Раздел: Музыка, книги, ТВ, кино

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Просто любопытно.

Читаю сейчас один детектив. Кстати, кто любит интеллектуальный детектив с примесью истории и искуствоведения - рекомендую, Йен Пирс, цикл про Джонатана Аргайла.
Цитата: "Это была небольшая картина, скорее даже икона".
Как-то до этого мне казалось, что вещь является _либо_ картиной, _либо_ иконой, что должен быть какой-то однозначный признак, критерий. Но похоже, что это не так... В Яндексе почитала - тоже не нашла каких-то критериев. Точнее, нашла один, но какой-то странный, от обратного - "иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание". То есть на что молятся - то и икона. То есть получается, что считать некое изображение иконой или картиной на религиозную тему - зависит исключительно от желания пользователя?
20.04.2014 19:26:13,

49 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
В Италии (особенно в Венеции) до эпохи Возрождения была очень сильна византийская традиция изображения. Когда двинулся "свой родной" Ренессанс, то стали появляться произведения живописи Предвозрождения "уже не икона - ещё не картина" (например, Дуччо ди Буонинсенья).
Коротко говоря, разница между иконой и картиной в том, что икона пишется по жёстким правилам (каноном), условно говоря, икона - это "график функции", который "строится", а картина - беспредельный ("бесканонный") полёт фантазии самогО художника. Внешнее различие: обратная перспектива иконы и светотень картины.
21.04.2014 10:08:02, знаю, о чём говорю
Лавгуд
Я была свидетелем такого разговора.
Американка спросила экскурсовода:
- Чем просто картина отличается от иконы?
Та ей ответила:
- Икона пишется по строгим канонам.
Ну, и перечислила эти каноны.
21.04.2014 08:36:27, Лавгуд
Изображение будет иконой, если его освятили.
Например, иконостас Андреевской церкви в Киеве -- это барокко, очень мало соответствует древнерусским канонам.
21.04.2014 08:35:26, Птица Сыйсу
От освящения картина иконой не становится. Освящение делает изображение "связью" с Тем, кто на нём изображен (функция иконы). Кстати, иконы обязательно освящаются. Будь они и без того "священны", зачем их освящать? 21.04.2014 10:12:47, Хм...
не просто иконы освящаются, а художник должен получить благословение на это занятие. и соблюдать определенные ритуалы во время всего процесса, начиная от подготовки доски. 21.04.2014 11:00:45, Маграт
Я ответила только по поводу "То есть на что молятся - то и икона. То есть получается, что считать некое изображение иконой или картиной на религиозную тему - зависит исключительно от желания пользователя?".

Нет, не от желания пользователя, а от церкви. Картины освящать не будут и каноническое изображение тоже освятят, только если известно, кем оно написано.
21.04.2014 10:55:55, Птица Сыйсу
любая икона - картина, не любая картина - икона 20.04.2014 21:41:59, Шерлок
Думаю, что издержки перевода.
На англииском painting это все, что нарисовано. В том числе и икона. Могли перевести как "картина". А икона ли это, в случае изображении католических святых, на первыи взгляд может не быть очевидно. А это явно первыи взгляд, когда размер изображения обсуждают.
20.04.2014 20:56:17, __nevazhno____
"Цитата: "Это была небольшая картина, скорее даже икона". Интеллектуальный детектив".. Ха.. Ха.. Ха 20.04.2014 20:36:40, Merry Tata
Я имею в виду, что преступника вычисляют путем размышлений, чтения документов и прочее, а не путем размахивания пистолетами и кулаками :) 20.04.2014 21:16:53, маугленок
Мадам Шредингер
Иконопись в русском понимании характерна только для православия, в католичестве изображения религиозной тематики, даже в церквях, написаны как и другие изображения того периода, в той же манере, часто довольно реалистичной. 20.04.2014 20:10:44, Мадам Шредингер
Василиса из сказки
Даже при реалистичной манере в католических изображениях святых определенные каноны соблюдаются, это заметно, особенно, когда тебе на это указывают))), а уж православные иконы с просто картиной перепутать трудно. 20.04.2014 20:16:00, Василиса из сказки
я всегда задумываюсь, икона ли это: 20.04.2014 20:24:54, Маграт
Кабриолетта
в русской школе иконописи более плоско изображается, это на византийскую похоже. Но я не спец. 20.04.2014 21:10:22, Кабриолетта
Мадам Шредингер
Почему нет? 20.04.2014 20:43:14, Мадам Шредингер
Слишком живой. Человеческий. 20.04.2014 20:59:50, Маграт
Мадам Шредингер
Я боюсь, что не все авторы исследуют тему как следует ;) 20.04.2014 20:18:54, Мадам Шредингер
Василиса из сказки
Есть понятие канонов, по которым пишутся иконы. И раньше писались, и сейчас пишутся. Иконопись - крайне консервативная сфера, к тому же насыщенная достаточным количеством символов. Вот Вы знаете, что такое череп в основании распятия? Это ж все не просто так. В иконописи еще и определенный набор сюжетов есть. К тому же, насколько я понимаю, просто так, с бухты-барахты, икону сесть писать нельзя. Надо получить благословение (соответственно, указать сюжет, кмк), подготовиться и прочее.
"Явление Христа народу" А. Иванова видели? Видно, что не икона?)))
Думаю, перевод просто своеобразный. Может, там миниатюра имелась в виду?
20.04.2014 20:00:34, Василиса из сказки
Нет, на самом деле там именно икона. Причем византийская. 20.04.2014 20:14:16, маугленок
Oker
я бы подумала, что это издержки перевода.
icon - это и икона, и картинка
20.04.2014 19:49:42, Oker
На английском? А что, просто слова "картина" у них нет?
Значит, разнобой в тексте, когда предмет поисков все называют то картиной, то иконой - дело рук переводчика. Возможно. Но ведь процитированную мной фразу переводчик не мог придумать сам? Как не мог автор иметь в виду "это была картина, вернее даже картина..."
20.04.2014 19:55:15, маугленок
Oker
"это была картина, вернее даже - картинка"
Ну, то есть картина маленького размера
20.04.2014 20:57:43, Oker
Но из дальнейшего текста становится ясно, что это таки икона. Причем византийския (не знаю, насколько она уместна в католической церкви). 20.04.2014 21:07:14, маугленок
Oker
ну, тогда все так и есть. Икона - это ж картина, правильно? 20.04.2014 21:14:29, Oker
Grumpy Cat
Может еще имеется в виду "символ"? 20.04.2014 19:54:02, Grumpy Cat
ну да. Фетиш. 20.04.2014 19:37:23, Лось_Анджелес
Grumpy Cat
Просто автор не в курсе. Это разные вещи. 20.04.2014 19:35:00, Grumpy Cat
автор, который по ссылке, как-то не учитывает, что многое из того, что сегодня висит в музеях и сегодня считается картинами, писалось для католических церквей. 20.04.2014 20:26:52, douceur
Извините, но по ссылке тоже нет однозначных критериев. Эмоциональность - понятие субъективное, реалистичность изображения - спорно, далеко не на всех картины пропорции соблюдены и не на всех иконах искажены. Авторство - а то нет картин неизвестного художника без подписи и нет икон Андрея Рублева, хотя бы и не подписанных?
Ну и все остальное так же. Разве что про обратную перспективу... но я сильно сомневаюсь, что это всегда так соблюдается и всегда можно увидеть.
20.04.2014 19:42:54, маугленок
Grumpy Cat
Иконописцев Вы можете знать штуки три, если не в теме, и с десяток, если в теме, по счастливой случайности оставшихся в истории. А художников, скорее всего, значительно больше.
По моей ссылке есть стилистическая разница живописи и иконописи. Визуально их спутать крайне сложно.
20.04.2014 19:49:37, Grumpy Cat
Вы считаете, что иконы писали только в России?
Если нет, то Ваше утверждение, мягко говоря, абсурдно. :)
20.04.2014 21:01:02, __nevazhno___
Иконы, привычные нам (то есть православные), действительно сложно спутать с картиной. Но я именно формальными признаками интересуюсь. А их, выходит, нет...
Кстати, в книге действие происходит в Риме, так что икона явно не православная.
20.04.2014 19:53:31, маугленок
sacha
так византийская иконопись - это и есть "привычная нам (то есть православная)". 21.04.2014 00:57:45, sacha
Ну, тогда реплика автора где-то понятна. Его герою (англичанину, живущему в Риме) вид православных икон вряд ли привычен, и для него сомнения - икона или картина - допустимы. 21.04.2014 07:17:54, маугленок
И еще, кстати, насчет православия. Хотя действие происходит в Риме и церковь католическая, автор как-то явно связывает понятия "икона" и "православие". Вплоть до того, что главный герой зовет на консультацию специалиста по православно-исламисткой живописи (?!).
Но ведь в католицизме тоже используются иконы! У них что, нет специалистов по этой части? И разве православная икона могла бы висеть в католической церкви?
20.04.2014 19:57:56, маугленок
sacha
возможно, автор как-то не так назвал, или у него самого путаница, или ошибки перевода... возможно, он имел в виду специалиста по древним византийским иконам восточных областей, то бишь Египта, Сирии, Палестины (которые нынче исламские) Посмотрите коптские иконы, они похожи на картинки:-) 21.04.2014 11:57:33, sacha
хухра-мухра
особенно "исламистская" живопись, конечно, доставляет:) В Исламе вообще запрещены были любые рукотворные изображения людей и животных, даже для личного пользования, -только узорчики рисовать можно было, арабскую вязь там всякую. 21.04.2014 10:32:28, хухра-мухра
Liusia (просто Люся)
Могла бы, но тех функций, что в православной церкви, она выполнять там не будет. А иконы, наворованные во время завоевания Константинополя в 1204 году крестоносцами до сих пор в Европе встречаются. 21.04.2014 09:40:35, Liusia (просто Люся)
Крапива
икона висеть может, если она в дар передана от православной епархии, например. У католиков, если фрески не считать, в соборах больше скульптурных изображений.
православно-исламистская живопись - это оксюморон какой-то, в исламе изображений пророка нет.
20.04.2014 20:05:41, Крапива
Насколько я знаю, в исламе и людей-то изображать запрещено. 20.04.2014 20:14:48, маугленок
Grumpy Cat
Вот еще. 20.04.2014 19:57:50, Grumpy Cat
Ну вот, выходит, католическую икону от картины и вовсе нельзя отличить... если для них нет всяких правил и ограничений, как для православных. 20.04.2014 20:01:38, маугленок
Oker
да икона-то все равно в первую очередь - это картина.
Да, написанная по определенным законам, но картина)
20.04.2014 21:34:54, Oker
Grumpy Cat
Неспециалист не может, да. Так неспециалист и Рубенса от Пуссена не отличит, скорее всего. :-) 20.04.2014 20:07:29, Grumpy Cat
Grumpy Cat
А эти признаки Вы прочитали? Довольно четко описано.

Стилистические различия
Картина – это иллюстрация библейского события. Она написана в манере светской живописи, ничем не регламентируется и ограничена только фантазией художника.
Икона ничего не иллюстрирует. Она – посредник между миром реальным, осязуемым, и тем миром, который недоступен осязанию и может быть постигнут только верой. Ее написание строго регламентируемо каноном, не позволяющим образу снисходить до уровня обычной светской живописи.
Реальность и условность изображения. Для иконы характерна условность изображения. То есть, изображается не сам предмет, а идея, которую он несет. Все подчинено цели раскрытия внутреннего смысла. Именно отсюда деформированные (удлиненные) фигуры святых, что символизирует преображение земной плоти в мире горнем, жесткие графические изломы линий одежды, контрастирующие с мягким изображением ликов.
Для картины характерна реальность изображения, подчеркнутая пышность и декоративность, любование красотой и правильностью форм. Линии одежды мягкие и плавные, гармонирующие с реальным изображением лиц.
Принцип изображения пространства. Для картины характерна прямая перспектива, что хорошо объясняется изображением железнодорожного полотна – параллельные линии у горизонта сходятся в одной точке.
Для иконы характерен принцип обратной перспективы: точкой схождения является сам человек, стоящий перед образом. Это – символ того, что все изливается нам оттуда, из мира высшего. То есть, параллельные линии в глубине пространства иконы расширяются.
Но пространства как такового на иконе нет. И близлежащие предметы, и отдаленные являются первоплановыми. На картине строго разграничены предметы переднего и заднего плана.
Источник света. Свет на иконе как бы исходит от самого изображения, как символ святости. Нет теней, падающих от предметов. На картине источник света внешний, как бы посланный извне человеку за его святость.
Нимбы – важнейшая особенность священных христианских изображений. Они символизируют святость и полноту Божественного света. На иконах окружие составляет одно целое с изображением святого. На картинах божественной тематики нимб находится над головой святого, как символ посланной свыше награды.
Цвет. При написании иконы цвет имеет символическое значение. Для картины цветовая гамма также символична, но имеет значение и подчиненная законам живописи колористика полотна.
Единовременность изображения. Для иконы характерен принцип отсутствия временно-пространственных рамок. Несколько событий, отдаленных во времени, изображены на иконе в композиционном единстве. Этот прием соответствует христианскому понятию о том, что у Бога один день как тысяча, и тысяча дней как один. Картина же изображает событие, ограниченное временем и пространством.
20.04.2014 19:56:22, Grumpy Cat
Да, прочитала.
Понятно, что иконы _должны_ следовать канонам в смысле цвета, сюжета и т.д. Но ведь и картинам не запрещено быть написанными с использованием тех же цветов, без заднего плана и т.д.! То есть можно точно сказать, что иконой НЕ является, но нельзя точно сказать, что является.
20.04.2014 19:59:54, маугленок
Grumpy Cat
У католиков каноны другие. Там возможно разница не столь очевидна для неспециалиста. Каноническую православную икону со светской живописью спутать нереально.
20.04.2014 20:03:09, Grumpy Cat
а вот Васнецов, например - у него церковная живопись очень близка к светской. 20.04.2014 21:25:51, Маграт


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!