Раздел: Школьные проблемы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

И снова о глыбах. Сонечке

Размышляла-я-размышляла над недавним обсуждением и все-таки опять прихожу к тому же, с чего давным-давно начала: не нужно приспосабливать ребенка к ограничивающей его развитие среде, если генетически в нем заложено обучаться по-другому (не в саду, не в школе).
Но (новая мысль:)) не нужно и приспосабливать сад, школу к такому ребенку.
Помните, я писАла о конфликте программ, генетической и социальной. Мне, кажется, я нашла третий путь - когда генетическая прграмма не подавляет социальную, а социальная не подчиняет себе генетическую.
Представьте, что мы будем наблюдать не взаимное ограничение этими программами друг друга, а, наоборот, их взаимопроникновение друг в друга.
Из чего мы исходили раньше?
Наследственные способности и возможности ребенка ограничивают круг его социальных возможностей, а социум, в свою очередь, накладывает ограничения на то, что возможно для ребенка, но для социума (вернее, той части социума, к которой его хотят приспособить) неинтересно...
Двойное ограничение!!! Жуткие рамки, в которые загоняется ребенок собственной наследственной программой, не дающей ему возможности приспособиться к данной части социума, да еще и садом, школой, родителями, которые ограничивают развитие того, что заложено природой, попытками приспособить ребенка к той "местности", где развиваться не получается...
Замкнутый круг, вернее, два замкнутых круга, могущих пересечься только в том месте (вернеее, в тех местах, "слоях"), где потребности ребенка и возможности среды, потребности среды и возможности ребенка совпадут.
Нужно искать места, "слои" пересечений, как можно больше этих мест, где генетическая программа ребенка поможет ему (а не помешает) освоить требования социальной программы, а социальная программа, в свою очередь, поможет справиться с наследственными ограничениями...
Предвижу критику тех специалистов, которые в борьбе этих двух программ видят "диалектику" детского развития, а в кризисах - стимулы к последующему росту.
Однако я уверена: ребенок может гармонично развиваться без кризисов и без борьбы с самим собой и окружающей средой, если только позволить ему брать из "богатой" среды то, что сейчас требуется для его развития, и позволить реализовать свои способности в тех "местах", где в нем нуждаются ...
06.01.2002 12:35:35,

158 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Да, взаимопроникновение, и далее - взаимообогащение.
Вот только со стороны личности обычно стремление к самореализации выше, чем стремление общества поддержать самореализацию каждого, увы...
Как-то это даже обосновывают, помнится, в этологии на эту тему много обсуждений, и в онтопсихологии, да и вообще - известно, что обычно группа стремится "усреднить" способности своих членов, и тяжелее всего тем, кто генетически запрограммирован на крайние параметры - быть явным лидером, стать гениальным ученым или талантливым художником... Для того, чтобы защитить свое право идти своим путем и вести за собой ту же группу (а иначе - прогресс остановится!) нужно стать взрослым и сильным... А до тех пор - все окружающие норовят "испытать" тебя на прочность. Вот тут, мне кажется, роль родителей просто огромна - кроме них никто особенно не стремится оградить малыша от лишних привычных и удобных для большинства ограничений, найти какие-то области, сферы, занятия, где бы ребенок мог реализовываться, где бы радовались его успехам. Изредка встречаются мудрые педагоги, способные дать хороший совет, но ведь реализовывать все равно нужно родителям.
Или, как Гарри Поттер, ждать, пока придет время и Высшие силы обо всем позаботятся... Тоже выход!
06.01.2002 22:04:56, Svetlana
"...ждать, пока придет время и Высшие силы обо всем позаботятся..."
Это гениальная формулировка!
Мне сразу хочется перейти к своей любимой теме о том, что родителям нужно уметь, пусть не всегда, но когда это очень необходимо, идти "в ногу" с ребенком...
07.01.2002 10:23:44, Элла Прокофьева
вот я читаю вас и думаю, а как ві относитесь к Японии, ее искусству? Вопрос и Єлле тоже.
Ведь сколько всего создано там благодаря ограничению.
бонсай - голодное и замученное дерево или произведение искусства?
что является критерием развития
06.01.2002 23:25:14, Шин
Вообще, роль ОГРАНИЧЕНИЯ в культурно-историческом развитии различных цивилизаций - это огромная тема...
Как я отношусь?
Японцы элекронных собачек любят больше, чем нас с Вами, например:) - доограничивались...
Там, ниже, Клавка задала вопрос об этнологии Л. Гумилева...
С моей точки зрения, время борьбы этносов за свое ОГРАНИЧЕННОЕ, самостийное и нэзалэжное существование проходит, наступает эра, в которой выживут Личности, обладающие океаническим, вселенским мышлением - это для меня и есть критерий РАЗВИТИЯ.
Извините за пафос, но я бы хотела, чтобы наши дети и внуки жили не отдельными этносами, воюющими друг с другом и не понимающими "систему верований" друг друга, а чтобы выработалась, наконец, "система верований", которая объединит, а не разъединит всех нас...
Вышли-то мы все из одного и того же "места" - мирового океана...
07.01.2002 10:37:28, Элла Прокофьева
Что ж, "Розу мира" нам давно обещают...
Сбудется, наверное, и это... "Вот только жить в эту пору прекрасную" - да? Придется ли нам с Вами?
Хотя, мне кажется, сдвиги в эту сторону заметны уже сейчас.
07.01.2002 21:47:22, Svetlana
вообщем-то я тоже ограничения не люблю, просто всегда сразу вспоминается именно Япония, нравтся мне у них многое, и вот появится ли что-то подобное в океане :)))) 07.01.2002 11:54:21, Шин
[пусто] 07.01.2002 21:25:43
в добровольности 07.01.2002 21:29:34, Шин
[пусто] 07.01.2002 21:50:13
тут внизу про єтнос писали. несомненно, природа накладівает свою печать на биологию и социум, но вообщем-то я сейчас могу вібирать, писать ли мне в стиле хайку или вібрать витиеватость, :), но в рамках стиля я как бі ограничена , впрочем что мне мешает придумать новій стиль или біть єклектичной :)
ограничение - єто то, откуда я двинуться в сторону не смогу . если уж так рассуждать, то самурайство тоже вообщем-то ближе к стилю.
07.01.2002 22:24:48, Шин
[пусто] 07.01.2002 22:43:40
почему же иногда достаточно просто второго єтноса - уже две степени свободі как минимум и свобода вібора между двумя позициями 07.01.2002 22:45:20, Шин
[пусто] 07.01.2002 22:48:47
вообщем-то віход в надсистему для человека возможен без изменения внешних условий, но каков должен біть уровень заложенній и количество проделанной работі 07.01.2002 22:58:30, Шин
[пусто] 07.01.2002 23:03:58
ну спросила, у меня кирпичиками вікладівается система, иногда возврат идет к ранним міслям, я подумаю, конечно.
ну а віход в надсистему - а триз чем не подходит:))
07.01.2002 23:18:58, Шин
[пусто] 07.01.2002 23:23:24
ну мне бі для себе пока :))) 07.01.2002 23:43:32, Шин
Мне почему-то очень помогла история разных религий - в них так много общего, и в то же время разные культурно-исторические задачи и особенности - вот тут-то и начинаешь задавать себе кучу вопросов и искать на них ответы...
Выходишь в совершенно другое пространство... Мне тут нравится!...
07.01.2002 23:48:28, Svetlana
У меня Глеб чем-то подобным занимается, правда целей не ставит, просто интересно. 08.01.2002 10:48:20, Сонечка
У-у, привет Глебу!!!
Я тоже целей не ставила, просто интересно было, разные стыковки искать и нестыковки разгадывать.
Еще раз привет родственным душам...
08.01.2002 16:39:36, Svetlana
:-) 08.01.2002 16:43:10, Сонечка
я все с духом собираюсь :) 07.01.2002 23:56:29, Шин
:)) А тут напрягаться и не нужно.
Все само в руки подвернется, когда время придет.
У Вас сейчас и так с детьми такая духовная работа идет - ее никакие книжки не заменят...
08.01.2002 16:40:50, Svetlana
если человек тебя оскорбил, то он нуждается в твое помощи, оскорбление - просьба об єтом (с)
легче что-то познать, помогая другому (С)
06.01.2002 14:10:44, Шин
Вторя фраза почемуто напомнила "Спасись сам и вокруг тебя спасутся многие".

А вот первая фраза - а если человек намерено пытается оскорбить - бросить перчатку в лицо - а тот, к кому это обращено делает вид, что ничего не происходит и продолжает светскую беседу? Получается, что оскорбление будет воспринято как крик о помощи, только в том случае, что этот крик готовы слышать те, кто готов помочь.
06.01.2002 15:18:09, Пластилиновая ворона
суть фразі в том, что если к тебе конкрнетно намернно подолшел человек и нахамил, ударил по лицу и так далее, то єто является криком о помощи, и человеку нужно помочь (хотя бі осознать, что так н епоступают) а не біть в ответ. суть фразі в том ,что оскорбляющий и оскорбляемій также связані как преступнник и жертва. Но связи єти есть такие - он пришел меня научить, єто урок, а єсть как сказано віше - он просит о помощи 06.01.2002 15:29:51, Шин
Вы заставили задуматься - спасибо.

А если оскорбление=сделать больно, то если ребенок, к примеру делает больно родителям (оскорбляет их лучшие родительские чувства :) - он просит их о помощи и уже дело родителей - помочь.
В этом наверно есть смысл.
06.01.2002 15:38:19, Пластилиновая ворона
суть фразі в том, что если к тебе конкрнетно намернно подолшел человек и нахамил, ударил по лицу и так далее, то єто является криком о помощи, и человеку нужно помочь (хотя бі осознать, что так н епоступают) а не біть в ответ. суть фразі в том ,что оскорбляющий и оскорбляемій также связані как преступнник и жертва. Но связи єти есть такие - он пришел меня научить, єто урок, а єсть как сказано віше - он просит о помощи 06.01.2002 15:29:50, Шин
Оскорбил - это может быть криком о помощи, попыткой привлечь внимание, а может наоборот вызвано болью общения и желанием прервать эту боль 06.01.2002 14:53:04, Сонечка
А что означают скобки и буквы? Это цитата?
Со вторым согласна отчасти, с первым -??? - может быть и так, а может быть и нет. Оскорбление - чувство оскорбленного, не всегда осознается оскорбляющим. Восприятие - штука тонкая
06.01.2002 14:48:07, Сонечка
коопирайті, єто не мои фразі 06.01.2002 15:26:19, Шин
А если в роли оскорбленного находится общество, выходит, человек оскорбляет общество, как бы взывая о помощи?
Кто кого оскорбляет, ребенок, уходящий из неподходящего "места" (не пойду в сад!, не хочу в школу!), или "место", не имеющее возможности удовлетворить потребности этого ребенка?
Я начинаю склоняться к мысли, что здесь нет виноватых...
Есть дети, которых отправили не в ту сторону не на том поезде (кстати, это часто повторяющийся у некоторых подростков ночной кошмар - страх отстать от СВОЕГО поезда), и есть "местность", климат которой этим детям не подходит...
06.01.2002 14:47:02, Элла Прокофьева
может біть и так. єта місль как-то біла вісказана, и вот до сих пор мне покоя не дает, я ее принять не приняла , но и избавиться не могу.
крошки в постели
06.01.2002 14:49:31, Шин
Это к чему, если не секрет? 06.01.2002 14:19:35, Клавка
см віше 06.01.2002 14:50:27, Шин
Взаимопроникновение - это интересно и, наверное, это то чего хочется, и то, что мы пытаемся создать. И как любая создаваемая вещь несовершенна, но стремится к совершенству. Меня больше всего удручает, когда система, из которой мы наполовину вырвались отнимает время и силы от того, что бы хотелось. Видимо, мне самой надо привыкнуть к неважности этой части жизни, я приоритеты переобозначила вроде бы, а внутренне их еще не приняла, как видимо.
Мы с Глебом (вернее я начала, а потом не удержалась и стала читать ему)сейчас стали читать Боно "Учите вашего ребенка мыслить". Так интересно!
Мне еще в голову пришла одна до смешного постая мысль. Он действительно "слухач" и поэтому очень многое хорошо на слух понимает, а когда говоришь: "Вот читай, разбирайся!" идет куда хуже и желания вызывает меньше. То есть ему не только мое участие важно, как застрельщика, но и как "звуковоспроизводителя" :-) И полное неумение работать в шуме отсюда же.
06.01.2002 13:43:53, Сонечка
"Видимо, мне самой надо привыкнуть к неважности этой части жизни, я приоритеты переобозначила вроде бы, а внутренне их еще не приняла, как видимо".
Понимаете, Сонечка, дело не в неважности этой части жизни, а в том, что Вам необходимо поставить эту часть жизни на подобающее место.
Надежда Григорьевна как-то очень здОрово написала о том, что школа не должна заменить собой всю жизнь ученика...
Ушинский тоже здОрово об этом написал, не вспомню сейчас дословно, но что-то: один час УЧЕНИЯ и целый день свободного развития принесут ученику больше пользы, чем целый день принудительного обучения...
Что происходит в школе, особенно "продвинутой" - восемь!!! уроков.
В психофизиологии есть такое понятие - интерференция, стирание следов памяти, когда вслед за какой-либо информацией пошла информация, по своей знАчимости перекрывающая предыдущую, замещающая ее.
Есть ли смысл в этих восьми уроках, если к последнему уроку ученик не помнит, что происходило на предыдущих?
07.01.2002 13:37:06, Элла Прокофьева
Тяжело принять потому что мне самой это было в кайф, нагрузки, испытание себя, своих возможностей. Все - интересно и получалось. Искала предел возможностей, нашла в институте теорфиз, было очень непрятно ощутить что нашла предел, ну совсем не понимаю.
Хотя теперь, со шваброй не совсем понятно зачем все это было. Все это витье гнезда - совсем не мое. Вот дети - это да. Это то, для чего стоит жить...
Тяжело понять, что может быть неинтересно постигать новое, что человек очень зависим от настроя, как скрипка, не настроен - звук ужасный.
07.01.2002 14:26:47, Сонечка
"Тяжело понять, что может быть неинтересно постигать новое"...
Новое для кого?
Для интровертов нового в жизни не так уж много. Критерием их развития я полагаю ТРАНСФОРМАЦИЮ "ненового" в новые формы...
СОДЕРЖАНИЕ же этих форм, как правило, одно и то же...
Для экстравертов новая обертка старой конфеты - уже радость:)
07.01.2002 15:01:38, Элла Прокофьева
Гм, гм не очень понятно. Новое о строении мира, в котором живешь, происхождение чего-то, как и что устроено, новое в себе, постижение жизни...
И что такое трансформация ненового? Попросю выражаться яснее...
07.01.2002 16:12:02, Сонечка
:) Специально проконсультировалась у взрослых глыб:)
Все, что происходит в жизни, они воспринимают как знаемое, ничем не удивишь, любой закон, любая житейская мелочь. Даже если не знакомы с названием нового явления, стОит поподробнее рассказать об этом, и они найдут АНАЛОГИЮ в уже имеющихся в их арсенале знаниях.
С детства сами выводили законы вселенского существования, мнили себя ВЕЛИКИМИ ДУМАТЕЛЯМИ, но никому об этом не говорили, на вид являясь самыми обыкновенными - никакой демонстративности...
Продолжать?:)
07.01.2002 16:18:46, Элла Прокофьева
И что же их может заинтересовать в таком случае? Какой путь их ожидает? Под лежачий камень...
По Глебу наблюдаю странную кампанейскость (если меня считать компанией) если я что-то читаю заинтересованно, он вроде бы заинтересовывается (или из вежливости), но в свободный полет не уходит, то есть интерес только за компанию, а у меня не хватает ни времени ни сил чем-то долговременно увлекаться. Я могу кратковременно сделать нечто энергичное, набросать идей, которые ему нравятся, но воплощать их кропотливо никто из нас не сподобился. Как говорил один мой знакомый: "я начинаю что-то делать, продумываю план в таких подробностях, что делать уже не интересно".
Как хорошо не стремиться к совершенству (а меня в этом духе воспитывали), а быть в ладу с самим собой, не заставляя и не терзая себя тем, что тебе не свойственно.
07.01.2002 17:20:30, Сонечка
Быть в ладу с самим с собой - это действительно счастье... 07.01.2002 19:23:25, Элла Прокофьева
а мне больше нравится вопрос "как?"
крайняя форма: знакомой рассказівал ее знакомій. Он регулярно ставит пожарную сигнализацию в психушке. она под потолком, встает на стремянку и с помощью инструментов ставит, проходит время - все исчезает. Как? понять не может никто.
07.01.2002 15:12:11, Шин
Позволите ли вклиниться не имеющим отношения к глыбам? :)) Элла, что-то я не поняла разницы между Вашим подходом и уже существующими ограничениями. Ведь и в том случае, где ограничения происходят сами собой, происходят наложения двух сфер, где человек волей-неволей и существует в области пересечения этих сфер. :) Так чем же отличается предложенный Вами способ? Тем, что человека изначально помещают внутрь пересечения сфер? Тогда уже изначально существующее положение вещей отличается только тем, что человек всё-таки пытается выйти за грань пересечения, стукается лбом, набивает шишки... :)) Только этим? Или я что-то не поняла? :)) 06.01.2002 13:39:19, Клавка
Предыдущий подход за точку отсчета брал взаимное ограничение человека и общества.
Вам никогда не приходило в голову, почему духовное развитие многих взрослых людей останавливается в тот момент, когда заканчивается бурный физиологический рост?
06.01.2002 14:59:17, Элла Прокофьева
Наверно, я сегодня не в форме. :)) Не очень понимаю. На счёт Вашего вопроса - не замечала. Честно. Круг моих знакомых, признаюсь, довольно ограничен, но среди них особо не замечала остановления духовного развития, скорее, наоборот. Может, это особенности тех людей, с кем я общаюсь, а может, я просто ничего не понимаю. :))) 06.01.2002 15:06:40, Клавка
то есть среди ваших знакоміх нет ни одного человека, которій, закончив институт, так и остался на том же духовном уровне.
я вам завидую
06.01.2002 15:31:21, Шин
Поделюсь секретом :) - круг общения действительно очень ограничен. :) За последние лет 5, наверно, люди, с которыми я познакомилась (в основном виртуально) здесь в конфе - самые "свежие" мои знакомые. 06.01.2002 16:09:08, Клавка
Глупый вопрос - можно? А в чем заключается духовный рост? 06.01.2002 15:48:16, Пластилиновая ворона
Лена, здравствуйте. Немного ОФФ - огромное спасибо за письмо, всё собираюсь ответить... Обещаю, что напишу... :)) На самом деле хочу исправить самую большую ошибку и поздравить Вас с Новым годом и Рождеством, если Вы отмечаете его. :))

А по поводу духовного роста... :) разумеется, понятиие весьма расплывчатое, но если Вы действительно хотите понять, что я, по крайней мере, имею ввиду, я попробую вкратце объяснить. Человек не прекращает читать хорошую литературу, не перестаёт думать "о смысле жизни" :))), искать своё место в жизни, вобщем, в таком духе примерно... :)
06.01.2002 16:24:44, Клавка
Пишите обязательно :)

А про духовный рост - согласна, наверно так оно и есть. Но вот что интересно, некоторые не читают, вопросами не задаются, а все равно растут :)
07.01.2002 01:31:18, Пластилиновая ворона
Могут и не читать, но не думать - не могу себе представить :)), просто это у них на автомате - сами не замечают. :)) Ещё сегодня вспомнилось - есть такая фразочка, она так много где употребляется, что я даже не знаю, откуда она пришла :) "Всегда помни три вещи - Кто ты. Откуда ты пришёл. И куда ты идёшь." Вот этот путь - и есть духовное развитие, по моему. :) 07.01.2002 23:35:57, Клавка
Это кажется из Шопенгауэра, он услышал эти вопросы когда шел по кладбищу (или мимо кладбища :) и сторож ему задал эти вопросы. Но может быть я что-то путаю :) или перевираю ;) 08.01.2002 17:30:30, Пластилиновая ворона
:) 09.01.2002 00:27:31, Клавка
а что ві назіваете духовнім ростом? 07.01.2002 10:21:12, Шин
Не знаю, я как-то вот так конкретно над этим понятием не думала. Возможно это, то что не позволяет человеку закостенеть, остаться в одних и тех же рамках на всю оставшуюся жизнь. Но духовный рост, ИМХО, не равнозначер знаниям и умениям, то есть безмерно много знающий человек, еще не значит духовно высокий. Человек, растущий духовно не только, да и не столько знает много, сколько понимает и не оставляет попыток понять что происходит вокруг, людей и себя. Для менячеловек, который может простить духовно выше, человека который носит свою обиду и пышет злобой. Вообщем трудно объяснить :) И мне иногда кажется, что дети духовно выше своих родителей, просто потому что не обременены (до поры :) тем ненужным багажом знаний, условностей, квазиценностей, который несут взрослые и отчачнно этим гордятся :) Но все это мое ИМХО :) 08.01.2002 17:39:45, Пластилиновая ворона
Новый подход отличается тем, что не берет за точку отсчета ОГРАНИЧЕНИЕ обществом развития генетической программы индивида (индивид - это биологическое в личности), не берет за точку отсчета ограничение индивидом (или его мамой:)) влияния общества на его развитие...
За точку отсчета берется свободное РАЗВОРАЧИВАНИЕ генетической программы развития ребенка, в которой вхождение в социум, вообще-то, уже запрограммировано.
А роль воспитателей состоит не столько в обучении, сколько в ПОМОЩИ этому развитию...
Посмотрите, какое количество поздно начинающих говорить детей появилось за последние годы.
В условиях снятия ограничений, многие дети больше внимания и дольше по времени начали уделять предметам и манипуляциям с ними, доязыковым формам коммуникации.
Невероятно гипертрофированная роль речи в социализации ребенка потихоньку возвращается на свое место...
06.01.2002 15:25:40, Элла Прокофьева
[пусто] 06.01.2002 23:30:25
В принципе, любой философ, психолог, придерживающийся культурно-исторического подхода, приходит или к первой формулировке: взаимное ограничение, или ко второй: взаимное проникновение, взаимообогащение (Svetlana здОрово подхватила эту мысль:))...
Объединяет их мысль о снятии биологического социальным (весьма дорогая Льву Семеновичу Выготскому. История развития высших психических функций)
Можно почитать: А.В. Брушлинский. Культурно-историческая теория мышления.
Попробуйте поискать: Berger P.L., Luckman T. The Social Construction of Reality.
Думаю (ИМХО, ИМХО, ИМХО), нежизнеспособными в третьем тысячелетии окажутся мутации с несовершенными генетическими программами, те, кого надо заново ОБУЧАТЬ, а не помогать развитию, а впоследствии - просто не мешать этому развитию...
07.01.2002 11:00:20, Элла Прокофьева
как заинтересованное лицо спрашиваю про статистику, я пока читала, что умственное развитие нінешних детей опережает детей прошліх лет, а вот физическое наоборот
зі - у нас дочка поет. встанет в позу, возьмет микрофон и поет :)
06.01.2002 20:17:53, Шин
У нас Аня, хотя уже много говорит, когда поёт или говорит по телефону, скорее имитирует поток песни или речи, отдельные слова произносит редко. У Вас также? Вчера перед сном, в два ночи уже выдавала нам концерт - ходила-танцевала по дивану, била карандашами друг об друга - это игра на барабане и пела. Потом кланялась - стояла попой к верху. Через 10 минут уже спала... :)) А сегодня папа поехал и купил ей барабан. :) 07.01.2002 23:32:20, Клавка
Нет, каждое слово, сказанное ей, осознается на сто процентов.
Дверніх щелок нет.
А пение, ну как бі єто обїяснить, сделаю кадр, віложу. Єто имитация. То есть костюм, магнитофон, от него вітягивается антенна - єто микрофон, делается очень серьезное лицо, поза, глаза чуть опускаются, нижняя губа чуть оттягивается вниз, и поется, голосом в основном буква "а" , но тон бівает разній, иногда попітки відержать мелодию, да, за єто обязательні аплодисменті ,:)))
07.01.2002 23:49:20, Шин
Не поняла про дверные щелки - это к чему?

А кого имитирует в пении? Где она это видела?
08.01.2002 00:11:59, Клавка
телевизор, бабушка как-то показівала , дурачилась - єто про имитацию 08.01.2002 00:17:50, Шин
:) подруга вчера расказівала про стишок,віученній ее дочкой год назад, в єтом году спросила, что же означает сказанная в стишке фраза "дверная щелка" 08.01.2002 00:17:12, Шин
:))) 08.01.2002 00:46:09, Клавка
Только я в начале не говорила о произнесении слов без осознания смысла. Есть такие детки, которые ещё задолго до собственно речи говорят по-своему, то есть копируют только интонации, поток звуков - именно поток! Так у нас Аня долго "разговаривала", а теперь это применяет в пении и разговорах по телефону. То есть, поёт: "А та-та, та-та, бавававава" :))) Вобщем, что-то в этом роде. Но она долгое время и разговаривала так. И часто её понимали! :) 08.01.2002 03:28:37, Клавка
Я начала вести свою статистику пять лет назад (хотя, на уровне одного детского сада, но зато лонгитюдное исследование - ребенок приходит в два года, уходит в семь лет), и выявляются действительно заставляющие задуматься закономерности:
I группа здоровья - дети как с опережающим, так и с заметно отстающим (сенсо-моторика, мышление) развитием.
При этом менее здоровые их сверстники показывают прекрасные результаты в развитии мышления, на фоне отягощенного эпикриза, пищевых аллергий, задержек в развитии речи (которые им ставят логопеды в поликлиниках).
Конечно, понадобятся годы, чтобы разобраться в этой путанице диагнозов, но вот, о чем я думаю сейчас:
можно ли считать задержкой в развитии речи отличное функционирование доязыковых средств коммуникации?
Возможно, стОит говорить о задержке в развитии способности к общению, а не в развитии речи?
У Вас дочка поет, подражает другим, привлекает к себе внимание, понимает Вашу речь - разве это не отличное развитие способности к коммуникации?
К сожалению, в детском саду часто приходится наблюдать обратное - ребенок хорошо говорит, но не умеет общаться...
А время реализации ее способности к порождению собственных речевых высказываний - это зависит от генетической программы развития ее мозга и той речевой среды, в которой она развивается...
07.01.2002 12:37:54, Элла Прокофьева
между тем встречаеміе нами на улице прохожие считают, что она ходит в садик, потому что легка в общении.
а пение надо видеть :)))
а если честно, ну давят... :(
07.01.2002 14:45:40, Шин
Вот эту легкость во вхождении в общение с другими и важно сохранить... 07.01.2002 15:04:33, Элла Прокофьева
Баба Нюра
Очень многие несадовские дети очень легки в общении.

Прости, я пока "не в струе", посему переспрашиваю: кто на кого и куда давит? :))
07.01.2002 14:51:01, Баба Нюра
да кто - бабушки, дедушки, врачи, соседи....
знаешь, что спрашивает моя мама, когда звонит - какие новіе слова у Насти?
:((
07.01.2002 15:05:06, Шин
Да, Шин, понимаю Вас. Мы тоже все это прошли. Особенно бабушки и дедушки почему-то очень пристрастно относятся к явным "показателям успеха". То ли им очень хочется "погордиться", то ли недостаток своих развлечений и удовольствий толкает искать их у детей и внуков. В общем, тяжело, конечно. Я сначала злилась, а потом стала стараться и ребенка оберегать, и старшим давать "пищу для удовольствия" - что-то рассказать, им приятное, разные забавные поступки, демонстрирующие "повышенную сообразительность" ребятенка (вместо отчета о выговаривании буквы "Р" и чтения в 2,5 года). Да, букву р дочка научилась выговаривать не рано, года в 4,5 - ну и что? Зато сама. А читать вообще только к школе, а еще больше - прямо в школе. Ну и что? Сейчас проблем никаких - всех в классе догнала и некоторых перегнала. Учится с интересом, у учителей претензий нет.
Для меня самой это было очень непривычно - я без книги часа прожить не могу, читаю с 3-4 лет, и без остановки (кстати, не могу сказать, что для жизни это идеально). Но дочка и другая совсем по характеру, что же делать.
Постепенно родители немного успокоились, хотя если бы я сейчас им показала дочкины тетради - я думаю, нам бы мало не показалось. По сравнению с тем, как нас в школе с почерком "долбали" - к ним с почерком не придираются, и с помарками не очень борются, говорят, после 10 лет само собой образуется. А пока есть более важные вещи для развития. И правда, общим развитием мы вполне довольны.
Так что, мне кажется, больше доверяйте ребенку, все придет в свое время. Ну, а бабушки - уж как получится...
(А соседям, стыдно признаться, я иногда, мило улыбаясь, просто давала понять, что это - не их дело!)
07.01.2002 22:07:04, Svetlana
У меня проблемка-то не только в єтом. Сін растет, и уже пошли фразки - "ой, да ті вместе с Настей научишься говорить,смотри как балаболишь" (что есть правда - действительно любит "болтать") , может єто мои личніе комлексі, но я бі не біла рада, услішав єто, а дочка все єто слішит, а понимает она все.
особенно интересно то, что многое уже подзабілось , и вот идет постоянное сравнение не в пользу дочки, обїективно говоря в чем-то Глеб чуточку бістрее развивается или даже не знаю, но его особенности развития ближе тому, что обічно нравится взрослім. ну какк бі обїяснить, ну вот пример - смеяться и Настя, и Глеб начали примерно одинаково - меяца в два, но Глеба расхохотать очень легко - пощекотать, поподбрасівать, с Настей надо біло попотеть - если она засмеялась, то єто скорей всего сделали ч ней что-то новое, ей неизвестно раньше и приятное - подбрасівали и так далее, на третий раз над одним и тем же она хохотать не будет, она очень привязана біла ко мне и не очень-то сидела и общалась с другими (чего теперь не скажешь) , не очень любила обїятия и так далее, то есть Глеб более общителен и контактен, чем біла Настя в свое время, и из-за єтого может и на бессознательном уровне идет сравнение не в ее пользу и главное - озвучивание єтого сравнения при ней.
07.01.2002 22:41:48, Шин
Оно, конечно, не здОрово...
Но и ничего очень страшного в этом нет.
(Хотя бесилась я в свое время страшно по поводу вообще сравнений).
Помогло только чувство юмора и быстрый перевод темы на все, что угодно - на примеры самого разного развития других знакомых и родственников, на очевидные достижения, на разные смешные случаи с детьми вообще, на конструктивные действия для заболтавшихся взрослых...
То есть, я пришла к выводу, что спорить и переубеждать взрослых бесполезно, лучше как 1,5-летних детей - отвлекать, переключать, поднимать им настроение до своего, а не опускаться до них.
А в общем, позже я убедилась, что самое большое влияние на мнение ребенка о себе имеет мнение того родителя, к которому ребенок больше привязан. То есть, если Вы лично видите дочкины достоинства и спокойно относитесь к недостаткам, то мнение окружающих не так сильно скажется (единственно, во время болезни и при травмах не допускайте к ней "Охальщиков").
Еще соображение - в конце концов, каждый ребенок приходит в мир со своими задачами (которые его душа сама выбирает заранее), и условия детства (старший он в семье или младший, много ли вокруг близких или мало, доброжелательны они к нему или нет и т.д.) формируют те "препятствия", которые он в жизни должен научиться преодолевать, возможно, уже в сознательном возрасте. Поэтому слишком уж оберегать от всех неприятностей тоже не стоит - все равно от всех не убережешь.
Хотя внимательные и понимающие родители тоже даются "по заслугам", и могут очень помочь ребенку, но не в смысле "оградить" от всего негатива, а скорее - в смысле "научиться справляться" с любыми препятствиями и трудностями в жизни, сохраняя позитивный настрой и радуясь тому хорошему, что всегда есть в жизни.
:)))))
07.01.2002 23:22:33, Svetlana
[пусто] 07.01.2002 22:52:29
не поймут 07.01.2002 22:59:34, Шин
[пусто] 07.01.2002 23:04:23
уві, я не могу всех отшивать, у меня и так проблемі с мужем 07.01.2002 23:19:41, Шин
[пусто] 07.01.2002 23:25:37
Присоединяюсь!
Я тоже иногда своей подмигну, и вижу - поняла, перестала воспринимать выступления в свой адрес серьезно, может даже с сочувствием отнестись к бабушкам - мол, что же делать, они же старенькие...
07.01.2002 23:40:43, Svetlana
я попробую 07.01.2002 23:49:45, Шин
По поводу "догнать" и "перегнать":)
Каждый специалист, работающий в саду, знает простую вещь: то, чему мы обучаем ребенка раньше времени, затрачивая огромные усилия и длительное время, его необучавшийся специально сверстник осваивает в кратчайшие сроки, просто тогда, когда время подошло...:)
07.01.2002 22:15:06, Элла Прокофьева
[пусто] 07.01.2002 22:23:49
А можно немного подробнее об алгебре и топологии? 08.01.2002 12:21:08, Сонечка
[пусто] 08.01.2002 18:10:04
Я - за! :-) 08.01.2002 18:32:55, Сонечка
Почему бы и нет, если это интересно и легко и маме и ребенку.
Я только за то, чтобы не заставлять (не перегружать) ни родителей, ни детей.
И не пропускать моменты, когда у ребенка действительно появляется тяга к какому-то новому занятию - вот тут ему нужны родители, чтобы предоставить больше возможностей, материала, информации.
07.01.2002 22:39:49, Svetlana
спасибо вам обеим 07.01.2002 22:56:12, Шин
:)) 07.01.2002 23:08:31, Svetlana
[пусто] 07.01.2002 22:50:27
Правда? А какие именно названия похожи?
Мне самой ужасно инересно, я как раз сейчас прочитала первые две книжки про Гарри Поттера, получила массу удовольствия...
07.01.2002 23:08:14, Svetlana
[пусто] 07.01.2002 23:21:05
Ага, спасибо!
У меня муж, когда прочитал первые главы первой книги, обратил мое внимание на то, что эта книга - полностью в русле структуры тех историй и сказок, о которых я пишу на сайте. И правда - сначала рассказывается ситуация, более-менее похожая в принципе на ситуацию любого ребенка - как бы там ни было, почти все дети хотя бы иногда сталкиваются с непониманием взрослых, с тем, что другому ребенку достается больше внимания или вещей и т.д., к тому, что им не справиться, не переубедить взрослых обычными способами.
А потом идет пример успешного преодоления всех нападок (конечно, волшебными средствами, но ведь главную роль играет не волшебная палочка, а терпение, вера в себя, стойкость, верность друзьям, вера в добро - то есть, качества характера) - чем не образец для поведения?
То есть - вся книга - сплошной психологический инструмент. А еще, действительно, как у Марты Виглсуорт, есть отдельные метафоры для частных ситуаций. Третья книга у меня скоро будет, а вот про 4-ю пока не знаю - вышла ли у нас уже? Кажется, еще нет. Как она называется?
07.01.2002 23:36:27, Svetlana
а ві как читаете, если в переводе, то на сайте Гарри Поттера есть 08.01.2002 00:00:25, Шин
Шин, спасибо!
Я читаю в переводе, привыкла уже к издательству "Росмен". Конечно, книжку приятнее почитать, чем с экрана. Третья у нас уже есть, четвертую все равно буду искать дочке. Если не найду почитаю на сайте.
А с переводами этими - так меня раздражает путаница в переводе имен!
Даже в одном издательстве не могут согласовать написание в разных книгах одной серии.
А Вы как к этому относитесь? Мне даже больше нравятся те, где английские названия и фамилии переводятся близко к нормальному английскому произношению (например, Дарсли, Дадли, а не Дурслеи и Дудли). Хотя я понимаю их попытки отразить те многослойные намеки на характер, которые содержатся в оригинале. Впрочем, я и русифицированные версии софта терпеть не могу, предпочитаю английские термины.
08.01.2002 16:56:37, Svetlana
ну вопрос вообще-то сложній. Др вчерашнего дня я Гарри не читала, просто потому, что хотела прочитать єто в оригинале, даже словарь себе на Новій год подарила, но вчера не відержала, сейчас вторую книжку глотаю.
читаю на сайте, уві я весьма люблю єлектронніе тексті, для меня в них масса преимуществ. а насчет переводов и имен - не знаю, пока мне говорящие названия больше нравятся :)
08.01.2002 17:31:29, Шин
:))) 08.01.2002 20:34:12, Svetlana
[пусто] 07.01.2002 23:55:32
:)) Наверное, поэтому эти книжки так популярны стали - написаны очень грамотно в психологическом смысле, и на мой взгляд, очень-очень доброжелательны, с большим пониманием и сочувствием к детям, особенно школьникам, вынужденным приспосабливаться к системе. 08.01.2002 16:46:14, Svetlana
Вот-вот, в свое время - легко и без усилий...
Так что желаю всем "здорового пофигизма", без оглядки на мнение посторонних. Нам помогло очень!
07.01.2002 22:23:16, Svetlana
Маме явно не хватает Вашего внимания.
Очень многие бабушки, страдающие чувством одиночества, невостребованности, в первую очередь интересуются, какие у Вас успехи на работе и оценки у внуков в школе...
07.01.2002 15:08:17, Элла Прокофьева
последнее время єтим занималась младшая сестра
07.01.2002 15:14:13, Шин
Врачам, соседям, видимо, поговорить больше не о чем. Заговорит, будут спрашивать, как она пишет, как считает...
Использование достижений или "неудач", с их точки зрения, ребенка для обогащения их серой жизни - есть повод для умного разговора...
07.01.2002 15:10:50, Элла Прокофьева
Иногда думаю, что помимо отсутствия тем для разговора в наших людях сильнО желание вызвать в других некоторое чувство вины, неудачливости. Видимо, это позволяет как-то компенсировать собственную неудовлетворенность собой и жизнью, которую сам себе создал.
Хорошо бы на это не покупаться.
Или я преувеличиваю?
07.01.2002 22:13:47, Svetlana
И это про свой этнос. Как быть, если что-то из своего же этноса не принимаешь категорически. 08.01.2002 12:23:58, Сонечка
[пусто] 08.01.2002 18:13:25
Хочется другого отношения к детям, например. Чтобы улыбались почаще друг другу. Уезжать не хочу и не приемлю много в своей среде.
Как в среде физтехов - чванство и деление людей в зависимости от интеллекта. То есть вроде твоя среда и в то же время замечаешь в ней нечто очень неприятное.
08.01.2002 18:39:27, Сонечка
[пусто] 08.01.2002 20:36:39
:-) Согласна 08.01.2002 23:47:51, Сонечка
Как быть?
Хороший вопрос...
Я для себя решила - людей не переделаешь, остается принимать их такими, как есть, "ибо не ведают, что творят..."
А сама стараюсь просто делать только то, что считаю для себя возможным, не афишируя и не противопоставляя свой способ поведения поведению других. И ребенка стараюсь так воспитать - с терпимостью к другим и с соблюдением своих собственных этических принципов.
На мой взгляд - это максимум того, что я могу сделать...
Кстати, вопроса этносов для меня почти не существует - я полжизни (каждое лето в детстве) жила на Украине, осень в Питере, зиму в Заполярье. Бывала в разных краях и странах - везде видела людей, хороших и разных, пропорции примерно одинаковы везде.
Во мне есть и польская кровь, и сибирская, в общем - смесь еще та, никакого национализма не допускающая.
Может, это и не всегда здОрово, но в целом позволяет не циклиться на национальных различиях. В конце концов, сейчас так все перемешано, плюс иногда в двух соседних семьях на лестничной площадке традиции и уклад семьи настолько различаются в психологическом смысле, что куда там Европе и Азии... И не слышат, и не понимают друг друга совершенно - как с разных планет!
А туз - он и в Африке туз, как говорится.
Так что все равно смотрю всегда - как и что принято здесь, в конкретной семье...
08.01.2002 17:07:26, Svetlana
а я віросла в городе, где как-то асчитівалась около ста национальностей на стотісяч населения (тогда еще меньше), не то, чтобі я видела много национальностей, но как-то я привікла к невіпячиванию их и м-м-м отсутствию гордости за то, что твоим личнім достоинством не является - национальность ли єто, клановость, или например гордость за то, что ті пятое поколение живущих в єтом городе людей, безродніе мі :)))) 08.01.2002 17:35:58, Шин
Не правда ли, это облегчает включение в любую новую среду? 08.01.2002 20:35:57, Svetlana
неуверена, для меня єто всегда біло испітанием 08.01.2002 20:56:19, Шин
Не преувеличиваете...:) 07.01.2002 22:17:01, Элла Прокофьева
:)) А жаль... 07.01.2002 22:23:44, Svetlana
ну соседка у меня врач :), а врачи - работа у них такая 07.01.2002 15:14:53, Шин
Я выросла среди врачей. У профессионалов отличное чувство юмора: "не говорит, отдыхайте, мамаша, скоро такое скажет...":)
"Сколько шурупов проглотил? Пять? И из-за этого Вы меня среди ночи разбудили?":)
А потом - помогают или спасают, пока мамы, слава Богу, инфаркта избежали...
Ваша соседка чем Вам помогла?
07.01.2002 15:21:18, Элла Прокофьева
она меня спасает :)
у меня дочка от них не вілазит, квартиру обследует, с людьми общается.
а врачи - у вас видимо старая гвардия , у меня мама медик, уві, чувство юмора у большинства знакоміх мне врачей не такое, как ві описали.
07.01.2002 15:37:33, Шин
Да уж. Моя бабуля, достаточно полная женщина, легко так подпрыгнула и ребенка, падающего с эстрады на празднике, подхватила, пока все, и я в том числе, обмерли...
Другая бы мамаше нотацию прочитала и ребенку заодно (чтоб не повадно было), а она улыбалась, чтобы дитё не испугать...
А дитё потом само сказало: "Чуть не упал. Осторожно надо". Может, это она ему и нашептала, но уж точно не со зверским выражением лица...
07.01.2002 15:47:03, Элла Прокофьева
:-) Дети вообще довольно сообразительны по части выводов, если не делать выводов за них :-) 07.01.2002 16:14:52, Сонечка
Согласна полностью. Это мы почему-то считаем их несмышленышами. 07.01.2002 22:11:19, Svetlana
Так это наверное про ранне-развитых в ущерб физическому развитию детей. меня этот бум очень пугает. 06.01.2002 20:28:37, Сонечка
там такой градации не біло просто сравнивалась какая-то статистика по детям лет десять (точно нне помню) назад и сейчас 06.01.2002 21:15:25, Шин
Так и я об этом, этот бум не так давно начался. 06.01.2002 22:10:35, Сонечка
да, видимо, ті права 06.01.2002 22:36:37, Шин
И ещё вопросик. :)) Почему Вы учитываете влияние только двух сфер? :) А этническая сторона жизни каждого человека? Ведь она тоже налагает свои ограничения, причём очень значительные. ;) 06.01.2002 13:41:41, Клавка
Поясните, пожалуйста... 06.01.2002 15:02:34, Элла Прокофьева
С выходом в свет ;) работ Л.Н. Гумилёва этнография для некотрых учёных понемногу переходит в этнологию. :)) Такие люди считают, свлед за Львом Николаевичем, что этническая составляющая существует "сама по себе" и не сводится ни к социальным, ни к биологическим составляющим. 06.01.2002 16:54:03, Клавка
Посмотрите, пожалуйста, вверху обсуждения мой ответ Шин: "Вообще, роль ОГРАНИЧЕНИЯ...":) 07.01.2002 11:03:19, Элла Прокофьева
Наверно, настоящий спор по этому поводу вести здесь нет смысла, поскольку тема такая, что каждый остаётся обычно при своём мнении. Скажу только две вещи:

1. Как бы мы ни хотели, как бы мы ни думали, наличае РАЗНЫХ народов бесспорно и именно это обусловливает то, что вид "человек разумный" - единственный вид, распространившийся по всей Планете. Для того, чтобы гомогенизировать человеческую массу до единого этноса, необходимо всю нашу разнообразную планету превратить также в однородный массив - без гор, полей и рек... :)) Слава Богу, это невозможно. :))) Так что, моё глубочайшее убеждение - разнообразие этносов - это мало того, что замечательно, но так будет всегда, покуда существует человечество, хотим мы этого, или нет. Национальное самосознание - это необходимое понятие каждого человека, в противоположность национализму - уродливой форме этого самосознания, являющаяся часто просто защитной реакцией. :)

2. Теория Л. Гумилёва про пассионарность и т.д., действительно, может и должна подвергаться КРИТИЧЕСКОМУ рассмотрению. Это не отрицал и сам Гумилёв, обращая внимание на то, что его теория - всего лишь гипотеза, которая может оказаться и не состоявшейся. Но я не могу себе представить, что можно всерьёз опровергнуть собранный им фактический материал как историчесткий, так и географический, который он обобщил просто благодаря своей замечательной эрудиции. Эту часть - собирательную, описательную и обобщающую - его исследований никто не отвергал, да там он ничего нового-то и не сказал, просто посмотрел на историю человечества немного под другим ракурсом. То, что этнос - понятие, не сводимое ни к чисто социальному определению, ни к чисто биологическому, как раз следует ни из его теорий, а из простого наблюдения.

Прошу прощения за некоторую резкость :) - сижу тут, болею, да ещё и отчёт пишу, вот, на минтуку ;) оторвалась...
07.01.2002 18:41:55, Клавка
Знаете, чем мне нравится теория психологической андрогении?
Гармоничное сочетание мужских и женских черт в одном индивидууме, при отчетливой половой идентичности. Адаптивность.
Так же и океаническое сознание: способность понять "систему верований" любого земного народа, при отчетливой этнической принадлежности...
07.01.2002 22:05:19, Элла Прокофьева
Во! Это уже близко к тому, о чём я говорю. :) 07.01.2002 23:28:29, Клавка
а я вообще не понимаю, почему єтническая часть віделена вами в третью составляющую.
Єтнос- сочетание-соединение биологии и социума, если говорить еще о третьей стороне єтноса - єнергетической , то на
том уровне есть и род, государство, не вижу причин приоритетности єтноса
07.01.2002 23:42:07, Шин
Не приоритетность, а отдельная сфера человеческого существования. Как есть критерии объекта - форма, размер, цвет..., также и тут - мы живём в биосфере, социосфере и этносфере одновременно. 08.01.2002 00:14:32, Клавка
поясните, чем єтносфера не является сочетанием биолгического и социального?
только потому, что ее принято віделять в отдельное?
08.01.2002 00:19:00, Шин
Как раз не принято. Принято вообще относить как часть социосферы.

Если действительно интересно, могу написать, но не сейчас. Сейчас голова другим забита :) - пишу отчёт по своей работе. Сюда только слегка отдохнуть залажу. :))

На самом деле, если Вы читали Гумилёва (Этногенез и биосфера Земли), то добавить мне нечего - я согласна с ним во многом, только, пожалуй, саму его пассионарную теорию полностью принять пока не могу. :)
08.01.2002 00:44:41, Клавка
Если совсем коротко - в развитии этносов другие законы относительно законов развития биосферы и социосферы. Где-то немного можно описать языками биологии или социологии, но целостную картину, со всеми её закономерностями - нет. Поэтому до сих пор существует понятие "этноГРАФИЯ", а этноЛОГИЯ - мало кем признана. Заслуга Гумилёва как раз в том, что он обозначил проблему. Он попытался несколко восполнить пробел, насколько это ему удалось, покажет время и исследования других учёных. 08.01.2002 03:22:50, Клавка
[пусто] 07.01.2002 22:24:41
Меня она до слез расстрогала, у ле Гуин много о других, не только эта книга. 08.01.2002 12:18:09, Сонечка
[пусто] 08.01.2002 18:15:18
С Вашей подачи Дюну прочла, еще что посоветуете? :-) 08.01.2002 18:41:08, Сонечка
Мне очень понравилась Виктория Угрюмова - но не все!, а именно трилогия про Огненную реку, богиню Кахатанну.
Ну, Амбер, конечно (Желязны) - моя любимая серия... Чиали, наверное, уже?
08.01.2002 20:41:09, Svetlana
Амбер Глебу нравится, мне - меньше.
Марию Семенову с удовольствием почитали Волкодава.
Мне Азимов нравится, про роботов.
08.01.2002 23:46:23, Сонечка
Ага, точно - родственные души :))))
Еще недавно Головачева почитала - ничего, любопытные иллюстрации на тему Добра и Зла.
Только уже названий не помню, кажется, "Палач времен" мне понравился.
09.01.2002 00:07:20, Svetlana
а что ві хотите. я вот тут Лема хочу почитать. ві как к нему относитесь? 08.01.2002 20:15:17, Шин
[пусто] 08.01.2002 20:42:38
А "Кот Шредингера" - это Хайнлайн?
Хайнлайна когда-то очень любила, такие забавные, одновременно и легкие, и задуматься заставляют.
09.01.2002 00:10:42, Svetlana
А первая пара как называется, а то боюсь впечатление испортить. 08.01.2002 23:44:05, Сонечка
мне его посоветовали, как писателя, описавшего других существ, мне интересно посмотреть на все другими глазами, примерить чужие очки
я бі даже на игрушку подобніу время потратила, где можно побівать в чужой шкуре
08.01.2002 21:01:57, Шин
[пусто] 08.01.2002 21:32:35
спасибо, поищу 08.01.2002 22:00:40, Шин
По поводу этносов, как мне обяснили это понятие на уровне "мы и они", и следовательно, неистребимо. В то же время чем легче коммуникации, тем меньше различий - вроде бы. 07.01.2002 19:13:19, Сонечка
Не думаю. :) Если люди могут понять друг друга, это не значит, что они стали похожими. Есть такое понятие - уважение - то есть, я понимаю, что стоящий передо мной человек - другой, но это не мешает мне восхищаться им или, хотя бы, просто общаться и понимать его. 07.01.2002 23:27:40, Клавка
Но ведь точка зрения Льва Николаевича далеко не бесспорна.
Хотя, конечно, этнические, или скорее, культурно-этнические особенности и ограничения безусловно имеют место, и конфликт с генетической составляющей индивида тоже может присутствовать.
Мне кажется, Элла просто в данной теме рассматривает проблему, с одной стороны, более локальную, а с другой - более распространенную и актуальную для нас - тех, кто воспитывает детей в рамках одного этноса, и межэтнических проблем пока не знает. Как хотя бы в такой (упрощенной) ситуации помочь ребенку самореализоваться и органично войти в социум.
Кстати, я думаю, что если человек достаточно развит как личность, владеет приемами саморегуляции и самокоррекции, знаком с историей разных культур и обществ и социализирован хотя бы в рамках одной социальной группы одного этноса, то в будущем при необходимости он сможет адаптироваться и к смене социальных структур, и к межэтническим взаимодействиям.
06.01.2002 21:47:26, Svetlana
:) 07.01.2002 11:04:06, Элла Прокофьева

Читайте также
5 фильмов, вдохновляющих на добро: уроки из кинематографа
Фильмы, которые лучше всего рассказывают о благотворительности и вдохновляют на добрые дела

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!