Мне попала в руки газета "Московский университет". Там была статья о биологе, по имени Д.А. Сабинин. Ну, не важно, как его звали. Биография, вкратце, такова. Родился еще в 19 в. в Питере. После окончания университета работал там же, потом - в Пермь, потом, через 10 лет почти, за границу. Через 2 года - в Ташкент, потом в 1931 - в Москву, ему уже 42 года. Лауреат, известный ученый и прочее. В 1948 году выступает против позиции Лысенко. Ректор МГУ очень извиняется, но ничего поделять не может, и увольняет. На работу в Москве его, имеющего мировую известность, никто не берет из-за "реакционных" (т.е. антилысенковских)взглядов. Друзья-интеллигенты не берут, видимо. Вряд ли он в горнорабочике просился. В 1949 году он едет в Геленджик на биостанцию. Там, как написано, к работе приступает с энтузиазмом, но вскоре понимает, что условий для работы нет. В 1951 году, в 62 года, умирает.
Так это я к чему. Тут все писали ниже про интеллигентов, характеристики давали. Так вот. Нежизнеспособны особи с такими характеристиками в современном обществе, скажем. неконкурентноспособны. И не только в современном. Таким личностям должно было всегда крупно везти, чтобы они могли оставаться "на плаву". Кстати, наверняка, многие, поддержавшие тогда Лысенко, даже если и не были с ним согласны, поступив "неинтеллигентно", вполне себе остались при должностях, воспитали внуков, снабдили "теплыми местами" и ныне причисляются к "интеллигенции".
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Просто поделиться...
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Про интеллигента, 2 Кабриолетта и всем, кому интересно
17.12.2009 13:20:42, Василиса из сказки64 комментария

И не вижу корреляции между ними (ни положительной, ни отрицательной).
Тот вариант интеллигента, где этика+, интеллект+, но сила-, мне кажется, практически обречен на трагическую судьбу, если у него нет пробивных покровителей. Но это не единственный вариант. Может быть и этика-. Может быть сила+.
Самый лучший вариант, разумеется, когда все три плюса :-) 17.12.2009 18:14:16, Лида Удоева
понимаете, 2жды 2 все равно никогда не будет 5. Если вы оппонент Лысенко и вдруг решили мимикрировать и поддержать его учение - то вас все равно порвут.
17.12.2009 14:28:46, Золотое Сечение
имхо, интеллигентность - это стиль жизни, что ли. жизни, а не выживания. когда речь идет о выживании, совсем другие механизмы включаться должны
17.12.2009 14:04:14, arte
Хорошая мысль. Т.е., интеллигентность тогда - это совокупность манер поведения, а внутренняя сущность человека в определении затрагиваться не должна. Самоотречение - не самоотречение, порядочность ... причем здесь высшее образование и интеллектуальный труд?
17.12.2009 14:07:21, Василиса из сказки
точно-точно. Но жизнь такая, когда мы пишем "о! он прожил сто лет", и понимаем, что эти сто лет вообще ничем не парился, кроме как завести дома жену, чтоб его обслуживали, опекали и оберегали. Было одно увлечение - работа, где был он все, а остальное по головам и через испорченные судьбы.
17.12.2009 14:07:10, Кабриолетта



И наоборот, когда затрагивается человек из их ячейки, принимаются все меры, чтобы человека убрать, и не одного его, а и детей и внуков не допустить к "кормушке", будь они сто раз гении. У меня есть один яркий пример, этот случай обсуждался по всем СМИ, но его тут сотрут "за разжигание нац. споров".
Я уже говорила, что вообще теперь не понимаю, кто такой интеллигент. Ну уж не добродетель точно.
П.С. Исключения, товарисчи, есть! 17.12.2009 13:43:01, Кабриолетта
сейчас еще раз внимательно перечитала и мне это напомнило королевские династии вырождающиеся. все действительно так и есть. своих нет - деградируют, чужих не пускают - а то своим у кормушки тесно станет.
и впрямь масонство. 17.12.2009 14:36:01, Золотое Сечение
и впрямь масонство. 17.12.2009 14:36:01, Золотое Сечение
мне кажется, что сейчас это понятие трансформацию проходит в сознании общества. отсюда полемика о его ценности и смысле.
17.12.2009 14:32:50, Золотое Сечение
мне кажется эта полемика идет с момента появления этой социальной прослойки в россии. нашла интересную статью по ссылке. Оттуда цитата
"Вся эта сфера жизни была построена (как и у всего дворянства) на симбиозе с прислугой: нянями (от которых молодые женщины могли порою узнать и о своей беременности), кухарками, домработницами. Ориентация на преодоление телесности, которое необходимо для реализации духовной свободы, порождала распространение таких институтов, как, например, институт кормилиц. Представляется, что именно это симбиотическое существование с прислугой, которое было свойственно интеллигенции, в конечном счете привело к тому, что интеллигенция не сумела удержать власть в стране в 1917-м году." 17.12.2009 14:56:34, ALora
"Вся эта сфера жизни была построена (как и у всего дворянства) на симбиозе с прислугой: нянями (от которых молодые женщины могли порою узнать и о своей беременности), кухарками, домработницами. Ориентация на преодоление телесности, которое необходимо для реализации духовной свободы, порождала распространение таких институтов, как, например, институт кормилиц. Представляется, что именно это симбиотическое существование с прислугой, которое было свойственно интеллигенции, в конечном счете привело к тому, что интеллигенция не сумела удержать власть в стране в 1917-м году." 17.12.2009 14:56:34, ALora
спасибо, хорошая статья.
на западе, кажется, людей занятых интеллектуальным трудом так интеллектуалами и называют. и нравственных высот недосягаемых никто от них не ждет. 17.12.2009 15:35:23, Золотое Сечение
на западе, кажется, людей занятых интеллектуальным трудом так интеллектуалами и называют. и нравственных высот недосягаемых никто от них не ждет. 17.12.2009 15:35:23, Золотое Сечение

"на плаву" это как? на какой-то должности или что?
17.12.2009 13:30:49, Шерлок
не знаю. среди моих предков были действительно интеллигентные люди. и вполне себе "на плаву". может, конечно, им в чем-то и повезло, но на всех, по любому, особо заметных должностей не хватит, а просто работы и деятельности какой - вполне
17.12.2009 13:43:19, Шерлок
ну, знаешь, можно найти кучу противоположных примеров ученых-интеллигентов, которые несмотря на отсутствие условий добивались больших результатов. недавно по культуре док. фильм был о советском враче-паразитологе Исаеве (имеем его назван институт паразитологии в узбекистане). это поразительный человек - он добился устранения малярии в туркестане вообще - а малярия была там страшной проблемой в тех годы , под его руководством была осушена и потом перестроена вся система водоснабжения и канализации (а она была единой - куда шли нечистоты, оттуда и брали воду для питья) в практически средневековой Бухаре. врач, представляешь, и занялся инженерными конструкциями.
он не успел защититься - вся жизнь была наполнена под завязку практической работой (хотя после него осталось много "заметок на полях" которых хватило бы не на одну диссертацию). Но по совокупности его заслуг ученый совет присудил ему звание профессора. не он выбивал, он даже не знал, практически тайком от него.
вот это человечище 17.12.2009 13:30:01, ALora
вот представьте, вас направляют из москвы с пригретого места ТУДА. У меня б сразу вопрос был "За что?".
17.12.2009 14:36:49, Кабриолетта
да, мне кажется, что в те времена это для многих было естественно, сколько врачей и ученых ехали в Среднюю Азию - с чумой и прочими болезнями бороться, жизни спасать, собирать бесценный материал для науки...
со временем подходы поменялись и это стало выглядеть непонятным и трагическим поворотом судьбы 17.12.2009 15:05:45, Ольга-13
Так он очень больших результатов добился. Вот, лезу за статьей. 5 монографий, посмертная премия президиума АН СССР, еще премии государственного уровня. Что-то работа в Ташкенте (еще до увольнения из МГУ) на человека плохо не влияла. Занимался себе хлопчатником, за 2 года справочник по удобрениям выпустил, чем плохо. Он, как я писала, ботаник мирового уровня был. Думаю, в последние годы жизни именно "моральная сторона дела" плохо повлияла на него. Цитата: "считал высказывание своего мнения не ошибкой, а долгом перед наукой и молодежью, за которую он несет ответственность и как ученый, и как учитель". Кстати, уволили не только его тогда.
17.12.2009 13:40:50, Василиса из сказки
он не успел защититься - вся жизнь была наполнена под завязку практической работой (хотя после него осталось много "заметок на полях" которых хватило бы не на одну диссертацию). Но по совокупности его заслуг ученый совет присудил ему звание профессора. не он выбивал, он даже не знал, практически тайком от него.
вот это человечище 17.12.2009 13:30:01, ALora
его направили в 22 году из московского Института тропических болезней спасть туркистан от малярии и ришты.
17.12.2009 14:27:10, ALora

во-первых, "дан приказ ему...", а во-вторых, судя по биографии этого человека, он сам рвался в такие места. и это естественно для естествоиспытателя
17.12.2009 14:59:36, ALora

со временем подходы поменялись и это стало выглядеть непонятным и трагическим поворотом судьбы 17.12.2009 15:05:45, Ольга-13



Это если мы о конкретных личностях говорим 17.12.2009 13:35:58, Ольга-13
я вот поражаюсь тому, как Лотмана дюбят все кто у него на лекциях бывал - он словно их каким-то особым светом наделил... не в том смысле что они стали все поголовно лучше, но у них появилось понимание безусловного человеческого добра
17.12.2009 13:50:48, Багирра



а доля везения всегда присутствует, как и доля невезения.
ученому из корневого топика, имхо, еще и не повезло. может здоровье оказалось слабым, а может - дух:-(( 17.12.2009 14:00:51, Ольга-13


тогда приличным людям в нашем обсуждении вообще нет места, имхо.
я здесь говорю о тех, кто так или иначе занял свое место в жизни и в науке и при этом не глотничал, не подличал, не пер нахрапом напролом.
о тех, кто сохранил свое достоинство и не поступился принципами 17.12.2009 14:07:23, Ольга-13

неужели все, кто не был в лагерях и занимался делом, не были интеллигентными людьми?
17.12.2009 14:23:17, Шерлок

вы знаете, честность - это еще и в некотором роде коммерческая категория. быть честным может быть и выгодно.
17.12.2009 16:09:28, Золотое Сечение
так тема про интеллигентов или людей интеллектуального труда? я про интеллигентов
17.12.2009 14:54:16, Шерлок
я думаю речь о том, что в интеллигентах как представителях соц. слоя, занимавшихся интеллектуальным трудом, получивших определенное воспитание и образование, не обязательно может присутствовать высокая нравственность.
17.12.2009 15:06:00, ALora

В такие три часа 75-летнего дядьку заставил ворочить бочки с азотом, которые в раб. время таскали по 2 здоровых парней. У дядьки инсульт, умер. На поминки один из лаборатории не пришел. В остальном нравственный. Даже очень.
Его вы бы назвали интеллигентом? 17.12.2009 15:37:59, Кабриолетта



да, хорошие нервы во многом делают из человека интеллигентного человека
17.12.2009 16:39:38, Багирра
почему бы и нет? определений интеллигенции много
вот, например:
"Прежде всего, об определении. Явных определений того, что есть интеллигенция, не существует, поэтому придется пользоваться некоторыми более или менее общепринятыми и осмысленными соображениями по этому поводу.
Во-первых, утверждается, что интеллигентом нельзя стать, им можно только родиться, причем родиться только в интеллигентной семье, поскольку усвоение культуры интеллигенции непосредственно связано с ранним детством и даже младенчеством. Таким образом, интеллигентом можно стать, по крайней мере, только в третьем поколении. По некоторым оценкам необходимо еще большее число поколений.
Во-вторых, требуется иметь высокий уровень общего - не специального! - образования. Это относиться ко всем, в том числе, и к женщинам. В связи с этим можно вспомнить дискуссии середины прошлого века о том, нужно ли женское образование и для чего. Одним из аргументов был такой: женщине образование нужно потому, что на ее руках будут сидеть дети и от степени ее образованности будет зависеть их будущее. Отсюда, отчасти, и утверждение о том, что интеллигентом можно быть только в 3-4 поколении. Третья явная черта интеллигента - его принадлежность к секулярной культуре. Это обстоятельство может восприниматься как тривиальное.
Однако, оно становится нетривиальным если вспомнить, что интеллигенция - явление сугубо российское и принять во внимание существование государственной церкви в России. Здесь есть над чем задуматься, принимая во внимание сюжеты, которые сейчас любят обсуждать национал-патриоты, толкуя православие как панацею. Тем не менее, высшие слои духовенства и представители церковной науки органично входили в состав интеллигенции, но только в той мере, в которой они способны были участвовать в секулярных способах коммуникации по поводу духовных предметов.
И, наконец, еще одна черта - это независимость от властей. Она имеет несколько аспектов. Аспект экономический - для того, чтобы быть интеллигентом нужно обладать независимыми источниками доходов, а не зарабатывать себе на хлеб трудом. Независимость правовая дальше будет специально обсуждаться в связи с проблемами дуэли и физических наказаний. Независимость культурная позволяет интеллигенту находиться в оппозиции. Нужно сказать, что независимость как свойство интеллигенции сформировалась еще до появления интеллигенции. Она оформилась еще в 18 веке во вполне феодальном контексте - в екатерининские или павловские времена сановник мог заявить о своей позиции, уйти в отставку и уехать жить в деревню: реальный пример А.В.Суворова или литературный - старого Болконского из 'Войны и мира'. Независимость как фундаментальное свойство интеллигенции позволяло выполнять ей функции, которые ныне призваны выполнять институты независимой экспертизы."
здесь есть о наследовании культуры, но о высоких нравственных стандартах как таковых нет речи 17.12.2009 15:26:44, ALora
вот, например:
"Прежде всего, об определении. Явных определений того, что есть интеллигенция, не существует, поэтому придется пользоваться некоторыми более или менее общепринятыми и осмысленными соображениями по этому поводу.
Во-первых, утверждается, что интеллигентом нельзя стать, им можно только родиться, причем родиться только в интеллигентной семье, поскольку усвоение культуры интеллигенции непосредственно связано с ранним детством и даже младенчеством. Таким образом, интеллигентом можно стать, по крайней мере, только в третьем поколении. По некоторым оценкам необходимо еще большее число поколений.
Во-вторых, требуется иметь высокий уровень общего - не специального! - образования. Это относиться ко всем, в том числе, и к женщинам. В связи с этим можно вспомнить дискуссии середины прошлого века о том, нужно ли женское образование и для чего. Одним из аргументов был такой: женщине образование нужно потому, что на ее руках будут сидеть дети и от степени ее образованности будет зависеть их будущее. Отсюда, отчасти, и утверждение о том, что интеллигентом можно быть только в 3-4 поколении. Третья явная черта интеллигента - его принадлежность к секулярной культуре. Это обстоятельство может восприниматься как тривиальное.
Однако, оно становится нетривиальным если вспомнить, что интеллигенция - явление сугубо российское и принять во внимание существование государственной церкви в России. Здесь есть над чем задуматься, принимая во внимание сюжеты, которые сейчас любят обсуждать национал-патриоты, толкуя православие как панацею. Тем не менее, высшие слои духовенства и представители церковной науки органично входили в состав интеллигенции, но только в той мере, в которой они способны были участвовать в секулярных способах коммуникации по поводу духовных предметов.
И, наконец, еще одна черта - это независимость от властей. Она имеет несколько аспектов. Аспект экономический - для того, чтобы быть интеллигентом нужно обладать независимыми источниками доходов, а не зарабатывать себе на хлеб трудом. Независимость правовая дальше будет специально обсуждаться в связи с проблемами дуэли и физических наказаний. Независимость культурная позволяет интеллигенту находиться в оппозиции. Нужно сказать, что независимость как свойство интеллигенции сформировалась еще до появления интеллигенции. Она оформилась еще в 18 веке во вполне феодальном контексте - в екатерининские или павловские времена сановник мог заявить о своей позиции, уйти в отставку и уехать жить в деревню: реальный пример А.В.Суворова или литературный - старого Болконского из 'Войны и мира'. Независимость как фундаментальное свойство интеллигенции позволяло выполнять ей функции, которые ныне призваны выполнять институты независимой экспертизы."
здесь есть о наследовании культуры, но о высоких нравственных стандартах как таковых нет речи 17.12.2009 15:26:44, ALora

Ага. 17.12.2009 15:39:16, Василиса из сказки
для меня без нравственности нет интеллигентности. иное дело, что вполне может быть, что ее как-то особо не приходится противопоставлять. и ее наличие не вредит человеку.
17.12.2009 15:35:18, Шерлок

Учитель - интеллигентная профессия? ИМХО, да. А "интеллигентно" ли для учителя набирать себе частных учеников из своего же класса, которых он за рабочее время выучить должен? ИМХО, нет. А дети учительские хотят кушать, а сам он хочет не в поношенном пуховике ходить? Хотят, хочет. Тогда должен или профессию "интеллигентную" сменить, или уж "интеллигентное" поведение отставить. Иначе неконкурентоспособен человек будет, и потомству меньше шансов на выживание и хорошее место в жизни предоставит. 17.12.2009 15:46:08, Василиса из сказки

это вопрос личного толкования термина, более расширительного и гуманистического. мне самой хотелось бы так думать.
17.12.2009 15:44:28, ALora

ибо уже не узнать ни вам, ни мне, кто и за что конкретно попадал тогда в лагеря.
17.12.2009 14:13:27, Ольга-13



