Раздел: Серьезный вопрос

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Лида Удоева

синдром Уэйда Хэмптона

Хочу поговорить на мрачную тему: как рассказывать детям о страшном?

Вчера обсуждали "тяжелую" литературу для детей (спасибо Нанику за тему!). А заодно я вспомнила и другие обсуждения: надо ли ребенка водить в бывший концлагерь на экскурсию, рассказывать ли про войну-блокаду и т.п.

Вопрос такой:
Правда ли, что чем больше ребенку рассказывать страшной правды о жизни, тем он будет эмпатичней (нелепость иной крайности очевидна)?
Или надо строго дозировать: когда, сколько и в какой форме рассказывать ребенку о страшном?

Сама я думаю так:
Размеры ужаса не должен выходить в рамки детских мозгов. Т.е. ребенок не должен ощущать себя ма-а-аленькой и абсолютно беспомощной жертвой в огромном и страшном взрослом мире. Поэтому надо дозировать количество страшного, причем строго контролировать форму подачи.

Попробую пояснить на примере:

В популярной книге "Унесенные ветром" был маленький мальчик, Уэйд Хэмптон. Изначально здоровый нормальный ребенок.
Когда ему было два-три года, он наслушался разговоров про янки, которые убивают младенцев и жгут дома вместе с жителями. И с тех пор при малейшей мысли о янки стал впадать в оцепенение. Полный паралич воли, мысли и действия.
Мать его стыдила (дескать, будь мужчиной и все такое), но дело не в том, что мальчик был трусишка. Просто у него хватило мозгов понять, что ничего он, двухлетний малыш, не может сделать против страшных янки, даже если будет делать Очень Храброе Лицо и махать дедовой саблей.
Очевидно, что про янки так или иначе мальчик узнал бы (да и надо знать, что они опасные). Так что делать вид, что вокруг мир и дружба было бы глупо. Но можно было бы рассказывать ему истории про то, что от янки можно убежать, спрятаться или перехитрить их. И тогда, мне кажется, удалось бы сохранить ему здоровую психику.

Ну и еще мысли вслух:

1. Все дети разные, так что поток информации о страшном надо дозировать индивидуально. Нет общих возрастных норм.

2. Глупо использовать себя как эталон ("а чо, я в детстве спокойно смотрела как хирурги человеку живот вскрывают - так что давайте всех детей водить").

3. Я бы, обсуждая с ребенком на темы войны-разрухи, крупным планом давала истории (а) тех, кто выжил и (б) тех, кто кого-то спасал и акцент сделала бы на способах выживания. А общую страшную картину - коротко общим планом и без сочных деталей (а маленьких детей и вовсе не стала бы грузить). Чтобы ребенок, осмысляя услышанное, сделал вывод типа "можно выкрутиться из казалось бы безнадежной ямы", а не "мир ужасен, люди звери, лучше сразу повеситься, чтобы не мучиться".

4. Лучше недогрузить, чем перегрузить.

5. Крепко запуганный ребенок, когда вырастет, будет старательно экранировать себя от негатива, а не помогать кому-то. Не потому что черствый - наоборот, чувствительный настолько, что не может даже на минутку заставить себя задуматься, что где-то война и голод. И был смысл нагружать его военно-блокадными ужасами?

Примерно так.
Интересны были бы ваши мнения - ?
17.03.2010 12:49:15,

53 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
эмпатию надо развивать, но в меру, не в ущерб другим качествам.
и единственный способ ее развить - личный пример эмпатии взрослых. если этого нет - то сколько ни показывай страшного и эмпатических развивалок - без толку.
18.03.2010 12:15:45, Золотое Сечение
в день когда моя дочь пошла в 1 класс случился Беслан. и так получилось, что телекадры после штурма она увидела по телеку ( вылезла из кровати и пришлепала ко мне) кажется день молчала после этого и все спрашивала, вылечат ли детей, которых выносили из школы.
а сейчас уже не помнит - 6 лет прошло. детская психика защитилась, слава б-гу
18.03.2010 12:19:31, Золотое Сечение
Бессмысленно составлять план воспитания ребенка и сторого ему следовать для достижения вашей цели. В данном случае ваша цель испугать ребенка, но не слишком. Я правльно понимаю? Чтобы знал о плохом, но не боялся его. Бессмысленно, потому что (сами пишете) это очень индивидуально.
Давайте побольше разной информации, и позитивной и негативной. А там уж как ляжет на психику.
17.03.2010 16:08:18, Птица Сыйсу
Лида Удоева
"ваша цель испугать ребенка, но не слишком. Я правльно понимаю?"

Не совсем.
Моя основная цель: заложить установку "желание и находчивость помогут тебе выбраться из любой беды". Рассказывать разное о плохом и о хорошем надо просто чтобы не растить дурачка.

"Бессмысленно, потому что (сами пишете) это очень индивидуально."

Ну да, мой ребенок индивидуальный - но и я ей личная индивидуальная мама. И готова подстраиваться под индивидуальные нужды своего индивидуального ребенка.

Про план воспитания отвечу цитатой "План - ничто, планирование - все".
Нет у меня плана воспитания, но мне не нравится идея отказаться от ответственности за то, как мои действия влияют на ребенка. На то я и мама, чтобы мало-мальски угадывать как та или иная фигня "ляжет на психику".
17.03.2010 16:37:15, Лида Удоева
Хорошо. Ваша цель заложить установку. Но ведь это не то же самое, что заложить в ребенка порцию каши. Никому неизвестно, как именно закладываются установки. (А если кто-то думает, что известно, ошибается ))) И уж по крайней мере этого не достичь с помощью спланированных лекций о находчивости и храбрости.
"Сама я думаю так: Размер ужаса не должен выходить за рамки детских мозгов." Правильно думаете, а что толку, если рамки неизвестны. Как можно "строго дозировать"? Вот "мало-мальски угадывать" это да, вполне в наших родительских силах.

Еще хорошая установка, для размышления, -- даже если выбраться из беды не удастся, то это не конец света )))
17.03.2010 17:01:17, Птица Сыйсу
Лида Удоева
Вы пишете о том, что ребенок не машина и его нельзя запрограммировать как программируют машину. Это верно.

Но другая крайность - сказать, что ребенок это черный ящик, и поэтому можно грузить в него что хошь. Моя мама так ко мне не относилась, и дай Бог мне быть такой же хорошей мамой, как она.
Аналогия: нельзя заставить дерево расти строго по плану, но можно (и нужно) подкармливать, рыхлить, травить вредителей, поставить подпорку и т.п. Хороший садовод знает сотню таких приемов вырастить дерево здоровым, тем то он и отличается от хpенового огородника. Тот произвольно делает (или не делает) разную фигню, а потом философствует "что выросло, то выросло".

Опять-таки, я давно работаю по научной части. И сто раз слышала слова типа "то невозможно, это непредсказуемо". А мы брали и делали.
Если внимательно задуматься и сосредоточиться, то казалось бы мутная тема понемногу приобретает ясность. Да, детская психология - еще более запутанная сфера, чем биология, но это не значит, что она принципиально не поддается разуму.
17.03.2010 17:35:28, Лида Удоева
Я могу грузить своих детей, чем хочу, и не грузить, чем не хочу ))) То есть не чем попало.
И еще. Родителя не надо сравнивать с садоводником. Хороший садоводник не сразу научился деревья правильно подкармливать. А мне, родителю, надо сразу ребенка растить. Если мне и случается сделать фигню, то не слишком часто. Вырастет мое дерево не кривым и не больным, насколько это возможно. И еще не известно, от чего вреда больше от естественных вредителей или от отравы )))
17.03.2010 18:20:21, Птица Сыйсу
согласна абсолютно - летом имела печально подтверждение: моя мама очень любит ругать политиков и кричать о том, как эти нехорошие люди скоро всё развалят и будем мы нищие, голодные и бездомные. У моей впечатлительной малой потом был легкий клин на этом - постоянно повторяла по 300 раз подряд про "плохих дядь"... 17.03.2010 15:51:50, Ardilla
Лида Удоева
Посмотрела регу. Дочка Ваша ведь совсем еще маленькая. Рановато ей в политику, ИМХО. 17.03.2010 16:22:57, Лида Удоева
komarel
Знаете, мне кажется, ребёнка от всего не удастся оградить, даже если очень стараться - это утопия, насчёт дозирования тоже не уверена. Но твёрдо уверена в одном, дети зеркалят отношение родителей (иногда просто других взрослых) к тому, чего надо или не надо бояться. Например, мама боится собак или просто начиталась мрачных историй с трагическим концом, и, гуляя с ребёнком по улице, пришла в ужас от приблизившейся к ребёнку собаки, даже если она при этом ничего не сказала, не вскрикнула, ребёнку скорее всего передастся ужас мамы, и он будет бояться собак, но не потому, что изначально на личном опыте убедился, что "надо" бояться. Это только пример, но эти примеры окружают нас каждый день: мама/бабушка панически боится, что ребёнок упадёт, и поэтому отношение к падениям у ребёнка нездоровое.. И проч. 17.03.2010 15:20:14, komarel
Лида Удоева
Ага, согласна.
Еще дополню: мне кажется, надо обязательно обсуждать с ребенком, как можно ВЫБРАТЬСЯ из той или иной опасной ситуации. Во-первых, мысли не будут зацикливаться на мрачном (пища для депрессий). Во-вторых, если ребенок когда-нибудь попадет в опасность, то у него будет план действий, а не паника и не столбняк.
17.03.2010 15:45:50, Лида Удоева
komarel
Это в принципе необходимо, но работает только, если ты не теоретик, так сказать, если Вы понимаете, о чём я. То есть выработать у ребёнка здоровое отношение к любым переменам и неожиданностям - вот основная задача родителей. Но если родитель сам, находясь в данный момент в затруднительной ситуации, проявит себя беспомощным истериком, склонным впадать в панику при малейшем колебании воздуха, то он хоть обубеждайся, как действовать в трудной ситуации, ребёнок только больше вваливаться начнёт... Почему я борюсь с комплексом собственной неполноценности, отчасти потому что он давлеет над моими мыслями и поступками, чем портит жизнь не только мне, но и ребёнку моему подаёт дурной пример, как не надо...
Проще говоря: бояться "не надо", не потому что бояться стыдно, а потому что МЕШАЕТ найти выход из непростых жизненных ситуаций.
17.03.2010 16:41:03, komarel
Лида Удоева
Вы совершенно правы, с себя надо начинать.
Мне тоже приходится во многом себя перекраивать. Учусь стильно одеваться, элегантно ходить по улице (и это в 30 с гаком лет!). Дочка-то копировать будет.
17.03.2010 17:39:43, Лида Удоева
komarel
А я перестраиваться хочу из "тягловой лошади" в "любимую женщину", чтобы сын понимал роль папы в семье правильно... - но пока не очень получается... 17.03.2010 18:33:52, komarel
судя по реге процесс идет неплохо, столь милую и элегантную блондинку трудно тягловой лошадью назвать. и ты забудь это слово, насовсем, ладно?
а какие восточные языки ты изучала, интересно просто?
18.03.2010 12:22:31, Золотое Сечение
Мда. Как вспомню о том как мне в детсаду о Зое Космодемьянской читали с патологоанатомически­ми подробностями. А еще о том как людей в сарае фашисты жгли... Это что же из меня вырасти должно было...
А если серьезно - ничего конечно хорошего нет в том что детям страшное рассказывают но все же результаты этих рассказов не столь уж разрушительны. И совсем сюси пуси не будешь вечно разводить, а то потом не сосбо придется...
17.03.2010 15:20:10, Медвежонок
Лида Удоева
В детском саду?!! Ну я фигею. 17.03.2010 15:42:15, Лида Удоева
Пэри
Согласна с вами практически во всем. Информацию дозирую,новости не смотрю, когда ребенок рядом, и вообще "стараюсь оградить"... 17.03.2010 14:31:23, Пэри
Лида Удоева
Новости я и себе стала дозировать.
Там ТАКОЕ порой бывает, что волосы дыбом. И из мыслей не выкинешь, целый день крутится.
17.03.2010 14:43:29, Лида Удоева
Anahita
Не совсем согласна.
Во-первых "синдром паралича воли" маленький Уэйд получил не потому что рассказывали, а потому что правда была вокруг, вспомните бегство из Атланты и пожары, и вопли янки идут. Он был погружен в страшное, паника взрослых передалась и ему также и, естественно, закрепилась, так же как и у многих взрослых.
Во-вторых, есть еще одна сторона медали - дети воспримут ровно столько информации, сколько смогут воспринять с силу своего возраста, темперамента и психологической ситуации. Те же неврозы могут возникать казалось бы на пустом месте (я имею в виду детские страхи), однако идут они изнутри, а не потому что "рассказали". Рассказы скорее являются провокатором, но не причиной.
И в-третьих: вспомните, как мы все в детстве любили "страшилки", "пугалки", истории про кладбища и могилы, про войну и т.п. У Марины Осориной есть замечательная книжка "Секретный мир детей", там как раз есть одна глава посвященная этой теме и почему детям это нужно.
17.03.2010 14:29:02, Anahita
Лида Удоева
1. Я согласна, что ужас пер со всех сторон. Но штука в том, что можно было "канализировать" мысли мальчика в рациональное русло: можно убежать через заднюю дверь дома в лес и спрятаться в кустах (это не вранье: не стали бы янки обыскивать каждый куст, верно?). А вместо этого он поверил в НЕИЗБЕЖНОСТЬ ужаса: если враги приходят, ложись сразу в гроб.

2. Есть такая штука, отсев. Но работает она не всегда. И если пятилетнего ребенка привести в морг, то полученная картинка где-то в подсознании да осядет.

3. Про целебную силу пугалок - совершенно согласна!
Это иной мир, тренинговый, из которого можно в любую минуту переключиться в мир реальный. Туда же и Чуковский относится, со всеми крокодилами и бармалеями.
17.03.2010 14:41:45, Лида Удоева
Anahita
1. Да, но думаю, что поскольку ужас был вокруг, везде, в том числе сами взрослые были в ужасе и панике, трудно от этого оградить ребенка. Взрослые же тоже боялись. Честно говоря, не думаю, что кто-то способен в момент, когда речь идет о спасении жизней своей и близких думать о том, чтобы оградить детское сознание от ужасов. Сначала сохранить жизнь, а потом уже можно думать о нарушенном психическом равновесии.

2. Картинка осядет, правильно, но всплывет она именно тогда, когда произойдет внутренний разлад и тогда подсознание спроецирует его на те самые картинки.
17.03.2010 14:53:50, Anahita
Лида Удоева
1. Согласна.

2. Если картинку не давать, то и наложения не произойдет. Вернее, наложится нечто менее страшное, а это уже плюс.
17.03.2010 16:40:50, Лида Удоева
Anahita
произойдет. потому что сила страха зависит от силы невроза, а не его проекции. 17.03.2010 17:22:58, Anahita
Боюсь, как бы не наоборот: мой младший рано столкнулся с суровой правдой в жизни. Да и вообще - я не фильтрую обычно телек (исключение рембо-3). Книги - бери что хочешь, другое дело, что у меня и нет дома "вредных" книг. Но - не берут. никаких, ни рведных, ни полезных, ни страшных, ни легких. Так вот младший меня иногда пугает своей "черствостью", непо отношению к живым людям - это скорее наоборот. Но вот несколько раз замечала, когда по телеку показывают какие-то трагические моменты, или переживания, так он смеется. А страшая сама фильтрует дял себя. Для нее страшные книги это ГП и Том Сойер. ФИльмы - почти все. кроме сериалов (а вдруг там страшно будет! не буду смотреть). 17.03.2010 13:53:00, hanhi
"столкнулся с суровой правдой в жизни i пугает своей "черствостью"
а вот непонятно что здесь первично
17.03.2010 14:34:28, трошина
Лида Удоева
hanhi уточняет, что черствость - НЕ по отношению к живым людям
я не очень поняла что имеется в виду (может, мальчик к страшным фильмам устойчивый?)
17.03.2010 14:48:30, Лида Удоева
по первой фразе я вообще ничего не говорила :)
Я говорю про то, что никто не знает что первично в стрессоустойчивости - тип нервной системы или пережитые "тяжёлые испытания".
Сейчас трудно понять, был ли тот ребенок от природы стрессоустойчивый, или у него иммунитет от прочитанныx книг выработался.

По теме.
Многое зависит от того как тяжелые факты преподносятся. Одно дело показать/рассказать о смерти и страданияx. Другое дело, крупным, затянувшимся кадром садистки показывать все извращения мучений, страданий и жестокости. Художетсвенностью такие кадры не страдают, зато контагиозностью больного воображения отдают.
17.03.2010 17:11:21, трошина
Лида Удоева
Про первичность непонятно, ага.
Кстати, если ребенок от природы устойчивый, а страшилки поначалу не безумно страшные, то они и разовьют в нем иммунитет, а не напугают. Ну и наоборот, уже неустойчивого сделают еще более неустойчивым. Короче, механизм под названием "положительная обратная связь".
17.03.2010 17:50:27, Лида Удоева
Лида Удоева
Вот-вот! Меня просто трясет от якобы высокой литературы (да и искусства вообще), которая смакует садизм.
Таланта у аффтара нет и не будет, продажи накручивать надо - но подается это трупоедство, блин, как новая ветвь современной эстетики.
17.03.2010 17:46:00, Лида Удоева
Лида Удоева
Мне кажется, именно таких детей, как Ваша девочка, и не стоит насильно грузить ужасами (водить в концлагеря и все такое). Обостренное восприятие. Когда будет готова, тогда и прочитает-посмотрит. А не прочитает, так мир не рухнет.

Я вот до сих пор не смотрела "Белого Бима" (начиталась мнений), и вряд ли соберусь.
Обливание слезьми в три ручья меня определенно не сделает добрее, только раскиселит.
17.03.2010 14:33:48, Лида Удоева
то, что смеется - это защита.
17.03.2010 14:04:00, Маграт
Мара Куйя (экс. травиата)
в детстве жила в зоне летания самолетов-истребителей. У них над нами учения проходили время от времени.. каждый раз когда летел истребитель, особенно если очень высоко и не разглядеть - думала что это американцы прилетели на нас бомбу бросить. со всеми мысленно прощалась.. и ведь не очень маленькая уже была - 12 лет мне точно уже было.. 17.03.2010 13:20:29, Мара Куйя (экс. травиата)
а я и сейчас опасаюсь "воздушной тревоги", живу недалеко от тушино... иногда летают :( 17.03.2010 14:23:00, Янyшка
+1 Такие же страхи были в детстве. Начались после просмотренного в лагере японского мультфильма про Хиросиму. 17.03.2010 13:57:00, Morena
Лида Удоева
А я боялась Рейгана.
Думала, что вот сегодня он возьмет, да и нажмет на красную кнопку.
17.03.2010 13:45:44, Лида Удоева
Пэри
"А мне сейчас 12 лет.

Я кто, ребёнок или нет?

Ещё учусь, ещё играю

И много думаю и знаю.

И много сделать что смогу,

Я перед взрослыми в долгу.

Я географию учу,

Полезной людям быть хочу.

А кто-то, где-то может быть,

Давно решил меня убить.

Он кнопку чёрную нажмёт,

Запустит бомбу и уйдёт.

И снова будет пить и есть,

А у него ведь дети есть.

А если кто-то их убьёт?

Как он их смерть переживёт?

У бомбы нет ушей и глаз.

Она убьёт и вас и нас.

Я географию учу.

А вот возьму и закричу:

«Родятся люди, чтобы жить,

Не позволяйте МИР убить"

Помню с детства. Было страшно.
17.03.2010 14:34:52, Пэри
VarNa
Я тоже боялась. Когда умер Брежнев я думала, что это надо скрыть от всего мира, иначе начнется война. Как раз накануне нам, тогда еще второклассникам, показали в школе фильм о том, что надо делать в случае ядерной бомбардировки. Вот это реальный кошмар моего детства. Так что конечно надо дозировать весь негатив, запугивать детей не надо. 17.03.2010 14:04:18, VarNa
все верно, только 2 комментария к мыслям вслух.
1. никогда не угадаешь где он получит информацию. и как ее осмыслит.
5. я в детстве некоторое время были некие панические страхи. реально заснуть не могла. не знаю почему. книжки-фильмы? мучило это меня страшно. не могу сказать, что сейчас я устраняюсь от негатива
17.03.2010 13:12:00, Шерлок
Лида Удоева
1. Это точно.
Именно поэтому мне кажется важным давать общую информацию задним планом. Чтобы те факты, которые ребенок где-то почерпнет, укладывались в общую картину. А не то будет чувство, что папа-мама правдивой картины мира давать не хотят.

5. Ох, думается мне, что это может быть от красочно прорисованных страшных деталей. Одной фразы может быть достаточно, чтобы процесс пошел. Если детский мозг зацепится, то потом уже крутит и крутит. Мне кажется, родители должны такое отслеживать, потому что ребенок сам справиться не в силах.
У меня и до сих пор кое что осталось - иррациональное нежелание выходить из "безопасного" дома-офиса-магазина на "опасную" улицу. Причем как только я шагаю за дверь, все в порядке: вижу, что улица нестрашная.
17.03.2010 13:43:48, Лида Удоева
только как узнать? дети не всегда делятся 17.03.2010 14:13:00, Шерлок
Лида Удоева
Трудно это.
Наверное, надо приглядываться - если ребенок вдруг не в своей тарелке, то попробовать аккуратно раскрутить клубок. По свежим следам. Моя мама так делала, и мне очень помогла (а я скрытная была).

Сама я дуб дубом, и как буду справляться, когда дочь подрастет - не знаю... Надежда на то, что я всегда открыта, и что дочь сама захочет подойти, если что.
17.03.2010 14:26:28, Лида Удоева
вот моя мама очень удивляется иногда когда я ей рассказываю кое-что про детство. при этом они с папой были действительно заботливые и внимательные родители. так что сама боюсь, но мои дети вроде бы более открытые, к счастью 17.03.2010 14:30:00, Шерлок
у меня такое ощущение, что в нашем мире эмпатичным не выжить.
так что специально ее развивать - ну ее нафиг, эту эмпатию. так же как и другие качества строителя коммунизма.
не нужны они никому.
"люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех"
17.03.2010 13:08:00, Маграт
Лида Удоева
С другой стороны, без эмпатии тоже не выжить.
Семья (в широком смысле семья, не обязательно муж-жена) держится на том, что людям не все равно, что будет с близкими. Человек, который один как перст, должен быть ну совершенным альфа-суперменом, чтобы не сломаться при первой беде. А с поддержкой близких можно много чего перенести.
17.03.2010 13:33:41, Лида Удоева
Крапива
а что с ним будет, если что-то случится с семьей? 17.03.2010 14:11:00, Крапива
Лида Удоева
Будет помнить, что были люди, которые его любили.
Будет знать, что бывает такое в жизни - что люди любят друг друга, что вообще бывают хорошие люди. И что если постараться, можно самому создать такую семью и найти такой круг общения.
17.03.2010 14:28:32, Лида Удоева
горе будет. бывает почти у всех 17.03.2010 14:13:00, Шерлок
а когда человек ждет поддержки и ее не получает?
это еще хуже, чем изначально ни на кого не надеяться.
17.03.2010 14:05:00, Маграт
Лида Удоева
Да, ужасно, когда такое происходит.

Но я сейчас со своей колокольни рассуждаю. Моим детям вроде как предательство со стороны родителей не грозит, так и стоит ли готовить их к суровой жизни одиночки? Конечно, пусть смотрят кому доверять, а кому нет (это элементарный здравый смысл).

Мне самой по жизни ОЧЕНЬ помогло открытое отношение - не к кому попало, конечно, но к избранным людям. Риск разочарования, конечно, есть - но если его избегать, то далеко не продвинуться.
17.03.2010 14:20:44, Лида Удоева
Ольга-13
пойду, посмотрю в словаре, что означает это слово.
наверное пора уже:-)
17.03.2010 13:09:00, Ольга-13
У меня простуда, и мне трудно связать и выразить те две мысли, которые одиноко бродят в моей голове, но в целом я с вами согласна. 17.03.2010 13:02:31, Jules
Лида Удоева
Поправляйтесь! Экая гадость все эти ОРЗ. 17.03.2010 13:04:58, Лида Удоева

Читайте также
5 фильмов, вдохновляющих на добро: уроки из кинематографа
Фильмы, которые лучше всего рассказывают о благотворительности и вдохновляют на добрые дела

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!