предлагаю мозговой штурм: какова должна быть литература в школе, можно по начальной, средней школе отдельно.
без критики, только предложения, разбор можно позже сделать в следующем топике.
для затравки - взятые из субуксов отрывки :Вопрос о том, как надо - и надо ли - преподавать литературу в школе,
касается многих из нас прямо, и всех участников эхи - косвенно.
Я перескажу или процитирую сейчас некоторые положения из разговоров между
филологами, словесниками и социологами, когда заходит разговор об этом
тонком предмете.
...............
В школьной литературе досадным образом слиты два предмета.
Первый, не самый обязательный, суть история литературы, карманный вариант
университетской истории литературы и университетского же литературоведения.
Он дает представление об истории идейных и художественных исканий наших
литераторов, в каком-то смысле о жизни литературной среды.
С одной стороны, это часть истории русского общества, с другой - часть
истории эстетических течений.
Другой предмет не имеет точного названия, но он-то как раз и есть самый
необходимый. Это, так сказать, культура русской речи и русского поведения.
Это преподанная хрестоматия всевозможных образцов, ответы на вопрос о том,
как говорят и ведут себя люди, когда сталкиваются с такими-то положениями.
Это склад всевозможных казусов, источник
общих мест и всего того, без чего общество не общество, а случайно
встретившиеся люди.
...................
Я думаю, что предметы эти надо разделить и в отношении материалов, и в
отношении методов. Второй предмет должен охватывать только классическую
литературу и элементы древнерусской литературы. Здесь нечего делать ни
серебряному веку, ни советской литературе за редким, быть может,
исключением.
Впрочем, о самой программе разговор особый...
.............
Первый предмет должен включать весь исторический материал, но преподанный
обзором в духе культурно-исторической школы или обзорных лекций советского
литературоведения без их наивной и навязчивой социологии, но с сохранением
их приверженности к периодизации.
Здесь уместен историзм.
Зато во втором предмете уместен дидактико-риторический подход. Хронология
ему вредна. Разумеется, первый предмет - дело старших классов, второй же
доложен начинаться с первого класса и занимать никак не меньше часов, чем
русский язык (коего он есть продолжение) и математика, в которой я бы усилил
словесно-логический компонент.
..................
Конференция "Ребенок от 10 до 13""Ребенок от 10 до 13"
Раздел: Школьные проблемы
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
мозговой штурм
15.01.2002 13:35:49, Шин15 комментариев
А второй предмет уже преподается - "Риторика". Курс риторики разработан с 1 по 11 класс, отличные учебники, и у нас в школе в обязательную программу входит 1 час в неделю, а в расширенную еще дополнительно 2 часа.
16.01.2002 08:51:26, Aann


Ну я примерно того же мнения, что и большинство ораторов. Просто прочтеные выдержки меня слегка поразили, заумностью своей и соответственно опасностью. Особенно продвижение уроков литературы в математику
15.01.2002 17:50:34, Шин
Шин, пока не прочитала дискуссии внизу,
выскажу свое непредвзятое мнение:
думаю, что оба раздела по-своему нужны, но в начальной школе и лет до 13 основное внимание должно уделяться эстетическому, эмоциональному, художественносму аспекту, получению удовольствия от чтения, а после 13, когда уже логика хорошо включена историко-литературный обзор с анализом ценностей каждого времени и их отражением в литературе тоже очень полезен для понимания законов общества и поиска своего места и своего собственного взгляда на историю. Здесь бы хорошо опираться на уже прочитанные произведения, чтобы не портить впечатления. И покороче, не на пять лет растягивать, а в полгода-год уложить.
А потом уже развивать вовсю и собственное сочинительство, когда уже свои мысли можно сравнивать с имеющимися до тебя, и художественная сторона уже "впитана", и вообще психологическая природа уже требует самовыражения больше, чем поглощения готовой информации. Впрочем, позже снова наступает этап жадной тяги к еще более углубленным знаниям - но это как раз к высшей школе и созреет, если дать подросткам выразиться.
Такое мое совсем-совсем непрофессиональное (с точки зрения педагогики) мнение. 15.01.2002 15:54:51, Svetlana
со всем согласна, кроме одного - мне кажется, что собственное сочинительство должно иметь свою нишу с самого начала, и идти параллельно этому всему...
Когла-то давно в "1м сентября" читала про учителя словесности, сожалению, не помню фамилии и города, у которого на уроках ВСЕ дети пишут стихи и прозу, причем талантливо и ярко (там приводились примеры). Меня это поразило - ВСЕ... Причем, это младше- и среднешкольники (класс 4й и младше)... 15.01.2002 16:01:01, Верная Скво
выскажу свое непредвзятое мнение:
думаю, что оба раздела по-своему нужны, но в начальной школе и лет до 13 основное внимание должно уделяться эстетическому, эмоциональному, художественносму аспекту, получению удовольствия от чтения, а после 13, когда уже логика хорошо включена историко-литературный обзор с анализом ценностей каждого времени и их отражением в литературе тоже очень полезен для понимания законов общества и поиска своего места и своего собственного взгляда на историю. Здесь бы хорошо опираться на уже прочитанные произведения, чтобы не портить впечатления. И покороче, не на пять лет растягивать, а в полгода-год уложить.
А потом уже развивать вовсю и собственное сочинительство, когда уже свои мысли можно сравнивать с имеющимися до тебя, и художественная сторона уже "впитана", и вообще психологическая природа уже требует самовыражения больше, чем поглощения готовой информации. Впрочем, позже снова наступает этап жадной тяги к еще более углубленным знаниям - но это как раз к высшей школе и созреет, если дать подросткам выразиться.
Такое мое совсем-совсем непрофессиональное (с точки зрения педагогики) мнение. 15.01.2002 15:54:51, Svetlana

Когла-то давно в "1м сентября" читала про учителя словесности, сожалению, не помню фамилии и города, у которого на уроках ВСЕ дети пишут стихи и прозу, причем талантливо и ярко (там приводились примеры). Меня это поразило - ВСЕ... Причем, это младше- и среднешкольники (класс 4й и младше)... 15.01.2002 16:01:01, Верная Скво
Да, я думала об этом, когда писала, и разумеется, я - за, просто наверное, мне хотелось отразить то отличие, что в раннем детстве это должно быть совершенно свободное творчество, а на позднем этапе - уже изучение чисто профессиональных приемов, применяемых в сочинительстве.
Как в рисовании, когда не рекомендуют детей с детства учить приемам, а сначала давать им свободно рисовать, что и как хочется.
Впрочем, вернусь опять к своей любимой схеме обучения - из 3-х элементов - технические приемы+изучение готовых произведений+импровизация.
Тогда речь идет только о соотношении этих элементов в разном возрасте - в раннем больше импровизации и свободы, в среднем усиливается роль техники и готовых форм, но и импровизации тоже должно хватать. В старшем - сами разберутся, кто что уже освоил, а кто хочет большего совершенства в отдельных вещах добиваться. 15.01.2002 16:15:32, Svetlana
Как в рисовании, когда не рекомендуют детей с детства учить приемам, а сначала давать им свободно рисовать, что и как хочется.
Впрочем, вернусь опять к своей любимой схеме обучения - из 3-х элементов - технические приемы+изучение готовых произведений+импровизация.
Тогда речь идет только о соотношении этих элементов в разном возрасте - в раннем больше импровизации и свободы, в среднем усиливается роль техники и готовых форм, но и импровизации тоже должно хватать. В старшем - сами разберутся, кто что уже освоил, а кто хочет большего совершенства в отдельных вещах добиваться. 15.01.2002 16:15:32, Svetlana

15.01.2002 15:42:01, Баба Нюра

Но вообще-то я бы готовила учителей литературы так, как бывают старые библиотекарши. Их просят "что-нибудь поинтереснее", а они посмотрят внимательно на просителя и выносят ему "поинтереснее" - и как раз подходящее для этого читателя, и в то же время как можно лучшую книгу, которая поведет дальше, к другим книгам.
В таком духе я бы читала "с детьми", а не "для детей". То, что им действительно интересно, но хорошего качества. По жанрам, а не в хронологическом порядке. Комиксы - про Пифа, про Астерикса. Детективы - от Шерлока Холмса до Достоевского (не забывая Имя Розы и быть может, Акунина). Исторический роман - от Вальтера Скотта до Пикуля (не забывая Повести Белкина, которые тоже исторический роман). Философская проза - когда у юношей нападает желание философии. Выбирать вместе с детьми в начале четверти, каждому свою книгу, но не запрещая совпадений.
Короче, хорошо, что я не учитель литературы:-) 15.01.2002 15:38:21, Кондратея
продолжение
Что дает школе историко-хронологический подход к литературе при том, что
школьники пользуются услугами телевидения и компьютерных сетей, формирующих
описанную выше культуру чтения? Ответ один - литература в школе не выполняет
адаптивных функций, в особенности в том, что связано национальной
адаптацией. Вместо того, чтобы воспроизводить национальную культурную
ориентацию, начиная с хорошего русского языка и кончая традиционными для
России нравственными ценностями, предлагается совершенная неактуальная,
обреченная на неудачу модель литературного процесса, с его ориентацией на
причинность литературных явлений (которая к тому же весьма гипотетична и до
которой школьнику, грубо говоря, нет никакого дела).
Идеальным в сегодняшней ситуации было бы заменить историко-хронологический
подход ценностно-хрестоматийным. Под последним понимается интерпретация
русского и мирового литературного наследия как некой сокровищницы или
хрестоматии, содержащей нравственные и языковые образцы. Вопросы
литературного процесса и обусловленности фактов литературы теми или иными
причинами (социальными, психологическими и пр.) отодвигается на второй план.
К такой сокровищнице можно подойти с позиции говорящего и воспринимающего.
.........................
Перед нами риторика или культура речи, построенная на добротном литературном
материале. Такой предмет следовало бы назвать Родная речь. Литературный
материал расположен здесь не хронологически, а функционально. Скажем, в
средневековых риториках выделялось такое явление, как анемография - описание
ветров. Темой занятия по родной речи может быть, допустим, описание грозы в
русской литературе. Hа ярких образцах дети учатся хорошему русскому языку,
притом не забыта и история языка (ведь анализируются тексты и прошлого века,
а в ряде случаев даже и древнерусские). Hо это история, развернутая как
наследие, а не как цепь событий, линия развития, словом - процесс. Русский
язык разных периодов должен предстать перед нами не как отжившее и
непонятное явление, а как национальное богатство, откуда можно черпать слова
и речи. Разве хорошее знание языка классиков способно разрушить современный
русский язык? Расшатать нормы литературного языка? В палитре культурного
человека находятся сотни оборотов, трактуемых как архаичные, и жизнь
предоставляет тысячи случаев их уместного употребления. Это прекрасно
понимал еще Пушкин.
.........................
Эстетический аспект изучения литературы лучше всего рассматривать именно в
рамках родной речи. Литература - искусство словесное, и гораздо важнее
показать широкий диапазон красоты речи, нежели знакомить с чередой
эстетических течений (неизбежно останавливаясь на их гипотетической
детерминированности историческими обстоятельствами), тем более что проекции
этих течений на наше время мирно уживаются между собой.
.........................
Возможен и подход к литературному наследию не риторический, а
филологический. Hо это не филология констатаций, а филология развернутая к
дидактике, к этике. Это духовная культура нации, зафиксированная в текстах,
хрестоматия, организованная вокруг нравственных и психологических проблем.
Темой могут быть, например, семейные отношения, а привлекаться могут
произведения разных авторов, разных времен. Hо, как и в случае риторической
хрестоматии, история будет дана в проекции на современность. Как для
верующего Евангелие не столько историческая, сколько вечная книга, по
которой он сверяет свою жизнь, так и для носителя культуры национальная
классика интересна прежде всего не историческими предпосылками, а
обращенностью к национальной проблематике, к его, читателя, жизни. В самом
деле, что актуальней: принадлежность Обломова к исчезнувшему сословию или к
существующей нации?
.........................
Еще раз о причинности. Чтобы сопереживать литературному герою, чтобы
солидаризироваться с ним или отталкиваться от него, разве нужно знать
эстетические или исторические причины (подлинные или мнимые), которые дали
ему жизнь? Hапротив, акцент на этих причинах уведет нас от живого восприятия
персонажа, ослабит дидактику. И не мудрено: одно дело - причина, иное -
цель; одно дело - познание литературы (в категориях прошлого века), другое
воспитание с помощью литературы человека сегодняшнего дня.
.........................
С наилучшими пожеланиями, Леонид Блехер
15.01.2002 13:36:26, Шин
Читаю и просто сердце радуется за деток в нашей д/с группе)))) Им и литературу и риторику и родную речь преподают в этих принципах. И ведь делает это все профессиональный учитель литературы средней школы (в прошлом))).
В дискуссии на тему обязательных знаний обсуждают литературу средних и старших классов - но ведь все эти принципы оказываются реализуемы начиная с детской литературы. И как права Элла вновь и вновь говоря о сказках, мифах и баснях. 15.01.2002 15:32:37, alyonka
Что дает школе историко-хронологический подход к литературе при том, что
школьники пользуются услугами телевидения и компьютерных сетей, формирующих
описанную выше культуру чтения? Ответ один - литература в школе не выполняет
адаптивных функций, в особенности в том, что связано национальной
адаптацией. Вместо того, чтобы воспроизводить национальную культурную
ориентацию, начиная с хорошего русского языка и кончая традиционными для
России нравственными ценностями, предлагается совершенная неактуальная,
обреченная на неудачу модель литературного процесса, с его ориентацией на
причинность литературных явлений (которая к тому же весьма гипотетична и до
которой школьнику, грубо говоря, нет никакого дела).
Идеальным в сегодняшней ситуации было бы заменить историко-хронологический
подход ценностно-хрестоматийным. Под последним понимается интерпретация
русского и мирового литературного наследия как некой сокровищницы или
хрестоматии, содержащей нравственные и языковые образцы. Вопросы
литературного процесса и обусловленности фактов литературы теми или иными
причинами (социальными, психологическими и пр.) отодвигается на второй план.
К такой сокровищнице можно подойти с позиции говорящего и воспринимающего.
.........................
Перед нами риторика или культура речи, построенная на добротном литературном
материале. Такой предмет следовало бы назвать Родная речь. Литературный
материал расположен здесь не хронологически, а функционально. Скажем, в
средневековых риториках выделялось такое явление, как анемография - описание
ветров. Темой занятия по родной речи может быть, допустим, описание грозы в
русской литературе. Hа ярких образцах дети учатся хорошему русскому языку,
притом не забыта и история языка (ведь анализируются тексты и прошлого века,
а в ряде случаев даже и древнерусские). Hо это история, развернутая как
наследие, а не как цепь событий, линия развития, словом - процесс. Русский
язык разных периодов должен предстать перед нами не как отжившее и
непонятное явление, а как национальное богатство, откуда можно черпать слова
и речи. Разве хорошее знание языка классиков способно разрушить современный
русский язык? Расшатать нормы литературного языка? В палитре культурного
человека находятся сотни оборотов, трактуемых как архаичные, и жизнь
предоставляет тысячи случаев их уместного употребления. Это прекрасно
понимал еще Пушкин.
.........................
Эстетический аспект изучения литературы лучше всего рассматривать именно в
рамках родной речи. Литература - искусство словесное, и гораздо важнее
показать широкий диапазон красоты речи, нежели знакомить с чередой
эстетических течений (неизбежно останавливаясь на их гипотетической
детерминированности историческими обстоятельствами), тем более что проекции
этих течений на наше время мирно уживаются между собой.
.........................
Возможен и подход к литературному наследию не риторический, а
филологический. Hо это не филология констатаций, а филология развернутая к
дидактике, к этике. Это духовная культура нации, зафиксированная в текстах,
хрестоматия, организованная вокруг нравственных и психологических проблем.
Темой могут быть, например, семейные отношения, а привлекаться могут
произведения разных авторов, разных времен. Hо, как и в случае риторической
хрестоматии, история будет дана в проекции на современность. Как для
верующего Евангелие не столько историческая, сколько вечная книга, по
которой он сверяет свою жизнь, так и для носителя культуры национальная
классика интересна прежде всего не историческими предпосылками, а
обращенностью к национальной проблематике, к его, читателя, жизни. В самом
деле, что актуальней: принадлежность Обломова к исчезнувшему сословию или к
существующей нации?
.........................
Еще раз о причинности. Чтобы сопереживать литературному герою, чтобы
солидаризироваться с ним или отталкиваться от него, разве нужно знать
эстетические или исторические причины (подлинные или мнимые), которые дали
ему жизнь? Hапротив, акцент на этих причинах уведет нас от живого восприятия
персонажа, ослабит дидактику. И не мудрено: одно дело - причина, иное -
цель; одно дело - познание литературы (в категориях прошлого века), другое
воспитание с помощью литературы человека сегодняшнего дня.
.........................
С наилучшими пожеланиями, Леонид Блехер
15.01.2002 13:36:26, Шин
"Как для
верующего Евангелие не столько историческая, сколько вечная книга", так и для меня, например, любое современное литературное произведение - это Приложение к вечной Книге (я имею в виду не Евангелие, а именно книгу)...
Не стОит начинать с Приложения, не изучив основной текст:)
Как бы я построила процесс изучения литературы в школе, если бы меня об этом попросили:)
Литературу я считаю частью культурно-исторического развития народов.
А значит, с первого же класса я бы ввела предмет "История культуры", без оценок и безумных требований.
Это был бы такой предмет-энциклопедия, комплексное изучение Литературы и Икусства (изобразительное, музыка, театр, цирк, кино, компьютер).
Естественно, что мои ученики уже имеют представление об устном народном творчестве своего родного народа и народов мира (не теоретическое, конечно:)), владеют, конечно, на доступном ребенку уровне, навыками художественного творчества (рисование, лепка, скульптура, архитектура), знают с раннего детства и любят слушать классическую музыку, играют на доступных в их возрасте музыкальных инструментах, умеют петь, танцевать, выступать на публике (все на доступном ребенку уровне - никакого перфекционизма)...
И вот они пришли в школу...
Все то же самое - только на следующей ступени...
Скорее всего, меня бы назвали Факультативом:)
Главное, не стала бы я отделять литературу от искусства...
Математика, физика не пострадали бы. При таком изучении литературы и искусства (действующий театр), заняться точными науками - отличное переключение с работы чувств на работу мысли. Там надо учиться формулировать точно и аргументированно свои мысли, а не расчленяя литературное произведение...
Его надо слушать и смотреть - в театре, его надо читать (про себя), его надо "петь" и "танцевать", "играть" - для других (да и для себя) :) 15.01.2002 15:49:54, Элла Прокофьева
верующего Евангелие не столько историческая, сколько вечная книга", так и для меня, например, любое современное литературное произведение - это Приложение к вечной Книге (я имею в виду не Евангелие, а именно книгу)...
Не стОит начинать с Приложения, не изучив основной текст:)
Как бы я построила процесс изучения литературы в школе, если бы меня об этом попросили:)
Литературу я считаю частью культурно-исторического развития народов.
А значит, с первого же класса я бы ввела предмет "История культуры", без оценок и безумных требований.
Это был бы такой предмет-энциклопедия, комплексное изучение Литературы и Икусства (изобразительное, музыка, театр, цирк, кино, компьютер).
Естественно, что мои ученики уже имеют представление об устном народном творчестве своего родного народа и народов мира (не теоретическое, конечно:)), владеют, конечно, на доступном ребенку уровне, навыками художественного творчества (рисование, лепка, скульптура, архитектура), знают с раннего детства и любят слушать классическую музыку, играют на доступных в их возрасте музыкальных инструментах, умеют петь, танцевать, выступать на публике (все на доступном ребенку уровне - никакого перфекционизма)...
И вот они пришли в школу...
Все то же самое - только на следующей ступени...
Скорее всего, меня бы назвали Факультативом:)
Главное, не стала бы я отделять литературу от искусства...
Математика, физика не пострадали бы. При таком изучении литературы и искусства (действующий театр), заняться точными науками - отличное переключение с работы чувств на работу мысли. Там надо учиться формулировать точно и аргументированно свои мысли, а не расчленяя литературное произведение...
Его надо слушать и смотреть - в театре, его надо читать (про себя), его надо "петь" и "танцевать", "играть" - для других (да и для себя) :) 15.01.2002 15:49:54, Элла Прокофьева
А Приложения можно почитать, как раз, на досуге, дополнительно, чтобы от жизни не отставать...
Так же как студент музыкального училища может дискотеку себе позволить... 15.01.2002 16:06:59, Элла Прокофьева
Так же как студент музыкального училища может дискотеку себе позволить... 15.01.2002 16:06:59, Элла Прокофьева
Знаете, все что Вы написали, имеет место в нашей музыкалке :-) Называется предмет - История исскуств.
15.01.2002 16:02:20, Бада
Да, можно так. Я, по старинке, Литературу назвала отдельно от видов Искусств:)
Это неправильно...
Да, название очень хорошее, просто "История искусств"...
Звучит менее навязчиво:) 15.01.2002 16:08:25, Элла Прокофьева
Это неправильно...
Да, название очень хорошее, просто "История искусств"...
Звучит менее навязчиво:) 15.01.2002 16:08:25, Элла Прокофьева

В дискуссии на тему обязательных знаний обсуждают литературу средних и старших классов - но ведь все эти принципы оказываются реализуемы начиная с детской литературы. И как права Элла вновь и вновь говоря о сказках, мифах и баснях. 15.01.2002 15:32:37, alyonka
Читайте также
Выращиваем королеву сада: все о посадке, обрезке и зимовке роз
Хотите роскошные розы в своем саду? Узнайте все секреты успешного выращивания: от правильной посадки и выбора удобрений до тонкостей обрезки и надежной защиты от зимних морозов. В статье — подробные инструкции и ценные советы
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание