Я "Сюжет" Толстой по косточкам разбираю, уже три десятка цитат и отсылок накопала, но некоторые уже не даются - караул устал :-( Может, вы вспомните, откуда могут быть такие фразы:
- ему мерещится прохлада пятигорских журчащих вод
- кто-то положил остужающую руку на горячечный люб
- даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке, среди кавказских кустиков, мушмулы и каперсов
- неистово, туберкулезно кашляя
- мужичок, наклонившись, что-то делает с железом
- румынский оркестр
- был, да весь вышел
- конь, голубчик, послушай меня
- Р, О, С, - нет, я букв не различаю
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: О, женщины, коварство ваше имя!
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
вот вам :Р
20.05.2009 00:26:02, Зола
Ай, баюс, баюс (С) :-)))
Там по существу вопроса практицки ничего нет :-Р 20.05.2009 00:28:42, Пи-Джин
Там по существу вопроса практицки ничего нет :-Р 20.05.2009 00:28:42, Пи-Джин
мне кажется, что первая - это Лермонтов
20.05.2009 00:11:56, Hel
Напрашивается, да. Но я не могу понять, откуда именно :-(
Вторая цитата тоже явно имеет отношение к смерти Лермонтова. 20.05.2009 00:18:30, Пи-Джин
Вторая цитата тоже явно имеет отношение к смерти Лермонтова. 20.05.2009 00:18:30, Пи-Джин
я нагло залезла в Яндекс и увидела ссылку, где мельком говорится о том, что используются цитаты Лермонтова, Тютчева и т.д.:)
20.05.2009 00:22:24, Hel
ну хоть фамилии части авторов:)
И цитаты там не точные, а состоящие из двух-трех слов, зачастую..
В рассказе Т. Толстой «Сюжет» текстуальная перекличка с известными литературными произведениями превращается в особый литературный прием, на котором держится весь текст. Фразы-цитаты (иногда два-три слова в виде намека, отсылки к чужому тексту) составляют своеобразные вехи в повествовании; с их помощью слагаются характеристики, выстраивается сюжетная линия, сплетаясь в единое жесткое, крепко сотканное кружево – событий, оценок, характеристик, то лирико-эпических, то иронически-сатирических. Вот этот текст:
Пушкину грезятся огни, стрельба, крики, Полтавский бой, ущелья Кавказа, поросшие мелким и жестким кустарником, один в вышине, топот медных копыт, карла в красном колпаке, Грибоедовская телега, ему мерещится прохлада пятигорских журчащих вод – кто-то положил остужающую руку на горячечный лоб – Даль? – Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке, среди кавказских кустиков, мушмулы и каперсов; это он сам, убит, – к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? – шотландская луна льет печальный свет на печальные поляны, поросшие развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой; прекрасная калмычка, неистово, туберкулезно кашляя, – тварь дрожащая или право имеет? – переламывает над его головой зеленую палочку – гражданская казнь; что ты шьешь, калмычка? – Портка. – Кому? – Себя. Еще ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая! Бессмысленный и беспощадный мужичок, наклонившись, что-то делает с железом, и свеча, при которой Пушкин, трепеща и проклиная, с отвращением читает полную обмана жизнь свою, колеблется на ветру. Собаки рвут младенца, и мальчики кровавые в глазах. Расстрелять, – тихо и убежденно говорит он, – ибо я перестал слышать музыку, румынский оркестр и песни Грузии печальной, и мне на плечи кидается анчар, но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть. Встал, жену убил, сонных зарубил своих малюток. Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды, был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком, под мышкой сапоги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими сброшенное тело. Дневник писателя. Записки сумасшедшего. Записки из мертвого дома. Ученые записки Географического общества. Я синим пламенем пройду в душе народа, я красным пламенем пройду по городам. Рыбки плавают в кармане, впереди неясен путь. Что ты там строишь, кому? Это, барин, дом казенный, Александровский централ. И музыка, музыка, музыка вплетается в пенье мое. И назовет меня всяк сущий в ней язык. Еду ли ночью по улице темной, то в кибитке, то в карете, то в вагоне из-под устриц, ich sterbe, – не тот это город, и полночь не та. Много разбойники пролили крови честных христиан! Конь, голубчик, послушай меня... Р, О, С, – нет, я букв не различаю... И понял вдруг, что я в аду. (Здесь и Пушкин, и Лермонтов, и Тютчев, и Достоевский, и Блок, и Л. Толстой, и Чехов, и Данте и др.) 20.05.2009 00:28:27, Hel
И цитаты там не точные, а состоящие из двух-трех слов, зачастую..
В рассказе Т. Толстой «Сюжет» текстуальная перекличка с известными литературными произведениями превращается в особый литературный прием, на котором держится весь текст. Фразы-цитаты (иногда два-три слова в виде намека, отсылки к чужому тексту) составляют своеобразные вехи в повествовании; с их помощью слагаются характеристики, выстраивается сюжетная линия, сплетаясь в единое жесткое, крепко сотканное кружево – событий, оценок, характеристик, то лирико-эпических, то иронически-сатирических. Вот этот текст:
Пушкину грезятся огни, стрельба, крики, Полтавский бой, ущелья Кавказа, поросшие мелким и жестким кустарником, один в вышине, топот медных копыт, карла в красном колпаке, Грибоедовская телега, ему мерещится прохлада пятигорских журчащих вод – кто-то положил остужающую руку на горячечный лоб – Даль? – Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке, среди кавказских кустиков, мушмулы и каперсов; это он сам, убит, – к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? – шотландская луна льет печальный свет на печальные поляны, поросшие развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой; прекрасная калмычка, неистово, туберкулезно кашляя, – тварь дрожащая или право имеет? – переламывает над его головой зеленую палочку – гражданская казнь; что ты шьешь, калмычка? – Портка. – Кому? – Себя. Еще ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая! Бессмысленный и беспощадный мужичок, наклонившись, что-то делает с железом, и свеча, при которой Пушкин, трепеща и проклиная, с отвращением читает полную обмана жизнь свою, колеблется на ветру. Собаки рвут младенца, и мальчики кровавые в глазах. Расстрелять, – тихо и убежденно говорит он, – ибо я перестал слышать музыку, румынский оркестр и песни Грузии печальной, и мне на плечи кидается анчар, но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть. Встал, жену убил, сонных зарубил своих малюток. Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды, был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком, под мышкой сапоги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими сброшенное тело. Дневник писателя. Записки сумасшедшего. Записки из мертвого дома. Ученые записки Географического общества. Я синим пламенем пройду в душе народа, я красным пламенем пройду по городам. Рыбки плавают в кармане, впереди неясен путь. Что ты там строишь, кому? Это, барин, дом казенный, Александровский централ. И музыка, музыка, музыка вплетается в пенье мое. И назовет меня всяк сущий в ней язык. Еду ли ночью по улице темной, то в кибитке, то в карете, то в вагоне из-под устриц, ich sterbe, – не тот это город, и полночь не та. Много разбойники пролили крови честных христиан! Конь, голубчик, послушай меня... Р, О, С, – нет, я букв не различаю... И понял вдруг, что я в аду. (Здесь и Пушкин, и Лермонтов, и Тютчев, и Достоевский, и Блок, и Л. Толстой, и Чехов, и Данте и др.) 20.05.2009 00:28:27, Hel
Спасиб, конечно, но это я все уже знаю, причем с гаком :-) Про каждую фразу, кроме тех, что в исходнике, могу сказать, откуда.
20.05.2009 00:29:55, Пи-Джин
да лаааадно!
про "что-то делает с железом" - мне почему-то Каренину напоминает, нет? Про ж\д пути... 20.05.2009 00:35:56, Зола
про "что-то делает с железом" - мне почему-то Каренину напоминает, нет? Про ж\д пути... 20.05.2009 00:35:56, Зола
ТОчно! Вы раньше меня вспомнили :-) До меня только что дошло (а то все маялась: ну явно Толстой - а ЧТО???), и я разразилась наверху ответом самой себе :-)
20.05.2009 00:38:38, Пи-Джин
Про румынский оркестр - возможно, это сцена между Маяковским и Мандельштамом, описанная Катаевым, нет?
20.05.2009 00:05:24, Неточка Незванова
твердо отвечу - нет! Я даже думать об этом не хочу :) Хотя и знаю, что умные и начитанные не только существуют в природе, но даже и ходят где-то недалеко от меня :)
20.05.2009 00:37:28, Зола
Вы где-то ходите, вы где-то движетесь,
И все стремительней день ото дня.
И все находите, и все вам лишнее,
А если просто вам найти меня?
(с)
:-) 20.05.2009 00:41:13, Пи-Джин
И все стремительней день ото дня.
И все находите, и все вам лишнее,
А если просто вам найти меня?
(с)
:-) 20.05.2009 00:41:13, Пи-Джин
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?