А вот про юмор у русских классиков хочется поговорить. Раньше как-то не задумывалась, а тут недавно для себя открыла, что у гигантов русской литературы юмора-то почти и нет. Да вообще нет, например, у Солженицына и Л.Толстого. У первого, ладно, судьба такая, что литературное веселье начисто отшибло, сложно шутить на тему ГУЛАГа; у второго - юмор задавлен масштабностью замысла, не до того, помилуйте. Ну и личные комплексы сюда же.
Да, вот еще одна глыба в мрачных тонах - Достоевский. Если кто-нибудь заметил у него хоть искорку слабенького веселья, прошу - ткните меня в цитату, пожалуйста!
Стоит чуть-чуть уменьшить пафосность и величину (спорная мысль, понимаю) таланта - как вот, пожалуйста: и у Чехова, и у Тургенева, и у Гоголя литературная палитра выходит из тени. Хотя юмор Ивана Сергеевича нуждается в знании некоторых реалий того времени, чтобы разглядеть, например, едкую сатиру в образе Кукшиной из "Отцов и детей".
Поэзия - отдельный разговор, даже не затрагиваю.
Слушайте, а неплохая темка для школьного сочинения!
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Просто поделиться...
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
А Булгаков, Успенский, Лесков прекрасный, ну Тэффи и Довлатова уже не упоминаю. Хотя, если вы Солженицина считаете гигантом... Беллетрист он никакой. Нудно и тоскливо. Попал в струю просто, певец безысходности.
14.05.2015 00:51:35, навскидку
на вкус и цвет, наверное. Я "В круге первом" с большим интересом перечитываю.
14.05.2015 09:04:46, ландыш
А я очень люблю юмор Толстого - такая самоирония, когда он анализирует переживания персонажа "от первого лица", в "Детстве" и "Отрочестве", например.
А Пушкина недавно "Капитанскую дочку" перечитывала - очень смешно, где он описывает, как жена капитана крепостью управляет, да и про Савельича много смешного. Очень удивилась, потому что в школе не казалась эта повесть смешной, совсем. 13.05.2015 20:25:19, читаю часто
А Пушкина недавно "Капитанскую дочку" перечитывала - очень смешно, где он описывает, как жена капитана крепостью управляет, да и про Савельича много смешного. Очень удивилась, потому что в школе не казалась эта повесть смешной, совсем. 13.05.2015 20:25:19, читаю часто
У Достоевского уникальное чувство юмора. Вы его читали вообще? Внимательно, любя или по насилию когда-то в школе. Что толку выдирать цитату из контекста? Помимо всего прочего у него есть юмористические произведения. Читали? А комедии, по ним снятые, не смотрели? "Скверный анекдот", "Село Степанчиково", "Дядюшкин сон", "Чужая жена и муж под кроватью". А в фильме "Подросток" какой комичный герой в исполнении Андрея Ташкова. А Миронов разве не комичен в роли идиота? А Юрий Кузнецов в роли Мармеладова? Да там полно комичных образов.
13.05.2015 16:35:12, Акелла.
А мне кажется, что у Л.Н. юмора как раз столько, сколько бывает в средней человеческой жизни. Или у вас - обхохочешься?
Я не беру поздние его произведения, но в АК и в В и М - именно так.
Достоевский - трудная для меня литература, я его избегаю - 1 прочтение - и все. И это прочтение было в детстве, сейчас ничего не скажу про юмор. 13.05.2015 16:06:13, ЕЕ
Я не беру поздние его произведения, но в АК и в В и М - именно так.
Достоевский - трудная для меня литература, я его избегаю - 1 прочтение - и все. И это прочтение было в детстве, сейчас ничего не скажу про юмор. 13.05.2015 16:06:13, ЕЕ
Мне так не кажется, или я не тех держу за гигантов. Салтыков-Щедрин, Аверченко, Довлатов, Войнович, Стругацкие...ну и Пушкин,конечно, Гоголь.
13.05.2015 14:51:11, NLU
Мне кажется, та наша литература и те наши писатели вообще не стремились рассказывать о людях радостных и счастливых, их темы "страдания человеческие под пятою рока", какой уж тут юмор.
Исключение Гоголь, Пушкин и немного Чехов. Всё имхо :) 13.05.2015 14:34:33, Лёнча-из-Вишни
Исключение Гоголь, Пушкин и немного Чехов. Всё имхо :) 13.05.2015 14:34:33, Лёнча-из-Вишни
Зато она стремилась высмеять пороки )) И это у нее получалось очень тонко.
13.05.2015 16:44:45, Акелла.
а как же Гоголь? Один "Ревизор" чего стоит, для современников он, я думаю, был еще веселее, чем для нас. в "Вечерах..." тоже местами весело, в "Мертвых душах" совершенно прекрасный юмор.
13.05.2015 13:36:24, anny_panda
Так я и отнесла Гоголя к тем писателям, у кого юмор несомненно присутствует.
13.05.2015 13:44:12, Брюзжит Джонс
а, извиняюсь, в конце невнимательно смотрела.
кстати, о школьных сочинениях - у меня ребенок ухитрился написать про Тютчева-сатирика. 13.05.2015 13:52:16, anny_panda
кстати, о школьных сочинениях - у меня ребенок ухитрился написать про Тютчева-сатирика. 13.05.2015 13:52:16, anny_panda
1. По моему лично мнению - очень веселые авторы все трое.
Не сплошь, разумеется. Но те места, где авторы хотели рассказать о чем-то весело - просто высший пилотаж!
Веселье у них рассчитано не на "всякого скучающего читателя", а на круг людей, на практике знакомых с контекстом.
2. Достоевский часто так делает: сначала изобразит так, чтобы вышло смешно, а сделает так, что этого персонажа станет жалко очень, и стыдно уже, что ты над ним смеялся. На всю жизнь заречешься от такого веселья. Но если не уметь сделать сначала смешно, так и катарсис не получится.
3. Опять же мое мнение: не считаю этих писателей пафосными. Просто если человек хочеть серьезно, нетривиально, с пользой дела раскрыть какой-то большой и наболевший вопрос, то так и получается - многобукаф, по сути дела и без словесных игрищ. Пафос - это когда серьезных слов накручено, туману напущено, а сути нет. Толстой старается выражать мысли как можно короче и яснее, и я не представляю, как можно было бы пожать текст "Анны Карениной на четверть без потери качества. 13.05.2015 13:30:08, Лида Удоева
Не сплошь, разумеется. Но те места, где авторы хотели рассказать о чем-то весело - просто высший пилотаж!
Веселье у них рассчитано не на "всякого скучающего читателя", а на круг людей, на практике знакомых с контекстом.
2. Достоевский часто так делает: сначала изобразит так, чтобы вышло смешно, а сделает так, что этого персонажа станет жалко очень, и стыдно уже, что ты над ним смеялся. На всю жизнь заречешься от такого веселья. Но если не уметь сделать сначала смешно, так и катарсис не получится.
3. Опять же мое мнение: не считаю этих писателей пафосными. Просто если человек хочеть серьезно, нетривиально, с пользой дела раскрыть какой-то большой и наболевший вопрос, то так и получается - многобукаф, по сути дела и без словесных игрищ. Пафос - это когда серьезных слов накручено, туману напущено, а сути нет. Толстой старается выражать мысли как можно короче и яснее, и я не представляю, как можно было бы пожать текст "Анны Карениной на четверть без потери качества. 13.05.2015 13:30:08, Лида Удоева
При этом в целом русская литература 19 века мне представляется не оптимистичной:) Скажем так.
Там мало или почти нет счастливых людей.
Это рефлексирующие грустные люди. Страдающие от беспомощности, отсутствия дела, любви, непонимания, чего угодно. Но мало радующиеся жизни. 13.05.2015 12:46:52, Питерская
Там мало или почти нет счастливых людей.
Это рефлексирующие грустные люди. Страдающие от беспомощности, отсутствия дела, любви, непонимания, чего угодно. Но мало радующиеся жизни. 13.05.2015 12:46:52, Питерская
А как же "Дядюшкин сон"? Достоевского?! Вспомнила:) Мы смотрели эту пьесу в исполнении Фрейндлих, Басилашвили. От исполнения не пришли в восторг, но пьеса неплохая. И даже с юмором.
Мне кажется, ее мало знают. 13.05.2015 12:36:18, Питерская
Мне кажется, ее мало знают. 13.05.2015 12:36:18, Питерская
Это не пьеса.
А еще есть "Село Степанчиково". Прекрасный монолог Фомы Опискина:
"-- ...Я хочу любить, любить человека, -- кричал Фома, -- а мне не дают человека, запрещают любить, отнимают у меня человека! Дайте, дайте мне человека, чтоб я мог любить его! Где этот человек? куда спрятался этот человек? Как Диоген с фонарем, ищу я его всю жизнь и не могу найти, и не могу никого любить, доколе не найду этого человека. Горе тому, кто сделал меня человеконенавистником! Я кричу: дайте мне человека, чтоб я мог любить его, а мне суют Фалалея! Фалалея ли я полюблю? Захочу ли я полюбить Фалалея? Могу ли я, наконец, любить Фалалея, если б даже хотел? Нет; почему нет? Потому что он Фалалей. Почему я не люблю человечества? Потому что всё, что ни есть на свете, -- Фалалей или похоже на Фалалея! Я не хочу Фалалея, я ненавижу Фалалея, я плюю на Фалалея, я раздавлю Фалалея, и, если б надо было выбирать, то я полюблю скорее Асмодея, чем Фалалея! Поди, поди сюда, мой всегдашний истязатель, поди сюда! -- закричал он, вдруг обратившись к Фалалею, самым невиннейшим образом выглядывавшему на цыпочках из-за толпы, окружавшей Фому Фомича, -- поди сюда! " 13.05.2015 12:40:13, вау
А еще есть "Село Степанчиково". Прекрасный монолог Фомы Опискина:
"-- ...Я хочу любить, любить человека, -- кричал Фома, -- а мне не дают человека, запрещают любить, отнимают у меня человека! Дайте, дайте мне человека, чтоб я мог любить его! Где этот человек? куда спрятался этот человек? Как Диоген с фонарем, ищу я его всю жизнь и не могу найти, и не могу никого любить, доколе не найду этого человека. Горе тому, кто сделал меня человеконенавистником! Я кричу: дайте мне человека, чтоб я мог любить его, а мне суют Фалалея! Фалалея ли я полюблю? Захочу ли я полюбить Фалалея? Могу ли я, наконец, любить Фалалея, если б даже хотел? Нет; почему нет? Потому что он Фалалей. Почему я не люблю человечества? Потому что всё, что ни есть на свете, -- Фалалей или похоже на Фалалея! Я не хочу Фалалея, я ненавижу Фалалея, я плюю на Фалалея, я раздавлю Фалалея, и, если б надо было выбирать, то я полюблю скорее Асмодея, чем Фалалея! Поди, поди сюда, мой всегдашний истязатель, поди сюда! -- закричал он, вдруг обратившись к Фалалею, самым невиннейшим образом выглядывавшему на цыпочках из-за толпы, окружавшей Фому Фомича, -- поди сюда! " 13.05.2015 12:40:13, вау
Мне казалось, у Достоевского много юмора. Просто это не Камеди клаб, а иное.
Я, например, когда-то ставила сцены Алеши и Лизы из Карамазовых именно как сцены смешные (глава "У Хохлаковых" и "Сговор").
Вот эта фраза Хохлаковой вошла в мой личный цитатный обиход: "Я очень потрясена и наверно с ума схожу. Ах, Алексей Федорович, я два раза в жизни с ума сходила, и меня лечили". (ну, с соответствующей интонацией, разумеется)
Вообще в Карамазовых много юмора (ну, на мой своеобразный Робеспьерский лад:)) ) Да и в Преступлении. Да, блин, везде у Достоевского.
У Толстого - тоже юмор есть. Но он, по мне, менее добрый юмор, скорее такой режущий. 13.05.2015 12:28:31, вау
Я, например, когда-то ставила сцены Алеши и Лизы из Карамазовых именно как сцены смешные (глава "У Хохлаковых" и "Сговор").
Вот эта фраза Хохлаковой вошла в мой личный цитатный обиход: "Я очень потрясена и наверно с ума схожу. Ах, Алексей Федорович, я два раза в жизни с ума сходила, и меня лечили". (ну, с соответствующей интонацией, разумеется)
Вообще в Карамазовых много юмора (ну, на мой своеобразный Робеспьерский лад:)) ) Да и в Преступлении. Да, блин, везде у Достоевского.
У Толстого - тоже юмор есть. Но он, по мне, менее добрый юмор, скорее такой режущий. 13.05.2015 12:28:31, вау
Я думаю, дело в нравах и воспитании той эпохи. Тыкнуть пальцем в живот или дать пенделя было как-то не смешно.
По мне, хорошая такая язвительность Ф.М. - в деталях: например, дырявые перчатки Дунечки Раскольниковой и новый наряд Лужина какого-то ядовитого цвета в одной и той же сцене. 13.05.2015 12:27:55, Зимняя
По мне, хорошая такая язвительность Ф.М. - в деталях: например, дырявые перчатки Дунечки Раскольниковой и новый наряд Лужина какого-то ядовитого цвета в одной и той же сцене. 13.05.2015 12:27:55, Зимняя
Может, дело в том, что нам в школе преподавали? И как? Очень ведь серьезный был подход.
13.05.2015 12:41:15, Питерская
Да. И не было интернета, где молодёжь читает "по диагонали" содержание романов.
13.05.2015 14:52:59, Зимняя
Да-да... да и сам темпоритм фраз часто дает очень веселую и живую сцену... Ну вот из Карамазовых по многоточиям:
" - Его, главное, надо теперь убедить в том, что он со всеми нами на равной ноге, несмотря на то, что он у нас деньги берет, - продолжал в своем упоении Алеша, - и не только на равной, но даже на высшей ноге...
- "На высшей ноге" - прелестно, Алексей Федорович, но говорите, говорите!
- То-есть я не так выразился... про высшую ногу... но это ничего, потому что...
- Ах, ничего, ничего, конечно ничего! Простите, Алеша, милый... Знаете, я вас до сих пор почти не уважала... то-есть уважала, да на равной ноге, а теперь буду на высшей уважать... Милый, не сердитесь, что я "острю", - подхватила она сейчас же с сильным чувством. - Я смешная и маленькая, но вы, вы... слушайте, Алексей Федорович, нет ли тут во всем этом рассуждении нашем... то-есть вашем... нет, уж лучше нашем... нет ли тут презрения к нему, к этому несчастному... в том, что мы так его душу теперь разбираем, свысока точно, а?" 13.05.2015 12:36:05, вау
" - Его, главное, надо теперь убедить в том, что он со всеми нами на равной ноге, несмотря на то, что он у нас деньги берет, - продолжал в своем упоении Алеша, - и не только на равной, но даже на высшей ноге...
- "На высшей ноге" - прелестно, Алексей Федорович, но говорите, говорите!
- То-есть я не так выразился... про высшую ногу... но это ничего, потому что...
- Ах, ничего, ничего, конечно ничего! Простите, Алеша, милый... Знаете, я вас до сих пор почти не уважала... то-есть уважала, да на равной ноге, а теперь буду на высшей уважать... Милый, не сердитесь, что я "острю", - подхватила она сейчас же с сильным чувством. - Я смешная и маленькая, но вы, вы... слушайте, Алексей Федорович, нет ли тут во всем этом рассуждении нашем... то-есть вашем... нет, уж лучше нашем... нет ли тут презрения к нему, к этому несчастному... в том, что мы так его душу теперь разбираем, свысока точно, а?" 13.05.2015 12:36:05, вау
Достоевский? Одно имя Лев Мышкин чего стоит... Если гротеск, сатиру и карикатуру считать подразделениями юмора - то он фактически петросян :)
13.05.2015 11:31:34, AleXXX
Согласна, но легкого юмора у Ф.М. все-таки нет. Не тот был человек.
13.05.2015 11:59:47, Брюзжит Джонс
не, я не спорю, с уральскими пельменями ему тягаться не под силу - слабоват он тут как писатель :)
13.05.2015 12:04:08, AleXXX
Вообще юмор прекрасно сочетается с мрачными тонами. В частности в Идиоте Достоевского юмор присутствует в описании нескольких персонажей.
Лев Николаевич исключительный пример гениального писателя без чувства юмора. С оговоркой, что я его не все еще прочитала.
Пушкин -- это не отдельный разговор о поэзии, очень остроумный писатель.
Не забудем про Салтыкова-Щедрина, Фонвизина, Грибоедова и прочих классиков из школьной программы. 13.05.2015 11:26:55, Птица Сыйсу
Лев Николаевич исключительный пример гениального писателя без чувства юмора. С оговоркой, что я его не все еще прочитала.
Пушкин -- это не отдельный разговор о поэзии, очень остроумный писатель.
Не забудем про Салтыкова-Щедрина, Фонвизина, Грибоедова и прочих классиков из школьной программы. 13.05.2015 11:26:55, Птица Сыйсу
А вы смеялись над Фонвизиным и Грибоедовым? Почему-то мне было не особо смешно. Разве что надо Петрушкой.
13.05.2015 12:42:54, Питерская
Потому что в школе проходили не смешно. Есть песни Кима для Недоросля, веселые.
13.05.2015 12:52:22, Птица Сыйсу
У Фонвизина и Грибоедова - пьесы. Смешными их сделают режиссер и актер. Это вполне возможно.
13.05.2015 12:46:14, вау
чужая жена и муж под кроватью. как опасно предаваться честолюбивым снам....это тоже достоевский
13.05.2015 11:25:35, Шерлок
Если Булгакова считать классиком, то тогда "Театральный роман" очень смешной ИМХО.
13.05.2015 11:09:53, Степная кошка
Ну, если Войновича считать (при всем моем к нему уважении), то про Булгакова нЕчего и спрашивать.
13.05.2015 16:07:23, ЕЕ
Я ужасно удивилась, когда узнала, что все считают "Мастера и Маргариту" грустной и даже трагичной книгой. Мне она показалась очень смешной и оптимистичной.
14.05.2015 01:05:05, маугленок
вчера же и говорили, зачем всех одной линейкой мерить.
жанры разные. бывает трагическое мировоззрение, бывает, что и юмор неуместен. 13.05.2015 10:56:57, Маграт
жанры разные. бывает трагическое мировоззрение, бывает, что и юмор неуместен. 13.05.2015 10:56:57, Маграт
Все, молчу, молчу:), немножко пусть повисит, ладно? А потом сотру.
13.05.2015 10:59:53, Брюзжит Джонс
ладно :)
но если взять конкретно Достоевского, в "Подростке" много если не юмора, то сатиры. 13.05.2015 11:03:32, Маграт
но если взять конкретно Достоевского, в "Подростке" много если не юмора, то сатиры. 13.05.2015 11:03:32, Маграт
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?