Раздел: Интересное в сети

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века.

Ссылку прислали на прекрасную статью в РГ, хочу поделиться, цитата:

"Итак, вот некоторые из тем, предлагавшиеся гимназистам 12-13 лет в начале ХХ века:

Замирание нашего сада осенью.
Река в лунную ночь.
Встреча войска, возвратившегося из похода.
Лес в лучшую свою пору.
Пароходная пристань.
Дедушкин садик.
Прибытие поезда.

Вот "Темы для рассказов" для младших классов:

О том, что видела птичка в дальних землях.
История постройки дома и разведения при нем сада...
Великаны и пигмеи лесного царства.

А вот "Темы разнородного содержания" для старших гимназистов:

Слово как источник счастья.
Почему жизнь сравнивают с путешествием?
Родина и чужая сторона.
О скоротечности жизни.
Какие предметы составляют богатство России и почему?
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
О проявлении нравственного начала в истории.
На чем основывается духовная связь между предками и потомством?"

Вы бы на какую тему хотели высказаться сами? И сочинение на какую тему Вашего ребенка Вам было бы особенно интересно прочитать?
28.12.2011 12:34:48,

96 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Пи-Джин
Какие человеческие темы!.. 28.12.2011 22:13:16, Пи-Джин
Лавгуд
Мне темы очень понравились. Оч­ень интеллектуальные. 28.12.2011 17:22:30, Лавгуд
что ни тема, то ужас на мой взгляд, ну разве что кроме темы о скоротечности жизни. хотя нет, про лес тоже могу и про поезд 28.12.2011 15:57:03, ALora
в чем ужас? 28.12.2011 16:07:00, Неточка Незванова
высасывать из пальца надо, например, что видела птичка в дальних странах или про духовную связь с предками. насочинять-то можно, не вопрос, только как-то это... как железом по стеклу 28.12.2011 16:30:42, ALora
Ирис
для того, чтобы написать, что видела птичка в дальних странах, надо знать, что эти страны существуют и отличаются от привычного окружения. расширение кругозора в таких направлениях обычно идет на пользу. а умение облекать свои мысли в письменном виде тоже не мешает в жизни никак. 28.12.2011 16:49:04, Ирис
птичка вполне себе могла ограничиться рассматриванием полей-лесов и их обитателей. задание по природоведению скорее, но тогда и тему сформулировать надо было бы иначе

я не против умения облекать мысли в письменную форму, но натужные темы такие как про эту птичку мне не нравятся. дети уже школьники а им "что птичка видела".
28.12.2011 16:58:42, ALora
Ирис
птичка вполне могла пролетать над жилыми поселениями - и тогда с позиции птички можно описать ее разговор с обитателями курятника баварской деревни, щебет с ласточками стамбула, любование каналами венеции - да все что угодно можно под птичку подписать, если включить голову.
но это тяжело, да - думать приходится.
28.12.2011 17:14:04, Ирис
это не думать, а выдумывать надо, приписывая птичке мысли человека.
птичке красоты каналов Венеции вряд ли интересны. щебет и прочие переговоры как раз изобразить нетрудно, вспомнив Кладовую солнца - чив-чив спросила сойка, чурык-чурык ответил ей еще кто-то там. но чтобы написать чем баварский курятник отличается от подмосковного, надо все же бы увидеть, причем желательно оба. вот это кстати была бы интересная темы для сочинения, на живом материале.
28.12.2011 17:32:10, ALora
а это разве плохо? 28.12.2011 17:46:50, Шерлок
Ирис
т.е. вы категорически против развития фантазии и выдумки у детей? 28.12.2011 17:39:42, Ирис
нет, я не категорически против. мне лично такие темы не нравятся, а кому-то может быть наоборот. поэтому в случае таких фантазийных сочинений (не по литературных произведениям) я за то, чтобы предлагалось несколько тем на выбор. 28.12.2011 18:03:42, ALora
Ирис
редко когда тема одна - обычно несколько тем, но все могут оказаться фантазийными )))) 28.12.2011 18:08:36, Ирис
да, я помню в 8 классе мне попались одна другой хуже:) самая нейтральная была "Мой день рождения". учитывая, что др у нас в семье не справляли, прямо мучение мне было:) но остальные были еще хуже - одна была про подвиг родственника, третью не помню. я хотела было написать про подвиг бывшей у меня в детстве овчарки Веги, но решила, что в 8 классе мне не простят, если я ее в родственники запишу:) 28.12.2011 19:15:19, ALora
почему выдумывать? фантазировать. и откуда Вы знаете, что интересно птичке? 28.12.2011 17:36:05, Неточка Незванова
так я и говорю, что мне лично неинтересно придумывать что интересно птичке:) еда ей интересна точно - жучки, червячки 28.12.2011 18:04:43, ALora
птичка смотрит и видит не как ­человек. это-то и интересно пр­едставить. именно что не на пр­иродоведении, а на других урок­ах 28.12.2011 17:08:05, Шерлок
а точно всем интересно представить себя птичкой? Пелевин вот красочно представил что видят насекомые, но это ж сколько грибов надо было съесть и травы выкурить:) 28.12.2011 17:13:07, ALora
а всем все в школе не м.б. инт­ересно. но можно попробовать 28.12.2011 17:21:10, Шерлок
а должен быть выбор, представлять ли себя птичкой 28.12.2011 17:17:39, Неточка Незванова
с этим согласна 28.12.2011 17:21:48, ALora
Ирис
и материал для школьного психолога - какой птичкой кто себя представил )))) 28.12.2011 17:19:21, Ирис
Ольсик
это долго гуляло по контакту.
Моя дочка в восторге. Она обожает писать на такие темы, есть даже работы по краеведению.

Вообще здоровой психикой какой-то повеяло от них. И подумалось: как мы все больны!
28.12.2011 15:38:25, Ольсик
да, уже ниже сказали, я тут обсуждений не застала, а мне ссылку прислали на мой вопрос - как можно оценить знание русского и литературы тестами? у моего ребенка за четверть 5 по русскому языку (это даже не смешно) и 4 по литературе (тоже совершенно не соответствует знаниям оценка).
Но он правильно отгадывает тесты, вот в чем дело.
28.12.2011 16:06:01, Неточка Незванова
на любую.. жаль, теперь таких сочиненй нет! 28.12.2011 15:17:02, СиреневаяЛеди
мне ниже подсказывают, что теперь как раз есть 28.12.2011 15:33:15, Неточка Незванова
Участницы нашей конференции, я уверена,
готовы высказаться по любой из предложенных тем и весьма обстоятельно:)
28.12.2011 14:09:02, Игра слов
:)
что и делаем ежедневно :)
28.12.2011 14:17:09, Маграт
Даритта
а надо прям рубрику сделать по этим темам и пройтись всем дружно и всесторонне 28.12.2011 14:29:46, Даритта
Дашенька, ты не ответила, кстати - тебе какая интереснее всего? *хотя, я думаю, тебя сейчас заботит только одна тема :((( пусть все как можно быстрее пройдет!* 28.12.2011 14:36:30, Неточка Незванова
Даритта
да не так чтобы. У меня теперь тема попы :) главная. Надо еще где-то круг для плавания найти, ребенку через неделю разрешили садиться только на него. 28.12.2011 14:38:02, Даритта
можно садиться и на не сильно надутую надувную подушку. ее, кажется, проще найти. 28.12.2011 14:40:49, Неточка Незванова
Даритта
неа, нужен бублик, чтобы вес переносить. Но да не суть.
А по поводу тем, так я на любую могу. Разве что про нравственность не стала бы.
28.12.2011 14:43:29, Даритта
да суть как раз, подушки у меня такие есть, я б тебе завезла, бублика нету :( 28.12.2011 14:47:52, Неточка Незванова
Даритта
я сегодня еду в город, на обратном пути, если ты уже будешь дома (около 6) могла бы заскочить 28.12.2011 14:52:04, Даритта
не буду дома :( позвоню тебе сейчас, подумаем, как пересечься, ок? 28.12.2011 15:28:16, Неточка Незванова
Даритта
давай 28.12.2011 15:29:36, Даритта
Ирис
чем больше жизненного опыта накапливается, тем меньше хочется рассуждать на темы нравственности 28.12.2011 14:45:19, Ирис
ландыш
))) 28.12.2011 14:56:21, ландыш
Даритта
каждый раз когда меня тянет поморализаторствовать, я старательно вспоминаю свое прошлое :) 28.12.2011 14:53:11, Даритта
:) ты очень права 28.12.2011 14:46:27, Неточка Незванова
да, а то совсем темы иссякли... 28.12.2011 14:31:59, Маграт
Даритта
это не темы иссякли, увы 28.12.2011 14:35:38, Даритта
мозги первичны, конечно 28.12.2011 14:40:02, Маграт
так Ключевский еще в конце 19в говорил, что мыслей уже ни у кого никаких нет, остались лишь гальванистические подергивания мозга 28.12.2011 14:50:53, Неточка Незванова
Чифф@
Нравственное начало в истории - это самое то для сочинения в старших классах нашей школы в конце 70-х! С удовольствием бы написала, только меня потом из школы поперли бы... 28.12.2011 14:01:05, Чифф@
а у вас в конце 70-х уже было свое мнение, идущее в разрез с указаниями партии?
я запросто написала бы тогда про высокие идеалы революционеров и самопожертвование солдат, это нам в головы прочно вкладывали. если бы любила болтологию, конечно. а так старалсь эти темы обходить, скорее подсознательно. или просто скучно было лозунги переписывать...
28.12.2011 14:07:45, Маграт
Чифф@
Мнение, отличное от общепринятого, таки да, было. И учитель истории у нас был дивный, как мог, давал нам поводы задумываться над неоднозначностью его предмета.
Только вот мужества написать то, что я действительно думаю, мне бы тогда не хватило. Да и сейчас я больше думаю, что говорю, нежели говорю, что думаю :)
28.12.2011 14:35:41, Чифф@
прям даже интересно, что бы в этом сочинении было :)))) 28.12.2011 14:05:22, Неточка Незванова
Rumba*
У нас было немало сочинений на "отвлеченные" темы, не по произведениям.
И некоторые из перечисленных тем у нас точно были - про духовную связь, непрочность счастья, про богатства России.

Лично мне нравятся все темы, которые для старших гимназистов, темы для мелких (кроме разведения сада). А вот темы для 12-13 летних не нравятся вообще, слишком они пасторально-созерцательные...
28.12.2011 13:30:24, Rumba*
Для развития речи хороши, мне кажется. 28.12.2011 13:50:16, В. с работы
Rumba*
это безусловно. если задано написать 5 страниц на тему "река лунной ночью" - речь хочешь не хочешь разовьется:), причем как литературная, так и - параллельно, пока пишешь - матерная:) 28.12.2011 14:06:32, Rumba*
ландыш
ой, я бы с легкостью. Про одних утопленников и их бэкграунд сколько можно написать )) 28.12.2011 14:09:39, ландыш
мне показались темы для 12-13 лет самыми сложными. созерцательными, да. а насколько они могут быть пасторальными или не пасторальными - это только от автора зависит. 28.12.2011 13:44:52, Неточка Незванова
Гномша
Темы милые, но, по-моему, уже было об этом. 28.12.2011 13:27:46, Гномша
ChiChi
было-было.. 28.12.2011 17:13:06, ChiChi
да, может быть я что-то пропустила. 28.12.2011 13:36:24, Неточка Незванова
Какие темы хорошие.
Высказалась бы на тему: На чём основывается духовная связь между предками и потомством? Для меня она малоизучена, потому интересна.
для дочери - река в лунную ночь или о непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатсве.
для сына - великаны и пигмеи лесного царства.
28.12.2011 13:09:49, В. с работы
а я как раз очень хотела бы моего сына почитать на тему: "На чём основывается духовная связь между предками и потомством?"
а для себя выбрала бы - "О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве"
28.12.2011 13:16:29, Неточка Незванова
Я в 12- 13 лет обожала писать ­на подобные темы. Причем не то­лько то, что задавали. Однажды­ показала с дура ума отцу - он­ говорит : откуда списала? Ну ­я и бросила эт дело. А дети у ­меня вообще не любители писать­ и уже тем болле их совершенно­ не волнуют столь высокие моти­вы - вряд ли они бы захотели к­акую-нибудь из них осветить, е­сли только зададут обязательно­. Хотя старшая в последнее вре­мя все больше 5 получает. Вооб­ще конечно хорошие темы, особе­нно в сравнении в тем бредом, ­который приходится писать в эс­се по ЕГЭ. 28.12.2011 13:02:47, hanhi
зря, может, бросили? :(
а какие сейчас темы предлагаются для эссе в рамках ЕГЭ?
28.12.2011 13:18:00, Неточка Незванова
А это непредсказуемо: иногда е­ще проглядывает здравый смысл,­ аиногда и нет... 28.12.2011 15:07:51, hanhi
emiiil
мне - История постройки дома и разведения при нем сада...

а детей любые интересно читать
28.12.2011 12:57:20, emiiil
детей интересно читать, когда мысли свои, не заимствованные. 28.12.2011 13:20:19, Неточка Незванова
В нашей школе был дивный педагог, преподавал только в старших классах. По своей программе, учебниками мы не пользовались вообще. И как внеурочная работа, класса с седьмого, предлагались подобные сочинения-размышлизмы. В бумажную папку он вклеивал журнал с интересной статьей и тетрадку чистую. А на папке мог быть совершенно неожиданный вопрос, заставляющий смотреть не вширь, а вглубь. 28.12.2011 12:48:07, Tortillka
вот это да... а не вспомните, какие именно темы-вопросы поднимались? 28.12.2011 12:57:55, Неточка Незванова
Не, уже больше 20 лет прошло))
У него еще феноменальная память была, он чуть не дословно помнил и цитировал лучшие сочинения своих учеников, а было ему 70.
Точно помню, что основной темой обсуждения романа Горького "Мать" была сцена признания в любви)
28.12.2011 13:05:30, Tortillka
мои дети многократно писали сочинения на подобные темы.
а я ненавижу на заданные темы писать.
28.12.2011 12:37:11, Маграт
слушай, а вот в мои школьные годы вообще даже близко подобных тем не было. никакой личной составляющей, никаких эмоций, никакого личного отношения, все строго в рамках курса литературы, любой тезис должен быть доказан цитатами и тд. и у никиты я подобных тем для сочинений не припоминаю. 28.12.2011 12:40:06, Неточка Незванова
все было. и сейчас есть. про п­рироду всякую уж точно 28.12.2011 12:51:55, Шерлок
Про природу в младших классах были, но опять же не предполагающие описания личного опыта и личных впечатлений (или фантазий). Ну, мне так кажется. 28.12.2011 12:56:05, Неточка Незванова
ну вот только что Лена писала на тему "как мы помогаем животным". именно о личном опыте надо было написать. а до этого была тема "жители старого дома" - о какой-то старой вещи или игрушке. 28.12.2011 13:34:20, Маграт
"жители старого дома" - классно, да. вот почему-то у моего ребенка такого не было :( а хотелось бы, чтобы было как можно больше. мне кажется очень важным, чтобы он умел высказывать свои мысли - письменно. этому, кстати, общение в инете во многом учит. но оно же и корёжит, так как наставника (цензора) нет. 28.12.2011 13:40:32, Неточка Незванова
отдала бы его в гуманитарную гимназию, вы бы этих тем обкушались :) 28.12.2011 13:49:14, Маграт
будешь смеяться - именно в гуманитарной гимназии он и учится. и учителя все хорошие, и неформально к программе подходят. вот я только сегодня дневник в школу относила, чтоб оценки проставили, со всеми переговорила - очень давит на них подготовка к ЕГЭ, конечно, идет натаскивание :( 28.12.2011 13:54:36, Неточка Незванова
а может, ты и не знаешь, что они там на уроках пишут? и Никита же еще юный совсм, какое натаскивание на егэ? или их к промежуточым экзаменам готовят? 28.12.2011 14:11:01, Маграт
да учительница же показывает тетради, а если сочинение на дом задано, он с нами советуется. так что я в курсе, что он пишет и как.
про ЕГЭ - мне это вообще дивно. 7-й класс - разговоры только про ЕГЭ, тесты сплошные, что дальше-то будет? прям страшно
28.12.2011 14:16:40, Неточка Незванова
а у моей в школе никаких таких­ разговоров нет 28.12.2011 14:18:20, Шерлок
а тесты по всем предметам? 28.12.2011 14:19:43, Неточка Незванова
да вроде нет такого. ли я не в­ курсе 28.12.2011 14:20:35, Шерлок
мои дети писали про личное. не­ знаю предполагала ли программ­а, но нареканий не было 28.12.2011 12:57:26, Шерлок
да и у нас все это было...
вот по истории-обществоведению эссе не писали, это точно. там личные рассужления не приветствовались.
28.12.2011 12:48:17, Маграт
Ирис
тут от педагога зависит много. у меня в школе в средних классах была "никакая" - рыба, все строго в рамках программы. а в старших классах - замечательная, постоянно приносила нам читать романы в литературных журналах - в "Звезде", "Неве" и других, и обсуждали все это, рассуждали о многих вещах и понятиях в жизни 28.12.2011 12:54:31, Ирис
у нас тоже очень живые обсуждения были, и на уроках, и во внеурочное время, обо всем на свете говорили, спорили. но сочинения - все в рамках. я, конечно, понимаю, почему так - нас начиная класса с 7-го уже готовили к поступлению в институт, в какой-то мере заставляли играть по правилам, на лирику времени не оставалось. 28.12.2011 13:02:45, Неточка Незванова
смутно припоминаю, что у нас в школе считалось: сочинения на свободную тему - для троечников, если хочешь оценку выше - надо было выбирать тему, связанную с литературным произведением и демонстрировать навыки работы с текстом. не думаю, что это была правильная позиция. 28.12.2011 12:53:33, Неточка Незванова
у нас такого не было. на свободные темы писали самые смелые, у кого были собственные мысли. лично мне это было не по силам, гораздо проще раскрывать образ Татьяны или Печорина. 28.12.2011 13:22:11, Маграт
Rumba*
а я всегда любила именно свободные темы. у нас свободная тема часто давалась как альтернатива 2-3м темам по произведению, так я часто выбирала именно свободную.

А у вас не было разве таких сочинений, в которых все темы - свободные? Ну т.е. они уже сформулированы (всякие остро-социальные вопросы, нравственные и т.п.), а из них уже выбираешь себе одну и пишешь. У нас вот были иногда.
28.12.2011 13:35:22, Rumba*
у нас не было сочинений, когда все темы - свободные. а жаль. 28.12.2011 13:46:40, Неточка Незванова
какие остросоциальные вопрсы, ты о чем :) их не было в природе.
вернее, были, но только в странах капиталима :) а мы писали на темы "мы за мир" и "эх, хорошо в стране советской жить" :)

самую острую дискуссию помню про тракториста, котрый погиб, спасая трактор от пожара. но эта тема на всю страну гремела много лет, она была официаьно разрешена к обсуждению.

за всю школу помню один раз, когда все темы не имели отношения к литературе. вот тогда я и помучилась :)
28.12.2011 13:45:10, Маграт
Rumba*
Мы в 11 классе писали на тему о путче 91г., например. Это как раз было сочинение, где все темы свободные, и одна из них была вот такая. 28.12.2011 13:49:20, Rumba*
ты комомолкой успела побыть? :) 28.12.2011 13:51:28, Маграт
Rumba*
неа:) 28.12.2011 14:03:07, Rumba*
:) а я успела 28.12.2011 14:04:33, Неточка Незванова
ландыш
и я всегда любила и выбирала свободные темы; литературовед из меня аховый. 28.12.2011 13:40:12, ландыш
Rumba*
я литературные темы любила в том случае, если произведение/автор/герои мне нравились.
да я вообще сочинения любила, чего уж там:)

Но вот помню один ужОс из школьной программы: заставили писать сочинение по Слову о полку Игореве. Всего одна тема причем была задана, никаких альтернатив, никаких свободных тем. ой, какая это пытка для меня была, я это Слово ненавидела от души.
28.12.2011 13:45:58, Rumba*
ландыш
мне нравился покрой платья у Ярославны )) 28.12.2011 13:52:54, ландыш


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!