Ссылку прислали на прекрасную статью в РГ, хочу поделиться, цитата:
"Итак, вот некоторые из тем, предлагавшиеся гимназистам 12-13 лет в начале ХХ века:
Замирание нашего сада осенью.
Река в лунную ночь.
Встреча войска, возвратившегося из похода.
Лес в лучшую свою пору.
Пароходная пристань.
Дедушкин садик.
Прибытие поезда.
Вот "Темы для рассказов" для младших классов:
О том, что видела птичка в дальних землях.
История постройки дома и разведения при нем сада...
Великаны и пигмеи лесного царства.
А вот "Темы разнородного содержания" для старших гимназистов:
Слово как источник счастья.
Почему жизнь сравнивают с путешествием?
Родина и чужая сторона.
О скоротечности жизни.
Какие предметы составляют богатство России и почему?
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
О проявлении нравственного начала в истории.
На чем основывается духовная связь между предками и потомством?"
Вы бы на какую тему хотели высказаться сами? И сочинение на какую тему Вашего ребенка Вам было бы особенно интересно прочитать?
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Интересное в сети
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века.
28.12.2011 12:34:48, Неточка Незванова96 комментариев
что ни тема, то ужас на мой взгляд, ну разве что кроме темы о скоротечности жизни. хотя нет, про лес тоже могу и про поезд
28.12.2011 15:57:03, ALora
высасывать из пальца надо, например, что видела птичка в дальних странах или про духовную связь с предками. насочинять-то можно, не вопрос, только как-то это... как железом по стеклу
28.12.2011 16:30:42, ALora
для того, чтобы написать, что видела птичка в дальних странах, надо знать, что эти страны существуют и отличаются от привычного окружения. расширение кругозора в таких направлениях обычно идет на пользу. а умение облекать свои мысли в письменном виде тоже не мешает в жизни никак.
28.12.2011 16:49:04, Ирис
птичка вполне себе могла ограничиться рассматриванием полей-лесов и их обитателей. задание по природоведению скорее, но тогда и тему сформулировать надо было бы иначе
я не против умения облекать мысли в письменную форму, но натужные темы такие как про эту птичку мне не нравятся. дети уже школьники а им "что птичка видела". 28.12.2011 16:58:42, ALora
я не против умения облекать мысли в письменную форму, но натужные темы такие как про эту птичку мне не нравятся. дети уже школьники а им "что птичка видела". 28.12.2011 16:58:42, ALora
птичка вполне могла пролетать над жилыми поселениями - и тогда с позиции птички можно описать ее разговор с обитателями курятника баварской деревни, щебет с ласточками стамбула, любование каналами венеции - да все что угодно можно под птичку подписать, если включить голову.
но это тяжело, да - думать приходится. 28.12.2011 17:14:04, Ирис
но это тяжело, да - думать приходится. 28.12.2011 17:14:04, Ирис
это не думать, а выдумывать надо, приписывая птичке мысли человека.
птичке красоты каналов Венеции вряд ли интересны. щебет и прочие переговоры как раз изобразить нетрудно, вспомнив Кладовую солнца - чив-чив спросила сойка, чурык-чурык ответил ей еще кто-то там. но чтобы написать чем баварский курятник отличается от подмосковного, надо все же бы увидеть, причем желательно оба. вот это кстати была бы интересная темы для сочинения, на живом материале. 28.12.2011 17:32:10, ALora
птичке красоты каналов Венеции вряд ли интересны. щебет и прочие переговоры как раз изобразить нетрудно, вспомнив Кладовую солнца - чив-чив спросила сойка, чурык-чурык ответил ей еще кто-то там. но чтобы написать чем баварский курятник отличается от подмосковного, надо все же бы увидеть, причем желательно оба. вот это кстати была бы интересная темы для сочинения, на живом материале. 28.12.2011 17:32:10, ALora
нет, я не категорически против. мне лично такие темы не нравятся, а кому-то может быть наоборот. поэтому в случае таких фантазийных сочинений (не по литературных произведениям) я за то, чтобы предлагалось несколько тем на выбор.
28.12.2011 18:03:42, ALora
редко когда тема одна - обычно несколько тем, но все могут оказаться фантазийными ))))
28.12.2011 18:08:36, Ирис
да, я помню в 8 классе мне попались одна другой хуже:) самая нейтральная была "Мой день рождения". учитывая, что др у нас в семье не справляли, прямо мучение мне было:) но остальные были еще хуже - одна была про подвиг родственника, третью не помню. я хотела было написать про подвиг бывшей у меня в детстве овчарки Веги, но решила, что в 8 классе мне не простят, если я ее в родственники запишу:)
28.12.2011 19:15:19, ALora
почему выдумывать? фантазировать. и откуда Вы знаете, что интересно птичке?
28.12.2011 17:36:05, Неточка Незванова
так я и говорю, что мне лично неинтересно придумывать что интересно птичке:) еда ей интересна точно - жучки, червячки
28.12.2011 18:04:43, ALora
птичка смотрит и видит не как человек. это-то и интересно представить. именно что не на природоведении, а на других уроках
28.12.2011 17:08:05, Шерлок
а точно всем интересно представить себя птичкой? Пелевин вот красочно представил что видят насекомые, но это ж сколько грибов надо было съесть и травы выкурить:)
28.12.2011 17:13:07, ALora
и материал для школьного психолога - какой птичкой кто себя представил ))))
28.12.2011 17:19:21, Ирис
это долго гуляло по контакту.
Моя дочка в восторге. Она обожает писать на такие темы, есть даже работы по краеведению.
Вообще здоровой психикой какой-то повеяло от них. И подумалось: как мы все больны! 28.12.2011 15:38:25, Ольсик
Моя дочка в восторге. Она обожает писать на такие темы, есть даже работы по краеведению.
Вообще здоровой психикой какой-то повеяло от них. И подумалось: как мы все больны! 28.12.2011 15:38:25, Ольсик
да, уже ниже сказали, я тут обсуждений не застала, а мне ссылку прислали на мой вопрос - как можно оценить знание русского и литературы тестами? у моего ребенка за четверть 5 по русскому языку (это даже не смешно) и 4 по литературе (тоже совершенно не соответствует знаниям оценка).
Но он правильно отгадывает тесты, вот в чем дело. 28.12.2011 16:06:01, Неточка Незванова
Но он правильно отгадывает тесты, вот в чем дело. 28.12.2011 16:06:01, Неточка Незванова
Участницы нашей конференции, я уверена,
готовы высказаться по любой из предложенных тем и весьма обстоятельно:) 28.12.2011 14:09:02, Игра слов
готовы высказаться по любой из предложенных тем и весьма обстоятельно:) 28.12.2011 14:09:02, Игра слов
а надо прям рубрику сделать по этим темам и пройтись всем дружно и всесторонне
28.12.2011 14:29:46, Даритта
Дашенька, ты не ответила, кстати - тебе какая интереснее всего? *хотя, я думаю, тебя сейчас заботит только одна тема :((( пусть все как можно быстрее пройдет!*
28.12.2011 14:36:30, Неточка Незванова
да не так чтобы. У меня теперь тема попы :) главная. Надо еще где-то круг для плавания найти, ребенку через неделю разрешили садиться только на него.
28.12.2011 14:38:02, Даритта
можно садиться и на не сильно надутую надувную подушку. ее, кажется, проще найти.
28.12.2011 14:40:49, Неточка Незванова
неа, нужен бублик, чтобы вес переносить. Но да не суть.
А по поводу тем, так я на любую могу. Разве что про нравственность не стала бы. 28.12.2011 14:43:29, Даритта
А по поводу тем, так я на любую могу. Разве что про нравственность не стала бы. 28.12.2011 14:43:29, Даритта
да суть как раз, подушки у меня такие есть, я б тебе завезла, бублика нету :(
28.12.2011 14:47:52, Неточка Незванова
я сегодня еду в город, на обратном пути, если ты уже будешь дома (около 6) могла бы заскочить
28.12.2011 14:52:04, Даритта
не буду дома :( позвоню тебе сейчас, подумаем, как пересечься, ок?
28.12.2011 15:28:16, Неточка Незванова
чем больше жизненного опыта накапливается, тем меньше хочется рассуждать на темы нравственности
28.12.2011 14:45:19, Ирис
каждый раз когда меня тянет поморализаторствовать, я старательно вспоминаю свое прошлое :)
28.12.2011 14:53:11, Даритта
так Ключевский еще в конце 19в говорил, что мыслей уже ни у кого никаких нет, остались лишь гальванистические подергивания мозга
28.12.2011 14:50:53, Неточка Незванова
Нравственное начало в истории - это самое то для сочинения в старших классах нашей школы в конце 70-х! С удовольствием бы написала, только меня потом из школы поперли бы...
28.12.2011 14:01:05, Чифф@
а у вас в конце 70-х уже было свое мнение, идущее в разрез с указаниями партии?
я запросто написала бы тогда про высокие идеалы революционеров и самопожертвование солдат, это нам в головы прочно вкладывали. если бы любила болтологию, конечно. а так старалсь эти темы обходить, скорее подсознательно. или просто скучно было лозунги переписывать... 28.12.2011 14:07:45, Маграт
я запросто написала бы тогда про высокие идеалы революционеров и самопожертвование солдат, это нам в головы прочно вкладывали. если бы любила болтологию, конечно. а так старалсь эти темы обходить, скорее подсознательно. или просто скучно было лозунги переписывать... 28.12.2011 14:07:45, Маграт
Мнение, отличное от общепринятого, таки да, было. И учитель истории у нас был дивный, как мог, давал нам поводы задумываться над неоднозначностью его предмета.
Только вот мужества написать то, что я действительно думаю, мне бы тогда не хватило. Да и сейчас я больше думаю, что говорю, нежели говорю, что думаю :) 28.12.2011 14:35:41, Чифф@
Только вот мужества написать то, что я действительно думаю, мне бы тогда не хватило. Да и сейчас я больше думаю, что говорю, нежели говорю, что думаю :) 28.12.2011 14:35:41, Чифф@
У нас было немало сочинений на "отвлеченные" темы, не по произведениям.
И некоторые из перечисленных тем у нас точно были - про духовную связь, непрочность счастья, про богатства России.
Лично мне нравятся все темы, которые для старших гимназистов, темы для мелких (кроме разведения сада). А вот темы для 12-13 летних не нравятся вообще, слишком они пасторально-созерцательные... 28.12.2011 13:30:24, Rumba*
И некоторые из перечисленных тем у нас точно были - про духовную связь, непрочность счастья, про богатства России.
Лично мне нравятся все темы, которые для старших гимназистов, темы для мелких (кроме разведения сада). А вот темы для 12-13 летних не нравятся вообще, слишком они пасторально-созерцательные... 28.12.2011 13:30:24, Rumba*
Для развития речи хороши, мне кажется.
28.12.2011 13:50:16, В. с работы
это безусловно. если задано написать 5 страниц на тему "река лунной ночью" - речь хочешь не хочешь разовьется:), причем как литературная, так и - параллельно, пока пишешь - матерная:)
28.12.2011 14:06:32, Rumba*
ой, я бы с легкостью. Про одних утопленников и их бэкграунд сколько можно написать ))
28.12.2011 14:09:39, ландыш
мне показались темы для 12-13 лет самыми сложными. созерцательными, да. а насколько они могут быть пасторальными или не пасторальными - это только от автора зависит.
28.12.2011 13:44:52, Неточка Незванова
Какие темы хорошие.
Высказалась бы на тему: На чём основывается духовная связь между предками и потомством? Для меня она малоизучена, потому интересна.
для дочери - река в лунную ночь или о непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатсве.
для сына - великаны и пигмеи лесного царства. 28.12.2011 13:09:49, В. с работы
Высказалась бы на тему: На чём основывается духовная связь между предками и потомством? Для меня она малоизучена, потому интересна.
для дочери - река в лунную ночь или о непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатсве.
для сына - великаны и пигмеи лесного царства. 28.12.2011 13:09:49, В. с работы
а я как раз очень хотела бы моего сына почитать на тему: "На чём основывается духовная связь между предками и потомством?"
а для себя выбрала бы - "О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве" 28.12.2011 13:16:29, Неточка Незванова
а для себя выбрала бы - "О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве" 28.12.2011 13:16:29, Неточка Незванова
Я в 12- 13 лет обожала писать на подобные темы. Причем не только то, что задавали. Однажды показала с дура ума отцу - он говорит : откуда списала? Ну я и бросила эт дело. А дети у меня вообще не любители писать и уже тем болле их совершенно не волнуют столь высокие мотивы - вряд ли они бы захотели какую-нибудь из них осветить, если только зададут обязательно. Хотя старшая в последнее время все больше 5 получает. Вообще конечно хорошие темы, особенно в сравнении в тем бредом, который приходится писать в эссе по ЕГЭ.
28.12.2011 13:02:47, hanhi
зря, может, бросили? :(
а какие сейчас темы предлагаются для эссе в рамках ЕГЭ? 28.12.2011 13:18:00, Неточка Незванова
а какие сейчас темы предлагаются для эссе в рамках ЕГЭ? 28.12.2011 13:18:00, Неточка Незванова
А это непредсказуемо: иногда еще проглядывает здравый смысл, аиногда и нет...
28.12.2011 15:07:51, hanhi
мне - История постройки дома и разведения при нем сада...
а детей любые интересно читать 28.12.2011 12:57:20, emiiil
а детей любые интересно читать 28.12.2011 12:57:20, emiiil
В нашей школе был дивный педагог, преподавал только в старших классах. По своей программе, учебниками мы не пользовались вообще. И как внеурочная работа, класса с седьмого, предлагались подобные сочинения-размышлизмы. В бумажную папку он вклеивал журнал с интересной статьей и тетрадку чистую. А на папке мог быть совершенно неожиданный вопрос, заставляющий смотреть не вширь, а вглубь.
28.12.2011 12:48:07, Tortillka
вот это да... а не вспомните, какие именно темы-вопросы поднимались?
28.12.2011 12:57:55, Неточка Незванова
Не, уже больше 20 лет прошло))
У него еще феноменальная память была, он чуть не дословно помнил и цитировал лучшие сочинения своих учеников, а было ему 70.
Точно помню, что основной темой обсуждения романа Горького "Мать" была сцена признания в любви) 28.12.2011 13:05:30, Tortillka
У него еще феноменальная память была, он чуть не дословно помнил и цитировал лучшие сочинения своих учеников, а было ему 70.
Точно помню, что основной темой обсуждения романа Горького "Мать" была сцена признания в любви) 28.12.2011 13:05:30, Tortillka
мои дети многократно писали сочинения на подобные темы.
а я ненавижу на заданные темы писать. 28.12.2011 12:37:11, Маграт
а я ненавижу на заданные темы писать. 28.12.2011 12:37:11, Маграт
слушай, а вот в мои школьные годы вообще даже близко подобных тем не было. никакой личной составляющей, никаких эмоций, никакого личного отношения, все строго в рамках курса литературы, любой тезис должен быть доказан цитатами и тд. и у никиты я подобных тем для сочинений не припоминаю.
28.12.2011 12:40:06, Неточка Незванова
Про природу в младших классах были, но опять же не предполагающие описания личного опыта и личных впечатлений (или фантазий). Ну, мне так кажется.
28.12.2011 12:56:05, Неточка Незванова
ну вот только что Лена писала на тему "как мы помогаем животным". именно о личном опыте надо было написать. а до этого была тема "жители старого дома" - о какой-то старой вещи или игрушке.
28.12.2011 13:34:20, Маграт
"жители старого дома" - классно, да. вот почему-то у моего ребенка такого не было :( а хотелось бы, чтобы было как можно больше. мне кажется очень важным, чтобы он умел высказывать свои мысли - письменно. этому, кстати, общение в инете во многом учит. но оно же и корёжит, так как наставника (цензора) нет.
28.12.2011 13:40:32, Неточка Незванова
будешь смеяться - именно в гуманитарной гимназии он и учится. и учителя все хорошие, и неформально к программе подходят. вот я только сегодня дневник в школу относила, чтоб оценки проставили, со всеми переговорила - очень давит на них подготовка к ЕГЭ, конечно, идет натаскивание :(
28.12.2011 13:54:36, Неточка Незванова
а может, ты и не знаешь, что они там на уроках пишут? и Никита же еще юный совсм, какое натаскивание на егэ? или их к промежуточым экзаменам готовят?
28.12.2011 14:11:01, Маграт
да учительница же показывает тетради, а если сочинение на дом задано, он с нами советуется. так что я в курсе, что он пишет и как.
про ЕГЭ - мне это вообще дивно. 7-й класс - разговоры только про ЕГЭ, тесты сплошные, что дальше-то будет? прям страшно 28.12.2011 14:16:40, Неточка Незванова
про ЕГЭ - мне это вообще дивно. 7-й класс - разговоры только про ЕГЭ, тесты сплошные, что дальше-то будет? прям страшно 28.12.2011 14:16:40, Неточка Незванова
мои дети писали про личное. не знаю предполагала ли программа, но нареканий не было
28.12.2011 12:57:26, Шерлок
да и у нас все это было...
вот по истории-обществоведению эссе не писали, это точно. там личные рассужления не приветствовались. 28.12.2011 12:48:17, Маграт
вот по истории-обществоведению эссе не писали, это точно. там личные рассужления не приветствовались. 28.12.2011 12:48:17, Маграт
тут от педагога зависит много. у меня в школе в средних классах была "никакая" - рыба, все строго в рамках программы. а в старших классах - замечательная, постоянно приносила нам читать романы в литературных журналах - в "Звезде", "Неве" и других, и обсуждали все это, рассуждали о многих вещах и понятиях в жизни
28.12.2011 12:54:31, Ирис
у нас тоже очень живые обсуждения были, и на уроках, и во внеурочное время, обо всем на свете говорили, спорили. но сочинения - все в рамках. я, конечно, понимаю, почему так - нас начиная класса с 7-го уже готовили к поступлению в институт, в какой-то мере заставляли играть по правилам, на лирику времени не оставалось.
28.12.2011 13:02:45, Неточка Незванова
смутно припоминаю, что у нас в школе считалось: сочинения на свободную тему - для троечников, если хочешь оценку выше - надо было выбирать тему, связанную с литературным произведением и демонстрировать навыки работы с текстом. не думаю, что это была правильная позиция.
28.12.2011 12:53:33, Неточка Незванова
у нас такого не было. на свободные темы писали самые смелые, у кого были собственные мысли. лично мне это было не по силам, гораздо проще раскрывать образ Татьяны или Печорина.
28.12.2011 13:22:11, Маграт
а я всегда любила именно свободные темы. у нас свободная тема часто давалась как альтернатива 2-3м темам по произведению, так я часто выбирала именно свободную.
А у вас не было разве таких сочинений, в которых все темы - свободные? Ну т.е. они уже сформулированы (всякие остро-социальные вопросы, нравственные и т.п.), а из них уже выбираешь себе одну и пишешь. У нас вот были иногда. 28.12.2011 13:35:22, Rumba*
А у вас не было разве таких сочинений, в которых все темы - свободные? Ну т.е. они уже сформулированы (всякие остро-социальные вопросы, нравственные и т.п.), а из них уже выбираешь себе одну и пишешь. У нас вот были иногда. 28.12.2011 13:35:22, Rumba*
какие остросоциальные вопрсы, ты о чем :) их не было в природе.
вернее, были, но только в странах капиталима :) а мы писали на темы "мы за мир" и "эх, хорошо в стране советской жить" :)
самую острую дискуссию помню про тракториста, котрый погиб, спасая трактор от пожара. но эта тема на всю страну гремела много лет, она была официаьно разрешена к обсуждению.
за всю школу помню один раз, когда все темы не имели отношения к литературе. вот тогда я и помучилась :) 28.12.2011 13:45:10, Маграт
вернее, были, но только в странах капиталима :) а мы писали на темы "мы за мир" и "эх, хорошо в стране советской жить" :)
самую острую дискуссию помню про тракториста, котрый погиб, спасая трактор от пожара. но эта тема на всю страну гремела много лет, она была официаьно разрешена к обсуждению.
за всю школу помню один раз, когда все темы не имели отношения к литературе. вот тогда я и помучилась :) 28.12.2011 13:45:10, Маграт
Мы в 11 классе писали на тему о путче 91г., например. Это как раз было сочинение, где все темы свободные, и одна из них была вот такая.
28.12.2011 13:49:20, Rumba*
и я всегда любила и выбирала свободные темы; литературовед из меня аховый.
28.12.2011 13:40:12, ландыш
я литературные темы любила в том случае, если произведение/автор/герои мне нравились.
да я вообще сочинения любила, чего уж там:)
Но вот помню один ужОс из школьной программы: заставили писать сочинение по Слову о полку Игореве. Всего одна тема причем была задана, никаких альтернатив, никаких свободных тем. ой, какая это пытка для меня была, я это Слово ненавидела от души. 28.12.2011 13:45:58, Rumba*
да я вообще сочинения любила, чего уж там:)
Но вот помню один ужОс из школьной программы: заставили писать сочинение по Слову о полку Игореве. Всего одна тема причем была задана, никаких альтернатив, никаких свободных тем. ой, какая это пытка для меня была, я это Слово ненавидела от души. 28.12.2011 13:45:58, Rumba*
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?