!!! Только если вдруг кто-то решил очень сложную задачку и хотел объяснить. Доска - для учителя, для объяснений
по геометрии учительница заранее готовила чертежи на доске и мы быстро решали много задачек (типа Балаяна). Еще помню, что теоремы наизусть учили и отвечали у доски. И тоже, вызывалось по 6 человек. 4 человека на основную доску, 2 на доску в коонце класса. Но все в очень быстром темпе
После 6-9 по такой системе в совершенно дворовой школе я спокойно перешла в 10-11 в физмат. И там уже, на этой базе хорошо училась. 03.03.2021 20:48:10, Cat-S
У нас по алгебре с геометрией было примерно также, но это никакой системой не называлось. По физике были опорные конспекты.
03.03.2021 21:25:44, Ольга*
Не было такого. Решали и у доски, и самостоятельные были и контрольные и домашнее задание было. Чертежи по геометрии всегда учитель перед уроком чертил.
03.03.2021 21:02:35, рица
03.03.2021 21:02:35, рица
У меня воспоминание - Одна сплошная контрольная-самостоятельная. Так как на каждом уроке
03.03.2021 21:07:56, Cat-S
Так всем нравилось!
Самое главное, не было этой нуднятины - когда кого-то слабого приглашают к доске, и он, бедняга, под 30-тью парами глаз позорно страдает. А остальные скучают и от безделья уже не знают куда себя деть.
Слабый свое внимание получал или когда к нему учитель подходил сам, или уже на допах. 03.03.2021 21:24:50, Cat-S
Самое главное, не было этой нуднятины - когда кого-то слабого приглашают к доске, и он, бедняга, под 30-тью парами глаз позорно страдает. А остальные скучают и от безделья уже не знают куда себя деть.
Слабый свое внимание получал или когда к нему учитель подходил сам, или уже на допах. 03.03.2021 21:24:50, Cat-S
Отвечать у доски это мой бич, в началке категорически отказывалась, настолько мне не нравилась учительница. Письменно 4-5 , у доски 2.
03.03.2021 21:32:24, рица
03.03.2021 21:32:24, рица
в смысле практики на каждом уроке - похоже то, что делала наша химичка, которая самая строгая была и у которой 3 надо было очень еще заработать. пятерок было мало. но зато и до двоек она не доводила, заставляя не родителей, а учеников отрабатывать неусвоенный материал с ней на нулевых и послеурочных занятиях. еще тем, кто шел прямо совсем хорошо, выше школьного уровня, на уроках выдавались доп. задания повышенной сложности. на физике, кстати, так же было.
03.03.2021 20:59:47, ALora
03.03.2021 20:59:47, ALora
Вспомнила! послеурочные занятия были для отстающих и тех, кто хотел что-то переписать
Я, правда, на них никогда не попадала, поэтому смутно помню.
Но окна кабинета математики до вечера могли светиться. Мы рядом гуляли, школа дворовая 03.03.2021 21:07:12, Cat-S
Я, правда, на них никогда не попадала, поэтому смутно помню.
Но окна кабинета математики до вечера могли светиться. Мы рядом гуляли, школа дворовая 03.03.2021 21:07:12, Cat-S
у нас были для: отстающих, для пропустивших по болезни (никто дома самостоятельно не нагонял в мое время) и для желающих исправить оценку
03.03.2021 21:20:10, ALora
03.03.2021 21:20:10, ALora
Училась один год. В 5 классе. Но я плохо уже помню. Таблицы его помню, как у доски по ним темы рассказывала тоже помню.
Еще разговоры дома про систему Шаталова помню. Мама рассказывала, она на каких-то курсах повышения квалификации эту систему изучала. Ну, и мои родители выписывали Учительскую газету и еще какие-то профильные издания. 03.03.2021 20:22:56, anvi
Еще разговоры дома про систему Шаталова помню. Мама рассказывала, она на каких-то курсах повышения квалификации эту систему изучала. Ну, и мои родители выписывали Учительскую газету и еще какие-то профильные издания. 03.03.2021 20:22:56, anvi
нет, ни я, ни дети не учились. и узнала я это имя не так давно в конфе. может и от вас
03.03.2021 20:21:34, Шерлок
я тоже недавно узнала, что он умер в ноябре, вернее, я и не думала, что он еще был.
когда-то в детстве читала о нем в Юности. Но по системе не училась. А вот мой ребенок как-то самостоятельно нашел в сети информацию о такой системе и заинтересовался.
03.03.2021 20:12:46, Etagerka
когда-то в детстве читала о нем в Юности. Но по системе не училась. А вот мой ребенок как-то самостоятельно нашел в сети информацию о такой системе и заинтересовался.
03.03.2021 20:12:46, Etagerka
Я, наивная, считала, что это общепризнанный победивший в педагогике метод :)))
Как же я была удивлена, что про него мало кто знает.
А сейчас так и вообще забыли.
Он всего две книги издал. Одну "Эксперимент продолжается" я в 90-е купила себе в библиотеку... Из чувства благодарности и ностальгии. 03.03.2021 20:57:26, Cat-S
Как же я была удивлена, что про него мало кто знает.
А сейчас так и вообще забыли.
Он всего две книги издал. Одну "Эксперимент продолжается" я в 90-е купила себе в библиотеку... Из чувства благодарности и ностальгии. 03.03.2021 20:57:26, Cat-S
я прям удивилась, как у меня ребенок это самостоятельно где-то откопал внезапно.
я стала рассказывать по какому-то случаю, а мне так: "о, я знаю такую штуку"
03.03.2021 21:13:35, Etagerka
я стала рассказывать по какому-то случаю, а мне так: "о, я знаю такую штуку"
03.03.2021 21:13:35, Etagerka
Читайте также
Что положено по ОМС будущим родителям
Бесплатная проверка репродуктивного здоровья
Топ-5 лучших методик раннего обучения
Какие методики выбирают родители в 2024 году?